христоцентризм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
Христоцентризм — доктринальный термин в христианстве , описывающий теологические позиции, которые сосредотачиваются на Иисусе Христе , втором лице христианской Троицы , по отношению к Божеству / Богу-Отцу ( теоцентризм ) или Святому Духу ( пневмоцентризм ). Христоцентрические богословия делают Христа центральной темой, на которую ориентированы все остальные богословские позиции/доктрины.
августинизм
[ редактировать ]Некоторые богословские традиции внутри христианской церкви можно охарактеризовать как более христоцентрические . Примечательно, что учения Августина Гиппопотама и Павла Тарсийского , оказавшие большое влияние на Западе, уделяют большое внимание личности Иисуса в процессе спасения.
Например, в богословии Реформации лютеранская традиция рассматривается как более богословски христоцентричная , поскольку она ставит в центр своей мысли доктрину оправдания благодатью, которая в первую очередь является христологической доктриной. Между тем, кальвинистская традиция рассматривается как более богословски теоцентрическая , поскольку она ставит в центр свое учение о суверенитете Бога («Отца»).
Джон Дунс Скот
[ редактировать ]Скот известен своей верой в абсолютное первенство Христа, согласно которому Христос воплотился бы, даже если бы грехопадение никогда не произошло. Скот пишет: «Похоже, что Бог предопределил этой душе [Христа] столь великую славу не только ради [искупления], поскольку искупление или слава искупаемой души несопоставимы со славой Христовой души». Маловероятно также, что высшее благо в творении было вызвано лишь каким-то меньшим благом; также маловероятно, что Он предопределил Адама к такому добру до того, как Он предопределил Христа, и все же это последовало бы [было Воплощение; В действительности, если бы предопределение души Христа было единственной целью искупления других, последовало бы нечто еще более абсурдное, а именно, что, предопределяя Адама к славе, Он предвидел бы, что он впал в грех. прежде чем Он предопределил Христа к славе». [ 1 ] Таким образом, теология Скота основана на утверждении, что Творение существует ради Христа, независимо от того, решит ли какой-либо человек грешить.
Иоанн Павел II
[ редактировать ]Иоанна Павла II учительство христоцентрическим назвали . Католические богословы [ 2 ] Далее он учил, что Марианское почитание Розария на самом деле было христоцентричным , потому что оно приводило верующих к Иисусу через Марию. [ 3 ]
Библейская герменевтика
[ редактировать ]Христоцентрический принцип также широко используется в библейской герменевтике . Целью этого является чтение и интерпретация повествований Ветхого Завета в свете и в приоритете откровения Христа. Обычно он используется для типологической демонстрации Христа ( или посредством аллегорезы ) через еврейскую Библию ( поскольку Христос не исполнил ни одного пророчества в авторском контексте ), [ 4 ] но не в грамматическом или авторском смысле, как это понимается сегодня. Другая цель, стоящая за этим, — очистить тексты Ветхого Завета от пагубных и/или богословски непоследовательных идей о Боге. Христоцентрический метод ( поскольку Христос является интерпретативным телосом или целью чтения Закона ) упоминается апостолом Павлом в Римлянам 10:4 , а Игнатий Антиохийский тематически демонстрирует, что Христос ( или откровение Христа ) является авторитетным и «повелительным ». «неприкосновенный» рекорд, или «хартии» согласно Дж. Б. Лайтфуту и Кирсопп Лейку ; Игнатий считает воплощение Христа выше еврейских писаний, когда он не согласен с (как кажется) религиозными евреями относительно того, что считается авторитетным (Филадельфийцам 8:2-9:2). Игнатий повторяет эту мысль, написав: «Но Евангелие имеет свое первенство: пришествие Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, страсти Его и воскресение», или «ἐξαίρετον δέ τι ἔχει τὸ εὐαγγέλιον, τὴν παρουσίαν τοῦ σωτῆρος, κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, τὸ πάθος αὐτοῦ, καὶ τὴν ἀνάστασιν». Греческий язык встречается в издании Кирсоппа .
Этот метод интерпретации используется ранними христианами, такими как Павел Тарсийский , когда он утверждает ( посредством риторического дихотомического вопроса ), что мозаичное повеление по уходу за волами было вдохновлено Богом не в его первоначальном контексте, а в его духовной форме для верующих ( 1 Кор. 9:9-10 ), когда он утверждает, что мозаичные обряды действовали как символы или прообразы Христа ( Кол. 2:16-17 ), подобно святоотеческому Варнаве , который утверждал, что Бог никогда не запрещал употребление свинины и не повелевал. обрезание, поскольку эти вещи истолковывались наивно из-за того, что их ввел в заблуждение злой ангел, но они служили духовными уроками ( там же 9:1, 4, 6, 10:2-3, 9 ), как Ориген Александрийский, когда он утверждал, что инфантильность Христиане имели порочные и иррациональные представления о Боге ( ошибка толкования, аналогично использованная гностиками и евреями ) из-за буквализма и отсутствия пневматического, интерпретационного подхода ( Первый Прин. IV.8-9 ), как у святого Афанасия , который цитировал Послание к Колоссянам. 2:17 и Евреям 9:10 утверждали, что Бог никогда не повелевал жертвовать посредством закона Моисея, «ни даже когда они пришли на гору Синай», но Он прообразовал символы, обращенные ко Христу ( Письмо 19, разделы 3–4 ), подобно Григорию Нисскому , когда он писал, что повествование об Исходе, в котором первенцы умирают за грехи своих отцов, является идея настолько нечестивая, что он считает ее недостойной Бога; таким образом, он интерпретирует его по-новому : «Учение таково: когда посредством добродетели человек вступает в борьбу с каким-либо злом, он должен полностью уничтожить первые зачатки зла» ( Житие Моисея 2.89-101 ), и даже раннехристианский документ, Дидаскалия говорит о Христе, исполняющем прообразы, и отрицает, что Бог повелел вначале принести жертву Каину и Авелю (там же, глава 26, в переводе Р. Хью Коннолли ).
Межконфессиональность и экуменизм
[ редактировать ]Христоцентризм – это также название особого подхода в межконфессиональном и экуменическом диалоге. Он учит, что христианство абсолютно истинно, но элементы истины в других религиях всегда соотносятся с полнотой истины, обнаруженной в христианстве. Считается, что Святой Дух позволяет вести межрелигиозный диалог и влиять на неверующих на их пути ко Христу. Эта точка зрения особенно поддерживается католической церковью в декларациях Nostra aetate , Unitatis Redintegratio и Dominus Iesus .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт, Джон Данс (1933). Джон Дунс Скот, Марианский врач, элементы Марианского богословия ... Себеникс
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Христологическая катехизация Иоанна Павла II» . www.vatican.va .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА: Розарий Девы Марии (2002)» . www.newadvent.org
- ^ «Иисус и мессианские пророчества – Указывал ли Ветхий Завет на Иисуса?» . ehrmanblog.org .