Уаманго
Культура Отоми – археологический памятник | ||
![]() | ||
Имя: | Уаманго | |
Тип | Мезоамериканская археология | |
Расположение | Акамбай, муниципалитет Акамбей , штат Мехико ![]() | |
Область | Мезоамерика | |
Координаты | 19 ° 58'39 "с.ш. 99 ° 51'55" з.д. / 19,97750 ° с.ш. 99,86528 ° з.д. | |
Культура | Отоми (Хшахшу, Хшахсо, Ноху, Нхато, Ноухму) – тольтеки | |
Язык | Отоми | |
Хронология | Первая оккупация с 900 по 1100 год нашей эры. Второй с 1100 по 1300 год нашей эры. | |
Период | Мезоамериканский ранний постклассический период | |
Апогей | ||
ИНАХ Веб-страница | Археологический памятник Уаманго |
Уаманго — археологический памятник раннего постклассического периода ( периода тольтеков ), расположенный примерно в 4 км к северо-западу от современного города Акамбей в штате Мехико . Археологическая зона находится на плато Сан-Мигель, недалеко от холма Пенья-Пикуда, на высоте примерно 2850 метров над уровнем моря. Он богат легендами, историями и традициями предков. [ 1 ]
На этом месте сохранились остатки города, населенного культурой Отоми , которая доминировала в долине Акамбей, стратегически расположенной из-за очевидных оборонительных потребностей в споре о контроле над территорией и торговыми путями. [ 2 ]
Уаманго, скорее всего, был крупной политической столицей в районе к северу от долины Толука в ранние постклассические времена, возможно, в некотором роде дочерним по отношению к государству тольтеков с центром в Туле на северо-востоке.
Сайт поддерживается Instituto Mexiquense de Cultura, филиалом штата Мехико. До него легко добраться на машине, примерно в часе езды к северу от Толуки и в нескольких километрах к северо-западу от Акамбая.
Предыстория
[ редактировать ]В доисторическом штате Мехико человек Тепекспан стал важной находкой мексиканских и зарубежных антропологов; это важный ключ к пониманию того, какой была территория Мексиканской долины 5000 лет назад. Это также помогло установить хронологию оккупации региона. Некоторые учёные приписывают возраст 11 тысяч лет, другие 8 тысяч, а некоторые предполагают 5 тысяч лет. Этот человек, первоначально идентифицированный как мужчина, недавние исследования подтвердили его женскую принадлежность, хотя это все еще является предметом обсуждения.
Кость крестца , найденная в Текишкиаке, считается произведением доисторического искусства. Город был заселен в 35 000 году до нашей эры людьми, пересекшими Берингов пролив из Азии. Эти люди вели кочевой образ жизни, охотились на крупных животных, таких как мамонты , и собирали фрукты, о чем свидетельствуют археологические находки, найденные на этом месте. Здесь было найдено одно из самых выдающихся открытий первобытного искусства в Америке, названное « Кость Текискиака» . [ 3 ] который не имел никакой известной цели, но отражал идеологический смысл художника, вырезавшего кусок кости верблюда около 22 000 лет до нашей эры. Первыми коренными поселенцами Текишкиака были ацтеки и отоми , которые решили поселиться здесь на постоянной основе из-за обилия рек и источников. Они занимались в основном земледелием и разведением домашних животных.
