Исламская биоэтика
Исламская биоэтика , или исламская медицинская этика ( араб . الأخلاق الطبية аль-ахлак ат-тиббийя ) относится к исламскому руководству по этическим или моральным вопросам, касающимся медицинских и научных областей, в частности, тех, которые касаются человеческой жизни. [1] [2]
Введение
[ редактировать ]В исламе человеческая жизнь рассматривается как бесценный дар Бога , и поэтому ее следует уважать и защищать. [3] [4] Это очевидно во многих Корана стихах или аятах , один из самых важных из которых:
«Если кто-нибудь убьет человека, кроме как [в наказание] за убийство или распространение коррупции на земле, это будет как если бы он убил все человечество; тогда как, если кто-либо спасет жизнь, это будет как если бы он спас жизни всего человечества» (Коран 5:32).
Именно этот аят в конечном итоге подогрел интерес к исламской биоэтике, и в нем существуют два основных принципа, обеспечивающих сохранение святости человеческой жизни:
- Спасение жизни обязательно.
- Неоправданное лишение жизни квалифицируется как убийство и, следовательно, запрещено.
Хотя мусульмане признают и утверждают, что Аллах является высшим источником жизни (Коран 2:258), Коран иллюстрирует, что Бог внушил им разум , свободную волю , способность отличать то, что морально приемлемо, а что нет. неприемлемо (Коран 91:8), но в то же время обеспечивает дары природы (Коран 45:13). [1] Благодаря этим вещам мусульмане несут ответственность за поддержание здоровья и предотвращение болезней. В случае возникновения болезни мусульмане обязаны обратиться за медицинской помощью способом, приемлемым и дозволенным с точки зрения ислама. [4]
Источники
[ редактировать ]Фундаментальной основой исламской биоэтики является то, что все решения и действия должны соответствовать исламскому закону ( шариату ) и исламской этике . Оценивая биоэтические вопросы с этической и юридической точки зрения, юристы могут издавать указы или фетвы относительно допустимости соответствующего предмета. Любое правило, которое не было четко изложено в религиозных текстах или сформулировано на их основе юристами, называется бидаа (нововведением) и, следовательно, является харамом (недопустимым). [5] По этой причине все медицинские процедуры и методы лечения, а также поведение между пациентом и медицинским работником должны быть узаконены источниками исламского права.
Принципы
[ редактировать ]Принципы биоэтики в западном мире были впервые разработаны и изложены двумя американскими философами и биоэтиками, Томом Бошампом и Джеймсом Ф. Чилдрессом , в их книге « Принципы биомедицинской этики» . Концепция биоэтических принципов с тех пор считается чисто «западной» инновацией, отсутствующей в исламской системе здравоохранения. [6] Эти биоэтические принципы: автономия , благодеяние , непричинение вреда и справедливость были узаконены мусульманскими юристами как попадающие в сферу исламского права, а также были поддержаны стихами Корана (Коран 3:104, 16:90 и 17). :70). Впоследствии они стали основополагающим духом, лежащим в основе Клятвы врача-мусульманина Исламсет-Исламская этика-Исламский кодекс медицинской этики-Клятва врача и, таким образом, диктуют поведение между врачом-мусульманином и его или ее пациентом. [7]
Власть
[ редактировать ]Формулировки постановлений по биоэтическим вопросам в исламском контексте обычно возникают в результате некоторой формы обсуждения между медицинскими работниками и религиозными авторитетами, которые были признаны наиболее квалифицированными людьми в данном месте или в определенный период времени. [8] После обращения к нему представителей здравоохранения член религиозного авторитета ( муфтий ) может затем обратиться к религиозным текстам и определить, является ли конкретный вопрос обязательным ( ваджиб / фард ), рекомендуемым ( мустахаб ), нейтральным ( мубах ), нежелательным. ( макрух ) или запрещено ( харам ). [9]
Современность
[ редактировать ]Поскольку здравоохранение и наука со временем развивались, а мусульманское население также увеличилось до более чем одного миллиарда приверженцев на всех континентах земного шара, появились все более распространенные обстоятельства для оценки технологических приложений и биоэтических проблем, чтобы определить, как они вписываются в исламской сфере. В результате были сформированы более крупные органы исламских комитетов для решения текущих проблем. были созданы национальные комитеты медицинской этики/биоэтики Во многих исламских странах , которые работают вместе с улемами над изданием фетв, гарантирующих, что ни прогресс медицинской науки не будет препятствовать, ни исламский кодекс биоэтики . подвергаться опасности [10] Важность исламского права (шариата) настолько высоко ценится, что каждый вопрос рассматривается независимо и впоследствии считается допустимым или недопустимым. Конкретные вопросы, решаемые в современную научную эпоху, включают аборты , лечение бесплодия , планирование семьи , эвтаназию , генетические исследования , клонирование , исследования стволовых клеток и многие другие вопросы. [11] [12] [13]
Проект исламской медицинской и научной этики
[ редактировать ]Проект Исламской медицинской и научной этики (IMSE) – это многонациональная попытка создать всеобъемлющую коллекцию ресурсов по исламской биоэтике. [14] Сотрудники проекта в двух библиотеках Джорджтаунского университета , Библиотеке исследований биоэтики (Вашингтон) и Библиотеке Школы дипломатической службы Катара (Доха), уже собрали более 1000 соответствующих письменных работ в Специальную коллекцию IMSE и ввели их в поисковую систему IMSE. База данных. Проект IMSE финансируется Катарским национальным исследовательским фондом (QNRF), членом Катарского фонда образования, науки и общественного развития . [15]
Почему исламская биоэтика важна?
