Ролевая теория
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Теория ролей — это концепция в социологии и социальной психологии , которая рассматривает большую часть повседневной деятельности как действие социально определенных категорий (например, мать, менеджер, учитель). Каждая роль представляет собой набор прав, обязанностей, ожиданий, норм и моделей поведения, с которыми человек должен сталкиваться и выполнять. [1] Модель основана на наблюдении, что люди ведут себя предсказуемым образом и что поведение человека зависит от контекста, в зависимости от социального положения и других факторов. Исследования, проводимые в области теории ролей, в основном сосредоточены вокруг концепций консенсуса, ролевого конфликта, принятия ролей и конформизма. [1] Театр — это метафора, часто используемая для описания теории ролей.
Хотя слово «роль» (или «ролл» ) существовало в европейских языках на протяжении веков, как социологическое понятие, этот термин появился только с 1920-х и 1930-х годов. Оно стало более заметным в социологическом дискурсе благодаря теоретическим работам Джорджа Герберта Мида , Джейкоба Л. Морено , Талкотта Парсонса , Ральфа Линтона и Георга Зиммеля . Две концепции Мида — разум и самость — являются предшественниками теории ролей. [2]
Теория постулирует следующие положения о социальном поведении:
- Разделение труда в обществе принимает форму взаимодействия разнородных специализированных позиций , которые мы называем ролями ;
- Социальные роли включали «адекватные» и «разрешенные» формы поведения, руководствующиеся социальными нормами , которые общеизвестны и, следовательно, определяют ожидания;
- Роли заняты отдельными людьми или « актёрами »;
- Когда люди одобряют социальную роль (т. е. они считают ее « легитимной » и « конструктивной »), они несут издержки, связанные с соответствием ролевым нормам, а также несут затраты на наказание тех, кто нарушает ролевые нормы;
- Изменившиеся условия могут сделать социальную роль устаревшей или нелегитимной, и в этом случае социальное давление может привести к изменению роли;
- Ожидание вознаграждений и наказаний , а также удовлетворение от просоциального поведения объясняют, почему агенты соответствуют ролевым требованиям.
С точки зрения различий между теориями ролей, с одной стороны, существует более функциональная перспектива, которую можно противопоставить более микроуровневому подходу символической интеракционистской традиции. Этот тип теории ролей определяет, насколько тесно действия людей связаны с обществом, а также насколько эмпирически проверяемой может быть конкретная точка зрения теории ролей.
В зависимости от общей точки зрения теоретической традиции существует множество типов ролевой теории, однако ее можно разделить на два основных типа, в частности: ролевая теория структурного функционализма и драматургическая ролевая теория . Теория ролей структурного функционализма по существу определяется как то, что каждый имеет свое место в социальной структуре, и каждое место имеет соответствующую роль, имеющую равный набор ожиданий и моделей поведения. Жизнь более структурирована, и для всего есть определенное место. Напротив, драматургическая теория ролей определяет жизнь как бесконечную пьесу, в которой мы все — актеры. Суть этой ролевой теории заключается в том, чтобы разыгрывать роли приемлемым для общества способом. [3]
Теория Роберта Кегана о развитии взрослых играет важную роль в понимании теории ролей. Три основных раздела его теории — это, во-первых, социализированный разум. Люди с таким мышлением основывают свои действия на мнении других. Вторая часть — это самостоятельный разум, этот образ мышления освобождается от мыслей других и принимает собственные решения. Последняя часть этой теории — это самопреобразующийся разум. Этот тип мышления прислушивается к мыслям и мнениям других, но при этом способен выбирать и принимать решения самостоятельно. Менее 1 процента людей придерживаются самотрансформирующегося мышления. Что касается социализированного разума, то 60 процентов людей придерживаются такого мышления даже в зрелом возрасте. Ролевая теория следует за воспринимаемыми ролями и стандартами, которые нормализуются людьми в обществе. Люди ограничены ролями, которые были возложены на них из-за социализированного разума. Интернализация ценности других в обществе приводит к теории ролей. [4]
Ключевым моментом этой теории является то, что ролевой конфликт возникает, когда от человека ожидают одновременного выполнения нескольких ролей, несущих противоречивые ожидания. Их тянет по-разному, поскольку они стремятся придерживаться различных социальных стандартов и статусов.
