Jump to content

Большая мечеть Парижа

(Перенаправлено из Большой мечети Парижа )
Большая мечеть Парижа
Большая мечеть Парижа
Великая мечеть Парижа
Парижская мечеть с минаретом слева.
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Париж , Франция
Большая мечеть Парижа находится в Париже.
Большая мечеть Парижа
Показано в Париже
Географические координаты 48 ° 50'31 ″ с.ш. 2 ° 21'18 ″ в.д.  /  48,84194 ° с.ш. 2,35500 ° в.д.  / 48,84194; 2,35500
Архитектура
Архитектор(ы) Морис Трашан де Люнель
Тип Мечеть
Стиль мавританский стиль
Новаторский 1922
Завершенный 1926
Технические характеристики
угрожать (а) 1
Высота минарета 33 м
Веб-сайт
www.grandemosqueedeparis.fr

Большая мечеть Парижа ( фр . Grande Mosquée de Paris ), также известная как Большая мечеть Парижа или просто Парижская мечеть , расположена в 5-м округе и является одной из крупнейших мечетей Франции Парижа . Здесь есть молитвенные комнаты, открытый сад, небольшая библиотека, сувенирный магазин, а также кафе и ресторан. В целом мечеть играет важную роль в популяризации ислама и мусульман во Франции. Это старейшая мечеть во Франции . [ 1 ]

Генезис проекта

[ редактировать ]

История парижской мечети неразрывно связана с колонизацией Францией значительной части мусульманского мира на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. Ранний, если не первый, проект мечети в Париже, как сообщается, должен был быть «в районе Божон в 1842 году, после чего аналогичные намерения были возрождены в марокканском посольстве в 1878 и 1885 годах». [ 2 ] В 1846 году Société orientale (Восточное общество) предложило построить «в Париже, а затем в Марселе кладбище, мечеть и мусульманскую школу (колледж)». По словам историка Мишеля Ренара, он был выдвинут «по филантропическим причинам, дополненным политическими причинами (недавнее завоевание и умиротворение Алжира), но также и религиозными, поскольку считалось, что мусульмане ближе к римскому католицизму, чем евреи». [ 2 ] Негативная реакция Министерства юстиции и религий, которое обсуждало этот вопрос с Национальным собранием, привела к тому, что проект был отложен на десять лет. [ 3 ]

Первая «Мечеть» на Пер-Лашез.

[ редактировать ]
Минарет Большой мечети с зубчатой ​​балюстрадой.

Указ французского префектуры от 29 ноября 1856 года разрешил посольству Османской империи в Париже построить специальное ограждение, предназначенное для захоронения мусульман на 85-м отделении парижского Восточного кладбища, называемом Пер-Лашез . Площадь ограждения составляла около 800 квадратных метров, и в нем османы построили сооружение, названное «Мечеть», чтобы обеспечить убежище для погребальных служб и молитв за умерших. Таким образом, это была первая мечеть, построенная на территории Парижа. Однако она была не первой в Западной Европе с момента исчезновения мусульман с юга Франции в девятом веке, поскольку существовала более ранняя мечеть, издавна использовавшаяся в Марселе в границах Кладбища турок , но она был разрушен во время Французской революции ». [ 2 ]

На кладбище находились могилы османов, умерших во Франции. Мало использовался, в 1883 году его сократили в размерах, но вскоре здание пришло в упадок, поэтому правительство Османской империи решило профинансировать его реконструкцию и расширение. В 1914 году был предложен архитектурный проект более выдающегося здания с куполом и явными «исламскими» характеристиками, но Первая мировая война помешала реализации проекта. Однако в 1923 году межминистерская комиссия по делам мусульман обсуждала работы по завершению строительства мусульманского кладбища на Пер-Лашез. Он пришел к выводу, что строить мечеть на кладбище непрактично, поскольку они хотели построить мечеть в районе Сада растений .

Проекты 1895 и 1915–16 годов.

