Jump to content

Швайпольт Скрипка

Октоэх Фиола

Швейпольт Фиол (также Себальд Вель или Вейль ; ок. 1460–1525 или 1526) был родившимся в Германии 15 века пионером кириллической печати . [ 1 ] [ 2 ] Фиол провел значительную часть своей жизни в Польше, особенно в Кракове столице Польского королевства , тогдашней . Город славился своим университетом. Расцвет искусств и наук способствовал раннему возникновению здесь книгопечатания: уже в 1473–1477 гг. в Кракове действовала типография, издававшая многочисленные богословские труды. Самая первая книга, напечатанная кириллицей , «Октоих» (Октоих), была издана Фиолом в 1491 году в Кракове. [ 3 ]

Фиол работал горным инженером и ювелиром , а затем возглавил типографию. Именно эта типография, принадлежащая Фиолу, впервые издала на кириллице такие религиозные книги, как восточнославянские издания «Часослов» , «Октоих» , «Два Триоди» .

Печатная машина, созданная Иоганном Гутенбергом, которую использовал Фиол.

Биография

[ редактировать ]

Точная дата его рождения неизвестна. Он родился в Нойштадте-ан-дер-Айш во Франконии . Он переехал в Краков в 1479 году и вскоре был зачислен в отдел ювелиров . Работал золотошвейницей ( нем . perlenhaftir ). [ 4 ] [ 5 ]

9 марта 1489 года король польский и великий князь литовский Казимир выдал Фиолу привилегию на изобретение машины для откачки воды из шахт. [ 5 ] Изобретением заинтересовался богатый купец и банкир Джон Турзо (1437–1508), владевший рядом рудников, в том числе свинцовыми рудниками в Олькуше . Впоследствии Турзо вместе с краковским патрицием Яном Тешнаром спонсировал типографию Фиола. Для начала печати необходимо было вырезать соответствующую кириллицу.

26 октября 1489 года Фиол подписал договор с Карбесом Яковом, который обязался «выгравировать буквы и настроить шрифт русский». [ нужна ссылка ] В это же время он отправился в Нюрнберг, вероятно, для того, чтобы изготовить пуансоны и матрицы для последующего тиснения.

Документальные свидетельства о Фиоле, упомянутые 18 сентября 1490 года: Фиол обвинил Иоганна и Николауса Сведлер из Нойбурга в краже бумаги, хранившейся в его мастерской в ​​Кракове. Позже, в свою очередь, они подали на Фиолу в суд за клевету . Однако доказательств Фиол не предоставил, но заявил, что видел кражу собственными глазами. Решение суда по этому делу неизвестно.

Окончательный вариант кириллицы и некоторые буквы по заказу Фиола вырезал студент Краковского университета Рудольф Борсдорф из Брауншвейга , который быстро снабдил Фиола 230 полностью законченными и откорректированными буквами и надстрочными значками ( Ludolfus Ludolfi de Brunszwyczk ). [ 5 ]

Мы знаем также, что Рудольф обязывался не делать таких шрифтов ни для кого другого, даже для себя, и не учить их делать, так как Фиоль не хотел, чтобы кто-то другой печатал церковнославянские книги. [ 6 ]

Знаменитый немецкий поэт и гуманист Конрад Цельтис жил в 1489–1491 годах в Кракове и своими произведениями поддерживал издательство Фиолса. В июле 1491 года Фиол умолял Отто о деньгах.

Издание восточнославянских православных книг привело его к конфликту с властями католической церкви в Кракове. Книгопечатник был арестован в начале ноября 1491 года по сфабрикованному обвинению в гуситской ереси. Его освободили 21 ноября под залог в 1000 гульденов и под поручительство двух богатых краковцев. В начале 1492 года он был снова арестован. [ 7 ]

Первая славянская письменность

13 января 1492 года архиепископ Гнезненский рекомендовал ему воздержаться от распространения и печати русинских книг. [ нужна ссылка ] Фиол был освобожден в июне 1492 года. Его признали невиновным, но ему пришлось подписать документ о прекращении печати кириллических книг. После этого он прекратил работу печатником и уехал из Кракова. [ 7 ]

С 1502 года Фиоль жил в Райхенштейне , а позже переехал в город Левока , где занимался добычей полезных ископаемых. В последние годы своей жизни он проживал в Кракове, живя на пенсию, предоставленную ему семьей Турзо. Швейпольт Фиоль умер в конце 1525 или начале 1526 года.

