Vera Komissarzhevskaya
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |



Вера Федоровна Комиссаржевская ноября 1864 — 23 февраля 1910) — одна из самых знаменитых актрис и 8 ( театральных деятелей поздней Российской империи . Ее профессиональный дебют состоялся в 1893 году, после того как она выступала в качестве любителя в Константина Станиславского Обществе искусств и литературы . Сегодня она, вероятно, наиболее известна благодаря роли Нины в злополучной премьере пьесы Антона Чехова «Чайка » в Александринском театре в Санкт-Петербурге в 1896 году. Хотя постановка была признана полным провалом, игра Комиссаржевской получила высокую оценку. [ 1 ]
Позже в своей карьере Комиссаржевская стала известна покровительством многообещающему театральному артисту Всеволоду Мейерхольду . После безуспешных попыток Мейерхольда поставить символистские пьесы во МХАТе Станиславского , Комиссаржевская пригласила его попробовать свои эксперименты в своем новом Драматическом театре . За время своего недолгого сотрудничества им удалось развить символистскую эстетику Мейерхольда, а сама Комиссаржевская снялась в двух наиболее успешных с точки зрения критики и коммерции постановках.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Комиссаржевская родилась в Санкт-Петербурге , в богатой и знатной семье. Ее отцом был знаменитый русский оперный певец Федор Комиссаржевский , ведущий тенор Мариинского театра , а мать, Мария Николаевна Шульгина, была дочерью генерала Николая Шульгина, героя войны и офицера Преображенского полка . Комиссаржевская имела близкие отношения с отцом и часто переписывалась с Комиссаржевским. Под конец жизни он писал Марии Николаевне:
Вера!? Сказать, что я часто думаю о ней... было бы преуменьшением, ибо ни минуты не проходит без того, чтобы я не думал о ней! Все мое существо держится на моих чувствах и моих мыслях о ней. Она для моего духа то же самое, что воздух для физического существования! Человек, друг, дочь, сестра, семья — все сосредоточено в ней одной… [ 1 ]
Эта приверженность жизни и работе дочери была свидетельством ее благосклонности, поскольку ее сводным братом был Теодор Комисаржевский , известный театральный режиссер. Федор фактически с ранних лет обучал и Веру, и Теодора актерскому искусству. Федор был уважаемым преподавателем актерского мастерства вместе со многими другими успешными учениками, такими как Константин Станиславский.
В 19 лет Комиссаржевская вышла замуж за художника графа Муравьева но предпочла сохранить свой сценический псевдоним и после замужества. Несколько лет спустя она с разбитым сердцем узнала, что ее сестра беременна ребенком Муравьева, и бросила его, посвятив себя актерской карьере. В 1891 году она сыграла роль Бетси в первой русской постановке « Льва Толстого под Плоды просвещения» руководством Станиславского. Санкт-Петербурга В 1896 году она начала работать в Александринском театре , играя такие роли, как Рози в «Битве бабочек» Германа Зудермана и Лариса в Александра Островского » «Бесприданнице . Однако, пожалуй, самым большим ее триумфом в Александринском театре стала роль Нины Заречной в премьере чеховской « Чайки » (1897). [ 2 ] Поначалу постановка оказалась неудачной: зрители так сильно критиковали Комиссаржевскую, что она потеряла голос во время премьеры постановки. Однако остальная часть тиража оказалась успешной, и «Чайка» сделала Комиссаржевскую звездой.
Комиссаржевская была не единственной, кто воспринял новые идеи, поскольку она жила в переходное время. И, как и времена, в которых она жила, ее поведение сильно и часто менялось в течение ее жизни. Сознательно и подсознательно реагируя на множество факторов своей истории и личного характера, она изменила свою личность, свое воспринимаемое «я», чтобы оптимизировать свои шансы на успех в жизни.
В 1904 году Комиссаржевская основала собственный театр в Санкт-Петербурге, где играла в постановках чеховских «Иванова» и «Дяди Вани» , а также в партиях Дездемоны в » Уильяма Шекспира , «Отелло Офелии в « Гамлете » и Норы в « Кукольном доме » Ибсена .
Комиссаржевская делила известность с известными актрисами Марией Ермоловой и Маррией Савиной, и, хотя она была гораздо менее яркой личностью, чем коллега по театру Лидия Яворская, Комиссаржевские драматические театры (1904-09) были признаны практическим и теоретическим родственником Московского Художественного театра Константина Стальнивского в Санкт-Петербурге.
Однако, устав от рутинных сценариев театра XIX века и господствовавших натуралистических тенденций того времени, Комиссаржевская смело пригласила молодого режиссера Всеволода Мейерхольда . Ибсена Хотя они добились определенного успеха с Комиссаржевской в главных ролях «Гедды Габлер» Метерлинка и «Сестры Беатриче» , сотрудничество оказалось бесплодным. Мейерхольду не удалось создать роль, соответствующую актерскому стилю Комиссаржевской, сочетающему сильную эмоциональную чувствительность с высокой театральной серьезностью. Она уволила его всего через год и провела остаток своей карьеры, гастролируя по старым постановкам в Соединенных Штатах и Европе, пытаясь собрать достаточно денег, чтобы оплатить огромный долг, который она накопила.
«Я всегда ищу новую форму, новую драматическую идею и новое вдохновение».
- Комиссаржевская, в интервью The New York Times (1 марта 1908 г.)
Даже после ее отъезда из России слава Комиссаржевской была такова, что, когда она умерла от оспы в 1910 году, на ее похороны пришли огромные толпы скорбящих и даже прозвучали пронзительные стихи русского поэта Александра Блока . Ее имя до сих пор носит один из крупнейших театров Петербурга. [ 3 ] а в 1980 году о жизни и карьере актрисы даже был снят биографический фильм « Я-актриса» («Я актриса») с Натальей Сайко в главной роли .
Реакция на смерть Комиссаржевской демонстрирует социальную значимость идей искренних эмоций и подлинной самости как части более широкого поиска трансцендентных личностей в публичной сфере поздней империи.
Ее неожиданная смерть в 1910 году стала крупным общественным событием и сенсацией в средствах массовой информации, вызвав огромный поток траура по всей Российской империи и обширные комментарии в прессе, продемонстрировавшие ее значительный социальный резонанс и место в дебатах по насущным проблемам, оживлявшим позднюю имперскую Россию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Боровский, Виктор (2001). Триптих из русского театра: Художественная биография Комиссаржевских . Лондон: Херст. п. 65.
- ^ Малаев-Бабель, Андрей (2011). Справочник Вахтангова . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 28–32. ISBN 978-0-415-47268-5 .
- ^ Лич, Роберт (2004). Создатели современного театра: Введение . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 76–87. ISBN 9780203487860 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Я - актриса на IMDb
- (на русском языке) Краткая биография
- 1864 рождения
- 1910 смертей
- Смертность от оспы
- Смертность от инфекционных заболеваний в Российской империи
- Актрисы из Санкт-Петербурга
- Актрисы Российской Империи
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Менеджеры театра XIX века
- Деловые женщины XIX века из Российской империи
- Бизнесмены XIX века из Российской империи
- Режиссеры театра из Санкт-Петербурга