Из Никодина
Из Никодина Николай Иоаннид | |
---|---|
Рожденный | 1886 |
Умер | 1948 |
Занятие | писатель, поэт, бизнесмен |
Национальность | румынский |
Период | 1910-1962 |
Жанр | исторический роман , поэма в прозе , сатира , рассказ , литература о путешествиях |
Литературное движение | модернизм , Сбураторул |
Из Никодина ( Румынское произношение: [ˈdinu nikoˈdin] ; псевдоним Николае Иоаннид ; [ 1 ] 1886–1948) — румынский писатель, член модернистского общества Sburătorul . Имея аристократическое ( боярское ) происхождение, он был эксцентричным и авантюристом, который обращался к литературе только как к хобби и чьи разрозненные произведения в целом были хорошо приняты критиками при его жизни. Никодин пропагандировал работы своих более молодых коллег и поддерживал тесные дружеские отношения с представителями своего поколения, в первую очередь он был известен своим присутствием на социальной сцене межвоенного периода .
Два романа Никодина, «Лупии» («Волки») и «Революция» («Революция»), заслужили похвалу за свою эрудицию и характерный стиль повествования, но из-за этих черт его также трудно соотнести с течениями в румынском языке 20-го века. литература . К 1950 году писатель практически исчез из критической памяти, хотя в последующие десятилетия интерес к нему значительно возродился.
Биография
[ редактировать ]Отпрыск старинного и зажиточного боярского рода, [ 2 ] Никодин жил в Бухаресте , где его основной резиденцией был отель «Капса» . [ 3 ] Сообщается, что он был страстным охотником и разделял это хобби с другими выжившими членами румынского боярства. [ 2 ] [ 3 ] Другая его деятельность была сосредоточена на эксцентричных и авантюрных занятиях: дуэлянт и наездник, он также был финансовым экспертом, и однажды правительство поручило ему наблюдать за ликвидацией банка . [ 2 ] Говорят, что его литературные амбиции, хотя и были обнаружены в позднем возрасте, побудили его задуматься о написании не только романов, но также сценариев и исследований на нескольких языках. [ 4 ]
Развивая личные отношения с теоретиком литературы Евгением Ловинеску , [ 3 ] Никодин стал присутствовать среди членов литературного кружка Ловинеску « Сбураторул» . Эти двое разделяли хобби по коллекционированию книг и любовь к тонкой бумаге : Никодин закупал для своего друга бумажные изделия из японского шелка и финансировал библиофильские издания обоих их произведений. [ 5 ] Посещая сессии Sburătorul , Никодин также завел роман с писательницей Селлой Серги . [ 6 ] Его собственный дебют произошел поздно: роман 1934 года «Лупии» , который привлек к нему внимание критиков, и стихотворение в прозе «Аган» . [ 7 ]
Дину Никодин вернулся в литературу во время Второй мировой войны , когда опубликовал том рассказов «Православница окротире» (прим. «Православная защита»). [ 2 ] Увидев печать два года спустя, [ 2 ] [ 7 ] «Революция» была вкладом Никодина в жанр исторического романа . Его литературное подтверждение пришло позже, после того, как в результате переворота в августе 1944 года был свергнут репрессивный режим Иона Антонеску ( см. Румыния во время Второй мировой войны ). В сентябре Никодин был одним из писателей, недавно принятых в Общество румынских писателей , прибытие которого последовало за изгнанием авторов, считавшихся фашистами или сторонниками авторитаризма . [ 8 ]
Незадолго до своей смерти в 1948 году Никодин вел переписку с молодым критиком Ионом Негойцеску . Ученик Ловинеску и член Литературного кружка Сибиу , Негойцеску ранее дал восторженный отзыв о «Революции» . [ 9 ] Никодин был среди тех, кто пытался получить Негойцеску стипендию для обучения во Франции, но их общий проект в конечном итоге провалился. [ 10 ]
Работа
[ редактировать ]Дину Никодин занимал эксцентричную позицию в области румынской литературы , и литературные критики и историки традиционно описывали его как фигуру, которую трудно классифицировать, и он находился прежде всего интересным благодаря использованию отличительной стилистической категории румынского языка . Один из таких рецензентов, Джордж Кэлинеску , приветствовал дебют романиста в 1934 году как проявление «юмора высшего качества, солидной культуры и иронии редкой резкости». [ 11 ] Тот же комментатор позже охарактеризовал Никодина как «странного» и « снобистского ». невероятно [ 4 ]
