Субхи-Азал
Субхи-Азал | |
---|---|
![]() Шубхи Азал в возрасте 80 лет, Фамагуста, около 1911 года. [ 1 ] | |
Рожденный | г-жа Яхья Нури 1831 Тегеран, Иран |
Умер | 29 апреля 1912 г. Фамагуста , современный Кипр. | (80 лет)
Известный | Лидер азалийского бабизма |
Заголовок | Субхи-Азал |
Преемник | Оспаривается |
Шубхи-Азал (1831–1912, урожденный Мирза Яхья ) был иранским религиозным лидером азали-бабизма . [ 2 ] известен своим конфликтом со своим сводным братом Бахауллой из-за руководства общиной баби после 1853 года.
В 1850 году, когда ему было всего 19 лет, Баб назначил его руководителем общины баби. Когда в 1852 году начался погром против Баби, Субхи-Азал бежал в Багдад и провел там 10 лет, прежде чем присоединиться к группе изгнанников Баби, которые были вызваны в Стамбул. За время пребывания в Багдаде напряженность в отношениях с Бахауллой возросла, поскольку паломники Баби начали обращаться к нему за руководством. Правительство Османской империи далее сослало группу в Эдирне, где объявление Бахауллой божественного откровения превратило напряженность в открытый конфликт, кульминацией которого стали публичные дебаты, на которые Субхи-Азал не явился, и попытка Субх-и-Азаля. и-Азал, чтобы отравить Бахауллу.
В 1868 году османское правительство сослало Субхи-Азала и его последователей на Кипр, а Бахауллу и его последователей — в Акко . Когда в 1878 году Кипр был сдан в аренду Великобритании , он прожил остаток своей жизни в безвестности на британскую пенсию. [ 3 ] общаясь со многими суфиями острова. [ 4 ] [ 5 ]
После смерти Азала в 1912 году азалийская форма бабизма вошла в стагнацию и не восстановилась, поскольку не существует признанного лидера или центральной организации. [ 2 ] Большинство бабиев либо приняли притязания Бахауллы, либо община постепенно уменьшалась по мере того, как дети и внуки возвращались к исламу. [ 6 ] [ 7 ] К 1904 году число последователей Азала сократилось до небольшого меньшинства, и Бахаулла был почти повсеместно признан духовным преемником Баба . [ 8 ] По оценкам источника в 2001 году, их было не более нескольких тысяч, почти полностью в Иране. [ 9 ] осталось очень небольшое количество последователей Другой источник в 2009 году отметил, что в Узбекистане . [ 10 ]
Имя и титул
[ редактировать ]Его наиболее широко известный титул «Субх-и-Азал» ( персидский : يحي ۆ أزل , «Утро вечности») появляется в исламской традиции, называемой Хадис-и-Кумайл (Кумайл был учеником первого имама Али ). который Баб цитирует в своей книге «Далаил-и-Сабих» .
Среди бабидов было обычной практикой получать титулы . В первом стихе «Воля и завещание Баба» обращается к Мирзе Яхье:
- «Имя Азала, свидетельствуй, что нет Бога, кроме меня, самого дорогого возлюбленного». [ 11 ]
Манучехри (2004) отмечает, что Мирза Яхья был единственным баби с таким титулом, как «Азал». [ 11 ]
Баб назвал его Субхи-Азал, то есть «Утро Вечного», или Хазрат, то есть «Высочество Вечного», или Исму-л-Азал, то есть «Имя Вечного». [ 12 ] Есть также ссылки на титулы аль-Вахид, Талат ан-Нур и ат-Тамара. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Часть серии о |
Бабизм |
---|
![]() |
Основатель |
Выдающиеся люди |
Ключевое место Писания |
История |
Результирующие группы |
Другие темы |
Ранний период жизни
[ редактировать ]Субхи-Азал родился в 1831 году в семье Кучака Ханум-и-Карманшахи и Мирзы Бузург-и-Нури в провинции Мазандаран и был младшим сводным братом Бахауллы . Его отец был министром при дворе Фатх-Али Шаха Каджара . Его мать умерла при родах, а отец умер в 1834 году, когда ему было три года. Его отец похоронен в Вади-аль-Исламе в Наджафе. Он остался сиротой в очень молодом возрасте и был взят на попечение своей мачехи, Хадиджи Ханум, матери Бахауллы. [ 13 ]
Стать Баби
