Очерки древней истории шести народов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2018 г. ) |
![]() | |
Автор | Дэвид Кьюсик |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | История, басня |
Опубликовано |
|
Место публикации | Соединенные Штаты |
«Очерки древней истории шести народов» , написанные тускаророй Дэвидом Кьюсиком , представляют собой мифо - историческое повествование о Конфедерации ирокезов шести племен : ирокезов , онейда , онондага , каюга , сенека и, позднее, тускарора. Впервые опубликованное между 1826 и 1827 годами, произведение состоит из трех частей: «Повесть об основании Великого острова (ныне Северная Америка );» «Реальный отчет о заселении Северной Америки и их разногласиях» и «Происхождение Королевства пяти народов». Это была одна из первых англоязычных попыток записать историю коренных американцев с точки зрения коренных американцев .
Фон
[ редактировать ]Кьюсик был сыном Николаса Кьюсика, сахема Тускарора и переводчика из северной части штата Нью-Йорк . Дэвид родился около 1780 года и был (как и его отец) ветераном американских войн; он участвовал в войне 1812 года и, как и его отец, изучал устную традицию ирокезов. [ 1 ] : 47 Врач, художник и писатель, [ 1 ] : 47 он, вероятно, имел некоторое положение в сообществе Тускарора; однако о жизни Кьюсика мало что известно.
Хотя об источнике его «Очерков» также мало что известно , переписка между автором и историком Х. Г. Спаффордом позволяет предположить, что к концу 1825 года Кьюсик не продал свою рукопись, продолжил проект в одиночку и опубликовал его в Льюистоне, штат Нью-Йорк . [ 2 ] : 217 Стремясь сохранить ирокезские традиции, он в предисловии к изданию 1828 года раскрывает, что оказался деморализованным и неподходящим для этой задачи; «История [была] связана с баснями». [ 3 ] : 3 Он попробовал еще раз и создал брошюру с зарисовками : что-то из мифа, что-то из фактов, что-то из смеси этих двух вещей, и все они были призваны «пролить некоторый свет на историю» (незаписанную) «коренного населения страны». [ 1 ] : 3
Примечательными аспектами предисловия Кьюсика являются его признание того, что не было единого мнения относительно истории ирокезов, и любая его интерпретация, вероятно, будет спорной; смирение его тона и его замечание о том, что истина и миф неразличимы. Басни ирокезов были настолько тесно связаны с его историей, что были неотделимы, и «Очерки» начинаются с фантастической истории происхождения.
Краткое содержание
[ редактировать ]Часть первая: Создание
[ редактировать ]В верхнем мире жила женщина, родившая близнецов, которая однажды вечером уснула и (как по волшебству) провалилась сквозь землю в «великую бездну». [ 1 ] : 5 Ее поймала гигантская черепаха , на панцире которой она вылезла на поверхность.
Во время восхождения черепаха превратилась в остров земли; близнецы (один из которых был одержим «злым мнением») боролись в утробе матери, и мать, поддавшись своему «болезненному состоянию», [ 1 ] : 6 умерла вскоре после родов.
Черепаха приняла форму острова, и близнецы выросли. Одного звали Энигонхахетгеа («плохой ум»), а другого Энигорио («хороший ум»). Энигонахетгеа погрузился во тьму; Энигорио обратился к свету и отправился в творческое дело. Он взял голову своей умершей матери и вылепил «шар» (солнце), который положил в центр небосвода. Энигорио сделал луну из ее тела, а из земли вылепил «свое подобие, мужское и женское». Вдохнув в них жизнь, он задумал Игвехау (Настоящие Люди) и подарил им Великий Остров. [ 1 ]
Хороший разум творил, а плохой разум разрушал. Они встретились в бою, из которого добрый разум вышел победителем, положив конец эпохе творения и начав эпоху человечества.
Часть вторая: Первые народы
[ редактировать ]
За два тысячелетия до прибытия Христофора Колумба народ Игвехау на севере поселился вдоль реки Канаваге и был осаждён кланом «гигантов»: Роннонгветованеа. По легенде, великаны совершили набег на дом, состоявший из вождя , шести братьев и сестры; вождь гигантов унес сестру и сделал ее своей женой. Старший брат преследовал сестру, но был убит. Младший брат, Донхтонья, пошел по пути брата к логову великанов. Он убил короля; его сестра сбежала в лес, чтобы умереть от горя, и, как говорят, поднялась на небеса и стала северной звездой.
