Еврейский квартал Дамаска
Еврейский квартал Дамаска
Харат аль-Яхуд | |
---|---|
Страна | Сирия |
провинция | Мухафаза Дамаск |
Город | Дамаск |
Еврейский квартал Дамаска ( араб . حارة اليهود, DMG Харат аль-Яхуд) — квартал в юго-восточной части Старого города Дамаска , населенный в основном евреями до 1948 года . Два других квартала - это Мусульманский квартал Дамаска в западной половине и Христианский квартал Дамаска (حارة النصارى, DMG Харат ан-Насара) на северо-востоке Старого города.
Имя
[ редактировать ]Еврейский квартал Старого города Дамаска был не единственным преимущественно еврейским районом в современной городской зоне столицы . До разрушительных беспорядков во время Дамасского дела в 1840 году евреи также преимущественно жили в некогда независимой деревне Джобар , которая находится в 2 км к северо-востоку от городских ворот Баб-Шарки , но сегодня принадлежит столице. Синагога там стояла даже после исхода евреев, вплоть до ее полного разрушения в ходе гражданской войны в Сирии . Тем не менее в публикациях под «Еврейским кварталом Дамаска» подразумевается квартал в Старом городе. [ 1 ] [ 2 ]
На более поздних картах города вместо названия Харат аль-Яхуд (иногда транскрипция Харет аль-Яхуд ) чаще встречается имя аль-Амин (الأمين), основанное на названии улицы, идущей с севера на юг, граничащей с городом. район на западе. По словам главы еврейской общины Альберта Каму, имя аль-Амин происходит от имени шиитского ученого, переехавшего в еврейский квартал за несколько десятилетий до исхода евреев из Дамаска. [ 3 ]
Расширение
[ редактировать ]В середине Прямой улицы (الشارع المستقيم, DMG аш-Шари' аль-Мустаким), которая проходит от Баб аль-Джабии (باب الجابية) на западе до восточных ворот Баб Шарки (باب شرقي), находится римская триумфальная арка. . Это считается границей между мусульманским кварталом на западе и христианской и еврейской частями на востоке, причем по большей части это христианский квартал к северу от Стрейт-стрит и бывший еврейский квартал на юге. Однако территория к югу от Прямой улицы между тупиком Харат аз-Зайтун (حارة الزيتون «Оливковый переулок») и Баб Шарки, где доминируют три собора и их сооружения, также принадлежит христианскому кварталу. Участок Прямой улицы к востоку от Римской Триумфальной арки (т. е. в районе христианского квартала) официально называется Шари Баб Шарки (شارع باب شرقي). [ 1 ] Примерно в 80 м к западу от Триумфальной арки улица Шари аль-Амин (улица Аль-Амин) ответвляется на юг, бывшая «еврейская улица» Шари аль-Яхуд (Еврейская улица), [ 4 ] который граничит с еврейским кварталом на западе, а непосредственно возле Триумфальной арки улица Аш-Шалах (جادة الشلاح, DMG Šariʿ ас-Шалах) проходит параллельно вышеупомянутой улице на востоке.
