Jump to content

Еврейский квартал Дамаска

Еврейский квартал Дамаска
Харат аль-Яхуд
Карта Старого города Дамаска 1855 года.
Карта Старого города Дамаска 1855 года.
Страна  Сирия
провинция Мухафаза Дамаск
Город Дамаск

Еврейский квартал Дамаска ( араб . حارة اليهود, DMG Харат аль-Яхуд) — квартал в юго-восточной части Старого города Дамаска , населенный в основном евреями до 1948 года . Два других квартала - это Мусульманский квартал Дамаска [ де ] в западной половине и Христианский квартал Дамаска [ де ] (حارة النصارى, DMG Харат ан-Насара) на северо-востоке Старого города.

Еврейский квартал Старого города Дамаска был не единственным преимущественно еврейским районом в современной городской зоне столицы . До разрушительных беспорядков во время Дамасского дела в 1840 году евреи также преимущественно жили в некогда независимой деревне Джобар , которая находится в 2 км к северо-востоку от городских ворот Баб-Шарки , но сегодня принадлежит столице. Синагога там стояла даже после исхода евреев, вплоть до ее полного разрушения в ходе гражданской войны в Сирии . Тем не менее в публикациях под «Еврейским кварталом Дамаска» подразумевается квартал в Старом городе. [ 1 ] [ 2 ]

На более поздних картах города вместо названия Харат аль-Яхуд (иногда транскрипция Харет аль-Яхуд ) чаще встречается имя аль-Амин (الأمين), основанное на названии улицы, идущей с севера на юг, граничащей с городом. район на западе. По словам главы еврейской общины Альберта Каму, имя аль-Амин происходит от имени шиитского ученого, переехавшего в еврейский квартал за несколько десятилетий до исхода евреев из Дамаска. [ 3 ]

Расширение

[ редактировать ]

В середине Прямой улицы (الشارع المستقيم, DMG аш-Шари' аль-Мустаким), которая проходит от Баб аль-Джабии (باب الجابية) на западе до восточных ворот Баб Шарки (باب شرقي), находится римская триумфальная арка. . Это считается границей между мусульманским кварталом на западе и христианской и еврейской частями на востоке, причем по большей части это христианский квартал к северу от Стрейт-стрит и бывший еврейский квартал на юге. Однако территория к югу от Прямой улицы между тупиком Харат аз-Зайтун (حارة الزيتون «Оливковый переулок») и Баб Шарки, где доминируют три собора и их сооружения, также принадлежит христианскому кварталу. Участок Прямой улицы к востоку от Римской Триумфальной арки (т. е. в районе христианского квартала) официально называется Шари Баб Шарки (شارع باب شرقي). [ 1 ] Примерно в 80 м к западу от Триумфальной арки улица Шари аль-Амин (улица Аль-Амин) ответвляется на юг, бывшая «еврейская улица» Шари аль-Яхуд (Еврейская улица), [ 4 ] который граничит с еврейским кварталом на западе, а непосредственно возле Триумфальной арки улица Аш-Шалах (جادة الشلاح, DMG Šariʿ ас-Шалах) проходит параллельно вышеупомянутой улице на востоке.

Описание квартала

[ редактировать ]
Бейт Фархи-Муаллим

В 2006 году автор книги о путешествиях Диана Дарк описала еврейский квартал как ветхий и заброшенный, поскольку евреи Дамаска покинули город в конце 1940-х годов, последний раз в результате волны эмиграции в 1990-х годах . Она осмотрела четыре заброшенные синагоги, все постройки 19 и 20 веков. Многие дома были записаны как ветхие и разрушенные. До Гражданской войны существовали планы оживить Квартал, но эти планы были на неопределенный срок приостановлены с началом Гражданской войны. [ 1 ]

В 200 м к югу от Триумфальной арки и улицы Баб Шарки находится аллея Аш-Шурафах (Аль-Шорфаа, Аллея почетных лиц), недалеко от улицы аль-Амин находится «арабский дворец» Бейт-Дахда (Бейт-Дахда, DMG Bait ad-Dahdah), [ 5 ] ранее принадлежавший семье еврейского купца и банкира Фархи (فارحي, DMG Fārhi) [ 6 ] и назван в честь своего владельца Мурада (Мордехая) Фархи. Бейт-Мурад Фархи позже был куплен семьей Кристиан Дахда. [ 7 ] Вдоль улицы Талат-аль-Хиджара, идущей с запада на восток («Улица Каменного кургана»), выстроились в ряд несколько старых домов семьи Фархи, в том числе большой Бейт-Фархи-Муаллим (Beit Farhi-Muallim) и современный Талисман аль. -Отель Амин (Талисман Аль-Амин). Еще два поместья бывших сефардских семей на этой улице — Бейт Линиадо и Бейт Лиссабона. [ 8 ] Семья Лиссабона приехала в Дамаск из Лиссабона после Реконкисты . В 1970-х годах в Бейт-Лиссбоне располагалась еврейская школа, где она оставалась до исхода последних еврейских детей в 1992 году. Затем ее продали семье Кристиана Хаддада. [ 9 ]