Самым ранним свидетельством проживания человека на нынешней территории штата является кварцевый скребок и обсидиановое лезвие, найденные в районе Тлапакойя , который был островом в бывшем озере Чалко . Они датируются эпохой плейстоцена , то есть человеческое жилище насчитывает 20 000 лет. Эти первые народы были охотниками-собирателями . Орудия каменного века были найдены по всей территории: от костей мамонта до каменных орудий и человеческих останков. Большинство из них были найдены в районах Лос-Рейес-Акосак , Тизаюка , Тепекспан , Сан-Франциско, Масапа , Эль-Риско и Текишкиак . Между 20 000 и 5 000 годами до нашей эры люди здесь в конечном итоге перешли от охоты и собирательства к осадочным деревням с земледелием и домашними животными. Основной культурой была кукуруза, и каменные орудия для измельчения этого зерна стали обычным явлением. Более поздние культуры включают фасоль, перец чили и тыкву, выращенные вблизи существующих деревень. Свидетельства существования керамики появляются около 2500 г. до н.э., причем самые ранние артефакты из них появляются в Тлапакойе, Атото , Малиналько , Акацинго и Тлатилько . [ 4 ]
История
[ редактировать ]К пятому тысячелетию до нашей эры народы, говорящие на отомангских языках, образовали большую группу. Языковая диверсификация и географическое расширение, которое было предложено в качестве их « Urheimat », [ 5 ] то есть долина Теуакан (нынешний штат Пуэбла ) [ 6 ] должно было произойти после одомашнивания мезоамериканской сельскохозяйственной троицы, состоящей из кукурузы, фасоли и перца чили. Это основано на большом количестве родственных слов в репертуаре слов, относящихся к сельскому хозяйству, в отомангских языках. После развития зарождающегося сельского хозяйства протомангейский язык дал начало двум отдельным языкам, которые составляют нынешние восточную и западную группы отомангской семьи. Продолжая лингвистические данные, кажется вероятным, что памес - представители западной ветви - достигли Мексиканского бассейна примерно в четвертом тысячелетии христианской эры и, как утверждают некоторые авторы, мигрировали не на север, а на юг. [ 7 ]
Самая ранняя крупная цивилизация штата - Теотиуакан , где пирамиды Солнца и Луны были построены между 100 г. до н.э. и 100 г. н.э. Между 800 и 900 г. н.э. Матлацинки установили свое владычество со Теотенанго столицей в . Этот город окружен площадями, террасами, храмами, алтарями, жилыми помещениями и мезоамериканской площадкой для игры в мяч. В 15 веке ацтеки завоевали долины Толука и Чалько к западу и востоку от долины Мехико соответственно. принадлежала Пурепеча Часть долины Толука также . Другие владения в доиспанский период включают владения Чичимека в Тенаюке и Аколуа в Уексотле , Тескоцинго и Лос-Мелонесе. Другими важными группами были масауа в районе Атлакомулько . Их центр находился в Масауакане , рядом с горой Хокотитлан . Отоми были сосредоточены в Джилотепеке . [ 4 ]
В историографических текстах о мезоамериканских доиспанских народах истории отоми уделяется мало внимания. Много веков назад на территории, оккупированной Отоми, процветали крупные города, такие как Куикуилько , Теотиуакан и Тула . Даже в Тройственном союзе ацтеков , который доминировал в Империи ацтеков, Тлакопан унаследовал владения Аскапоцалько с большинством народа отоми. Однако культура отоми почти никогда не упоминается в качестве главного героя мезоамериканской доиспанской истории, возможно, потому, что этническая сложность мексиканского плато в то время не позволяет отличить вклад древних отоми от вклада их соседей. [ 8 ] Только в последние годы, кажется, появился интерес к роли, которую отоми сыграли в развитии культур мексиканского плато, от мезоамериканского доклассического периода до 1521 года нашей эры.
Уаманго процветал и достиг своего апогея между 900 и 1300 годами нашей эры. На основании научных исследований установлено, что обитатели объекта сформировали гегемонистскую религиозную группу. Культурная принадлежность строителей Уаманго до сих пор не установлена, хотя данные этноисторических источников позволяют предположить, что это группы отоми по происхождению, предки нынешних отоми, проживающих в этом месте. [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Уаманго на языке науатль означает «место, где вырезают дерево». [ 9 ]
Это древнее поселение величественно расположено среди геологического образования, известного как плато Сан-Мигель-Уаманго-Камайе, образованного андезитами. [ 10 ] [ 11 ] экструзивные магматические породы. [ 9 ]
Что касается названия Акамбай , то оно основано на древних документах, в которых упоминается, что этот регион на языке отоми назывался Cambay o Cabaye, что можно перевести как «Скала Бога» (okha = «Бог», mbaye = «Скала»).
