Постпроцессуальная археология
Постпроцессуальная археология иногда называют интерпретативной археологией , , которую ее приверженцы [1] [2] — направление в археологической теории , подчеркивающее субъективность археологических интерпретаций. Несмотря на ряд смутных сходств, постпроцессуализм состоит из «очень разнообразных направлений мысли, слившихся в рыхлую группу традиций». [3] В рамках постпроцессуалистского движения было принято широкое разнообразие теоретических точек зрения, включая структурализм и неомарксизм , а также множество различных археологических методов, таких как феноменология .
Постпроцессуальное движение зародилось в Соединенном Королевстве в конце 1970-х и начале 1980-х годов, пионером которого стали такие археологи, как Ян Ходдер , Дэниел Миллер , Кристофер Тилли и Питер Уко , находившиеся под влиянием французской марксистской антропологии . [ нужны разъяснения ] постмодернизм и подобные ему направления в социокультурной антропологии . Параллельные события вскоре последовали и в Соединенных Штатах. Первоначально постпроцессуализм был прежде всего реакцией и критикой процессуальной археологии , парадигмы, разработанной в 1960-х годах «Новыми археологами», такими как Льюис Бинфорд , и которая стала доминирующей в англоязычной археологии к 1970-м годам. Постпроцессуализм резко критиковал ключевой принцип процессуализма, а именно его утверждение о том, что археологические интерпретации могут, если научный метод применить , прийти к совершенно объективным выводам.
В Соединенных Штатах археологи широко рассматривают постпроцессуализм как дополнение к процессуальному движению , в то время как в Соединенном Королевстве они по-прежнему считаются отдельными и противоположными теоретическими движениями. В других частях мира постпроцессуализм оказал меньшее влияние на археологическую мысль. [4]
Подход к археологии
[ редактировать ]Субъективизм
[ редактировать ]Подход постпроцессуалистов к археологии диаметрально противоположен подходу процессуалистов. Процессуалисты, как позитивисты , считали, что научный метод должен и может применяться к археологическим исследованиям, что позволяет археологам представлять объективные утверждения о прошлых обществах, основанные на доказательствах. Постпроцессуальная археология, однако, поставила под сомнение эту позицию и вместо этого подчеркнула, что археология была скорее субъективной , чем объективной, и что истина, которую можно было установить на основе археологических данных, часто относилась к точке зрения археолога, ответственного за раскопки и представление данных. [5] Как заметил археолог Мэтью Джонсон: «Постпроцессуалисты предполагают, что мы никогда не сможем противостоять теории и данным; вместо этого мы видим данные сквозь облако теории». [6]
Интерпретация
[ редактировать ]В связи с тем, что они считают археологию по своей сути субъективной, постпроцессуалисты утверждают, что «все археологи... независимо от того, признают они это открыто или нет», всегда навязывают свои собственные взгляды и предубеждения в свои интерпретации археологических данных. [7] Во многих случаях они считают, что эта предвзятость носит политический характер. [8] Постпроцессуалист Дэниел Миллер считал, что позитивистский подход процессуалистов, утверждающий, что действительным является только то, что можно ощутить, проверить и предсказать, стремился только к созданию технических знаний, которые способствовали бы угнетению простых людей со стороны элиты. [9] В аналогичной критике Миллер и Крис Тилли считали, что, выдвигая концепцию о том, что человеческие общества непреодолимо формируются под внешними влияниями и давлением, археологи молчаливо принимают социальную несправедливость . [10] Многие постпроцессуалисты пошли дальше и раскритиковали тот факт, что археологи из богатых западных стран изучали и писали истории более бедных стран второго и третьего мира . Ян Ходдер заявил, что археологи не имеют права интерпретировать предысторию других этнических или культурных групп и вместо этого они должны просто предоставить представителям этих групп возможность строить свои собственные взгляды на прошлое. [11] Хотя точка зрения Ходдера не была общепринятой среди постпроцессуалистов, было достаточно поддержки для противодействия расизму , колониализму и профессиональному элитизму внутри дисциплины, которая в 1986 году была учреждена Всемирным археологическим конгрессом . [12]
Ряд постпроцессуалистов, таких как Майкл Шэнкс , Кристофер Тилли и Питер Уко , подорвали «претензии археологии на то, чтобы быть авторитетным источником знаний о прошлом», тем самым «поощряя людей подвергать сомнению все формы власти и сопротивляться им… Эта позиция была воспринята ее сторонниками как демократизация археологии и ее очищение… от элитарных претензий». [13]
Понимание прошлых обществ
[ редактировать ]Материализм и идеализм