Роль
[ редактировать ]В этой области ведутся серьезные дебаты по поводу значения роли в теории ролей. Роль , поведение можно определить как социальную позицию , связанное с социальной позицией, или типичное поведение. Некоторые теоретики выдвинули идею о том, что роли — это, по сути, ожидания относительно того, как человек должен вести себя в данной ситуации, тогда как другие считают, что это означает, как люди на самом деле ведут себя в данной социальной позиции. Некоторые полагают, что роль — это характерное поведение или ожидаемое поведение, роль, которую необходимо сыграть, или сценарий социального поведения.
В социологии существуют различные категории социальных ролей:
- культурные роли: роли, данные культурой (например, священник)
- социальная дифференциация : например, учитель, водитель такси
- роли в конкретной ситуации: например, очевидец
- биосоциологические роли: например, как человек в естественной системе
- гендерные роли : мужчина, женщина, мать, отец и т. д.
Теория ролей моделирует поведение как модели поведения, которым можно соответствовать , причем это соответствие основано на ожиданиях других. [а]
Утверждалось, что роль должна в некотором смысле определяться по отношению к другим. [б] Способ и степень обсуждаются социологами. Тернер использовал концепцию «другой роли», утверждая, что процесс определения роли - это согласование своей роли с другими ролями. [с]
Построение ролей
[ редактировать ]Тернер утверждал, что процесс описания роли также изменяет роль, которая в противном случае была бы неявной, называя этот процесс созданием ролей , утверждая, что очень формальные роли, такие как в армии, не являются репрезентативными ролями, потому что процесс создания ролей является подавлен. [д] Социолог Говард С. Беккер аналогичным образом утверждает, что ярлык и определение, используемые в социальном контексте, могут изменить действия и поведение. [8]
Ситуативно-специфические роли развиваются ad hoc в конкретной социальной ситуации. Однако можно утверждать, что ожидания и нормы, определяющие эту специальную роль, определяются социальной ролью.
Слово «консенсус» используется, когда группа людей имеет одинаковые ожидания посредством соглашения. Мы живем в обществе, где люди знают, как им следует действовать, что является результатом приобретенного поведения, вытекающего из социальных норм. В целом общество следует типичным ролям и ожидаемым нормам. Впоследствии существует стандарт, созданный посредством соответствия этих социальных групп. [9]
Связь между ролями и нормами
[ редактировать ]Некоторые теоретики рассматривают поведение как навязываемое социальными нормами . Тернер скорее утверждает, что существует норма последовательности, согласно которой несоблюдение роли нарушает норму, поскольку нарушает последовательность. [10]
Культурные роли
[ редактировать ]Культурные роли рассматриваются как нечто само собой разумеющееся и в основном стабильны. В ходе культурных изменений могут возникнуть новые роли, а старые могут исчезнуть – на эти культурные изменения влияют политические и социальные конфликты. Например, феминистское движение инициировало изменение мужских и женских ролей в западных обществах. Роли или, более конкретно, точные обязанности мужчин подвергаются сомнению. Чем больше женщин, чем мужчины, учатся в школе, тем больше финансовых и профессиональных преимуществ. К сожалению, не было доказано, что эти преимущества увеличивают женское счастье. [11]
Социальная дифференциация
[ редактировать ]Социальной дифференциации уделялось много внимания в связи с развитием различных рабочих ролей. Роберт К. Мертон различал внутриличностные и межличностные ролевые конфликты . Например, бригадиру приходится вырабатывать свою социальную роль, отвечая ожиданиям членов своей команды и своего руководителя – это межличностный ролевой конфликт. Ему также приходится упорядочивать свои разные социальные роли отца, мужа, члена клуба – это внутриличностный ролевой конфликт.
Ральф Дарендорф проводил различие между обязательными ожиданиями и санкциями; ожидания «должен» с санкциями и вознаграждениями и ожидания «можно» с вознаграждениями. Бригадир должен избегать коррупции; он должен удовлетворять потребности своих референтных групп (например, членов команды и руководителей); и он может посочувствовать. Он утверждает, что еще одним компонентом теории ролей является то, что люди принимают свои роли в обществе, и не общество их навязывает.