Описание квартала
[ редактировать ]В 2006 году автор книги о путешествиях Диана Дарк описала еврейский квартал как ветхий и заброшенный, поскольку евреи Дамаска покинули город в конце 1940-х годов, последний раз в результате волны эмиграции в 1990-х годах . Она осмотрела четыре заброшенные синагоги, все постройки 19 и 20 веков. Многие дома были записаны как ветхие и разрушенные. До Гражданской войны существовали планы оживить Квартал, но эти планы были на неопределенный срок приостановлены с началом Гражданской войны. [ 1 ]
В 200 м к югу от Триумфальной арки и улицы Баб Шарки находится аллея Аш-Шурафах (Аль-Шорфаа, Аллея почетных лиц), недалеко от улицы аль-Амин находится «арабский дворец» Бейт-Дахда (Бейт-Дахда, DMG Bait ad-Dahdah), [ 5 ] ранее принадлежавший семье еврейского купца и банкира Фархи (فارحي, DMG Fārhi) [ 6 ] и назван в честь своего владельца Мурада (Мордехая) Фархи. Бейт-Мурад Фархи позже был куплен семьей Кристиан Дахда. [ 7 ] Вдоль улицы Талат-аль-Хиджара, идущей с запада на восток («Улица Каменного кургана»), выстроились в ряд несколько старых домов семьи Фархи, в том числе большой Бейт-Фархи-Муаллим (Beit Farhi-Muallim) и современный Талисман аль. -Отель Амин (Талисман Аль-Амин). Еще два поместья бывших сефардских семей на этой улице — Бейт Линиадо и Бейт Лиссабона. [ 8 ] Семья Лиссабона приехала в Дамаск из Лиссабона после Реконкисты . В 1970-х годах в Бейт-Лиссбоне располагалась еврейская школа, где она оставалась до исхода последних еврейских детей в 1992 году. Затем ее продали семье Кристиана Хаддада. [ 9 ]
От восточных ворот, минуя «оливковую аллею» на юг, идя по Прямой улице, попадаешь в небольшой парк, который молодежь часто использует для романтических встреч. Он назван Кишла, что по-турецки означает «казармы», потому что на земле, на которой расположен парк, раньше располагались казармы османской армии . [ 10 ]
Синагоги
[ редактировать ]По словам сирийского туристического гида, в еврейском квартале до сих пор сохранились три нетронутые синагоги: синагога Менарша и синагога Рачи . [ 11 ] все еще стоят, но не используются. Синагога Эльфрейндж (كنيس الفرنج) возле Бейт-Мурад-Фархи — единственная в Дамаске, где до сих пор проводятся службы, и ее посещают многие из немногих евреев, оставшихся в городе. [ 10 ] [ 12 ] была Синагога Джобар снесена с землей в 2013 году во время гражданской войны и располагалась в Джобаре, находившемся тогда под контролем повстанцев, в 2 км к северо-востоку от Старого города. Дальше на юг, в еврейском квартале, находится Красная мечеть (Дамаск) (الجامع الأحمر) Дамаска. [ 13 ]
История
[ редактировать ]Доисламский период
[ редактировать ]Евреи исторически населяли Дамаск со времен царя Давида , около 1000 г. до н.э. Во время римского правления еврейское население города насчитывало 10 000 человек. [ 14 ] правил этнарх . 9-я глава Деяний Апостолов Павел отправляется с письмами в синагоги Дамаска с просьбой заключать в них последователей Иисуса (Деян. 9:2 ЕС). После пребывания в Дамаске Павел успешно обратил часть евреев этого квартала в христианство. Этнарх попытался арестовать Павла, но Павел сбежал через Баб-Кисан . (Деяния 9:25 ЕС).
Во время Первой иудейско-римской войны многие евреи были убиты язычниками- жителями города. [ 15 ] В V веке, когда христианство было государственной религией Римской империи, раввин Рафрам бар Паппа проповедовал в синагоге Джобар. [ 16 ]
Исламское завоевание
[ редактировать ]Исламское завоевание Дамаска в 634 году Халидом ибн аль-Валидом ознаменовало начало исламского правления над городом. В 706 году халиф аль-Валид I приказал превратить собор Святого Иоанна Крестителя в мечеть Омейядов , но одновременно постановил, что христиане могут продолжать посещать оставшиеся церкви, а евреи — свои синагоги, хотя и в качестве зимми после уплаты джизьи . [ 17 ] Ибн Асакир сообщил, что в начале 12 века 8 из 14 церквей города пришли в упадок, 1 была разрушена, а 3 были перестроены. Синагоги были превращены в мечети. [ 18 ]
Крестовые походы и христианское правление
[ редактировать ]После осады Иерусалима в 1099 году во время Первого крестового похода в Дамаск хлынул 50 000 евреев, спасавшихся от крестоносцев. Сообщество того времени стало одним из крупнейших в мире. [ 19 ] Евреев, давно обосновавшихся в Палестине и Сирии, называли « мустаарабим » (арабим) или мориско (ныне мизрахим ). Кроме того, были евреи-сефарды, прибывшие в страну в результате изгнания из Испании после падения Гранады , которые говорили на ладино , романском языке с влиянием иврита.
