Jump to content

Палеологов Ренессанс

Значок с металлическим фоном. Константинополь , 14 век. Расположен в Охриде , Северная Македония . [ 1 ]

Палеологов Ренессанс или Палеологов Ренессанс — заключительный период в развитии византийского искусства . Совпав с правлением Палеологов , последней династии, правившей Византийской империей (1261–1453), это была попытка восстановить византийскую уверенность в себе и культурный престиж после того, как империя пережила длительный период иностранной оккупации . [ 2 ] Наследие этой эпохи можно наблюдать как в греческой культуре после падения империи, так и в греческой культуре. [ 3 ] и в эпоху итальянского Возрождения . [ 4 ] Ученые того времени использовали несколько классических текстов. [ 5 ]

После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы основали Латинскую империю, чтобы управлять территорией, которая раньше была Византией. В павшей столице происходили масштабные грабежи, а многие реликвии и художественные ценности были отправлены обратно в Западную Европу. [ 6 ] В поисках убежища в непокоренных остатках своей империи византийская элита сформировала правительства в изгнании в Никее , Трапезунде и Эпире . [ 7 ] Эти новые политические образования продолжали заказывать произведения искусства, которые, однако, имели признаки ограниченности ресурсов и фрагментации имперской власти. Мастера работали с менее редкими и дорогими материалами, чем раньше (примером является использование стеатита в скульптурах, которые раньше делались из слоновой кости), а спонсорство исходило от множества частных покровителей, а не от доминирования императора. [ 8 ] Один из императоров Никеи, Иоанн III Дука Ватацес (годы правления 1222–1254), предпринял проекты, направленные на обеспечение выживания традиционной культуры. Он организовал публичные библиотеки во всех городах своих владений и приказал муниципальным руководителям выделять зарплату ученым медицины, математики и риторики. В 1238 году он также учредил философскую школу под руководством Никифора Блеммида . [ 9 ] [ 10 ] : 253 

Константинополь был отбит в 1261 году Михаилом VIII Палеологом (годы правления 1261–1282), основателем династии Палеологов и бывшим соправителем Никеи. Во время триумфальных церемоний он объявил о восстановлении Византийской империи и начал кампанию обновления в столице. Это стало необходимым из-за ущерба, нанесенного городу под властью латинян. [ 11 ] реконструкция также была призвана символизировать восстановление империи после нищеты и унижения, которым она только что подверглась. [ 12 ] Представление о периоде Палеологов как о культурном «ренессансе» во многом обязано усилиям Михаила возродить славу Константинополя; в византийских землях, не завоеванных крестоносцами, художественное производство никогда не было настолько серьезно нарушено, чтобы потребовался период «возрождения». [ 13 ] [ 14 ]

Определенные условия, установленные разграблением, сохранились и после восстановления Константинополя. Границы империи были навсегда уменьшены, и правители Трапезунда и Эпира остались независимыми от центрального правительства. [ 15 ] После крестовых походов между греческим миром и Западной Европой возник беспрецедентно тесный контакт, а византийские и западные художники заимствовали методы друг друга. Свободное владение несколькими стилями было полезно для обслуживания более разнообразной группы посетителей, но эти заимствования также были мотивированы интересом к зарубежным произведениям искусства и желанием учиться у них. [ 16 ] Как и в эпоху изгнания, большая часть искусства Палеологов финансировалась аристократией, а не императорами. Живописные произведения этой эпохи содержат беспрецедентное количество портретов неимперских доноров . [ 17 ] Период Палеологов был также первым, когда византийские художники регулярно подписывали свои работы; непонятно, почему сложился этот обычай, поскольку в православном искусстве по-прежнему не поощрялись новаторство и стилистическая индивидуальность. [ 18 ]

Деисусная мозаика из собора Святой Софии.

