Якоб Вельдхейзен ван Зантен
Якоб Вельдхейзен ван Зантен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 5 февраля 1927 г. Лиссе , Нидерланды |
Умер | 27 марта 1977 г. Тенерифе , Канарские острова, Испания | (50 лет)
Причина смерти | Авиакатастрофа |
Национальность | Голландский |
Альма-матер | КЛМ |
Занятие | Пилот |
Годы активности | 1950–1977 |
Известный | Главный инструктор KLM, катастрофа в аэропорту Тенерифе |
Супруг | Генриетта Вельдхейзен ван Зантен-Сегерс (р. 1926) |
Дети | 2 |
Якоб Луи Вельдхейзен ван Зантен (5 февраля 1927 — 27 марта 1977) был голландским самолета капитаном и летным инструктором . Он был капитаном рейса 4805 авиакомпании KLM и погиб в результате катастрофы в аэропорту Тенерифе , самой смертоносной катастрофы в истории авиации. Он был главным инструктором KLM и часто появлялся в рекламе.
Биография
[ редактировать ]Родившийся в Лиссе , Нидерланды, Вельдхейзен ван Зантен получил лицензию частного пилота 21 июня 1947 года и лицензию коммерческого пилота 18 апреля 1950 года. В том же году он начал работать в KLM Royal Dutch Airlines в качестве директора по полетам и В 1951 году он приступил к службе в качестве первого помощника на самолете Douglas DC-3 . [ 1 ] Затем он получил лицензию летного радиотелефониста 22 сентября 1952 года, лицензию пилота транспортного транспорта 19 октября 1956 года и лицензию штурмана 6 августа 1963 года.

23 января 1971 года Вельдхейзен ван Зантен был принят в эксплуатацию на Боинг 747 . Позже в том же году он и двое его коллег отправились в Сиэтл, чтобы принять поставку первого Боинга 747 KLM, Миссисипи (зарегистрированный PH-BUA). [ 1 ] На момент катастрофы он имел налет 11700 часов (из них 1545 на Боинге 747). [ 2 ] Помимо своих обязанностей обычного пилота авиакомпании, его повысили до должности главного летного инструктора Боинга 747 . [ 3 ] На момент своей смерти он отвечал за обучение всех пилотов KLM на самолетах этого типа и возглавлял отдел летной подготовки KLM. [ 4 ]
Ян Бартельски, капитан KLM до 1978 года, а затем президент Международной федерации ассоциаций линейных пилотов , был современником Вельдхейзена ван Зантена и знал его лично. В своей книге «Катастрофы в воздухе » он описывает Вельдхейзена ван Зантена как:
серьезный и замкнутый человек, но с открытым сердцем и дружелюбным нравом. Он был прилежным человеком и считался пилотом-экспертом компании по системам Боинга 747.
И добавляет, что:
Он верил в партнерство до такой степени, что настаивал на том, чтобы его первые офицеры обращались к нему во время полета как «Яап», а не «капитан Ван Зантен». [ 3 ]
Незадолго до катастрофы в аэропорту Тенерифе KLM , в которой он был замешан, Вельдхейзен ван Зантен был сфотографирован для рекламной кампании . [ 5 ] Хотя это объясняется его высоким положением в KLM, Ян Бартельски утверждает, что Вельдхейзен ван Зантен был сфотографирован просто потому, что он был единственным капитаном, доступным (из-за его обязанностей летного инструктора) для связей с общественностью KLM , в то время как другие улетали. [ 3 ]
Когда стало известно о катастрофе на Тенерифе, руководители KLM искали Вельдхейзена ван Зантена, чтобы помочь своей следственной группе, только для того, чтобы понять, что он был капитаном рейса, попавшего в катастрофу, и погиб в ней. [ 6 ]
Вельдхейзен ван Зантен жил в Сассенхайме , Нидерланды, со своей женой и двумя детьми. [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]
Катастрофа в аэропорту Тенерифе 27 марта 1977 года заключалась в столкновении двух пассажирских самолетов Боинг 747 на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос (ныне известного как Северный аэропорт Тенерифе ) на Тенерифе , Испания; Катастрофа, унесшая жизни 583 человек, стала самой смертоносной катастрофой в истории авиации . В результате аварии погибли все 248 пассажиров и членов экипажа рейса 4805 KLM, включая Вельдхейзена ван Зантена, а также 335 пассажиров рейса 1736 авиакомпании Pan Am (61 выжил).
