Jump to content

Спасательные операции арабов и мусульман во время Холокоста

Ряд арабов и мусульман участвовали в усилиях по спасению еврейских жителей арабских земель от Холокоста, в то время как фашистские режимы контролировали территорию. С июня 1940 года по май 1943 года державы Оси , а именно Германия и Италия , контролировали значительную часть Северной Африки . Примерно 1 процент еврейских жителей этой территории, от 4000 до 5000 евреев, были убиты этими режимами в этот период. Относительно небольшой процент еврейских жертв по сравнению с 60 процентами европейских евреев, убитых во время Холокоста, во многом объясняется успешной кампанией союзников в Северной Африке и отражением держав Оси из Северной Африки. [ 1 ]

Ни одна оккупированная страна в Африке или Европе не была свободна от сотрудничества в кампании геноцида против евреев, но это часто было более распространено в европейских странах, чем в арабских. [ нужна ссылка ] Предложение, сделанное алжирцам колониальными французскими властями, взять на себя конфискованную еврейскую собственность, обнаружило, что многие французские поселенцы были готовы извлечь выгоду из этой схемы, но ни один араб не участвовал, а в самой столице Алжира мусульманские священнослужители открыто заявили о своем несогласии с этой идеей. [ 2 ] Хотя некоторые арабы сотрудничали с державами Оси, работая охранниками в трудовых лагерях. [ нужна ссылка ] другие рисковали своей жизнью, пытаясь спасти евреев от преследований и геноцида.

Спасательные усилия арабов не ограничивались Ближним Востоком — Си Каддур Бенгабрит , настоятель Великой мечети Парижа , по разным данным, помог от 100 [ 1 ] [ 3 ] до 500 евреев маскируются под мусульман. Есть примеры неарабского мусульманского населения, помогающего евреям спастись от Холокоста в Европе, , в Албании например . В сентябре 2013 года Яд Вашем объявил египетского врача Мохаммеда Хельми одним из Праведников мира за то, что он спас жизнь Анны Гутман ( урожденной Борос), подвергая себя личному риску в течение трех лет, и за помощь ее матери Джули, ее бабушка Сесилия Рудник и ее отчим Георг Вер пережили Холокост. Хелми — первый араб, удостоенный такой чести. [ 4 ]

Тегеранские дети

[ редактировать ]
Группа «Тегеранских детей» перед железнодорожным вагоном.

Несмотря на то, что иранский народ пострадал от голода 1942-1943 годов , Иран стал местом убежища для 116 000 польских беженцев, из которых около 5 000 были польскими евреями . [ 5 ] [ 6 ] Иранцы открыто их принимали, снабжая провиантом. Молодые выжившие, прибывшие в Иран, стали известны как « Дети Тегерана ». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Польские школы, культурные и образовательные организации, магазины, пекарни, предприятия и пресса были созданы, чтобы поляки чувствовали себя как дома. [ 11 ] [ 12 ] Иранский город Исфахан кратко называли «Городом польских детей» из-за тысяч польских сирот, поселившихся там. [ 13 ]

Один из беженцев, Адам Шимель, вспоминая момент въезда в Иран, сказал:

Ну, в лагере, на том корабле, нас было всего двое. Моя мать осталась с бабушкой и двумя сестрами. Они уехали примерно через две недели. Мы прибыли в то время в Персию, сейчас это Иран. Порт Пехлеви ... Наконец мы были свободны. Мы действительно могли бы сказать, что мы были свободны... Это похоже на то, когда тяжесть спадает с твоих плеч. Чтобы вы могли говорить свободно, не глядя, наблюдает ли за вами кто-нибудь. Что ты сам себе хозяин, ты свободен. Мне было 14 лет. [ 14 ] [ 15 ]

В Северной Африке

[ редактировать ]

Али Саккат

[ редактировать ]