[ редактировать ]В 1845 году, примерно в возрасте 14 лет, Субхи-Азал стал последователем Баба. [ 13 ]
Ранняя деятельность в общине Баби
[ редактировать ]Субхи-Азал встретил Тахири , 17-е Букву Живых, который, покинув Конференцию в Бадаште, отправился в Нур, чтобы распространять веру. Вскоре после этого она прибыла в Барфуруш, встретила Субхи-Азала и снова познакомилась с Куддусом, который поручил ей взять Субхи-Азала с собой в Нур. Субхи-Азал оставался в Нуре три дня, в течение которых пропагандировал новую веру. [ 14 ]
Во время битвы при форте Табарси Субхи-Азал вместе с Бахауллой и Мирзой Зейном аль-Абедином попытался отправиться туда, чтобы помочь солдатам. Однако их арестовали в нескольких километрах от Амуля. Их заключение было распоряжено губернатором, но Субхи-Азал на короткое время скрылся от чиновников, после чего его обнаружил житель деревни и затем доставил в Амуль пешком со связанными руками. По пути в Амуль он подвергся преследованиям, и, как сообщается, люди плевали в него. По прибытии он воссоединился с другими заключенными. Пленников было приказано избивать, но когда пришло время Субхи-Азалю понести наказание, Бахаулла возразил и предложил принять избиение вместо него. Через некоторое время губернатор написал Аббасу Кули-хану, командующему правительственными войсками, дислоцированными возле форта Табарси. Хан ответил на письмо губернатора, заявив, что заключенные принадлежали к знатным семьям и не должны подвергаться преследованиям. Таким образом, по приказу командира пленные были освобождены и отправлены в Нур.
Назначение преемником Баба
[ редактировать ]Согласно источникам бахаи, незадолго до казни Баба один из писцов Баба, мулла Абдул-Карим Казвини, обратил внимание Баба на необходимость назначить преемника; таким образом, Баб написал определенное количество табличек, которые дал мулле Абдул-Кариму, чтобы тот передал Субхи-Азалу и Бахаулле. [ 15 ] Эти таблички позже были истолкованы как Азалисом, так и бахаи как доказательство делегирования руководства Бабом. [ 15 ] Абдул-Баха утверждает, что Баб сделал это по предложению Бахауллы. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
В истории Азали Нуктатуль-Каф Хаджи Мирза Джани Кашани (ум. 1852) утверждает, что после смерти Куддуса Баб получил письма от Субхи-Азала и был вдохновлен написать завещание, назначив его своим преемником. . [ 19 ]
Французский дипломат и ученый А.-Л.-М. Николас утверждает, что претензии Субхи-Азала на преемство очевидны. [ 20 ] Бахаи считают, что Баб в целях секретности при переписке с Бахауллой адресовал письма Субхи-Азалу. [ 21 ] После смерти Баба Субхи-Азал стал считаться центральным авторитетом в движении, к которому большинство баби обращалось как к источнику руководства и откровения. [ 22 ]
В то время, когда Бахаулла и Субхи-Азал находились в Багдаде, Бахаулла публично и в своих письмах указывал на Субхи-Азаля как на лидера общины. [ 21 ] Однако, поскольку Субхи-Азал продолжал скрываться, Бахаулла выполнял большую часть ежедневного управления делами Баби. [ 21 ] Затем, в 1863 году Бахаулла заявил что он — Тот, Кого Явит Бог , мессианская фигура в писаниях Баба, а в 1866 году он обнародовал это заявление. небольшому числу последователей, [ 2 ] Заявления Бахауллы поставили под угрозу положение Субхи-Азала как лидера религии, поскольку было бы мало что значит быть лидером баби, если бы появился «Тот, Кого Бог явит» и положил начало новой религии. [ 21 ] Субхи-Азал ответил на эти утверждения резкой критикой, но его попытка сохранить традиционный бабизм была в значительной степени непопулярна, и его последователи стали меньшинством. [ 2 ]
