Jump to content

Ролевая теория

(Перенаправлено с Социальная дифференциация )

Теория ролей — это концепция в социологии и социальной психологии , которая рассматривает большую часть повседневной деятельности как действие социально определенных категорий (например, мать, менеджер, учитель). Каждая роль представляет собой набор прав, обязанностей, ожиданий, норм и моделей поведения, с которыми человек должен сталкиваться и выполнять. [1] Модель основана на наблюдении, что люди ведут себя предсказуемым образом и что поведение человека зависит от контекста, в зависимости от социального положения и других факторов. Исследования, проводимые в области теории ролей, в основном сосредоточены вокруг концепций консенсуса, ролевого конфликта, принятия ролей и конформизма. [1] Театр — это метафора, часто используемая для описания теории ролей.

Хотя слово «роль» (или «ролл» ) существовало в европейских языках на протяжении веков, как социологическое понятие, этот термин появился только с 1920-х и 1930-х годов. Оно стало более заметным в социологическом дискурсе благодаря теоретическим работам Джорджа Герберта Мида , Джейкоба Л. Морено , Талкотта Парсонса , Ральфа Линтона и Георга Зиммеля . Две концепции Мида — разум и самость — являются предшественниками теории ролей. [2]

Теория постулирует следующие положения о социальном поведении:

  1. Разделение труда в обществе принимает форму взаимодействия разнородных специализированных позиций , которые мы называем ролями ;
  2. Социальные роли включали «адекватные» и «разрешенные» формы поведения, руководствующиеся социальными нормами , которые общеизвестны и, следовательно, определяют ожидания;
  3. Роли заняты отдельными людьми или « актёрами »;
  4. Когда люди одобряют социальную роль (т. е. они считают ее « легитимной » и « конструктивной »), они несут издержки, связанные с соответствием ролевым нормам, а также несут затраты на наказание тех, кто нарушает ролевые нормы;
  5. Изменившиеся условия могут сделать социальную роль устаревшей или нелегитимной, и в этом случае социальное давление может привести к изменению роли;
  6. Ожидание вознаграждений и наказаний , а также удовлетворение от просоциального поведения объясняют, почему агенты соответствуют ролевым требованиям.

С точки зрения различий между теориями ролей, с одной стороны, существует более функциональная перспектива, которую можно противопоставить более микроуровневому подходу символической интеракционистской традиции. Этот тип теории ролей определяет, насколько тесно действия людей связаны с обществом, а также насколько эмпирически проверяемой может быть конкретная точка зрения теории ролей.

В зависимости от общей точки зрения теоретической традиции существует множество типов ролевой теории, однако ее можно разделить на два основных типа, в частности: ролевая теория структурного функционализма и драматургическая ролевая теория . Теория ролей структурного функционализма по существу определяется как то, что каждый имеет свое место в социальной структуре, и каждое место имеет соответствующую роль, имеющую равный набор ожиданий и моделей поведения. Жизнь более структурирована, и для всего есть определенное место. Напротив, драматургическая теория ролей определяет жизнь как бесконечную пьесу, в которой мы все — актеры. Суть этой ролевой теории заключается в том, чтобы разыгрывать роли приемлемым для общества способом. [3]

Теория Роберта Кегана о развитии взрослых играет важную роль в понимании теории ролей. Три основных раздела его теории — это, во-первых, социализированный разум. Люди с таким мышлением основывают свои действия на мнении других. Вторая часть — это самостоятельный разум, этот образ мышления освобождается от мыслей других и принимает собственные решения. Последняя часть этой теории — это самопреобразующийся разум. Этот тип мышления прислушивается к мыслям и мнениям других, но при этом способен выбирать и принимать решения самостоятельно. Менее 1 процента людей придерживаются самотрансформирующегося мышления. Что касается социализированного разума, то 60 процентов людей придерживаются такого мышления даже в зрелом возрасте. Ролевая теория следует за воспринимаемыми ролями и стандартами, которые нормализуются людьми в обществе. Люди ограничены ролями, которые были возложены на них из-за социализированного разума. Интернализация ценности других в обществе приводит к теории ролей. [4]

Ключевым моментом этой теории является то, что ролевой конфликт возникает, когда от человека ожидают одновременного выполнения нескольких ролей, несущих противоречивые ожидания. Их тянет по-разному, поскольку они стремятся придерживаться различных социальных стандартов и статусов.