За свою карьеру Си Али Саккат занимал должности министра правительства и мэра Туниса . К 1940 году Си Али Саккат наслаждался выходом на пенсию на своей ферме на базе Джебель Загуана. находился принудительный трудовой лагерь Недалеко от фермы Сакката для евреев. Евреев из лагеря отправили на ремонт аэродрома, который регулярно бомбили союзники. Арабы видели, как немцы , управлявшие лагерем, регулярно избивали евреев. Однажды ночью, во время особенно тяжелого боя, шестьдесят еврейских рабочих смогли спастись. Первой постройкой, с которой они столкнулись, была стена фермы Сакката. Они постучали в ворота и получили кров и еду. Им также разрешили остаться до освобождения Туниса союзными войсками. [ 16 ]

Халед Абдул-Вахаб

[ редактировать ]
Портрет Халеда Абдула Вахаба

Абдул-Вахаб был сыном известного тунисского историка. Ему было 32 года, когда немцы оккупировали Тунис. Он был собеседником между нацистами и населением прибрежного города Махдия . Когда он услышал, как немецкие офицеры планируют изнасиловать местную еврейку Одетту Бухрис, он спрятал женщину и ее семью, а также еще около двух десятков еврейских семей на своей ферме за городом. Семьи оставались там четыре месяца, пока оккупация не закончилась. Абдул-Вахаба иногда называют арабом Оскаром Шиндлером . [ 17 ] В 2009 году в честь его храбрости были посвящены два дерева. Одно дерево было посажено в Саду Праведников Адас Исраэль в Вашингтоне, округ Колумбия, другое — в Саду Праведников по всему миру. На церемонии в Милане присутствовала его дочь Фаиза . [ 18 ]

Шейх Тайиб эль-Окби

[ редактировать ]

Тайеб эль-Окби был членом алжирской партии Ислах (Реформа) и другом видного алжирского реформатора Абдельхамида Бен Бадиса , который был толерантен к различным религиям и культурам. Бен Бадис основал и возглавил Алжирскую лигу мусульман и евреев. [ 19 ] [ 20 ] Когда он умер до того, как силы Виши оккупировали Алжир, его место занял Тайеб эль-Окби. Когда он обнаружил, что лидеры профашистской группировки Французский боевой легион планировали погром против евреев с помощью мусульманских войск, он попытался предотвратить его, издав фетву , предписывающую мусульманам не нападать на евреев. [ 21 ] Его действия сравнивали с действиями французских архиепископов Жюля-Жеро Сальежа и Пьера-Мари Жерлье , чьи усилия спасли десятки евреев в Европе. [ 22 ]

Монсеф Бей

[ редактировать ]

Тунис был де-факто французской колонией под властью Монсеф-бея во время войны. Нацисты создали трудовые лагеря в Тунисе, убив более 2500 тунисских евреев . [ 23 ] Всего через восемь дней после восхождения на престол он наградил высшими королевскими наградами около двадцати выдающихся тунисских евреев. Позже Монсеф заявил, что тунисские евреи — «его дети», как и тунисские мусульмане. [ 24 ] [ 25 ] Его премьер-министр Мохамед Ченик регулярно предупреждал еврейских лидеров о планах Германии. Он помогал евреям избежать ареста, вмешивался, чтобы предотвратить депортацию, и даже прятал отдельных евреев. [ 26 ] Поскольку все законы нуждались в его подписи, Монсеф-бей приостановил принятие антисемитских законов. [ 27 ] [ 28 ] По словам Матильды Гез , тунисской еврейки, которая позже стала израильским политиком, Монсеф-бей собрал во дворце всех высокопоставленных чиновников королевства и сделал им такое предупреждение: [ 29 ]

Евреям приходится нелегко, но они находятся под нашим покровительством, и мы несем ответственность за их жизни. Если я узнаю, что арабский осведомитель заставил упасть хотя бы один волос у еврея, этот араб заплатит своей жизнью.

