Этикетка (социология)
Ярлык — это абстрактное понятие в социологии, используемое для группировки людей на основе воспринимаемой или сохраняемой идентичности. Ярлыки — это способ идентификации социальных групп. Ярлыки могут создать ощущение общности внутри групп, но они также могут нанести вред, если используются для отделения отдельных лиц и групп от основного общества. [1] Отдельные лица могут выбрать ярлык или назначить его другими. Навешивание ярлыков может повлиять на поведение человека и его реакцию на социальный мир. [1]
Символический интеракционизм и теория навешивания ярлыков рассматривают ярлыки как социальную концепцию и подчеркивают социальный вес ярлыков и навешивания ярлыков. Символический интеракционизм фокусируется на ожиданиях социальных ролей, тогда как теория навешивания ярлыков фокусируется на социальных и индивидуальных последствиях навешивания ярлыков. Обе теории связывают ярлыки и контексты и утверждают, что их значения социально определены, а не универсальны.
Использование
[ редактировать ]Внешняя маркировка
[ редактировать ]
Ярлыки выполняют в социологии множество функций. Они группируют людей с общими характеристиками, такими как успеваемость, пол, раса или соблюдение закона. [1] Ярлыки являются продуктом социального контекста и могут быть неприменимы вне контекста. [2] Например, общество без формальной правовой системы может не иметь ярлыка «преступное», поскольку в обществе без законов не может быть стигматизации преступности.
Ярлыки также используются для различения групп по негативным причинам. На кого-то может навешиваться ярлык, обозначающий его как человека, отличающегося от основного общества. Это может привести к внутригрупповому фаворитизму и т. д . [3] Внутригрупповой фаворитизм возникает, когда люди в одной группе (объединенные одним ярлыком) отдают предпочтение членам своей группы выше чужаков. [4] «Другой» — это особая форма навешивания ярлыков, при которой ярлык создает модели власти и привилегий, обозначая тех, кто не следует принятым социальным нормам, как меньших. [3] В некоторых случаях «другие» могут вызвать социальную изоляцию, и в этом случае группы, помеченные как «другие», лишаются полного участия в жизни общества. [5] Ярлыки использовались для отчуждения групп и оправдания неравной динамики власти, что может нанести вред человеку, испытывающему изоляцию и отчуждение. [6]
Некоторые могут полагаться на использование стереотипов для присвоения ярлыков. В отличие от нейтральной категоризации, стереотипы опираются на дисбаланс власти, чтобы свести различия между людьми и группами к преувеличенным характеристикам. [7] Хотя стереотипы могут не иметь фактической основы, они могут изменить поведение человека, если их последовательно применять. [8] Социолог Роберт К. Мертон назвал этот эффект « самоисполняющимся пророчеством », чтобы объяснить наблюдаемые им изменения. Как положительные, так и отрицательные ярлыки могут создать случай самоисполняющегося пророчества. [1] [8] Хотя нанесение негативных ярлыков может вызвать дискриминацию и стигматизацию, нанесение позитивных ярлыков может также иметь негативные последствия для людей, такие как завышенные ожидания и дискриминация. [7] Американский социолог Говард С. Беккер подчеркивал, что ярлыки и навешивание ярлыков не являются единственными факторами поведения и их следует рассматривать среди других факторов. [2] Беккер утверждал, что определенные ярлыки могут повысить вероятность соответствия ожидаемому поведению, но они не полностью предсказывают действие. [2]
Внутренняя маркировка
[ редактировать ]
Люди могут выбрать ярлык для описания определенного аспекта себя, и эти ярлыки могут со временем меняться. Ярлыки могут описывать определенную грань личности или подчеркивать определенные достижения. Навешивание ярлыков на себя может усилить роль описываемого поведения в их жизни, заставляя их соответствовать поведению, которого ожидают те, кто находится в маркированной группе. [1] Несмотря на то, что группы обладают многими положительными качествами, другие могут воспринимать положительные черты группы как худшие. [9] Это, в свою очередь, может укрепить связь группы со своим ярлыком, а также с действиями и поведением, связанными с ним. [9] Люди могут быть связаны общими интересами и характеристиками, что приводит к ощущению связи и общности.
Ярлыки не ограничиваются изменяющимися аспектами личности, но могут использоваться для описания основополагающих аспектов личности, включая расу, пол и сексуальность. Сообщества, имеющие общие ярлыки, могут иметь схожий опыт, который связывает людей с групповой идентичностью. [2] [10] Группы могут также навешивать на себя ярлыки, чтобы отделить себя от основного общества, ставя себя выше тех, кто следует нормам. [11] Ярлыки могут функционировать не только для того, чтобы сказать, что такое группа, но и для того, чтобы сказать, чем группа не является. Джордж Герберт Мид объяснил, что противопоставление группы общему врагу — это «самый простой способ объединиться». [11] Он также утверждает, что ценности укрепляются и подтверждаются, если они соответствуют ценностям группы. [11] Группы могут быть объединены разными способами, включая общий опыт, общую идентичность, общие ценности или общего врага.
