Замок Шантелуп
Замок Шантелуп | |
---|---|
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Барокко и неоклассика |
Город или город | Амбуаз ( Эндр и Луара ) |
Страна | Франция |
Координаты | 47 ° 23'44 "N 0 ° 58'12" E / 47,39548 ° N 0,96988 ° E |
Строительство началось | 1583 |
Отремонтированный | в. 1700 , 1711, 1762 |
Снесен | 1823 |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) |
|
Замок Шантелуп был внушительным французским замком 18-го века с тщательно продуманными садами, который некоторые современники сравнивали с Версалем . [ 1 ] Он был расположен в долине Луары на южном берегу реки Луары , ниже по течению от города Амбуаз и примерно в 2,3 км (1,4 мили) к юго-западу от королевского замка Амбуаз . С 1761 по 1785 год Шантелуп принадлежал премьер-министру короля Людовика XV , герцогу Шуазель . Замок был по большей части снесен в 1823 году, но некоторые особенности парка сохранились, в частности, пагода Шантелуп , являющаяся важной туристической достопримечательностью. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 16 веке это место было не более чем арендованной фермой , но в январе 1668 года оно было преобразовано в феодальное владение. Франсуа ле Франк, продавец фруктов герцога Алансона (младшего сына Генриха II Французского и Екатерины Медичи ). , купил его 7 июня 1583 года и построил дом с часовней. Он стал мэром Амбуаза в 1588 году. Клод-Арнуль Понше, который приобрел собственность в результате брака с Мари-Мадлен ле Франк (дочерью Франсуа ле Франка, внуком Франсуа ле Франка, продавца фруктов), продал ее 21 октября. 1695 — Луи ле Бульцу, Великому магистру гидротехнических сооружений и лесов Турени , Анжу и Мэна . [ 3 ] Около 1700 года Луи ле Боульц создал большие ухоженные сады и добавил другие постройки, так что это уже не был простой загородный дом. [ 4 ]
-
«Общий перспективный вид на дом, двор, служебный двор, сады, леса, виноградники и парк Шантелуп со стороны входа с окрестностями, расположенными недалеко от Амбуаза, и вид на реку Луару» (1708 г.) [ 5 ]
1708–1761: Д'Обиньи
[ редактировать ]Создание замка
[ редактировать ]22 февраля 1708 года Луи Ле Бульц продал дом и сеньору Шантелуп Жану Бутеру д'Обиньи, который также приобрел должность Великого Магистра гидротехнических сооружений и лесов Франции для департамента Турень , Анжу и Мэн. Д'Обиньи была секретарем принцессы Урсенской с 1701 по 1714 год, в период, когда она пользовалась большим влиянием при дворе Филиппа V Испанского , внука Людовика XIV . В 1711 году Д'Обиньи нанял известного французского архитектора Робера де Котта, чтобы тот переоборудовал дом в замок. Роберт де Котт также работал над покоями принцессы в Королевском дворце в Мадриде и над проектами загородного поместья испанского короля на окраине Мадрида, Буэн-Ретиро . Замок Шантелуп, вероятно, предназначался для ее будущего использования, но ей так и не удалось его увидеть. После ее смерти в 1722 году д'Обиньи, как ее единственный наследник, сохранил за собой единоличное владение замком и его парком. [ 6 ]
В 1711 году, когда началось строительство, Д'Обиньи сосредоточил свое внимание на Испании и юге. Робер де Котт изменил центральную часть, корпус логиса и два павильона на его концах (большая часть которых уже существовала), а также добавил боковые крылья, обрамляющие курдонёр , типичный для замка дизайн, так что ансамбль лицом на юг. Главный вход во двор, ведущий к замку, находился с южной стороны, по дороге в Испанию. [ 7 ] был проход Из курдонёра через западное крыло к служебному двору ( basse cour ) и конюшням на западе. [ 8 ] Реконструкция включала создание галереи, выходящей на восток, в восточном крыле и часовни в северо-западном углу, оба проекта оформления были поручены Анри де Фаванну , любимому художнику д'Обиньи, который уже работал над парижской картиной д'Обиньи. отель . [ 9 ]
-
План первого этажа , 1711 г. (Библиотека Института Франции, Париж)
-
План второго этажа , 1711 г. (Библиотека Института Франции, Париж)
-
Битва при Альмансе или Битва при Вильявисьосе , этюд Анри де Фаванна для Большой галереи (частная коллекция) [ 10 ]
-
Королевства Валенсия и Арагон. Сдача Филиппу V, королю Испании , картина Анри де Фаванна для Большой галереи ( Дворец изящных искусств, Лилль )
