Айапек
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Aiapæc (часто пишется Ai Apaec , от Colonial Mochica aiapæc *[ajapʷɨk] [ 1 ] 'творец, Бог Отец '), [ 2 ] Морщинистое лицо , [ 3 ] фигура, опоясанная змеей , [ 4 ] или бог гор , [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] — мифический персонаж, идентифицированный в иконографии Моче , и, возможно, главное Моче божество . По мнению некоторых археологов, это, возможно, был самый страшный и почитаемый из всех карательных богов, которому поклонялись как богу-творцу , защитнику Моче и поставщику воды, еды и военных триумфов.
Существование такого иконографического персонажа впервые предположил археолог Рафаэль Ларко Хойл . Современный анализ ставит под сомнение возможность существования одного бога, вместо этого обнаруживая несколько мифологических персонажей. [ 7 ] [ 8 ]
Представительства
[ редактировать ]Наиболее распространенное изображение Айапака — это изображение, которое можно увидеть на фресках Храмов Солнца и Луны , которые представляют собой антропоморфное лицо с кошачьими клыками, окруженное океанскими волнами.
Aiapæc был представлен по-разному, в зависимости от периода, места и используемой среды. В металлургии, например, Aiapæc часто рассматривается как паук с восемью ногами и антропоморфным лицом с клыками ягуара . В керамике божество часто более антропоморфно, обычно с головой на руках, а иногда и с двумя змеями, вырастающими из его головы. В скульптуре он изображен с посохом.
Говорят, что во время человеческих жертвоприношений заключенных обезглавливали, а их головы отдавали Айапеку.
В популярной культуре
[ редактировать ]
Ай Апаек — злодей во вселенной Marvel . Он изображен с туловищем мужчины (со змеями вместо волос и большими клыками) и нижней частью тела огромного паука. Нанятый Норманом Озборном , ему дают специальную сыворотку, которая превращает его в шестирукую версию Человека-паука . В этой форме он является членом второй версии Тёмных Мстителей Осборна . [ 9 ] Впервые он появился в Osborn # 1 (2011). Он также появляется в саге « Паучий остров ». [ 10 ] В « Паучьих стихах » версия Ай Апаека с Земли 1771 года была съедена наследником Карном после изгнания из своей семьи.
В Archie Comics Ай «Новых крестоносцах » и «Ягуаре» Апаек изображен как бог-ягуар, наделяющий силой супергероя Ягуара . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Культурные изображения пауков
- Ягуары в культуре и мифологии
- Ведьмак
- Культура Моче
- Уанчако
- Трухильо, Перу
- Ай Апаек (комиксы)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элоранта-Баррера Вирхуэс, Рита (2020). Мочика: грамматические темы и внешние связи . Серия диссертаций ЛОТ. Амстердам: ЛОТ. стр. 114, 124. ISBN 978-94-6093-348-6 .
- ^ Jump up to: а б Гайосо Рулье, Генри Луи (2014). «ПОЧЕМУ AIAPAEC И CHICOPAEC — НАЗВАНИЯ БОГОВ?» . Чунгара (Арика) (на испанском языке). 46 (3): 345–354. дои : 10.4067/S0717-73562014000300003 . ISSN 0717-7356 .
- ^ Доннан, Кристофер Б. (1978). Моче Искусство Перу. Доколумбовая символическая коммуникация . Лос-Анджелес, Калифорния: Музей истории культуры Калифорнийского университета.
- ^ Кастильо Баттерс, Луис Хайме (1989). Мифические персонажи, сцены и повествования в иконографии Моче . Лима: Папский католический университет Перу.
- ^ де Бок, Эдвард К. (2003). «Храм лестницы и волны и часа человеческого жертвоприношения». В Уседа, Сантьяго; Мухика, Элиас (ред.). Моче: к концу тысячелетия: Материалы Второго коллоквиума по культуре моче, Трухильо, 1–7 августа 1999 г. (на испанском языке). Том 1. Лима: Папский католический университет Перу/Национальный университет Трухильо. стр. 307–324.
- ^ Уседа, Сантьяго (2008). «В поисках дворцов королей Моче». В Маковском, Кшиштоф (ред.). Лорды лунных королевств . Коллекция произведений искусства и сокровищ из Перу. Лима: Банко де Кредито дель Перу. стр. 111–127. ISBN 978-9972-837-19-7 .
- ^ Пшондка-Герш, Патриция (2015). «Ай Апаек: доиспанское верховное божество или манипуляция в межкультурном переводе?» . Политея (38): 7–16. ISSN 1733-6716 .
- ^ Маковский, Кшиштоф (2022). «Один (айапак) или многие?: споры о пантеоне моче = одно божество (айпаек) или многие? Споры о пантеоне моче». Боги и верования доиспанского Перу = Боги и верования доиспанского Перу . Лима: Эрнс энд Янг. стр. 290–491. ISBN 978-612-5043-31-3 .
- ^ Темные Мстители № 175.
- ^ Остров Паука: Смертельные руки кунг-фу
- ^ Керил Браун Ахмед ( ж ), Танго ( п ), Элли Райт ( столбец ). Ягуар (февраль 2023 г.). Арчи Комикс.
- Искусство Анд: от Чавина до Инков . Ребекка Стоун Миллер, Темза и Гудзон, 1995 год.
- Инки и их предки . Майкл Э. Мозли, Темза и Гудзон, 1992 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Ай Апаец» . Google Культурный институт . — Музея Ларко медиа-презентация
- www.huacas.com
- Официальная информация о проекте «Солнце и Луна»