[ редактировать ]

Первый проект настоящей мечети в Париже был безуспешно задуман в 1895 году Комитетом Французской Африки, созданным Теофилем Делькассе , Жюлем Камбоном , принцем Бонапартом и принцем д'Аренбергом. Однако статья в La Presse от 12 января 1896 года была оптимистична по поводу этого проекта, особенно мечети, которая будет построена на набережной Орсе , особенно при финансовой поддержке османского султана, вице-короля Египта и султана. Марокко. [ 4 ]

Журналист Поль Бурдари обосновал строительство парижской мечети в газете La Revue indigène :

Такое предложение нельзя забыть и потерять [для истории]. Оно слишком сильно отражает политическую точку зрения, которой Франция должна следовать по отношению к своим сыновьям-мусульманам и которая должна выражаться, прежде всего, в актах политического и административного равенства и, прежде всего, в жестах сочувствия и доброй воли. С момента своего основания в 1906 году La Revue indigène выдвигала планы по возобновлению этого проекта, в результате чего предлагаемые ею реформы будут рекомендованы и успешно завершены. Члены алжирской мусульманской делегации в Париже, приехавшие в Париж в 1912 году, д-р Бентами, д-р Мусса, адвокат г-н Мохтар Хадж Саид и др. вспоминают, что этот вопрос обсуждался в тот момент в ходе встреч. который состоялся в штаб-квартире La Revue indigène . Тем временем г-н Кристиан Черфилс, исламофил и автор работы о Наполеоне и исламе, рекомендовал построить мечеть в Париже. Другие, без сомнения, рассматривают ту же конструкцию как желательную, так и возможную.

Бурдари в своей статье упомянул противоречие между союзом с Англией, который способствовал доминированию над большинством стран мусульманского мира, и интересом Франции оставаться «друзьями турок в соответствии с желаниями Франциска I и Сулеймана Великолепного ». и продолжать «свою роль в рамках власти арабских мусульман». La Revue indigène считала, что проект парижской мечети был тем проектом, который, как знали французские граждане, «соответствовал их духу, сердечной любви к своей стране и уважению к исламу». Именно поэтому Бурдари не прекратил лоббировать свой проект и предпринял серьезную работу, чтобы заставить французское правительство прислушаться к нему.

Как признался Бурдари в своем дневнике:

В мае и июне 1915 года я начал совещаться с архитектором , учеником [Шарля] Жиро , г-ном Э. Тронкуа. Наши дискуссии часто касались ислама и роли французских мусульман на поле боя. Г-н Тронкуа выразил мнение, что мечеть станет настоящим памятным памятником их героизму и жертвам. Я объяснил г-ну Тронкуа факты и точки зрения, высказанные ранее, и мы решили также приступить к работе. А летом 1916 года определенное количество мусульман, живущих в Париже, и их друзья несколько раз встречались в штаб-квартире La Revue indigène, чтобы рассмотреть и, если понадобится, подвергнуть критике эскизы архитектора. Среди них, насколько я помню, были эмир Халед, приехавший с фронта и проехавший через Париж; доктор Бентами; муфтий Мокрани; доктор Тамзали и его брат; Халил бей; Зиане; художник Дине; графиня д'Обиньи; Лавенард; Кристиан Черфилс; депутат А. Прат и др. По итогам этих встреч была образована комиссия, председателем которой было предложено г-н. Э[дуар] Эррио , мэр Лиона и сенатор; вице-президенты - сенатору г-ну Люсьену Юберу; Марин и Прат, члены Палаты депутатов; и А. Бриссон, директор журнала «Политические и литературные анналы» . Межминистерская комиссия по делам мусульман, которая знала о проекте через г-на Гоута, дала свое одобрение, а г-н Пишон , бывший министр иностранных дел, предложил свое покровительство, и таким образом проект был передан непосредственно г-ну [Аристиду] Бриан , президент Совета, который его одобрил.

Бурдари действительно был отцом проекта парижской мечети и неустанно работал над его завершением. Первую концепцию проекта разработал архитектор Морис Транчан де Люнель , который с 1912 года был директором отдела изящных искусств при Юбере Лиоте и другом Редьярда Киплинга , К. Фаррера и королевы Бельгии Елизаветы.