Ролевое поведение
[ редактировать ]В своей жизни людям приходится сталкиваться с разными социальными ролями, иногда им приходится сталкиваться с разными ролями одновременно в разных социальных ситуациях. Происходит эволюция социальных ролей: одни исчезают, а другие возникают. На ролевое поведение влияют:
- Нормы, определяющие социальную ситуацию.
- Внутренние и внешние ожидания связаны с социальной ролью.
- Социальные санкции ( наказание и вознаграждение ) используются для влияния на ролевое поведение.
Эти три аспекта используются для оценки собственного поведения, а также поведения других людей. Генрих Попитц определяет социальные роли как нормы поведения, которым должна следовать особая социальная группа. Нормы поведения — совокупность моделей поведения, ставших типичными среди членов группы; в случае отклонения следуют негативные санкции.
Гендерные роли
[ редактировать ]Гендер сыграл решающую роль в наших социальных нормах и в различии между тем, как женские и мужские роли рассматриваются в обществе. В частности, на рабочем месте и дома. Исторически сложилось разделение ролей, созданное обществом по признаку пола. Гендер был социальным различием между женщиной и мужчиной; тогда как секс был природой. Гендер стал способом категоризации мужчин и женщин и разделения их по социальным ролям. Хотя пол важен, существует множество различных способов категоризации женщин в обществе. Другие способы — расовые и классовые. Несмотря на то, что наши социальные роли зависят от пола, всегда будет существовать разделение между женщинами и мужчинами. [12]
На протяжении всей истории роли женщин и мужчин менялись с течением времени. У мужчин развились качества, которые подходили им для работы, например охоты и труда. Женщины приобрели черты, ориентированные на детей и семейную жизнь. По мере роста отрасли мужчины использовали свою силу, чтобы обрести власть, и в результате они получили большинство рабочих мест.
Благодаря различным ролям мужчины и женщины женщины развили в себе черты общности, необходимые для заботы и воспитания окружающих. У самцов развились агентные черты, которые позволяли им играть роль лидера, охоты и труда.
С течением времени, когда рабочие места и промышленность отошли от силы и труда, женщины повысили свое образование для трудоустройства. Сегрегация по признаку пола между женщинами и мужчинами уменьшилась по мере того, как со временем повзрослела и отошла от традиционных гендерных ролей в обществе. [13]
В связях с общественностью
[ редактировать ]Теория ролей — это точка зрения, которая рассматривает повседневную деятельность как действие социально определенных категорий. Разделение на два более узких определения: статус — это положение человека в социальной системе или группе; [14] а роль — это образец поведения, связанный со статусом. [14]
Организационная роль определяется как «повторяющиеся действия человека, соответствующим образом взаимосвязанные с повторяющимися действиями других, чтобы дать предсказуемый результат». (Кац и Кан, 1978). В организации существуют три основные топологии: [15]
- Двухролевая типология : [16]
- Менеджер
- Техник
- Четырехролевая типология : [17]
- Эксперт-назначитель
- Фасилитатор коммуникаций
- Фасилитатор процесса решения проблем
- Техник связи
- Пятиролевая типология : [18]
- Монитор и оценщик
- Ключевой политический и стратегический советник
- Устранение неполадок/решение проблем
- Эксперт по управлению проблемами
- Техник связи
Ролевой конфликт, напряжение или создание
[ редактировать ]Несмотря на различия в используемых терминах, центральным компонентом всех формулировок является несовместимость.
Ролевой конфликт – это конфликт между ролями, соответствующими двум и более статусам, например, подростки, которым приходится иметь дело с беременностью (статусы: подросток, мать). Считается, что ролевой конфликт существует, когда существуют важные различия между оценками, присвоенными различным ожиданиям. Путем сравнения степени согласия или разногласия между рядами была получена мера ролевого конфликта. [19]
Ролевое напряжение или «ролевое давление» может возникнуть при конфликте ролевых требований, когда человек не согласен с оценкой других относительно его исполнения в своей роли или при принятии ролей, выходящих за рамки способности человека.
Создание ролей определяется Граеном как обмен лидером и участниками .