Создание французских формальных садов
[ редактировать ]Д'Обиньи также расширил и улучшил сады и парк, которые из-за рельефа местности и реки располагались преимущественно на юге. Парк был разделен на многочисленные геометрически расположенные рощи высоких деревьев ( боскеты ), окаймленные аллеями, обсаженными разнообразными породами деревьев, и украшенными декоративными прудами. Он был окружен с востока, запада и юга стеной, а с севера рвом и занимал площадь около 500 арпентов (380 гектаров , 940 акров ). [ 11 ]
Д'Обиньи умер в замке Шантелуп в апреле 1732 года. [ 4 ] Сен-Симон , умерший в 1755 году, описал Шантелуп в период после смерти д'Обиньи как «одно из самых красивых и необычных мест во всей Франции и наиболее великолепно обставленное». [ 12 ]
На плане 1761 года из Муниципальной библиотеки Тура показаны сады вокруг замка в формальном французском стиле , усовершенствованные Андре Ле Нотром во второй половине 17 века, с партерами из вышивки и газонов, галереями топиариев , обширными боскетами (особенно на восток и юго-восток), водоемы, обсаженные деревьями дорожки и огород ( potager ) на западной стороне, к югу от конюшни и другие служебные постройки. [ 13 ]
-
Вид с юга на замок Шантелуп в 1762 году: Порт-д'Эспань (Испанские ворота), картина Пьера Ленфана ( Музей изящных искусств, Тур )
-
Фрагмент плана 1761 года (север слева) с изображением французских регулярных садов (Муниципальная библиотека, Тур). [ 14 ]
1761–1785: герцог Шуазель.
[ редактировать ]Гранд Парк
[ редактировать ]Маркиза д'Арментьер, потомок д'Обиньи, продала замок в 1761 году короля Людовика XV премьер-министру , герцогу Шуазель , который также приобрел прилегающие земли, увеличив размер поместья до 6000 арпентов (4600 га). , 11 000 акров). [ 16 ] Для сравнения, сады и парки Версаля , когда они достигли наибольшего размера при Людовике XIV , занимали площадь 2473 га (6110 акров). [ 17 ] Генеральный план территории 1761 года из Национального архива Франции в Париже показывает, что одним из первых изменений, которые внес Шуазель, было вырезание многочисленных обсаженных деревьями проспектов и переулков сложными геометрическими узорами в недавно приобретенном Амбуазском лесу к югу от замка. , создавая Гранд-парк. Семь проспектов сходятся в партере в форме полумесяца ( полумесяца ) Испанских ворот, образуя классический французский узор «гусиные лапки », характерный для нескольких великих французских замков 17-го века, в том числе Замок Ришелье , Во-ле-Виконт и Версаль. [ 18 ]
Генеральный план
[ редактировать ]Шуазель нанял архитектора Луи-Дени Ле Камю для модернизации и расширения замка. [ 19 ] Был разработан генеральный план ( grand dessein ), который так и не был полностью реализован. [ 20 ] Версия 1761 года, хранящаяся в Национальной библиотеке Франции, показывает многочисленные предложенные изменения и дополнения к замку Робера де Котта. [ 21 ] Например, на этом плане показано театральное крыло, идущее на восток от южного конца восточного бокового крыла, чего не видно на многочисленных более поздних изображениях замка. Другие особенности, реализованные в той или иной форме, включали дополнительные дворы, конюшни и хозяйственные постройки к западу от замка. Шесть миниатюрных картин Луи-Николя ван Бларенберге , датированных 1767 годом, украшающих золотую табакерку, показывают архитектурную композицию по замыслу Шуазеля и его архитектора, например театральный флигель, а не ту, которая была построена в действительности. [ 20 ]
-
Генеральный план замка Шантелуп 1761 года, север вверху ( Национальная библиотека Франции )
Северный фасад и вход
[ редактировать ]В 1765 году одной из фактически выполненных пристроек было расширение северного фасада на восток и запад двумя 9- пролетными открытыми перистилями , напоминающими Большой Трианон в Версале. Каждый из них был увенчан променадом, окруженным балюстрадами, украшенными декоративными вазами и завершенным прямоугольными павильонами: на востоке - Salle des Bains (Банный зал), а на западе - часовней. Каждый из соответствующих павильонов был надстроен на один этаж и покрыт террасой с балюстрадой. [ 22 ]
-
Вид на северный фасад с колоннадами и павильонами, добавленными Луи-Дени Ле Камю.