Михаил VIII приказал провести работы в соборе Святой Софии превратили в место католического , который латинские императоры богослужения. Церковь была переоборудована для совершения православных обрядов, а в ее южной галерее установлена ​​колоссальная мозаика Деисуса длиной 5,2 метра и шириной 6 метров. [ 19 ] Среди других объектов покровительства Михаила были Влахернский дворец и несколько участков городской обороны, а также объекты общественного назначения. Частные меценаты спонсировали реставрацию константинопольских церквей. [ 20 ] многие из которых сохранялись в течение следующих двух столетий, даже несмотря на то, что жилые части города пришли в запустение. [ 11 ]

Между 1316 и 1321 годами Феодор Метохит , заместитель преемника Михаила Андроника II , спонсировал обширную перестройку церкви Хора . Художник, имя которого не сохранилось, был отозван из проекта в Салониках по созданию фресок и мозаик Хоры, которые стали одним из выдающихся достижений палеологовского искусства. [ 21 ] Дэвид Талбот Райс отмечает, что в то же время « Джотто украшал часовню Арены в Падуе . У византийского художника [работавшего в Хоре] были другие идеи и другой взгляд на вещи, но по-своему он был столь же великим гением». [ 22 ] Андроник II приказал укрепить стены собора Святой Софии контрфорсами в 1317 году. [ 23 ] В конце его правления состояние империи пришло в упадок, и после 1330 года в столице велось мало строительства. [ 24 ] Оптимизм, питаемый Михаилом VIII, в последующие времена сменился ощущением, что «нынешнее поколение согрешило и уступает своим предшественникам». [ 25 ]

В 1346 году землетрясение повредило купола собора Святой Софии, которые отремонтировал Андроник III . [ 23 ] Мануил II создал учреждение под названием Католикон Мусейон (годы правления 1391–1425) в начале 15 века . Он располагался в госпитале и был пристроен к монастырю Св. Иоанна Продрома, богатая библиотека которого имела в своем распоряжении многочисленных учителей, в том числе Жоржа Хрисокоче и кардинала Бессариона , позднее обосновавшегося в Италии. Библиотека приветствовала многих итальянцев, приехавших в Константинополь изучать греческий язык и культуру. Также во время правления Мануила II ученый Деметриос Кидонес написал несколько текстов, таких как « Беседы и диалоги», об отношениях между христианством и исламом, о политике и о гражданских вопросах, таких как брак и образование. Он также составил трактат о семи вселенских соборах , стихотворение о том, как обращать неверующих, и опровержение католического учения об исхождении Святого Духа. [ 26 ] [ 27 ]

Известные участники

[ редактировать ]
Теодор Метохит , один из многих заметных участников культурного и литературного возрождения эпохи Палеологовского Возрождения.

Под влиянием императоров-палеологов многие политики, ученые и писатели приняли участие в проектах возрождения литературы и расширения знаний. Среди них были судья и историк Георгий Пахимер (1242 – ок. 1310) и четыре великих ученых-филолога времен Андроника II : Фома Магистрос , Деметрий Триклиниос , Мануэль Мосхопулос и богослов Максимус Планудес (ок. 1255/1260 – ок. ок. 1305/1310). Ученый и государственный деятель Никифор Хумнос (ок. 1250/1255 – 1327) был одной из важнейших фигур эпохи Возрождения, а Феодор Метохит (1270–1332) был философом и покровителем искусств и наук, считавшимся наиболее совершенным учёный своего времени. Он изучал классическую древность , хотя и не с таким пристальным интересом, как его современники в Треченто, Италия. [ 28 ] Поэт четырнадцатого века Мануэль Филес написал произведения, посвященные широкому спектру произведений искусства и аристократам, которые их спонсировали. Его работы дают некоторое представление о творческой деятельности его времени и места, хотя они также полны «клише или восхвалений и происхождения его благородных покровителей». [ 29 ] В то время также существовала традиция полемики , примером которой является историк Никифор Грегора , который расширил критику Аристотеля в своем диалоге «Флоренций». [ 30 ] Гемистос Плитон был сослан Мануилом II в деспотат Мореи , важный интеллектуальный центр; его лекции там возродили платоническую мысль в Западной Европе. [ 27 ] Плетон оскорбил императора, изучая еретические и даже языческие доктрины и тем самым проявив открытость ума, «очень похожую на гуманизм эпохи Возрождения ». [ 31 ]

Искусство и архитектура

[ редактировать ]

Палеологовский стиль.

