Вучедольская культура
![]() | |
Географический диапазон | Северо-западные Балканы, Паннонская равнина |
---|---|
Период | энеолит , бронзовый век |
Даты | в. 3000 г. до н.э. – 2200 г. до н.э. |
Основные сайты | Вучедол , недалеко от Вуковара , Хорватия. |
Предшественник | Баденская культура , Хварская культура , Коцофенская культура , Ямная культура |
С последующим | Культура Нагирева , Культура Цетины , Культура колокольных кубков , Культура Шомогивар-Винковцы , Культура Ватин |
Культура Вучедол ( сербско-хорватский : Вучедольская культура , Вучедольская культура ) процветала между 3000 и 2200 годами до нашей эры. [ 1 ] ( энеолитический период самого раннего кузнечного дела из меди), сосредоточенный в Сирмии и восточной Славонии на правом берегу реки Дунай , но, возможно, распространившийся по всей Паннонской равнине , западным Балканам и на юг. Таким образом, он был современником шумерского периода в Месопотамии , раннединастического периода в Египте и самых ранних поселений Трои (Трои I и II). Археогенетика связывает культуру с ямными миграциями непосредственно из степей, смешавшихся с неолитическими людьми. [ 2 ] Потребность в меди привела к распространению культуры Вучедол с ее родины, Славонии, на более широкий регион Центральной и Юго-Восточной Европы. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Вслед за баденской культурой пришла еще одна волна возможных носителей индоевропейского языка на берега Дуная . Одним из крупных занимаемых ими мест является современный Вучедол расположенный в шести километрах ниже по течению от города Вуковар , в Хорватии . По оценкам, на этом месте когда-то проживало около 3000 жителей, что делало его одним из крупнейших и наиболее важных европейских центров своего времени. По мнению Богдана Брукнера, протоиллирийцы произошли от этой волны индоевропейских поселенцев. [ 4 ] [ ISBN отсутствует ]
Ранние этапы культуры занимали места недалеко от горных хребтов, где находились месторождения меди, из-за их главного изобретения: последовательного изготовления инструментов из мышьяковой меди с повторным использованием двойных, состоящих из двух частей форм.
Культура Вучедол на своем пике полностью или частично охватывала 14 сегодняшних европейских стран – Чехию, Словакию, Австрию, Венгрию, Румынию, Словению, Италию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Сербию, Черногорию, Косово, Албанию, а одно поселение даже зарегистрирован в Восточной Греции.
Культурные фазы
[ редактировать ]

Культура Вучедол развилась из двух более старых энеолитических культур: баденской культуры , главным образом на Паннонской равнине , и костолацкой культуры в северной Сербии и западной Румынии , поэтому основным регионом развития Вучедола является восточная Хорватия и регион Сирмии.
Археологическую стратиграфию Вучедольской культуры можно разделить на четыре этапа:
- Доклассический период А
- Ранний классический период B1
- Классический период B2
- Период расширения региональными типами, C:
- Восточнохорватский (славяно-сирмский тип)
- Западно-боснийский (тип Хрустоваца)
- Южнобоснийский (тип Дебело Брдо)
- Северо-сербский (тип Джурдевачка Главица)
- Словенский - Западнохорватский (тип Люблянского болота)
- Задунайский (паннонский венгерский тип)
- Восточно-австрийско-чешский тип
Культура Вучедол - это последняя энеолитическая культура региона, демонстрирующая характерно широкое использование боевого топора в его форме «Банниабик». Культовые объекты предполагают практику новых культов, сильно отличающихся от неолитической концепции Magna Mater: культ Оленя, [ 6 ] солярные мотивы в форме матки, фигуры женщин в одежде без украшений сексуального характера или плодородия, символы двойного топора. В керамике новые формы и новый богатый декор характеризуются впечатляющей находкой - голубем Вучедол. Культура Вучедоль в огромных масштабах эксплуатировала самородные медные руды. Поселения разрушили более ранние энеолитические поселения, а новые поселения Вучедол возникли также в регионах, где их ранее не существовало.
Возникновение доминирующего класса охотников-воинов является предварительным просмотром изменений, которые будут характерны для восточной и средней Европы раннего бронзового века.