Позже Монсеф-бей был отстранен от власти, поскольку французы заявили, что он был пособником нацистов. Генерал Альфонс Жюин усомнился в этом обвинении и попытался предотвратить его отстранение. [ 30 ] Настоящая причина его отстранения заключалась в том, что он сформировал первое исключительно тунисское правительство, что вызвало протест французских поселенцев. [ 31 ]

Мохаммед V с Рузвельтом и Черчиллем

Мухаммед V был королем Марокко во время Второй мировой войны. Мохаммед отказался подписать законы властей Виши , чтобы навязать антиеврейские законы , такие как желтый значок , Марокко и депортировать 250 000 евреев страны на смерть в нацистские концентрационные лагеря и лагеря смерти в Европе. [ 32 ] Позиция султана Виши нанесли его была «основана как на оскорблении, которое диктаты притязаниям на суверенитет над всеми его подданными, включая евреев, так и на его гуманитарных инстинктах». [ 32 ] [ 33 ] Частичные нацистские меры по расовой дискриминации были приняты в Марокко, несмотря на возражения Мухаммеда. [ 32 ] и Мухаммед действительно подписал по указанию чиновников Виши два указа, которые запрещали евреям доступ в определенные школы и должности. [ 34 ]

Тем не менее, Мохаммед пользуется большим уважением среди марокканских евреев , которые отдают ему должное за защиту своей общины от нацистского и французского правительства Виши. [ 35 ] а Мохаммед V был удостоен награды еврейских организаций за его роль в защите своих еврейских подданных во время Холокоста. [ 36 ] Некоторые историки утверждают, что антинацистская роль Мухаммеда преувеличена; историк Мишель Абитоль пишет, что, хотя чиновники Виши вынудили Мохаммеда V подписать антиеврейские законы, «он был более пассивен, чем Монсеф Бэй, в том смысле, что он не занимал чью-либо сторону и не участвовал в каких-либо публичных действиях, которые можно было бы истолковать как отказ от политики Виши». [ 37 ]

Мусульманские спасательные операции в Европе

[ редактировать ]

Албания, преимущественно мусульманская страна, спасла почти все свое еврейское население. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Уровень выживаемости в тогдашней югославской провинции Косово составлял 60%, что делало ее одним из регионов с самым высоким уровнем выживаемости евреев в Европе. [ 41 ]

Джаафар Хемдуди в одежде из Нойенгамме после депортации туда

Джаафар Хемдуди

[ редактировать ]

Джаафар Хемдуди был участником французского сопротивления во время Второй мировой войны . Во время своего пребывания во Франции он подделывал справки о состоянии здоровья и выдавал фальшивые документы, помогая спасти многих людей от Службы принудительного труда (Service du Travail Obligatoire или STO), а также еврейских детей из городов Сен-Фон и Венисье . После захвата немцами Хемдуди был депортирован в концентрационный лагерь Нойенгамме , в концентрационный лагерь Мальхов , а затем в Равенсбрюк . Он пережил лагеря и после войны вернулся во Францию, где и прожил остаток своей жизни. Хемдуди считается частью «коренного сопротивления» — термин, используемый для членов Сопротивления из Северной Африки . Как и многие подобные люди, действиям Хемдуди во время войны после его смерти уделялось очень мало внимания. [ 42 ]

Рефик Весели

[ редактировать ]

Большинство из 2000 евреев Албании были приютены преимущественно мусульманским населением. [ 43 ] Рефик Весели , 17-летний мальчик-мусульманин, принял семью Мосы и Габриэлы Мандил, в том числе их пятилетнего сына Гавра и его сестру Ирену, тогда беженцев из Белграда , но родом из Нови-Сада , для которых он работал подмастерьем в в Тиране фотоателье . Когда немцы захватили власть у итальянцев, он взял их и еще одну еврейскую семью в долгое ночное путешествие в свою семейную деревню в Круе , где его родители защищали их до конца войны, примерно 9 месяцев спустя, даже против Энвера Ходжи. партизаны. Его пример вдохновил всю его деревню рисковать своей жизнью, чтобы защитить евреев. [ 44 ] Получив просьбу Гавра Мандила о признании их праведниками, власти Яд Вашем в 1988 году внесли Рефку и Дриту Весели в число Праведников. Эта история стала более известна после того, как сохранившейся еврейской общине Албании разрешили совершить алию в 1990-х годах. [ 45 ]

Многие выжившие рассказали, как их албанские хозяева боролись за привилегию предоставить убежище на том основании, что это было исламским этическим обязательством. [ 46 ] С тех пор в рядах Праведников зарегистрировались еще 50 албанцев, в том числе Арслан Резники . [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]

Селахаттин Юлкумен

[ редактировать ]
Селахаттин Юлкумен во время службы в армии, 1930-е годы.

