Jump to content

Исламская биоэтика

Исламская биоэтика , или исламская медицинская этика ( араб . الأخلاق الطبية аль-ахлак ат-тиббийя ) относится к исламскому руководству по этическим или моральным вопросам, касающимся медицинских и научных областей, в частности, тех, которые касаются человеческой жизни. [1] [2]

Введение

[ редактировать ]

В исламе человеческая жизнь рассматривается как бесценный дар Бога , и поэтому ее следует уважать и защищать. [3] [4] Это очевидно во многих Корана стихах или аятах , один из самых важных из которых:

«Если кто-нибудь убьет человека, кроме как [в наказание] за убийство или распространение коррупции на земле, это будет как если бы он убил все человечество; тогда как, если кто-либо спасет жизнь, это будет как если бы он спас жизни всего человечества» (Коран 5:32).

Именно этот аят в конечном итоге подогрел интерес к исламской биоэтике, и в нем существуют два основных принципа, обеспечивающих сохранение святости человеческой жизни:

  1. Спасение жизни обязательно.
  2. Неоправданное лишение жизни квалифицируется как убийство и, следовательно, запрещено.

Хотя мусульмане признают и утверждают, что Аллах является высшим источником жизни (Коран 2:258), Коран иллюстрирует, что Бог внушил им разум , свободную волю , способность отличать то, что морально приемлемо, а что нет. неприемлемо (Коран 91:8), но в то же время обеспечивает дары природы (Коран 45:13). [1] Благодаря этим вещам мусульмане несут ответственность за поддержание здоровья и предотвращение болезней. В случае возникновения болезни мусульмане обязаны обратиться за медицинской помощью способом, приемлемым и дозволенным с точки зрения ислама. [4]

Источники

[ редактировать ]

Фундаментальной основой исламской биоэтики является то, что все решения и действия должны соответствовать исламскому закону ( шариату ) и исламской этике . Оценивая биоэтические вопросы с этической и юридической точки зрения, юристы могут издавать указы или фетвы относительно допустимости соответствующего предмета. Любое правило, которое не было четко изложено в религиозных текстах или сформулировано на их основе юристами, называется бидаа (нововведением) и, следовательно, является харамом (недопустимым). [5] По этой причине все медицинские процедуры и методы лечения, а также поведение между пациентом и медицинским работником должны быть узаконены источниками исламского права.

Принципы

[ редактировать ]

Принципы биоэтики в западном мире были впервые разработаны и изложены двумя американскими философами и биоэтиками, Томом Бошампом и Джеймсом Ф. Чилдрессом , в их книге « Принципы биомедицинской этики» . Концепция биоэтических принципов с тех пор считается чисто «западной» инновацией, отсутствующей в исламской системе здравоохранения. [6] Эти биоэтические принципы: автономия , благодеяние , непричинение вреда и справедливость были узаконены мусульманскими юристами как попадающие в сферу исламского права, а также были поддержаны стихами Корана (Коран 3:104, 16:90 и 17). :70). Впоследствии они стали основополагающим духом, лежащим в основе Клятвы врача-мусульманина Исламсет-Исламская этика-Исламский кодекс медицинской этики-Клятва врача и, таким образом, диктуют поведение между врачом-мусульманином и его или ее пациентом. [7]

Формулировки постановлений по биоэтическим вопросам в исламском контексте обычно возникают в результате некоторой формы обсуждения между медицинскими работниками и религиозными авторитетами, которые были признаны наиболее квалифицированными людьми в данном месте или в определенный период времени. [8] После обращения к нему представителей здравоохранения член религиозного авторитета ( муфтий ) может затем обратиться к религиозным текстам и определить, является ли конкретный вопрос обязательным ( ваджиб / фард ), рекомендуемым ( мустахаб ), нейтральным ( мубах ), нежелательным. ( макрух ) или запрещено ( харам ). [9]

Современность

[ редактировать ]

Поскольку здравоохранение и наука со временем развивались, а мусульманское население также увеличилось до более чем одного миллиарда приверженцев на всех континентах земного шара, появились все более распространенные обстоятельства для оценки технологических приложений и биоэтических проблем, чтобы определить, как они вписываются в исламской сфере. В результате были сформированы более крупные органы исламских комитетов для решения текущих проблем. были созданы национальные комитеты медицинской этики/биоэтики Во многих исламских странах , которые работают вместе с улемами над изданием фетв, гарантирующих, что ни прогресс медицинской науки не будет препятствовать, ни исламский кодекс биоэтики . подвергаться опасности [10] Важность исламского права (шариата) настолько высоко ценится, что каждый вопрос рассматривается независимо и впоследствии считается допустимым или недопустимым. Конкретные вопросы, решаемые в современную научную эпоху, включают аборты , лечение бесплодия , планирование семьи , эвтаназию , генетические исследования , клонирование , исследования стволовых клеток и многие другие вопросы. [11] [12] [13]

