Ленайя
Ленайя Λήναια ( древнегреческий : афинским ) был ежегодным фестивалем с драматическим соревнованием . Это был один из меньших фестивалей Афин и Ионии в древней Греции . Ленайя состоялась в Афинах в Гамелионе , что примерно соответствует январю. Фестиваль был в честь Диониса Ленайоса . [1] Есть также свидетельства того, что фестиваль также проходил в Дельфах . [2]
Термин Ленайя, вероятно, происходит от слова « ленос » — «точило для вина» или от « ленай », другого названия менад ( женщин-поклонниц Диониса).
Обзор
[ редактировать ]Ленайя изображена на многочисленных вазах, на которых изображены как типичные сцены менад, так и сцены аристократов и ритуалов смешивания вина . Неизвестно, какой именно тип поклонения происходил на празднике, но, возможно, это было в честь Диониса в юности или возрождения Диониса после его убийства титанами . [2] Возможно, это также имело некоторую связь с Элевсинскими мистериями , поскольку в них участвовали некоторые из тех же религиозных деятелей (таких как архонт-басилеус и эпимелетай ). Эти чиновники возглавили процессию (πομπή pompe ), которая, вероятно, завершилась жертвоприношением . [ нужна ссылка ] В имеющихся у нас упоминаниях упоминается процессия и ἀγών, проводившаяся «при свете факелов», когда элевсийский чиновник , родом из Афин, призывал или призывал Диониса. Затем хор отвечал: «Якх, сын Семелы, Πλουτοδότης». [2] Прежде всего, фестиваль носит аграрный характер. Он отмечался в решающий момент для содействия пробуждению природы. В частности, виноград и вино , символизирующие самого бога, его смерть и возрождение из подземного мира. Однако это было не время сбора винограда, а время обрезки лоз. [2]
На фестивале могли быть обряды для женщин. [2] Совпадение вызова Иакха , которого в детстве видели как Диониса, при свете факела и увековечивания мифа о смерти и возрождении бога. Это произошло и в Дельфах , и в Афинах в Ленае, в одно и то же время года, зимой. Это также подтверждает идею о том, что в аттической Ленайе существовал особый ритуал с участием женщин, последователей бога. Ритуал, связанный в данном случае с идеей воскрешения бога, связан с производством вина и винным прессом. [2] Хотя вопрос о том, был ли это фестиваль для женщин, или в этом фестивале принимали активное участие они, до сих пор остается спорным. [2] В Афинах о женском празднике не упоминалось. [2] Однако это может быть связано с тем, что женщины связаны с тайными и священными обрядами Диониса, о которых обычно не говорят и не предают огласке. [2]
Афинская женщина, вероятно, участвовала в ночных обрядах. Возможно, они играли важную роль в «вызове» или призывании бога. Но они не были в центре внимания и даже не упоминаются в текстах. [2] Однако на аттических вазах женщины изображены как близкие к процессу производства вина наряду с несмешанным вином. Наряду с этим встречаются и сатиры дикой природы, а также сам бог. [2]
В Афинах фестиваль первоначально проводился в Ленайоне (возможно, в театре за пределами города или в части Агоры ) , но, вероятно, он был перенесен в Театр Диониса . к середине пятого века [3] Начиная со второй половины V века до нашей эры ставились пьесы (как это было на фестивале Городской Дионисии позже в том же году). Аудитория Ленайи обычно ограничивалась местным населением, поскольку путешествие по морю в это время года считалось небезопасным. [1] Метикам , однако, по-видимому, разрешалось как участвовать, так и выступать в роли хорегоев . [4] Около 442 г. до н. э. в Ленайю были официально включены новые комические конкурсы, хотя пьесы, возможно, ставились там и раньше на неофициальной основе. [1] Сначала на фестивале проводились драматические состязания только по комедии , но в 432 году до нашей эры трагический был введен конкурс. Здесь впервые были поставлены многие пьесы Аристофана , например, «Рыцари». Как и в случае с конкурсом в Городе Дионисии, обычно соревновались пять комедий (за исключением периода Пелопоннесской войны , когда было поставлено только три). Когда был введен конкурс трагедий, соревновались два трагика, каждый представивший по две пьесы. Нет никаких свидетельств того, что сатирские пьесы исполнялись , но дифирамбы были включены в третий век до нашей эры. [4] К концу века спектакли фестиваля шли в Театре Диониса (хотя неясно, когда это место впервые было использовано). [1] Неизвестно, когда Ленайя была заброшена, но какие-то соревнования продолжались и во II веке до нашей эры.
Современный праздник и возрождение
[ редактировать ]Практикующие возрожденную религию Древней Греции, известные как эллинские политеисты , стремятся восстановить древние фестивали, такие как Ленайя. Реконструктивисты черпают из первоисточников и вторичных источников, чтобы реконструировать сам фестиваль. Некоторые способы празднования эллинских политеистов — это выпивка, вечеринки и общее веселье. [5] Они также празднуют это событие просмотром пьес , особенно « пьес Аристофана, таких как Лягушки» . [5] Чтение гимнов Дионису, особенно орфических гимнов , также может быть сделано в честь празднующего бога. [2] В целом ключевые элементы современного фестиваля стараются соответствовать античному.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Брокетт и Хильди (2003, 20).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вальдес Гиа, Мириам (2013), «Переопределение Диониса в Афинах на основе письменных источников: Ленайя, Якх и аттические женщины», Новое определение Диониса , Берлин, Бостон: DE GRUYTER, стр. 100–119, doi : 10.1515/9783110301328.100 , ISBN 978-3-11-030132-8
- ^ Чапо и Слейтер (1998, 123)
- ^ Jump up to: а б Проглоти, Питер. «Реконструкция Ленайи» . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Леная – Хелленион» . Проверено 23 июня 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Пикард-Кембридж, сэр Артур. 1953. Драматические фестивали в Афинах. 2-е изд. Оксфорд: Кларендон П., 1968. ISBN 0-19-814258-7