От восточных ворот, минуя «оливковую аллею» на юг, идя по Прямой улице, попадаешь в небольшой парк, который молодежь часто использует для романтических встреч. Он назван Кишла, что по-турецки означает «казармы», потому что на земле, на которой расположен парк, раньше располагались казармы османской армии . [ 10 ]

Синагоги

[ редактировать ]
Карта еврейского квартала 1958 года с измененными границами и палестинским лагерем
Синагоги:
СимМн : Синагога Менарша
SyRq : Синагога Ракки
SyFr : Франкская синагога

По словам сирийского туристического гида, в еврейском квартале до сих пор сохранились три нетронутые синагоги: синагога Менарша и синагога Рачи . [ 11 ] все еще стоят, но не используются. Синагога Эльфрейндж (كنيس الفرنج) возле Бейт-Мурад-Фархи — единственная в Дамаске, где до сих пор проводятся службы, и ее посещают многие из немногих евреев, оставшихся в городе. [ 10 ] [ 12 ] была Синагога Джобар снесена с землей в 2013 году во время гражданской войны и располагалась в Джобаре, находившемся тогда под контролем повстанцев, в 2 км к северо-востоку от Старого города. Дальше на юг, в еврейском квартале, находится Красная мечеть (Дамаск) [ де ] (الجامع الأحمر) Дамаска. [ 13 ]

Доисламский период

[ редактировать ]

Евреи исторически населяли Дамаск со времен царя Давида , около 1000 г. до н.э. Во время римского правления еврейское население города насчитывало 10 000 человек. [ 14 ] правил этнарх . 9-я глава Деяний Апостолов Павел отправляется с письмами в синагоги Дамаска с просьбой заключать в них последователей Иисуса (Деян. 9:2 ЕС). После пребывания в Дамаске Павел успешно обратил часть евреев этого квартала в христианство. Этнарх попытался арестовать Павла, но Павел сбежал через Баб-Кисан . (Деяния 9:25 ЕС).

Во время Первой иудейско-римской войны многие евреи были убиты язычниками- жителями города. [ 15 ] В V веке, когда христианство было государственной религией Римской империи, раввин Рафрам бар Паппа проповедовал в синагоге Джобар. [ 16 ]

Исламское завоевание

[ редактировать ]

Исламское завоевание Дамаска в 634 году Халидом ибн аль-Валидом ознаменовало начало исламского правления над городом. В 706 году халиф аль-Валид I приказал превратить собор Святого Иоанна Крестителя в мечеть Омейядов , но одновременно постановил, что христиане могут продолжать посещать оставшиеся церкви, а евреи — свои синагоги, хотя и в качестве зимми после уплаты джизьи . [ 17 ] Ибн Асакир сообщил, что в начале 12 века 8 из 14 церквей города пришли в упадок, 1 была разрушена, а 3 были перестроены. Синагоги были превращены в мечети. [ 18 ]

Крестовые походы и христианское правление

[ редактировать ]

После осады Иерусалима в 1099 году во время Первого крестового похода в Дамаск хлынул 50 000 евреев, спасавшихся от крестоносцев. Сообщество того времени стало одним из крупнейших в мире. [ 19 ] Евреев, давно обосновавшихся в Палестине и Сирии, называли « мустаарабим » (арабим) или мориско (ныне мизрахим ). Кроме того, были евреи-сефарды, прибывшие в страну в результате изгнания из Испании после падения Гранады , которые говорили на ладино , романском языке с влиянием иврита.

Османское правление

[ редактировать ]
Старый Дамаск, еврейский квартал (1874 г.), автор Фредерик Лейтон
Еврейская семья в Дамаске, 1910 год.