Проект исламской медицинской и научной этики

[ редактировать ]

Проект Исламской медицинской и научной этики (IMSE) – это многонациональная попытка создать всеобъемлющую коллекцию ресурсов по исламской биоэтике. [14] Сотрудники проекта в двух библиотеках Джорджтаунского университета , Библиотеке исследований биоэтики (Вашингтон) и Библиотеке Школы дипломатической службы Катара (Доха), уже собрали более 1000 соответствующих письменных работ в Специальную коллекцию IMSE и ввели их в поисковую систему IMSE. База данных. Проект IMSE финансируется Катарским национальным исследовательским фондом (QNRF), членом Катарского фонда образования, науки и общественного развития . [15]

Почему исламская биоэтика важна?

[ редактировать ]

Число мусульман во всем мире оценивается более чем в 1,2 миллиарда человек, и, по прогнозам, их число будет расти. Даже в западных странах число мусульман увеличивается; например, в Канаде число мусульман достигло 550 000 к 1999 году (Hamdani, 1999). Многие мусульмане включают свою религию практически во все аспекты своей жизни. Они призывают имя Бога в ежедневном разговоре и живут тщательно исследуя свою жизнь в отношении того, какое поведение является правильным или неправильным, часто опираясь на Коран, традиции Пророка и последующие определения мусульманских юристов и ученых, полагая, что их действия несут большую ответственность (Коран, 52:21, 4:85) и подлежат окончательному решению. Хотя людям предоставляются определенные уступки при принятии статуса пациента, некоторые пытаются жить по-мусульмански как пациенты, даже когда их госпитализируют. Лучшее понимание исламской биоэтики улучшит медицинское обслуживание мусульман, живущих в западных обществах. [16]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Шомали, Мохаммад Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 3.
  2. ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 19.
  3. ^ Шомали, Мохаммед Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 1-2.
  4. ^ Jump up to: а б Юнис, Худа. «Исламская биоэтика». Нефтегазовая зима 2008: 24.
  5. ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 14.
  6. ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 21.
  7. ^ Аль-Хатери, Шабиб. «Мусульманский врач: обязанности и ответственность». Конференция Исламской медицинской ассоциации, Даммам, Саудовская Аравия. Эд. Хан, Ю. и Х. Буагада. 8.
  8. ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 13–14.
  9. ^ Шомали, Мохаммед Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 4.
  10. ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 15-16.
  11. ^ Шомали, Мохаммед Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 1–8.
  12. ^ Юнис, Худа. «Исламская биоэтика». Нефтегазовая зима 2008 г.: 24–26.
  13. ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 13–29.
  14. ^ «Исламская медицинская и научная этика | Научно-исследовательская библиотека биоэтики» .
  15. ^ http://www.qnrf.org/nl/research_news/index.php?ELEMEID=1646 [ мертвая ссылка ]
  16. ^ Певец, Питер А.; Вьенс, AM, ред. (2008). Кембриджский учебник по биоэтике . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-69443-8 .

Атигечи, Дариус (2007). Исламская биоэтика: проблемы и перспективы . Спрингер . стр. 13–29 . ISBN  978-1-4020-4961-3 .

Шомали, Мохаммед Али (октябрь 2008 г.), «Исламская биоэтика: общая схема», Журнал медицинской этики и истории медицины , 1 : 1–8, PMC   3713653 , PMID   23908711

Юнис, Худа (зима 2008 г.), «Исламская биоэтика», O&G , 10 : 24–26.

Аль-Хатери, Шабиб ; Якуб Хан. «Мусульманский врач: обязанности и ответственность». Конференция Исламской медицинской ассоциации . Саудовская Аравия, Даммам. стр. 1–21.

Здоровье, этика и право (HEAL) - программа онлайн-радио Всемирной ассоциации медицинского права (WAML). «Ислам и медицинская этика, интервью с профессором Абул Фадлом Мохсином Эбрагимом» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 2 марта 2011 г.

«Клятва врача-мусульманина» . Исламсет. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 8 марта 2010 г.

Коран . Эр-Рияд: Издательство Абулкасим . 1997. стр. 1–941. ISBN  9960-792-63-3 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cfd937015c4186041a510d1facefffb2__1717672080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/b2/cfd937015c4186041a510d1facefffb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic bioethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)