[ редактировать ]В то время как процессуалисты были убежденными материалистами , а культурно-исторические археологи , напротив, были идеалистами, постпроцессуалисты утверждали, что общества прошлого следует интерпретировать как через материалистические, так и через идеалистические идеи. Как отметил Джонсон: «Многие постпроцессуалисты утверждают, что мы должны в первую очередь отвергнуть всю оппозицию между материальным и идеальным». [6] Признавая, что общества прошлого интерпретировали окружающий мир частично материалистическим образом, постпроцессуалисты утверждают, что многие исторические общества также уделяли большое внимание идеологии (включая религию ) как при интерпретации своего мира, так и при влиянии на их поведение. Примеры этого можно увидеть в работах Бернарда Кнаппа, который исследовал, как социальная элита манипулировала идеологией, чтобы сохранить свой политический и экономический контроль. [14] и Майка Паркера Пирсона , который утверждал, что инструменты были таким же продуктом идеологии, как корона или свод законов. [15]
Используя пример, объясняющий эту веру в единство материалистов и идеалистов, археолог Мэтью Джонсон рассмотрел идею ландшафта в обществах прошлого. Он утверждал, что:
- С одной стороны, материалистический взгляд на ландшафт имеет тенденцию подчеркивать, как его можно рассматривать с точки зрения набора ресурсов, например, для охотников-собирателей или ранних земледельческих групп. Это заставляет, например, обратиться к теории оптимального добывания пищи и другим экономическим моделям, чтобы понять, как люди «рационально» эксплуатировали ландшафт. Постпроцессуалисты любят утверждать, что разные народы всегда воспринимают пейзажи по-разному. Они отвергают «рациональный» взгляд на «ландшафт как набор ресурсов» как на взгляд нашего собственного общества, по-своему идеологически нагруженный, нагруженный идеями товара и эксплуатации, присущими нашему собственному обществу. . Они предполагают, что древние народы имели разные взгляды на то, что было «реальным» в этом ландшафте. С другой стороны, исключительно идеалистический взгляд на пейзаж тоже не работает. Постпроцессуалисты любят подчеркивать, что такое понимание ландшафта не сформировалось абстрактно — то, как люди передвигались и использовали этот ландшафт, влияло на их понимание его. [6]
Структурализм
[ редактировать ]Многие, хотя и не все, постпроцессуалисты придерживались теории структурализма в понимании исторических обществ. Сам структурализм был теорией, разработанной французским антропологом Клодом Леви-Стросом (1908–2009) и придерживавшейся идеи, что «культурные модели не обязательно должны быть вызваны чем-то внешним… [и что] в основе каждой культуры лежит глубокая структура, или сущность, управляемая своими собственными законами, о которых люди не подозревали, но которая обеспечивала закономерности в культурных произведениях, исходящих из нее». В основе своей структуралистской теории Леви-Стросс считал, что «все человеческое мышление управляется концептуальными дихотомиями или двусторонними оппозициями, такими как культура/природа, мужчина/женщина, день/ночь и жизнь/смерть. Он считал, что принцип оппозиций был универсальной характеристикой, присущей человеческому мозгу, но каждая культура основывалась на уникальном выборе оппозиций». [16] Этот структуралистский подход был впервые заимствован из антропологии и применен к формам археологии французским археологом Андре Леруа-Гураном (1911–1986), который использовал его для интерпретации доисторических символов в своей работе 1964 года «Религии преистории» . [17]
В рамках постпроцессуального движения Ян Ходдер стал «ведущим представителем структуралистского подхода». [18] В статье 1984 года он рассмотрел сходство между домами и гробницами неолитической Европы и использовал структуралистский подход в качестве основы для своих идей об их символике. [19] Затем в своей основополагающей книге «Одомашнивание Европы» (1990) он использовал структуралистские идеи, чтобы выдвинуть свою теорию о том, что в неолитической Европе существовала дихотомия между полем ( agrios ) и домом ( domus ), с этой двойственностью. опосредовано границей ( foris ). [20]
Человеческое агентство
[ редактировать ]Постпроцессуалисты также приняли убеждения относительно человеческой деятельности , утверждая, что в других теоретических подходах к археологии, таких как культурно-исторический и процессуальный, «человек потерян», и поэтому люди изображаются как «пассивные обманщики, слепо следующие социальным правилам». [21] Вместо этого постпроцессуалисты утверждают, что люди являются свободными агентами, которые во многих случаях действуют в своих собственных интересах, а не просто следуют социальным правилам, и, принимая эти идеи, постпроцессуалисты утверждают, что общество движимо конфликтами. [22] Под влиянием социолога Энтони Гидденса (род. 1938) и его теории структурации многие постпроцессуалисты признали, что большинство людей, зная и понимая правила своего общества, предпочитают манипулировать ими, а не послушно им следовать. В свою очередь, если нарушать социальные правила, эти правила в конечном итоге меняются. [21]
Другие постпроцессуалисты вместо этого приняли точку зрения социолога Карла Маркса (1818–1883) о том, что классовый конфликт был движущей силой этих социальных изменений. [23] В этом они имеют сходство с археологами-марксистами . Однако меньшинство постпроцессуалистов, таких как Джулиан Томас, утверждало, что человеческая активность не является полезным аспектом для изучения прошлых обществ, тем самым принимая культурно детерминистскую позицию. [24]
Маргинальные археологии
[ редактировать ]Постпроцессуализм уделяет большое внимание поощрению маргинализированных групп к взаимодействию с археологией.