В этой области ведутся серьезные дебаты по поводу значения роли в теории ролей. Роль , поведение можно определить как социальную позицию , связанное с социальной позицией, или типичное поведение. Некоторые теоретики выдвинули идею о том, что роли — это, по сути, ожидания относительно того, как человек должен вести себя в данной ситуации, тогда как другие считают, что это означает, как люди на самом деле ведут себя в данной социальной позиции. Некоторые полагают, что роль — это характерное поведение или ожидаемое поведение, роль, которую необходимо сыграть, или сценарий социального поведения.

В социологии существуют различные категории социальных ролей:

  1. культурные роли: роли, данные культурой (например, священник)
  2. социальная дифференциация : например, учитель, водитель такси
  3. роли в конкретной ситуации: например, очевидец
  4. биосоциологические роли: например, как человек в естественной системе
  5. гендерные роли : мужчина, женщина, мать, отец и т. д.

Теория ролей моделирует поведение как модели поведения, которым можно соответствовать , причем это соответствие основано на ожиданиях других. [а]

Утверждалось, что роль должна в некотором смысле определяться по отношению к другим. [б] Способ и степень обсуждаются социологами. Тернер использовал концепцию «другой роли», утверждая, что процесс определения роли - это согласование своей роли с другими ролями. [с]

Построение ролей

[ редактировать ]

Тернер утверждал, что процесс описания роли также изменяет роль, которая в противном случае была бы неявной, называя этот процесс созданием ролей , утверждая, что очень формальные роли, такие как в армии, не являются репрезентативными ролями, потому что процесс создания ролей является подавлен. [д] Социолог Говард С. Беккер аналогичным образом утверждает, что ярлык и определение, используемые в социальном контексте, могут изменить действия и поведение. [8]

Ситуативно-специфические роли развиваются ad hoc в конкретной социальной ситуации. Однако можно утверждать, что ожидания и нормы, определяющие эту специальную роль, определяются социальной ролью.

Слово «консенсус» используется, когда группа людей имеет одинаковые ожидания посредством соглашения. Мы живем в обществе, где люди знают, как им следует действовать, что является результатом приобретенного поведения, вытекающего из социальных норм. В целом общество следует типичным ролям и ожидаемым нормам. Впоследствии существует стандарт, созданный посредством соответствия этих социальных групп. [9]

Связь между ролями и нормами

[ редактировать ]

Некоторые теоретики рассматривают поведение как навязываемое социальными нормами . Тернер скорее утверждает, что существует норма последовательности, согласно которой несоблюдение роли нарушает норму, поскольку нарушает последовательность. [10]

Культурные роли

[ редактировать ]

Культурные роли рассматриваются как нечто само собой разумеющееся и в основном стабильны. В ходе культурных изменений могут возникнуть новые роли, а старые могут исчезнуть – на эти культурные изменения влияют политические и социальные конфликты. Например, феминистское движение инициировало изменение мужских и женских ролей в западных обществах. Роли или, более конкретно, точные обязанности мужчин подвергаются сомнению. Чем больше женщин, чем мужчины, учатся в школе, тем больше финансовых и профессиональных преимуществ. К сожалению, не было доказано, что эти преимущества увеличивают женское счастье. [11]

Социальная дифференциация

[ редактировать ]

Социальной дифференциации уделялось много внимания в связи с развитием различных рабочих ролей. Роберт К. Мертон различал внутриличностные и межличностные ролевые конфликты . Например, бригадиру приходится вырабатывать свою социальную роль, отвечая ожиданиям членов своей команды и своего руководителя – это межличностный ролевой конфликт. Ему также приходится упорядочивать свои разные социальные роли отца, мужа, члена клуба – это внутриличностный ролевой конфликт.