Селахаттин Юлкумен был генеральным консулом Турции на острове Родос . 19 июля 1944 года гестапо приказало всему еврейскому населению острова собраться в своем штабе: якобы они должны были зарегистрироваться для «временной перевозки на небольшой остров неподалеку», но на самом деле их собирали для перевозки в Освенцим и его газовые камеры. . [ 51 ] Улкумен отправился к немецкому командующему генералу Ульриху Клеману , чтобы напомнить ему, что Турция была нейтральной во Второй мировой войне . Он просил освободить евреев, являвшихся гражданами Турции, а также их супругов и родственников; многие из последних являются гражданами Италии и Греции. Сначала командир отказался, заявив, что по нацистским законам все евреи считаются в первую очередь евреями и должны быть отправлены в концентрационные лагеря . Улкумен ответил: «По турецкому законодательству все граждане равны. Мы не делали различий между гражданами, которые были евреями, христианами или мусульманами». [ 52 ] Улькумену удалось спасти около 50 евреев, 13 из которых были гражданами Турции. Защищая тех, кто не был гражданином Турции, он явно действовал по собственной инициативе. [ 53 ]

В одном случае выживший Альберт Франко был отправлен в Освенцим . Еще находясь на территории Греции, его сняли с поезда благодаря вмешательству Улькумена, которому сообщили, что жена Франко является гражданкой Турции. Другая выжившая, Матильда Ториэль, рассказывает, что она была гражданкой Турции, жила на Родосе и была замужем за гражданином Италии. 18 июля 1944 года всем евреям было приказано гестапо на следующий день явиться в штаб-квартиру . Когда она собиралась войти в здание, Юлкумен подошел к ней и сказал не входить. Это был первый раз, когда она встретила его. Он сказал ей подождать, пока ему удастся освободить ее мужа. Как позже рассказал ей муж, Улькумен просила немцев освободить турецких граждан и их семьи, которых на тот момент было всего 15 человек. Однако Юлкумен добавил в список еще 25-30 человек, которые, как он знал, допустили утрату своего гражданства. Гестапо, заподозрив его, потребовало предъявить их документы, которых у них не было. Однако Улькумен вернулся в здание гестапо, настаивая на том, что по турецким законам супруги граждан Турции сами считаются гражданами, и потребовал их освобождения. Позже Матильда обнаружила, что такого закона не существует, что Улкумен придумал его, чтобы спасти их. В конце концов все фигуранты списка Улкумена были освобождены. [ 54 ]

Большая мечеть Парижа

[ редактировать ]

Большая мечеть Парижа – одна из крупнейших и старейших мечетей Франции. [ 55 ] Во время немецкой оккупации Франции мечеть стала местом убежища для членов французского Сопротивления и евреев, спасавшихся от нацистских преследований. [ 56 ] Алжирские члены организации Francs-Tireurs et Partisans (FTP; Partisan Snipers) укрывали и защищали британских парашютистов, приземлившихся во Франции. [ 57 ] [ 58 ] Под надзором первого ректора Си Каддура Бенгабрита французским евреям в качестве защиты были выданы документы, объявляющие их мусульманами, в том числе знаменитому алжирско-еврейскому певцу Салиму Халали . [ 59 ] [ 60 ]

Нурия Поздерак

[ редактировать ]

Нурия Поздерак — боснийский политик и лидер сопротивления во время Второй мировой войны. Он был вице-президентом исполнительного совета Антифашистского совета национального освобождения Югославии и членом Югославской мусульманской организации . После того как Югославия была захвачена нацистской Германией , нацисты создали « Независимое государство Хорватия », фашистское марионеточное государство, управляемое усташами . Поздерацу предложили должность в правительстве, но он отказался. Поздерак стал партизаном, вступив в борьбу с фашистами. [ 61 ] [ 62 ] Хотя он был убит в 1943 году во время дела Блэка , он все же смог лично спасти и укрыть от преследований тысячи людей и семей. [ 63 ] [ 64 ] Позже он был удостоен звания « Праведника народов мира ».

