Никифор Чумнос
Никифор Чумнос | |
---|---|
Месазон Византийской империи | |
В офисе 1294–1305 | |
Монарх | Андроник II Палеолог |
Предшественник | Теодор Музалон |
Преемник | Феодор Метохит |
Личные данные | |
Рожденный | 1250–1255 |
Умер | 16 января 1327 г. |
Никифор Чумнос ( греч . Νικηφόρος Χοῦμνος , ок. 1250/55 — 1327) — византийский учёный и чиновник раннего палеологовского периода , одна из важнейших фигур в расцвете искусств и литературы так называемого « палеологовского Возрождения ». . [ 1 ] Он известен своим одиннадцатилетним пребыванием на посту главного министра императора Андроника II Палеолога , его интенсивным интеллектуальным соперничеством с коллегой-ученым и чиновником Феодором Метохитом , а также строительством монастыря Богородицы Горгоепекоса (Θεοτόκος Γοργοεπήκοος) в Константинополе .
Жизнь
[ редактировать ]Чумнос родился между 1250 и 1255 годами. Он происходил из уже знатной семьи, которая с 11 века давала несколько высокопоставленных чиновников. [ 3 ] Никифор изучал риторику и философию у будущего патриарха Константинопольского Григория Кипрского . [ 4 ] и по завершении учебы поступил на службу в имперскую бюрократию. Он впервые появляется в истории в ок. 1275 г. , в скромном звании квестора , в качестве главы посольства к монгольскому ильханидскому правителю Персии Абака-хану . [ 3 ] Хотя при Михаиле VIII Чумнос тоже присоединился к Союзу Церквей , при его преемнике, стойком православном и благочестивом Андронике II Палеологе , он отрекся. Примерно в В 1285 году он составил панегирик в честь императора, должным образом подчеркнув не только его добродетели и военные заслуги, но и его противодействие Союзу. [ 5 ] С тех пор его восхождение в иерархии было быстрым: в начале 1294 года, после смерти Теодора Музалона , Андроник II назначил его мистикосом (тайным советником) и месазоном (фактически главным министром), а в 1295 году он также получил должность эпикопия. ту каниклеиу , став главой императорской канцелярии. [ 3 ] [ 6 ] Как сообщает Георгий Пахимерес , император все чаще отстранялся от своих административных обязанностей, чтобы посвятить себя молитве и посту, оставляя Чумносу эффективно управлять государством. [ 7 ] Растущее влияние Чумноса также привело к столкновению с свергнутым патриархом Афанасием I , в увольнении которого в 1293 году он, возможно, сыграл роль. Их вражда, которая, вероятно, была основана на склонности Чумноса к централизации, а также на его классическом и гуманистическом образовании, была глубокой и сопровождалась обменом взаимными обвинениями в коррупции. [ 8 ]
В 1303 году, после того как запланированный брак его дочери Эйрины с Алексеем II Трапезундским провалился, и, несмотря на сопротивление императрицы Ирины , он закрепил свои связи с правящей династией, выдав ее замуж за третьего сына императора, деспота Иоанна Палеолога (ок. 1286–1308). [ 9 ] Тем не менее, два года спустя он был уволен и заменен на посту месазона метохитами. [ 3 ] За время своего правления он накопил большое состояние, особенно поместья в Македонии . [ 10 ] через взятки, продажу офисов и откуп. Такая практика была довольно распространена среди палеологовской бюрократии, коррумпированная администрация которой была особенно обременительна для подданных Империи. [ 11 ] Часть этого состояния была использована на основание и пожертвование монастыря Богородицы Горгоепекос в Константинополе . [ 10 ]
В 1309–1310 годах Чумнос занимал пост губернатора второго по величине города Империи, Фессалоники , но после этого отказался от государственной должности. В 1320-х годах он участвовал в длительной полемике со своим главным интеллектуальным и политическим соперником Феодором Метохитом. В то время как Чумнос высмеивал отсутствие ясности у своего оппонента, Метохиты критиковали незаинтересованность Чумноса в физике и его незнание астрономии, которую он считал «высшей формой науки». В ц. В 1326 году Чумнос удалился в монахи под монашеским именем Нафанаил в монастырь Христа Филантропа в Константинополе, основанный его дочерью Ириной. Там он умер 16 января 1327 года. [ 12 ]
Сочинения
[ редактировать ]Чумнос был плодовитым писателем, на которого большое влияние оказали классические произведения, которые он изучал в юном возрасте. [ 2 ] Его работы, некоторые из которых остаются неопубликованными, включают риторические произведения, такие как панегирик Андронику II, а также трактаты по философии, особенно по теории элементов, метеорологии, космологии и теологии. Некоторые из этих трактатов, по-видимому, часто были написаны во время литературных собраний при дворе, иногда под председательством императора. Из его обширной переписки сохранилось 172 письма. [ 10 ] [ 13 ]