Ральф Дарендорф проводил различие между обязательными ожиданиями и санкциями; ожидания «должен» с санкциями и вознаграждениями и ожидания «можно» с вознаграждениями. Бригадир должен избегать коррупции; он должен удовлетворять потребности своих референтных групп (например, членов команды и руководителей); и он может посочувствовать. Он утверждает, что еще одним компонентом теории ролей является то, что люди принимают свои роли в обществе, и не общество их навязывает.

Ролевое поведение

[ редактировать ]

В своей жизни людям приходится сталкиваться с разными социальными ролями, иногда им приходится сталкиваться с разными ролями одновременно в разных социальных ситуациях. Происходит эволюция социальных ролей: одни исчезают, а другие возникают. На ролевое поведение влияют:

  1. Нормы, определяющие социальную ситуацию.
  2. Внутренние и внешние ожидания связаны с социальной ролью.
  3. Социальные санкции ( наказание и вознаграждение ) используются для влияния на ролевое поведение.

Эти три аспекта используются для оценки собственного поведения, а также поведения других людей. Генрих Попитц определяет социальные роли как нормы поведения, которым должна следовать особая социальная группа. Нормы поведения — совокупность моделей поведения, ставших типичными среди членов группы; в случае отклонения следуют негативные санкции.

Гендерные роли

[ редактировать ]

Гендер сыграл решающую роль в наших социальных нормах и в различии между тем, как женские и мужские роли рассматриваются в обществе. В частности, на рабочем месте и дома. Исторически сложилось разделение ролей, созданное обществом по признаку пола. Гендер был социальным различием между женщиной и мужчиной; тогда как секс был природой. Гендер стал способом категоризации мужчин и женщин и разделения их по социальным ролям. Хотя пол важен, существует множество различных способов категоризации женщин в обществе. Другие способы — расовые и классовые. Несмотря на то, что наши социальные роли зависят от пола, всегда будет существовать разделение между женщинами и мужчинами. [12]

На протяжении всей истории роли женщин и мужчин менялись с течением времени. У мужчин развились качества, которые подходили им для работы, например охоты и труда. Женщины приобрели черты, ориентированные на детей и семейную жизнь. По мере роста отрасли мужчины использовали свою силу, чтобы обрести власть, и в результате они получили большинство рабочих мест.

Благодаря различным ролям мужчины и женщины женщины развили в себе черты общности, необходимые для заботы и воспитания окружающих. У самцов развились агентные черты, которые позволяли им играть роль лидера, охоты и труда.

С течением времени, когда рабочие места и промышленность отошли от силы и труда, женщины повысили свое образование для трудоустройства. Сегрегация по признаку пола между женщинами и мужчинами уменьшилась по мере того, как со временем повзрослела и отошла от традиционных гендерных ролей в обществе. [13]

В связях с общественностью

[ редактировать ]

Теория ролей — это точка зрения, которая рассматривает повседневную деятельность как действие социально определенных категорий. Разделение на два более узких определения: статус — это положение человека в социальной системе или группе; [14] а роль — это образец поведения, связанный со статусом. [14]

Организационная роль определяется как «повторяющиеся действия человека, соответствующим образом взаимосвязанные с повторяющимися действиями других, чтобы дать предсказуемый результат». (Кац и Кан, 1978). В организации существуют три основные топологии: [15]

  1. Двухролевая типология : [16]
    1. Менеджер
    2. Техник
  2. Четырехролевая типология : [17]
    1. Эксперт-назначитель
    2. Фасилитатор коммуникаций
    3. Фасилитатор процесса решения проблем
    4. Техник связи
  3. Пятиролевая типология : [18]
    1. Монитор и оценщик
    2. Ключевой политический и стратегический советник
    3. Устранение неполадок/решение проблем
    4. Эксперт по управлению проблемами
    5. Техник связи

Ролевой конфликт, напряжение или создание

[ редактировать ]

Несмотря на различия в используемых терминах, центральным компонентом всех формулировок является несовместимость.