Социальная организация
[ редактировать ]
По сравнению с более ранними и современными культурами, культура Вучедол использовала разнообразие источников пищи: люди Вучедол были охотниками, рыбаками и земледельцами, с некоторыми убедительными признаками того, что они выращивали определенных домашних животных. Таким образом, культура была более устойчивой к нуждам.
Главой общины был шаман -кузнец, обладающий тайными знаниями о том, как избежать ядовитого газа мышьяка, что связано с технологией изготовления меди, а также пониманием годового цикла. Однако вся жизнь шамана-кузнеца не могла пройти без биологических последствий хронического воздействия мышьяка: медленной потери координации движений тела и в то же время усиления сексуальной потенции. «Вот почему», по мнению Александра Дурмана, «все энеолитические или более поздние боги металлургии отождествляются с плодородием, а также почему все боги почти во всех ранних культурах – безвольные». [ 8 ]
Это было общество глубоких социальных изменений и расслоения, приведшее к зарождению племенной и военной аристократии. Также у вучедольцев было достаточно времени, чтобы выразить свой духовный взгляд на мир.
Керамика
[ редактировать ]В наше время керамика Вучедола стала известна во всем мире. Возникла очень характерная биконическая форма и типичные орнаменты, во многих случаях с типичными «ручками», которые были почти нефункциональными, но были ключом к пониманию орнаментов, имевших символическое значение, представляющих такие идеи, как «горизонт», «горы», «небо», «подземный мир», «солнце», «созвездие Ориона », « Венера » и так далее. [ 9 ]
Голубь Вучедол
[ редактировать ]
Одним из самых известных произведений Вучедола является ритуальный сосуд, изготовленный между 2800 и 2500 годами до нашей эры, названный по спекулятивному приписыванию М. Сепера, нашедшего его в 1938 году, «Вучедолский голубь» ( vučedolska golubica ). Однако последняя интерпретация заключается в том, что сосуд имеет форму самца куропатки , символа плодородия, чье хромающее защитное поведение против нападения хищников на гнездо куропатки на земле связывает его с хромающим шаманом-кузнецом, согласно последней интерпретации. недавняя интерпретация Александра Дурмана из Загреба . [ 8 ] Фигура представляет собой замечательный образец художественного творчества и религиозной символики, связанной с культом Великой Матери . [ 10 ] «Вучедольский голубь» — ритуальный сосуд высотой 19,5 см, изготовленный из обожженной глины. На шее вырезаны три символа двойных топоров и ожерелье с линиями, охватывающими крылья и грудь, а также необычный гребень на затылке. Если форма гребня, тщательно очерченные крылья и грудь доказывают, что это одомашненный голубь , то он был выращен в Европе 4500 лет назад, гораздо раньше, чем мы обычно думаем. «Вучедолский голубь» — старейшая фигурка голубя, найденная на сегодняшний день в Европе. [ 11 ]
Ритуальный сосуд был изображен на реверсе хорватской банкноты номиналом 20 кун , выпущенной в 1993 и 2001 годах. [ 12 ]
Астральный календарь
[ редактировать ]

Среди самых известных произведений — керамика, датированная 2600 годом до нашей эры, с астральным календарем, первым найденным в Европе, который показывает год, начинающийся с сумерками первого дня весны. [ 15 ]
Он основан на цикле Ориона, показанном точной последовательностью созвездий на сосуде, найденном в энеолитическом кургане в самом центре современного города Винковцы . Климатические условия этой широты характеризуются четырьмя сезонами в году. [ Примечание 1 ] Простое объяснение календаря Вучедол состоит в том, что каждая из четырех боковых полос на сосуде представляет четыре времени года, начиная с весны наверху. Каждая группа разделена на двенадцать коробок, что составляет 12 «недель» каждого сезона. В каждой коробочке находится идеограмма небесных объектов, лежащих в определенной точке горизонта сразу после наступления сумерек. Местом отсчета на горизонте является точка, в которой (в те времена) Пояс Ориона исчезал из поля зрения в конце зимы, что означало начало нового года. Пиктограммы в коробках представляют: Орион , Солнце, Кассиопею , Лебедя , Близнецов , Пегаса и Плеяды . Если поле пусто, это означает, что в контрольной точке в соответствующее время ничего не было видно. [ Примечание 2 ] [ нужна ссылка ]
Образ жизни и религия
[ редактировать ]Люди вучедольской культуры жили в глинобитных домах с соломенными крышами. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Вучедольцы жили на вершинах холмов, окруженных частоколами. Дома были полузасыпаны, в основном квадратные или круглые в плане, с полами из обожженной глины; формы также сочетались в форме грибов; были круглые камины.
