История театра в Кельне
История театра в Кёльне (Германия) уходит корнями в Средние века . Хотя есть упоминания о существовании позднеантичного кёльнского театра. [ 1 ] в римской колонии Клаудия Ара Агриппиненсиум , что также было доказано для других римских городов (например, Майнца , Трира или Ксантена ). Несмотря на культуру театральной игры, культивируемую в римском прошлом, прямая связь с этим временем и формой возникла лишь спустя столетия. Хотя Кёльн был одним из важнейших городов Европы в средние века, он не имел никакого значения в театральном секторе. [ 2 ] Нерешительность мэров на протяжении веков сделала Кёльн исключением среди крупных немецких городов в области театра. После возрождения этого искусства театр в Кёльне также претерпел изменения в современной истории .
Предшественник Кельнского театра
[ редактировать ]В то время как в Средние века «драма» была в основном церковным делом (мистерии и страстные пьесы), верующим обычно предлагались инсценированные представления историй святых, которые предлагались верующим в основном в праздничные дни, поэтому граждане Кельна испытывали , помимо импровизированных бурлесков и появляющихся карнавальных пьес, впервые в 1539 году постановка пьес как спектакля буржуазного ансамбля.
Была показана пьеса «Гомолус одер дер дер Зюнден лоин ист дер Тойд» типографа Яспара фон Геннепа (ок. 1500–1564) . Ее сценический успех показал прогрессирующую секуляризацию мысли, при которой буржуазия также постепенно взяла эту культуру в свои руки. Поскольку церковные пьесы Средневековья не были ориентированы на собственное удовольствие исполнителей от художественной деятельности и не имели стимула в виде гонораров, они представляли собой культы бесэмоциональные или ритуальные процедуры . Таким образом, Гомулуса все актеры были мирянами из кельнской буржуазии, которые с рвением и талантом следили за искусно разработанными сюжетами.
Как сообщает Герман фон Вайнсберг , драмы в постановке « An der Rechtschule пользовались большой популярностью. Например, трагедия Святого Лаврентия была впервые исполнена в 1581 году учащимися Кельнской гимназии Лаврентиана и повторялась в течение многих лет в День Святого Лаврентия (10 августа) перед многочисленными зрителями.
Первый дошедший до нас печатный документ из «Бертрама фон Хильдена» 1620 года — это листовка студенческого спектакля Монтанерской гимназии, в которой была описана программа драмы о царе Ассуэре Ксерксе. [ 3 ]
Лишь в 17 веке актеры-любители стали профессиональными актерами по примеру английских пикельхерингов , которые путешествовали по стране вместе с Вандербюненом . Таким образом они совмещали приятное с полезным и зарабатывали на жизнь актерским талантом. Выступления обычно проходили во второй половине дня и первоначально на открытом воздухе. Позже специально для выступлений на окраинах оживленных переулков или на площадях, таких как Хоймаркт , был возведен подиум из досок . Первые театральные здания Кельна были не княжескими зданиями, а частными театрами или муниципальной собственностью. [ 4 ] Среди последних был «Ballhaus auf der Apostelstraße», зал Дома Брюловых на Кватермаркте (напротив Гюрцениха ), очень часто используемый для театральных представлений, вместимостью 800 человек. Этот дом принадлежал семье Кватермаркт (ранее Хартманн дем Визен) в начале 14 века, семье Хардевуст фон Вайтальмерсховен до 1417 года и перешел в собственность города в 1561 году. В 1595 году он начинался как «Кацбан» и засвидетельствован как бальный зал 1648 г.; его арендатором был Никлас Киссельштейн. [ 5 ] В 1827 году его снесли из-за ветхости. «Гебюрхаус» прихода Св. Бригиден на Альтер Маркт также функционировал как театр. В то время все выступления находились под контролем Кельнского совета. [ 6 ] через нерегулярные промежутки времени проводились представления Кроме того, с 17 века в нескольких Цунфтхойзернах . [ 7 ]
