Jump to content

Путь викингов (книга)

Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века
На обложке первого издания книги изображен рунический камень конца X века из Орхуса , Дания , украшенный в стиле Маммен . маской для лица
Автор Нил Прайс
Язык Английский
Предмет Археология
Религиоведение
Языческие исследования
Издатель Департамент археологии и древней истории, Уппсала
Дата публикации
2002
Место публикации Великобритания
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 435
ISBN 91-506-1626-9

«Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века» представляет собой археологическое исследование древнескандинавской религии в Скандинавии позднего железного века. Она была написана английским археологом Нилом Прайсом , в то время профессором Абердинского университета , и впервые опубликована кафедрой археологии и древней истории Уппсальского университета в 2002 году. Переработанное второе издание было опубликовано в 2017 году издательством Oxbow Books.

Прайс работал над темой скандинавского язычества в своей докторской диссертации, над которой работал в период с 1988 по 2002 год сначала в Йоркском университете , Англия, а затем в Уппсальском университете, Швеция. Хотя в первую очередь Прайс занимался археологией, он использовал междисциплинарный подход к этому предмету, привлекая данные из других дисциплин, таких как история и антропология .

Книга разделена на семь глав. Прайс открыл книгу обсуждением своего теоретического подхода , а затем представил обзор того, что известно о дохристианской скандинавской религии и магии из литературных и археологических исследований. Затем он перешел к более глубокому изучению Сейда , или скандинавских магических практик, выявляя в них шаманские элементы.

Книга получила широкое признание археологов, работающих в европейской археологии, и была оценена как модель как для будущих междисциплинарных исследований, так и для понимания прошлых религиозных верований с археологической точки зрения.

Истоки «Пути викингов» возникли из докторских исследований Прайса, которые он проводил на факультете археологии Йоркского университета с октября 1988 года по май 1992 года. Под руководством археологов Стива Роскамса и Ричарда Холла Прайс первоначально сосредоточил свои исследование англо-скандинавских многоквартирных домов по адресу Коппергейт , 16–22 в Йорке, хотя в конечном итоге он отошел от этого, чтобы сосредоточиться на археологии в самой Скандинавии. [ 1 ] Личные обстоятельства означали, что Прайс не смог защитить докторскую диссертацию в Йорке, и в 1992 году он эмигрировал в Швецию , где провел следующие пять лет, работая полевым археологом. Несмотря на свою постоянную занятость, он продолжал заниматься археологическими исследованиями в частном порядке, публикуя ряд научных статей и представляя другие на конференциях. В 1996 году поступил на факультет археологии Уппсальского университета в качестве научного сотрудника, а в следующем году начал там постоянную работу. В Уппсале он защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии под руководством Анне-Софи Граслунд. [ 2 ]

Проводя исследования для своей докторской диссертации, Прайс проявлял большой интерес к циркумполярному шаманизму, посещал научные конференции по этой теме и читал много опубликованных материалов, подготовленных антропологами. Он обнаружил, что большая часть данных, которые он собрал в этой области, в конечном итоге мало пригодилась для его диссертации, и поэтому он включил их в отредактированную антологию, которую он собрал, под названием «Археология шаманизма» (2001). [ 3 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]

«Где в наших синтетических моделях того периода мы находим серьезное рассмотрение человека с факелом, который ходил задом наперед вокруг погребального костра, совершенно обнаженный и с пальцами, закрывающими анус; стадо шестиногих оленей, изображенное на стене… вооруженные женщины, работавшие на ткацком станке, сделанном из частей человеческого тела; пожилой мужчина-саам, похороненный в одежде нордической женщины; мужчины, способные понимать вой женщин; поднимали мечи, которые ходили под деревьями с висящими телами; мужчины, которые занимались сексом с рабыней, а затем задушили ее в знак уважения к ее умершему хозяину, похороненному с серебряными кольцами на пальцах ног и мешком, полным крови; наркотики?"

