Мориц Лазарус
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2022 г. ) |
Мориц Лазарус | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 апреля 1903 г. | (78 лет)
Национальность | прусский |
Супруг | Сара Лебенхайм |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Мориц Лазарь (15 сентября 1824 — 13 апреля 1903), родившийся в Филене , в Великом герцогстве Позен , был немецко-еврейским философом , психологом и ярым противником антисемитизма своего времени.
Жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в Филехне , Позен . Сын Аарона Левина Лазаря , ученик Акибы Эйгера , и сам президент бет -дина и ешивы Филехне (умер там в 1874 году), он получил образование в области еврейской литературы и истории , а затем в области права и философии в университете. из Берлина . В 1850 г. он получил степень доктора философии ; в том же году он женился на Саре Лебенхайм.
С 1860 по 1866 год он был профессором Бернского университета , а затем вернулся в Берлин в качестве профессора философии в Кригской академии (1868), а затем в Берлинском университете (1873). По случаю своего семидесятилетия ему было присвоено звание Geheimrath . Он умер в Меране .
Философия
[ редактировать ]Основной принцип его философии заключался в том, что истину следует искать не в метафизических или априорных абстракциях, а в психологическом исследовании, и что это исследование не может успешно ограничиваться индивидуальным сознанием , а должно быть посвящено прежде всего обществу в целом. Психолог должен изучать человечество с исторической или сравнительной точки зрения, анализируя элементы, составляющие ткань общества, его обычаи, условности и основные тенденции его эволюции.
Эта Völkerpsychologie (народная или сравнительная психология ) представляет собой одно из главных достижений Гербартовской теории философии; это протест не только против так называемой научной точки зрения натурфилософов , но и против индивидуализма позитивистов .
В поддержку своей теории он вместе с Хейманом Штейнталем основал Zeitschrift für Völkerpsychologie und Linguistics (1859). Его собственный вклад в это периодическое издание был многочисленными и важными. Его главным произведением была «Жизнь души» (Берлин, 1855–1857; 3-е изд., 1883). Другими философскими работами были: «О происхождении морали» (1860 и 1867), «Об идеях в истории» (1865 и 1872); Об учении о чувственных иллюзиях (1867); «Идеальные вопросы» (1875 и 1885 гг.), «Образование и история» (1881 г.); Наша точка зрения (1881); О прелестях игры (1883).
Помимо большого интереса к своим философским работам, Лазарь занимал выдающееся положение среди евреев так называемой семитской конфессии в Германии. Подобно Гейне , Ауэрбаху и Штейнталу, он поднялся выше более узких идеалов немецких евреев и занял ведущее место в немецкой литературе и мысли. Он протестовал против жестокого антисемитизма того времени и, несмотря на умеренный тон своих публикаций, навлек на себя безоговорочное порицание. В этой связи он написал ряд статей, собранных в 1887 году под названием Treu und Frei: Reden und Vorträge über Juden und Judenthum . В 1869 и 1871 годах он был президентом первого и второго еврейских синодов в Лейпциге и Аугсбурге .
Основывает «Völkerpsychologie».
[ редактировать ]Первая публикация Лазаря «Die Sittliche Berechtigung Preussens in Deutschland» (Берлин, 1850 г.) понравилась широкой публике. В этой книге он утверждал, что Пруссия имеет лидерство над другими немецкими государствами на основании ее политического, философского и религиозного превосходства. С 1850 года Лазарус особенно посвятил себя психологии. Применяя законы психологии личности к нации и человечеству (ибо их он считал социальными существами), Лазарус основал новую отрасль исследований, которую он назвал « Völkerpsychologie » (национальная психология). В статье под названием «Ueber den Begriff und die Möglichkeit einer Völkerpsychologie als Wissenschaft» (в «Немецком музее» Роберта Пруца , 1851) он заложил основы изучения этой науки. Девять лет спустя, в сотрудничестве со Штейнталем, своим другом и зятем, Лазарус учредил «Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft» (тома i-xx, Берлин, 1860–90; продолжался как «Zeitschrift des Vereins für Volkskunde»). "). С 1856 по 1858 год он опубликовал свою основную работу «Das Leben der Seele in Mongraphien» (3 тома; 3-е изд., 1883–97). В ней рассматриваются основные проблемы психологии с точки зрения философии Гербарта. Написанная популярным и легким стилем, она вскоре нашла большой круг читателей.
