Бейерс Науде
Бейерс Науде | |
---|---|
![]() Наде в 1972 году | |
Рожденный | |
Умер | 7 сентября 2004 г. | (89 лет)
Другие имена | Бейерс Науде, Оом Бей ( на языке африкаанс «дядя бей») |
Альма-матер | Стелленбосский университет |
Занятие | Священник |
Известный | против апартеида Активист |
Супруг | Ильза Хедвиг Ведер |
Родители) | Жозуа Франсуа Ноде и Адриана Йоханна Зонда ван Хейсстин |
Кристиан Фредерик Бейерс Науде (10 мая 1915 — 7 сентября 2004) — южноафриканский африканер-кальвинист , теолог и ведущий африканерский выступающий против апартеида . активист, [ 1 ] Он был известен просто как Бейерс Науде или, в просторечии, Оом Бей ( на языке африкаанс означает «дядя Бей»).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Один из восьми детей, Бейерс Науде родился в семье Жозуа Франсуа Науде и Адрианы Йоханны Науде (урожденной) ван Хейсстин в Рудепорте , Трансвааль (ныне Гаутенг ). Родоначальником фамилии Наде был французский беженец -гугенот по имени Жак Ноде, прибывший на мыс в 1718 году. [ 2 ] Фамилия Наде — одна из многочисленных французских фамилий, сохранивших свое первоначальное написание в Южной Африке. Бейерс-Науде был назван в честь генерала Кристиана Фредерика Бейерса , под командованием которого его отец служил солдатом и неофициальным военным капелланом во время второй англо-бурской войны . [ 3 ]
Жозуа Науде, африканер-кальвинистский священник, или « Домини », «был убежден, что британцы никогда не уйдут». [ 4 ] Он помог основать [ 5 ] Бродербонд (африкаанс, «Братство » или «Лига братьев»), [ 1 ] африканеров-кальвинистов могущественное тайное общество , игравшее доминирующую роль в Южной Африке при апартеиде . «Брудербонд » стал особенно синонимом Национальной партии, в которой доминируют африканеры , которая пришла к власти в 1948 году и проводила политику расовой сегрегации апартеида. Старший Науде также помог создать самые ранние переводы Библии на новый стандартизированный язык африкаанс . [ 5 ]
В 1921 году семья Наде переехала в город Грааф-Рейнет в Капской провинции , в регионе Кару. Бейерс Науде учился в Afrikaans Hoërskool (Средняя школа африкаанс), поступив в 1931 году. [ 3 ] [ 6 ] Науде изучала теологию в Стелленбошском университете и жила в Вильгенхофа мужском доме . Он окончил университет в 1939 году со степенью магистра языков и теологии. [ 1 ] Его преподавателем социологии был будущий премьер-министр и главный архитектор апартеида Х. Ф. Фервурд . [ 4 ] [ 7 ] Но Науде выразил благодарность стелленбошскому богослову Бену Киту за то, что он заложил основу для своего богословского инакомыслия. [ 7 ]
Науде была рукоположена в 1939 году в сан священника Южноафриканской голландской реформатской церкви и присоединилась к Бродербонду как ее самый молодой член. В течение 20 лет он служил различным собраниям, [ 8 ] начиная с Веллингтона в Западно-Капской провинции (1940–1942), Локстона (1942–1945), Претории - Южный-Олифанцфонтейн (1945–1949), Восточной Претории (1945–1954), Почефструма (1954–1959) и Аасвоэлькопа ( Йоханнесбург ). (1959–1963) проповедовал религиозное оправдание апартеида. [ 1 ] 3 августа 1940 года Науде женился на Ильзе Ведер, отец которой был моравским миссионером. [ 3 ] У пары было трое сыновей и дочь. [ 6 ]
Деятельность против апартеида
[ редактировать ]Резня в Шарпевиле в 1960 году (во время которой южноафриканская полиция убила 69 чернокожих демонстрантов, протестовавших против ограничений их свободы передвижения) положила конец его поддержке политических учений своей церкви. Он начал подвергать сомнению библейское оправдание апартеида со стороны Голландской реформатской церкви: «Я тщательно изучил Библию, чтобы доказать, что эти оправдания недействительны. Я пришел к выводу, что отрывки, которые использовали белые представители ДРК для оправдания апартеида, были необоснованно. В некоторых случаях имело место намеренное искажение с целью доказать недоказуемое!» [ 9 ] Через три десятилетия после его ухода из деноминации активная поддержка Науде расового примирения и равных прав привела к волнениям в Голландской реформатской церкви.