Шуазель и Ле Камю также сместили главный вход на север, открыв доступ с дороги вдоль Луары, по которой прибывали кареты из Амбуаза и Парижа. Большая входная решетка, Grille Dorée (Золотая решетка), имела длину 12 туаз (около 24 ярдов) и была окружена двумя сторожевыми павильонами, которые существуют до сих пор. Ворота увенчивались гербом Шуазеля . Хотя герб Шуазеля был утерян, сами ворота сейчас находятся в префектуре Эндр и Луара в Туре . Привокзальный двор содержал затонувший центральный партер , окруженный подпорной стеной ( ха-ха ), а в его центре — декоративный бассейн ( pièce d'eau ) с двумя водоструйными фонтанами ( jets d'eau ). Подъездная дорога раздваивалась, проходя по обе стороны партера и пересекая два параллельных моста через ров, во двор входа, который имел длинный центральный партер с вышивкой из скошенной травы и низкими полосами цветов, а также круглую центральную декоративную чашу с единственной струя воды . [ 23 ]
-
Вид северного входа в 1767 году (миниатюрная картина Луи-Николя ван Бларенберге для золотой табакерки Шантелуп, Метрополитен-музей )
-
Вид на входные дворы и северный фасад (анонимный рисунок акварелью , Национальная библиотека Франции)
Гидротехнические сооружения
[ редактировать ]Сады Маленького парка (Petit Parc) к югу от замка претерпели очень незначительные изменения, но было важное исключение: длинный террасный каскад, идущий от полулунного партера бывших Испанских ворот до кусочка воды, расположенного недалеко от замка. к югу от Курдонёра . партер Сам полулунный превратился в озеро. [ 24 ] Каскад изображен на двух миниатюрах табакерки Ван Бларенберга и на картине Жана-Пьера Уэля 1768 года , входящей в серию из шести надворных дверей музыкальной комнаты замка, четыре из которых сохранились. [ 25 ]
-
Вид на юг: садовый каскад, озеро в форме полумесяца и патте д'ойе (миниатюрная картина Ван Бларенберге для золотой табакерки Шантелуп, Метрополитен-музей)
-
Вид на южный фасад с террасного садового каскада ( крышка 1768 года работы Жан-Пьера Уэля , Музей изящных искусств, Тур)
Около 1770 года был добавлен еще один важный водный объект - канал, ведущий к южной стороне полулунного озера и выровненный по центральной оси замка и Большого парка. Канал показан на плане участка 1770 года, приписываемом Ле Камю, и изображен на картинах Луи-Николя Ван Бларенберге и Николя Периньона. [ 26 ] Полулунное . озеро и канал все еще существуют, хотя канал засыпан и превратился в лужайку [ 27 ]
-
План участка, приписываемый Луи-Дени Ле Камю, ок. 1770 г. (коллекция Тьерри Андре)
-
Озеро и канал Шантелуп (картина, приписываемая Луи-Николя Ван Бларенбергу, Лувр )
-
Вид на канал и пирожное (картина Николя Периньона , частное собрание)
Колоннады главного двора
