Перегородки (подводная лодка)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2009 г. ) |

Перегородки — это область в воде непосредственно за подводной лодкой или кораблем , через которую на корпусе установленный гидролокатор не слышен . Эта слепая зона вызвана необходимостью изолировать гидролокатор, обычно устанавливаемый рядом с носом судна , от шума механизмов .
Во время Холодной войны одна подводная лодка часто пыталась следовать за другой, прячась в ее перегородках. Это привело к практике «очистки перегородок», то есть поворота, чтобы наблюдать за слепым пятном и обнаруживать любых последователей. Сопутствующие маневры включали «Сумасшедший Иван» — жесткий поворот, позволяющий преодолеть перегородки и расположить подводную лодку так, чтобы атаковать любых преследователей, и «Углы и болтания», пятичасовой процесс быстрого изменения направления и скорости, чтобы гарантировать, что все предметы на борту находятся в исправном состоянии. должным образом закреплен для жесткого маневрирования и не может внезапно упасть или сдвинуться, создавая шум, который может обнаружить противник. [1] Маневры по устранению заграждений, предпринятые советскими «Янки», подводными лодками класса получили название « Янки Дудлс ». [2]
Прятаться в перегородках подводной лодки опасно из-за риска столкновения . Такая тактика вышла из употребления с появлением гидролокатора с буксируемой антенной решеткой , который сводит на нет слепое пятно перегородок.
Предыстория и этимология
[ редактировать ]Поскольку гидролокационная группа чрезвычайно чувствительна к подводным звукам , ее необходимо защищать от шума, создаваемого оборудованием на судне, на котором установлен гидролокатор. В противном случае его собственный шум будет заглушать другие цели гидролокатора, что сделает группу гидролокаторов неэффективной. шумопоглощающий материал Для снижения шума между гидролокатором и остальной частью судна помещается . Это делает гидролокатор намного более эффективным, но приводит к образованию слепой зоны в месте нахождения этого материала: поскольку большинство гидролокаторов, устанавливаемых на корпусе, расположены в передней части судна; носовая часть корабля, образующееся слепое пятно располагается непосредственно за массивом, чаще всего в кормовом направлении .
Термин «перегородки», вероятно, произошел от менее используемого определения самого слова, а именно: «перегородка, предотвращающая интерференцию звуковых волн в громкоговорителе ». В случае использования в терминологии, относящейся к подводным лодкам, определение может быть расширено и слегка изменено: «область за подводной лодкой, которая из-за кавитации и следа, оставляемого двигательной установкой, затрудняет работу бортовых гидроакустических систем». чтобы точно установить, что находится за подводной лодкой, если вообще что-то есть».
Маневры, связанные с перегородками
[ редактировать ]Очистка зоны перегородки
[ редактировать ]Подводная лодка, отслеживающая другую подводную лодку, может воспользоваться перегородками своей цели, чтобы следовать на близком расстоянии, не будучи обнаруженной. Периодически подводная лодка выполняет маневр, называемый очисткой перегородок , при котором лодка поворачивает влево или вправо достаточно далеко, чтобы в течение нескольких минут прослушивать с помощью гидролокатора переднего массива область, которая ранее была заблокирована перегородками. Хорошая тактика требует, чтобы подводная лодка преодолевала препятствия через неравные промежутки времени и в разных направлениях, чтобы преследующая подводная лодка не могла предсказать, когда и как будет выполнен следующий маневр по устранению препятствий. Когда подводная лодка преодолевает барьеры, преследующая подводная лодка должна принять меры, чтобы избежать обнаружения подводной лодкой впереди или, что еще хуже, столкновения с ней.
В некоторых случаях командиры подводных лодок могли решить очистить перегородки, выполнив один или серию крутых поворотов, чтобы не только преодолеть перегородки, но и занять выгодную позицию для атаки потенциально следующей подводной лодки. Такие экстремальные маневры чаще использовались подводными лодками Советского ВМФ во время холодной войны , чем другими силами, что привело к прозвищу маневра: «Сумасшедший Иван». «Безумие» возникло из-за опасности, которую такой маневр представлял для обеих подводных лодок: во-первых, это было обнаружение следующей подводной лодки, чего обычно избегали, останавливая двигатели и переходя на максимальную тишину, и, во-вторых, из-за столкновения, поскольку инерция преследующей лодки могло привести к столкновению с головной подводной лодкой. Внезапный, неожиданный характер маневра привел к тому, что этот термин стал использоваться в англоязычном мире . [3]
Термин «Безумный Иван» иногда отдельно использовался для описания возможности того, что советский лидер-изгой совершит военные действия, обычно в отношении ограниченного запуска межконтинентальных баллистических ракет против США, взятого из Тома Клэнси романа «Охота за Красным Октябрем» . [4]
Углы и болтается
[ редактировать ]Упражнение, известное как «Углы и болтания» (серия случайных восьмерок, резких поворотов и изменений глубины), хотя и не является конкретно маневром по устранению перегородок, предназначено для устранения непреднамеренного собственного шума, который может возникнуть во время расчистки перегородок. событие. Упражнения проводятся в начале плавания, чтобы определить, правильно ли уложены незакрепленные предметы на борту подводной лодки для маневров; незакрепленные предметы могут упасть или сместиться во время внезапных маневров, необходимых при очистке перегородок, создавая шум, который может быть обнаружен противостоящей подводной лодкой.
Использование гидролокаторов с буксируемой решеткой
[ редактировать ]Атомные подводные лодки конца холодной войны и современной эпохи, начиная с советских проектов 667БДР , проекта 671РТМ/К и американского USS Narwhal , а также корабли, особенно оборудованные для противолодочной борьбы , несут гидролокатор с буксируемой антенной решеткой : установлен гидроакустический датчик. на длинном буксирном тросе утекал позади судна. Это позволяет обнаружить акустическую энергию в зоне позади корабля, уменьшая или даже устраняя необходимость в маневрах по устранению заграждений. Одна из причин этого заключается в том, что гидролокаторы буксируемой антенной решетки обычно имеют другую частотную характеристику, чем гидролокационные датчики, установленные на корпусе. Датчики буксируемой решетки имеют лучи конической формы, и эти лучи становятся очень широкими, если их направить в направлении, совмещенном с элементами решетки, известном как направление «концевого огня». В результате у вас плохая направленность в «концевых» областях массива. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шерри Зонтаг и Кристофер Дрю, «Блеф слепого: нерассказанная история американского подводного шпионажа» (Нью-Йорк: Harper Paperbacks, 2000), стр. 137, 144.
- ^ Зонтаг и Дрю, «Утес слепых», 130–139.
- ^ Килиан, Майкл (23 июля 1997 г.). «Для атомных подводных лодок и их экипажей холодная война еще далека от завершения» . Чикаго Трибьюн . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Эванс, Дэйв (28 мая 1991 г.). «Сумасшедший Иван держит ракету на плаву» . Чикаго Трибьюн . Проверено 16 сентября 2015 г.
- ^ Эйнсли, Массачусетс (2010). Принципы моделирования характеристик гидролокаторов (Том 707). Берлин: Шпрингер.
Библиография
[ редактировать ]- Рид, Уильям (2003). Сумасшедший Иван: Основано на реальной истории подводного шпионажа . iUniverse. ISBN 0-595-26506-5 .