Деревянный дом на Ноймаркте
[ редактировать ]В течение долгого времени Совет Кельна всегда выступал против попыток создать в городе постоянную сцену. Франц Йозеф Себастьяни, директор передвижной театральной труппы, прибыл в Хоймаркт со своей передвижной сценой 27 мая 1763 года и предложил построить там «Бреттерхаус цур опера», что, однако, не удалось реализовать из-за протестов граждан. [ 8 ] Дальнейшее строительство было остановлено городом 11 июня 1763 года. 14 июня 1763 года ему было отведено место на Ноймаркте, «на Мауре против Санкт-Апостельна». 8 июля 1763 года он пригласил городской совет Кёльна на выступление. В конце концов Себастьяни снова обратился к городу в письме от 7 июня 1765 года с просьбой разрешить построить «комедийный дом» - снова на Ноймаркте. Только режиссеру театра Йозефу Феликсу фон Курцу по прозвищу Бернардон удалось убедить город. В мае 1768 года он разобрал свой франкфуртский театр и перевез его на корабле через Рейн в Кельн. Первый стационарный театр Deutsche Schaubühne открылся 19 мая 1768 года в деревянном доме на Ноймаркте. [ 9 ] Это был простой четырехэтажный фахверковый дом, в котором зимой было сквозняк, а летом слишком жарко, который одновременно служил хранилищем соломы и сена. На открытии была опера «Служанка-падрона» Джованни Баттиста Перголези . В записке, подготовленной к открытию, сообщалось, что «немецкий театр г-на Йозефа фон Курца откроется звуками литавр и труб... в зингшпиле «La serva Padrona» , переведенном на немецкий язык им самим (Курцем), также с 11 арии и забавный хор...». Это здание уже обветшало в 1779 году, но представления продолжались до 1783 года.
Первый постоянный дом
[ редактировать ]На основании постановления совета от 6 марта 1782 года бюргерский капитан и владелец танцевального зала Франц Каспар Родиус получил 24-летнюю лицензию на строительство кирпичного комедийного дома на Шмиерштрассе рядом с его редутом городским архитектором Иоганном Каспаром Дехеном. [ 10 ] Шмиерштрассе была названа в честь торговца жиром и маслом, жившего здесь в средние века. [ 11 ] 10 марта 1486 года город решил убрать шлюх с улицы. Строительство первого каменного здания театра началось 21 февраля 1782 года, и все важные платные развлечения должны были проходить в новом комедийном доме вместимостью 800 мест. «Новый привилегированный комедийный дом» был открыт на Пасху 1783 года премьерой шекспировского «Ричарда II» под руководством Иоганна Генриха Бема . [ 12 ]
На здании длиной 35 метров, шириной 16,90 метра и высотой 10 метров была надпись: MUSIS GRATISQUE DECENTIBUS 1783 («Музы всегда свободны 1783»), а вазы из песчаника, прикрепленные к его фасаду, были скопированы для церкви. Апостолов в 1790 году. Сцена размером 12,50 × 15 метров подверглась критике со стороны современников как слишком маленькая. Зрительный зал представлял собой трехэтажный амфитеатр в форме заостренного овала. В 1805–1806 годах он получил новый декор, спроектированный Маттиасом Жозефом де Ноэлем и выполненный Максимилианом Фуксом, богатый аллегориями и живописными работами, с новым стилем ампир в «египетском вкусе», заменяющим атмосферу рококо. Чтобы не беспокоить зрителей грохотом карет, Шмиерштрассе каждый вечер оцепляли. В ходе реформирования названий улиц во французский период Шмиерштрассе была переименована в Комодиенштрассе 16 декабря 1812 года; театр располагался на высоте Комодиенштрассе № 40/42. Оккупанты во французский период воспользовались зданием Komödienhaus, стоящим на Шмиерштрассе, как возможностью дать улице название «Рю де ла Комеди». Кёльнский коллекционер и покровитель искусств. Фердинанд Франц Вальраф позже успешно провел кампанию за изменение имени. В 1827 году театр пришлось снести из-за ветхости.