Нил Прайс, 2002. [ 4 ]

Часть 1: Разные викинги? На пути к когнитивной археологии позднего железного века

[ редактировать ]

Прайс открывает «Путь викингов» обсуждением того, почему он решил написать книгу, отмечая, как он хотел понять образ мышления скандинавов, живших в эпоху викингов; по его собственным словам, эта книга представляет собой его попытку «написать явно «когнитивную» археологию викингов». [ 5 ] Он продолжает объяснять свой междисциплинарный подход к предмету скандинавского язычества, опираясь на текстовые источники и археологию. Отмечая, что эту точку зрения отстаивают такие постпроцессуалисты , как Ян Ходдер , он переходит к обсуждению того, каким образом скандинавский поздний железный век одновременно рассматривается как заключительный период доисторической эпохи и первый период средневековья . [ 6 ]

Прайс продолжает обсуждать роль когнитивной археологии и ее многочисленные проблемы, но, тем не менее, защищает свою позицию, используя когнитивный археологический подход в своем исследовании. Затем он подчеркивает рост археологии Четвертого мира , подраздела мировой археологии, который фокусируется на истории современных коренных народов , и отмечает влияние, которое это оказывает на его исследования, в частности на его работу с саамами Северной Европы. . Он подчеркивает необходимость признать, что у современных археологов есть много проблем, связанных с когнитивным пониманием людей прошлого, таких как норвежцы, приводя доводы в пользу необходимости принять подход, который он называет «странной археологией», признавая «странность» обществ, отличных от нашего собственного. . Он противопоставляет эту «странную археологию» странной археологии , которая фокусируется на изучении девиантов внутри любого общества. Затем он завершает главу, резюмируя остальную часть содержания «Пути викингов» . [ 7 ]

Часть 2: Проблемы и парадигмы в изучении древнескандинавского колдовства

[ редактировать ]

Предложив обзор того, что известно о скандинавской мифологии из сохранившихся скандинавских литературных источников, Прайс продолжает обсуждать различные исследовательские перспективы, которые были приняты учеными прошлого, исследующими скандинавское язычество, в том числе филологами и специалистами по религиоведению . Сосредоточив внимание на самих дохристианских религиях, он затем обсуждает скандинавские верования железного века в отношении таких божеств, как Один и Тор . Прайс переходит к рассмотрению широкого спектра других сверхъестественных существ, существовавших в скандинавском мировоззрении: слуги богов (т.е. валькирии , Хугинны и Мунинны ), существа с космологическими целями (т.е. Норни ), йотнары. , сверхъестественные существа природы (то есть двергры и эльфы), «духи» и проекции человеческой души. Затем он обсуждает свидетельства существования храмов и священных мест в Скандинавии железного века, а также различных жреческих фигур, которые выполняли культовые функции. [ 8 ]

Во второй части главы Прайс более подробно рассматривает скандинавские магические практики, известные как Сейдр . Отмечая, что в скандинавском контексте к различным формам магической практики применялись особые термины, такие как Гальдр и Гандр , он также подчеркивает тот факт, что колдовство было неразрывно связано с культовой практикой. Затем он переходит к рассмотрению различных литературных источников, в которых упоминается Сейд , таких как скальдическая поэзия , эддическая поэзия , саги о королях, саги исландцев , форналдарсогур , Бискупасогюр , своды законов, а также несколько нескандинавских источников. . Наконец, он предлагает обзор более ранних научных исследований Сейда , обсуждая различные исследования, опубликованные с 19 века до начала 21 века. [ 9 ]

Часть 3: Сейдр

[ редактировать ]
Один верхом на своем восьминогом коне Слейпнире, изображенном на камне-изображении Тьангвиде . Прайс описывает связь бога с колдовством и шаманизмом.

