Палеологов Ренессанс
Палеологов Ренессанс или Палеологов Ренессанс — заключительный период в развитии византийского искусства . Совпав с правлением Палеологов , последней династии, правившей Византийской империей (1261–1453), это была попытка восстановить византийскую уверенность в себе и культурный престиж после того, как империя пережила длительный период иностранной оккупации . [ 2 ] Наследие этой эпохи можно наблюдать как в греческой культуре после падения империи, так и в греческой культуре. [ 3 ] и в эпоху итальянского Возрождения . [ 4 ] Ученые того времени использовали несколько классических текстов. [ 5 ]
История
[ редактировать ]После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы основали Латинскую империю, чтобы управлять территорией, которая раньше была Византией. В павшей столице происходили масштабные грабежи, а многие реликвии и художественные ценности были отправлены обратно в Западную Европу. [ 6 ] В поисках убежища в непокоренных остатках своей империи византийская элита сформировала правительства в изгнании в Никее , Трапезунде и Эпире . [ 7 ] Эти новые политические образования продолжали заказывать произведения искусства, которые, однако, имели признаки ограниченности ресурсов и фрагментации имперской власти. Мастера работали с менее редкими и дорогими материалами, чем раньше (примером является использование стеатита в скульптурах, которые раньше делались из слоновой кости), а спонсорство исходило от множества частных покровителей, а не от доминирования императора. [ 8 ] Один из императоров Никеи, Иоанн III Дука Ватацес (годы правления 1222–1254), предпринял проекты, направленные на обеспечение выживания традиционной культуры. Он организовал публичные библиотеки во всех городах своих владений и приказал муниципальным руководителям выделять зарплату ученым медицины, математики и риторики. В 1238 году он также учредил философскую школу под руководством Никифора Блеммида . [ 9 ] [ 10 ] : 253
Константинополь был отбит в 1261 году Михаилом VIII Палеологом (годы правления 1261–1282), основателем династии Палеологов и бывшим соправителем Никеи. Во время триумфальных церемоний он объявил о восстановлении Византийской империи и начал кампанию обновления в столице. Это стало необходимым из-за ущерба, нанесенного городу под властью латинян. [ 11 ] реконструкция также была призвана символизировать восстановление империи после нищеты и унижения, которым она только что подверглась. [ 12 ] Представление о периоде Палеологов как о культурном «ренессансе» во многом обязано усилиям Михаила возродить славу Константинополя; в византийских землях, не завоеванных крестоносцами, художественное производство никогда не было настолько серьезно нарушено, чтобы потребовался период «возрождения». [ 13 ] [ 14 ]
Определенные условия, установленные разграблением, сохранились и после восстановления Константинополя. Границы империи были навсегда уменьшены, и правители Трапезунда и Эпира остались независимыми от центрального правительства. [ 15 ] После крестовых походов между греческим миром и Западной Европой возник беспрецедентно тесный контакт, а византийские и западные художники заимствовали методы друг друга. Свободное владение несколькими стилями было полезно для обслуживания более разнообразной группы посетителей, но эти заимствования также были мотивированы интересом к зарубежным произведениям искусства и желанием учиться у них. [ 16 ] Как и в эпоху изгнания, большая часть искусства Палеологов финансировалась аристократией, а не императорами. Живописные произведения этой эпохи содержат беспрецедентное количество портретов неимперских доноров . [ 17 ] Период Палеологов был также первым, когда византийские художники регулярно подписывали свои работы; непонятно, почему сложился этот обычай, поскольку в православном искусстве по-прежнему не поощрялись новаторство и стилистическая индивидуальность. [ 18 ]