[ редактировать ]Колоннады были архитектурной особенностью, которая, казалось, нравилась Шуазелю. [ 28 ] Ле Камю снова использовал их, чтобы заполнить отступ одного туаза (около двух ярдов) южного фасада корпуса логиса (обращённого к курдонёру с семью пролетами и колоннадой ) портиком , включая центральный авангардный корпус три пролета с более широкой лестницей ( перрон ), ведущей во двор. [ 29 ] Портик можно увидеть на виде южного фасада замка с середины каскада, написанном около 1770 года Николя Периньоном. [ 30 ] В центре corps de logis Ле Камю создал большой вестибюль, через который можно было пройти во внутренний двор на юге, в курдонёр . Слева от вестибюля располагался ряд из трех больших комнат, а справа - большая столовая с окнами, выходящими на север, а не на курдонёр, как раньше. [ 31 ]
-
Вид на южный фасад замка со стороны середины каскада: портик с колоннадой, увенчанный террасой с балюстрадой (картина около 1770 г. ) Николя Периньона
-
Вид на партер курдонёра , пьесу д'о и садовый каскад с террасы над южным портиком (картина около 1770 г. ) Николя Периньона
Позже Ле Камю добавил колоннады к двум новым павильонам, простирающимся и заканчивающим южные концы боковых крыльев, обрамляющих курдонёр . [ 32 ] В том, что примыкало к восточному крылу, располагалась полноценная квартира, состоящая из прихожей, прихожей, большой палаты (с окнами, выходящими на восток), а на юге — будуара, кабинета ( кабинета ), чулана ( гарда ) и прихожей. лестница, ведущая на этаж выше. Этой квартирой пользовалась сестра Шуазеля, герцогиня Грамон , когда она приезжала в гости. В старой части восточного крыла находились апартаменты герцога, большая галерея и апартаменты герцогини Луизы-Онорины Кроза, дочери Луи-Франсуа Кроза, маркиза дю Шатель и наследницы многих итальянских картин из коллекция ее двоюродного дедушки Пьера Кроза . Некоторые из этих картин были выставлены в галерее. В соответствующем павильоне, пристроенном к западному крылу, располагались апартаменты офицера де буша (шеф-повара), кабинет и прачечная. В старой части западного крыла располагалась новая кухня (ближе к главной столовой), кабинеты и столовая для прислуги. [ 33 ]
-
План первого этажа замка Шантелуп (север внизу) с колоннадами, добавленными Луи-Дени Ле Камю к курдонёру. [ 34 ]
-
Вид на южный (садовый) фасад с колоннадами и павильонами, добавленными Ле Камю (недатированный рисунок из Национальной библиотеки Франции) [ 35 ]
Англо-китайский сад и пагода
[ редактировать ]В декабре 1770 года Людовик XV изгнал Шуазеля из двора и приказал ему удалиться в Шантелуп. Прежде чем вернуться в Париж в 1775 году, после отмены изгнания Людовиком XVI , Шуазель построил большой неформальный англо-китайский сад (заменивший французские регулярные сады к востоку от главной оси замка) и поручил построить то, что сейчас называется Самая известная особенность бывшего замка - семиэтажная пагода Шантелуп высотой 44 метра (144 фута) , построенная в 1775 году Ле Камю. [ 36 ] Пагода располагалась к северу от озера Деми-Лун . Садовый каскад, стекающий к площади возле курдонёра , в это время был подавлен и преобразован в площадку для боулинга ( boulingrin ), по-видимому, из-за отсутствия достаточного количества воды для поддержания его течения. [ 37 ]
-
План английского сада Шантелуп 1775 года.