Гендерная археология
[ редактировать ]В 1960-х и 1970-х годах феминистская археология возникла, когда приверженцы феминистского движения второй волны начали утверждать, что женщины в археологических записях до этого времени игнорировались археологами. По словам археолога Сэма Люси, «Программы феминистской археологии и постпроцессуализма подчеркнули важность социальных и политических факторов для якобы «объективного» исследования». [25]
Коренная археология
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Прецеденты
[ редактировать ]Хотя на самом деле она не называлась «постпроцессуальной археологией» до 1985 года (одним из ее наиболее выдающихся сторонников, Яном Ходдером ), археологическая альтернатива процессуальной археологии начала развиваться в 1970-х годах. Некоторые уже предвидели появление теории: социальный антрополог Эдмунд Лич проинформировал собравшихся археологов на дискуссии 1971 года по теме «Объяснение культурных изменений», проходившей в Университете Шеффилда , о культурном структурализме , который был тогда популярен среди социальных антропологов. , вскоре проникнет в археологическое сообщество. [26]
Брюс Триггер , канадский археолог, который провел плодотворное исследование археологической теории, определил существование трех основных факторов, влияющих на постпроцессуализм. Первой из них была « инспирированная марксизмом социальная антропология, которая развивалась во Франции в 1960-е годы и уже оказала влияние на британскую социальную антропологию». Это, как отметил Триггер, «коренится не в ортодоксальном марксизме, а в усилиях объединить марксизм и структурализм ». антропологов, таких как Морис Годелье, Эммануэль Террей и Пьер-Филипп Рей, [27] Вторым главным влиянием был постмодернизм , который «подчеркивал субъективную природу знания и придерживался крайнего релятивизма и идеализма». Зародившись среди дисциплин сравнительного литературоведения , литературной критики и культурологии , постмодернистское мышление начало развиваться в археологии. [28] Третьим влиянием, выявленным Триггером, было движение «Новая культурная антропология» внутри культурной антропологической дисциплины, возникшее после краха боасийской антропологии . Новые культурные антропологи «осудили исследования культурной эволюции как этноцентрические и интеллектуально и морально несостоятельные в мультикультурной, постколониальной среде». [29]
Происхождение в Британии
[ редактировать ]Постпроцессуальная археология зародилась в Великобритании в конце 1970-х годов под руководством ряда британских археологов, которые заинтересовались аспектами французской марксистской антропологии. Самым выдающимся среди них был Ян Ходдер (род. 1948), бывший процессуалист, сделавший себе имя благодаря экономическому анализу пространственных моделей и раннему развитию исследований моделирования, особенно касающихся торговли, рынков и урбанизации в железном веке и Римской Британии. . Находясь под влиянием «Новой географии» и работ процессуалиста Дэвида Кларка, по мере продвижения своих исследований он становился все более скептически настроенным в отношении того, что такие модели и симуляции действительно проверяют или доказывают что-либо, и пришел к выводу, что определенная закономерность в археологических записях могли быть созданы с помощью ряда различных моделируемых процессов, и не было возможности точно проверить, какая из этих альтернатив была правильной. По сути, он пришел к убеждению, что даже при использовании процессуального подхода к пониманию археологических данных все еще существует много разных способов интерпретации этих данных, и поэтому разные археологи могут сделать радикально разные выводы, несмотря на утверждение процессуализма о том, что использование тот научным методом он мог получить объективные факты из археологических данных. [30] [31] В результате этого Ходдер стал все более критически относиться к процессуалистскому подходу, у него появился интерес к тому, как культура формирует человеческое поведение. В этом новом начинании его поддержали многие его ученики, в том числе Мэтью Сприггс. [31]
В 1980 году эти ранние постпроцессуалисты провели конференцию в Кембриджском университете , в результате которой была выпущена книга под названием «Символическая и структурная археология» (1982), которая была отредактирована самим Ходдером и опубликована издательством Кембриджского университета . Во введении к книге Ходдер отметил, что:
- В ранний период исследования и развития идей различные члены Кембриджской группы в других археологических отделах Англии и за рубежом проводили преждевременные презентации на конференциях и отдельные семинары. Отдельные ученые, которых приглашали поговорить с нами в Кембридже в тот период, по понятным причинам, часто чувствовали себя обязанными поддерживать явную оппозицию. Хотя эти выступления, безусловно, происходили еще до того, как наши взгляды начали формироваться, и были чрезмерно агрессивными, они сыграли важную роль в процессе исследования и переформулирования. В частности, контрасты, установленные нами и сторонними учеными, позволили прояснить взгляды семинарской группы и различия точек зрения внутри группы. Оппозиция подчеркивала наше собственное мнение, но также обращала внимание на тупики, в которые можно было сбиться. Наша агрессия была результатом убеждения, что мы делаем что-то новое. Это тоже было важно. В начальный период существовало четкое представление о том, что не так с существующими подходами, и была вера в то, что можно сделать что-то еще. [32]
Брюс Триггер считал эту книгу «показательной демонстрацией постпроцессуального подхода и аналогом книги «Новые перспективы в археологии », книги 1968 года, написанной американским археологом Льюисом Бинфордом (1931–2011), которая помогла запустить процессуальное движение. [31]
Развитие в США
[ редактировать ]Постпроцессуальная археология развивалась в основном независимо среди археологического сообщества США . По существу, ее основным влиянием была критическая теория, в отличие от французской марксистской антропологии, которая оказала основное влияние на их британских коллег. Многие американские археологи начали осознавать проблемы предвзятости внутри научного сообщества и внутри самого процессуального движения, которое пыталось быть научным. Они также начали замечать элементы этнических предрассудков в археологии, особенно в отношении коренных американцев , у которых до 1990-х годов обычно не было возможности участвовать в управлении своим собственным наследием. [33] Многие американские археологи также начали отмечать гендерную предвзятость в археологической интерпретации и в дисциплине в целом, поскольку женщины были в значительной степени маргинализированы. В 1980-е годы наконец-то были опубликованы археологические исследования, посвященные этой проблеме, а именно статья Джоан Геро «Гендерная предвзятость в археологии: межкультурная перспектива» (1983). [34] и статья Маргарет Конки и Джанет Спектор «Археология и изучение гендера» (1984). [35] Среди постпроцессуалистов меньше внимания уделялось исправлению классовых предубеждений в американских археологических данных, чем изучению гендерных и этнических различий. Вместо этого такие исследования маргинальных классов, таких как рабочие и рабы, проводились в основном среди исторических археологов (тех, кто изучает археологию исторического или письменного периода прошлого). [36]
Критика
[ редактировать ]Как отметили археологи Колин Ренфрю и Пол Бан : «С точки зрения самых строгих критиков [постпроцессуализм], хотя и выдвигал ряд обоснованных критических замечаний, просто развивал некоторые идеи и теоретические проблемы, представленные [процессуализмом]. Для этих критиков он привнес множество подходов из других дисциплин, так что термин «постпроцессуальный», хотя и довольно точно перекликающийся с эпитетом « постмодернистский » в литературоведении, был оттенком высокомерия в претендунии на замену того, что он вполне справедливо претендовал на дополнение. [37]
В своей статье «Процессуальная археология и радикальная критика» (1987) Тимоти К. Эрл и Роберт В. Прейсель рассмотрели «радикальную критику» процессуализма постпроцессуального движения, признав, что она имеет некоторые достоинства, и выделили некоторые важные моменты. , они пришли к выводу, что в целом постпроцессуальный подход был ошибочным, поскольку он не смог создать явную методологию. [38]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Джонсон 1999 , стр. 98–99.
- ^ Джонсон 2010 . п. 105.
- ^ Джонсон 1999 , с. 101.
- ^ Триггер 2007 , стр. 477–478.
- ^ Триггер 2007 , стр. 451–452.
- ^ Jump up to: а б с Джонсон 1999 , с. 102.
- ^ Джонсон 1999 , с. 103.
- ^ Триггер 2007 , с. 467.
- ^ Миллер 1984 , с. 38.