Михаил VIII приказал провести работы в соборе Святой Софии превратили в место католического , который латинские императоры богослужения. Церковь была переоборудована для совершения православных обрядов, а в ее южной галерее установлена колоссальная мозаика Деисуса длиной 5,2 метра и шириной 6 метров. [ 19 ] Среди других объектов покровительства Михаила были Влахернский дворец и несколько участков городской обороны, а также объекты общественного назначения. Частные меценаты спонсировали реставрацию константинопольских церквей. [ 20 ] многие из которых сохранялись в течение следующих двух столетий, даже несмотря на то, что жилые части города пришли в запустение. [ 11 ]
Между 1316 и 1321 годами Феодор Метохит , заместитель преемника Михаила Андроника II , спонсировал обширную перестройку церкви Хора . Художник, имя которого не сохранилось, был отозван из проекта в Салониках по созданию фресок и мозаик Хоры, которые стали одним из выдающихся достижений палеологовского искусства. [ 21 ] Дэвид Талбот Райс отмечает, что в то же время « Джотто украшал часовню Арены в Падуе . У византийского художника [работавшего в Хоре] были другие идеи и другой взгляд на вещи, но по-своему он был столь же великим гением». [ 22 ] Андроник II приказал укрепить стены собора Святой Софии контрфорсами в 1317 году. [ 23 ] В конце его правления состояние империи пришло в упадок, и после 1330 года в столице велось мало строительства. [ 24 ] Оптимизм, питаемый Михаилом VIII, в последующие времена сменился ощущением, что «нынешнее поколение согрешило и уступает своим предшественникам». [ 25 ]
В 1346 году землетрясение повредило купола собора Святой Софии, которые отремонтировал Андроник III . [ 23 ] Мануил II создал учреждение под названием Католикон Мусейон (годы правления 1391–1425) в начале 15 века . Он располагался в госпитале и был пристроен к монастырю Св. Иоанна Продрома, богатая библиотека которого имела в своем распоряжении многочисленных учителей, в том числе Жоржа Хрисокоче и кардинала Бессариона , позднее обосновавшегося в Италии. Библиотека приветствовала многих итальянцев, приехавших в Константинополь изучать греческий язык и культуру. Также во время правления Мануила II ученый Деметриос Кидонес написал несколько текстов, таких как « Беседы и диалоги», об отношениях между христианством и исламом, о политике и о гражданских вопросах, таких как брак и образование. Он также составил трактат о семи вселенских соборах , стихотворение о том, как обращать неверующих, и опровержение католического учения об исхождении Святого Духа. [ 26 ] [ 27 ]
Известные участники
[ редактировать ]Под влиянием императоров-палеологов многие политики, ученые и писатели приняли участие в проектах возрождения литературы и расширения знаний. Среди них были судья и историк Георгий Пахимер (1242 – ок. 1310) и четыре великих ученых-филолога времен Андроника II : Фома Магистрос , Деметрий Триклиниос , Мануэль Мосхопулос и богослов Максимус Планудес (ок. 1255/1260 – ок. ок. 1305/1310). Ученый и государственный деятель Никифор Хумнос (ок. 1250/1255 – 1327) был одной из важнейших фигур эпохи Возрождения, а Феодор Метохит (1270–1332) был философом и покровителем искусств и наук, считавшимся наиболее совершенным учёный своего времени. Он изучал классическую древность , хотя и не с таким пристальным интересом, как его современники в Треченто, Италия. [ 28 ] Поэт четырнадцатого века Мануэль Филес написал произведения, посвященные широкому спектру произведений искусства и аристократам, которые их спонсировали. Его работы дают некоторое представление о творческой деятельности его времени и места, хотя они также полны «клише или восхвалений и происхождения его благородных покровителей». [ 29 ] В то время также существовала традиция полемики , примером которой является историк Никифор Грегора , который расширил критику Аристотеля в своем диалоге «Флоренций». [ 30 ] Гемистос Плитон был сослан Мануилом II в деспотат Мореи , важный интеллектуальный центр; его лекции там возродили платоническую мысль в Западной Европе. [ 27 ] Плетон оскорбил императора, изучая еретические и даже языческие доктрины и тем самым проявив открытость ума, «очень похожую на гуманизм эпохи Возрождения ». [ 31 ]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Палеологовский стиль.