Первая мировая война

[ редактировать ]

В 1881 году французское правительство учредило « Индигенат» в Алжире , что позволило применять такие наказания, как лишение земли и дискриминацию колонистов. [ 5 ] Этот указ также ограничил поездки алжирцев за границу и внутри своей страны, требуя разрешения на поездку. В 1905 году забастовка среди французских рабочих заставила французских чиновников обратиться к алжирцам на эту роль. Ограничения на поездки были смягчены, чтобы позволить алжирцам путешествовать и иммигрировать во Францию, чтобы заполнить пробелы в рабочей силе. В 1912 году потребность французов в рабочих росла по мере роста страны, а также нуждалась в дополнительных солдатах для армии. В ответ указ был смягчен, разрешив дальнейшую иммиграцию из Алжира. Вскоре после этого, во время Первой мировой войны, Франции потребовалось больше ресурсов для помощи продолжающейся войне. Во Франции наблюдались большие волны миграции алжирцев во Францию, чтобы служить в армии и работать в качестве чернорабочих. В войне погибло более 100 000 алжирских солдат, служивших французам, и появилось новое население алжирских иммигрантов во Франции. Когда война подошла к концу, французы стали более терпимо относиться к мусульманам и захотели воздать должное их усилиям и жертвам ради Франции. [ 6 ]

Строительство и финансирование

[ редактировать ]
Входная дверь из дуба, с бронзовой фурнитурой, увенчанная узором из эвкалипта и полумесяцем со звездой.

Решение о строительстве мечети вновь появилось после битвы при Вердене , когда Société des Habous было поручено построить мечеть. Эта ассоциация, созданная в 1917 году, имела целью организовать ежегодное паломничество в Мекку для жителей Северной Африки и обеспечить соблюдение паломниками правил безопасности и гигиены во время путешествия в Хиджаз . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Великая мечеть Парижа финансировалась французским государством в соответствии с законом от 19 августа 1920 года, который предоставил субсидию в размере 500 000 франков на строительство Мусульманского института, состоящего из мечети, библиотеки, а также комнаты для собраний и занятий. [ 9 ] [ 11 ] Однако закон от 19 августа 1920 года действительно нарушил французский закон 1905 года о разделении церквей и государства, провозглашающий светский характер правительства, среди подписавших которого были сами Эдуард Эррио и Аристид Бриан. [ 12 ] Большая мечеть была построена на месте бывшей Благотворительной больницы ( Pitié-Salpêtrière Hospital ) и примыкала к Саду растений . Первый камень был заложен в 1922 году. Работы завершили Робер Фурне, Морис Манту и Шарль Эбес на основе планов Мориса Транчана де Люнеля. Мечеть построена в мавританском стиле. [ 13 ] а его минарет имеет высоту 33 метра.

Инаугурация

[ редактировать ]
Султан Юсеф , Гастон Думерг , Абделькадер бен Габрит , Мухаммад аль-Мукри и другие присутствовали на открытии мечети в 1926 году.

Он был открыт 16 июля 1926 года в присутствии президента Франции Гастона Думерга и султана Марокко Юсефа . [ 14 ] Думерг прославил франко-мусульманскую дружбу, скрепленную кровопролитием на Западном фронте в Первой мировой войне, и подтвердил, что Республика защищает все верования. Суфийский шейх Ахмад аль-Алави возглавил первую совместную молитву по случаю открытия недавно построенной мечети. [ 15 ] Накануне инаугурации Мессали Хадж провел первое собрание Etoile nord-africaine (Звезда Северной Африки) и раскритиковал «рекламный ход мечети».

В 1929 году король Египта Фуад I подарил мечети минбар , который используется до сих пор. [ 16 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Вдохновленная мечетью Эль-Карауин в Фесе, Марокко , одной из самых важных мечетей в Марокко и одной из старейших в мире, вся декоративная программа Парижской мечети, включая внутренние дворы, подковообразные арки и, в частности, zelliges была поручена специализированным мастерам из Северной Африки, использующим традиционные материалы. высотой 33 метра Минарет был вдохновлен мечетью Аль-Зайтуна в Тунисе . [ 17 ]

Большая входная дверь парижской мечети украшена стилизованными цветочными мотивами в самом чистом исламском стиле.

Большая мечеть Парижа занимает площадь 7500 квадратных метров и включает в себя:

  • Молитвенная комната, оформление которой вдохновлено многими частями мусульманского мира.
  • Медресе ( школа )
  • Библиотека
  • Конференц-зал
  • Арабские сады площадью 3500 квадратных метров.
  • Пристройки ресторана, чайной, хаммама и магазинов.