Более поздние критические голоса расширили такие вердикты, одновременно предлагая различные интерпретации контекстуальной роли Никодина. Николае Манолеску отмечает, что общее восприятие связало Никодина и другую эксцентричную фигуру его поколения, Матею Караджале , но предполагает, что это сравнение «совершенно бессмысленно», единственным таким сходством является «драгоценный и роскошный стиль», присутствующий как в Лупии , так и в произведениях. Караджале. [ 2 ] Овидий Кромэлничану прежде всего определил литературный вклад Никодина по его «художественной прозе», которая, по его мнению, была родственна стилям Караджале и Эманоила Букуцы . Он отмечает, что в случае Никодина признаками этого подхода являются: «тщательно инсценированная фразировка», «архаичная патина», «наигранная и снобистская» манера и «редкая изобразительная сила». [ 7 ]
«Лупии» , сочетание литературы о путешествиях и сатиры , произвело мгновенное впечатление на читающую публику. [ 4 ] Предлогом повествования является охотничья поездка в северные районы Трансильвании и в Марамуреш , во время которой главный герой, служащий лесного хозяйства по имени Венетичи (от venetic , «незнакомец») сталкивается с различиями в обычаях и враждебностью местных жителей. В своей рецензии на роман в 1934 году Кэлинеску предположил, что тема книги частично связана с культурным противоречием между, с одной стороны, «неровностями» характера, поощряемыми наследием Габсбургов в Трансильвании, и, с другой стороны, социальными характеристиками. введен после « Великого Союза ». [ 11 ] Кромэлничану считает, что определяющим элементом Лупии является негостеприимство местных персонажей, что дает Никодину почву для «иронических размышлений с эрудированными ссылками». [ 7 ]
В своей исчерпывающей истории румынской литературы (впервые опубликованной в 1941 году) Кэлинеску уточнил свою положительную оценку Лупии . Его заметка по этому поводу сочла «загадочной» реакцию других критиков на творчество Никодина, включая сравнения автора с романтическим прозаиком XIX века Александру Одобеску . [ 4 ] По сути, утверждал он, Лупии был «скромной партией дилетанта, вскоре забытой». [ 4 ]
Интерес автора к книжным темам вновь проявляется в «Агане» , где он адаптирует романтическую тему из романа французского писателя де Нерваля Жерара «Очарованная рука » («Очарованная рука»). [ 7 ] Более амбициозный проект, Revoluţia, представлял собой взгляд Дину Никодина на Французскую революцию и философию истории . Говоря с марксистской точки зрения, Крохмэлничану утверждал, что писатель создавал «стремительные бредни», признаки « реакционного бреда». [ 7 ] Тем не менее он одобрял «запоминающиеся сцены», такие как « Нояды» : «мрачная картина, исполненная необычайной силы выражения». [ 7 ]
Том был с симпатией встречен некоторыми авторами, только тогда дебютировавшими. Один из них, Перикл Мартинеску , назвал его «творением европейского уровня» и «капитальным произведением» Никодина, но утверждал, что особенности стиля делают его непереводимым. [ 12 ] Согласно статье академика Андрея Териана , опубликованной в 2008 году , ранняя рецензия Иона Негойцеску на книгу Никодина была ошибочной, поскольку критическое внимание было смещено в сторону «дерзких и живописных » аспектов, таких как взгляд на Жана-Жака Руссо . сексуальность [ 9 ] Негойцеску также нашел «восхитительными» страницы, на которых обсуждается Великий страх , и выразил дальнейшую похвалу подходу Никодина к Царству Террора (сосредоточенному на графических эпизодах, таких как тот, в котором собаки, залитые человеческой кровью, гоняются друг за другом по улицам). [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Присутствует в различных автобиографических текстах Ловинеску. [ 1 ] Дину Никодин также кратко упоминается в мемуарах писательницы Люсии Деметриус , дебют которой также состоялся под эгидой кружка Ловинеску. Деметриус, который описывает престарелого автора как «очень элегантного» человека, также сообщает, что Никодин хорошо принял ее неопубликованную работу, но также отмечает, что чувствует себя «ошеломленным», когда Ловинеску, который был посредником между двумя своими соратниками, бессердечно вмешался в их переписку. . [ 3 ] Никодин упоминается в автобиографических записях другого романиста, И. Пельца . Он описывал своего коллегу как «хорошо сложенного, со спокойным взглядом мужчины, который многое видел и знает», и вспоминал: «Он одевался в соответствии с последней модой в Лондоне , пользовался самыми дорогими духами Парижа». , говорил с изучаемым иностранным акцентом [и] вел свою переписку на очень тонкой бумаге». [ 1 ]