В сильном тумане на единственной взлетно-посадочной полосе аэропорта Вельдхейзен ван Зантен, пилотировавший рейс KLM 4805, ошибочно предположил, что ему было дано разрешение на взлет, хотя на самом деле ему было дано только разрешение УВД, в то время как PAM 1736 все еще рулил по той же взлетно-посадочной полосе. Рейс KLM 4805 столкнулся с PAM 1736, который выруливал в противоположном направлении по указанию авиадиспетчерской службы . Летный экипаж KLM знал о следущем за ними самолете Pan Am, но считал, что он уже освободил взлетно-посадочную полосу из-за ненормальных позывных, используемых диспетчерской вышкой для идентификации PAM 1736. Катастрофа стала результатом ряда факторов: в том числе путаница, вызванная недавним террористическим взрывом в этом районе, вызвала ненормальные условия работы. Зантен был нетерпелив и обеспокоен новыми правилами полетов, ограничивающими количество часов, которые он мог летать. Стандартная процедура на борту рейсов в то время заключалась в том, что вторые пилоты подчинялись старшим пилотам в отношении противоречивых решений (это было изменено после катастрофы). А Диспетчерская вышка полагала, что KLM 747 оставался неподвижным на взлетно-посадочной полосе, как было указано, но не смогла подтвердить это визуально из-за густого тумана в этом районе. [ 8 ]
Рейтинги типов самолетов
[ редактировать ]Вельдхейзен ван Зантен был рассчитан на следующие самолеты: [ 2 ]
- Дуглас DC-3 с 28 сентября 1951 г. по 20 июня 1962 г.
- Convair CV240/340 с 23 августа 1952 г. по 20 июня 1962 г.
- Lockheed Constellation с 1 октября 1952 г. по 20 июня 1962 г.
- Дуглас DC-6 с 12 февраля 1957 г. по 20 июня 1962 г.
- Дуглас DC-7 C с 6 июня 1957 г. по 20 июня 1962 г.
- Викерс Виконт 803 с 11 июня 1959 г. по 21 июля 1967 г.
- Дуглас DC-9 с 16 марта 1967 г. по 9 июня 1971 г.
- Боинг 747 с 23 января 1971 г. по 27 марта 1977 г.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Капитан Джейкоб Вельдхейзен ван Зантен появился в документальном фильме «Секунды от катастрофы», сезон 1: Эпизод 12 (2004), под названием «Столкновение на взлетно-посадочной полосе».
- Американский актер Кевин Хэйр сыграл Джейкоба Вельдхейзена ван Зантена в канадском сериале « Первомай » , сезон 16: Эпизод 3 (2016) под названием «Катастрофа на Тенерифе», специальный отчет о расследовании авиакатастроф , сезон 1: Эпизод 1 (2018) под названием «Нарушение связи» и голландском актер Майкл Хофланд сыграл Джейкоба Вельдхейзена ван Зантена в более раннем 90-минутном специальном выпуске «Крушение Век» (2005).
- Голландский актер Майкл Хофланд сыграл Якоба Вельдхейзена ван Зантена в телефильме «Тенерифе» (2005).
- Голландский актер Майкл Хофланд сыграл Джейкоба Вельдхейзена ван Зантена в американском сериале « Нова» , 34 сезон: Эпизод 3 (2016), под названием «Самая смертоносная авиакатастрофа».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Каким был Вельдхейзен ван Зантен?» (на голландском языке). Проект Тенерифе. Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 года . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая часть испанского отчета» (PDF) . Проект Тенерифе. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2020 года . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Бартельски, Ян (2001). Катастрофы в воздухе: объяснение загадочных авиакатастроф . Эйрлайф. стр. ? . ISBN 978-1-84037-204-5 .
- ^ Мейслер, Стэнли (30 марта 1977 г.). « Он собирается нас убить!» — воскликнул пилот Pan Am. Лос-Анджелес Таймс . п. Б1.
- ^ «Реклама КЛМ» .
- ^ Смит, Патрик (6 апреля 2007 г.). «Взгляд назад на катастрофическую цепочку событий, которая привела к самой смертоносной авиакатастрофе в истории 30 лет назад» . Салон . Архивировано из оригинала 10 октября 2011 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ Стерк, Н. (22 марта 1997 г.). «Набор на ладонь» . Reformatorisch Dagblad (на голландском языке). п. Б1. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 26 октября 2013 г.
- ^ Иов, Макартур (1994). Воздушная катастрофа Том 1 . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 174. ИСБН 1875671110 .