Мечеть вместе с Исламским центром внесены в дополнительный перечень исторических памятников указом от 9 декабря 1983 года. Здание внесено под грифом «Наследие двадцатого века» (Patrimoine du XXe siècle). [ 18 ]

Великая мечеть Парижа может вместить до 1000 человек, разрешает доступ женщинам, предоставляет исповедальные помещения, а также доступ для людей с ограниченными возможностями.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В документальном фильме 1991 года режиссер Дерри Беркани сообщил, что во время Второй мировой войны и оккупации Франции нацистами Большая мечеть Парижа служила местом сопротивления мусульман, живущих во Франции. [ 19 ] Алжирцы из организации Francs-Tireurs et Partisans (FTP; Partisan Snipers) поставили перед собой задачу обеспечить безопасность и защиту британских парашютистов и найти им убежище. Построенная в пещерах мечеть позволяла им тайно добраться до Бьевра , притока Сены . [ 20 ] FTP также помог еврейским семьям или семьям, которых они знали или по просьбе друзей, переехать в мечеть в ожидании транзитных документов для проезда в Свободную зону или для пересечения Средиземного моря в Магриб . Еврейским беженцам выдавались документы, подтверждающие, что они мусульмане и члены мечети, чтобы защитить их от преследований. [ 21 ] Доктор Альбер Ассулин зафиксировал около 1600 продовольственных карточек (по одной на человека), которые были предоставлены Большой мечетью Парижа для евреев, нашедших там убежище. [ 22 ] Эта малоизвестная история была изложена в книге Карен Грей Рюэль и Деборы Дюрланд ДеСэ « Большая мечеть Парижа: история о том, как мусульмане спасали евреев во время Холокоста» , книге для детей 8–12 лет, опубликованной в США в 2009 году (также в Французское и японское издания).

Цифры о количестве евреев, размещенных и спасенных через Парижскую мечеть в этот период, по данным разных авторов, значительно различаются. Анни-Поль Дерчански [ фр ] , президент Association des Bâtisseuses de Paix (Ассоциация женщин-строительниц мира), сообщает, что, по словам Альберта Ассулина, который появляется в фильме Биркани, было спасено 1600 человек. С другой стороны, по словам Алена Бойера, бывшего чиновника, работавшего с религиями в Министерстве внутренних дел Франции , это число приблизилось к 500 людям.

Призыв к свидетелям обстоятельств евреев, спасенных Великой мечетью Парижа в период с 1942 по 1944 год, был объявлен 3 апреля 2005 года, в то же время, когда Яд Вашем вручил Медаль Справедливости (médaille des Justes) потомкам настоятель мечети Си Каддур Бенгабрит , который спас жизни сотне евреев, в том числе певцу Салиму Халали , выдав им удостоверения мусульманской личности от административного персонала мечети, что позволило им избежать ареста и депортации. [ 23 ] [ 24 ]

Серж Кларсфельд , президент Ассоциации и дочерей сыновей евреев, депортированных из Франции , однако, более скептически относится к цифре в 1500 спасённых евреев и утверждает, что «из них из 2500 членов нашей организации «никто никогда о ней не слышал». Тем не менее он считает, что кампания по обращению к свидетелям, предпринятая Ассоциацией батиссов мира, является "положительной". [ 25 ]

Франко-марокканский режиссер Исмаэль Феррухи снял в 2011 году фильм под названием Les hommes libres ( «Свободные люди ») о забытой истории бойцов мусульманского сопротивления во время Второй мировой войны с Тахаром Рахимом и Майклом Лонсдейлом в главных ролях. [ 26 ] Фильм подвергся критике со стороны историков Мишеля Ренара и Даниэля Лефевра, которые считают его не особенно серьезным. [ 27 ] [ 28 ]

Современная история

[ редактировать ]

Большая мечеть играет важную роль во французском обществе, способствуя популяризации ислама и мусульман. [ 29 ] Мечеть была передана Алжиру в 1957 году министром иностранных дел Франции. Парижская мечеть служит головной мечетью для французских мечетей, и в настоящее время ее возглавляет муфтий Далиль Бубакер , который занимает должность настоятеля с 1992 года. В 1993 году был основан Институт Аль-Газали, религиозная семинария для подготовки имамов и мусульманских капелланов. [ 30 ] В 1994 году Шарль Паскуа , тогдашний министр внутренних дел по вопросам религии, передал Большой мечети полномочия сертифицировать мясо как халяль . [ 31 ]

12 декабря 2011 года официальная церемония ознаменовала начало строительства раздвижной крыши, закрывающей большой внутренний дворик, выходящий на молитвенный зал Великой мечети. Этот важный проект, которого прихожане долго ждали в течение многих лет, чтобы защитить их во время ненастной погоды, был важной особенностью его первоначальной концепции 1922–26 годов.

