Абаоджи
Император Тайцзу Ляо Тайцзу династии Ляо | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Император Киданьской империи | |||||||||||||||||||||
Император династии Ляо | |||||||||||||||||||||
Царствование | 916–926 | ||||||||||||||||||||
Предшественник | Династия основана | ||||||||||||||||||||
Преемник | Император Тайцзун | ||||||||||||||||||||
Рожденный | Абаоджи (Абаоджи) 872 | ||||||||||||||||||||
Умер | 6 сентября 926 г. | (53–54 лет)||||||||||||||||||||
Похороны | Мавзолей Зулин (祖陵, на территории современного Байринского левого знамени , Внутренняя Монголия) | ||||||||||||||||||||
Супруг | Императрица Шулю Пин | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Дом | Елюй | ||||||||||||||||||||
Династия | Ляо | ||||||||||||||||||||
Отец | Елю Салат | ||||||||||||||||||||
Мать | Сяо Янмуджин |
Абаоджи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Абаоджи | ||
Упрощенный китайский | Абаоджи | ||
| |||
Император Тайцзу Ляо | |||
Традиционный китайский | Тайцзу династии Ляо | ||
Упрощенный китайский | Тайцзу династии Ляо | ||
| |||
Елю Йи (китаизированное имя) | |||
китайский | Елюйи | ||
|
Абаодзи (872–6 сентября 926 г.), посмертно известный под своим храмовым именем как император Тайцзу Ляо , [1] был вождем киданей и императором- основателем китайской династии Ляо , правившей с 916 по 926 год. [2] У него было китаизированное имя ; И Елюй некоторые источники предполагают, что фамилия Абаоджи, Елю , была принята еще при его жизни. [2] хотя среди историков нет единого мнения по этому поводу.
Абаодзи родился в 872 году в Южной Монголии , и у него было бурное детство. Его дедушка погиб в конфликте между племенами, а отец и дяди бежали. Его спрятала бабушка в целях его безопасности. Он стал хаганом киданей 27 февраля 907 г. [3] и впоследствии был возведен на престол императором в 916 году, провозгласив свое собственное имя эпохи . [4] Он умер 6 сентября 926 года. [3] Он был ответственным за завоевание и объединение всей Внутренней Монголии , северного Китая и южной Маньчжурии . [2] После того, как Киданьская империя стала династией Ляо в 942 году, Абаодзи посмертно считался императором Ляо.
Легенды о рождении Абаоджи
[ редактировать ]Последующие поколения китайских историков записывают множество легенд, связанных с рождением Абаоцзи. По легендам, его матери Сяо Яньмуджин приснилось, что солнце упало с неба ей на грудь, от чего и последовала ее беременность. Говорят, что когда она родила, комната наполнилась таинственным светом и необыкновенным ароматом. Говорят, что когда Абаодзи был новорожденным, он был телом трехлетнего ребенка, а легенды далее гласят, что он начал ходить в возрасте трех месяцев. Было даже зарегистрировано, что он мог видеть события до того, как они произошли. [5]
Прийти к власти
[ редактировать ]Важное значение имеет расположение киданей по отношению к другим соседним племенам. Кидани проживали на восточном склоне Большого Хингана . К западу от гор жили другие кочевые скотоводческие племена, такие как Шивэй и Си , а также тюркское уйгуров племя . Эти другие племена вступили в брак с киданями. Дальше на запад жили татары , воинственное племя на Монгольском нагорье . На востоке и северо-востоке лежали чжурчжэни вплоть до реки Амур . Это были мирные люди, которые жили в небольших деревнях и жили охотой и рыбалкой. За рекой Ляо на востоке и юго-востоке до реки Ялу проживал народ Балхэ , большинство из которого составляло оседлое земледельческое общество.
Клан Яонян доминировал в руководстве киданей. [5] племена с 750-х гг. Они поддерживали хорошие отношения с династией Тан на юге. Однако к концу IX века вожди могущественного племени йила стали выражать недовольство яонскими ханами. Отец Абаоджи был избранным вождем племени Ила. Поскольку фамилии считались маркером ханьской культуры, они не использовались киданями за пределами императорского клана Яонян.
Абаодзи стал вождем племени Ила в 901 году, а в 903 году он был назначен Ююэ, командующим всеми вооруженными силами киданей. Это сделало его вторым после великого хана в иерархии киданьского государства. Он начал делать себе имя в 905 году, когда повел 70 000 кавалеристов в Шаньси, чтобы создать братство с Ли Кейонгом . Он не только предложил «братство», но и пообещал поддержку против Чжу Вэня . [6] Это показало, что он был готов быть более агрессивным, чем Великий Хан. В 907 году он появился на трёхлетнем совете и потребовал назвать его хаганом , ханом ханов. Его успехи против ханьцев на севере, против которых он совершал набеги с 901 года, привели к тому, что он получил поддержку семи вождей племен и даже молчаливое согласие последнего яонского Великого хана. [7]
С 907 по 916 год Абаодзи одолевали постоянные восстания и мятежи, в основном спровоцированные членами его собственной семьи (двоюродными братьями и братьями). В конце концов он победил их, убедив, что они могут стать более успешной как династия. Показав своим окруженным стеной городом, демонстрирующим богатство и власть племени, он назначил всех узурпаторов на влиятельные должности, которые их успокоили. Умелое манипулирование Абаодзи своими врагами позволило ему увеличить свою собственную власть и власть своего племени. [8]
Наследие
[ редактировать ]Постоянный успех Абаоджи был обусловлен его способностью привносить новшества в киданьское общество. Вероятно, наиболее важным было введение двойной административной системы, в которой кочевые степные народы будут управляться степными традициями, в то время как оседлое население в завоеванных Балхэ и Северном Китае будет управляться гражданской бюрократией, действующей в основном на основе ханьских протоколов. Хотя это не получило всеобщей поддержки со стороны вождей племен из-за эрозии их собственных полномочий, это стало моделью, которую позже степные народы будут использовать для управления своими разнообразными империями. [9]
Два других важных нововведения были введены в 916 году. Он принял формальности ханьского двора, в которых объявил себя Небесным императором в ханьском стиле и принял название эпохи , также в ханьском стиле правления. Второй заключался в том, чтобы назвать своего сына Елю Бэя своим прямым наследником, что также было первым в киданьском обществе и что прямо контрастировало с киданьскими представлениями о правлении по заслугам. Это второе нововведение прижилось нелегко, поскольку лишь немногие из его преемников пережили простую преемственность. [10] [11]
Он также организовал своих последователей в отряды воинов, известные как орда , а затем, объединив 12 ордов, образовал административный округ. [1]
В 918 году Абаодзи построил новый город-крепость. Рядом с этим городом был построен китайский город, в котором были построены ремесленные мастерские, торговые лавки и склады. Позже будут построены пять столиц, в том числе Верховная столица (上京), которая служила базой киданьской администрации. [10]
Абаодзи приказал разработать крупный киданьский шрифт в 920 году. Этот сценарий внешне похож на китайское письмо. Однако оно мало похоже на китайское письмо, и они были непонятны друг другу. Пять лет спустя прибытие уйгурской делегации побудило Абаоджи приказать своему младшему брату Елю Диэле разработать новый сценарий , основанный на более слоговых принципах. В отличие от японцев и корейцев, киданям удалось перенять культурный и административный инструмент письма без багажа ханьской культуры и грамматики, который пришел с массовым внедрением китайских иероглифов. [12]
К тому времени, когда Абаоджи умер от брюшного тифа в возрасте 54 лет, он захватил весь штат Балхэ . [13] сохраняя свою правящую семью как дворянство, управляющее его новой вотчиной. Его восточными границами были реки Ялу и реки Уссури . Его продвижение на запад зашло далеко на Монгольское нагорье . К моменту своей смерти он так и не реализовал свой план по переезду на юг. [14]
Отношения с Поздним Таном
[ редактировать ]Ли Цуньсюй , сын Ли Кейонга , который установил связь с Абаоцзи еще в 905 году, основал Поздний Тан на пепле Позднего Ляна в 923 году. После смерти Ли Цуньсюя, хотя отношения между ними испортились, правильные формы за ними последовали, и в столицу киданей был отправлен эмиссар. Ухудшение отношений произошло, вероятно, из-за агрессивности Абаоджи, так как в 922 и 923 годах он повел армию вглубь Хэбэя , по пути грабя и беря пленных. По сути, это была территория Позднего Тан. [15]
Яо Кун
[ редактировать ]Яо Кунь был послан двором Позднего Тан на встречу с Абаоцзи в 926 году. Он догнал киданейского правителя в Маньчжурии , когда тот вел кампанию против королевства Балхэ и находился лагерем в Фую на территории современной провинции Цзилинь . Абаодзи потребовал, чтобы Поздний Тан сдал шестнадцать префектур . Если бы они были сданы, у Абаоджи не было бы причин вторгаться в сам Китай . Яо Кун заявил, что это требование не в его власти удовлетворить. В результате этого ответа Яо Кунь оказался в тюрьме, где он все еще находился, когда Абаодзи умер от болезни 6 сентября 926 года. [3] [16]
Преемственность
[ редактировать ]Хотя Елю Бэй был назначен наследником в 916 году, вдовствующая императрица Шулю Пин не считала его достойным и сумела добиться того, чтобы ее второй сын Дэгуан унаследовал трон. Дэгуан вошел в историю как император Тайцзун и правил с 926 по 947 год. [17]
Семья
[ редактировать ]Супруг и проблема(ы):
- Императрица Чуньцинь из клана Сяо (Императрица Сяо Чунцинь, 19 октября 879 — 1 августа 953), личное имя Шулю Пин (书鲁平)
- Елю Жигу (Елю Жигу; ум. 911), первая дочь
- Женат на Сяо Шилу (蕭室魯), сводном брате Шулу Пина.
- Елю Бэй , император Ицзун (Елю Бэй, 889 – 7 января 937), первый сын
- Елю Дэгуан , император Тайцзун (Ляо Тайцзун Елу Дэгуан, 25 ноября 902 — 18 мая 947), 2-й сын
- Елюй Лиху , император Чжансу (Emperor Zhangsu Yelü Lihu, 911–960), 3-й сын
- Елю Жигу (Елю Жигу; ум. 911), первая дочь
- Дворцовая дама из клана Сяо (дворцовая дама клана Сяо)
- Елю Ялиго, четвертый сын
Родословная
[ редактировать ]Елю Нулиси | |||||||||||||||||||
Елю Саладе | |||||||||||||||||||
Елю Юндеши | |||||||||||||||||||
Елю Салат | |||||||||||||||||||
Елю Абаоджи (872–926) | |||||||||||||||||||
Яонянский штат | |||||||||||||||||||
Сяо Яньмуджин (ум. 933) | |||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]- Династия Ляо
- Династия Сун
- Обрезание
- Клан Елу
- Амбагай хан Хамаг -Монгола
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хойберг 2010 , стр. 1.
- ^ Jump up to: а б с Дюпюи и Дюпюи 1986 , с. 276
- ^ Jump up to: а б с Виттфогель и Фенг 1949 , с. 600
- ^ Твитчетт и Титце 1994 , стр. 60, 62.
- ^ Jump up to: а б Моте 2003 , с. 31
- ^ Робертс 2011 , стр. 80–81.
- ^ Моте 2003 , стр. 37–39.
- ^ Моте 2003 , стр. 40–41.
- ^ Моте 2003 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Моте 2003 , с. 41
- ^ Эбри 1996 , с. 166
- ^ Моте 2003 , стр. 42–43.
- ^ Таннер 2009 , с. 203
- ^ Моте 2003 , с. 47
- ^ Моте 2003 , с. 44
- ^ Моте 2003 , стр. 44–47.
- ^ Моте 2003 , стр. 49–51.
Ссылки
[ редактировать ]- Дюпюи, Р. Эрнест; Дюпюи, Тревор Н. (1986). Энциклопедия военной истории с 3500 г. до н.э. до наших дней (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row, Издательство. ISBN 0-06-011139-9 .
- Эбри, Патрисия Бакли (1996). Томпсон, Дамиан (ред.). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-Х .
- Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «А-пао-чи » энциклопедия Британская Том. I: A-Ac – Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. ISBN 978-1-59339-837-8 .
- Моте, ФРВ (2003). Императорский Китай: 900–1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674012127 .
- Робертс, JAG (2011) [1999]. История Китая . Основные истории Пэлгрейва (3-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-24984-4 .
- Таннер, Гарольд М. (2009). Китай: История . Индианаполис, Индиана: Hackett Publishing Company, Inc., стр. 202–205. ISBN 978-0-87220-915-2 .
- Твитчетт, Денис; Титце, Клаус-Петер (1994). «Ляо». Во Франке, Герберт; Твитчетт, Денис К. (ред.). Кембриджская история Китая . Том. Т. 6: Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 43–153.
- Виттфогель, Карл Август; Фэн, Цзя-шэн (1949). История китайского общества: Ляо, 907–1125 гг . Американское философское общество.