Мохаммед Хелми

[ редактировать ]

Мохаммед Хельми был египетским врачом, переехавшим в Берлин в 1920-х годах. Поскольку он был арабом, в 1938 году его уволили из больницы и запретили заниматься медицинской практикой. Ему также было запрещено жениться на своей немецкой невесте Эмми Эрнст. [ 65 ] Он был интернирован правительством Германии до тех пор, пока правительство Египта не добилось его освобождения в 1941 году.

Абдул Хосейн Сардари

После освобождения Хелми был призван врачом в Шарлоттенбург . Там он писал больничные листы для иностранных рабочих и немцев, чтобы помочь им избежать призыва на военную службу . [ 65 ] Во время депортации берлинских евреев Анну Борос укрывал Хельми, несмотря на то, что она сама была мишенью нацистского режима до конца войны. Когда он находился под полицейским расследованием, Хелми организовал, чтобы Борос спряталась в другом месте, делая все, что в его силах, чтобы защитить ее. [ 66 ] Он получил свидетельство, подтверждающее обращение Борос в ислам, и свидетельство о браке о том, что она вышла замуж за египтянина, на церемонии, проведенной в доме Хелми. [ 67 ] Хелми также оказывал помощь матери Бороса, Джулианне; ее отчим Георг Вер; и ее бабушка Сесилия Рудник. Он устроил так, чтобы Рудника спрятали в доме немецкой подруги Фриды Штурманн. [ 68 ] Позже Вад Вашем признал его за свои действия в 2013 году. [ 69 ]

Абдул Хосейн Сардари

[ редактировать ]