В ноябре 2012 года в Париже член группы «Гомосексуальные мусульмане Франции» Людовик-Мохамед Захед открыл молитвенную комнату . Открытие было осуждено Большой мечетью Парижа. [ 32 ]

В декабре 2013 года группа Les Femmes dans la Mosquée («Женщины в мечети») потребовала от администрации права молиться в одной комнате с мужчинами, будучи исключенными из нее и переведенными в вестибюль. [ 33 ] По мнению представителя движения Ханане Карими, «предыдущая политика отражает сегодняшнюю организацию мусульманской общины в соответствии с определенными условностями, согласно которым женщинам там нет места; они стали невидимыми». [ 34 ]

Во время правления Бертрана Деланоэ возникли некоторые разногласия, например, среди тех, кто хочет предоставить эмфитевтическую аренду Société des Habous и священным местам ислама. [ 35 ] В 2013 году мэрия Парижа Анн Идальго отказала в разрешении на строительство второго здания Института мусульманских культур [ fr ] (Институт мусульманских культур), сославшись на Закон 1905 года об отделении церкви от государства. . [ 36 ]

Большая мечеть Парижа призвала избирателей «следовать путем надежды», проголосовав за Эммануэля Макрона , а не за Марин Ле Пен . [ нужна ссылка ]

За последние годы Большая мечеть подверглась множеству исламофобских нападений. В 2015 году мужчина попытался въехать в мечеть на грузовике, но был остановлен барьерами, установленными сотрудниками полиции, установленными правительством для предотвращения расистских инцидентов. [ 37 ] В другой раз в 2015 году мужчина нацарапал свастику на стенах мечети. [ нужна ссылка ] После нападений члены мечети объединились в поисках надежды и единства после попытки вандализма.

Мечеть проводит позитивную кампанию по связям с общественностью, пытаясь развеять распространенные исламские стереотипы, существующие во Франции. [ 38 ] Доктор Далиль Бубакер является официальным лицом ислама во Франции и делает все, что в его силах, чтобы обеспечить доступ к своим убеждениям через книги, интервью и даже является видным деятелем социальной справедливости. [ 39 ]

[ редактировать ]

С 1921 года Великая мечеть находится в ведении Общества святых и святых ислама, ассоциации, регулируемой Законом 1901 года, владельцем здания после того, как оно было передано в дар городом Парижу. В 1980-х годах министр внутренних дел Гастон Дефер снял опеку над мечетью с министерства и города Парижа, что с тех пор позволило Алжиру финансировать треть бюджета мечети (в 2015 году этот бюджет составлял 1,8 доллара). миллионов евро). Даже если мечеть юридически независима, она остается религиозно и культурно связанной с Алжиром, который пользуется неписаным правом на назначение своего настоятеля; хотя в 2015 году Алжир официально объявил о начале процедур по приобретению собственности Большой мечети Парижа. [ 40 ]

Халяльный контроль и отслеживаемость

[ редактировать ]

Мусульманский институт Парижской большой мечети находится в религиозном партнерстве с Французским обществом контроля за халяльной едой (SFCVH; Французское агентство по контролю за халяльным мясом), которое договорилось регулировать круг священников, уполномоченных совершать ритуальный забой в соответствии с от 15 декабря 1994 Указ министра сельского хозяйства Франции г. Институт мусульман осуществляет религиозные прерогативы в вопросах исламских ритуальных жертвоприношений, в то время как SFCVH отвечает за надзор за техническими, административными и коммерческими аспектами контроля и сертификации процессов убоя, таких как казнь на электрическом стуле и удушение инертным газом.