В 1860 году Лазарус был призван в Бернский университет профессором психологии; шесть лет спустя он вернулся в Берлин и был назначен преподавателем философии в Королевской военной академии (1867); а в 1874 году он стал профессором философии в университете этого города. Он был одним из основателей Шиллерштифтунга и на протяжении многих лет его президентом; он также был куратором лицея Виктории. семидесятилетия Лазаря чествовали немецкий император, Бернский университет и Еврейский союзный колледж Цинциннати По случаю своего . Первый присвоил ему титул «Königlicher Geheimer Regierungsrath»; второй — степень доктора права; и третий, доктор богословия. В 1895 году Лазарь, после смерти первой жены, женился на вдове Нахиде Рут Реми , воспитанной протестанткой. [1] но под его влиянием принял иудаизм. В последние годы своей жизни Лазарь жил уединенной жизнью в Меране.
Среди его более коротких философских и исторических сочинений можно упомянуть: «Ueber den Origin der Sitten», 1860; «Об идеях в истории», 1861 г.; «К учению о чувственных явлениях», 1867; «Психологический взгляд на наше время», 1872 г.; «Идеальные вопросы», 1878 г.; «Образование и история», 1881 г.; и «О прелестях игры», 1883 г.
Общественная деятельность
[ редактировать ]Лазарь принимал активное участие в общественной и духовной жизни прусских евреев. С 1867 по 1892 год он был членом Repräsentanten-Versammlung еврейской общины Берлина; с 1882 по 1894 год вице-президент Немецко-израильского Gemeindebund ; с 1867 по 1874 год — президент берлинского отделения Alliance Israélite Universelle ; в 1869 г. президент Еврейского синода в Лейпциге, а в 1871 г. — в Аугсбурге. Он также был вице-президентом Русского вспомогательного комитета и Румынского комитета (1869–94). Кроме того, Лазарус был одним из основателей Lehranstalt für die Wissenschaft des Judentums в Берлине и в течение многих лет президентом его попечительского совета. Он был очень эффективным и популярным оратором. Его самые важные лекции о евреях и иудаизме были собраны и опубликованы в его «Treu und Frei», Лейпциг, 1887 г. (содержат его речи на заседаниях двух синодов; «Был ли Гейсс национальным?»; «Unser Standpunkt»; «An die» Deutschen Juden"; "Auf Моисей Мендельсон »; «О Майкле Саксе »; «Из еврейской общины пятьдесят лет назад»).
Лазарус посвятил много времени и энергии борьбе с антисемитизмом, который зародился в Германии около 1878 года. Он был одним из самых выдающихся еврейских апологетов своего времени. Как и многие его современники, он полагал (ошибочно), что антисемитизм — это всего лишь мимолетная фантазия, явление, порожденное реакционными временами, которое можно объяснить в письмах или обращениях. Он утверждал, что евреи были объединены только посредством своей религиозной истории («Treu und Frei», стр. 77). В этом случае, как и во многих других, при рассмотрении еврейских вопросов Лазарь следует велению своих желаний, а не интересам общества ( «Gemeingeist»). В апологетических целях часто цитируется его определение понятия «нация» как существенной и единственной объективной характеристики, из которой он исходит не из сходства обычаев и морали, территории, религии и расы, а из языковых связей.
«Этика иудаизма».
[ редактировать ]Из его наиболее важных вкладов в еврейскую литературу можно упомянуть: лекцию «Der Prophet Jeremias» (1894) и «Die Ethik des Judentums» (часть I, 1898; 2-е изд., 1899; переведено на английский язык Генриеттой Сольд ). и опубликовано Еврейским издательским обществом Америки , 1900 г.). В последней работе Лазарь рассматривает этику как результирующий, а не как основной принцип религии, и, следуя Канту , устанавливает в качестве принципа еврейской этики, в частности, равенство Бога и закон автономии , посредством чего еврейская концепция Бог, конечно, был отброшен. Лазарусу не удается показать историческое развитие морали иудаизма согласно различным источникам, как указывал Герман Коэн («Das Issue der Jüdischen Sittenlehre, eine Kritik von Lazarus, 'Ethik des Judentums'» в «Monatsschrift, «XLIII, 385 и далее).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обращается в иудаизм: истории от библейских времен до наших дней . Роуман и Литтлфилд. 14 января 2015 г. ISBN 9781442234680 .
- Роберт Флинт , Философия истории в Европе ;
- Мориц Браш собрал эссе и главы персонажей новой философии. и литература ;
- Э. Берлинер , Лазарь и общественное мнение ;
- М. Браш , «Der Begrunder de Volkerpsychologie», в журнале Nord et Sud (сентябрь 1894 г.).
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лазарь, Мориц ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 314. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Лазарь, Мориц» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.