[ редактировать ]

Сирил Манго описывает «особый новый стиль» в живописи Палеологов, «отмеченный увеличением числа фигур и сцен, новым интересом к перспективе (пусть и странно выраженной) и возвратом к гораздо более ранним моделям, таким как иллюминированные рукописи 10-го века. век». [ 32 ] Эти манеры встречаются с одинаковой частотой в произведениях любого размера. [ 33 ] Современные тенденции в церковной живописи отдавали предпочтение сложным повествовательным циклам, как во фресках, так и в последовательностях икон; [ 28 ] Для удовлетворения этой потребности традиционные типы святых изображений с крупными фигурами портретного типа на сплошном фоне были частично вытеснены пейзажными сценами со сравнительно небольшими фигурами, часто изображаемыми в движении. [ 34 ] Сами пейзажи бесплодны, возможно, они призваны напоминать дикую местность, традиционно населённую пророками и аскетами-отшельниками. [ 35 ] Существуют неформальные попытки использовать ракурс для создания иллюзии трех измерений. [ 36 ] особенно в любопытных зданиях, которые иногда служат фоном для фигур. Ученый Лин Родли говорит о «покачивающихся архитектурных формах, которые предполагают отдаленную и не слишком преданную отсылку к формулам перспективного рисунка». [ 37 ] В мозаиках и фресках церкви Хора, а также в некоторых других произведениях Константинополя ракурс используется в повествовательных целях, заставляя здания наклоняться в сторону предполагаемого фокуса внимания зрителя. [ 38 ]

При изображении людей художники-палеологи отдавали предпочтение «малоголовому, широкотелому, «бескостному» стилю фигур». [ 33 ] Курт Вейцманн говорит о «чрезмерно вытянутых фигурах», находящихся в «раскачивающихся позах» и носящих драпировки, которые «слегка выпирают, создавая впечатление отделения от хрупких тел внизу». [ 39 ] Жесткие блики с геометрическим рисунком используются для придания фигурам объема, хотя и без интереса к изображению реалистичной анатомической конструкции или последовательного источника света. Эта техника широко использовалась художниками критской школы и, таким образом, стала стандартом в поствизантийской иконописи. [ 35 ]

Роспись темперой на деревянных панелях всегда составляла часть корпуса византийских икон . [ 40 ] но они распространились в период Палеологов; слово «икона», ранее использовавшееся для описания любого изображения, используемого в религиозном контексте, стало все чаще ассоциироваться с этим видом панно. [ 35 ] Это явление, вероятно, было связано с новыми обычаями, связанными с темплоном — ширмой, используемой в церквях для отделения прихожан от святилища , где священники проводили ритуалы. Практика прикрепления иконок к этому экрану восходит как минимум к 8 веку. [ 35 ] В рамках общего увеличения количества картин в интерьерах поздневизантийских церквей было добавлено больше панелей, и темплон превратился в иконостас , «сплошную стену икон... между верующим и тайной христианского служения». [ 34 ] К XII веку использование панно в этом важном и заметном контексте превратило панно в более престижный вид искусства, подходящий для заказа богатым покровителям. Даже довольно большие иконы, высотой от четырех до шести футов и более и изображающие фигуры, превышающие натуральную величину, стали исполняться темперой, а не традиционными средствами фрески или мозаики. [ 35 ] Небольшие иконы также изготавливались массово, чаще всего как предметы личного богослужения. [ 35 ] Гораздо более персонализированные, чем их монументальные аналоги, они часто имели надписи или портреты в память о людях, которые их заказали. [ 35 ] Это была форма позднего византийского искусства, скорее всего, подвергшаяся западному влиянию. [ 41 ]

Иллюминированные рукописи

[ редактировать ]