Третья глава посвящена изучению литературных и археологических свидетельств практик сейда в скандинавском обществе. Прайс начинает с рассмотрения бога Одина, отмечая его литературные связи с колдовством и шаманизмом, а также выявляя шаманские и магические ассоциации тех сверхъестественных существ, которые ему служили, таких как его лошадь Слейпнир и вороны Хугинн и Мунинн . Кроме того, он перечисляет в общей сложности 240 имен, которые были применены к Одину в скандинавской литературе, иллюстрируя его многогранную роль в скандинавской религии. Переходя к другому божеству, Фрейе, Прайс обсуждает ее связь с магией и колдовством, а затем обсуждает шаманские и магические элементы в языческой скандинавской космологии. [ 10 ]

Прайс продолжает рассматривать «исполнителей» Сейда , большинство из которых, очевидно, были женщинами. Он обсуждает различные упоминания женщин-волшебниц в древнескандинавской литературе и изучает множество различных слов, используемых для их обозначения, утверждая, что некоторые из них могли относиться к разным категориям магов. Затем он переходит к обсуждению магов-мужчин, которые составляли меньшинство в сохранившейся литературе и рассматривались как девианты, совершившие эрги . Он переходит к рассказам о сейдах - помощниках рабочих в литературе, прежде чем обратить свое внимание на свидетельства захоронений скандинавских магов. Здесь он отмечает, что и ингумация, и крематорное захоронение могут быть интерпретированы как место упокоения колдунов, если они похоронены с предметами, которые, вероятно, имели магическое применение, такими как посохи и наркотики. В качестве доказательства Прайс приводит ряд могил эпохи викингов, которые были раскопаны в Скандинавии и в которых обнаружено потенциально магические предметы; сюда входят три погребения погребения в Бирка в городе Бьёркё в Уппланде и два кремационных захоронения в Клинте в приходе Кёпингс, Эланд , все из которых находились в Швеции, а также датская могила с кладбища в Фюркате в Юлланде и ещё одна со шведского кладбища в Аске в Приход Хагебюхёга, Эстергётланд . Глядя на захоронение корабля Осебург в Норвегии, он затем смотрит на захоронение человека, похожего на англо-скандинава с корабля Данелау , который был обнаружен в замке Пил на острове Мэн . [ 11 ]

Прайс продолжает рассматривать «перформанс» самого Сейда , обсуждая потенциальное использование ритуальной архитектуры и пространства, имея дело с литературными и археологическими свидетельствами платформ сейдхьяллер , подвесок на стульях, дверных рам и пустого ритуального пространства ( útiseta ). После этого он изучает одежду, которую могли носить практикующие магию, и обсуждает идеи относительно масок, вуалей и головных уборов. Обсуждая, использовали ли они барабаны в исполнении Сейда , он затем предпринимает исследование использования посохов и жезлов в скандинавской магии, подчеркивая существование ряда металлических и деревянных посохов, найденных в археологических записях. Двигаясь дальше, он рассматривает доказательства энтеогенного употребления наркотиков и одурманивающих веществ, таких как алкоголь , белена и каннабис . Затем он завершает этот раздел главы обсуждением заклинаний, песен и песнопений, а также спором о том, можем ли мы понять роль транса и экстаза в сейдре . [ 12 ] Прайс переходит к рассмотрению гендерных концепций, связанных с сейдом , и того факта, что мужчины, практикующие колдовство, рассматривались как социальные и сексуальные извращенцы, совершившие эрги . Рассматривая роль Одина как колдуна через призму квир-теории , Прайс затем обсуждает доказательства того, что предлагаемые практики Сейда включали сексуальные действия, такие как мастурбация . Двигаясь дальше, он рассматривает скандинавскую концепцию души и идею о том, что практикующие сейд могут управлять духами, известными как гандир . Наконец, глава завершается обсуждением домашнего использования сейда , включая гадание, исцеление, охоту и погодную магию. [ 13 ]

Часть 4: Колдовство

[ редактировать ]

Часть 5: Циркумполярная религия и вопрос древнескандинавского шаманизма

[ редактировать ]

Продолжая обсуждать доказательства существования шаманизма в Скандинавии, Прайс критически смотрит на предыдущие исследования, которые доказывали существование шаманских верований и практик от палеолита до эпохи викингов, особенно критически относясь к работе Джимми Страсбурга. Затем он рассматривает ранее выдвинутые аргументы, описывающие сейд как шаманский. [ 14 ]