Османское правление
[ редактировать ]В 17-19 веках в Дамаск приезжали в качестве купцов многие евреи из Италии и Франции , которые стали известны как «откровенные лорды» (Señores Francos). Эти европейские евреи, как правило, сохраняли свое гражданство и, таким образом, подлежали не исламской юрисдикции как зимми, а европейским консульским судам в соответствии с капитуляцией Османской империи . [ 14 ] В середине XIX века из 4000 евреев Дамаска только около 1000 были зимми, которые были обязаны платить подушный налог. В муниципальном совете Дамаска в то время два места были зарезервированы для христиан и одно для еврея, но эти места часто не заполнялись. Еврейская община караимов в Дамаске в этот период вымерла, а их синагога ( Кенесса ) была продана Мелькитской греко-католической церкви . [ 20 ] На месте караимской синагоги с 1832 по 1834 год был построен Мелькитский собор Дамаска — церковь Аль-Зейтун . [ 21 ]
Исчезновение отца Томазо и его слуги-мусульманина Ибрагима Амары 5 февраля 1840 года из ныне несуществующего монастыря капуцинов привело к Дамасскому делу , в ходе которого евреи города были обвинены в ритуальных убийствах , и последовали жестокие беспорядки против евреев. [ 22 ] [ 23 ]
После резни почти 6000 христиан в Дамаске во время гражданской войны на горе Ливан 9 июля 1860 года друзскими ополченцами, евреи были обвинены в массовых убийствах христиан, а также мусульман и друзов. 500 мусульман были повешены в ходе массовой казни под руководством великого визиря Фуада-паши . Еврейской общине пришлось выплатить 4 миллиона пиастров , а также планировалось казнить 200 евреев. Ввиду своей очевидной невиновности в дело вмешались Фуад-паша, а также прусский консул Иоганн Готфрид Вецштейн , английский еврейский предприниматель Мозес Монтефиоре , а также банкиры Авраам Камондо ( Стамбул ) и Шемайя Анхель (Дамаск), и их казнь была предотвращена. [ 24 ]
К 1900 году в еврейском квартале Дамаска было восемь синагог, некоторые из которых были построены в 16 веке. Число евреев в Дамаске оценивалось в 11 000, что составляет 6,875% от общей численности населения города. [ 24 ]
независимость Израиля
[ редактировать ]В ответ на создание Государства Израиль 14 мая 1948 года мусульманские преступники напали на синагогу Менарша 8 августа 1949 года, в результате чего двенадцать человек были убиты. Многие евреи бежали из города в Израиль, что положило начало сокращению еврейского населения в городе. [ 25 ] Школа Alliance Israélite Universelle (AIU) на юге еврейского квартала была закрыта в 1948 году и передана агентству Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Ближневосточному (БАПОР). После Накбы сирийское правительство разместило палестинских беженцев в заброшенных домах в еврейском квартале Дамаска. По словам главы еврейской общины Альберта Каму, это привело к серьезному конфликту, тогда как раньше отношения евреев с мусульманами и христианами города были теплыми. [ 26 ]
В этот период евреи в Сирии жили под строгими ограничениями. Например, только отдельным лицам, а не семьям, было разрешено выезжать из страны, чтобы предотвратить побег семей в Израиль. [ 25 ] Еврейское кладбище, расположенное за городской стеной к югу от еврейского квартала, было застроено шоссе, ведущим к международному аэропорту Дамаска . [ 27 ] В 1992 году еврейское население Дамаска составляло 4000 человек. Начиная с Песаха 1992 года, правительство Хафеза Асада разрешило сирийским евреям покинуть страну, если они пообещали, что не будут иммигрировать в Израиль. В течение нескольких месяцев большое количество из них эмигрировало в США, особенно в Бруклин , а некоторые — во Францию и Турцию. Еврейский квартал Дамаска впоследствии был описан как «пустой на 90%». [ 25 ]
