Эти
Деиси Ирландии были социальным классом в ранним между древним и средневековым периодом . Различные народы, перечисленные под заголовком deis, имели одинаковый статус в гэльской Ирландии и практически не имели фактического родства, хотя их часто считали генетически связанными. [ нужна ссылка ] В эпоху римского правления в Британии многие члены Деиси были зарегистрированы как поселенцы в западных прибрежных районах (особенно в районах, известных позже как Уэльс , Корнуолл и Девон ).
В период раннего средневековья некоторые группы и подгруппы Деизи оказывали большое политическое влияние в различных частях Ирландии. Например, в Мюнстере подгруппа Деиси составляла региональное королевство Деиси Муман и входила в состав гегемонии конфедерации Эоганахта .
Этимология
[ редактировать ]Деиси — древнеирландский термин, происходящий от слова déis , которое в первоначальном смысле означало «вассала» или «подданного» и, в частности, людей, плативших арендную плату землевладельцу. [ 1 ] Таким образом, оно обозначало определенный социальный класс. Позже, однако, его чаще стали использовать как собирательный термин для членов отдельных септов . [ 2 ] считались выходцами из этого социального класса.
История и контекст
[ редактировать ]Ранняя история групп Деизи неясна. Эти группы, произошедшие из народов, связанных скорее социальным статусом, чем родством, имели в основном независимую историю в разных регионах Ирландии. Хотя некоторые средневековые тексты пытаются придать Деизи аристократическое происхождение, это более поздние выдумки, относящиеся к периоду после того, как Деиси приобрели политическую власть. [ 3 ] Несмотря на свое данническое происхождение, представители по крайней мере одной популяции Деиси в конечном итоге добились впечатляющих успехов, основав могущественную средневековую династию, которая существует до сих пор.
Группы Деиси включали Деиси Муман (Деиси Мюнстера ), Деиси Темро (Деиси Тары ), Деиси Бекк («Маленький Деиси», расположенный в Королевстве Миде ) и Деиси Тушерт (Северный Деиси; септ из которых прославиться как Дал Кайс ).
Сегодня «Деизи» — неофициальный термин для обозначения графства Уотерфорд и его жителей. [ 4 ]
Дези Муман
[ редактировать ]сформировать собственное региональное королевство в Мюнстере Деиси Муман были достаточно заметной силой, чтобы довольно рано . В недавнем заголовке Пол МакКоттер заявляет: «Региональное королевство Деиси Муман, должно быть, существовало примерно на своем нынешнем месте с очень раннего периода. Огамы, датируемые, возможно, пятым веком, записывают уникальные имена, связанные с его королями». [ 5 ] По словам Фрэнсиса Джона Бирна , есть определенные намеки в надписях на то, что и Эоганахта , и их вассалы Уотерфорд Деиси, возможно, имели довольно недавнее галльское происхождение. [ 6 ] Предки эоганахтов известны как дейргтинцы , и, как полагают, они также действовали в Римской Британии , одним из доказательств является название их столицы Кашел , которое, как полагают, было вдохновлено римской замком, который они наблюдали во время набегов. [ 7 ] Деиси Муман занимал положение в более позднем королевстве Эоганахта, что предполагало особые отношения. заметил Бирн упоминает, что Эоин МакНил , что ряд ранних имен в родословных Эоганахты встречаются в огамах в стране Деиси в Уотерфорде, среди них Ниа Сегамейн ( NETASEGAMONAS ), в честь галльского бога войны Сегомо . [ 8 ] По словам Макнила, Уотерфорд Деиси и Эоганахта в Кашеле «не могут быть разъединены». [ 9 ]
Династия Уи Лиатайн была западными соседями прото-Деиси Мумана на южном ирландском побережье и совершала набеги и колонизировала части Уэльса и Корнуолла. Они лучше всего характеризуются южноирландскими колонистами из-за явных упоминаний о них по имени как в ранних ирландских, так и в ранних британских источниках, в то время как присутствие Деиси Мумана фактически не может быть подтверждено. [ 10 ] Также отмечены лайгины , особенно в Северном Уэльсе. [ 11 ]
Возможное присутствие в Великобритании
[ редактировать ]Деиси Муман являются героями одной из самых известных средневековых ирландских эпических сказок « Изгнание Деиси» . [ 12 ] Это литературное произведение, впервые написанное где-то в восьмом веке, представляет собой псевдоисторическую легенду, лежащую в основе средневекового королевства Деиси Муман, которая стремится скрыть историческую реальность того, что истоки королевства лежат среди коренных народов-данников Мюнстера . С этой целью он приписывает «Деизи» совершенно вымышленное царское происхождение в Таре . [ 1 ] Термин «Деиси» используется анахронично в «Изгнании Деиси » , поскольку его хронологически запутанное повествование касается «событий», которые задолго до исторического развития общин Деиси в отдельные племенные государства или создания королевства Деиси Муман. [ 3 ] Эпос рассказывает историю септа по имени Дал Фиачач Суйге , которого изгнал из Тары их родственник Кормак мак Аирт и заставил скитаться без крова. После миграции на юг и множества сражений часть септа в конце концов обосновалась в Мюнстере .
В какой-то момент во время миграции из Тары в Мюнстер одна ветвь септа, возглавляемая Эохайдом Олмюром мак Артом Корбом, плывет через море в Британию, где, как говорят, его потомки позже правили Демедом , бывшей территорией Демет . (современный Дайфед ). Изгнание Деизи — единственный прямой источник этого «события». Историчность этого конкретного отрывка эпоса, по-видимому, частично «подтверждается» родословной, сохранившейся в гарлейских генеалогиях конца X века , в которых современные короли Дифеда заявляют о своем происхождении от Трифуна ( эт. 450), правнука Эохайда Олмюра, хотя сама харлейская генеалогия представляет собой совершенно другую версию собственного происхождения Трифуна, в которой он происходит от римской имперской линии, восходящей к острову Святой Елены , чье предполагаемое британское происхождение подчеркивает специалист по генеалогии. [ 13 ] Эта явная выдумка, по-видимому, отражает более позднюю попытку сфабриковать более прославленную и/или местную родословную династии Дайфед, тем более что другие валлийские генеалогические материалы частично подтверждают ирландское происхождение Трифуна. [ 14 ] Если переселение некоторых «деиси» в Дайфед действительно является историческим, неясно, повлекло ли оно за собой крупномасштабную племенную миграцию или просто династическое перемещение, или и то, и другое как часть многоэтапного перемещения населения. [ 15 ] Как бы ни была охарактеризована это движение, ученые показали, что оно не могло иметь место раньше, чем в дату, указанную в «Изгнании Деизи» (то есть вскоре после ослепления Кормака мак Аирта, традиционно датируемого 265 годом нашей эры), а должно было начаться во время самое раннее во второй половине IV в. [ 16 ] в то время как начало в субримский период в начале пятого века не может быть исключено. [ 17 ] Кроме того, вполне возможно, что историки и специалисты по генеалогии Деиси Мумана были виновны в устранении этих «подтвержденных» предков, которые изначально могли полностью принадлежать к другому ирландскому роду. Генеалогические подвиги такого рода были, как известно, совершены Деизи Туиссертом или «Дал гКаис». [ нужна ссылка ]
Термин деиси также практически взаимозаменяем с другим древнеирландским термином, aitechthúatha (что означает «племена, платящие ренту», «вассальные сообщества» или «народы-данники»). Еще в 18 веке высказывалось предположение, что этот термин мог быть источником названия аттакотти , которые, как сообщается, нападали на римскую Британию в 360-х годах, хотя этот аргумент подвергался сомнению по этимологическим причинам. Однако этот аргумент недавно был вновь открыт благодаря предложенному уравнению деиси – айтехтуата – Аттакотти в контексте конца четвертого века. [ 18 ]
Наконец, Макнил довольно подробно обсуждает упомянутые выше движения Уи Лиатайн, доказывая их лидерство в южноирландских завоеваниях и основании более поздней династии Брихейниогов , фигур в валлийских генеалогиях, соответствующих династам Уи Лиатайн в ирландских генеалогиях. Он утверждает, что любое возможное поселение Деиси было бы подчиненным до тех пор, пока сыновья Кунедды не вытеснили Уи Лиатайн . [ 19 ]
южный дези
[ редактировать ]Позже Бирн обсуждает, как возвышение септы Даль-Каис Деизи Туиссерт в Северном Мюнстере за счет Эоганахты мало чем отличалось от возвышения этой династии за счет Дайрин несколько столетий назад, и это, возможно, фактически послужило источником вдохновения. по претензиям Даля Кайса. [ 20 ] Более ранний и часто цитируемый аргумент Джона В. Келлехера заключается в том, что это была политическая схема Уи Нейла , самой доминирующей династии Ирландии, которая, как он утверждает, создала Королевство Томонд в десятом веке, чтобы еще больше ослабить позиции уже разделенной Эоганахты. . [ 21 ] Если это правда, то Уи Нейл создавали тех, кто вскоре стал их величайшим военным соперником почти за последние четыре столетия, угрожая Таре так же, как и Кашелу. С другой стороны, «Деиси Муман» оставались видными сторонниками «Эоганахты» на протяжении всей своей карьеры.
Перемещение Деизи Туиссерт в современное графство Клэр не задокументировано, но оно обычно связывается с «присоединением» региона к Мюнстеру после упадка власти Уи Фиахраха Эйдне на юге Коннахта . Бирн предполагает, что это датируется победой короля Кашела Файлбе Фланна мак Аэдо Дуиба над знаменитым королем Коннахта Гуайре Эйдном мак Кольмейном в битве при Карн Ферадайге в 627 году. [ 22 ]
Знаменитый пропагандистский текст начала XII века, подробно описывающий возникновение Даль Кайса, — это Cogad Gáedel re Gallaib . [ 23 ]
Недавние исследования показывают, что Дал гКаис имеют уникальную генетическую подпись, называемую ирландским типом III. [ 24 ] Этот субклад R1b1b2a1a1b4h, принадлежащий к гаплогруппе R1b (Y-ДНК) , определяется наличием маркера R-L226/S168.
Летописные ссылки
[ редактировать ]- АИ966.1 Бисекстиль. кл. Смерть Селлаха, сына Фаэлана , короля Лайгина , и Фаэлана, сына Кормака, короля Деиси.
- AI982.3 Катал, сын Гебеннаха, королевский наследник Ин Деис Бека, и Уайнид, сын Доннубана, король Уи Карпри, и Доннчад, сын Маэля Секнаилла, короля Габаира, и многие другие умерли в этом году.
- AI985.2 Деиси совершили набег на наемников Брайана и забрали триста коров. И Брайан напугал Деиси, чтобы отомстить за это, и преследовал Домнала, сына Фаэлана, до самого Порт-Лэрджа , и весь Деиси был опустошен.
- AI1009.2 Смерть Аэда, короля Деиси.
- AI1031.5 Произошла битва между Деиси, и с обеих сторон произошла великая резня.
См. также
[ редактировать ]- Брафф
- Деклан Ардморский
- Gaeltacht na n'Déise
- Трехсторонняя жизнь Святого Патрика
- Ирландские кельтские родственные группы до норманнского вторжения , от которых произошли многие современные ирландские фамилии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Из Катасайя, стр. 1-33.
- ^ МакНил, стр. 1-41.
- ^ Перейти обратно: а б Из Катасайя, стр. 3–5, 22–24
- ^ Фоли, Кэтрин (5 апреля 2008 г.). «Посвящён Деизу» . Ирландские Таймс . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ МакКоттер 2008, с. 245.
- ^ Бирн 2001, с. 72.
- ^ Бирн 2001, стр. 72, 184.
- ^ Бирн 2001, с. 182
- ^ МакНил 1911, с. 73
- ^ Уи Лиатайн и их колонии упоминаются в глоссарии ирландского Кормака и британской Historia Brittonum ( гл. 14 ); ни в одном источнике Деиси не упоминается. См. Чарльз-Эдвардс, с. 163.
- ^ Из Crescent 2001, стр. 6
- ^ Мейер, стр. 101–135.
- ^ Харлианская генеалогия 2.
- ^ Бартрум, стр. 45, 106; Дамвилл, стр. 172-93; Миллер, стр. 37-40; Коплстоун-Кроу, с. 17-18; Из Катасайя, стр. 19-22; Ранс, стр. 252-3, 263-6.
- ^ Коплстоун-Кроу, стр. 1-24; Из Катасай стр. 1-33.
- ^ Пендер (1947), стр. 206-17; Бартрум, с. 124; Коплстоун-Кроу, стр. 1-24; О Катасай, стр. 11-12; Ранс, стр. 255-6.
- ^ Миллер, стр. 33-61.
- ^ Рэнс, стр. 243–270.
- ^ МакНил 1926, стр. 128-32.
- ^ Бирн, стр. 180-1.
- ^ Келлехер, стр. 230-41.
- ^ Бирн, с. 239
- ^ Эд. & тр. Тодд 1867 г.
- ^ Веб-сайт ирландского типа III
Ссылки
[ редактировать ]- Бартрум, Питер Клемент (1966). Ранние валлийские генеалогические трактаты . Кардифф.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бирн, Фрэнсис Джон (2001). Ирландские короли и верховные короли . Пресса Четырех Судов. ISBN 9781851821969 .
- Чарльз-Эдвардс, Томас (2000). Раннехристианская Ирландия . Кембридж.
- Коплстоун-Кроу, Брюс (1981–1982). «Двойная природа ирландской колонизации Дайфеда в темные века». Студия Кельтика . 16/17: 1–24.
- Дамвилл, Дэвид Норман (1977). «Субримская Британия: история и легенда». История . 62 (205): 173–92. дои : 10.1111/j.1468-229X.1977.tb02335.x .
- Джексон, Кеннет Х. (1953). Язык и история в ранней Британии . Издательство Эдинбургского университета.
- Келлехер, Джон В. «Возвышение Даль Кайса», в книге Этьена Ринна (редактор), « Исследования Северного Мюнстера: очерки в память о монсеньоре Майкле Молони» . Лимерик: Археологическое общество Томонда. 1967. стр. 230–41.
- МакКоттер, Пол (2008). Средневековая Ирландия: территориальное, политическое и экономическое деление . Пресса Четырех Судов.
- Макнил, Эоин (1911). «Ранние ирландские группы населения: их номенклатура, классификация и хронология» . Труды Королевской ирландской академии, раздел C. 29 : 59–114.
- Макнил, Эоин (20 сентября 2023 г.). «Родина Святого Патрика» . Труды Королевской ирландской академии . 1926 : 118–40.
- Макнил, Джон (1932). «Житие трехстороннее Святого Патрика». Эриу . 11 : 1–41. JSTOR 30008085 .
- Мейер, Куно (ред.) (1901). «Изгнание Десси» . Y Симмродор . 14 : 101–135.
- Миллер, Молли (1977–1978). «Угадывание свиданий и Dyfed». Студия Кельтика . 13.12: 33–61.
- О Катасай, Томас (1984). «Дези и Дайфед». Срок действия . 20 : 1–33.
- О Коррен, Дункан (1973). «Дал Кайс - Церковь и династия». Эриу . 24 : 52–63. JSTOR 30007349 .
- О Коррен, Дункан (2010). Ирландия до норманнов . Пресса Четырех Судов.
- О Коррен, Доннчад , «Доисторическая и раннехристианская Ирландия», в книге Фостера, Роя (ред.), « Оксфордская иллюстрированная история Ирландии» . Издательство Оксфордского университета. 2001. стр. 1–52.
- О'Рахилли, TF (1946). Ранняя ирландская история и мифология . Дублинский институт перспективных исследований .
- Пендер, Симус, изд. (1937). Остальные генеалогии . Дублин.
- Пендер, Джеймс (1947). «Две неопубликованные версии изгнания Десси». Очерки и исследования, представленные профессору Тадгу Уа Доннчадхе (Корк, 1947): 209–17.
- Пауэр, Патрик Кэнон. Топонимы Дециев . 2-е издание. Издательство Коркского университета / Оксфорд: Блэквелл. 1952. 1-е издание. Лондон: Дэвид Натт. 1907 г. с более темной разверткой
- Рэнс, Филип (2001). «Аттакотти, Деизи и Магнус Максимус: аргументы в пользу ирландских федераций в позднеримской Британии» . Британия . 32 : 243–270. дои : 10.2307/526958 . JSTOR 526958 . S2CID 162836712 .
- Стоукс, Уитли (ред. и тр.) (1887). Трехсторонняя жизнь Патрика . Лондон: Эйр и Споттисвуд для канцелярии Ее Величества.
- Тодд, Джеймс Хентхорн (ред. и тр.) (1867). Cogadh Gaedhel re Gallaibh: Война Гаэдила с Гейлом . Лонгманс.
- Уайли, Дэн М. «Дал Кайс», в книге Шона Даффи (ред.), Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. 2005. с. 121.
- Уайли, Дэн М. «Деизи», в Шоне Даффи (редактор), Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. 2005. с. 122.