Руководство Субхи-Азала было противоречивым. Обычно он избегал общения с общиной баби, проводя время в Багдаде , скрываясь и маскируясь. [ 2 ] [ 21 ] [ 9 ] Субхи-Азал постепенно отдалился от значительной части бабидов, которые начали отдавать свой союз другим претендентам. [ 2 ] Манучехри заявляет, что Субхи-Азал продолжал скрываться, потому что его в первую очередь беспокоила личная безопасность из-за заявления Баба в его завещании и завещания о том, что Субхи-Азал должен защищать себя. [ 11 ]
МакЭоин далее заявляет:
Полемика бахаи сделала большой упор на поведении Азала в этот период, объяснив его смесью некомпетентности и трусости. Но ясно, что на самом деле он продолжал называть себя главой баби, писать книги, отвечать на письма и время от времени встречаться с другими лидерами общины. Таким образом, его поведение, похоже, было продиктовано не столько трусостью, сколько путем принятия политики такийи [сокрытия]. Это не только было одобренной практикой в шиизме, но и имело для нее особое одобрение в политике изоляции последних имамов и, в частности, первоначальной гайбы [оккультизма] Двенадцатого имама, который скрывался из-за страха перед его враги. [ 23 ]
Багдад
[ редактировать ]В 1852 году Субхи-Азал участвовал в восстании в Такуре , Иран, которое планировалось совместить с покушением на жизнь шаха . [ 24 ] После попытки он и другие баби решили отправиться в изгнание в Багдад. [ 2 ] В Багдаде он жил как общепризнанный глава общины, но держал свое местонахождение в секрете от большей части общины, вместо этого поддерживая контакты с бабидами через агентов, называемых «свидетелями», в Иране и Ираке, чтобы рутинизировать харизматическую власть движение, [ 2 ] и повторяя «предполагаемое назначение агентов двенадцатым имамом во время меньшего затмения». Одним из наиболее важных «свидетелей Байана», который представлял Субхи-Азаля в Багдаде, был Сайид Мухаммад Исфахани. Помимо Исфахани, Субхи-Азал написал еще шести людям, назвав их всех «свидетелями Байана». Этими свидетелями являются: мулла Мухаммад Джафар Нараки, мулла Мухаммад Таки, Хаджи Сайид Мухаммад (Исфахани), Хаджи Сайид Джавад (аль-Кербелаи), Мирза Мухаммад Хусейн Мутавалли-баши Кумми и мулла Раджаб Али Кахир. [ 25 ]
Вызовы авторитету Бахауллы
[ редактировать ]В 1863 году Бахаулла заявил небольшому числу последователей, что он — Тот, Кого Явит Бог, мессианская фигура в писаниях Баба, а в 1866 году он обнародовал это заявление. Заявления Бахауллы поставили под угрозу положение Субхи-Азаля как лидера религии, поскольку быть лидером Баби мало что значило бы, если бы появился «Тот, Кого Бог явит» и положил начало новой религии. Субхи-Азал ответил своими собственными заявлениями, но его попытка сохранить традиционный бабизм была в значительной степени непопулярна, и его последователи стали меньшинством.
Даян
[ редактировать ]Самый серьезный вызов авторитету Субхи-Азаля исходил от Мирзы Асада Аллаха Хуи «Дайяна», деятельность которого побудила его написать пространное опровержение под названием «Мустайкиз». Хашт Бихишт называет Дайяна «Иудой Искариотом своего народа». После смерти Баба Дайян, который глубоко интересовался изучением оккультизма в таких областях, как алхимия и гематрия , начал выдвигать свои собственные претензии на то, чтобы быть Тем, Кого явит Бог. МакЭоин сообщает, что Мирза Мухаммад Мазандарани, последователь Субхи-Азала, убил Дайяна за его претензии в ответ на приказ Субхи-Азала убить его. [ 26 ]
Изгнание
[ редактировать ]
В 1863 году большая часть бабидов была сослана османскими властями в Адрианополь . [ 10 ] В Адрианополе Бахаулла заявил о том, что он является мессианским деятелем баянской общественности, и создал постоянный раскол между двумя братьями. [ 2 ] [ 10 ] Субхи-Азал ответил на эти претензии, выдвинув свои собственные претензии и сопротивляясь изменениям доктрины, внесенным Бахауллой. [ 2 ] Однако его попытки сохранить традиционный бабизм были по большей части непопулярными. [ 2 ] В это время между двумя группами шла вражда.