Дома на стоянке Вучедол также были местами рождения и захоронения. продуктов, было обнаружено несколько человеческих скелетов В ямах, которые когда-то служили ямами для хранения . Их тела были помещены ритуальным образом, с некоторыми возможными признаками человеческого жертвоприношения . [ 20 ] Также были обнаружены следы на лбу черепов , которые можно было отнести к какому-то посвящению в раннем детстве каплей расплавленной меди . [ 21 ]
Торговля с другими культурами
[ редактировать ]Некоторые исследователи вучедольской культуры [ ВОЗ? ] утверждали, что между территорией вучедольской культуры и элладской культурой на юге существовала регулярная торговля.
Культурные элементы, обнаруженные в фазе B2 культуры Вучедол, по-видимому, возникли в первой фазе среднего бронзового века элладской культуры материковой Греции. [ нужна ссылка ]
Источник
[ редактировать ]Раскопанное поселение Вучедол составляет основу стратиграфической структуры всей культуры.
Невозможно сделать никаких окончательных выводов о языковом характере Вучедола, таких как вывод о том, что его жители были лингвистически индоевропейцами или в какой степени они смешались с коренным европейским населением в регионах восточного Адриатического побережья, Далмации и Герцеговины с некоторыми а также части Боснии.
Археогенетика
[ редактировать ]Исследование, опубликованное в журнале Nature в феврале 2018 года , включало анализ трех человек, принадлежащих к культуре Вучедол. Один мужчина нес гаплогруппу R1b-z2103 и T2e , а другой — G2a2a1a2a и T2c2 . Женщина несла U4a . [ 22 ] В модели трехсторонней примеси первый мужчина примерно имел 58% раннеевропейских фермеров , 42% западных степных пастухов и 0% предков, связанных с западными охотниками-собирателями , второй мужчина - 93% EEF, 4% WSH и 3% WHG, а женщина - 37 % EEF, 54% WSH и 10% WHG. [ 23 ] По мнению Лазаридиса, R1b-Z2103 связан с ямной миграцией из степей. [ 2 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Керамическая чашка из кургана Мала Груда.
-
Ceramic vessel from the Mala Gruda tumulus
-
Находки из кургана Боевица Груда
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Датирование, как в Яне Шоу, изд., Археологический словарь , 2002, и в других местах; методы датирования обсуждаются в книге Александра Дурмана и Богомила Обелича, Радиоуглеродное датирование культурного комплекса Вучедол , 1989.
- ^ Перейти обратно: а б Лазаридис, Иосиф; и др. (2022). «Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой» . Наука . 377 (6609): eabm4247. дои : 10.1126/science.abm4247 . ПМЦ 10064553 . ПМИД 36007055 . S2CID 251843620 .
- ^ Небесная символика в культуре Вучедол - Александр Дурман, факультет археологии, Загребский университет, Хорватия.
- ^ Богдан Брукнер, «Балканы и Центральная Европа в доисторическую эпоху - сходства и различия в развитии», Нови-Сад , 1992, стр. 26.
- ^ «Плохой Грауч» . г-н Котор .
- ^ Глиняная модель оленя с вазой на голове, глиняный алтарь и тщательно сохранившийся полный скелет оленя свидетельствуют о ритуальном значении оленя (Зване Чрня, Культурная история Хорватии , 1962:28).
- ^ «Цифровая реконструкция городища Вучедол (Музей культуры Вучедол - видео)» . Ютуб .
- ^ Перейти обратно: а б Дурман, Александр (2004). Хромой Бог Вучедола . Городской музей Вуковара. ISBN 9789537115043 .
- ^ Дурман, Александр (2001). «Небесная символика в вучедольской культуре» . Документа Преисторика . 28 : 215–226. дои : 10.4312/dp.28.12 .