Фиол был женат на польке Малгожате, старшей дочери краковского мясника Николая Любчицы. [ 8 ] Поскольку Малгожата не упоминается в завещании от 7 мая 1525 года, можно предположить, что либо она умерла раньше, либо в этот момент они развелись. [ 6 ]

Печать в Польше

[ редактировать ]

Печать в Польше началась в конце 15 века, когда после создания Библии в Гутенберга 1455 году типографы из Западной Европы распространили новое ремесло за границу.

Польская столица в то время находилась в Кракове, где уже присутствовали ученые, художники и купцы из Западной Европы. Позже последовали и другие города, входившие в состав Польского королевства. Города северной польской провинции Королевская Пруссия, [ 9 ] как и город Данциг (Гданьск), входящий в Ганзейский союз, с самого начала были основаны типографии.

Первую типографию, возможно, открыл в Кракове Гюнтер Цайнер из Аугсбурга в 1465 году. В 1491 году Швайпольт Фиол напечатал первую книгу, написанную кириллицей. Следующей зарегистрированной типографией была голландская, известная под названием Typographus Sermonum Papae Leonis I. Она могла быть основана в 1473 году на территории Польши, но ее точное местонахождение еще не определено. [ 10 ]

Самым старым известным гравюром из Польши считается Almanach cracoviense ad annum 1474 (Краковский альманах за 1474 год), который представляет собой однолистовый настенный астрономический календарь на 1474 год, напечатанный и опубликованный в 1473 году Каспером Штраубе. [ 11 ] Единственный сохранившийся экземпляр Краковского альманаха размером 37 на 26,2 см находится в коллекции Ягеллонского университета .

Другими известными ранними печатниками в Польше были:

В конце 16 века в Кракове было 7 типографий, а в 1610 году — десять типографий. Упадок начался примерно в 1615 году, и в 1650 году осталось только три светских типографии, а также несколько церковных.

Зафиксирована только одна типография в Варшаве 1707 года, принадлежавшая пиаристам . Эта ситуация улучшилась во время правления последнего польского короля Станислава Августа Понятовского , что ознаменовало политическое и культурное возрождение в Польше. К сожалению, его попытки реформировать государство привели к разделу Польши, осуществленному Пруссией , Австрией и Россией .

Технология печати

[ редактировать ]

Первая в мире технология печати подвижным шрифтом была изобретена и разработана в Китае ханьским китайским печатником Би Шэном между 1041 и 1048 годами. На Западе изобретение улучшенной технологии механической печати подвижным шрифтом в Европе приписывают немецкому печатнику Йоханнесу. Гутенберг в 1450 году. [ 12 ]

Точная дата печати Гутенберга обсуждается на основе существующих винтовых прессов. Гутенберг, ювелир по профессии, разработал систему печати, адаптировав существующие технологии и сделав собственные изобретения. Его недавно разработанная ручная форма сделала возможным быстрое создание металлических подвижных шрифтов в больших количествах. Работа Иоганна Гутенберга над печатным станком началась примерно в 1436 году, когда он стал партнером Андреаса Дритцена — человека, которого он ранее обучал огранке драгоценных камней, — и Андреаса Хайльманн, владелец бумажной фабрики. [ 13 ] Однако официальное свидетельство появилось только после иска 1439 года против Гутенберга; В показаниях свидетелей обсуждались шрифты Гутенберга, перечень металлов (включая свинец) и его типовые формы. [ 13 ]

Ранее работая профессиональным ювелиром, Гутенберг умело использовал знания о металлах, полученные им в качестве мастера. Он был первым, кто сделал шрифт из сплава свинца, олова и сурьмы , что имело решающее значение для производства прочного шрифта, позволяющего производить высококачественные печатные книги и оказалось, что он гораздо лучше подходит для печати, чем все другие известные материалы. Для создания этих типов лидов Гутенберг использовал то, что считается одним из его самых гениальных изобретений: [ 13 ] [38] специальная матрица, позволяющая быстро и точно формовать блоки нового типа из единого шаблона. По оценкам, его типографский регистр содержал около 290 отдельных почтовых ящиков, большинство из которых требовались для специальных символов, лигатур , знаков препинания и т. д. [ 14 ]