Часть 6: Сверхъестественное усиление агрессии

[ редактировать ]

Часть 7: Путь викингов

[ редактировать ]

Прием и признание

[ редактировать ]

Академические обзоры

[ редактировать ]

Обзор пути викингов был опубликован в журнале Antiquity Мэтью Таунендом из университета Центра средневековых исследований Йоркского . Тауненд придерживался мнения, что «исключительная» работа Прайса представляет собой «один из самых важных вкладов в исследования викингов за последние годы, вполне возможно, за последние десятилетия», поскольку она касается забытой области магии в мире викингов. Оценив работу Прайса как «логичную, убедительную и теоретически проницательную», он нашел много поводов для ее одобрения, полагая, что она может многому научить археологов, и в то же время ее «очень легко» читать, она написана в прозаическом стиле, который был «ясный, часто стильный и остроумный». Более того, похвалив использование иллюстраций и библиографии, он, однако, заметил, что книга была бы улучшена за счет включения указателя. [ 15 ]

В своей статье в Fornvännen археолог Мартин Карвер из Йоркского университета похвалил «Путь викингов» как работу «безупречной и всеобъемлющей науки», но отметил, что лучшим названием могло бы быть «Разум викингов ». Он высоко оценил междисциплинарный подход, который использовал Карвер, отметив, что очень немногие современные археологи успешно применили такой подход, и выразил мнение, что Прайс написал «завораживающую» работу. [ 16 ]

Более широкий академический прием

[ редактировать ]

В своей книге «Шаманизм в скандинавских мифах и магии» (2009) английский ученый Клайв Толли отметил, что его работа во многих отношениях пересекается с «Путью викингов» Прайса , но работа Прайса сосредоточена на археологическом, а не литературном подходе к предмету. [ 17 ] Рецензируя работу Толли в журнале Time and Mind , историк Рональд Хаттон отметил, что исследование Прайса вызвало «большое восхищение» своим междисциплинарным подходом. Сравнивая исследования Прайса и Толли, Хаттон высказал мнение, что первый преувеличивал важность саамских шаманских элементов, проникающих в южную Скандинавию, в то время как Толли преуменьшал это, подходы, которые могут быть сбалансированы друг с другом. [ 18 ]

В своей вступительной статье «Агентность, интеллект и археологическая программа», опубликованной в академической антологии « Сигналы веры в ранней Англии: возвращение к англосаксонскому язычеству» (2010), Мартин Карвер цитировал книгу Прайса, прежде чем отметить, что это «замечательное «Работа «сделала многое для того, чтобы изучение нехристианской религии снова стало уважаемым среди археологов». [ 19 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Карвер, Мартин (2004). «Обзор пути викингов ». Форнвеннен . Том. 99. Стокгольм: Шведская королевская академия литературы. стр. 162–165.
  • Карвер, Мартин (2010). «Агентство, интеллект и археологическая программа». Сигналы веры в ранней Англии: новый взгляд на англосаксонское язычество . Оксфорд и Оквилл: Oxbow Books. стр. 1–20. ISBN  978-1-84217-395-4 .
  • Хаттон, Рональд (2011). «Обзор шаманизма Клайва Толли в скандинавских мифах и магии ». Время и разум: журнал археологии, сознания и культуры . Том. 4, нет. 1. С. 225–226.
  • Прайс, Нил (2002). Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века . Уппсала: Департамент археологии и древней истории Уппсальского университета. ISBN  91-506-1626-9 .
    • Прайс, Нил (2017). Путь викингов: религия и война в позднем железном веке Скандинавии (2-е изд.). Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN  9781842172605 .
  • Тауненд, Мэтью (2003). «Обзор пути викингов ». Античность . Том. 16, нет. 3.
  • Толли, Клайв (2009). Шаманизм в скандинавских мифах и магии: Том первый . Хельсинки: Финская академия наук. ISBN  978-951-41-1028-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d334d0137cb645d439bd5cbd60e96c6b__1722643560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/6b/d334d0137cb645d439bd5cbd60e96c6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Viking Way (book) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)