После периода конфликта между народами Роннонгветованеа и Игвехове наступил краткий мир, который закончился волнением вражды, когда обманщик Шотьеронгвеа посеял хаос по всей земле. Большой Квискисс, мамонт, принес разрушения поселениям к югу от озера Онтарио . Северные народы объединились в конфедерацию и объявили войну императору юга, положив начало вековому конфликту, в котором север победил.
На озере Онтарио появился змей, принесший чуму . С неба упала пылающая звезда, неся огненную смерть всем на своем пути. Великий остров погрузился в хаос и снова стал «владеть свирепыми животными». [ 1 ] : 15
Часть третья: Шесть Наций
[ редактировать ]Согласно легенде ирокезов, племена сражались с врагами, от вторгшихся Отнеархех («Потрясающих гигантов») до доисторических существ, таких как Озерный змей, «Летающие головы» и мускето , а также воевали с народами Одава , Эриан и Миссиссога . Все они появляются в повествовании Кьюсика.
«Эскизы» — это история всеобъемлющего конфликта и урегулирования. Каждой главе предшествует намек на Колумба, «открытие» которого занимает важное место в повествовании. Рамка, в которую вплетена история, простирается на север до Великих озер и реки Святого Лаврентия , на запад до реки Миссисипи и Скалистых гор и на юг до похожего на рай «Золотого города».
Все начинается с того, что народ Кускехсавкич, по мановению Тареньявагона («Хранителя Небес»), последовал за восходом солнца к рекам Йенонанатче и Шоу-най-до-ти , по берегам которых Держатель направил Те-хау-ре-хо- племя гех (ирокезы) для поселения. Следующими поселились нью-хау-тех-та-го, недалеко от ручья, называемого Кау-на-тау-те-рух; затем Сеух-но-ках-та на вершине горы Онондага; Шо-неа-на-ве-то-вау возле озера Го-йо-гох ; Те-ху-неа-ньо-хент у подножия горы недалеко от Канандайгуа ; и Кау-тан-о-акау в Кау-та-но, близ устья реки Нейз .

Когда-то все они говорили на одном языке, но теперь их языки были разными. Владыка Небес вернулся и организовал их в конфедерацию Гго-неа-сиаб-не (Длинный дом), состоящую из пяти семей: Те-кау-ре-хо-ге (ирокезы), Нью-хау-тех. -та-го (Онейдас), Сеу-нау-ка-та (Онондагас), Шо-неа-на-ве-то-вау (Каюгас) и Те-ху-неа-ньо-хент (Сенекас); позже к конфедерации присоединились Кау-тан-о-акау (тускарора). Другой божественный агент посетил конфедерацию, давая уроки разума и морали, а также «семена кукурузы, фасоли, кабачков, картофеля и табака». [ 1 ] : 18
Владыка Небес ушел, оставив страну уязвимой для грабежа – сначала Ко-неа-рау-не-не (или Летающие головы), а затем Озерного Змея и Отне-яр-хе (Каменных великанов), которые заставили Длинный дом подчиниться. Их порабощение закончилось своевременным триумфальным возвращением Владыки Небес.
Некоторое время спустя змей вернулся и поселился на главной дороге, связывающей Пять Семейств. Конфедерация послала своих лучших воинов, которые после трудной битвы сразили чудовище. Холдер снова спустился, чтобы посоветовать способы ведения войны, и последующие годы были отмечены междоусобицами. Змееголовый вождь Атотархо сначала возглавил боевые действия, а затем стал законодателем, известным тем, что восстановил связи между пятью семьями и сделал Онондагу политическим и социальным центром конфедерации.