Коттесло и Христианский институт Южной Африки
[ редактировать ]В ответ на Шарпевиль Всемирный совет церквей (ВСЦ) направил делегацию в Йоханнесбург для встречи со священнослужителями. [ 4 ] Наде, который к тому времени был модератором своего церковного округа (Синода Южного Трансвааля), помог организовать консультацию ( Консультацию Коттесло ). между ВСЦ и восемьюдесятью делегатами южноафриканской церкви в Коттесло, пригороде Йоханнесбурга. [ 1 ] [ 10 ] отвергли Резолюции Консультации в Коттесло расовую принадлежность как основание для исключения из церквей и подтвердили право всех людей владеть землей и иметь право голоса в том, как ими управляют. [ 10 ] Науде, единственный среди делегатов своей церкви, упорно продолжал отвергать любые богословские основы апартеида после того, как премьер-министр Фервурд вынудил делегацию ДРК отказаться от консультации. [ 1 ] Голландская реформатская церковь позже вышла из Всемирного совета церквей.
В 1963 году Науде основал Христианский институт Южной Африки (ХИ), экуменическую организацию с целью содействия примирению посредством межрасового диалога, исследований и публикаций. ДРК заставила Наде выбирать между статусом министра и директором ИЦ. Затем он оставил свой церковный пост, покинул свою общину Аасвоелкоп в Нортклиффе, Йоханнесбург, и ушел из Бродербонда в 1963 году. В результате он потерял свой статус служителя Голландской реформатской церкви. В его последней проповеди перед прихожанами отмечалось: «Мы должны проявлять большую преданность Богу, чем человеку». [ 4 ] Стоически предвидя грядущее огромное давление со стороны африканерского политического и церковного истеблишмента, он сказал жене: «Мы должны подготовиться к десяти годам пребывания в пустыне». [ 1 ] Бывший архиепископ Десмонд Туту позже сказал: «Бейерс стал прокаженным в сообществе африканеров». [ 7 ]
В том же году Науде обвинили в передаче в прессу секретных, конфиденциальных и несанкционированных документов о Бродербонде. Исследователь Нового Завета из Университета Витватерсранда, профессор Альберт С. Гейзер позже признал, что он слил документы. Науде передала документы Гейзеру, чтобы оценить степень влияния Бродербонда на церковь. Затем Гейзер предоставил информацию журналисту The Sunday Times . [ 7 ] Книга Суперафриканеры. Книга «Внутри Африканерского Бродербонда» , написанная Айвором Уилкинсом и Гансом Стридомом и опубликованная в 1978 году, содержит список имен возможных членов Бродербонда. Источником этих документов, полученных без разрешения, была возложена ответственность за Науде. [ 11 ] В 1967 году Науде и Гейзер выиграли дело о клевете против консервативного профессора Претории Адриана Понта, который назвал их коммунистами. [ 3 ]
В 1970 году Науде был среди немногих белых южноафриканских христианских лидеров, «которые открыто призвали к пониманию решения ВСЦ» предоставить финансовую поддержку освободительным движениям на юге Африки. [ 12 ] «Если кровь прольется на улицах Южной Африки, то это произойдет не потому, что Всемирный совет церквей что-то сделал, а потому, что церкви Южной Африки ничего не сделали», — сказал Науде. В ответ государство в 1972 году сформировало Комиссию Шлебуша для расследования христианских организаций, выступающих против апартеида. Когда Науде отказался давать показания, его судили и заключили в тюрьму. После ночи в камерах министр ДРК заплатил штраф. [ 13 ]