[ редактировать ]Сирил Манго описывает «особый новый стиль» в живописи Палеологов, «отмеченный увеличением числа фигур и сцен, новым интересом к перспективе (пусть и странно выраженной) и возвратом к гораздо более ранним моделям, таким как иллюминированные рукописи 10-го века. век». [ 32 ] Эти манеры встречаются с одинаковой частотой в произведениях любого размера. [ 33 ] Современные тенденции в церковной живописи отдавали предпочтение сложным повествовательным циклам, как во фресках, так и в последовательностях икон; [ 28 ] Для удовлетворения этой потребности традиционные типы святых изображений с крупными фигурами портретного типа на сплошном фоне были частично вытеснены пейзажными сценами со сравнительно небольшими фигурами, часто изображаемыми в движении. [ 34 ] Сами пейзажи бесплодны, возможно, они призваны напоминать дикую местность, традиционно населённую пророками и аскетами-отшельниками. [ 35 ] Существуют неформальные попытки использовать ракурс для создания иллюзии трех измерений. [ 36 ] особенно в любопытных зданиях, которые иногда служат фоном для фигур. Ученый Лин Родли говорит о «покачивающихся архитектурных формах, которые предполагают отдаленную и не слишком преданную отсылку к формулам перспективного рисунка». [ 37 ] В мозаиках и фресках церкви Хора, а также в некоторых других произведениях Константинополя ракурс используется в повествовательных целях, заставляя здания наклоняться в сторону предполагаемого фокуса внимания зрителя. [ 38 ]
При изображении людей художники-палеологи отдавали предпочтение «малоголовому, широкотелому, «бескостному» стилю фигур». [ 33 ] Курт Вейцманн говорит о «чрезмерно вытянутых фигурах», находящихся в «раскачивающихся позах» и носящих драпировки, которые «слегка выпирают, создавая впечатление отделения от хрупких тел внизу». [ 39 ] Жесткие блики с геометрическим рисунком используются для придания фигурам объема, хотя и без интереса к изображению реалистичной анатомической конструкции или последовательного источника света. Эта техника широко использовалась художниками критской школы и, таким образом, стала стандартом в поствизантийской иконописи. [ 35 ]
Иконки
[ редактировать ]Роспись темперой на деревянных панелях всегда составляла часть корпуса византийских икон . [ 40 ] но они распространились в период Палеологов; слово «икона», ранее использовавшееся для описания любого изображения, используемого в религиозном контексте, стало все чаще ассоциироваться с этим видом панно. [ 35 ] Это явление, вероятно, было связано с новыми обычаями, связанными с темплоном — ширмой, используемой в церквях для отделения прихожан от святилища , где священники проводили ритуалы. Практика прикрепления иконок к этому экрану восходит как минимум к 8 веку. [ 35 ] В рамках общего увеличения количества картин в интерьерах поздневизантийских церквей было добавлено больше панелей, и темплон превратился в иконостас , «сплошную стену икон... между верующим и тайной христианского служения». [ 34 ] К XII веку использование панно в этом важном и заметном контексте превратило панно в более престижный вид искусства, подходящий для заказа богатым покровителям. Даже довольно большие иконы, высотой от четырех до шести футов и более и изображающие фигуры, превышающие натуральную величину, стали исполняться темперой, а не традиционными средствами фрески или мозаики. [ 35 ] Небольшие иконы также изготавливались массово, чаще всего как предметы личного богослужения. [ 35 ] Гораздо более персонализированные, чем их монументальные аналоги, они часто имели надписи или портреты в память о людях, которые их заказали. [ 35 ] Это была форма позднего византийского искусства, скорее всего, подвергшаяся западному влиянию. [ 41 ]
Иллюминированные рукописи
[ редактировать ]Большинство писцов, работавших над освещением рукописей, остаются анонимными: только 17 из 22 рукописей, сохранившихся у Теодора Агиопетрита (переписчика, жившего около 1300 года в Фессалониках ), подписаны. Производство книг встречается реже, вероятно, потому, что многие переписчики уехали в изгнание под властью латыни . Тем не менее, скрипторий монастыря Панагия Одигитрия в Константинополе оставался действующим на протяжении всего XIV века. [ 10 ] : 244
Мозаика и микромозаика
[ редактировать ]Величественные церкви XIII и XIV веков продолжали получать мозаичное оформление , в том числе Деисус Святой Софии. [ 42 ] Эта работа придает фигурам нежный и сострадательный вид и использует крошечные мозаики для достижения точного моделирования их лиц, напоминающего живопись; несмотря на свои монументальные размеры, кажется, что он призван обладать индивидуальностью иконы. [ 19 ] Большие мозаики из Палеологанского Константинополя также сохранились в церкви-мечети Вефа , церкви Хора и церкви Паммакаристос . Все три здания имеют характерное фигурное расположение внутри куполов, на вершинах которых расположены бюсты Христа Пантократора или Девы Марии. Ребра каменной кладки расходятся от вершин, а каннелюры или плоские поверхности между ребрами отображают портреты христианских пророков или предков Иисуса в полный рост . Этот композиционный мотив, очевидно, продиктованный «предпочтениями высших церковных кругов столицы», [ 42 ] требовалась координация между строителями церквей и планировщиками иконографии, чтобы гарантировать, что купол имеет необходимое количество каннелюр для размещения предполагаемой группы фигур. [ 43 ] В других странах византийского мира мозаики были установлены в церкви Святых Апостолов в Салониках , церкви Порта Панагия в Фессалии , а также католиконе и часовне Святого Николая в Ватопедском монастыре на Афоне . [ 42 ]