Сегодня Большая мечеть является крупнейшей мечетью во Франции и третьей по величине в Европе. [ 29 ] Он расположен в 5-м округе, в Латинском квартале, недалеко от Сада растений и Института арабского мира . Мечеть является туристическим направлением, а также местом молитвы, и здесь проводятся экскурсии. Для посетителей также есть большие турецкие мраморные бани. [ 29 ]

Мечеть открыта для туристов каждый день в году (кроме пятницы), за пределами комнат имамов и помещений для обучения, а также мест, отведенных мусульманам для чтения Корана, молитв и медитаций.

В мечети также есть традиционный ресторан «Aux Portes de l'Orient» («У дверей Востока»), где подают блюда кухни Магриба, такие как тажин и кускус, а также чайная комната (где подают мятный чай, лукум, выпечку, кальян). Есть также турецкие бани (исключительно для женщин), магазины, торгующие традиционными арабскими ремеслами, и все эти заведения открыты для посещения круглый год.

К мечети можно добраться по линии 7 парижского метро со станций Place Monge и Censier-Daubenton , а также на нескольких автобусных линиях RATP (47, 67 и 89).

13 марта 2020 года Большая мечеть Парижа была вынуждена закрыться из-за пандемии COVID-19 . Чтобы ограничить распространение болезни, Франция запретила любые собрания численностью более 100 человек. [ 41 ] 2 июня 2020 года мечеть вновь открылась с соблюдением требований, включая социальное дистанцирование, вместимость и ношение покрытий для лица. [ 42 ] Мечеть будет продолжать прекращать и возобновлять работу, поскольку страна еще несколько раз будет входить в карантин и выходить из него.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ La-Croix.com (30 ноября 2009 г.). «Мечети и атеизм во Франции» . Крест (на французском языке) . Проверено 14 декабря 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Мишель Ренар, «Предпосылки мусульманского присутствия и его восприятие во Франции — пребывание мусульман и встречи с исламом», в Arkoun 2006, 2-я часть, гл. II , с. 573–582.
  3. Письмо Министерства иностранных дел Министерству внутренних дел и по делам религии от 28 января 1847 г.
  4. ^ Ла Пресс , нет. 1324 (12 января 1896 г.), с. 3 [архив] сюр Галлика.
  5. ^ Манн, Грегори (2009). «Что такое Indigénat? «Империя права» во Французской Западной Африке» . Журнал африканской истории . 50 (3): 331–53. дои : 10.1017/S0021853709990090 . JSTOR   25622051 . S2CID   146745985 — через JSTOR.
  6. ^ Баюми, Мустафа (2000). «Тени и свет: колониальная современность и Большая мечеть Парижа» . Йельский журнал критики . 13 (2): 267–292. дои : 10.1353/yale.2000.0015 . ISSN   1080-6636 . S2CID   162364577 .
  7. ^ Выступление министра обороны в Большой мечети Парижа - 11 ноября 2010 г.
  8. ^ Барбье, Морис (1995). Секуляризм . Распечатать Лабалерия. Париж: Эд. Л'Харматтан. ISBN  2738430635 . OCLC   464292394 .
  9. ^ Jump up to: а б «Чтобы Европа стремилась к исламу» . Slate.fr (на французском языке). 31 мая 2016 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  10. ^ Хьес, Дэвид (08 сентября 2008 г.), «Глава 4. Концепции права и закона в непослушной мысли», Гражданское неповиновение , Presses universitaire du Septentrion, стр. 67–86, doi : 10.4000/books.septentrion.15829 , ISBN  9782757400654
  11. ^ «Официальный журнал Французской Республики. Законы и указы» . Галлика . 14 декабря 1920 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  12. ^ «История парижской мечети» (PDF) . Mosquee-de-paris.org . Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2017 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  13. ^ Рената Холод; Хасан-Уддин Хан; Кимберли Мимс (1997). Современная мечеть: архитекторы, заказчики и проекты с 1950-х годов . Риццоли. п. 228. ИСБН  978-0847820436 .
  14. ^ «1935 – 2005. Больница Авиценны: история без границ» (PDF) . Музей общественной помощи-больницы Парижа . Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2012 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  15. ^ Марк Седжвик (2009). Против современного мира: традиционализм и тайная интеллектуальная история двадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 86. ИСБН  978-0-19-539601-0 .