Во время поездки в Германию и Великобританию в 1972 году Науде проповедовала в Вестминстерском аббатстве , став «первым богословом-африкаансом, удостоенным такой чести». [ 3 ] В 1973 году государство отозвало его паспорт. [ 8 ] но временно вернул его в 1974 году, чтобы он мог поехать в Университет Нотр-Дам , Саут-Бенд, Индиана, США, чтобы получить Премию Рейнхольда Нибура за справедливость и мир. [ 3 ]
Поскольку в состав Коминтерна все чаще входили чернокожие африканские радикалы, такие как Стив Бико , Науде пришлось нести на себе основную тяжесть преследований со стороны полиции государственной безопасности. В конце концов, в 1977 году государство вынудило CI закрыться. [ 1 ]
Запрет и SACC
[ редактировать ]С 1977 по 1984 год правительство Южной Африки «запретило» Науде – это была форма домашнего ареста с жесткими ограничениями на его передвижения и общение. Например, он не мог находиться в одной комнате более чем с одним человеком. [ 5 ] Та же участь постигла и других лидеров Христианского института, в том числе Брайана Брауна, Седрика Мейсона и Питера Рэндалла . Хотя Науде находился под постоянным наблюдением полиции, ему удавалось тайно помогать противникам апартеида передвигаться по Южной Африке и за ее пределами, предоставляя им старые автомобили, которые он отремонтировал сам. Позже он пошутил, что это был «мой небольшой вклад в борьбу, которую я знал, что был прав». [ 14 ] Его представителем АНК был Сидней Муфамади , который стал министром провинциального и местного самоуправления в правительстве после апартеида. [ 7 ]
В 1980 году Науде и трое других теологов ДРК порвали с ДРК и были приняты в качестве духовенства Голландской реформатской церковью в Африке, черной африканской деноминацией, основанной белой голландской реформатской церковью. [ 7 ]
После снятия запрета в 1985 году он сменил архиепископа Десмонда Туту на посту генерального секретаря Южноафриканского совета церквей . В этой роли он призвал к освобождению политических заключенных (особенно Нельсона Манделы ) и переговорам с Африканским национальным конгрессом . [ 15 ] В 1987 году режим апартеида объявил вне закона публичные призывы к освобождению задержанных. Но Науде призвал христиан продолжать публично молиться за задержанных, несмотря на угрозы правительства тюремного заключения. [ 16 ]
После окончания срока его полномочий в Совете церквей Южной Африки Науде продолжал служить ряду организаций, выступающих против апартеида и развития, включая Фонд защиты и помощи для Южной Африки , Экуменическую службу социально-экономических преобразований, Kagiso Trust и Редакция журнала «Вызов». [ 17 ]
Влияние постапартеида
[ редактировать ]После 1990 года Науде иногда открывала мероприятия АНК чтением Священных Писаний. [ 7 ] В том же году он был приглашен Африканским национальным конгрессом в качестве единственного африканера в их делегации на переговорах с правительством Национальной партии в Грооте Шур. Несмотря на свою давнюю связь с Африканским национальным конгрессом, Науде так и не присоединился к партии. [ 7 ] Некоторые предполагают, что это, наряду с его преклонным возрастом и постоянным плохим здоровьем в течение последних нескольких лет его жизни, привело к тому, что он оказался в стороне от политики. Другие приходят к выводу, что Науде отличалась жесткой независимостью и никогда не стремилась к личному продвижению. Например, несмотря на свою связь с АНК, он также поддерживал связи с движением черного сознания и Панафриканским конгрессом . [ 5 ]
В 2000 году он подписал Декларацию о приверженности белых южноафриканцев, публичный документ, в котором признавалось, что апартеид нанес ущерб чернокожим южноафриканцам. [ 7 ]