Абдол Хосейн Сардари был иранским дипломатом, базировавшимся в Париже во время Холокоста. Когда он руководил иранским консульством в Париже в 1942 году, он успешно доказал, что иранские евреи были «арийцами», спасая не только иранскую еврейскую общину во Франции в то время, но и неиранских евреев, которым Сардари выписал фальшивые иранские паспорта. [ 70 ] [ 71 ] В конечном итоге Сардари спас жизни от 2000 до 3000 евреев. Паспорта выдавались целым семьям, включая французских и неиранских партнеров. [ 72 ] Позже его прозвали «иранским Шиндлером ». [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Роберт Сатлофф (8 октября 2006 г.). «Арабские герои Холокоста» . Вашингтон Пост . Проверено 28 апреля 2010 г.
  2. Пол Харрис, «Израиль призван почтить память «арабского Шиндлера» , в The Guardian , 11 апреля 2010 г.
  3. ^ «Арабские герои Холокоста (Сатлофф)» . 14 октября 2006 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
  4. Офер Адерет, «Яд Вашем называет египтянина первым арабом-праведником народов мира», в газете «Гаарец», 30 сентября 2013 г.
  5. ^ «Польские беженцы в Иране во время Второй мировой войны» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  6. ^ «Устные истории беженцев Второй мировой войны в Иране - Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  7. ^ Декель, Михал (2019). Дети Тегерана: одиссея беженцев, связанных с Холокостом (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN  978-1-324-00103-4 .
  8. ^ «Дети Тегерана: заново открывая роль Ирана в спасении от Холокоста» . smithsonianassociates.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  9. ^ Брент, Джонатан (09 октября 2019 г.). «Бегство от нацистов через Иран» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 27 октября 2023 г.
  10. ^ Азизи, Араш (13 января 2021 г.). «Дети Тегерана: вспоминая гостеприимство иранцев по отношению к польским еврейским беженцам во время Холокоста» . iranwire.com .
  11. ^ «Дети Тегерана» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  12. ^ Таль, Диди (14 января 2021 г.). «Еврейские беженцы вспоминают гостеприимство иранцев во время Холокоста» . iranwire.com .
  13. ^ Дамандан, Парижа (2010). Дети Исфахана: польские беженцы в Иране, 1942-1945: портретные фотографии Аболкасема Джалы . Назар. ISBN  9786005191394 .
  14. ^ Адам Шимель вспоминает побег в Иран , получено 27 октября 2023 г.
  15. ^ «Устные истории беженцев Второй мировой войны в Иране - Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . Проверено 27 октября 2023 г.
  16. ^ Роберт Сатлофф. «Среди праведников» . ПБС . Архивировано из оригинала 27 апреля 2010 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
  17. ^ Армин Розен (7 марта 2007 г.). «Араб Шиндлер преподает ценный урок сегодняшним арабам» . Проверено 19 апреля 2016 г.
  18. ^ «Халед Абдул Вахаб, тунисский араб, спасший жизни евреев во время Холокоста» . Гариво. Архивировано из оригинала 6 октября 2011 г. Проверено 28 апреля 2010 г.
  19. ^ «Межконфессиональный институт Лонг-Айленда | Исторические факты о мусульманах и евреях, помогающих друг другу» . www.interfaithny.com . Проверено 21 декабря 2023 г.
  20. ^ Сатлофф 2006 , с. 115.
  21. ^ «Евреи встают на защиту мусульман, как когда-то мусульмане защищали их | Журнал +972» . 972mag.com . 4 февраля 2017 г. Проверено 31 июля 2018 г.
  22. ^ Роберт Сатлофф (30 октября 2006 г.). Среди праведников: затерянные истории из далекого проникновения Холокоста в арабские страны . Общественные дела. п. 107 . ISBN  9781586483999 . Проверено 28 апреля 2010 г. Шейх Тайиб эль-Окби.
  23. ^ Сатлофф 2006 , стр. 57–72.
  24. ^ Шериф 2011 , с. 316.
  25. ^ Олдридж, Джордж (октябрь 2021 г.). «Эмир Абд эль-Кадер и образцовые мусульманские борцы за справедливость» . Журнал дипломатической службы . 98 (8): 16 – через АФСА.
  26. ^ Сатлофф 2006 , с. 121.
  27. ^ «Евреи» . Группа по правам меньшинств . 21 июля 2020 г. Проверено 26 октября 2023 г.
  28. ^ «Антиеврейское законодательство в Северной Африке» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  29. ^ Сатлофф 2006 , с. 122.
  30. ^ Перкинс, Кеннет (2014). История современного Туниса (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 112. ИСБН  978-1-107-02407-6 .
  31. ^ Бенюсеф, Ламия (01 марта 2014 г.). «Год тифа: операция «Факел» глазами тунисских женщин, или как сделать Холокост арабской историей?» . Международный журнал франкофонных исследований . 17 (1): 66. doi : 10.1386/ijfs.17.1.51_7 . ISSN   1368-2679 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с Сьюзен Гилсон Миллер. (2013). История современного Марокко (Издательство Кембриджского университета), стр. 142–143.
  33. ^ Гуровиц, Ричард (25 апреля 2017 г.). «Комментарий: Вы должны помнить это: султан Мухаммед V защищал евреев Касабланки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 октября 2023 г.
  34. ^ Абделила Буасрия. (2013). «Второе пришествие «Повелителя правоверных» в Марокко: Мухаммед VI и религиозная политика Марокко» в журнале «Современное Марокко: государство, политика и общество при Мухаммеде VI» (редакторы Брюс Мэдди-Вейцман и Дэниел Зизенвайн), стр. 42.
  35. ^ Джессика М. Марглин. (2016). Через правовые рамки: евреи и мусульмане в современном Марокко (издательство Йельского университета), с. 201.
  36. ^ «Созыв KIVUNIM в память короля Марокко Мухаммеда V» . Кивуним. 24 декабря 2015 г.
  37. ^ Абделила Буасрия. (2013). «Второе пришествие «Повелителя правоверных» в Марокко: Мухаммед VI и религиозная политика Марокко» в журнале «Современное Марокко: государство, политика и общество при Мухаммеде VI» (редакторы Брюс Мэдди-Вейцман и Дэниел Зизенвайн), стр. 42.