Ролевой конфликт – это конфликт между ролями, соответствующими двум и более статусам, например, подростки, которым приходится иметь дело с беременностью (статусы: подросток, мать). Считается, что ролевой конфликт существует, когда существуют важные различия между оценками, присвоенными различным ожиданиям. Путем сравнения степени согласия или разногласия между рядами была получена мера ролевого конфликта. [19]

Ролевое напряжение или «ролевое давление» может возникнуть при конфликте ролевых требований, когда человек не согласен с оценкой других относительно его исполнения в своей роли или при принятии ролей, выходящих за рамки способности человека.

Создание ролей определяется Граеном как обмен лидером и участниками .

В то же время человек может иметь ограниченные возможности для ведения переговоров и не принимать на себя роли, вызывающие напряжение, поскольку он или она ограничены социальными нормами или имеет ограниченный социальный статус, позволяющий вести переговоры.

Критика и ограничения

[ редактировать ]

Теоретики ролей отмечают, что слабость теории ролей заключается в описании и объяснении девиантного поведения.

Теорию ролей критиковали за усиление широко распространенных предубеждений о том, как люди должны себя вести; [и] иметь способы, которыми они должны изображать себя, а также то, как должны вести себя другие, [21] рассматривать человека как ответственного за выполнение ожиданий от роли, а не других, ответственных за создание роли, которую он может выполнять, [ф] и люди утверждали, что теория ролей недостаточно объясняет властные отношения, поскольку в некоторых ситуациях человек не выполняет роль по обоюдному согласию, а принуждается к такому поведению властью. [г] Также утверждается, что теория ролей не объясняет индивидуальное участие в обсуждении своей роли. [час] и что теория ролей искусственно объединяет роли, хотя на практике человек может объединять роли вместе. [я]