После своей смерти 7 сентября 2004 года в возрасте 89 лет Нельсон Мандела восхвалял Науде как «настоящего гуманиста и настоящего сына Африки». [ 18 ] Науде На официальных государственных похоронах в субботу, 18 сентября 2004 г., присутствовали президент Табо Мбеки , другие высокопоставленные лица и высокопоставленные представители АНК. Прах Наде был развеян в городке Александра , недалеко от Йоханнесбурга . У него остались жена, четверо детей и двое правнуков. [ 3 ] [ 4 ]
Несмотря на преследование со стороны своей собственной этнической группы, Науде «никогда внешне не выражал злобы к своим бывшим противникам. небольшой вклад, который я мог бы сделать». [ 4 ]
Почести и похвалы
[ редактировать ]За свою жизнь Науде получил несколько наград, в том числе Премию Бруно Крайского за заслуги в области прав человека (Австрия, 1979 г.) [1] , Премию Франклина Д. Рузвельта «Четыре свободы» (США, 1984 г.) [2] , Премию Афроамериканского института ( США, 1985 г.), Премия Роберта Ф. Кеннеди в области прав человека (США, 1985 г.) вместе с Алланом Босаком и Винни. Мандела, [ 19 ] Премия Шведского рабочего движения (Швеция, 1988 г.), Орден Оранже-Нассау (Нидерланды, 1995 г.), Орден «За заслуги» (Золотой) (Южная Африка, 1997 г.) и Орден «За заслуги» (Германия, 1999 г.). [ 17 ]
Науде при жизни получил четырнадцать почетных докторских степеней. [ 6 ] а в 1993 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира Комитетом службы американских друзей . [ 20 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2001 году город Йоханнесбург, где он прожил большую часть своей жизни в пригороде Гринсайд, почтил Науде несколькими способами. Науде получил свободу города Йоханнесбурга, а DF Malan Drive, главная дорога в Йоханнесбурге, была переименована в Beyers Naudé Drive . Библиотечные сады в центре Йоханнесбурга, ранее известные как Рыночная площадь, были переименованы в площадь Бейерс-Науде . [ 21 ] В 2004 году Науде заняла 36-е место среди 100 лучших южноафриканцев в неофициальном опросе, проведенном телевизионной программой Южноафриканской радиовещательной корпорации.
Исполняющий обязанности секретаря Всемирного совета церквей Жорж Лемопулос назвал Науде «одним из истинных христианских пророков нашего времени». [ 12 ] Комментарии Наде после восстания в Соуэто в 1976 году дальновидно предсказывали отток южноафриканцев в эпоху после апартеида. Он предупредил, что привилегии белых не могут и не должны продолжаться. [ 7 ] «Для многих будет невозможно жить в этом новом южноафриканском обществе; они будут уничтожены физически, эмоционально и психологически. Им будет разрешено остаться, но они сочтут атмосферу неприемлемой, и поэтому многие скажут: «Мы не можем приспособиться». , нам пора идти.» [ 10 ] Университет Свободного государства изменил название одного из своих общежитий (JBM Hertzog) на Beyers Naudé. [ 22 ] В Леувардене , Нидерланды , местная христианская гимназия (средняя школа, сравнимая с гимназией ) была переименована в честь Бейерса Науде. [ 23 ]
В 2002 году его именем была названа школа в Соуэто (средняя школа доктора Бейерса Науде.
См. также
[ редактировать ]- Христианский институт Южной Африки
- Список людей, подпадающих под запрет при апартеиде
- За правду
- Раван Пресс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Брокман, Норберт К. (1994). «Науде, Кристиан Фредерик Бейерс, р. 1915. Реформатор. Южная Африка». Африканский биографический словарь .