Другая теория утверждает, что это название происходит от языка Пурепеча , от слова Акамба, которое означает магей или агава , и слова «ри», которое означает; Акамбари или «Место Магейес».
Расследования
[ редактировать ]Уаманго был обнаружен архитектором Эдгаром Серрано Пересом. [ 9 ]
Это место было раскопано Романом Пинья Чаном и Уильям Фолан в 1970-х годах. Он состоит из небольшой церемониальной зоны с несколькими храмами, расположенной на хребте с видом на Валле-де-лос-Эспехос. Хотя датировка Уаманго не столь точна, как хотелось бы, различные свидетельства указывают на раннюю постклассическую дату (период тольтеков) этого места (900–1100 гг. н.э.).
Археологические исследования выявили доиспанские поселения различной иерархии, среди них был выбран Уаманго, поскольку он представляет собой лучший образец монументальной архитектуры культуры Отоми в регионе. [ 9 ]
В результате исследований Пинья Чана предварительно были установлены два периода оккупации: один с 900 по 1100 год нашей эры, имеющий сходство с археологической зоной Тулы (курильщики благовоний, жаровни и керамические горшки в качестве погребальных подношений); и еще один около 1200-1300 гг. н. э., который представляет доказательства, коррелирующие с такими местами, как Теотенанго и Каликстлауака . [ 12 ]
В захоронениях, раскопанных на этом месте, были обнаружены керамические сосуды для подношений, выполненные в характерном полихромном стиле. Отсутствие керамики Койотлателько является хорошим признаком того, что это место не относится к эпиклассическому периоду (700-900 гг. н.э.), а присутствие некоторых типов, подобных тульской керамике фазы Толлан, подтверждает раннюю постклассическую датировку.
Отоми Культура
[ редактировать ]
Народ отоми ( / ˌ oʊ t ə ˈ m iː / [ 13 ] — коренная этническая группа, населяющая центральное Альтиплано Мексики . Двумя наиболее густонаселенными группами являются горцы или сьерра-отоми, живущие в горах Ла-Уастека , и мескиталь-отоми, живущие в долине Мескиталь в восточной части штата Идальго и в штате Керетаро. Сьерра-отоми обычно идентифицирует себя как Суху или Сухму в зависимости от диалекта, на котором они говорят, тогда как мескиталь-отоми идентифицирует себя как Хняхну (произносится [ʰɲɑ̃ʰɲũ] ). [ 14 ] Меньшие популяции отоми существуют в штатах Пуэбла , Мексика , Тласкала , Мичоакан и Гуанахуато . [ 15 ] На языке отоми, принадлежащем к ото-памеанской ветви ото-мангской языковой семьи, говорят во многих различных вариантах, некоторые из которых не являются взаимопонятными.
Одна из ранних сложных культур Мезоамерики, отоми, вероятно, были коренными жителями центральных мексиканских нагорий до прибытия носителей языка науатль около ок. 1000 г. н.э., но постепенно были вытеснены и маргинализированы народами науа . В колониальный период говорящие на языке отоми помогали испанским конкистадорам в качестве наемников и союзников, что позволило им распространиться на территории, которые ранее были заселены полукочевыми чичимеками , например Керетаро и Гуанахуато.