  16. ^ «1926 год, открытие Большой мечети Парижа» . leparisien.fr . 3 августа 2016 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  17. ^ Фарраг, Энджи (01 декабря 2017 г.). «Архитектура мечетей и исламских центров в немусульманском контексте» . Александрийский инженерный журнал . 56 (4): 613–620. дои : 10.1016/j.aej.2017.08.001 . ISSN   1110-0168 .
  18. ^ «Парижская мечеть и мусульманский институт – ПОП» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 5 мая 2019 г.
  19. ^ «Парижская мечеть, забытое сопротивление» (на французском языке). Муниципальная библиотека Лиона . 23 марта 2017 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
  20. ^ Бузегран, Надя (16 мая 2005 г.). «Алжирские FTP и спасение еврейских детей» . Эль Ватан .
  21. ^ Сциолино, Элейн (3 октября 2011 г.). «Как парижская мечеть укрывала евреев во время Холокоста» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 8 ноября 2019 г.
  22. ^ Беркани, Дерри (9 июля 2009 г.). «Une Résistance Oubliée… Парижская мечеть 1940-1944» . Международная лига против расизма и антисемитизма . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года . Проверено 5 мая 2019 г.
  23. ^ «Иф Каддур Бенгабрит — праведник, заслуживающий признания» . Эль-Ватан (на французском языке). 16 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 г.
  24. ^ Сатлофф, Роберт (8 октября 2006 г.). «Арабские герои Холокоста» . Вашингтон Пост . Проверено 27 декабря 2019 г.
  25. Ассмаа Ракхо Мом, « Евреи были спасены парижской мечетью, Ассоциация Миростроительства хочет вспомнить факты », SaphirNews.com , 8 июня 2008 г.
  26. ^ «Пресс-кит о свободных людях» (PDF) . Кинодвижение Канады. Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2014 г.
  27. ^ «Рю 89» . L'Obs (на французском языке) . Проверено 5 мая 2019 г.
  28. ^ «Парижская мечеть в период оккупации, 1940-1944 гг. — ДОХОД — колониальные исследования» . etudescoloniales.canalblog.com (на французском языке). 09.10.2011 . Проверено 5 мая 2019 г.
  29. ^ Jump up to: а б с «Великая мечеть Парижа» . Ислами Сити . 12 октября 2010 г. Проверено 14 декабря 2018 г.
  30. ^ «Университетский путь для лучшей подготовки имамов» (на французском языке). 17 марта 2017 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  31. ^ Чебель, Малек (13 марта 2012 г.). «История парижской мечети». В центре истории Европы . 1 .
  32. ^ Банерджи, Робин (30 ноября 2012 г.). «В Париже открывается «мечеть», дружественная к геям» . Новости Би-би-си.
  33. ^ «Война полов в парижской мечети» . ФИГАРО . 26 декабря 2013 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  34. ^ «Ханане Карими: мечеть для всех» . Ле Инрокс (на французском языке) . Проверено 5 мая 2019 г.
  35. ^ «Институт исламских культур подал в суд на налогоплательщика» . 04.11.2015.
  36. ^ «Почему мэрия Парижа отказывается от проекта второго здания ICI» . Мир религий (на французском языке) . Проверено 5 мая 2019 г.
  37. ^ «В Великой парижской мечети царит спокойствие внутри и хорошо вооруженная охрана снаружи» . Международное общественное радио . Проверено 8 ноября 2019 г.
  38. ^ Лоуренс, Джонатан; Вайс, Джастин (1 февраля 2007 г.). Интеграция ислама: политические и религиозные проблемы в современной Франции . Издательство Брукингского института. п. 291 . ISBN  9780815751526 . Интервью с доктором Далилем Бубакером.
  39. ^ Сциолино, Элейн (21 апреля 2003 г.). «Мусульманин посередине во Франции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 8 ноября 2019 г.
  40. ^ «Великая мечеть Парижа, будущая собственность Алжира» . ФИГАРО . 03.12.2015 . Проверено 5 мая 2019 г.
  41. ^ «Коронавирус: Большая мечеть Парижа закрывается» . www.sortiraparis.com . Проверено 6 декабря 2021 г.
  42. ^ «Парижская мечеть откроется во вторник» . Международное агентство новостей Корана . 30 мая 2020 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13a4790be03823cd70a336c8fe0e0ff7__1723170240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/f7/13a4790be03823cd70a336c8fe0e0ff7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grand Mosque of Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)