[ редактировать ]Число мусульман во всем мире оценивается более чем в 1,2 миллиарда человек, и, по прогнозам, их число будет расти. Даже в западных странах число мусульман увеличивается; например, в Канаде число мусульман достигло 550 000 к 1999 году (Hamdani, 1999). Многие мусульмане включают свою религию практически во все аспекты своей жизни. Они призывают имя Бога в ежедневном разговоре и живут тщательно исследуя свою жизнь в отношении того, какое поведение является правильным или неправильным, часто опираясь на Коран, традиции Пророка и последующие определения мусульманских юристов и ученых, полагая, что их действия несут большую ответственность (Коран, 52:21, 4:85) и подлежат окончательному решению. Хотя людям предоставляются определенные уступки при принятии статуса пациента, некоторые пытаются жить по-мусульмански как пациенты, даже когда их госпитализируют. Лучшее понимание исламской биоэтики улучшит медицинское обслуживание мусульман, живущих в западных обществах. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шомали, Мохаммад Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 3.
- ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 19.
- ^ Шомали, Мохаммед Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 1-2.
- ^ Jump up to: а б Юнис, Худа. «Исламская биоэтика». Нефтегазовая зима 2008: 24.
- ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 14.
- ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 21.
- ^ Аль-Хатери, Шабиб. «Мусульманский врач: обязанности и ответственность». Конференция Исламской медицинской ассоциации, Даммам, Саудовская Аравия. Эд. Хан, Ю. и Х. Буагада. 8.
- ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 13–14.
- ^ Шомали, Мохаммед Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 4.
- ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 15-16.
- ^ Шомали, Мохаммед Али. «Исламская биоэтика: общая схема». Журнал медицинской этики и истории медицины. 1.1 (2008): 1–8.
- ^ Юнис, Худа. «Исламская биоэтика». Нефтегазовая зима 2008 г.: 24–26.
- ^ Атигечи, Дариус. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. 31. Спрингер, 2007. 13–29.
- ^ «Исламская медицинская и научная этика | Научно-исследовательская библиотека биоэтики» .
- ^ http://www.qnrf.org/nl/research_news/index.php?ELEMEID=1646 [ мертвая ссылка ]
- ^ Певец, Питер А.; Вьенс, AM, ред. (2008). Кембриджский учебник по биоэтике . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-69443-8 .
Ссылки
[ редактировать ]Атигечи, Дариус (2007). Исламская биоэтика: проблемы и перспективы . Спрингер . стр. 13–29 . ISBN 978-1-4020-4961-3 .
Шомали, Мохаммед Али (октябрь 2008 г.), «Исламская биоэтика: общая схема», Журнал медицинской этики и истории медицины , 1 : 1–8, PMC 3713653 , PMID 23908711
Юнис, Худа (зима 2008 г.), «Исламская биоэтика», O&G , 10 : 24–26.
Аль-Хатери, Шабиб ; Якуб Хан. «Мусульманский врач: обязанности и ответственность». Конференция Исламской медицинской ассоциации . Саудовская Аравия, Даммам. стр. 1–21.
Здоровье, этика и право (HEAL) - программа онлайн-радио Всемирной ассоциации медицинского права (WAML). «Ислам и медицинская этика, интервью с профессором Абул Фадлом Мохсином Эбрагимом» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 2 марта 2011 г.
«Клятва врача-мусульманина» . Исламсет. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 8 марта 2010 г.
Коран . Эр-Рияд: Издательство Абулкасим . 1997. стр. 1–941. ISBN 9960-792-63-3 .