В своих философских трудах Чумнос проявляет себя «горячим и умелым» защитником Аристотеля . [ 14 ] Тем не менее, он не поддерживает аристотелизм , а скорее заинтересован в предоставлении строго рационального философского обоснования доктрин христианского богословия. [ 13 ] В своих нападках на платоновские теории субстанции и форм или в опровержении теорий Плотина о душе Чумнос пытается доказать христианское богословское учение. [ 15 ]
По мнению французского византиниста Родольфа Гийана , «своей любовью к античности, страстной, хотя и немного раболепной, и разнообразием своих знаний Шумнос возвещает итальянский гуманизм и западный Возрождение ». [ 14 ]
Семья
[ редактировать ]Брат Никифора Феодор также был судебным чиновником. [ 3 ] От брака с неизвестной женой у Чумноса было несколько детей:
- Джон Чумнос , паракойменос (камергер) и генерал. [ 3 ]
- Георгий Чумнос , epi tēstrapezēs (глава императорского стола) и megas stratopedarchēs (великий магистр лагеря). [ 3 ]
- Ирина Палеологина Чумнаина вышла замуж за деспота Иоанна Палеолога . После его смерти в 1308 году, не имея детей, она стала монахиней по имени Евлогия и основала монастырь Христа Филантропа в Константинополе. [ 16 ] [ 17 ] Несмотря на свое отступление в монастырь, она оставалась очень активной в интеллектуальной жизни столицы, содержала большую библиотеку, заказывала копии рукописей, а также беседовала и переписывалась с учеными. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейг (1998), с. 161
- ^ Перейти обратно: а б Никол (1993), с. 164
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Kazhdan (1991), p. 433
- ^ Angelov (2007), p. 59
- ^ Никол (1993), с. 102
- ^ Angelov (2007), pp. 72, 177
- ^ Никол (1993), стр. 102–103
- ^ Буджамра (1993), стр. 98–99, 101–102, 125.
- ^ Буджамра (1993), с. 99
- ^ Перейти обратно: а б с Kazhdan (1991), p. 434
- ^ Angelov (2007), pp. 278–279
- ^ Kazhdan (1991), pp. 433–434
- ^ Перейти обратно: а б Иеродиакону и Биден (2008)
- ^ Перейти обратно: а б Васильев (1958), с. 700–701
- ^ Мутафакис (2003), стр. 204–205.
- ^ Неджипоглу (2001), стр. 239–240
- ^ Никол (1993), с. 152
- ^ Кавалло (1997), с. 137
Источники
[ редактировать ]- Ангелов, Димитр (2007). Императорская идеология и политическая мысль в Византии (1204–1330) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85703-1 .
- Буджамра, Джон Лоуренс (1993). Церковь и социальная реформа: политика Константинопольского Патриарха Афанасия . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-1335-1 .
- Кавалло, Гульельмо (1997). Византийцы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09792-3 .
- Крейг, Эдвард (1998). Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-07310-3 .
- Иеродиакону, Катерина; Бюден, Бёрье (2008). «Византийская философия» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет . Проверено 8 мая 2009 г.
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Мутафакис, Николас Дж. (2003). Византийская философия . Издательство Хакетт. ISBN 978-0-87220-563-5 .
- Никол, Дональд М. (1993). Последние века Византии, 1261–1453 (второе изд.). Лондон: ISBN Руперта Харт-Дэвиса Лтд. 0-246-10559-3 .
- Нечипоглу, Невра (2001). Византийский Константинополь: памятники, топография и повседневная жизнь . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11625-2 .
- Шевченко, Игорь (1962). Исследования разногласий между Теодором Метошитом и Никефором Шумносом (на французском языке). Брюссель: Éditions de Byzantion.
- Васильев, Александр Алексеевич (1958). История Византийской империи, 324–1453 гг . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-80926-3 .
- Верпо, Жан (1959). Никифор Чумнос. Византийский государственный деятель и гуманист (ок. 1250/1255–1327) (на французском языке). Париж: А. и Дж. Пикард.
- 1250-е годы рождения
- 1327 смертей
- Византийские чиновники
- Греческие философы XIV века.
- Греческие философы XIII века
- Византийские богословы
- Византийские писатели XIII века.
- Восточно-православные монахи
- Семья Чумнос
- Византийские писатели
- Византийские писатели XIV века.
- Греческие писатели XIII века.
- Греческие педагоги XIII века
- Греческие писатели XIV века.
- Греческие педагоги XIV века