-
Вид на восток с Купальным павильоном и краем англо-китайского сада (картина Луи-Николя Ван Бларенберге)
-
Чертеж пагоды
-
Вид на пагоду (картина, приписываемая Луи-Николя Ван Бларенбергу, Лувр)
-
Вид на пагоду из большого салона замка (недатированный рисунок из Национальной библиотеки Франции) [ 38 ]
1785–1823: Упадок и снос.
[ редактировать ]После смерти Шуазеля в 1785 году замок был куплен герцогом Пентьевром , который пополнил коллекцию картин, в первую очередь работ Франсуа Буше . Французская революция начала период упадка: собственность стала общественным благом в 1797 году и оставалась заброшенной до 1802 года, когда ее купил химик-промышленник Жан-Антуан Шапталь . [ 39 ]
Шапталь, богатый человек, был министром внутренних дел при Наполеоне и стал членом французского сената в 1804 году. Он потратил значительную сумму денег на восстановление собственности и в 1808 году заявил, что «она достойна принять короля». [ 40 ] Он разводил овец , перегонял бренди и экспериментировал с свеклы выращиванием и крупномасштабным производством свекловичного сахара . [ 41 ]
Чтобы оплатить большие долги сына от инвестиций в химическую промышленность , [ 40 ] Шапталь решил продать. Герцог Орлеанский приобрел часть парка с пагодой, но отказался покупать всю территорию. В 1823 году Шапталь продал оставшуюся часть парка и садов, а также сам замок консорциуму торговцев товарами, « bande noire » («черные бандиты»), в том числе банкиру-социалисту Бартелеми Просперу Анфантену и спекулянту Бодрану, действовавшему в интересах богатых. Альфред де Монтескью-Фезенсак . Группа разобрала большую часть замка, разбросав по всей Турени архитектурные сувениры, многие из которых до сих пор можно увидеть в общественных и частных местах. [ 42 ]
1823 – настоящее время: Домен де Шантелуп.
[ редактировать ]Сохранилась лишь часть парка, два павильона, полукруглый декоративный бассейн и несколько других элементов сада. [ 43 ] самой важной из которых является Пагода, восстановленная в 1910 году архитектором Рене Эдуардом Андре (сыном ландшафтного архитектора Эдуарда Франсуа Андре ). [ 44 ] Это место, Domaine de Chanteloup, было признано французским историческим памятником в 1937 году. [ 45 ]
-
Пагода Шантелуп, эскиз Бержерона в 1845 году.
-
Пагода Шантелуп в 2007 году
-
Пагода и павильон
Табакерка Шуазель-Шантелуп
[ редактировать ]Замок и его сады были изображены Луи Николя ван Бларенберге на шести миниатюрах (1767, Метрополитен-музей , по заказу герцога Шуазеля), которые были использованы для украшения золотой табакерки. [ 46 ] На картинах изображена архитектурная композиция такая, какой ее задумал Шуазель и его архитектор, а не та, которая была построена на самом деле. [ 20 ]
-
Табакерка Шуазель-Шантелуп (1767, Метрополитен-музей )
-
Северный вид на замок со входной перегородки «Решетка Доре». [ 47 ] (крышка табакерки)
-
Вид на садовый фасад с юга (фасад табакерки)
-
Вид на замок с востока (сзади табакерки)
-
Вид из замка на юг, показывающий место будущей пагоды Шантелуп (1775 г.) перед полукруглым озером (дно табакерки).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уотсон 1966, с. 156.
- ^ Веб-сайт пагоды Шантелуп .
- ^ Карре де Бюссероль 1879, с. 110 ; Андре 1928, стр. 21–22; Чену и Стейнир, 2014 г., с. 2.
- ^ Jump up to: а б Чену и Стейнир, 2014 г., с. 2.
- ^ «Общий вид в перспективе на дом, нижний двор, деревянные сады, виноградники и парк Шантелуп со стороны входа с окрестностями, расположенными недалеко от Амбуаза, и видом на реку Луару», Национальная библиотека Франции .
- ^ Чену и Стейнир, 2014, стр. 2; «История Шантелуп» , веб-сайт Шантелуп; Нойман 1994, с. 229 примечание 4; Галлет 1995, с. 289–290.