Согласно Бальюзи и некоторым другим источникам, Субхи-Азал стоял за несколькими убийствами и покушениями на убийство своих врагов, включая отравление Бахауллы . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Некоторые источники Азали повторно применяют эти обвинения к Бахаулле , даже утверждая, что он отравился, пытаясь отравить Субхи-Азала. [ а ] Вторая попытка в 1864 году была более серьезной и имела неблагоприятные последствия для Бахауллы на протяжении всей его жизни до 1892 года. Мирза Яхья пригласил Бахауллу на пир и поделился блюдом, половина которого была пропитана ядом. После этой попытки Бахаулла болел 21 день, и на всю оставшуюся жизнь у него тряслась рука.
В конце концов, вражда между двумя группами привела к тому, что правительство Османской империи в 1868 году изгнало эти две группы; Бахаулла и бахаи были отправлены в Акко , а Субхи Азал и его семья вместе с некоторыми последователями были отправлены в Фамагусту на Кипре . [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]По словам Брауна , у Мирзы Яхьи было несколько жен, как минимум девять сыновей и пять дочерей. Среди его сыновей были Нурулла, Хади, Ахмад, Абдул Али, Ризван Али и еще четверо. Ризван Али сообщает, что у него было одиннадцать или двенадцать жен. [ 31 ] Более поздние исследования показывают, что у него было до семнадцати жен, в том числе четыре в Иране и как минимум пять в Багдаде, хотя неясно, сколько из них были одновременными, если вообще были. [ 32 ] По данным источников Азали, всего у Субхи-Азаля было пять жен. [ нужна ссылка ]
Он был дедушкой Рошанака Но'дуста . [ 33 ]
Преемственность
[ редактировать ]Существуют противоречивые сведения о том, кого Субхи-Азал назначил своим преемником. Браун сообщает, что после его смерти возникла путаница относительно того, кто станет преемником Субхи-Азала. Сын Субхи-Азала, Ризван Али, сообщил, что он назначил своим преемником сына Аки Мирзы Мухаммада Хади Даулатабади; в то время как другой, Х.К. Лукача , утверждает, что Мирза Яхья сказал, что преемником станет тот из его сыновей, который «напоминал его больше всего». Никто, кажется, не вышел вперед. [ 34 ] МакЭоин сообщает, что Субхи-Азал назначил своего сына Яхью Давлатабади своим преемником, но отмечает, что существует мало доказательств того, что Яхья Давлатабади был вовлечен в дела религии. [ 2 ] и что вместо этого он провел время как светский реформатор. [ 24 ] Шоги Эффенди сообщает, что Мирза Яхья назначил преемником выдающегося Баби, Ака Мирзу Мухаммада Хади из Даулатабада (Мирза Хадий-и-Давлат-Абади), но позже он публично отрекся от своей веры в Баба и Мирзу Яхью. Старший сын Мирзы Яхьи, очевидно, сам стал бахаи. [ 35 ] [ 36 ] Миллер, цитируя более поздний источник, утверждает, что Яхья не назвал преемника. [ 37 ] Миллер во многом полагался на Джалала Азала, который оспаривал назначение Мухаммада Хади Даулатабади. [ 5 ]
МакЭойн отмечает, что после смерти тех азали-баби, которые принимали активное участие в конституционной революции в Иране, азалийская форма бабизма вошла в стагнацию, из которой она так и не вышла, поскольку не существует признанного лидера или центральной организации. [ 2 ] По текущим оценкам, их не более нескольких тысяч. [ 9 ] [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]Большие коллекции работ Субхи-Азала находятся в Восточной коллекции библиотеки Британского музея в Лондоне; в коллекции Брауна Кембриджского университета; в Национальной библиотеке в Париже; и в Принстонском университете. [ 38 ] Некоторые из его работ представлены на сайте bayanic.com . Во введении на английском языке к «Личным воспоминаниям о восстании Бабидов в Занджане в 1850 году» [ 31 ] Э. Г. Браун перечисляет тридцать восемь названий среди работ Субхи-Азала. Браун перечисляет их следующим образом:
- 1) Китаб-и Диван аль-Азал бар Нахдж-и Рух-и Аят
- 2) Китаб-и Нур
- 3) Китаб-и Алиин
- 4) Китаб-и Ламъат аль-Азал
- 5) Книга Жизни
- 6) Китаб-и Джам`
- 7) Китаб-и Кудс-и Азал
- 8) Китаб-и Аввал ва Тани
- 9) Китаб-и Мират аль-Баян
- 10) Китаб-и Ихтизаз аль-Кудс
- 11) Китаб-и Тадли аль-Унс
- 12) Китаб-и Нагмат ар-Рух
- 13) Книга Баххаджа
- 14) Китаб-и Хаякил
- 15) Китаб фи Тадриб 'адд хува би'сми 'Али
- 16) Китаб-и Мустайкиз
- 17) Китаб-и Лаали ва Муджали
- 18) Книга Святого Пророка
- 19) Сахифих-и Кадария
- 20) Сахифих-и Абхаджийи
- 21) Сахифих-и Хаиййи
- 22) Сахифих-и Вавийих
- 23) Сахифих-и Азалийи
- 24) Сахифих-и Хуиййи
- 25) Сахифих-и Анзаййих
- 26) Сахифих-и Хувийа
- 27) Сахифих-и Маратхи
- 28) Альва-и Назилих ла туадд ва ла тухса
- 29) Суалат ва Джавабат-и би Хисаб
- 30) Тафсир-и-Сурих-и-Рум
- 31) Китаб-и Зиярат
- 32) Шархи Касидих
- 33) Китаб аль-Акбар фи Тафсир ад-Зикр
- 34) Крэк-и Ахкам-и Баян
- 35) Диван-и Ашар-и Араби ва фарси
- 36) Диван-и Ашар-и Араби
- 37) Китаб-и Туба (фарси)
- 38) Китаб-и Бисмиллах
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мирза Ака Хан Кирмани сделал это заявление позже в своем «Хашт-Бихишт» . Эта книга частично реферирована Эдвардом Дж. Брауном в «Примечании W» его перевода « Рассказа путешественника » . [ 30 ]
- ↑ Опубликовано в книге Гарри Чарльза Лукача , «Граница Востока» , Лондон, Макмиллан, 1913, стр.264.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот МакЭон 1987 .
- ^ Мирза Яхья. В Британнике 2014 .
- ^ Азал 2011 .
- ^ Jump up to: а б Момент 1991 года .
- ^ Манучехри 2000 .
- ^ Jump up to: а б Азали. В Британнике 2011 года .
- ^ Дорогой 1904 год , с. 361
- ^ Jump up to: а б с Барретт 2001 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б с Поле 2009б .
- ^ Jump up to: а б с Манучехри 2004 .
- ^ Дорогой 1904 год.
- ^ Jump up to: а б Рухи 2012 .
- ^ Кашани 1910 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Мандат 1989 года , с. 384.
- ^ ` Абдул-Баха 1886 , с. 37.
- ^ Тахерзаде 1976 , с. 37.
- ^ Абдул-Баха и Браун (тр.) 1891 , стр. 79–80.
- ^ Браун 1893 , стр. 374, 380–381.
- ^ Николай 1933 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и Коул, Хуан. «Краткая биография Бахауллы» . Проверено 22 июня 2006 г.
- ^ МакЭоин 1989 , с. 99.
- ^ МакЭоин 1989 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Поле 2009а .
- ^ МакЭоин 1989 , с. 110.
- ^ МакЭоин 1989 , с. 113.
- ^ Балюзи 2000 , стр. 225–226.
- ^ Браун 1918 , с. 16.
- ^ Коул 2002 .
- ^ Абдул-Баха и Браун (тр.) 1891 , "Примечание W".
- ^ Jump up to: а б Браун 1897 г.
- ^ Момент 1991 , стр. 87–96.
- ^ Фаррохзад, Пуран (2011). Профиль эффективных женщин Ирана (со вчерашнего дня по сегодняшний день) . Тегеран : Бросайте. ISBN 964-341-116-8 .
- ^ Браун 1918 , стр. 312–314.
- ^ Эффенди 1944 , с. 233 .
- ^ Момент 1991 , с. 99.
- ^ Миллер 1974 , с. 107.
- ^ Моменты 2009 года .
Источники
[ редактировать ]- «Азали» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. 28 сентября 2011 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- «Мирза Яхья Собх-э Азал» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. 28 ноября 2014 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- Абдул-Баха (1886 г.). Браун, Э.Г. (Тр.) (ред.). Рассказ путешественника: Написано для иллюстрации эпизода с Бабом . Лос-Анджелес, США: Kalimát Press (опубликовано в 2004 г.). ISBN 1-890688-37-1 .
- Абдул-Баха (1891 г.). Рассказ путешественника: Написано для иллюстрации эпизода с Бабом . Перевод Брауна, Э. Кембриджа, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. (См. «Введение» и «Примечания» Брауна, особенно «Примечание W».).