Следовательно, имена, используемые отоми для обозначения самих себя, многочисленны: сато (долина Толука), хшахшу (долина Мескиталь), сасхо (Сантьяго-де-Мескититлан, к югу от Керитаро) и с'юху (северная Пуэбла-Сьерра), Пауатлан - вот некоторые из них. имен, которыми отоми называют себя на своих языках, хотя это обычное явление разговаривая по-испански, они используют этноним науатль «отоми». [ 16 ]
Отоми Происхождение демонима
[ редактировать ]Как и большинство этнонимов [ 17 ] используемый для обозначения коренных народов Мексики, термин «отоми» не является родным для указанной деревни. «Отоми» — это термин, происходящий от источника на науатле «otómitl», [ 18 ] слово на языке древних ацтеков, означающее «ходящий со стрелами», [ 19 ] хотя такие авторы, как Вигберто Хименес Морено, перевели это слово как «охотник на птиц со стрелами» (flechador de pájaros). [ 20 ] Также вполне вероятно, что демоним происходит от имени Отона, лидера этого народа в доиспанские времена. По мнению представителей народа отоми, термин «отоми» носит уничижительный характер и связан с образом, полученным из колониальных источников и источников науа, где отоми представлены как ленивые и ленивые. Таким образом, в течение нескольких лет наблюдается возрождение использования местных имен, особенно в долине Мескиталь, Керетаро и на северо-западе штата Мехико; территории с высоким процентом этнического населения отоми. С другой стороны, в восточном Мичоакане восстановление местного демонима не привело к таким же усилиям. [ 21 ]
Язык отоми
[ редактировать ]Отоми ( / ˌ oʊ t ə ˈ m iː / , исп. Otomí [otoˈmi] ) — ото-мангский язык и один из коренных языков Мексики , на котором говорят примерно 240 000 коренных народов отоми в центральном регионе Альтиплано в Мексике . [ 22 ] На этом языке говорят на многих различных диалектах, некоторые из которых не являются взаимопонятными , поэтому, по сути, это диалектный континуум . Слово Hñähñu [hɲɑ̃hɲṹ] было предложено в качестве эндонима , но, поскольку оно представляет собой использование одного диалекта, оно не получило широкого распространения. Лингвисты разделили современные диалекты на три диалектные области: северо-западные диалекты, на которых говорят в Керетаро , Идальго и Гуанахуато ; юго-западные диалекты, на которых говорят в штате Мехико ; и восточные диалекты, на которых говорят в высокогорьях Веракруса , Пуэблы и восточного Идальго, а также в деревнях в штатах Тласкала и Мексика.
Как и все другие отомангские языки, отоми является тональным языком , и большинство его разновидностей различают три тона. Существительные обозначаются только по обладателю (либо приставками, либо проклитиками); Число множественного числа обозначается определенным артиклем и суффиксом глагола, а в некоторых диалектах сохраняется исторически существовавшая двойная маркировка числа.
Легенды Уаманго
[ редактировать ]Уаманго – это место с интересными легендами. Местные жители верят, что отоми заняли это поселение задолго до того, как армии ацтеков завоевали его и ввели налоги. [ 1 ]
Легенда гласит, что «Апачи» (названные так местными жителями) жили в Уаманго, но были вынуждены покинуть их и отправились в Сан-Мигель, откуда они возвращались каждый год, чтобы танцевать в храме этого места. [ 1 ]
Другая легенда гласит: «Первоначально это место было построено и заселено тульскими тольтеками, а затем долгое время было заселено отоми». После землетрясения жители Уаманго покинули это место и переехали в место под названием Донгу, где сформировали новый Центр. «Позже переехал в то, что сегодня известно как Акамбей». [ 1 ]
Из-за этой последней легенды многие прямые жители региона утверждают, что являются потомками строителей Уаманго, и заботятся об этом месте и своих обычаях отоми. [ 1 ]
Сайт
[ редактировать ]Древний город был построен на выровненных террасах, необходимо было провести важные работы на неровном рельефе местности, выровнять поля и создать большие террасы для строительства сооружений, некоторые, вероятно, церемониальные. Для города было построено множество укрепляющих стен, судя по своим размерам, вероятно, они представляли собой оборонительные стены высотой до 2 метров в некоторых местах. [ 9 ]
Вполне вероятно, что во время оккупации этого места в Центральном нагорье царила политическая и социальная нестабильность, существовали разные культуры, оспаривавшие контроль над регионом и его городами. Уаманго доминировал в долине Акамбей и периферийных регионах. Вполне вероятно, что его расположение было обусловлено оборонительными потребностями, а также контролем торговли и северных торговых путей (штаты Идальго, Мичоакан и Керетаро), а также южных (Долина Иштлауака – Атлакомулько и долина Толука). Тула оказала важное влияние на центральное плато в религии, политике и экономике. [ 9 ]
Политический и торговый центр
[ редактировать ]Считается, что Уаманго был важным политическим центром, контролировавшим другие города региона. [ 1 ]
Их люди поддерживали разнотипные отношения, в основном торговали с объектами Тульской иерархии и некоторыми поселениями региона Мичоакан. [ 1 ]
Из-за большого количества найденной керамики и ее стратегического расположения считается, что город мог быть важным торговым центром на центральном плато с западными регионами. [ 1 ]
Конструкции
[ редактировать ]Участок занимает шесть гектаров, на которых были обнаружены архитектурные элементы, район характеризуется дубовым лесом и ненадежными землями для сельского хозяйства, эта трудность уменьшилась за счет построенных террас. [ 23 ]
Очертания большинства оснований платформ отмечены лишь камнями. Предполагается, что были построены элитные помещения, в которых проживали священники и администраторы Уаманго. [ 23 ]
Хотя рельеф местности был неподходящим для строительства, строители нашли замечательное решение проблемы: искусственно выровнять и кондиционировать большие террасы, на которых сооружения были построены из камней и глиняного раствора и покрыты накладными каменными плитами. [ 1 ]
Доктор Роман Пинья Чан организовал это место в виде двух отдельных архитектурных систем, расположенных на плато в направлении восток-запад, чтобы облегчить исследование. Система А расположена на западной стороне, а Система Б — на восточной стороне. [ 9 ]
Система А
[ редактировать ]В комплект входит двухкорпусная перекрывающая конструкция с лестницей на западной стороне. Алтарь расположен впереди, в центре площади, окруженной фундаментами жилых домов, вероятно, господствующего класса. [ 9 ]
Система Б
[ редактировать ]Он состоит из храмового подвала с тремя наложенными корпусами, лестницы с наклонной стеной (альфарда). Перед сооружением находится небольшой алтарь, окружающий его несколько жилых построек. Некоторые из памятников были покрыты небольшими каменными плитами с черепицей (покрытыми черепицей), что является характерной практикой архитектуры Отоми. Археологические исследования показали, что храмы и помещения были перекрыты деревянной балочной конструкцией, покрытой толстым глиняным уплотняющим слоем. Во всех зданиях были оштукатуренные полы и каменные печи, которые, вероятно, использовались для приготовления пищи, сжигания благовоний или в качестве печей для обогрева помещений. [ 9 ]
Структуры
[ редактировать ]Церемониальный центр занимает 300 м (север-юг) и 200 м (восток-запад). Выпущены следующие здания: [ 12 ]
Дворец
[ редактировать ]Дворец расположен почти в центре площадки. Церемониальное здание сохраняет архитектурный стиль этого места, утопленные лестницы и оштукатуренный камень. Он был идентифицирован как дворец, поскольку наверху у входа были обнаружены деревянные элементы пилястр, а также каменные фундаменты и курильницы, изображающие религиозную деятельность. [ 23 ]
Он состоит из двух корпусов, покрытых стеной из каменных плит, и центральной лестницей на западе. С северной и восточной стороны находится проход шириной 30 см. На вершине сооружения есть признаки храмовой комнаты с коридором впереди и тремя входными помещениями, разделенными двумя деревянными колоннами, обеспечивающими доступ к вышеупомянутому обширному пространству, в котором было две печи или tlecuiles. Присутствие внутри Саумериоса (Курящих) указывает на религиозные цели этого места. [ 12 ]
Это здание представляет собой пирамиду, крыши были сделаны из скоропортящихся материалов, таких как саман, земля, черепица и пальмовые листья, поэтому не могли быть сохранены с течением времени. [ 23 ]
Алтарь
