Евгениуш Зак



Евгениуш Зак (15 декабря 1884 — 15 января 1926), также известный как Эжен Зак и Евгений Зак , был польским художником.
Жизнь
[ редактировать ]Евгениуш Зак родился в семье еврея. [ 1 ] Семья из Могилно Минской губернии (ныне Беларусь ). Мальчиком он переехал в Варшаву, где окончил неклассическую среднюю школу. В 1902 году он уехал в Париж для обучения сначала в Школе изящных искусств в студии престарелого мастера академизма Жана-Леона Жерома , а затем в Академии Коларосси в студии Альберта Беснара . В 1903 году он отправился в Италию и к концу года в Мюнхен, где поступил в частную школу словенца Антона Ажбе .
В 1904 году он вернулся в Париж. В этом же году состоялся его дебют в Осеннем салоне , а через два года он был принят в члены жюри секции рисунка этого заведения. В 1906–1908 годах он совершал поездки в Бретань (в частности, мост Аббе). На Сене он участвовал в жизни польской колонии, участвуя в Обществе польских художников в Париже и других организациях. Там он подружился со многими польскими художниками, в том числе с Романом Крамштиком, Вацлавом Боровским, Леопольдом Готлибом, Ежи Меркелем, Эли Надельманом , Мелой Мутер , Титусом Чижевским и Зигмунтом Менкесом.
Его репутация быстро росла. Французское правительство приобрело одну из его картин для Люксембургского музея (1910), он организовал персональную выставку в Galerie Druet (1911), был связан с важными деятелями парижской культурной жизни, в том числе с критиками Адольфом Базлером и Андре. Салмона , и он стал экспонентом Société Normande de Peinture Moderne . В 1912 году он стал профессором Академии де Ла Палетт . В 1913 году он женился на начинающей художнице Ядвиге Кон, которая после его смерти руководила известной галереей Зак. Между 1914 и 1916 годами он останавливался на юге Франции ( Ницца , Сен-Поль-де-Ванс и Ванс ), а также посетил Лозанну в Швейцарии.
В 1916 году он вернулся с семьей в Польшу, поселившись в родном городе жены Ченстохове . Он сотрудничал с формистами. Во время своих частых визитов в Варшаву он сотрудничал с будущими участниками Rytm (« ритм »), группы, которую он основал в 1921 году. В 1922 году он навсегда покинул Польшу. Сначала он отправился в Германию, где его уже знали и почитали до Первой мировой войны . Он посетил Берлин , а затем Бонн , где выполнил заказ на украшение интерьера виллы архитектора Фрица Августа Брейхауса картинами. Сотрудничал с периодическим изданием Deutsche Kunst und Dekoration, публикуя статьи о некоторых близких ему художниках. В 1923 году он снова поселился в Париже, где присоединился к своим друзьям Зигмунту Менкесу и Марку Шагалу . Его растущая художественная слава и финансовые успехи внезапно закончились, когда он умер от сердечного приступа в Париже в возрасте 41 года. Он не дожил до того, чтобы возглавить факультет живописи, предложенный ему Академией изящных искусств в Кельне, Германия. . [ нужна ссылка ]
Работа
[ редактировать ]
С самого начала Жак выражал свой художественный темперамент через утонченное применение линий, ссылаясь в своих сангиненых портретах на произведения Леонардо , Боттичелли , Гольбейна и Дюрера . На раннем этапе своей карьеры он подошел к стилю Наби посредством манипуляций с плоскими областями, заключенными в четкие контуры и блеклыми, слегка матовыми цветами. На короткое время он поддался – как и многие его парижские коллеги – экзотике и народной атмосфере Бретани. Он также заимствовал некоторые мотивы из китайского фарфора и персидских миниатюр. Он рисовал виды парижских закоулков и бульваров на берегу Сены и время от времени обращался к Нового Завета . темам [ 2 ]
Еще до Первой мировой войны некоторые из его композиций соответствовали идиллической традиции, представленной работами таких художников, как Николя Пуссен , Клод Лоррен (прозванный Лотарингией), Антуан Ватто и, прежде всего, Пюви де Шаванн , чей «Бедный рыбак» в Лувр вдохновил Жака на создание ряда картин и рисунков. Польский художник начал усиливать стилизацию своих фигурных силуэтов и лиц. Жака Аркадия , вдохновленная оригинальными итальянскими и южнофранцузскими пейзажами, а также пейзажами европейских мастеров искусства, была населена людьми с гермафродитной красотой, несомненно, связанной с увлечением Жака эпохой Возрождения . Их физиономии напоминают профили древнегреческого искусства : нос наклонен прямо ко лбу, четко очерчены глаза, а лица имеют томное, ностальгическое выражение. Жак, как и Модильяни , посредством утонченного рисунка и поэтического воображения с романтическим оттенком создал совершенно особенный «человеческий род», встречающийся только в фигурах его картин.