- ^ Андре 1935, стр. 24–26.
- ↑ План первого этажа замка Шантелуп. Архивировано 22 октября 2021 г. в Wayback Machine . Библиотека Института Франции , Париж. Цифровая копия с сайта Agence Photo de la RMN .
- ^ Моро 2008, с. 1.
- ^ Сотбис, 2007.
- ^ Андре 1935, с. 26; Моро 2008, с. 3.
- ^ Сен-Симон 1857, с. 100 .
- ^ MBA Tours 2007, с. 9; Грато 2015, с. 70 (источник воспроизведения); Андре 1935, с. 35 (план сада, нарисованный Андре по оригиналу); Уотсон 1966, с. 157 (стиль).
- ^ Воспроизведено Грато, 2015 г., с. 70; также Моро 2008, с. 2.
- ^ Воспроизведено Грато, 2015 г., с. 76; также Моро 2008, с. 3.
- ^ Эндрю 1935, с. 27; Уотсон 1966, с. 156.
- ^ Высокий 1996, с. 372.
- ^ MBA Tours 2007, с. 9; Моро, 2008 г., стр. 3–4; Уотсон 1966, с. 157.
- ^ Галлет 1995, стр. 290.
- ^ Jump up to: а б с Грато 2015, с. 84.
- ^ «[План замка и парка Шантелуп], 1761 г.» , Национальная библиотека Франции, Отдел карт и планов, GE A-1124 (RES).
- ^ Андре 1935, стр. 28–29; Уотсон 1966, с. 156; Грато 2015, с. 84.
- ^ Андре 1935, стр. 28–29, 32–33; Моро 2008, с. 5; Уотсон 1966, с. 156.
- ^ Грато 2015, стр. 84, 86; Уотсон 1966, с. 157.
- ^ Конисби 1996.
- ^ Андре 1935, после стр. 28; Уотсон 1966, с. 157, пластина 750; Грато 2015, стр. 82, 89 (Ван Бларенберге), 96 (Периньон).
- ^ Моро 2008, с. 5; Уотсон 1966, с. 157; Вид со спутника на Канал-де-ла-Пагода в Zoom Earth.
- ^ По словам Андре 1935, с. 28.
- ^ Эндрю 1935, с. 28–29; Уотсон 1966, с. 156.
- ^ Грато 2015, стр. 96–97.
- ^ Андре 1935, стр. 28–29.
- ↑ Конструкция этих павильонов отличается от представленной на генеральном плане 1761 года.
- ^ Андре 1935, стр. 28–29; Уотсон 1966, с. 156 (Итальянская живопись).
- ^ Андре 1928, рис. 7 (после стр. 44).
- ^ Опубликовано Андре, 1928 г., рис. 8 (после стр. 58).
- ^ Уотсон 1935, с. 157; MBA Tour 2007, с. 4; Сментек 2019
- ^ Моро 2008, с. 9.
- ^ Опубликовано Андре, 1928 г., рис. 9 (после стр. 58).
- ^ MBA Tours 2007, с. 2; Кросланд 2008.
- ^ Jump up to: а б Кросланд 2008.
- ^ MBA Tours 2007, с. 4; Кросланд 2008.
- ^ Туры MBA 2007; Андре 1935, с. 22 («черная банда»); Галлет 1995, с. 290 (Анфантен); Уотсон 1966, с. 158 (Бодранд и Монтескью).
- ^ Уотсон 1966, с. 158; Галлет 1995, с. 290.
- ^ Холмс 2008, стр. 124–125.
- ^ База Мериме : Domaine de Chanteloup , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Уотсон 1966, стр. 145, 158; «Табакерка с видами на замок Шантелуп» , сайт Метрополитен-музея .
- ^ Сегодня рядом с этим местом есть улица - Авеню де ла Гриль Доре.