Гутенбергу также приписывают введение чернил на масляной основе, которые были более долговечными, чем использовавшиеся ранее чернила на водной основе. В качестве печатного материала он использовал как бумагу, так и пергамент (высококачественный пергамент). В Библии Гутенберга Гутенберг попробовал цветную печать для нескольких заголовков страниц, присутствующих только в некоторых экземплярах. [ 15 ]

Более поздняя работа, Майнцская Псалтырь 1453 года, предположительно разработанная Гутенбергом, но опубликованная под отпечатком его преемников Иоганна Фуста и Петера Шеффера , имела тщательно продуманные красные и синие напечатанные инициалы. [ 15 ]

Издательская деятельность

[ редактировать ]

Так получилось, что восточнославянская кириллическая типография была основана не на территории одной из восточнославянских стран , а в столице и крупнейшем экономическом центре тогдашнего Царства Польского — Кракове , где в то время проживало множество украинских и Белорусы. Здесь в конце XV века появились первые четыре книги, напечатанные на кириллице церковнославянском языке. Два из них — Часослов и Осмогласник (Октоих) — отмечены на конце тиража в Кракове в 1491 году Швейпольтом Фиолем. Так, печатный сценарий Постный Триодион (ни в одном из его экземпляров не выведен) и Пятидесятник (страница с символическими именами Фиол сохранилась только в экземпляре, недавно обнаруженном в городе Брашове ). [ 6 ]

Первая страница Октоиха
Последняя страница Октоиха. На верхнем изображении видны две заглавные буквы с обеих сторон «S» и «V», что может означать виолу Швайпольта.

Ученые предполагают, что заказчики печати богослужебных текстов были связаны с Митрополитом Киевским и всея Руси или одной из его епархий. Эксперты полагают, что образцом оформления (весьма скромного) этих изданий послужили славянские рукописи, в частности из карпатских церквей. [ 16 ]

Всего Фиол выпустил в типографии Фиола в Кракове четыре издания церковнославянских книг:

» Фиола нет К сожалению, изображения «Постного Триоди , это другое, напечатанное Петром Могилой в 1646 году.

«Октоих» и «Часослов» имеют следующий колофон, в котором текст набран без пробелов, что затрудняет его понимание и дано несколько вариантов его интерпретации. Например, эта неясность позволила польскому литературному критику К. Эстрайхеру сказать, что издателями могли быть два человека: славянин Святополк и немец, коренной франк. [ 17 ]

После того, как в 1478–1499 годах в Кракове были обнаружены документы Фиоля, называвшего себя франком, это прочтение потеряло всякий смысл. В украинской историографии Фиола до сих пор называют Святополком лемковским, чему нет документальных подтверждений. [ 6 ]

«Октоих» напечатан в формате ин-фолио , выполнен в технике двухцветной печати и состоит из двадцати двух [ 18 ] Блокноты на 8 листов. Последние 3 листа пустые, всего 172 страницы. Некоторые страницы украшены сложными узорами, в начале каждой главы заглавные буквы нарисованы киноварью , украшены скромным орнаментом . На второй странице книги перед началом текста, под плетеной повязкой, расположен плетеный инициал. Кроме того, инкунабула содержит 12 строк и простой завязочный рисунок, небольшие по размеру инициалы ломбардов. [ 19 ]