- Аманат, Аббас (1989). Воскресение и обновление: создание движения Баби в Иране . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2098-6 .
- Азал, Н. Вахид (2011). «Взывание семи миров: акростих Мирзы Яхья Нури Шубх-и-Аза» . LUVAH: Журнал творческого воображения . 3 :1–37.
- Балюзи, ХМ (2000). Бахаулла, Царь Славы . Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. ISBN 0-85398-328-3 .
- Барретт, Дэвид (2001). Новые верующие . Лондон, Великобритания: ISBN Cassell & Co. 0-304-35592-5 .
- Браун, Э.Г. (1893). «Приложение II». Тарих-и-Джадид, или Новая история Мирзы Али Мухаммада Баба . Мирза Гусейн из Хамадана. Перевод Брауна, Э. Кембриджа, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 327–396.
- Браун, Э.Г. (1897). «Личные воспоминания о восстании бабидов в Занджане в 1850 году, написанные Акой Абдул-Ахад-и-Зенджаном» . Журнал Королевского азиатского общества . 29 : 761–827.
- Браун, Э.Г. (1918). Материалы для изучения религии бабидов . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Кампо, Хуан (2009a). «Шубх-и Азал». Энциклопедия ислама . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в файле, Inc.
- Кампо, Хуан (2009b). «Бабизм». Энциклопедия ислама . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Facts on File, Inc.
Большинство выживших участников движения [бабизма] обратились к религии Баха Уллы (Веры Бахаи) в 1863 году, но другие остались верными назначенному наследнику Али Мухаммеда, Мирзе Яхье (или Суббх- я Азал, ум. 1912), и эта группа бабидов стала известна как Азалис. Азали-бабизм пережил период изгнания в Ираке и Турции, а его приверженцы участвовали в иранской конституционной революции 1906 года. Очень небольшое количество бабистов сохранилось сегодня в среднеазиатской республике Узбекистан.
- Карус, Пол (1904). «Новая религия. Бабизм» . Открытый двор (6).
- Коул, Хуан (январь 2002 г.). «Сура Бога Бахауллы: текст, перевод, комментарий» . Переводы текстов шейхи, баби и бахаи . Том. 6, нет. 1. Ист-Лансинг, Мичиган: H-Bahai.
- Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. ISBN 0-87743-020-9 .
- Кашани, Не (Атриб.) (1910). Браун, Э.Г. (ред.). Китаб-и Нуктат аль-Каф: самая ранняя история бабидов . Лейден, Нидерланды: Э.Дж. Брилл.
- МакЭоин, Денис (15 декабря 1987 г.). «Азалийский бабизм» . Энциклопедия Ираника . Том. III. стр. 179–181.
- МакЭойн, Денис (1989). Studia Iranica: разделения и претензии на власть в бабизме .
- Манучехри, Сепер (2000). «Такия (притворство) в религиях бабидов и бахаи» . Австралийские исследования бахаи . 2 . Проверено 2 декабря 2022 г.
- Манучехри, Сепер (2004). «Воля и завещание Изначальной Точки» . Исследовательские заметки по исследованиям шейхов, бабидов и бахаи . 7 (2).
- Миллер, Уильям М. (1974). Вера Бахаи: ее история и учение . Библиотека Уильяма Кэри . ISBN 0-87808-137-2 .
- Момен, Муджан (1991). «Кипрские изгнанники» . Бюллетень исследований бахаи : 81–113.
- Момен, Муджан (2009). «Яхья, Мирза (ок. 1831-1912)» . Проект Энциклопедии Бахаи . Эванстон, Иллинойс: Национальное духовное собрание бахаи США.
- Николя, А.-Л.-М. (1933). Кто является преемником Баба? . Париж: Библиотека Америки и Востока. ISBN 978-2-7200-0395-0 .
- Рухи, Атия (7 августа 2012 г.). Фрагмент биографии Субхи Азала . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет, Документы Камартаджа Долатабади, Женские миры в Каджаре, Иран.
- Смит, Питер (1988). Религия бахаи, краткое введение в ее историю и учение . Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. ISBN 0-85398-277-5 .
- Тахерзаде, Адиб (1976). Откровение Бахауллы, Том 1: Багдад 1853–1863 гг . Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. ISBN 0-85398-270-8 .