До гражданской войны планировалось превратить этот район в квартал художников. [ 1 ] [ 25 ] Синагога аль-Менарша и синагога аль-Раки пережили бомбардировку и до сих пор доступны, но в настоящее время не используются. Только синагога аль-Фарандж (также: аль-Фарандж, аль-Френдж или Эльфрейндж), «Франкская синагога», до сих пор проводит службы, и в городе все еще живет очень мало евреев. за ноябрь 2019 года В отчете Times of Israel утверждалось, что в Сирии не осталось ни одного еврея. [ 19 ] Этому противоречит исследование, проведенное журналисткой и фотографом Ранией Катаф, которая обнаружила и взяла интервью у двенадцати евреев преклонного возраста, которые все еще жили в Дамаске в 2019 и 2020 годах и были последними евреями Сирии. В 2019 году они обеспечили реконструкцию своей последней действующей синагоги — синагоги аль-Фаранш. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Она считается старейшей синагогой, сохранившейся в Дамаске, и считается, что она была основана евреями-сефардами, приехавшими в Дамаск в качестве беженцев в конце 15 века после испанской Реконкисты. [ 31 ] Президент России Владимир Путин объявил в 2019 году, что поможет евреям Сирии восстановить их святые места. [ 19 ]
Экономика
[ редактировать ]Среди евреев Дамаска существовал высший, средний и низший класс, все три из которых присутствовали в еврейском квартале. в основном доминировали евреи В высший класс входили банкиры и торговцы тканями, а в торговле золотом и алмазами до времен Республики . [ 32 ] Семья банкиров Фархи, владевшая несколькими роскошными домами в еврейском квартале, сыграла значительную роль в обслуживании банковской и налоговой системы Османской империи. [ 26 ] Многие евреи Дамаска работали ремесленниками, мастерами по серебру и золоту или ковкой меди и латуни. Многие женщины также работали по этим профессиям. [ 33 ] [ 32 ] Еврейский ремесленник Морис Нсейри, родившийся в Дамаске в 1944 году и эмигрировавший в США в 1992 году, не только обставил синагогу аль-Фарандш своей серебряной медью, но также спроектировал большие ворота сирийского президентского дворца в Дамаске и поставлял мечети, королевские дворцы и богатые джентльмены в Саудовской Аравии , Катаре и Кувейте . [ 34 ] Другие евреи занимали должности в науке, медицине и технологиях, среди которых врачи Хасбани и Тота были хорошо известны и популярны в Дамаске. Многие мужчины работали кошерными мясниками , а многие еврейские женщины работали портными в одной из многочисленных швейных мастерских еврейского квартала. [ 32 ]
При Шукри аль-Куватли экономическая жизнь евреев была существенно ограничена в 1948 году. Многие евреи прагматично отнеслись к прибытию палестинцев после 1948 года, наняв их на работу в свой бизнес, что привело к снижению напряженности. Евреи Дамаска в целом рассматривали правление Хафиза Асада как время облегчения и нового экономического расцвета, когда с евреями снова обращались как с гражданами Сирии после долгого времени, и они открыли бизнес за пределами своих кварталов. [ 33 ]
Дома, покинутые евреями, находились в ведении «Фонда еврейской собственности» (مؤسسة أملاك اليهود). Некоторые дома были сданы в аренду сирийцам-неевреям, некоторые были проданы, а управление другими было оставлено на усмотрение председателя еврейской общины. [ 32 ] Рэйчел и Альберт Каму заявили в 2019 году, что их самая важная задача в жизни — обеспечить безопасность всех синагог Дамаска на будущее, прежде чем они смогут спокойно эмигрировать к своим родственникам. [ 33 ]
Источники
[ редактировать ]- Катаф, Рания (ноябрь 2020 г.). Скрытые истории дамасских евреев (PDF) (на немецком языке). Малый офис . Получено 0 июля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дарк, Диана (2006). «Еврейский квартал». Брэдт Путеводители . стр. 91–95.
- ^ См. также еврейский квартал на карте: Дж. Л. Портер: Карта Дамаска . В: Пять лет в Дамаске: включая отчет об истории, топографии и древностях этого города; с путешествиями и исследованиями в Пальмире, Ливане и Хауране, пять лет в Дамаске. Дж. Мюррей, Лондон, 1855 г.
- ^ Освещение 2020 г., с. 30f
- ^ «Еврейская улица (Шари аль-Йехуд), Дамаск, Сирия | Архив | Diarna.org» . archive.diarna.org . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Бейт означает как на арабском языке (ביט, DMG bait), так и на иврите (ביט или ביט) «Дом».
- ^ «Бейт-Дахда в Дамаске, Сирия | Архив | Diarna.org» . archive.diarna.org . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ «Бейт аль-Дахда | Туристические достопримечательности Старого города Дамаска» . www.lovedamascus.com . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ «Дом Фархи в Дамаске XIX века» . www.farhi.org . 18 сентября 2018 г. Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Катаф 2020, с. 38 ф
- ^ Перейти обратно: а б аль-Джбейн, Омар (19 июня 2019 г.). « Сирия была его землей обетованной»: почему Моше-иностранец остался в еврейском квартале Дамаска» . Расиф22 . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ «Синагога Аль-Раки | Туристические достопримечательности Старого города Дамаска» . www.lovedamascus.com . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ «Синагога Аль-Фарандж | Туристические достопримечательности Старого города Дамаска» . www.lovedamascus.com . Проверено 6 июля 2023 г.
- ↑ Красная мечеть также указана как Джами аль-Ахмар (الجامع الأحمر) на старом эскизе еврейского квартала (без даты), когда еще существовала школа Alliance Israélite Universelle (AIU), закрывшаяся в 1948 году. См. эскиз под Катафом, Рания, стр. 15. Рисунок 1. №9. Джаме эль-Ахмар.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Брук (2011). Обратная сторона зеркала: американец путешествует по Сирии . Филадельфия: Книги Пола Драй. п. 123.
- ^ Иосиф Флавий : [Иудейская война]], ii. 20, § 2; VII. 8, §
- ^ Вавилонский Талмуд, Берахот 50а.
- ^ САНЕР, КРИСТИАН К. (17 июля 2010 г.). «Сверкающий перекрёсток» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 30 июля 2010 г. Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Мароцци, Джастин (2019). «Глава 2, 8 век: Дамаск - ароматный рай». Исламские империи – пятнадцать городов, определяющих цивилизацию . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 9780241199053 .
- ^ Перейти обратно: а б с Арен, Рафаэль. «Община исчезла, но Путин утверждает, что помогает сирийским евреям восстановить их святыни» . www.timesofisrael.com . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Франкель, Захария (1854). Ежемесячный журнал по истории и науке иудаизма. При участии ряда ученых (на немецком языке). Том 3. Лейпциг: Кунце. п. 75.
- ^ Освещение 2020 г., с. 42
- ^ Хабер, Питер (2006). Между еврейской традицией и наукой: венгерский востоковед Игнац Гольдзихер (1850-1921) (на немецком языке). Кёльн: Бёлау. п. 280. ИСБН 3412325058 .
- ^ Общая газета иудаизма (на немецком языке). Том IV №. 18.Лейпциг. 2 мая 1840 г. с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б Готтейл, Ричард (1906). Дамаск . Еврейская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б с д Англия, Эндрю (19 мая 2010 г.). «Дамаск дает старому еврейскому кварталу новую жизнь. Реставрация рождает отели и арт-студии» . Файнэншл Таймс . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каталог 2020, стр. 27-3
- ^ Московичи, Бенджамин (12 октября 2010 г.). «Повседневный страх» . Еврейский генерал (на немецком языке) . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Ломбард, Джером (12 декабря 2020 г.). «Сообщество, которое почти исчезло» . Еврейский генерал (на немецком языке) . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Картинки с выставки: От двери к двери - сирийско-еврейская история. Фотографии Рании Катаф, кураторы Сигрун Драпац и Таня Ленувейт, трейлер: Кристина Фенцль, выставка: 12.11. – 19.12.2020, СКОТТИ Берлин. Видео на Вимео
- ^ Рания Катаф: Синагога Френдж в Дамаске. Vimeo , фильм октября 2019 года. «Еврейское население Сирии когда-то было самым большим в арабоязычном мире. Из примерно 30 000–50 000 евреев во всей Сирии до Второй мировой войны, в 2020 году осталось лишь несколько. Рэйчел Каму ведет Ранию Катаф через синагогу Френдж. На момент съемок синагога ремонтируется. Это единственная действующая синагога в Дамаске (октябрь 2019 г.).
- ^ Освещение 2020 г., с. 21
- ^ Перейти обратно: а б с д Халлак, Мона (10 мая 2019 г.). «Перед еврейской Пасхой: Посол тоски в Дамаске » . al-akhbar.com (на арабском языке) . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Каталог 2020, стр. 38-4
- ^ Спилман, Сара Трапплер (28 марта 2016 г.). «Сирийский еврейский художник Морис Нсейри» . Журнал Хадасса . Проверено 6 июля 2023 г.