В 17-19 веках в Дамаск приезжали в качестве купцов многие евреи из Италии и Франции , которые стали известны как «откровенные лорды» (Señores Francos). Эти европейские евреи, как правило, сохраняли свое гражданство и, таким образом, подлежали не исламской юрисдикции как зимми, а европейским консульским судам в соответствии с капитуляцией Османской империи . [ 14 ] В середине XIX века из 4000 евреев Дамаска только около 1000 были зимми, которые были обязаны платить подушный налог. В муниципальном совете Дамаска в то время два места были зарезервированы для христиан и одно для еврея, но эти места часто не заполнялись. Еврейская община караимов в Дамаске в этот период вымерла, а их синагога ( Кенесса ) была продана Мелькитской греко-католической церкви . [ 20 ] На месте караимской синагоги с 1832 по 1834 год был построен Мелькитский собор Дамаска — церковь Аль-Зейтун . [ 21 ]

Исчезновение отца Томазо и его слуги-мусульманина Ибрагима Амары 5 февраля 1840 года из ныне несуществующего монастыря капуцинов привело к Дамасскому делу , в ходе которого евреи города были обвинены в ритуальных убийствах , и последовали жестокие беспорядки против евреев. [ 22 ] [ 23 ]

После резни почти 6000 христиан в Дамаске во время гражданской войны на горе Ливан 9 июля 1860 года друзскими ополченцами, евреи были обвинены в массовых убийствах христиан, а также мусульман и друзов. 500 мусульман были повешены в ходе массовой казни под руководством великого визиря Фуада-паши . Еврейской общине пришлось выплатить 4 миллиона пиастров , а также планировалось казнить 200 евреев. Ввиду своей очевидной невиновности в дело вмешались Фуад-паша, а также прусский консул Иоганн Готфрид Вецштейн , английский еврейский предприниматель Мозес Монтефиоре , а также банкиры Авраам Камондо ( Стамбул ) и Шемайя Анхель (Дамаск), и их казнь была предотвращена. [ 24 ]

К 1900 году в еврейском квартале Дамаска было восемь синагог, некоторые из которых были построены в 16 веке. Число евреев в Дамаске оценивалось в 11 000, что составляет 6,875% от общей численности населения города. [ 24 ]

независимость Израиля

[ редактировать ]

В ответ на создание Государства Израиль 14 мая 1948 года мусульманские преступники напали на синагогу Менарша 8 августа 1949 года, в результате чего двенадцать человек были убиты. Многие евреи бежали из города в Израиль, что положило начало сокращению еврейского населения в городе. [ 25 ] Школа Alliance Israélite Universelle (AIU) на юге еврейского квартала была закрыта в 1948 году и передана агентству Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Ближневосточному (БАПОР). После Накбы сирийское правительство разместило палестинских беженцев в заброшенных домах в еврейском квартале Дамаска. По словам главы еврейской общины Альберта Каму, это привело к серьезному конфликту, тогда как раньше отношения евреев с мусульманами и христианами города были теплыми. [ 26 ]

В этот период евреи в Сирии жили под строгими ограничениями. Например, только отдельным лицам, а не семьям, было разрешено выезжать из страны, чтобы предотвратить побег семей в Израиль. [ 25 ] Еврейское кладбище, расположенное за городской стеной к югу от еврейского квартала, было застроено шоссе, ведущим к международному аэропорту Дамаска . [ 27 ] В 1992 году еврейское население Дамаска составляло 4000 человек. Начиная с Песаха 1992 года, правительство Хафеза Асада разрешило сирийским евреям покинуть страну, если они пообещали, что не будут иммигрировать в Израиль. В течение нескольких месяцев большое количество из них эмигрировало в США, особенно в Бруклин , а некоторые — во Францию ​​и Турцию. Еврейский квартал Дамаска впоследствии был описан как «пустой на 90%». [ 25 ]

Еврейские студенты учатся в Лиссабонской школе (Маймонид) в Дамаске, 1991 год.

До гражданской войны планировалось превратить этот район в квартал художников. [ 1 ] [ 25 ] Синагога аль-Менарша и синагога аль-Раки пережили бомбардировку и до сих пор доступны, но в настоящее время не используются. Только синагога аль-Фарандж (также: аль-Фарандж, аль-Френдж или Эльфрейндж), «Франкская синагога», до сих пор проводит службы, и в городе все еще живет очень мало евреев. за ноябрь 2019 года В отчете Times of Israel утверждалось, что в Сирии не осталось ни одного еврея. [ 19 ] Этому противоречит исследование, проведенное журналисткой и фотографом Ранией Катаф, которая обнаружила и взяла интервью у двенадцати евреев преклонного возраста, которые все еще жили в Дамаске в 2019 и 2020 годах и были последними евреями Сирии. В 2019 году они обеспечили реконструкцию своей последней действующей синагоги — синагоги аль-Фаранш. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Она считается старейшей синагогой, сохранившейся в Дамаске, и считается, что она была основана евреями-сефардами, приехавшими в Дамаск в качестве беженцев в конце 15 века после испанской Реконкисты. [ 31 ] Президент России Владимир Путин объявил в 2019 году, что поможет евреям Сирии восстановить их святые места. [ 19 ]