Второй театр
[ редактировать ]В 1826 году был основан «Stadtkölnische Theater-Actien-Verein» для финансирования строительства нового здания театра, финансируемого богатыми горожанами. После конфликта из-за строительной площадки они остановились на Комёдиенштрассе. Кельнский архитектор Якоб Игнац Хитторф , живший в Париже, разработал проект, но его реализация в конечном итоге была отвергнута как слишком дорогая. Новое здание было наконец построено королевским инспектором по строительству Кельна Маттиасом Биршером. Первый камень в фундамент кёльнского «Comödienhaus» на Комёдиенштрассе, 42–44 был заложен 8 ноября 1827 года, а строительство началось в апреле 1828 года. Всего после 9 месяцев строительства и затрат на строительство в размере 75 000 талеров театр вмещал 1540 мест. Над входом в него красовалась надпись LUDIMUS EFFIGIEM VITAE («Мы играем образ жизни»), зрительный зал имел хорошую акустику и был спроектирован как логентатр с тремя ярусами и галереей. Сцена размером 21,20 × 27,90 метра была одной из самых больших в Германии. Открытие состоялось 19 января 1829 года оперой Людвига Шпора. Jessondaджессонда [ 13 ] 22 июля 1859 года он был уничтожен пожаром, за исключением окружающих стен. После открытия 1 сентября 1862 года, 16 февраля 1869 года его уничтожил еще один пожар. [ 14 ] оставив 7 погибших. Альтернативная площадка, «Актиен-Театр», также полностью сгорела 9 мая 1869 года. [ 15 ] Он был расположен на Фронгассе между Кельнским зоологическим садом и Ботаническим садом Флоры и открылся 21 апреля 1867 года как летний театр. По финансовым причинам было решено построить новый театр на Глокенгассе.
Население Кельна в этот период неуклонно росло. Около 1867 г. в городе проживало около 125 000 горожан, в 1871 г. уже около 130 000, а после присоединения нескольких пригородов уже более 280 000. Эти цифры, а также экономический подъем города, можно рассматривать как объяснение строительства еще одного театра.
Городской театр Глокенгассе
[ редактировать ]После закладки первого камня 15 июня 1870 года на Глокенгассе № 17-23, муниципальный театр, спроектированный кельнским городским архитектором Юлиусом Карлом Рашдорфом, открыл свои двери 1 сентября 1872 года спектаклем Вебера «Вольный стрелок» на застроенной территории площадью 1633 м 2 на более чем 1800 мест. Затраты на строительство здания длиной 53,35 метра, шириной 30,76 метра и высотой 15,70 метра в стиле немецкого Возрождения составили 700 000 марок. [ 16 ] Северная длинная сторона, выходящая на Глокенгассе, была разделена на центральное здание и два боковых крыльца, идущие на восток и запад. Йоханнес Бём получил концессию на управление театром 10 февраля 1873 года. [ 17 ] ознаменовавший начало новой эры в кельнском театре. Здесь опера , оперетта , драма и балет теперь должны были найти свое место . Генрих Бер, первый директор театра и сам оперный певец, пьесу Лессинга «Минна фон Барнхельм» на открытии поставил . Режиссером в 1905 году стал Макс Мартерштайг . Дом простоял до разрушения во время бомбардировки во время Второй мировой войны. [ 18 ] 29 июня 1943 года. В 1943 году город конфисковал развалины.
Меньшие театры
[ редактировать ]После того, как торговые правила в Пруссии в июне 1869 года также привели к либерализации театрального бизнеса, в Кельне открылось несколько небольших театров, специализирующихся на определенных театральных жанрах наряду с крупными театрами. Франц Столльверк году «концертный театр и кафе» в 1844 году, который мог вместить 3000 человек, но он сгорел уже в марте 1849 года построил в 1844 . сначала назывался «Театр Водевиля», затем «Театр Талия», а с 1882 года «Театр Вильгельма». Его «Кенигхалле», построенный в 1856 году на окраине Байенштрассе, 29/31, на 2400 мест, функционировал как театр, концертный зал и бальный зал. 24 сентября 1863 года город Кельн отклонил предложение о покупке здания, которое затем было преобразовано в кондитерскую фабрику.