Дину Никодина часто вообще игнорировали в произведениях по истории литературы, опубликованных как до, так и после установления коммунистического режима в Румынии . Среди работ своего времени, в которых упоминалась работа Никодина, синтез Джорджа Кэлинеску 1941 года, согласно более позднему заявлению литературного критика Космина Чотлоша , фактически «отклонил [ее] с превосходством всего в паре фраз». [ 2 ] Исключением из этого правила является младший друг Никодина, Негойцеску: его собственное обзорное исследование румынской литературы, опубликованное после его добровольного изгнания в Западную Германию , отводит больше текста творчеству Никодина, чем более известным произведениям Ливиу Ребреану . [ 9 ]
Частичное восстановление работ Никодина, последовавшее за революцией 1989 года и концом коммунизма, включало переиздание Revoluţia 2000 года , опубликованное Editura Albatros и отредактированное критиком Ионом Симуцем . [ 13 ] В 2008 году Никодину была предоставлена значительная статья в Николае Манолеску собственном обзоре румынской литературы . По словам Чотлоша, Манолеску расстался со своим наставником Джорджем Кэлинеску, восстановив Никодина на более заметной должности. [ 2 ] Текст Манолеску сам по себе был комментарием о наследии Никодина: «Без сомнения, этот человек [...] превосходит свою работу. Без репутации этого человека вполне вероятно, что романы, не говоря уже о рассказах [...] , теперь будет забыто». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Ал. Сэндулеску , «памятник И. Пельца». Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 1. 35/2004
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я (на румынском языке) Космин Чиотлош , «Некоторые методы» (III) , в «Литературной Румынии» , No. 13/2009
- ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) Люсия Деметриус , «Воспоминания». Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 4/2004
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986, стр.925.
- ^ (на румынском языке) Джордж Раду, « Литературные программы Евгения Ловинеску » , в «Литературной Румынии» , No. 26/2004
- ^ (на румынском языке) Гео Шербан , «Recurs la Memory. Reviriment per half» , в Observator Culture , No. 481, июль 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Овидий Крохмэлничану , Румынская литература между двумя мировыми войнами , Том. I, Издательство «Минерва» , Бухарест, 1972, стр.543. ОСЛК 490001217
- ^ (на румынском языке) Виктор Дурня, «Общество румынских писателей». Архивировано 18 февраля 2012 г. в Wayback Machine , в Literary Dacia , No. 2/2008 (переиздано института культуры Румынского Româniaculturală , архивировано 2 сентября 2011 г., в Wayback Machine ); Кассиан Мария Спиридон , «Век писателей» (II). Архивировано 7 марта 2009 г. в Wayback Machine , в «Литературных беседах» , май 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) Андрей Терян , «Грехи молодости» , в Ziarul Financiar , 12 декабря 2008 г.
- ^ (на румынском языке) Штефанитэ Регман, «Круги перед спуском в ад». Архивировано 11 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 23/2007
- ^ Перейти обратно: а б Джордже Кэлинеску , «Литературная хроника», на Виаца Романеаскэ , № 1. 4/1933
- ^ (на румынском языке) З. Орнеа , «Filigranul amintirii» , в «Литературной Румынии» , No. 14/2000
- ^ (на румынском языке) Габриэль Димисиану , «Хроника невроза». Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 33/2000
- Румынские писатели-мужчины
- Румынские исторические романисты
- Румынские поэты-мужчины
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские писатели рассказов
- Румынские писатели-путешественники
- Румынское дворянство
- Румынские бизнесмены ХХ века
- Румынский народ Второй мировой войны
- 1886 рождений
- 1948 смертей
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские писатели ХХ века
- Авторы рассказов XX века
- Румынские писатели-мужчины ХХ века