Другие утверждали, что концепция роли принимает настолько широкое определение, что становится бессмысленным. [Дж]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. раздел «Соответствие означает соблюдение определенного образца поведения». [5]
  2. ^ «Роль не может ограничиваться поведением одного человека, но должна включать поведение других, которое обеспечивает права, обеспечивающие эти действия» [6] : 1 
  3. ^ «Идея распределения ролей смещает акцент с простого процесса исполнения предписанной роли на разработку исполнения на основе приписываемой другой роли» [7]
  4. ^ «В результате, пытаясь время от времени прояснить аспекты ролей, он создает и изменяет роли, а также просто выводит их на свет; этот процесс заключается не только в принятии ролей, но и в создании ролей». [7] : 85 
  5. ^ «Во-первых, критики утверждают, что теория ролей ложно воплощает определенные социальные идеологии в конкретные реальности или объективные шаблоны и называет их ролями». Обсуждается пример «материнства». [20]
  6. ^ «Используя ролевой конфликт для анализа девиантного поведения, теоретики ролей полагаются на объяснения недостаточной социализации или несоответствия между личностью и поведенческими ожиданиями как основные причины, по которым человек не ведет себя надлежащим образом» [20]
  7. ^ [20] приводит пример принуждения, а не добровольного выполнения роли, влияющей на поведение: «В этих случаях интернализованное поведение, возникающее в результате согласованного процесса социализации, не обязательно объясняет действия людей»
  8. ^ «В-четвертых, теория ролей не дает достоверного описания человеческой деятельности, точнее, субъективного опыта участия человека в профессиональной деятельности» [20]
  9. ^ «Разделение занятий на различные роли создает иллюзию, что жизнь разделена на изолированные сегменты, с которыми можно справиться независимо». [20]
  10. ^ «Было предъявлено обвинение в том, что референты термина «роль» настолько разнородны, что не поддаются тщательному изучению и формированию последовательной теории» [7]
  1. ^ Перейти обратно: а б Биддл, Би Джей (август 1986 г.). «Последние достижения в теории ролей» . Ежегодный обзор социологии . 12 (1): 67–92. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.000435 . ISSN   0360-0572 .
  2. ^ Хиндин, Мишель Дж. 2007. «Теория ролей». Стр. 3959–62 в «Энциклопедии социологии Блэквелла » под редакцией Г. Ритцера . Издательство Блэквелл.
  3. ^ Ян, Пейшань (29 сентября 2012 г.). «Возрождение роли пожилых граждан: успешные истории живой истории проекта». Интернационал старения . 38 (2): 137–148. дои : 10.1007/s12126-012-9163-2 . ISSN   0163-5158 . S2CID   145297769 .
  4. ^ «Развитие взрослых» . book.byui.edu . Проверено 20 марта 2024 г.
  5. ^ Биддл, Би Джей (1986). «Последние достижения в теории ролей». Ежегодный обзор социологии . 12 (1). Годовые обзоры: 67–92. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.000435 . ISSN   0360-0572 .
  6. ^ Джудит Р. Блау; Роуз Лауб Козер; Норман Гудман (1 января 1995 г.). Социальные роли и социальные институты: очерки в честь Роуз Лауб Козер . Издатели транзакций. ISBN  978-1-4128-3444-5 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Деннис Бриссетт; Чарльз Эджли (1 января 2005 г.). Жизнь как театр: Справочник по драматургии . Издатели транзакций. стр. 85–. ISBN  978-0-202-36711-8 .
  8. ^ Беккер, Ховард С. (2018). Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности (Новое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 169–172. ISBN  978-1-9821-0622-5 . OCLC   1033904462 .
  9. ^ Биддл, Б. (1 января 1986 г.). «Последние достижения в теории ролей» . Ежегодный обзор социологии . 12 (1): 67–92. дои : 10.1146/annurev.soc.12.1.67 . ISSN   0360-0572 .
  10. ^ Санстейн, ЧР (1996). Социальные нормы и социальные роли. Обзор права Колумбии, 96 (4), 903–968. https://doi.org/10.2307/1123430
  11. ^ https://law.yale.edu/sites/default/files/documents/pdf/Intellectual_Life/Stevenson_ParadoxDecliningFemaleHappiness_Dec08.pdf
  12. ^ Акер, Джоан (сентябрь 1992 г.). «От сексуальных ролей к гендерным институтам» . Современная социология . 21 (5): 565–569. дои : 10.2307/2075528 . JSTOR   2075528 .
  13. ^ Шнайдер, Моника К.; Бос, Анджела Л. (февраль 2019 г.). «Применение теории социальных ролей к изучению гендера в политике» . Политическая психология . 40 (С1): 173–213. дои : 10.1111/pops.12573 . ISSN   0162-895X .
  14. ^ Перейти обратно: а б «РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ» . webhome.auburn.edu . Проверено 17 октября 2019 г.
  15. ^ Йоханссон, Бенгт; Ларссон, Ларсоке (01 июня 2015 г.). «Сложность работы по связям с общественностью» . Нордиком Обзор . 36 (1): 125–139. дои : 10.1515/нор-2015-0010 . hdl : 2077/39386 . ISSN   2001-5119 .
  16. ^ Дозье, Дэвид М. [1984] 2007. «Оценка программы и роли практиков». Обзор связей с общественностью 10(2):13–21. два : 10.1016/S0363-8111(84)80002-8 .
  17. ^ Брум, ГМ и Г.Д. Смит. 1979. "Тестирование воздействия практикующего врача на клиентов". Обзор связей с общественностью 5(3):47–59.
  18. ^ Мосс, Д., А. Ньюман и Б. ДеСанто. 2005. «Что делают менеджеры по связям с общественностью? Определение и совершенствование основных элементов управления в контексте связей с общественностью / корпоративных коммуникаций». Ежеквартальный журнал «Журналистика и массовые коммуникации» 82 (4): 873–90.
  19. ^ Джеральд, Грейс (8 декабря 2011 г.). Ролевой конфликт и учитель . Рутледж. п. 3. ISBN  978-0415689489 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Джексон, Жанна (1998). «Современная критика теории ролей». Журнал профессиональных наук . 5 (2). Информа Великобритания Лимитед: 49–55. дои : 10.1080/14427591.1998.9686433 . ISSN   1442-7591 .
  21. ^ Биддл, Би Джей (август 1986 г.). «Последние достижения в теории ролей» . Ежегодный обзор социологии . 12 (1): 67–92. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.000435 . ISSN   0360-0572 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdfd37d0ab506933707d74072f0bfc87__1721555040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/87/bdfd37d0ab506933707d74072f0bfc87.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Role theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)