Большинство писцов, работавших над освещением рукописей, остаются анонимными: только 17 из 22 рукописей, сохранившихся у Теодора Агиопетрита (переписчика, жившего около 1300 года в Фессалониках ), подписаны. Производство книг встречается реже, вероятно, потому, что многие переписчики уехали в изгнание под властью латыни . Тем не менее, скрипторий монастыря Панагия Одигитрия в Константинополе оставался действующим на протяжении всего XIV века. [ 10 ] : 244 

Мозаика и микромозаика

[ редактировать ]

Величественные церкви XIII и XIV веков продолжали получать мозаичное оформление , в том числе Деисус Святой Софии. [ 42 ] Эта работа придает фигурам нежный и сострадательный вид и использует крошечные мозаики для достижения точного моделирования их лиц, напоминающего живопись; несмотря на свои монументальные размеры, кажется, что он призван обладать индивидуальностью иконы. [ 19 ] Большие мозаики из Палеологанского Константинополя также сохранились в церкви-мечети Вефа , церкви Хора и церкви Паммакаристос . Все три здания имеют характерное фигурное расположение внутри куполов, на вершинах которых расположены бюсты Христа Пантократора или Девы Марии. Ребра каменной кладки расходятся от вершин, а каннелюры или плоские поверхности между ребрами отображают портреты христианских пророков или предков Иисуса в полный рост . Этот композиционный мотив, очевидно, продиктованный «предпочтениями высших церковных кругов столицы», [ 42 ] требовалась координация между строителями церквей и планировщиками иконографии, чтобы гарантировать, что купол имеет необходимое количество каннелюр для размещения предполагаемой группы фигур. [ 43 ] В других странах византийского мира мозаики были установлены в церкви Святых Апостолов в Салониках , церкви Порта Панагия в Фессалии , а также католиконе и часовне Святого Николая в Ватопедском монастыре на Афоне . [ 42 ]

Византийская микромозаика Святого Георгия и Дракона , Лувр .

Иконы -микромозаики создавались византийскими художниками по крайней мере с двенадцатого века, но после 1204 года интерес к этому виду искусства возобновился, в результате чего сохранилось более 20 образцов. Часто менее 25 сантиметров в высоту, [ 44 ] эти более поздние иконы были сделаны настолько впечатляюще маленькими, насколько это возможно, состоящими из мозаики «не больше острия булавки… вставленной в воск на деревянную основу». [ 45 ] Некоторые из них использовали роскошные материалы, такие как золото и стекловидную эмаль . [ 46 ] но все микромозаики стали ценными благодаря времени и навыкам, необходимым для их создания. [ 35 ] Их собирали богатые покровители как в Византии, так и в западных землях. [ 47 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Начиная с периода Латинской империи, отколовшиеся византийские государства стремились прославить себя, строя церкви и дворцы в своих столицах. Их различная демография и ресурсы создали отличительные региональные стили архитектуры: Эпир построил грандиозные памятники, включающие в себя множество сполий из римских руин, а Морейский деспотат , удерживаемый крестоносцами до 1262 года, демонстрировал выраженное западное влияние. [ 7 ] План и убранство собора Святой Софии в многонаселенном Трапезунде смешали византийские, западные, грузинские и сельджукско-турецкие мотивы. [ 48 ]

Напротив, сам Константинополь использовал консервативный архитектурный стиль, демонстрирующий сильную преемственность с предыдущими веками. [ 24 ] В столице не хватало средств, и она была вынуждена сосредоточиться на ремонтных работах; большинство его палеологовских церквей были расширениями существующих построек, [ 23 ] обычно в форме «пристроек, охватывающих более ранние церкви с трех сторон». [ 49 ] Эта практика впервые появилась в Эпире и Салониках, а затем была принята в Константинополе. [ 50 ] Пристройки в Салониках, возможно, использовались для церковных церемоний, в то время как в Константинополе размещались роскошные надгробия аристократов, спонсировавших их строительство. [ 51 ] Среди отреставрированных зданий были Хора, церковь-мечеть Вефа, церковь Паммакаристос и главная церковь монастыря Липс . [ 52 ] Дворянство строило особняки и церкви. [ 24 ] но единственное светское здание, сохранившееся от палеологовского Константинополя, — это так называемый Дворец Багрянородного . [ 53 ]

