Седер Ту биШват
Седер Ту-би-Шват — праздничная церемония, часто сопровождаемая трапезой с фруктами в честь еврейского праздника Ту -би-Шват .
В средние века или, возможно, немного раньше этот день начали отмечать небольшой церемонией поедания фруктов, поскольку Мишна назвала его «Рош ха-Шана» («Новый год»), а позже это стало пониматься как время подходит для торжества.
История
[ редактировать ]В XVI веке в Земле Израиля раввин Ицхак Лурия из Цфата и его ученики создали седер Ту би-Шват , чем-то похожий на пасхальный седер , во время которого праздновалось Древо Жизни (каббалистическая карта сефирот ) . [ 1 ] Самая ранняя опубликованная версия этого седера называется При Эйц Хадар , что означает «Плод прекрасного дерева». Седер вызывает каббалистические темы восстановления космического благословения путем укрепления и ремонта Древа Жизни, обычно с использованием структуры Четырех Миров эманаций, которые можно грубо отобразить на физической метафоре дерева, то есть корней, ствола, ветвей и листья. В связи с этой практикой некоторые евреи- хасиды едят этрог в этот день .
Традиционный седер Ту би-Шват завершался молитвой, в которой, в частности, говорится: «Пусть все искры, рассеянные нашими руками, или руками наших предков, или грехом первого человека против плода дерева, будут возвращены и включенный в величественную мощь Древа Жизни».
Привычные фрукты
[ редактировать ]Хотя при употреблении в пищу фруктов и орехов на Ту би-Шват часто следуют некоторым версиям каббалистического порядка, обычно принято есть сухофрукты и орехи даже среди тех, кто не следует каббалистическому обряду. Особой популярностью пользуются инжир, финики, изюм, рожковое дерево и миндаль. Многие люди также включают в свои седеры семь видов, связанных с Землей Израиля в Торе , а именно, согласно Второзаконию 8:8, это пшеница , ячмень , виноград , инжир , гранаты , оливки и финики .
В каббалистических терминах плоды, которые человек ест, сушеные или свежие, можно разделить от низших, или более проявленных, к высшим, или более духовным, следующим образом:
- Фрукты и орехи с твердой несъедобной внешней поверхностью и мягкой съедобной внутренней частью, например апельсины , бананы , грецкие орехи и фисташки . Обратите внимание, что некоторые считают апельсины и другие цитрусовые полностью съедобными, что соответствует интерпретации этрога как находящегося на самом высоком уровне.
- Фрукты и орехи с мягкой снаружи, но с твердой косточкой внутри, например финики , абрикосы , оливки и хурма.
- Фрукты, которые едят целиком, например инжир и ягоды .
Каббалистическая традиция учит, что употребление плодов в таком порядке создает связь с Древом Жизни , которое Бог поместил в Эдемском саду , как упоминается в Книге Бытия , куда Адам и Ева были помещены после их сотворения , что также представлено Сефирот . По сути, человек путешествует из самого внешнего или проявленного измерения реальности, символизируемого фруктами в скорлупе, в самое внутреннее измерение, символизируемое даже не полностью съедобными плодами, а, скорее, четвертым уровнем, который можно сравнить с запахом. В то же время пьют красный и белый виноградный сок или вино в различных пропорциях, от белого до красного с каплей белого, что также соответствует этим стадиям.
Экологическая интерпретация
[ редактировать ]Хотя седер Ту-би-Шват начинался как каббалистический способ празднования праздника, некоторые экологически мыслящие евреи решили возродить обычай проведения седера Ту-би-Шват, чтобы отразить проблемы и темы, связанные с экологическими или сионистскими интерпретациями этого дня. В стиле пасхального седера можно пригласить друзей в дом, где едят различные символические фрукты и другие продукты, а также вино или виноградный сок. следуют каббалистической структуре Четырех Миров Многие седеры также , часто придавая им современную окраску с точки зрения (физического, эмоционального, интеллектуального и духовного) значения или переосмысливая их в культурном отношении (социальном, космическом, национальном, экологическом). Седеры также могут сосредоточиться на одном аспекте одной темы.
Экологическую интерпретацию седера Ту-би-Шват можно отнести к 1970-м годам, и она в некоторой степени возникла из-за осведомленности, порожденной еврейской кампанией протеста против использования США «Агента Оранж» под названием «Деревья для Вьетнама». Один из первых седеров Ту-би-Шват на экологическую тематику, созданный Джонатаном Вольфом , включил информацию от таких групп, как Общество защиты природы в Израиле ( SPNI ) и ЕНФ, непосредственно в каббалистическую структуру. Более поздние экологические интерпретации седера включают идею о том, что Четыре Мира и типы съеденных фруктов представляют собой уровни симбиоза между людьми и деревьями или что Древо Жизни в Каббале может быть отображено на эволюционном Древе Жизни. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Простой шаблон Седера Ту Бисват на CustomandCraft.org
- Ресурсы для седера Ту Бишват и Тора, включая оригинальное благословение седера, опубликованное в 17 веке, на Neohasid.org.
- Материалы с сайта Torah.org
- Материалы из Айш хаТора
- Плоды для размышлений на Ту би-Шват, Новый год деревьев chabad.org
- Обычаи и Брахас на Ту би-Шват
- Праздник деревьев Реб Хаима Хакотона
- Иудаизм 101 Описание Ту би-Швата
- Ресурсы Ту Би-Шват Центра Шалом