В то же время человек может иметь ограниченные возможности для ведения переговоров и не принимать на себя роли, вызывающие напряжение, поскольку он или она ограничены социальными нормами или имеет ограниченный социальный статус, позволяющий вести переговоры.
Критика и ограничения
[ редактировать ]Теоретики ролей отмечают, что слабость теории ролей заключается в описании и объяснении девиантного поведения.
Теорию ролей критиковали за усиление широко распространенных предубеждений о том, как люди должны себя вести; [и] иметь способы, которыми они должны изображать себя, а также то, как должны вести себя другие, [21] рассматривать человека как ответственного за выполнение ожиданий от роли, а не других, ответственных за создание роли, которую он может выполнять, [ф] и люди утверждали, что теория ролей недостаточно объясняет властные отношения, поскольку в некоторых ситуациях человек не выполняет роль по обоюдному согласию, а принуждается к такому поведению властью. [г] Также утверждается, что теория ролей не объясняет индивидуальное участие в обсуждении своей роли. [час] и что теория ролей искусственно объединяет роли, хотя на практике человек может объединять роли вместе. [я]
Другие утверждали, что концепция роли принимает настолько широкое определение, что становится бессмысленным. [Дж]
См. также
[ редактировать ]- Бихевиоризм
- Соответствие
- Девиация (социология)
- Драматургическая перспектива
- Исследования игр
- Обобщенное другое
- Гедонизм
- Ролевое поглощение
- Образец для подражания
- Роль всасывания
- Транзакционный анализ
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. раздел «Соответствие означает соблюдение определенного образца поведения». [5]
- ^ «Роль не может ограничиваться поведением одного человека, но должна включать поведение других, которое обеспечивает права, обеспечивающие эти действия» [6] : 1
- ^ «Идея распределения ролей смещает акцент с простого процесса исполнения предписанной роли на разработку исполнения на основе приписываемой другой роли» [7]
- ^ «В результате, пытаясь время от времени прояснить аспекты ролей, он создает и изменяет роли, а также просто выводит их на свет; этот процесс заключается не только в принятии ролей, но и в создании ролей». [7] : 85
- ^ «Во-первых, критики утверждают, что теория ролей ложно воплощает определенные социальные идеологии в конкретные реальности или объективные шаблоны и называет их ролями». Обсуждается пример «материнства». [20]
- ^ «Используя ролевой конфликт для анализа девиантного поведения, теоретики ролей полагаются на объяснения недостаточной социализации или несоответствия между личностью и поведенческими ожиданиями как основные причины, по которым человек не ведет себя надлежащим образом» [20]
- ^ [20] приводит пример принуждения, а не добровольного выполнения роли, влияющей на поведение: «В этих случаях интернализованное поведение, возникающее в результате согласованного процесса социализации, не обязательно объясняет действия людей»
- ^ «В-четвертых, теория ролей не дает достоверного описания человеческой деятельности, точнее, субъективного опыта участия человека в профессиональной деятельности» [20]
- ^ «Разделение занятий на различные роли создает иллюзию, что жизнь разделена на изолированные сегменты, с которыми можно справиться независимо». [20]
- ^ «Было предъявлено обвинение в том, что референты термина «роль» настолько разнородны, что не поддаются тщательному изучению и формированию последовательной теории» [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Биддл, Би Джей (август 1986 г.). «Последние достижения в теории ролей» . Ежегодный обзор социологии . 12 (1): 67–92. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.000435 . ISSN 0360-0572 .
- ^ Хиндин, Мишель Дж. 2007. «Теория ролей». Стр. 3959–62 в «Энциклопедии социологии Блэквелла » под редакцией Г. Ритцера . Издательство Блэквелл.
- ^ Ян, Пейшань (29 сентября 2012 г.). «Возрождение роли пожилых граждан: успешные истории живой истории проекта». Интернационал старения . 38 (2): 137–148. дои : 10.1007/s12126-012-9163-2 . ISSN 0163-5158 . S2CID 145297769 .
- ^ «Развитие взрослых» . book.byui.edu . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Биддл, Би Джей (1986). «Последние достижения в теории ролей». Ежегодный обзор социологии . 12 (1). Годовые обзоры: 67–92. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.000435 . ISSN 0360-0572 .