В «Пятикостарионе» нет колофона, но есть типографский знак Фиол. Аноним напечатан тем же шрифтом «Постного Триоди». Сохранилось 28 копий «Пентекостариона», из них не менее 4 полных. «Пентекостарион» состоит из 366 страниц, наиболее полный экземпляр был найден в октябре 1971 года в церкви Св. Николая Шей и находится в Музее румынской культуры в Брашове (Румыния), сохранился всего 21 экземпляр. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Циммер, Щепан К. (1983). Начало кириллической печати в Кракове, 1491 год: из православного прошлого в Польше . Издательство Колумбийского университета . стр. 3, 145. ISBN.  978-0880330275 .
  2. ^ Суарес, Майкл Ф.; Вудхуйсен, HR, ред. (октябрь 2013 г.). Книга: Глобальная история . Издательство Оксфордского университета. п. 503. ИСБН  978-0199679416 .
  3. Сокровища Национальной библиотеки — Москва , дата обращения 3 ноября 2007.
  4. ^ Мастера perlenhaftir вышивали ткани золотом и серебром и украшали их драгоценными камнями
  5. ^ Jump up to: а б с Галенченко Г. Фиол // Великое княжество Литовское . — Т. 2: Кадетский корпус — Яцкевича. — Минск: Белорусская энциклопедия им. П. Бровки, 2005. — 788 с.: ил. — с. 702. ISBN   985-11-0378-0 . (на белорусском языке)
  6. ^ Jump up to: а б с д Исаевич Я. Начала кириллического книгопечатания // Украинское книгоиздание: истоки, развитие, проблемы. - Львов: Институт украиноведения им. И. Крипьякевича НАН Украины, 2002. - 520 с. – с. 88-91 (in Russian)
  7. ^ Jump up to: а б Соколишин, Александр (1959). «Свейпольт Фиол: первый славянский принтер кириллицы». Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 18 (1): 92. дои : 10.2307/3001048 . JSTOR   3001048 .
  8. ^ Краузе-Карпиньска, Иоанна (2015). «Пограничные печатники (15-18 вв.)». Киевская польистика (на польском языке). XXVI . Национальный университет имени Тараса Шевченко : 316.
  9. ^ Дэниел Стоун, История Центрально-Восточной Европы, Вашингтонский университет Press, 2001, стр. 30 , ISBN   0-295-98093-1 Google Книги
  10. ^ [Веслав Выдра, «Первые тексты, напечатанные на польском языке, 1475–1520», Ежегодник Гутенберга, том 62 (1987), стр. 88–94 (88)]
  11. ^ Дэвис, Норман (2005). «Анжу: Венгерская связь». Божья площадка: История Польши в двух томах. Том. Я. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 118. ISBN   0-19-925339-0 .
  12. ^ Изобретение книгопечатания — Гутенберг (1450?)
  13. ^ Jump up to: а б с [Меггс, Филип Б. История графического дизайна. John Wiley & Sons, Inc., 1998. (стр. 58–69). ISBN   0-471-29198-6 ] (на белорусском языке)
  14. ^ [Манке, Гельмут (2009), Художественный Иоганнес Гутенберг и первые дни печати, Нордерштедт: Книги по запросу, ISBN   978-3-8370-5041-7 ]
  15. ^ Jump up to: а б [Капр, Альберт (1996), Иоганн Гутенберг. Человек и его изобретение, Олдершот: ученый, ISBN   1-85928-114-1 ] (на белорусском языке)
  16. ^ Ежедневная всеукраинская газета «День», Спасенный из забвенияИван Огиенко и Фиоль Швайпольт, 30 ноября, 2007
  17. ^ Эстрайхер К. Гюнтер Зайнер и Свентополк Фиол. — Варшава, 1867. — С. 52-56. (получено из «Библиотеки Варшавка»)
  18. ^ За исключением последней двадцать второй тетради.
  19. ^ Jump up to: а б Первенец славянского книгопечатания - Октоих 1491 г. Книжные памятники Архангельского Севера (in Belarusian)

Источники

[ редактировать ]
  • Норман Дэвис , Божья площадка : История Польши: в двух томах , С. 118.
  • Швейковская Х., Печатная книга XV-XVIII веков. Исторический очерк, изд. 3 часа ночи, PWN Вроцлав; Варшава 1980.
  • Венская общелитературная газета, третий год, 1815 г.
  • (in Ukrainian) Об обстоятельствах издания кириллических первопечатных изданий см.: Грушевский М. История украинской литературы, т. 5, с. 129–138; Немировский Е.Л. Начало славянского книгопечатания, Москва 1971 год.
  • (in Russian) Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания. — М., 1971.
  • (in Russian) Немировский Е. Л. Описание изданий типографии Швайпольта Фиоля // Описание старопечатных изданий кирилловского шрифта. — М., 1979.
  • (in Russian) Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания кирилловским шрифтом // Книга: исследования и материалы. — М., 1991. — Сб. 63.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce1d53c194ed609284a1930565f47da4__1718744700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/a4/ce1d53c194ed609284a1930565f47da4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schweipolt Fiol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)