- ^ «Культура Вучедол | CROSCI - Хорватский научный портал» . crosci.com . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «Вучедольская культура Восточной Хорватии» . Славорум . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Хорватский национальный банк . Характеристики банкнот кун, заархивированных 6 мая 2009 года в Wayback Machine : 20 кун, заархивированных 4 июня 2011 года в Wayback Machine (выпуск 1993 года) и 20 кун, заархивированных 4 июня 2011 года в Wayback Machine (выпуск 2001 года). - Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ Дурман, Александр (2001). «Небесная символика в вучедольской культуре» . Доисторический документ . 28 : 215–226. дои : 10.4312/dp.28.12 .
- ^ Дурман, Александр (2001). «Небесная символика в вучедольской культуре» . Доисторический документ . 28 : 215–226. дои : 10.4312/dp.28.12 .
- ^ «Вучедольская культура» [Вучедольская культура]. 2009 Выставка Славония, Баранья, Сриджем (на хорватском языке). Министерство культуры (Хорватия) . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ↑ Культура Вучедол , 16 января 2010 г.
- ^ Грант, Джим (2008). Учебник археологии: введение в темы, места, методы и навыки . Рутледж. ISBN 9780415526883 .
- ^ Форенбахер, Сташо (1994). «Архитектура позднего медного века в Вучедоле, Хорватия». Журнал полевой археологии . 21 (3): 307–323. дои : 10.2307/530333 . JSTOR 530333 .
- ^ Дом, Музей культуры Вучедол . Архивировано 19 апреля 2022 г. в Wayback Machine , 12 февраля 2018 г.
- ↑ Подробное обсуждение см. в Марине Миличевич-Брадак, «Обращение с мертвыми на энеолитической стоянке Вучедол, Хорватия», Археология культа и религии (Archaeolingua) 2001.
- ^ «Образ жизни вучедолцев» . www.oocities.org . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Мэтисон 2018 .
- ^ Паттерсон, Ник; и др. (2022). «Массовая миграция в Британию в период от среднего до позднего бронзового века» (PDF) . Природа . 601 (7894): 588–594. Бибкод : 2022Natur.601..588P . дои : 10.1038/s41586-021-04287-4 . ПМЦ 8889665 . ПМИД 34937049 . S2CID 245509501 .
см. файл Excel. Дополнительная таблица 5: Лица из Великобритании, Ирландии и Центральной Европы, включенные в анализ временных разрезов (n = 2484).
- ^ Бакович, Майл (2008). «Княжеский курган Груды Больевича Подгорица, Черногория» . Mom Editions . 58 (1): 375–381.
- ^ «Топор, Груда Болевича, Черногория» . Институт изучения древнего мира . 21 сентября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Мэтисон, Иэн (21 февраля 2018 г.). «Геномная история Юго-Восточной Европы» . Природа . 555 (7695). Исследования природы : 197–203. Бибкод : 2018Natur.555..197M . дои : 10.1038/nature25778 . ПМК 6091220 . ПМИД 29466330 .
- Дурман, Александр; Обелич, Богомил (1989). «Радиоуглеродное датирование Вучедольского культурного комплекса» . Радиоуглерод . 3 (3): 1003. Бибкод : 1989Radcb..31.1003D . дои : 10.1017/S0033822200012649 . S2CID 131669078 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Вучедол Орион и старейший европейский календарь» . Архивировано из оригинала 5 июля 2009 года.
- Небесная символика культуры Вучедол (Паштор, 2015).
- Цифровая реконструкция городища Вучедол (Музей культуры Вучедол - видео)
45 ° 21' с.ш., 19 ° 00' в.д. / 45,350 ° с.ш., 19 000 ° в.д.
- Неолитические культуры Европы
- Энеолитические культуры Европы
- Культуры Европы бронзового века
- Археологические культуры Европы
- Археологические культуры Австрии
- Археологические культуры Боснии и Герцеговины
- Археологические культуры Хорватии
- Археологические культуры Чехии
- Археологические культуры Венгрии
- Археологические культуры Румынии
- Археологические культуры в Сербии
- Археологические культуры Словакии
- Археологические культуры Украины
- История Славонии
- Энеолитическая Сербия
- Древние народы
- История Сирмии
- Предыстория Воеводины