Фасады поздневизантийских зданий часто украшались портиками , как и у их современников в Венеции . Манго говорит, что одна из этих культур передала моду на портики другой, но оставляет за собой право судить о том, кто был ее создателем. [ 54 ]

Одеваться

[ редактировать ]

Двумерные произведения искусства периода Палеологов, в том числе вышеупомянутые портреты доноров, изображают людей, одетых в сложные костюмы. [ 55 ] дача показаний по поводу личных украшений, которые иначе исчезли. Таким образом, ученый Эмилия Йерулану предполагает, что поздневизантийские украшения были более многочисленными и изысканными, чем можно было бы судить по редким сохранившимся экземплярам. Утерянные предметы, возможно, были похожи на те, что были сделаны в греческих землях после падения империи: отличались «техническим и эстетическим совершенством, а не… роскошью материалов». [ 56 ] Те же второстепенные доказательства позволяют Дэвиду Талботу Райсу утверждать, что византийская шелковая промышленность сохранилась и в этот период и продолжала производить одежду, украшенную традиционной техникой гобелена . Однако он добавляет, что гобелены постепенно вытеснялись украшениями в вышивке , для производства которых не требовалось специального оборудования. [ 57 ]

  1. ^ «Икона Богородицы с младенцем, Охрид» . Картирование Восточной Европы .
  2. ^ Кормак 2000, стр. 199-200
  3. ^ Талбот Райс 1959, стр. 14.
  4. ^ Палеологовский Ренессанс
  5. ^ Фавери, Де; Лорена (Венеция) (01 октября 2006 г.), «Ренессанс Палеологов» , New Pauly Брилла , Брилл , получено 11 декабря 2022 г.
  6. ^ Кормак 2000, стр. 187.
  7. ^ Перейти обратно: а б Кормак 2000, стр. 198.
  8. ^ Талбот Райс 1959, стр. 78.
  9. ^ Брейе, Луи (1970). Византийская цивилизация . Париж. стр. 400–401. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Перейти обратно: а б Лайу, Ангелики ; Морриссон, Сесиль (2011). Византийский мир III, Греческая империя и ее соседи 13-14 века . Париж: Press Universitaires de France.
  11. ^ Перейти обратно: а б Талбот, Алиса-Мэри (2004). «1: Возрождение и упадок: голоса из византийской столицы». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. стр. 17–25. ISBN  1-58839-114-0 .
  12. ^ Кормак 2000, стр. 200–201.
  13. ^ Родли 1994, стр. 339-340.
  14. ^ Талбот Райс 1959, стр. 82.
  15. ^ Кормак 2000, стр. 198
  16. ^ Кормак 2000, стр. 190-192.
  17. ^ Талбот Райс 1959, стр. 84–86.
  18. ^ Кормак 2000, стр. 211
  19. ^ Перейти обратно: а б Кормак 2000, стр. 201-202.
  20. ^ Магно, Сирил (2002). Оксфордская история Византии . Издательство Оксфордского университета. стр. 256–257.
  21. ^ Кормак 2000, стр. 205-206.
  22. ^ Талбот Райс 1959, стр. 84.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Чурчич, Слободан (2004). «2: Религиозная обстановка поздневизантийской сферы». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. стр. 65–77. ISBN  1-58839-114-0 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Манго 1978, стр. 148.
  25. ^ Кормак 2000, стр. 199.
  26. ^ Никол, Дональд М. (2005). Последние столетия Византии, 1261-1453 гг . стр. Гл. XV стр. 319–340, гл. XVI стр. 341–360.
  27. ^ Перейти обратно: а б Каздхан, Александр (1991). Оксфордский словарь Византии . Том. 2. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1291, 1685.
  28. ^ Перейти обратно: а б Кормак 2000, стр. 210.
  29. ^ Манго 1986, стр. 244.
  30. ^ Иеродиакону, Катерина; Байден, Бёрье (2018), «Византийская философия» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 декабря 2022 г.
  31. ^ Кормак 2000, стр. 194-195.
  32. ^ Манго 1986, стр. 243.
  33. ^ Перейти обратно: а б Родли 1994, стр. 314.
  34. ^ Перейти обратно: а б Манго 1978, стр. 167.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Карр, Аннемари Вейль (2004). «5: Изображения: выражения веры и силы». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. стр. 143–152. ISBN  1-58839-114-0 .
  36. ^ Кормак 2000, стр. 196.
  37. ^ Родли 1994, стр. 302.
  38. ^ Кормак 2000, стр. 207 и 210.
  39. ^ Вайцманн, Курт (1987). «1: Константинопольские иконы». В Вайцманне, Курт (ред.). Иконка . Дорсет Пресс, Нью-Йорк. стр. 11–84. ISBN  0-88029-162-1 .
  40. ^ Кормак 2000, стр. 213
  41. ^ Кормак 2000, стр. 210-211
  42. ^ Перейти обратно: а б с Хацидакис, Нано (1994). Греческое искусство: византийская мозаика . Экдотике Атенон С.А., Афины. стр. 25–27. ISBN  960213-314-7 .
  43. ^ Родли 1994, стр. 301.
  44. ^ Родли 1994, стр. 319-321
  45. ^ Талбот Райс 1959, стр. 80.
  46. ^ Родли 1994, стр. 321
  47. ^ Кормак 2000, стр. 202-203.
  48. ^ Манго 1978, стр. 162 и 166.
  49. ^ Манго 1978, стр. 155-156.
  50. ^ Родли 1994, стр. 288
  51. ^ Манго 1978, стр. 155-156
  52. ^ Манго 1978, стр. 148–154.
  53. ^ Манго 1978, стр. 154-155
  54. ^ Манго 1978, стр. 154.
  55. ^ Талбот Райс 1959, стр.88
  56. ^ Йерулану, Эмилия (2008). «4: Дома: украшения и украшения». В Кормаке, Робин; Василаки, Мария (ред.). Византия 330-1453 гг . Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк. стр. 163–194. ISBN  9781905711260 .
  57. ^ Талбот Райс 1959, стр. 88