  38. ^ Сарнер, Харви (1997). Спасение в Албании: сто процентов евреев Албании спасены от Холокоста . Кафедральный город, Калифорния: Брансуик. ISBN  9781888521115 .
  39. ^ Палдиел в книге Нормана Х. Гершмана, [ Беса: Мусульмане, спасшие евреев во Второй мировой войне] , Издательство Сиракузского университета, 2008, стр.xiv.
  40. ^ «Албанские мусульмане спасли жизни евреев от нацистов» . Объединены с Израилем . 8 апреля 2013 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
  41. ^ Сарнер, Харви (1997), с. 40
  42. ^ «Забытые герои» . Архив Арользена . 22 октября 2019 г. Проверено 31 декабря 2023 г.
  43. ^ «Беса: Кодекс чести – албанцы-мусульмане, спасавшие евреев во время Холокоста» . yadvashem.org . Проверено 19 апреля 2016 г.
  44. ^ Ева Иллоуз, ['Большой брат: Когда секретность становится нормой в Израиле, за это приходится платить'] в Haaretz , 2, 2 февраля 2013 г.
  45. ^ Сарнер, Харви (1997), с. 2
  46. ^ Палдейл в своем обращении к Норману Х. Гершману, [ Беса: Мусульмане, которые спасали евреев во Второй мировой войне ], 2008, стр.xiv., приписывает чрезвычайно высокий уровень выживаемости кодексу беса или честному слову. Гершман цитирует слова Веселисов: «Мы никогда не получали никаких денег от наших еврейских гостей. Беса существует в душе каждого албанца. Наши родители были набожными мусульманами и, как и мы, верили, что каждый стук в дверь – это приветствие от Бога» (с. 90).
  47. ^ Мордехай Палдиэль, Спасение евреев: удивительные истории мужчин и женщин, которые бросили вызов «окончательному решению», Шрайбер, 2000, стр. 111-113.
  48. ^ Сарнер, Харви (1997), с. 48
  49. ^ Дебора Дворк, Голоса и взгляды: история Холокоста, Еврейский фонд праведников, 2002, стр. 484.
  50. ^ Норман Х. Гершман, [ Беса: Мусульмане, спасшие евреев во Второй мировой войне, ] Издательство Сиракузского университета, 2008, стр. 90 и далее.
  51. ^ Сильный 2023 год .
  52. ^ Стэнфорд Дж. Шоу, Турция и Холокост: роль Турции в спасении турецкого и европейского еврейства от нацистских преследований, 1933–1945 , Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета; Лондон, MacMillan Press, 1993.
  53. ^ «Хронология спасения турецкого дипломата Селахаттина Улькумена» . Спасение во время Холокоста . Проверено 27 октября 2023 г.
  54. ^ «Селахаттин Улькуме» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 27 октября 2023 г.
  55. ^ «Мечети и атеизм во Франции» . Крест (на французском языке). 30 ноября 2009 г. ISSN   0242-6056 . Проверено 26 октября 2023 г.
  56. ^ Рюэль, Карен Грей; Дезе, Дебора Дурланд (2010). Большая мечеть Парижа: история о том, как мусульмане спасали евреев во время Холокоста . Дом отдыха. ISBN  978-0823423040 .
  57. ^ «Парижская мечеть, забытое сопротивление» . 04.07.2022. Архивировано из оригинала 4 июля 2022 г. Проверено 26 октября 2023 г.
  58. ^ Кац, Итан (2012). «Спасла ли парижская мечеть евреев? Тайна и ее память» . Еврейский ежеквартальный обзор . 102 (2): 256–287. ISSN   0021-6682 . JSTOR   41480287 .
  59. ^ Сциолино, Элейн (3 октября 2011 г.). «Героическая история Холокоста с изюминкой» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 октября 2023 г.
  60. ^ «Великая мечеть Парижа, спасшая евреев во время Холокоста» . Гаарец . Проверено 26 октября 2023 г.
  61. ^ Хоар, Марко Аттила (2013). Боснийские мусульмане во Второй мировой войне . Издательство Оксфордского университета. п. 58. ИСБН  9780231703949 .
  62. ^ Реджич, Энвер; Видан, Аида; Дония, Роберт Дж.; Реджич, Энвер (2005). Босния и Герцеговина во Второй мировой войне . Касс, серия военных исследований. Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Касс. п. 229. ИСБН  978-0-7146-5625-0 .
  63. ^ Мид, Эми (4 мая 2022 г.). «Югославский борец за свободу: Нурия Поздерак» . Случайный талмудист . Проверено 27 октября 2023 г.
  64. ^ Карабегович, Дженана (24 марта 2013 г.). «Семья Поздерац гордится тем, что Израиль признал их предков» . Радио Свободная Европа (на сербско-хорватском языке) . Проверено 27 октября 2023 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б «Мохамед Хелми» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  66. ^ Филпот, Роберт (3 января 2022 г.). «Как египетский врач спас еврейского подростка в нацистском Берлине» . Таймс Израиля . Проверено 26 октября 2023 г.
  67. ^ «Арабский врач, который рисковал своей жизнью ради еврейской семьи во время Холокоста» . Гаарец . Проверено 26 октября 2023 г.
  68. ^ «Мохамед Хелми» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  69. ^ «Израиль чествует первого признанного арабского спасителя Холокоста» . Новости Би-би-си . 27.10.2017 . Проверено 26 октября 2023 г.
  70. ^ «Абдол Хосейн Сардари (1895–1981)» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  71. ^ Абдолхосейн Сардари: иранский герой Холокоста , получено 26 октября 2023 г.
  72. ^ «Абдол Хосейн Сардари | О герое» . Центр Лоуэлла Милкена . 2022-06-29 . Проверено 26 октября 2023 г.
  73. ^ «Иранский Шиндлер, спасший евреев от нацистов» . Новости Би-би-си . 14 декабря 2011 г. Проверено 26 октября 2023 г.
  74. ^ Цви (06.08.2019). «Иранский Шиндлер» . Aish.com . Проверено 26 октября 2023 г.
  75. ^ Мохтари, Фариборз Левай (2012). В тени льва: иранский Шиндлер и его родина во Второй мировой войне . Страуд: History Press. ISBN  978-0-7524-8638-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Гючлю, Юджел (2023). Селахаттин Юлкумен, турецкий Праведник народов мира . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1527598355 .