Гертруденхоф , (прозвище Гейстерстерц ) принадлежал директору цирка Оскару Карре с ноября 1859 года и представлял собой разновидность приобретенную в 1875 году Лесе , обществом национально-либеральных настроений. Он сгорел 25 августа 1878 года. [ 19 ] После того, как Карре смог приобрести соседние владения, у него все еще был постоянный цирк, построенный в 1878 году мастером-строителем Генрихом Нагельшмидтом под названием «Цирк Карре». В 1886 году он стал «Театром Рейхсхаллен и опереттен» на Гетруденштрассе, 10; это был третий по величине театр Кельна после оперного театра и театра. Петер Вильгельм Миллович перенес свой кукольный театр в театр Райхсхаллен и открыл сегодняшний Фолькстеатр с торжественного открытия 10 мая 1895 года с «Путешествием вокруг Земли за 80 дней» Жюля Верна на кельнском языке . [ 20 ] Отель Getrudenhof на Ноймаркте открылся в сентябре 1869 года и принадлежал Мануэлю Мослеру. «Театр Виктория» на Рилер Тюрмхен 1 был летним театром до 1867 года, после его сноса 21 апреля 1867 года между Ботаническим садом Флора и Кельнским зоологическим садом (Фронгассе) открылся «Актиен-Театр» как летний театр. Он служил альтернативным театром сгоревшему Шаушпильхаусу, но полностью сгорел через три месяца, 9 мая 1869 года. «Театр Тиволи», построенный в 1870 году, постигла та же участь 22 июня 1874 года. Чтобы сохранить театр, спектакли продолжались в «Талия-Театре» и Гертруденгофе, [ 21 ] но и он сгорел 25 августа 1878 года. [ 22 ] В мае 1868 г. открылся «Летний театр Флоры» на 1200 мест (до 1908 г.). В театре «Актьен-унд-Флора» состоялись мировые премьеры произведений Жака Оффенбаха . «Вильгельмтеатр», один из последних крупных частных театров, был снесен на Шильдергассе в 1888 году. Для жителей Кельна поход в театр был одним из самых популярных занятий досугом в конце 19 века. Театр Варьете Гросс-Кёльн открылся в 1912 году на Фризенштрассе, 44–46, он был отделен от «Бонбоньерки». После разрушений войны в 1948 году здесь были построены Сартори-Сале .
Первая опера Кёльна на Габсбургском кольце
[ редактировать ]После масштабных объединений в городском совете не осталось сомнений в необходимости строительства еще одного сценического театра. В мае 1898 года было решено построить новое здание на Габсбургском кольце на участке между Ахенер-штрассе и Рихард-Вагнер-штрассе. Архитектурный конкурс выиграл Карл Мориц , который работал в Кёльне инспектором городского строительства в муниципальном строительном бюро. По его проекту получилось здание с рестораном и садовой террасой в стиле необарокко . Построенное в 1902 году здание вмещало 1800 мест, обошлось в 3,9 миллиона немецких золотых марок его строительство . В Кельне теперь было два больших театра, которые сначала были известны как «Vereinigte Stadttheater», а с сезона 1906/1907 года как оперный театр и театр, но управлялись совместно. Новый театр теперь в основном ставил оперу и драму, «старый» дом на Глокенгассе — пьесы и оперетты. Юлиус Хофманн, директор Шаушпильхауса, взял на себя управление обоими домами. Поскольку театры теперь считались прибыльным предприятием, Хофманн первоначально взял на себя управление в качестве арендатора за свой счет. Однако, поскольку оба театра вскоре стали менее популярными из-за появления новых развлекательных заведений, таких как водевильные театры и кинотеатры, с 1905 года муниципальные театры стали субсидироваться.
одного из важнейших произведений первой половины 20 века — балетной пантомимы Белы Бартока « Чудесный мандарин» 27 ноября 1926 года в оперном театре Габсбургского кольца состоялась премьера . Спектакль вызвал театральный скандал, и тогдашний лорд-мэр Конрад Аденауэр запретил дальнейшие представления.
