Jump to content

христоцентризм

Христоцентризм — доктринальный термин в христианстве , описывающий теологические позиции, которые сосредотачиваются на Иисусе Христе , втором лице христианской Троицы , по отношению к Божеству / Богу-Отцу ( теоцентризм ) или Святому Духу ( пневмоцентризм ). Христоцентрические богословия делают Христа центральной темой, на которую ориентированы все остальные богословские позиции/доктрины.

августинизм

[ редактировать ]

Некоторые богословские традиции внутри христианской церкви можно охарактеризовать как более христоцентрические . Примечательно, что учения Августина Гиппопотама и Павла Тарсийского , оказавшие большое влияние на Западе, уделяют большое внимание личности Иисуса в процессе спасения.

Например, в богословии Реформации лютеранская традиция рассматривается как более богословски христоцентричная , поскольку она ставит в центр своей мысли доктрину оправдания благодатью, которая в первую очередь является христологической доктриной. Между тем, кальвинистская традиция рассматривается как более богословски теоцентрическая , поскольку она ставит в центр свое учение о суверенитете Бога («Отца»).

Джон Дунс Скот

[ редактировать ]

Скот известен своей верой в абсолютное первенство Христа, согласно которому Христос воплотился бы, даже если бы грехопадение никогда не произошло. Скот пишет: «Похоже, что Бог предопределил этой душе [Христа] столь великую славу не только ради [искупления], поскольку искупление или слава искупаемой души несопоставимы со славой Христовой души». Маловероятно также, что высшее благо в творении было вызвано лишь каким-то меньшим благом; также маловероятно, что Он предопределил Адама к такому добру до того, как Он предопределил Христа, и все же это последовало бы [было Воплощение; В действительности, если бы предопределение души Христа было единственной целью искупления других, последовало бы нечто еще более абсурдное, а именно, что, предопределяя Адама к славе, Он предвидел бы, что он впал в грех. прежде чем Он предопределил Христа к славе». [ 1 ] Таким образом, теология Скота основана на утверждении, что Творение существует ради Христа, независимо от того, решит ли какой-либо человек грешить.

Иоанн Павел II

[ редактировать ]

Иоанна Павла II учительство христоцентрическим назвали . Католические богословы [ 2 ] Далее он учил, что Марианское почитание Розария на самом деле было христоцентричным , потому что оно приводило верующих к Иисусу через Марию. [ 3 ]

Библейская герменевтика

[ редактировать ]

Христоцентрический принцип также широко используется в библейской герменевтике . Целью этого является чтение и интерпретация повествований Ветхого Завета в свете и в приоритете откровения Христа. Обычно он используется для типологической демонстрации Христа ( или посредством аллегорезы ) через еврейскую Библию ( поскольку Христос не исполнил ни одного пророчества в авторском контексте ), [ 4 ] но не в грамматическом или авторском смысле, как это понимается сегодня. Другая цель, стоящая за этим, — очистить тексты Ветхого Завета от пагубных и/или богословски непоследовательных идей о Боге. Христоцентрический метод ( поскольку Христос является интерпретативным телосом или целью чтения Закона ) упоминается апостолом Павлом в Римлянам 10:4 , а Игнатий Антиохийский тематически демонстрирует, что Христос ( или откровение Христа ) является авторитетным и «повелительным ». «неприкосновенный» рекорд, или «хартии» согласно Дж. Б. Лайтфуту и ​​Кирсопп Лейку ; Игнатий считает воплощение Христа выше еврейских писаний, когда он не согласен с (как кажется) религиозными евреями относительно того, что считается авторитетным (Филадельфийцам 8:2-9:2). Игнатий повторяет эту мысль, написав: «Но Евангелие имеет свое первенство: пришествие Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, страсти Его и воскресение», или «ἐξαίρετον δέ τι ἔχει τὸ εὐαγγέλιον, τὴν παρουσίαν τοῦ σωτῆρος, κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, τὸ πάθος αὐτοῦ, καὶ τὴν ἀνάστασιν». Греческий язык встречается в издании Кирсоппа .

Этот метод интерпретации используется ранними христианами, такими как Павел Тарсийский , когда он утверждает ( посредством риторического дихотомического вопроса ), что мозаичное повеление по уходу за волами было вдохновлено Богом не в его первоначальном контексте, а в его духовной форме для верующих ( 1 Кор. 9:9-10 ), когда он утверждает, что мозаичные обряды действовали как символы или прообразы Христа ( Кол. 2:16-17 ), подобно святоотеческому Варнаве , который утверждал, что Бог никогда не запрещал употребление свинины и не повелевал. обрезание, поскольку эти вещи истолковывались наивно из-за того, что их ввел в заблуждение злой ангел, но они служили духовными уроками ( там же 9:1, 4, 6, 10:2-3, 9 ), как Ориген Александрийский, когда он утверждал, что инфантильность Христиане имели порочные и иррациональные представления о Боге ( ошибка толкования, аналогично использованная гностиками и евреями ) из-за буквализма и отсутствия пневматического, интерпретационного подхода ( Первый Прин. IV.8-9 ), как у святого Афанасия , который цитировал Послание к Колоссянам. 2:17 и Евреям 9:10 утверждали, что Бог никогда не повелевал жертвовать посредством закона Моисея, «ни даже когда они пришли на гору Синай», но Он прообразовал символы, обращенные ко Христу ( Письмо 19, разделы 3–4 ), подобно Григорию Нисскому , когда он писал, что повествование об Исходе, в котором первенцы умирают за грехи своих отцов, является идея настолько нечестивая, что он считает ее недостойной Бога; таким образом, он интерпретирует его по-новому : «Учение таково: когда посредством добродетели человек вступает в борьбу с каким-либо злом, он должен полностью уничтожить первые зачатки зла» ( Житие Моисея 2.89-101 ), и даже раннехристианский документ, Дидаскалия говорит о Христе, исполняющем прообразы, и отрицает, что Бог повелел вначале принести жертву Каину и Авелю (там же, глава 26, в переводе Р. Хью Коннолли ).

Межконфессиональность и экуменизм

[ редактировать ]

Христоцентризм – это также название особого подхода в межконфессиональном и экуменическом диалоге. Он учит, что христианство абсолютно истинно, но элементы истины в других религиях всегда соотносятся с полнотой истины, обнаруженной в христианстве. Считается, что Святой Дух позволяет вести межрелигиозный диалог и влиять на неверующих на их пути ко Христу. Эта точка зрения особенно поддерживается католической церковью в декларациях Nostra aetate , Unitatis Redintegratio и Dominus Iesus .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Скотт, Джон Данс (1933). Джон Дунс Скот, Марианский врач, элементы Марианского богословия ... Себеникс {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ «Христологическая катехизация Иоанна Павла II» . www.vatican.va .
  3. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА: Розарий Девы Марии (2002)» . www.newadvent.org
  4. ^ «Иисус и мессианские пророчества – Указывал ли Ветхий Завет на Иисуса?» . ehrmanblog.org .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bcc4fd9c3e42c95fbd8411f02721865c__1715090880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/5c/bcc4fd9c3e42c95fbd8411f02721865c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christocentrism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)