Иконы -микромозаики создавались византийскими художниками по крайней мере с двенадцатого века, но после 1204 года интерес к этому виду искусства возобновился, в результате чего сохранилось более 20 образцов. Часто менее 25 сантиметров в высоту, [ 44 ] эти более поздние иконы были сделаны настолько впечатляюще маленькими, насколько это возможно, состоящими из мозаики «не больше острия булавки… вставленной в воск на деревянную основу». [ 45 ] Некоторые из них использовали роскошные материалы, такие как золото и стекловидную эмаль . [ 46 ] но все микромозаики стали ценными благодаря времени и навыкам, необходимым для их создания. [ 35 ] Их собирали богатые покровители как в Византии, так и в западных землях. [ 47 ]
Архитектура
[ редактировать ]Начиная с периода Латинской империи, отколовшиеся византийские государства стремились прославить себя, строя церкви и дворцы в своих столицах. Их различная демография и ресурсы создали отличительные региональные стили архитектуры: Эпир построил грандиозные памятники, включающие в себя множество сполий из римских руин, а Морейский деспотат , удерживаемый крестоносцами до 1262 года, демонстрировал выраженное западное влияние. [ 7 ] План и убранство собора Святой Софии в многонаселенном Трапезунде смешали византийские, западные, грузинские и сельджукско-турецкие мотивы. [ 48 ]
Напротив, сам Константинополь использовал консервативный архитектурный стиль, демонстрирующий сильную преемственность с предыдущими веками. [ 24 ] В столице не хватало средств, и она была вынуждена сосредоточиться на ремонтных работах; большинство его палеологовских церквей были расширениями существующих построек, [ 23 ] обычно в форме «пристроек, охватывающих более ранние церкви с трех сторон». [ 49 ] Эта практика впервые появилась в Эпире и Салониках, а затем была принята в Константинополе. [ 50 ] Пристройки в Салониках, возможно, использовались для церковных церемоний, в то время как в Константинополе размещались роскошные надгробия аристократов, спонсировавших их строительство. [ 51 ] Среди отреставрированных зданий были Хора, церковь-мечеть Вефа, церковь Паммакаристос и главная церковь монастыря Липс . [ 52 ] Дворянство строило особняки и церкви. [ 24 ] но единственное светское здание, сохранившееся от палеологовского Константинополя, — это так называемый Дворец Багрянородного . [ 53 ]
Фасады поздневизантийских зданий часто украшались портиками , как и у их современников в Венеции . Манго говорит, что одна из этих культур передала моду на портики другой, но оставляет за собой право судить о том, кто был ее создателем. [ 54 ]
Одеваться
[ редактировать ]Двумерные произведения искусства периода Палеологов, в том числе вышеупомянутые портреты доноров, изображают людей, одетых в сложные костюмы. [ 55 ] дача показаний по поводу личных украшений, которые иначе исчезли. Таким образом, ученый Эмилия Йерулану предполагает, что поздневизантийские украшения были более многочисленными и изысканными, чем можно было бы судить по редким сохранившимся экземплярам. Утерянные предметы, возможно, были похожи на те, что были сделаны в греческих землях после падения империи: отличались «техническим и эстетическим совершенством, а не… роскошью материалов». [ 56 ] Те же второстепенные доказательства позволяют Дэвиду Талботу Райсу утверждать, что византийская шелковая промышленность сохранилась и в этот период и продолжала производить одежду, украшенную традиционной техникой гобелена . Однако он добавляет, что гобелены постепенно вытеснялись украшениями в вышивке , для производства которых не требовалось специального оборудования. [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Икона Богородицы с младенцем, Охрид» . Картирование Восточной Европы .
- ^ Кормак 2000, стр. 199-200
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 14.
- ^ Палеологовский Ренессанс
- ^ Фавери, Де; Лорена (Венеция) (01 октября 2006 г.), «Ренессанс Палеологов» , New Pauly Брилла , Брилл , получено 11 декабря 2022 г.
- ^ Кормак 2000, стр. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Кормак 2000, стр. 198.
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 78.
- ^ Брейе, Луи (1970). Византийская цивилизация . Париж. стр. 400–401.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Лайу, Ангелики ; Морриссон, Сесиль (2011). Византийский мир III, Греческая империя и ее соседи 13-14 века . Париж: Press Universitaires de France.
- ^ Перейти обратно: а б Талбот, Алиса-Мэри (2004). «1: Возрождение и упадок: голоса из византийской столицы». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. стр. 17–25. ISBN 1-58839-114-0 .
- ^ Кормак 2000, стр. 200–201.
- ^ Родли 1994, стр. 339-340.
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 82.
- ^ Кормак 2000, стр. 198
- ^ Кормак 2000, стр. 190-192.