Его кубические дома и массивы камней всегда были составлены в декоративном ритме. Эти картины отличает изысканное сочетание ломаных красок и сдержанной экспрессии. Они вступают в интересный диалог с достижениями некоторых представителей немецкой Новой Объективности , а также некоторых итальянцев из группы Valori Plastici , хотя о прямых влияниях здесь ни в коем случае нельзя говорить.
Примерно в 1917-1920 годах на смену прежним рыбакам и их семьям, морякам и торговцам пришли социальные аутсайдеры, ностальгирующие одиночки, проводившие свою жизнь в салонах или интерьерах со скудной мебелью. Здесь мы видим явную связь с «жалкими» тенденциями молодого Пабло Пикассо , такими как его Saltimbanques голубого периода. В то же время эти печальные темы уравновешиваются изображениями счастливых семей в различных конфигурациях: мать, играющая с улыбающимся ребенком, семья, играющая с кукольным театром и т. д. Картины последнего периода обретают больше света и жизни. при этом художник не чурается диссонансов. Контуры растворяются по краям граничащих цветовых областей, а точечное освещение плавит поверхности стилизованных форм. Репертуар форм Жака, возможно, не богат, но он достаточно характерен, чтобы его работы сразу узнавались. Его стиль вдохновил многих польских художников, собравшихся вокруг группы «Ритм», которая создала польскую версию ар-деко . Важной особенностью грамматики форм Жака была трактовка человеческого силуэта, которому художник наделил вытянутые пропорции, имевшие мало общего с пропорциями реальных моделей, маньеристское чрезмерное акцентирование контрапоста и танцевальные позы, обычно приписываемые марионеткам или манекенам, а не людям.
Его поздние картины, казалось, открыли новую главу в его творчестве: теперь он начал опираться на цвет и живописные эффекты импрессионистов ( прежде всего Ренуара ), когда-то так презираемых им.
Выставки
[ редактировать ]При жизни Зака его персональные выставки были организованы в Париже (1911, 1925) и Варшаве (1917). Помимо Парижских салонов (с 1904 г.) и выставки польских художников, проживающих в Париже, организованной в Барселоне (1912 г.), его работы появлялись на знаменитой Оружейной выставке в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне , где он был единственный поляк, кроме Эли Надельмана (1913), на Венецианской биеннале (1914) и на парижских выставках Ассоциации Франция-Полонь в Париже (1924). Кроме того, он принимал участие в выставках Общества польских художников «Штука» («Искусство»), начиная с 1908 года, а также в выставках польских экспрессионистов (позже названных формистами) до того, как они сформировали официальную группу ( Краков , 1913 г. и Закопане ). 1916 г.) и после (Краков 1917 г. и Львов 1918 г.). Выставлялся в Варшаве как член Клуба польского искусства (1917–1919), Новой группы (1918) и Общества польских художников «Ритм» в Кракове (1923) и Варшаве (1924).
Посмертные выставки художника состоялись в трех парижских Салонах и парижских галереях, а также в Варшаве и Дюссельдорфе (все в 1926 г.), Нью-Йорке (1927 г.), Буффало (1928 г.), Лондоне (1929 г.) и еще несколько раз в Париже, в том числе в Галерее Зак (1936, 1938). Последняя, управляемая вдовой художника, пользовалась репутацией одной из самых интересных галерей на левом берегу Сены: она спонсировала, среди прочего, первую выставку членов Парижского комитета, известных как каписты , несколько персональных выставок польских и еврейских художников, работающих во Франции, а также Василия Кандинского первая парижская персональная выставка .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Израильский музей надеется раскрыть тайну украденной картины Питера Бомонта, Guardian, среда, 16 декабря 2015 г., 16.03 GMT.
- ^ «История искусства: Евгениуш Зак» . www.all-art.org . Проверено 11 января 2022 г.
- Анна Крул и Артур Таниковски, Цвета идентичности: польское искусство из американской коллекции Тома Подла , Национальный музей в Кракове: Краков, 2001.
- Артур Таниковский, Евгениуш Зак , перевод Ярека Круля, Pogranicze: Sejny 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]