- ^ Миллер и Тилли 1984 , с. 2.
- ^ Ходдер, Ян (1984a). «Археология 1984 года» . Античность . 58 (222): 25–32. дои : 10.1017/S0003598X00055940 . S2CID 163788037 .
- ^ Триггер 2007 , с. 452.
- ^ Триггер 2007 , стр. 467–468.
- ^ Кнапп, Б. 1988.
- ^ Пирсон, Майк Паркер. 1984:61.
- ^ Триггер 2007 , с. 463.
- ^ Леруа-Гуран 1964 .
- ^ Триггер 2007 , с. 464.
- ^ Ходдер 1984b .
- ^ Ходдер 1990 .
- ^ Jump up to: а б Джонсон 1999 , с. 104.
- ^ Джонсон 1999 , с. 105.
- ^ Триггер 2007 , с. 469.
- ^ Томас 2000 , стр. 149–150.
- ^ Люси 1997 , с. 153.
- ^ Лич 1973 , с. 763.
- ^ Триггер 2007 , с. 44.
- ^ Триггер 2007 , стр. 446–448.
- ^ Триггер 2007 , стр. 448–449.
- ^ Джонсон 2010 . стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б с Триггер 2007 , с. 450.
- ^ Ходдер 1982 , с. VII.
- ^ Триггер 2007 , стр. 456–458.
- ^ Геро, Джоан (1983). «Гендерная предвзятость в археологии: межкультурная перспектива». Ин Геро, Дж. М.; Лейси, DM; Блейки, М.Л. (ред.). Социально-политика археологии . Амхерст: Массачусетский университет .
- ^ Конки, Маргарет; Спектор, Джанет (1984). «Археология и изучение пола». Достижения археологического метода и теории . 7 :1–38.
- ^ Триггер 2007 , с. 460.
- ^ Ренфрю и Бан 2004 , стр. 44.
- ^ Эрл и Преусель 1987 .
Библиография
[ редактировать ]- Академические книги
- Ходдер, Ян , изд. (1982). Символическая и структурная археология . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-03550-7 .
- Ходдер, Ян (1990). Приручение Европы: структура и случайность в неолитических обществах . Оксфорд: Блэквелл .
- Ходдер, Ян , изд. (2001). Археологическая теория сегодня . Кембридж: Политическая пресса . ISBN 978-0-7456-2269-9 .
- Ходдер, Ян ; Хатсон, Скотт (2003). Читая прошлое: современные подходы к интерпретации в археологии (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-52884-9 .
- Леруа-Гуран, Андре (1964). Религии доисторических времен на ( французском языке). Париж: Presss Universitaires de France .
- Джонсон, Мэтью (1999). Археологическая теория: Введение . Оксфорд: Блэквелл . ISBN 978-0-631-20296-7 .
- Миллер, Дэниел ; Тилли, Кристофер (1984). Идеология, власть и предыстория . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Ренфрю, Колин ; Бан, Пол (2004). Археология: теории, метод и практика (Четвертое изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-28441-4 .
- Триггер, Брюс Г. (2007). История археологической мысли (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-60049-1 .
- Академические статьи
- Эрл, Тимоти К.; Преусель, Роберт В. (1987). «Процессуальная археология и радикальная критика». Современная антропология . 28 (4). Чикаго: 501–538. дои : 10.1086/203551 . S2CID 147115343 .
- Ходдер, Ян (1984b). Миллер, Дэниел ; Тилли, Кристофер (ред.). «Погребения, дома, мужчины и женщины в европейском неолите». Идеология, власть и предыстория . Кембридж: Издательство Кембриджского университета : 51–68.
- Миллер, Дэниел (1984). Миллер и Тилли (ред.). «Модернизм и пригород как материальная идеология». Идеология, власть и предыстория . Кембридж: Издательство Кембриджского университета : 37–50. дои : 10.1017/CBO9780511897443.005 . ISBN 9780521255264 .
- Лич, скорая помощь (1973). Ренфрю, Колин (ред.). «Заключительное слово». Объяснение культурных изменений: модели в предыстории . Лондон: Дакворт.
- Люси, Сэм (1997). Мур, Дж.; Скут, Э. (ред.). «Домохозяйки, воины и рабы? Секс и гендер в англосаксонских захоронениях». Невидимые люди и процессы: вписание гендера и детства в европейскую археологию . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Лестерского университета : 150–168.
- Томас, Джулиан (2000). М.Б. Шиффер (ред.). «Реконфигурация социального, реконфигурация материала». Социальная теория в археологии . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты : 143–155.