[ редактировать ]Расположен к западу от дворца. Возможно, это было одно тело, хотя есть свидетельства существования двух лестниц на востоке и западе; жертвенник был облицован черепичными каменными плитами. Неизвестно, были ли алтари связаны с какой-либо конкретной религиозной церемонией. Возможно, они были связаны с ритуалами жертвоприношений. [ 12 ]
Храм Воинов
[ редактировать ]У него три расположенных в шахматном порядке тела, это фундамент, на котором, вероятно, был построен религиозный храм. Спереди должна была быть лестница, вероятно, с наклонными стенами, ведущая наверх. Он был идентифицирован как храм из-за его формы, высоты, связанной с ним керамики, обожженных захоронений внутри керамических сосудов и продолжающегося использования для религиозной деятельности. [ 12 ]
В настоящее время служит кросс-базой; камни, извлеченные из конструкции, были использованы для строительства прилегающей католической часовни. Совсем рядом с этим сооружением было найдено надгробие с изображением воина. [ 12 ]
Жилой район
[ редактировать ]Набор платформ более низкой высоты соответствует жилому сектору, возможно, для правительственной элиты; большая часть населения проживала рассредоточенно по контуру церемониального центра. Курильщики благовоний, найденные внутри жилых платформ, указывают на внутреннюю религиозную деятельность. [ 12 ]
Жилищные платформы
[ редактировать ]На этом наборе платформ был построен жилой комплекс, состоящий из комнат вокруг небольших патио. В интерьере комнат найдены такие элементы, как горшки, фрагмент ложки, лезвия, скребки и печь, используемые в домашней деятельности, изображающие некоторые стороны жизни обитателей этого памятника. [ 12 ]
Захоронения
[ редактировать ]На этом месте были обнаружены и раскопаны захоронения, в которых были обнаружены керамические сосуды для подношений в характерном полихромном стиле.
Символический камень
[ редактировать ]В Акамбайском «Каса де ла Культура» находится интересный камень, возможно, сделанный ацтеками, на одной из его сторон находится фигура, изображающая Уицилопочтли, на другой стороне есть резкие и точные изображения, которые, вероятно, были сделаны с помощью железных инструментов во время колониального периода. эпоха. Чтобы увидеть камень, необходимо разрешение Дома культуры. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фариас Пелайо, Сабрина (январь 1996 г.). «Уаманго: Лугар, где вырезано дерево (Легенда горной местности)» [Уаманго: Место, где вырезано дерево (Легенда горной местности)] (на испанском языке). Неизвестная Мексика (выпуск № 227) . Проверено 24 ноября 2010 г.
- ^ Хименес, Уго (26 июля 2010 г.). «Теотиуакан, де лос más visitado del mundo» [Теотиуакан, один из самых посещаемых в мире] (на испанском языке). El Sol de México, El Mexicano (Мексиканская редакционная организация) . Проверено 24 ноября 2010 г.
- ^ «Rescate del pasado» [Спасение прошлого] (PDF) (на испанском языке). Deporte.org.com. Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2006 г. Проверено 24 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «История» [История]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005. Архивировано из оригинала 26 июня 2007 г. Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ Urheimat — немецкое соединение слов Ur- «примитивный, оригинальный» и Heimat «дом, родина»; Немецкое произношение: [ˈʔuːɐ̯ˌhaɪmaːt] , Английский: / ˈ ʊər h aɪ m ɑː t / — лингвистический термин, обозначающий исконную родину носителей протоязыка .
- ^ Кэмпбелл, 1997.
- ^ Райт Карр, 1996.
- ^ Райт Карр, 2005: 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Внук Эрнандеса, Рубен. «Археологическая зона Уаманго» [археологический объект Уаманго] ИНА (на испанском языке). Мексика. Архивировано из оригинала 0 сентября 2010 г. Получено 24 ноября.
- ^ Андезит / ˈ æ n d ə s aɪ t / представляет собой экструзивную магматическую вулканическую породу промежуточного состава с текстурой от афанитовой до порфировой . В общем смысле это промежуточный тип между базальтом и дацитом . В минеральном комплексе обычно преобладают плагиоклаз плюс пироксен и/или роговая обманка . Магнетит , циркон , апатит , ильменит , биотит и гранат — распространенные акцессорные минералы.