Экономика

[ редактировать ]

Среди евреев Дамаска существовал высший, средний и низший класс, все три из которых присутствовали в еврейском квартале. в основном доминировали евреи В высший класс входили банкиры и торговцы тканями, а в торговле золотом и алмазами до времен Республики . [ 32 ] Семья банкиров Фархи, владевшая несколькими роскошными домами в еврейском квартале, сыграла значительную роль в обслуживании банковской и налоговой системы Османской империи. [ 26 ] Многие евреи Дамаска работали ремесленниками, мастерами по серебру и золоту или ковкой меди и латуни. Многие женщины также работали по этим профессиям. [ 33 ] [ 32 ] Еврейский ремесленник Морис Нсейри, родившийся в Дамаске в 1944 году и эмигрировавший в США в 1992 году, не только обставил синагогу аль-Фарандш своей серебряной медью, но также спроектировал большие ворота сирийского президентского дворца в Дамаске и поставлял мечети, королевские дворцы и богатые джентльмены в Саудовской Аравии , Катаре и Кувейте . [ 34 ] Другие евреи занимали должности в науке, медицине и технологиях, среди которых врачи Хасбани и Тота были хорошо известны и популярны в Дамаске. Многие мужчины работали кошерными мясниками , а многие еврейские женщины работали портными в одной из многочисленных швейных мастерских еврейского квартала. [ 32 ]

При Шукри аль-Куватли экономическая жизнь евреев была существенно ограничена в 1948 году. Многие евреи прагматично отнеслись к прибытию палестинцев после 1948 года, наняв их на работу в свой бизнес, что привело к снижению напряженности. Евреи Дамаска в целом рассматривали правление Хафиза Асада как время облегчения и нового экономического расцвета, когда с евреями снова обращались как с гражданами Сирии после долгого времени, и они открыли бизнес за пределами своих кварталов. [ 33 ]