Оперный театр сильно пострадал в результате бомбардировки во время Второй мировой войны 22 ноября 1943 года и 14 мая 1944 года соответственно. [ 23 ] и был снесен в 1958 году. Временным местом проведения тогда была аудитория городского университета . [ 24 ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Шаушпильхаус не и Опера были перестроены. Тем временем число муниципальных театров продолжало расти. Bühnen der Stadt Köln (Сцены города Кельна) объединяют все муниципальные площадки для представлений драмы, балета, театра и т. д. Кроме того, заинтересованный посетитель найдет большое количество частных театров-кабаре с широким спектром и изысканный репертуар.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольфганг Бинсфельд, Две новые надписи на Кёльнском амфитеатре , Боннские ежегодники , 1960, стр. 160
- ^ Уильям Грейндж, Исторический словарь немецкого театра , 2006, стр. 67
- ^ Карл Дитмар, Средневековый Кельн , 2003, с. 155
- ^ Фердинанд Кёстерс, Когда Орфей снова запел , 2009, с. 288
- ^ Кристоф Швандт, Опера в Кельне , 2007, с. 31
- ^ Карл Дитмар, Средневековый Кельн , 2003, с. 159
- ^ Карл Дитмар/Жерар Ше, Chronik von Köln , 1997, стр. 210 ф.
- ^ Карл К. Хиллер, От Quatermarkt до Offenbachplatz , 1986, стр. 24
- ^ Питер Фукс (ред.), Хроника истории города Кельна , том. 2, 1991, с. 97
- ^ Карлхайнц Вебер, От менестреля до городского камерного музыканта , 2009, с. 207
- ^ Адам Вреде, Neuer Kölnischer Sprachschatz , vol. III, стр. 45. Начиная с XII века, поселенцев здесь называли «смерренгерами» в честь термина «смер» (жир, жир), отсюда и Шмиерштрассе, улица торговцев жиром.
- ^ Карл Дитмар, Средневековый Кельн , 2003, с. 214
- ^ Карл Дитмар, Средневековый Кельн , 2003, с. 236
- ^ Питер Фукс (ред.), Хроника истории города Кельна , том. 2, 1991, с. 151
- ^ Кристоф Швандт, Опера в Кельне , 2007, с. 23
- ^ Ассоциация немецких архитекторов, Кельн и его здания , август 1888 г., с. 577
- ^ Мартин Джейкоб, Кельнский театр в 18 веке. до конца периода имперского города , 1938, с. 113
- ^ Карл Дитмар, Средневековый Кельн , 2003, с. 263
- ^ Клара фон Эйлль, Старые адресные книги рассказывают , 1993, с. 84
- ^ Вильгельм Унгер, Почему это знак? , 1984, с. 129
- ^ Карлхайнц Вебер, От менестреля до городского камерного музыканта , 2009, с. 901
- ↑ Многочисленные пожары в театре произошли из-за использования газовых фонарей, которые в то время использовались для освещения.
- ^ Вернер Юнг: Современный Кельн 1794-1914. От французской эпохи до Первой мировой войны. Дж. П. Бахем, Кельн, 2004 г., ISBN 3-7616-1590-6 , стр. 215.
- ^ Карл Дитмар, Средневековый Кельн , 2003, с. 301
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам Вреде : Новый словарь Кёльна . 3 тома от А до Я, Гревен Верлаг, Кельн, 9-е издание 1984 г., ISBN 3-7743-0155-7
- Карл Дитмар: Хроники Кельна , Chronik Verlag, Дортмунд, 1991, ISBN 3-611-00193-7
- Карл Дитмар: Средневековый Кельн , JP Bachem Verlag, Кельн, 2004 г., ISBN 3-7616-1589-2
- Эльмар Бак и другие: Кельн - Город и его театр. Опера, драма, танец , Кёльн, М. Фасте Верлаг, 2007 г.
- Кристоф Швандт (редактор): Опера в Кельне , Берлин, 2007 г., ISBN 978-3-937717-21-0