- ^ Джудит Р. Блау; Роуз Лауб Козер; Норман Гудман (1 января 1995 г.). Социальные роли и социальные институты: очерки в честь Роуз Лауб Козер . Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-3444-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Деннис Бриссетт; Чарльз Эджли (1 января 2005 г.). Жизнь как театр: Справочник по драматургии . Издатели транзакций. стр. 85–. ISBN 978-0-202-36711-8 .
- ^ Беккер, Ховард С. (2018). Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности (Новое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 169–172. ISBN 978-1-9821-0622-5 . OCLC 1033904462 .
- ^ Биддл, Б. (1 января 1986 г.). «Последние достижения в теории ролей» . Ежегодный обзор социологии . 12 (1): 67–92. дои : 10.1146/annurev.soc.12.1.67 . ISSN 0360-0572 .
- ^ Санстейн, ЧР (1996). Социальные нормы и социальные роли. Обзор права Колумбии, 96 (4), 903–968. https://doi.org/10.2307/1123430
- ^ https://law.yale.edu/sites/default/files/documents/pdf/Intellectual_Life/Stevenson_ParadoxDecliningFemaleHappiness_Dec08.pdf
- ^ Акер, Джоан (сентябрь 1992 г.). «От сексуальных ролей к гендерным институтам» . Современная социология . 21 (5): 565–569. дои : 10.2307/2075528 . JSTOR 2075528 .
- ^ Шнайдер, Моника К.; Бос, Анджела Л. (февраль 2019 г.). «Применение теории социальных ролей к изучению гендера в политике» . Политическая психология . 40 (С1): 173–213. дои : 10.1111/pops.12573 . ISSN 0162-895X .
- ^ Перейти обратно: а б «РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ» . webhome.auburn.edu . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Йоханссон, Бенгт; Ларссон, Ларсоке (01 июня 2015 г.). «Сложность работы по связям с общественностью» . Нордиком Обзор . 36 (1): 125–139. дои : 10.1515/нор-2015-0010 . hdl : 2077/39386 . ISSN 2001-5119 .
- ^ Дозье, Дэвид М. [1984] 2007. «Оценка программы и роли практиков». Обзор связей с общественностью 10(2):13–21. два : 10.1016/S0363-8111(84)80002-8 .
- ^ Брум, ГМ и Г.Д. Смит. 1979. "Тестирование воздействия практикующего врача на клиентов". Обзор связей с общественностью 5(3):47–59.
- ^ Мосс, Д., А. Ньюман и Б. ДеСанто. 2005. «Что делают менеджеры по связям с общественностью? Определение и совершенствование основных элементов управления в контексте связей с общественностью / корпоративных коммуникаций». Ежеквартальный журнал «Журналистика и массовые коммуникации» 82 (4): 873–90.
- ^ Джеральд, Грейс (8 декабря 2011 г.). Ролевой конфликт и учитель . Рутледж. п. 3. ISBN 978-0415689489 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джексон, Жанна (1998). «Современная критика теории ролей». Журнал профессиональных наук . 5 (2). Информа Великобритания Лимитед: 49–55. дои : 10.1080/14427591.1998.9686433 . ISSN 1442-7591 .
- ^ Биддл, Би Джей (август 1986 г.). «Последние достижения в теории ролей» . Ежегодный обзор социологии . 12 (1): 67–92. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.000435 . ISSN 0360-0572 .
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, Ховард С. (2018). Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности (Новое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 169–172. ISBN 978-1-9821-0622-5 . OCLC 1033904462 .
- Мид, Джордж Х. (1934). Разум, личность и общество . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Парсонс, Талкотт (1951). Социальная система .
- Роберт К. Мертон , Социальная теория и социальная структура , 1949 г.
- Ральф Дарендорф , Homo sociologicus , 1958 (на немецком языке, много изданий)
- Роуз Лауб Козер , «Сложность ролей как рассадник индивидуальной автономии», в: Идея социальной структуры: статьи в честь Роберта К. Мертона, 1975 г.
- Ральф Линтон , «Исследование человека» , глава 8, «Статус и роль», 1936 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с теорией ролей, на Викискладе?