Мари Дельна

Мари Дельна (Париж, 3 апреля 1875 — Париж, 24 июля 1932) — французское контральто . Крупная певица в Париже, особенно в Комической опере , она сделала международную карьеру с 1890-х по 1910-е годы и оставила несколько записей. [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]родилась Мари Ледан в семье рабочего в районе Марэ французской столицы, она осиротела в возрасте 15 месяцев, и они с сестрой сначала росли с бабушкой по материнской линии в Лонжюмо . Затем с 1881 года она жила со своими бабушкой и дедушкой по отцовской линии, которые управляли «Кафе дю Панорама» недалеко от станции Медон , в то время как она посещала монастырскую школу. [ 2 ]
Ее бабушка начала с уроков пения, и она училась у Розин Лаборд . Она начала появляться на публичных прослушиваниях и различных частных концертах в Париже. [ 3 ]
Ее заметил Карвалью , директор Комической оперы, который предложил ей сценический псевдоним (грубая анаграмма ее фамилии). В июне 1892 года, сразу после своего 17-летия, она дебютировала на сцене в партии Дидоны в «Троянцах в Карфагене» . [ 4 ]
Массне выбрал ее в качестве своей первой Шарлотты в опере «Вертер» Брюно в Париже в январе 1893 года, а позже в том же году она создала Марселин в «Атаке мулен» . В апреле следующего года она исполнила партию Госпожи Квикли в первом французском «Фальстафе» под руководством Верди и продолжила играть эту роль в Зале Фавар. [ 5 ]
За свою карьеру она много раз пела Марион в опере Годара «Вивандьер» , начиная с ее французской премьеры в 1895 году в Комической опере и последующих ее возрождений и заканчивая постановкой в Гэтэ-Лирик. В 1896 году Дельна пела Орфею в первой комической постановке Берлиоза- Виардо версии оперы Глюка , к которой она вернулась в 1900 и 1912 годах. [ 5 ]
Дельна приняла участие в первом в Ковент-Гардене представлении «Атаки Мулена» в 1894 году. Ее итальянский дебют состоялся в 1897 году в Милане. В мае 1898 года она ненадолго перешла из Комической оперы в Парижскую оперу , где играла Фидес в «Пророке» , и вернулась к Берлиозу в роли Кассандры в парижской премьере « Тройной премии» . Она также спела «Фаворитку» и «Самсон и Далила» , а также сыграла Джиневру в Викторена де Жонсьера «Ланселоте» . [ 6 ]
Вернувшись в Зал Фавар в 1900 году, она спела Кармен впервые вместе с Адольфом Марешалем и Гектором Дюфраном . Наряду с Орфеей, роль Кармен была самой заметной на протяжении всей ее сценической карьеры. В апреле 1901 года она сыграла Марианну в «Урагане» Брюно . Возрождение Фальстафа в честь памяти Верди показало ее в роли Квикли, и она изобразила Фе Гриньотт (ведьму) в « Гензеле и Гретель» . В 1902 году она впервые спела Маргаред в партнерстве с Леоном Бейлем и Жюли Гиродон в возрожденной опере «Король д'И» . [ 5 ]
В 1903 году, играя роль Кармен в Театре де ла Монне в Брюсселе, она вышла замуж за бельгийского поклонника, маркиза Приера де Сона, промышленника, и ушла со сцены. [ 7 ] Позже она возобновила свою карьеру, дав несколько концертов, а затем постановки в Театре-Лирик де ла Гэтэ в партиях «Вивандьер», «Орфея» и « Атака мулена» . В следующем сезоне она спела «Фидес» и «Леонору» ( «Фаворитка» ). [ 8 ]
Дельна дебютировала в Метрополитен-опера в роли Орфея под управлением Тосканини , но другие выступления были сокращены по разным причинам. [ 7 ] Следующий этап ее карьеры включал в себя новые выступления в «Атаке мулена» в 1910 году, создание Тилли в «Лепрезе» Сильвио Лаццари (1912) и дальнейшие выступления в Ла Монне. За свою карьеру Дельна выступала в таких крупных театрах, как Ла Монне, Ковент-Гарден, Ла Скала, Миланский Лирико, Метрополитен Нью-Йорк, Опера Монте-Карло и Театро Реджио (Парма). [ 6 ]
Во время Первой мировой войны она широко пела на концертах для войск, затем в ноябре 1925 года появилась на премьере « Морен де Мор» Лео Пюже (мисс Рабасс) в Folies-Dramatiques . [ 9 ]
Финансовые проблемы заставили ее переехать в 1926 году в съемный дом в Виллембле . Она умерла в Хопитале де ла Питье и была похоронена на кладбище Тиа , позже ее перевезли в Пер-Лашез . [ 2 ]
Дискография
[ редактировать ]Первые записи оперных отрывков Дельны были сделаны в Лондоне в 1903 году ( «Пророк» , «Кармен» ), за которыми вскоре последовали другие в Париже с «Вивандьером» , «Вертером» , «Троянцами» . В 1905 году она записала дуэты с Альбертом Альваресом, а в 1907 году — еще сольные отрывки, на этот раз распространяющиеся на «Орфею и Эвридику» и «Самсон и Далила» . В Нью-Йорке в 1910 году и Лондоне в 1913 году Дельна продолжила путь своих главных сценических ролей, завершив свою дискографию в Париже в 1918 году песнями Клода Рохана. [ 7 ] Несмотря на свой возраст, записи предполагают «...диапазон в три октавы, плавное легато в сочетании с прекрасной дикцией». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Стейн Дж.Б. Мари Дельна. В: Оперный словарь New Grove . Лондон и Нью-Йорк, Макмиллан, 1997.
- ^ Jump up to: а б Запись о Мари Дельна в Пер-Лашез , по состоянию на 24 июля 2013 г.
- ^ Шабрие Э. , Переписка . Эд Делаж Р., Дуриф Ф. Клинксик, 1994. 92–27n, цитирует Брюно на ужине в доме Жоржа Шарпантье .
- ^ Ноэль Э и Стуллиг Э. Les Annales du Théâtre et de la Musique , 18-й год, 1892. Библиотека Шарпантье, Париж, 1893, стр.104-109.
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Стефан. Полвека комической оперы 1900–1950 гг. Андре Бонн, Париж, 1953 год.
- ^ Jump up to: а б Гурре Ж. Словарь оперных певцов. Издания Альбатрос, Париж, 1987, стр. 66.
- ^ Jump up to: а б с Жиру, Виктор. Примечания к Marston mono 52056-2, 2008 г.
- ^ Стуллиг Э. Анналы театра и музыки , 35-е издание, 1909. G Charpentier et Cie, Париж, 1910, стр. 320-328.
- ^ Дельна (Мари) Мультимедийная энциклопедия мюзиклов (текст на французском языке), по состоянию на 8 марта 2011 г.
- ^ Лифф, В. Обзор Marston mono 52056-2. Коллекционер классических пластинок , лето 2008 г., номер 53, стр. 91.