Декель, Михал (2019). Дети Тегерана: Одиссея беженцев, переживших Холокост . WW Нортон и компания. ISBN  978-1324001034 .

Керем, Ицхак (2014). «Спасение евреев-сефардов мусульманами во время Холокоста» . Журнал сефардских исследований . 2 (40): 39–76 – через academia.edu.

Мохтари, Фариборз (2012). В тени льва: иранский Шиндлер и его родина во Второй мировой войне . Историческая пресса. ISBN  978-0752486383 .

Шериф, Файсал (2011). «Еврейско-мусульманские отношения в Тунисе во время Второй мировой войны: пропаганда, стереотипы и взгляды, 1939–1943». В Готтрейхе Эмили Бенишу; Шретер, Дэниел Дж. (ред.). Еврейская культура и общество в Северной Африке . Издательство Университета Индианы. стр. 305–320. ISBN  978-0-253-22225-1 .

Рюэль, Карен Грей; Дезе, Дебора Дурланд (2010). Большая мечеть Парижа: история о том, как мусульмане спасали евреев во время Холокоста . Дом отдыха. ISBN  9780823423040 .

Дамандан, Парижа (2010). Дети Исфахана – польские беженцы в Иране: Аболкасем Джала . Назар. ISBN  9786005191394 .

Гершман, Норман Х (2008). Беса: мусульмане, спасшие евреев во время Второй мировой войны (1-е изд.). Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. ISBN  9780815609346 .

Сатлофф, Роберт (2006). Среди праведников: затерянные истории о далеком проникновении Холокоста в арабские страны . Связи с общественностью. ISBN  978-1586485108 .

Сарнер, Харви (1997). Спасение в Албании: сто процентов евреев в Албании спасены от Холокоста . Брансуик Пресс. ISBN  9781888521115 .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc5fe8c720e102be731e7d022faa0c92__1717779780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/92/cc5fe8c720e102be731e7d022faa0c92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arab and Muslim rescue efforts during the Holocaust - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)