- ^ Блатт, Харви и Роберт Дж. Трейси, 1996, Петрология , Фриман, ISBN 0-7167-2438-3 . Щелочной полевой шпат может присутствовать в небольших количествах. Содержание кварца и полевого шпата в андезитах и других вулканических породах показано на диаграммах QAPF . Относительное содержание щелочей и кремнезема показано на диаграммах TAS .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дуран Гарсия, Виктория. «Уаманго» (на испанском языке). Acambaytour.com . Проверено 24 ноября 2010 г.
- ^ в испанском написании Отоми Испанский: [otoˈmi] )
- ^ См. Райт Карр (2005).
- ^ Плита (2006)
- ↑ В последнее время некоторые носители долины Мескиталь начали считать слово «Отоми» уничижительным. В других вариантах этого не происходит и поэтому его используют. Этот термин также широко используется в испаноязычном мире во всех областях. В этом отношении, повторяя слова Дэвида К. Райта (2005: 19): «хотя слово «отоми» использовалось в текстах, принижающих этих древних жителей центральной Мексики, считается удобным использовать то же слово в работах в попытка восстановить свою историю; вместо того, чтобы отказаться от нее, я предлагаю ее отстоять».
- ^ Этноним применяемое (от древнегреческого : ἔθνος , ethnos , «нация» и ὄνομα , ónoma , «имя») — имя, к данной этнической группе . Этнонимы можно разделить на две категории: экзонимы (где название этноса создано другой группой людей) и автонимы или эндонимы (самоназвание; когда название создано и используется самим этносом).
- ^ Гомес де Сильва 2001.
- ^ Барриентос Лопес, 2004: 6.
- ^ Хименес Морено, 1939.
- ^ CIESAS, с/ф а .
- ^ INEGI, «Социодемографический профиль», с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д Эрнандес А., Таня. «Земля Уаманго Отоми» [Уаманго, территория Отоми] Миллениум (на испанском языке). Архивировано из оригинала 2 января 2013 г. Получено 24 ноября.
Библиография
[ редактировать ]- Фолан, Уильям (1979) Сан-Мигель-де-Уаманго: центр тольтеков-отоми. Бюллетень Школы антропологических наук Университета Юкатана 6 (32): 36-40.
- Фолан, Уильям Дж. (1989) Еще о функциональной интерпретации плоскости скребка. Журнал полевой археологии 16: 486-489.
- Фолан, Уильям Дж. (1990) Уаманго, штат Мехико: звено в отношениях между севером и югом Большой Мезоамерики. В Мезоамерике и северной Мексике, 9-12 века, под редакцией Федерики Соди Миранды, стр. 337–362. том. 1. 2 т. Национальный институт антропологии и истории, Мехико.
- Фолан, Уильям Дж., Линда Флори Фолан и Антонио Руис Перес (1987) Иконография Уаманго, муниципалитет Акабей, штат Мехико: региональный центр Отоми с девятого по тринадцатый века. В честь Романа Ананаса Чана , под редакцией Барбро Дальгрена, Чарльза Наваррете, Лоренцо Очоа, Мари Кармен Серра Пуче и Йоко Сугиуры Ямамото, стр. 411–453. Институт антропологических исследований Национального автономного университета Мексики, Мехико.
- Гранадос Рейес, Пас и Мигель Гевара (1999) Комплекс Уаманго и область его взаимодействия. Доклад, представленный на III Международном коллоквиуме Otopames, Толука.
- Лагунас Родригес, Заид (1997) Погребальные обычаи и биокультурные характеристики доиспанского населения Уаманго. Антропологическое выражение (Мексиканский институт культуры) 6:7-28.
- Пинья Чан, Роман (1981) Исследование Уаманго и соседнего региона (отчет о проекте). 2 тома. Управление туризма правительства штата Мехико, Толука.