Библиография

[ редактировать ]
  • Кормак, Робин (2000). Византийское искусство . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-284211-0 .
  • Фрайд, Эдмунд . Раннее палеологовское Возрождение (1261 – ок. 1360). Лейден: Брилл, 2000.
  • Хелен К. Эванс (герой): Византия. Вера и сила (1261–1557). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004 г.
  • Геанакоплос, Дено Джон. Константинополь и Запад: очерки поздневизантийского (палеологовского) и итальянского Возрождения, а также византийской и римской церквей. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета, 1989 г.
  • Пересмотр поздней Византии: искусство эпохи Палеологов в Средиземноморье под редакцией Андреа Маттиелло и Марии Алессии Росси. Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2019 г.
  • Манго, Кирилл (1978). Византийская архитектура . Нью-Йорк и Милан: Rizzoli International Publications, Inc. и Electa Editrice. ISBN  0-8478-0615-4 .
  • Манго, Кирилл (1986). Искусство Византийской империи 312-1453 гг . Торонто, Буффало, Лондон: University of Toronto Press, совместно со Средневековой академией Америки. ISBN  0-8020-6627-5 .
  • Родли, Лин (1994). Византийское искусство и архитектура: Введение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-35724-1 .
  • Рансимен, Стивен . Последний византийский ренессанс. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008 г.
  • Шевченко Игорь. Палеологовский Ренессанс. Пало-Альто: издательство Стэнфордского университета, 1984 г.
  • Талбот Райс, Дэвид (1959). Искусство Византии . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9836cbc2b0b50057a32b646d7480aea__1722050820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/ea/e9836cbc2b0b50057a32b646d7480aea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palaeologan Renaissance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)