Дома, покинутые евреями, находились в ведении «Фонда еврейской собственности» (مؤسسة أملاك اليهود). Некоторые дома были сданы в аренду сирийцам-неевреям, некоторые были проданы, а управление другими было оставлено на усмотрение председателя еврейской общины. [ 32 ] Рэйчел и Альберт Каму заявили в 2019 году, что их самая важная задача в жизни — обеспечить безопасность всех синагог Дамаска на будущее, прежде чем они смогут спокойно эмигрировать к своим родственникам. [ 33 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Катаф, Рания (ноябрь 2020 г.). Скрытые истории дамасских евреев (PDF) (на немецком языке). Малый офис . Получено 0 июля 2023 г.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Дарк, Диана (2006). «Еврейский квартал». Брэдт Путеводители . стр. 91–95.
  2. ^ См. также еврейский квартал на карте: Дж. Л. Портер: Карта Дамаска . В: Пять лет в Дамаске: включая отчет об истории, топографии и древностях этого города; с путешествиями и исследованиями в Пальмире, Ливане и Хауране, пять лет в Дамаске. Дж. Мюррей, Лондон, 1855 г.
  3. ^ Освещение 2020 г., с. 30f
  4. ^ «Еврейская улица (Шари аль-Йехуд), Дамаск, Сирия | Архив | Diarna.org» . archive.diarna.org . Проверено 6 июля 2023 г.
  5. ^ Бейт означает как на арабском языке (ביט, DMG bait), так и на иврите (ביט или ביט) «Дом».
  6. ^ «Бейт-Дахда в Дамаске, Сирия | Архив | Diarna.org» . archive.diarna.org . Проверено 6 июля 2023 г.
  7. ^ «Бейт аль-Дахда | Туристические достопримечательности Старого города Дамаска» . www.lovedamascus.com . Проверено 6 июля 2023 г.
  8. ^ «Дом Фархи в Дамаске XIX века» . www.farhi.org . 18 сентября 2018 г. Проверено 6 июля 2023 г.
  9. ^ Катаф 2020, с. 38 ф
  10. ^ Перейти обратно: а б аль-Джбейн, Омар (19 июня 2019 г.). « Сирия была его землей обетованной»: почему Моше-иностранец остался в еврейском квартале Дамаска» . Расиф22 . Проверено 6 июля 2023 г.
  11. ^ «Синагога Аль-Раки | Туристические достопримечательности Старого города Дамаска» . www.lovedamascus.com . Проверено 6 июля 2023 г.
  12. ^ «Синагога Аль-Фарандж | Туристические достопримечательности Старого города Дамаска» . www.lovedamascus.com . Проверено 6 июля 2023 г.
  13. Красная мечеть также указана как Джами аль-Ахмар (الجامع الأحمر) на старом эскизе еврейского квартала (без даты), когда еще существовала школа Alliance Israélite Universelle (AIU), закрывшаяся в 1948 году. См. эскиз под Катафом, Рания, стр. 15. Рисунок 1. №9. Джаме эль-Ахмар.
  14. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Брук (2011). Обратная сторона зеркала: американец путешествует по Сирии . Филадельфия: Книги Пола Драй. п. 123.
  15. ^ Иосиф Флавий : [Иудейская война]], ii. 20, § 2; VII. 8, §
  16. ^ Вавилонский Талмуд, Берахот 50а.
  17. ^ САНЕР, КРИСТИАН К. (17 июля 2010 г.). «Сверкающий перекрёсток» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 30 июля 2010 г. Проверено 6 июля 2023 г.
  18. ^ Мароцци, Джастин (2019). «Глава 2, 8 век: Дамаск - ароматный рай». Исламские империи – пятнадцать городов, определяющих цивилизацию . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN  9780241199053 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Арен, Рафаэль. «Община исчезла, но Путин утверждает, что помогает сирийским евреям восстановить их святыни» . www.timesofisrael.com . Проверено 6 июля 2023 г.
  20. ^ Франкель, Захария (1854). Ежемесячный журнал по истории и науке иудаизма. При участии ряда ученых (на немецком языке). Том 3. Лейпциг: Кунце. п. 75.
  21. ^ Освещение 2020 г., с. 42
  22. ^ Хабер, Питер (2006). Между еврейской традицией и наукой: венгерский востоковед Игнац Гольдзихер (1850-1921) (на немецком языке). Кёльн: Бёлау. п. 280. ИСБН  3412325058 .
  23. ^ Общая газета иудаизма (на немецком языке). Том IV №. 18.Лейпциг. 2 мая 1840 г. с. 253.
  24. ^ Перейти обратно: а б Готтейл, Ричард (1906). Дамаск . Еврейская энциклопедия.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Англия, Эндрю (19 мая 2010 г.). «Дамаск дает старому еврейскому кварталу новую жизнь. Реставрация рождает отели и арт-студии» . Файнэншл Таймс . Проверено 6 июля 2023 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Каталог 2020, стр. 27-3
  27. ^ Московичи, Бенджамин (12 октября 2010 г.). «Повседневный страх» . Еврейский генерал (на немецком языке) . Проверено 6 июля 2023 г.
  28. ^ Ломбард, Джером (12 декабря 2020 г.). «Сообщество, которое почти исчезло» . Еврейский генерал (на немецком языке) . Проверено 6 июля 2023 г.
  29. ^ Картинки с выставки: От двери к двери - сирийско-еврейская история. Фотографии Рании Катаф, кураторы Сигрун Драпац и Таня Ленувейт, трейлер: Кристина Фенцль, выставка: 12.11. – 19.12.2020, СКОТТИ Берлин. Видео на Вимео
  30. ^ Рания Катаф: Синагога Френдж в Дамаске. Vimeo , фильм октября 2019 года. «Еврейское население Сирии когда-то было самым большим в арабоязычном мире. Из примерно 30 000–50 000 евреев во всей Сирии до Второй мировой войны, в 2020 году осталось лишь несколько. Рэйчел Каму ведет Ранию Катаф через синагогу Френдж. На момент съемок синагога ремонтируется. Это единственная действующая синагога в Дамаске (октябрь 2019 г.).
  31. ^ Освещение 2020 г., с. 21
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Халлак, Мона (10 мая 2019 г.). «Перед еврейской Пасхой: Посол тоски в Дамаске » . al-akhbar.com (на арабском языке) . Проверено 6 июля 2023 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Каталог 2020, стр. 38-4
  34. ^ Спилман, Сара Трапплер (28 марта 2016 г.). «Сирийский еврейский художник Морис Нсейри» . Журнал Хадасса . Проверено 6 июля 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c866e5bfb8d491509909ff29a4b87161__1722627180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/61/c866e5bfb8d491509909ff29a4b87161.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish Quarter of Damascus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)