Библиография
[ редактировать ]- Андре, Р. Эдуард (1928). «Домен де Шантелуп», стр. 19–96, в «Шантелуп» Андре Халле, Р. Эдуарда Андре и Ролана Энжерана. Экскурсии: Maison Alfred Mame et fils. OCLC 494077689 .
- Андре, Р. Эдуард (1935). «Неопубликованные документы по истории замка и садов Шантелуп», стр. 31–35, в Bulletin de la Société de l'Histoire de l'Art Français , вып. 1 (1 марта 1935 г.). ISSN 0301-4126 .
- Карре де Бюссерроль, Жак-Ксавье (1879). Историко-биографический географический словарь Эндра и Луары и бывшей провинции Турень , том 2. Туры: Imprimérie Rouille-Ladevez. Скопируйте в Google Книги.
- Чену, Рэйчел; Стайнье, Лоранн (2015). Вазы из садов Версаля в Шантелупе , Магистр истории искусств, Университет Франсуа Рабле , Тур. Онлайн-файл в формате PDF на сайте ash.univ-tours.fr.
- Конисби, Филип (1996). «Уэль, Жан-Пьер-Луи-Лоран», т. 14, с. 799, в «Словаре искусств » под редакцией Джейн Тернер, переиздано с небольшими исправлениями в 1998 году. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 . Также в Oxford Art Online (требуется подписка).
- Кросланд, член парламента (2008). «Шапталь, Жан Антуан», Полный словарь научной биографии . Сыновья Чарльза Скрибнера. Архивная копия (13 декабря 2017 г.) на archive.org.
- Галле, Мишель (1995). Парижские архитекторы XVIII века . Париж: Менгес. ISBN 9782856203705 .
- Грато, Александр (2015). От пагоды Шантелуп до Шантелуп – персональная работа по окончании учебы. Национальная школа архитектуры и ландшафта Бордо.
- Хуг, Симона (1996). «Версаль», т. 32, стр. 369–374, в Художественном словаре . Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 . Также в Oxford Art Online (требуется подписка).
- Холмс, Кэролайн (2008). Безумие Европы: архитектурные феерии . Саффолк: Garden Art Press. ISBN 9781870673563 .
- Джон, Ричард (1996). «Ле Камю, Луи-Дени», т. 19, с. 26, в «Словаре искусств » под редакцией Джейн Тернер, переиздано с небольшими исправлениями в 1998 году. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 . Также в Oxford Art Online (требуется подписка).
- MBA-туры (2007). Шантелуп, минута благодати вокруг герцога Шуазеля , пресс-релиз к выставке, проходившей с 7 апреля по 8 июля 2007 г., Музей изящных искусств, Тур. Онлайн-копия на сайте музея.
- Моро, Вероника (2008). «Сады герцога Шуазеля в Шантелупе», Симпозиум « Дух садов: между традицией и творчеством» , 5–6 сентября 2008 г., Генеральный совет Эндра и Луары. Онлайн-копия .
- Нойман, Роберт (1994). Робер де Котт и совершенство архитектуры во Франции восемнадцатого века . Чикаго/Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226574370 .
- Сен-Симон, Луи де Рувруа, герцог де (1857). Мемуары герцога Сен-Симона о правлении Людовика XIV и Регентстве , переведенные и сокращенные с французского Бэйлем Сент-Джоном, том 3. Лондон: Chapman & Hall. Скопируйте в Google Книги.
- Сментек, Кристель (2019). «Перспективы Китая во Франции восемнадцатого века: Пагода в Шантелу», « Пороги» , вып. 47 (2019): 161-175 https://doi.org/10.1162/thld_a_00683
- Сотбис (2007). Битва при Альмансе или Битва при Вильявисьосе [ постоянная мертвая ссылка ] , Сотбис Старые мастера и рисунки и картины XIX века, Париж, 19 июня 2007 г.
- Уотсон, FJB (1966). «Коробки Шуазеля», стр. 141–158, перепечатка из книги « Золотые шкатулки восемнадцатого века в Европе » под редакцией А. Кеннета Сноумена. Бостонский книжный и художественный магазин. ISBN 9780571068005 .