- ^ Луган, Бернард (1996). Эти французы, создавшие Южную Африку [ Французы, создавшие Южную Африку ] (на французском языке). ISBN 2-84100-086-9 . .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Бейерс Науде». Африканский национальный конгресс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернштейн, Адам (8 сентября 2004 г.). «CF Beyers Naude (так в оригинале) умирает; священнослужитель выступал против режима апартеида». Вашингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б с д Саггот, Мунго (8 сентября 2004 г.). «Некролог: Преподобный Бейерс Науде - мужественный африканерский священнослужитель, ставший чемпионом освободительной борьбы Южной Африки». Хранитель .
- ^ Jump up to: а б с «Мистер Бейерс Науде» . Кто есть кто в Южной Африке . Архивировано из оригинала 11 августа 2007 года . Проверено 21 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Борьба веры Бейерса Науде». Независимый . 7 сентября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б «Бейерс Науде». Энкарта .
- ^ Аллан, Яни (23 апреля 1989 г.). «Бунтарь с целью – смягчить поворотный момент» . Проверено 12 июня 2016 г. - через Sunday Times.
- ^ Jump up to: а б с Вайс, Рут (июль 1982 г.), «Белый с черным сердцем», новый интернационалист
- ^ Уилкинс, Айвор; Стридом, Ганс (1978). Суперафриканеры: внутри африканерского Бродербонда . Джонатан Болл. ISBN 9780868500089 .
- ^ Jump up to: а б «Письмо преподобному доктору Молефе Целе, генеральному секретарю Южноафриканского совета церквей, 7 сентября 2004 г.». Жорж Лемопулос. Всемирный совет церквей
- ^ Международная комиссия юристов, Женева, изд. (1975). Суд над Байерсом Науде – христианское свидетельство и верховенство закона . Лондон: Поисковая пресса. ISBN 978-0-85532-355-4 .
- ^ «Некрологи: Бейерс Науде». Телеграф . 7 сентября 2004 г.
- ^ «Просьба Церкви». Время . 12 апреля 2005 г.
- ^ Смит, Уильям Э. (27 апреля 1987 г.). «Кампания Железного кулака в Южной Африке». Время .
- ^ Jump up to: а б SA оплакивает кончину доктора Бейерса Науде , Совет церквей Южной Африки, 7 сентября 2004 г.
- ^ Рамзи, Остин (13 сентября 2004 г.). «Вехи». Время .
- ^ «Лауреаты Центра Роберта Ф. Кеннеди» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года.
- ^ «Прошлые номинации AFSC на Нобелевскую премию» . Архивировано из оригинала 15 августа 2008 года . Проверено 12 января 2007 г.
- ↑ Beyers Naude Square становится естественным. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , joburg.org.za, получено 20 сентября 2014 г.
- ↑ Вопросы жилья и проживания - Бейерс Науде. Архивировано 15 февраля 2016 г. в Wayback Machine , Университет Свободного государства.
- ^ «CG Beyers Naude - Леуварден > о школе > Идентичность» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бейерс Науде — христианская и африканерская оппозиция апартеиду [ постоянная мертвая ссылка ]
- высказывания африканера , 1987, 58 минут Крик разума: видео
- Изображение заархивировано 11 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
- Центр публичного богословия Бейерса Науде при Стелленбосском университете
- Интервью Тора Селлстрема с Бейерсом Науде в рамках проекта «Северная документация по освободительной борьбе в Южной Африке» - от 15 сентября 1995 г.
- 1915 рождений
- 2004 смертей
- Кальвинистские и реформатские богословы XX века
- Африканеры
- Кальвинистские и реформатские активисты, выступающие против апартеида
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Люди из Рудепорта
- Южноафриканские кальвинистские и реформатские богословы
- Духовенство Голландской реформатской церкви в Южной Африке
- Выпускники Стелленбосского университета
- Африканерские активисты, выступающие против апартеида
- Похороны на кладбище Вестпарк
- Лауреаты премии Роберта Ф. Кеннеди в области прав человека