Теория
[ редактировать ]Символический интеракционизм
[ редактировать ]Символический интеракционизм — это социологическая теория, которая исследует роль символов в общении и взаимодействии. [8] Символический интеракционизм в основном касается небольших групп и взаимодействий между людьми. [8] Эта теория рассматривает построение символических значений и их использование в социальных контекстах. Символом может быть что угодно: от изображения до слова или общего набора значений. [8] Социальные роли имеют символическое значение и могут определять, какие ожидания возлагаются на людей. Понятие социальных ролей тесно связано с понятием ярлыков. Социальные роли сопровождаются ожидаемым поведением, которое может помочь людям оказаться в незнакомом контексте, предоставляя основу, которую они могут использовать для интерпретации значений, стоящих за действиями. [11] Например, чаевые официанту в ресторане имеют другое символическое значение, чем чаевые работнику авиакомпании. Социальный контекст определяет, является ли действие нормативным или нерегулярным. Символический интеракционизм и его рассмотрение социальных ролей являются теоретической основой теории навешивания ярлыков. [12] Символический интеракционизм предшествовал созданию теории навешивания ярлыков, которая во многом опиралась на работы символического интеракционизма. [12]
Теория маркировки
[ редактировать ]Теория навешивания ярлыков — это социологическая теория, которая утверждает, что ярлыки оказывают глубокое влияние на людей. Теория навешивания ярлыков тесно связана с криминологией и исследует концепции девиантности . Хотя теория навешивания ярлыков не сосредоточена исключительно на изучении преступности, она использует понятия «отклонение» и «преступник» для объяснения эффекта навешивания ярлыков. [2] В рамках этой теории обычно исследуются и другие ярлыки, в том числе «гомосексуал» и «психически больной». Теория навешивания ярлыков подчеркивает, что ярлыки не обязательно представляют собой присущие истины, а действия и поведение, которые являются ответами на социальные конструкции. [2] [12] «Девиантность» — это не характеристика человека, а действия человека, которые бросают вызов социальным ожиданиям. [2] Когда люди действуют таким образом, что бросают вызов их социальной роли, их можно назвать девиантными. Беккер утверждает, что девиантным считается поступок, а не личность. [2] Когда ярлыки привязываются к человеку, теория навешивания ярлыков утверждает, что ярлыки создают кодексы морали, которые стимулируют негативные стереотипы и стигму. [8] Эта теория представляет, что ярлыки и их социальный контекст обладают властью и влиянием на жизнь, поведение и отношения. [12]
См. также
[ редактировать ]- Коллективная идентичность
- Криминализация
- Девиация (социология)
- Дискриминация
- Идентичность (социальные науки)
- Внутригрупповой фаворитизм
- Самоисполняющееся пророчество
- Самоидентификация
- Социальный конструктивизм
- Социальная стигма
- Стереотип
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Манза, Джефф (2018). Социологический проект: Знакомство с социологическим воображением . Дон Миллс, Онтарио: Pearson Education. стр. 108–109, 457–458. ISBN 978-0133768916 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беккер, Ховард С. (2018). Аутсайдеры . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 1–7, 34–37, 170–171. ISBN 978-1-9821-0622-5 .
- ^ Jump up to: а б Крумер-Нево, Михал; Сиди, Мирит (апрель 2012 г.). «Письмо против других» . Качественный запрос . 18 (4): 299–309. дои : 10.1177/1077800411433546 . ISSN 1077-8004 . S2CID 145586082 .
- ^ Тейлор, Дональд М.; Дориа, Джанет Р. (1981). «Эгоистическая и групповая предвзятость в атрибуции» . Журнал социальной психологии . 113 (2): 201–211. дои : 10.1080/00224545.1981.9924371 .
- ^ Модуд, Тарик; Томпсон, Саймон (30 января 2021 г.). «Инородие, отчуждение и установление» . Политические исследования . 70 (3): 780–796. дои : 10.1177/0032321720986698 . ISSN 0032-3217 . S2CID 234017458 .
- ^ Рудерт, Сельма К.; Грайфенедер, Райнер (2016). «Когда я не играю, это нормально: социальные нормы и обоснованная интерпретация социальной изоляции» . Бюллетень личности и социальной психологии . 42 (7): 955–969. дои : 10.1177/0146167216649606 . ISSN 0146-1672 . ПМИД 27229676 . S2CID 5874637 .
- ^ Jump up to: а б Хоббс, Маргарет; Райс, Карла, ред. (2013). Гендерные и женские исследования в Канаде: критическая ситуация . Торонто: Женская пресса. стр. 228–230. ISBN 978-0-88961-484-0 . OCLC 816764228 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Кендалл, Диана Элизабет; Мюррей, Джейн Лотиан; Линден, Рик (2007). Социология в наше время (4-е канадское изд.). Канада: Томсон Нельсон. стр. 24–25, 196–199, 511–512. ISBN 978-0-17-640668-4 . OCLC 62267083 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мертон, Роберт К. (1948). «Самоисполняющееся пророчество» . Антиохийский обзор . 8 (2): 193–210. дои : 10.2307/4609267 . ISSN 0003-5769 . JSTOR 4609267 .
- ^ Копульски, Дэниел; Хаммак, Филип Л. (17 декабря 2021 г.). «Асексуальность, серая сексуальность и демисексуальность: различия в желаниях, поведении и идентичности» . Журнал сексуальных исследований . 60 (2): 221–230. дои : 10.1080/00224499.2021.2012113 . ISSN 0022-4499 . ПМИД 34919461 . S2CID 245317160 .
- ^ Jump up to: а б с д Мид, Джордж Герберт (1934). Разум, личность и общество с точки зрения социального бихевиориста . Чарльз В. Моррис. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 45–48, 204–208, 214–215. ISBN 0-226-51667-9 . OCLC 1499299 .
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Пип; Брэдбери, Лиз (2018). Введение в социальную теорию (Третье изд.). Кембридж: Политическая пресса. стр. 106–114. ISBN 978-1-5095-0504-3 .