Сенека (с помощью союзников) завоевали Сквокихау, некоторые из которых остались в стране в качестве вассалов . Следующим вторгся Оялккоэр («большой медведь»), а за ним - мушкето . [ нужны разъяснения ]
Онейды расширили свои владения при Атотархо III. О «800 лет» [ 1 ] : 27 до прибытия Колумба «тваканхахорсы (ныне миссиссогеры) уступили колонии, лежащие между рекой Кеа-нау-хау-сент ( ручей Дубовый сад ) и рекой Оньякарра ( Ниагара ) Пяти народам».
Две истории этого периода олицетворяют его жестокость и непредсказуемость. Первая рассказывает о Со-ну-ре-ва («Большая шея»), ребенке, который стал великаном и совершал злодеяния, но был великим охотником. Просрочив гостеприимство в сообществе (несмотря на свои охотничьи способности), он построил форт на реке Кау-нау-сех-ва-туа-йе, из которого он будет атаковать своих врагов, прежде чем он будет убит тремя воинами на берегу реки. Второй касается мальчика возле форта Дженнитовака, который нашел Кайстованею, двуглавую змею, которую он принес домой и которая стала достаточно большой и злобной, чтобы осадить форт. Кайстованеа съел весь форт, за исключением одного воина и его сестры, которые пронзили сердце змея. Кайстованеа отступил к ближайшему озеру и умер, а Огонь Совета – резиденция правительства – был перенесен из Дженнитоваки в Тау-гве-тук, к западу от Женевского озера.
Примерно за 650 лет до открытия Колумба король Ототархо IV поручил западную экспедицию из пятнадцати человек и двух капитанов, чтобы «исследовать страны к заходящему солнцу». [ 1 ] : 29–30 Король Оттаувы послал двух своих воинов присоединиться к отряду. Они переправились через Миссисипи и продолжили путь на запад, связавшись с нацией «Собачьего хвоста» и другой неназванной нацией; оба были дружелюбны. Не дойдя до Скалистых гор, им преградил путь великан; поняв, что их путешествие окончено, они вернулись к царю и рассказали ему о западных землях.
Примерно 200 лет спустя тваканха (мессиссугеры) объявили войну Пяти народам и были разгромлены сенека в форте Кауханаука; еще несколько стычек произошли на озере Онтарио. Командир форта Кауханаука стал амбициозным и собрал армию из 2000 воинов, чтобы пересечь реку Ниагара и достичь озера, где они были отброшены тваканхами. В тупиковой ситуации Пять Наций и Тваканха заключили предварительный мир.
Примерно в это же время ирокезы систематизировали свою этику. Каждая нация состояла из племен, и каждое племя назначало двух вождей для разрешения споров. Например, в случае убийства ближайший родственник жертвы казнил убийцу дубинкой. Жертву и убийцу хоронили в одной могиле, а пострадавшим родственникам иногда предлагали возмещение ущерба. Двум прелюбодейкам обрили головы, а воров жестоко избили.
Мохоки «считались старшими братьями», которые сторожили «восход солнца», а сенека сторожили закат. [ 1 ] : 43 Представители ежегодно собирались в форте Онондага для принятия законов. Каждая нация была «свободной и независимой», имела свою собственную юрисдикцию и обязанность помогать своим собратьям во время войны. Существовали «национальный комитет» и «главный правитель», которого нация наделяла властью «миротворца». [ 1 ]
Сообщается, что примерно за 400 лет до высадки Колумба тускарору посетил пожилой прорицатель , который сказал им, что «за великой водой» [ 1 ] : 38 белые совершили богоубийство , убив своего «Создателя», и ничто не могло остановить их марш к Большому Острову . Мужчина умер, а затем воскрес из могилы.
Племя эриан отделилось от сенека и заселило земли между реками Дженесей и Ниагара. По мере того как их влияние росло, между ними и ирокезами разразилась война. Конфедерация выиграла первые сражения, и, опасаясь неминуемого поражения, эрианская королева Ягованея потребовала благоприятного мира, и они были возвращены в свою страну.
Длинный Дом стал многочисленным и могущественным и мог собрать армию из «23 000 воинов». [ 1 ] добавив Тускарору в свои ряды. Однако в зените их могущества наступил хаос. Появился другой пророк, «предсказывающий, что белые пересекут Большие Воды и принесут крепкие напитки, и попрощаются с землями красных людей», и увещевал их не соглашаться, «чтобы они не погубили себя и не вызвали недовольство своего Создателя». [ 1 ] : 44–45
К тому времени, когда Колумб открыл Америку в 1492 году (во время правления Атотаро XIII), Пять Народов изгнали племена Китакиехронеа и Эриан из своей страны. На короткое время воцарился мир.