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 84–86.
- ^ Кормак 2000, стр. 211
- ^ Перейти обратно: а б Кормак 2000, стр. 201-202.
- ^ Магно, Сирил (2002). Оксфордская история Византии . Издательство Оксфордского университета. стр. 256–257.
- ^ Кормак 2000, стр. 205-206.
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с Чурчич, Слободан (2004). «2: Религиозная обстановка поздневизантийской сферы». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. стр. 65–77. ISBN 1-58839-114-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Манго 1978, стр. 148.
- ^ Кормак 2000, стр. 199.
- ^ Никол, Дональд М. (2005). Последние столетия Византии, 1261-1453 гг . стр. Гл. XV стр. 319–340, гл. XVI стр. 341–360.
- ^ Перейти обратно: а б Каздхан, Александр (1991). Оксфордский словарь Византии . Том. 2. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1291, 1685.
- ^ Перейти обратно: а б Кормак 2000, стр. 210.
- ^ Манго 1986, стр. 244.
- ^ Иеродиакону, Катерина; Байден, Бёрье (2018), «Византийская философия» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 декабря 2022 г.
- ^ Кормак 2000, стр. 194-195.
- ^ Манго 1986, стр. 243.
- ^ Перейти обратно: а б Родли 1994, стр. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Манго 1978, стр. 167.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Карр, Аннемари Вейль (2004). «5: Изображения: выражения веры и силы». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. стр. 143–152. ISBN 1-58839-114-0 .
- ^ Кормак 2000, стр. 196.
- ^ Родли 1994, стр. 302.
- ^ Кормак 2000, стр. 207 и 210.
- ^ Вайцманн, Курт (1987). «1: Константинопольские иконы». В Вайцманне, Курт (ред.). Иконка . Дорсет Пресс, Нью-Йорк. стр. 11–84. ISBN 0-88029-162-1 .
- ^ Кормак 2000, стр. 213
- ^ Кормак 2000, стр. 210-211
- ^ Перейти обратно: а б с Хацидакис, Нано (1994). Греческое искусство: византийская мозаика . Экдотике Атенон С.А., Афины. стр. 25–27. ISBN 960213-314-7 .
- ^ Родли 1994, стр. 301.
- ^ Родли 1994, стр. 319-321
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 80.
- ^ Родли 1994, стр. 321
- ^ Кормак 2000, стр. 202-203.
- ^ Манго 1978, стр. 162 и 166.
- ^ Манго 1978, стр. 155-156.
- ^ Родли 1994, стр. 288
- ^ Манго 1978, стр. 155-156
- ^ Манго 1978, стр. 148–154.
- ^ Манго 1978, стр. 154-155
- ^ Манго 1978, стр. 154.
- ^ Талбот Райс 1959, стр.88
- ^ Йерулану, Эмилия (2008). «4: Дома: украшения и украшения». В Кормаке, Робин; Василаки, Мария (ред.). Византия 330-1453 гг . Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк. стр. 163–194. ISBN 9781905711260 .
- ^ Талбот Райс 1959, стр. 88
Библиография
[ редактировать ]- Кормак, Робин (2000). Византийское искусство . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-284211-0 .
- Фрайд, Эдмунд . Раннее палеологовское Возрождение (1261 – ок. 1360). Лейден: Брилл, 2000.
- Хелен К. Эванс (герой): Византия. Вера и сила (1261–1557). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004 г.
- Геанакоплос, Дено Джон. Константинополь и Запад: очерки поздневизантийского (палеологовского) и итальянского Возрождения, а также византийской и римской церквей. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета, 1989 г.
- Пересмотр поздней Византии: искусство эпохи Палеологов в Средиземноморье под редакцией Андреа Маттиелло и Марии Алессии Росси. Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2019 г.
- Манго, Кирилл (1978). Византийская архитектура . Нью-Йорк и Милан: Rizzoli International Publications, Inc. и Electa Editrice. ISBN 0-8478-0615-4 .
- Манго, Кирилл (1986). Искусство Византийской империи 312-1453 гг . Торонто, Буффало, Лондон: University of Toronto Press, совместно со Средневековой академией Америки. ISBN 0-8020-6627-5 .
- Родли, Лин (1994). Византийское искусство и архитектура: Введение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35724-1 .
- Рансимен, Стивен . Последний византийский ренессанс. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008 г.
- Шевченко Игорь. Палеологовский Ренессанс. Пало-Альто: издательство Стэнфордского университета, 1984 г.
- Талбот Райс, Дэвид (1959). Искусство Византии . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc.