Ботнический залив
Ботнический залив ( / ˈ b ɒ θ n i ə / ; финский : Pohjanlahti ; шведский : Bottniska viken ) разделен на Ботнический залив и Ботническое море , и это самый северный рукав Балтийского моря , между Финляндии западом побережье ( Восточная Ботния ) и северная часть восточного побережья Швеции ( Западная Ботния и Северная Ботния ). На юге залива расположены Аландские острова , между Аландским морем и Архипелаговым морем .
Имя
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Ботния — это латинизация . Шведское название Bottenviken изначально было просто Botn(en) , причем botn в переводе с древнескандинавского означает «залив» или «залив». [ 1 ] что также означает второй элемент vik .
Название botn было применено к Ботническому заливу как Helsingjabotn на древнескандинавском языке, в честь Hälsingland , которое в то время относилось к прибрежной зоне к западу от залива. Позже боттен был применен к регионам Вестерботтен на западной стороне и Остерботтен на восточной стороне («Западное дно» и «Восточное дно»). Финское название Остерботтена, Похьянмаа ( маа , что означает «земля»), намекает на значение этого слова в обоих языках: значение слова «похья» включает в себя как «дно», так и «север». Pohja — это базовое слово для севера, pohjoinen , с добавленным прилагательным суффиксом. [ 2 ]
Botn / botten родственно « английскому и слову bottom» может быть частью общего североевропейского различия низменностей, в отличие от высокогорья, такого как Нидерланды , Жемайтия ( Литва ) и Самбия ( Россия ). [ нужны разъяснения ]
Юлиус Покорный приводит расширенный протоиндоевропейский корень как *bhudh-m(e)n с вариантом *bhudh-no- , от которого происходит латинскоеfundus , как и в Fundament . Первоначальное значение английского севера , от протоиндоевропейского *ner- «под», указывает на первоначальное значение «низины» для пойменных земель . С другой стороны, под севером классические авторы обычно подразумевали «самый дальний», поскольку северные земли были для них самыми отдаленными. У саамов стороны света назывались в соответствии с различными частями типичного шатра, используемого этим кочевым народом. Дверь палатки традиционно была направлена на юг, в самую солнечную сторону, а нижняя часть палатки располагалась на севере. Отсюда и происхождение слова pohja, употребляемого в значении «север». По словам Лённрота , север считался нижним направлением, потому что там находится самая низкая точка пути Солнца.
География
[ редактировать ]Международная гидрографическая организация определяет южную границу Ботнического залива следующим образом: [ 3 ]
От Симпнасклубба (59°54' с.ш.) в Швеции до Флётьяна, Лагшера [так в оригинале], Фестёрне [так в оригинале], Кёкарсёрна и Венё-Калкшера [так в оригинале] до юго-западной точки Хангеудде ( мыс Ханге , 59°49' с.ш.). ) в Финляндии, включая Аландские острова и прилегающие к ним отмели и каналы в Ботническом заливе.
Залив имеет длину 725 км (450 миль), ширину 80–240 км (50–149 миль) и среднюю глубину 60 м (200 футов; 33 сажени). Максимальная глубина составляет 295 м (968 футов; 161 сажень). Площадь поверхности составляет 117 000 км2. 2 (45 000 квадратных миль). Самая северная точка находится в Тёре в Ботническом заливе . его координаты: 65° 54'07" с.ш. и 22° 39'00 в.д. [ 4 ]
Глубина и площадь поверхности Ботнического залива постоянно уменьшаются, поскольку земля поднимается после того, как она была нажата, примерно на 2600–3300 футов (от 790 до 1010 метров). [ 5 ] континентальным льдом во время последнего ледникового периода. Подъем составляет 80 см каждые сто лет. [ 6 ] По оценкам, земля должна подняться еще на 300–400 футов (от 91 до 122 метров), прежде чем будет достигнуто равновесие. Эта скорость восстановления будет постепенно замедляться по мере приближения к изостатическому равновесию. [ 5 ]
В залив с обеих сторон впадает множество рек; следовательно, существует градиент солености с севера на юг. На юге вода обычная солоноватая вода Балтийского моря , но на севере, в Ботническом заливе , соленость настолько низкая, что [ 7 ] от 0,4% возле Кваркена до 0,2% в самой северной части, [ 8 ] что в нем обитает множество пресноводных рыб, таких как щука, сиг и окунь. [ 6 ]
Залив представляет собой сочетание Ботнического залива на севере и Ботнического моря на юге, разделенных регионом Кваркен с глубиной воды около 25 метров (82 фута) и скоростью подъема суши почти 10 мм (0,39 дюйма). ) год. Ожидается, что в течение 2000 лет залив отделится от остальной части залива и станет пресноводным озером.
Будучи почти свежим, залив замерзает более пяти месяцев в году. Обледенение Балтийского моря начинается и заканчивается в северной части Ботнического залива. Ограничения движения ледокольной проводки обычно действуют по всему заливу с конца января до конца апреля, а для самых северных портов — с середины декабря до середины мая. [ 9 ]
Геология
[ редактировать ]Геологически Ботнический залив представляет собой древнюю впадину тектонического происхождения. Впадина частично заполнена осадочными породами, отложившимися в докембрии и палеозое . Близлежащие равнины, примыкающие к заливу, входят в состав субкембрийского пенеплена . ледниковая эрозия неоднократно покрывалась ледниками, Несмотря на то, что в течение последних 2,5 миллионов лет она оказала ограниченное влияние на изменение топографии. [ 10 ]
По оценкам, в течение примерно 2000 лет продолжающийся послеледниковый отскок поднимет морское дно в районе Норра Кваркен над водой, разделив Ботнический залив на южный залив и северное озеро. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Залив не был известен древним и средневековым географам и еще в 1427 году не был указан датским картографом Клавдием Клавсом , даже на карте Хартмана Шеделя , напечатанной в 1493 году. без имени, это Николаус Германус из 1482 года. [ 12 ]
Экономика
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Земля вокруг Ботнического залива покрыта густыми лесами. Деревья вырубают, а затем доставляют на берег для фрезерования. Залив также важен для транспортировки нефти в прибрежные города и транспортировки руды на сталелитейные заводы, например, в Раахе.
По тоннажу международных перевозок крупнейшими портами на финской стороне являются Раума, Коккола и Торнио. [ 13 ] Основные порты шведской стороны находятся в Лулео, Шеллефтео, Умео, Сундсвалле, Евле и Харгсхамне. В Лулео экспортируются железорудные окатыши, а импортируется уголь. Евле — третий по величине контейнерный порт Швеции. Он также перевозит лесную продукцию и нефть. [ 14 ] При портовых операциях в Ботническом заливе ледокольная помощь может потребоваться в течение ледового сезона, продолжительность которого в среднем составляет шесть месяцев; тогда как в Финском заливе ледокольный сезон длится в среднем всего три месяца. [ 15 ]
Имеется некоторый промысел, в основном балтийская сельдь , для внутренних нужд. Постоянной проблемой является загрязнение, поскольку море окружено большим водосборным бассейном и плохо связано с более пресными водами Атлантического океана. Уровни ртути и ПХД были относительно высокими, хотя Управление по безопасности пищевых продуктов Финляндии считает сельдь съедобной. Хотя их уровни превышают допустимые пределы, жирные кислоты полезны для здоровья, что компенсирует этот риск.
Реки
[ редактировать ]Города и поселки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шведский этимологический словарь / (на шведском языке)
- ^ «Этимология финских воздушных направлений» . Спросите.fi. 26 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 г. Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ «Границы океанов и морей, 3-е издание» (PDF) . Международная гидрографическая организация. 1953. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2011 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «Лодочная гавань Тёре» . попадает в Каликс (на шведском языке). bottenviken.se . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Geologica: Динамические силы Земли, доктор Роберт Р. Коэнраадс и Джон И. Койвула
- ^ Jump up to: а б «О Ботническом заливе» . Боттенвикенс Скаргорд. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Ботнический залив» . ку.лт. Архивировано на Wayback Machine . Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Особенности Хвостового моря» . ymparisto.fi . Архивировано из оригинала 21 января 2012 года.
- ^ Типичные ограничения навигации 1994/95-2003/04 (pdf). Архивировано 1 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Лидмар-Бергстрем, Карна (1997). «Долгосрочная перспектива ледниковой эрозии». Процессы на поверхности Земли и формы рельефа . 22 (3): 297–306. Бибкод : 1997ESPL...22..297L . doi : 10.1002/(SICI)1096-9837(199703)22:3<297::AID-ESP758>3.0.CO;2-R .
- ^ Тикканен, Матти; Оксанен, Юха (2002). «История перемещения берегов Балтийского моря в Финляндии в позднем Вейкселе и голоцене» . Фенния . 180 (1–2) . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Эркки Фредриксон: Финляндия 500 лет на карте Европы . Гуммерус, 2005. Страницы 12-16, ISBN 9789512061877
- ^ «Таблица 4. Статистика международных перевозок 2014» (PDF) . Статистика Финского транспортного агентства . Архивировано из оригинала (PDF) 1 декабря 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Havsplanering с. 92 (на шведском языке)
- ^ «Изменение климата создает новые предпосылки для судоходства» . Климатический справочник . САЙК, Университет Аалто, YTK и Финский Мет. Институт. Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 1 декабря 2015 г.