Значение
[ редактировать ]В качестве вариации о ныряльщике под землю « мифа Очерки» начинаются с дуалистической истории о происхождении ирокезов, похожей на зороастрийские или манихейские повествования, в которых сражаются Добро и Зло. [ 4 ] Большая часть брошюры посвящена основанию Длинного дома, повествованию, в котором утверждается главенство ирокезов в истории коренных американцев. Кьюсик рисует портрет народа, неприступного перед лицом волны за волной коварных, часто зверских врагов. Он напоминает своей американской аудитории, независимость которой была названа уникальной, что «Длинный дом был свободным и независимым государством и был признан в договорах, заключенных с ним соседними странами». [ 3 ] : 43 [ 5 ]
Поскольку «Очерки» также относятся к настоящему моменту, Кьюсик подчеркивает государственное управление и настаивает на солидарности ирокезов в настоящем времени: «Каждая независимая нация имеет собственное правительство… национальный комитет… [и] главного правителя». [ 1 ] [ 6 ] Если образ коренных американцев был запятнан, Кьюсик намеревался исправить это восприятие и изобразить ирокезов как грозный, неудержимый народ, для которого правительство Соединенных Штатов было еще одним в длинной череде противников. [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Уникальный на момент публикации роман «Очерки» подвергся критике и был отправлен на обочину истории – это сноска в литературных антологиях коренных американцев. Современные обзоры Генри Роу Скулкрафта и Фрэнсиса Паркмана были особенно резкими. [ 7 ] а Паркман вообще не хочет об этом писать. Кьюсик «выпустил небольшую брошюру на почти непонятном языке, наполненную смесью традиций, в которой несколько зерен истины неразрывно перемешаны с запутанной массой нелепостей». [ 8 ]
В более поздних оценках историк Барбара А. Манн упрекает Кьюсика в том, что он привил христианские интерпретации теологии коренных американцев. [ 9 ] Сьюзен Калтер (принимая во внимание критику Манна) пишет, что из-за отсутствия репрезентации коренных американцев где-либо в современном дискурсе существование « Скетчей » как первой истории такого рода делает его достойным – хотя и ошибочным – дополнением к индейскому канону. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кьюсик, Дэвид (1828). «Очерки древней истории шести народов» . Электронные книги UNL Zea по американистике . Проверено 24 января 2006 г.
- ^ Радус, Д.М. (2014). «Печать отечественной истории в очерках Дэвида Кьюсика о древней истории шести народов». Американская литература . 86 (2): 217–243. дои : 10.1215/00029831-2646910 .
- ^ Jump up to: а б Кьюсик. «Эскизы» .
- ^ «Антология американской литературы Хита — страница автора» . College.cengage.com . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Брукс, Лиза (2014). Кокс, Джеймс; Джастис, Дэниел (ред.). Оксфордский справочник по литературе коренных народов Америки . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 544–45. ISBN 978-0-19-991403-6 .
- ^ Jump up to: а б Брукс. Оксфордский справочник по литературе коренных народов Америки . п. 545.
- ^ Пейер, Бернд (2005). Портер, Джой; Ремер, Кеннет (ред.). Кембриджский справочник по индейской литературе . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 978-0-521-82283-1 .
- ^ Паркман, Фрэнсис. Заговор Понтиака в фильме «Филип Раунд» (2010). Съемный тип: «Истории книги в стране Индии (1663–1880)» . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. стр.115. ISBN 978-0-8078-7120-1 .
- ^ Манн, Барбара (1997). «Рысь во времени: женские традиции и история Хауденосауни». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 21 (3): 423–49. дои : 10.2307/1185516 . JSTOR 1185516 .
- ^ Кальтер, Сьюзен (2002). «В поисках места Дэвиду Кьюсику в истории литературы коренных американцев». МЕЛУС . 27 (3): 9–42. дои : 10.2307/3250653 . JSTOR 3250653 .