Государственный парк Тауэр-Рок
Государственный парк Тауэр-Рок | |
---|---|
Расположение | Каскейд-Каунти, Монтана , США |
Ближайший город | Каскейд, Монтана , США |
Координаты | 47 ° 11'20 "N 111 ° 48'36" W / 47,18889 ° N 111,81000 ° W |
Область | 140 акров (0,57 км 2 ) |
Назначен | Февраль 2004 г. |
Посетители | 9333 (в 2023 г.) [ 1 ] |
Руководящий орган | Департамент рыбы, дикой природы и парков Монтаны |
Веб-сайт | stateparks.mt.gov/tower-rock |
Тауэр Рок | |
Область | 87,2 акра (0,353 км²) 2 ) |
Номер ссылки NRHP . | 02000213 [ 2 ] |
Добавлено в НРХП | 18 марта 2002 г. |
Государственный парк Тауэр-Рок государственный парк недалеко от поселка Каскейд в американском штате Монтана — в США. Центральным элементом парка является Тауэр-Рок , скальное образование высотой 424 фута (129 м), которое отмечает вход в каньон реки Миссури на вулканическом поле гор Адель . Оно было хорошо известно коренным американцам и считалось священным местом у пиганских черноногих . Тауэр-Рок получил свое нынешнее название, когда Мериуэзер Льюис из экспедиции Льюиса и Кларка посетил это место в 1805 году. Строительство железных и шоссейных дорог в конце 1800-х и 1900-х годов огибало Тауэр-Рок, но сама форма рельефа осталась нетронутой. 87,2 акра (0,353 км²) 2 ), включающий Тауэр-Рок, был добавлен в Национальный реестр исторических мест 18 марта 2002 года. 2 ) Государственный парк Тауэр-Рок был создан вокруг Национального исторического памятника в 2004 году.
О Тауэр Рок
[ редактировать ]Тауэр-Рок расположен на вулканическом поле гор Адель. [ 3 ] Вулканическое поле гор Адель представляет собой толщу толщиной 3280 футов (1000 м), которая несогласно залегает на вершине меловых осадочных пород формации Ту Медисин на краю тектонической зоны Грейт-Фолс . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Возраст вулканического поля оценивается в 60 миллионов лет. [ 7 ] до 66 миллионов лет [ 8 ] [ 9 ] от 81 до 71 миллиона лет, [ 10 ] [ 11 ] хотя по большинству оценок сегодня его возраст составляет 75 миллионов лет. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Тауэр-Рок представляет собой шонкинитов интрузив . [ 15 ] По мере выветривания окружающей породы более твердый шонкинит остался. [ 16 ] Скала имеет примерно продолговатую форму и занимает около 87,2 акра (0,353 км2). 2 ). Рельеф имеет высоту 424 фута (129 м) и состоит из чистых обнажений на северном и южном концах, соединенных сломанным седловидным гребнем. Южное обнажение на 161 фут (49 м) выше северного. Самая высокая точка Тауэр-Рок находится на высоте 3976 футов (1212 м) над уровнем моря. [ 15 ]
Тауэр-Рок сильно разрушен погодными условиями , восточная сторона которого покрыта осыпями . Ровные территории вокруг Тауэр-Рок — это старые каналы реки Миссури. [ 16 ] Тонкий верхний слой почвы покрывает основание на северной, южной и западной сторонах, можжевельник и низкорослые ели , травы и полынь доминирующими видами растений являются . Южная сторона Тауэр-Рок примыкает к реке Миссури , где скала почти вертикальна. [ 15 ]
История Тауэр-Рока
[ редактировать ]Коренные американцы и Льюис и Кларк
[ редактировать ]К концу последнего ледникового периода Тауэр-Рок оказался затопленным. Оледенение Пайндейл (ледяной щит, образовавшийся из ледников, берущих начало в Скалистых горах ) и Ледниковый щит Лаурентида (ледяной щит, покрывавший Великие равнины ) перекрыли реку Миссури, которая в то время текла на север в конечное озеро. [ 17 ] Когда речная вода и талая ледниковая вода собрались у подножия ледника, образовалось озеро Грейт-Фолс . Вся скала Тауэр-Рок, кроме 15 футов (4,6 м), была покрыта водой озера. [ 3 ] [ 18 ]
Коренные американцы были хорошо знакомы с Тауэр-Роком. Биттеррут -Салиш и Нижний Кутеней часто проходили мимо Тауэр-Рок на пути через вулканическое поле гор Адель к охотничьим угодьям. Пиганские черноногие часто зимовали недалеко от современной Хелены, штат Монтана , и проходили через вулканическое поле гор Адель, следуя по реке Миссури. Рамы викиупа часто строились в этом районе и повторно использовались, когда коренные жители переезжали на свои летние охотничьи угодья и возвращались в свои зимние лагеря. Пиганские черноногие считали Тауэрскую скалу священной и проводили там церемонии. Отдельные черноногие также посещали это место в одиночку для молитвы и медитации. [ 19 ]
Тауэр-Рок получил свое современное название от Мериуэзер Льюис 16 июля 1805 года. Тауэр-Рок обозначил границу, где экспедиция Льюиса и Кларка покинула Великие равнины и вошла в Скалистые горы. [ 20 ] Завершив переправу вокруг Грейт-Фолс Миссури и сделав достаточно каноэ для перевозки своего багажа, экспедиция отправилась с острова Уайт-Беар (чуть более 1,5 миль (2,4 км) к югу от современного Грейт-Фолс, штат Монтана ) на 15 июля. На рассвете 16 июля Льюис взял больных членов экспедиции Жана Батиста Лепажа и Джона Поттса и отправился пешком исследовать будущее. [ 21 ] Следуя по индейской тропе, они миновали пороги Полукровки. Льюис и его товарищи стали первыми иностранцами, увидевшими Тауэр-Рок в тот день. Льюис дал этой достопримечательности название в своем дневнике: [ 22 ]
в этом месте есть большая скала высотой 400 футов, которая стоит непосредственно в ущелье, которое Миссури образует на своем пути из гор; он изолирован от соседних гор красивой небольшой равниной, которая окружает его основание с трех сторон, а Миссури омывает его основание с другой, оставляя его на Сале. по мере убывания. эту скалу я назвал башней. с некоторыми трудностями можно подняться почти до самой вершины, и с нее открывается самый приятный вид на страну, которую мы сейчас собираемся покинуть. Отсюда я увидел в этот вечер огромные стада буйволов на равнинах внизу. [ а ] [ б ]
Тауэр-Рок снова посетил участник экспедиции в 1806 году. Экспедиция осталась единственной группой после выхода из форта Клэтсоп в Тихом океане . Достигнув пристани Путешественника (недалеко от современного Лоло, штат Монтана ), Льюис и Кларк решили разделить экспедицию на две части. Льюис взял девять человек и двинулся прямо на восток, намереваясь снова найти реку Мариас . [ с ] Тем временем Кларк двинулся на юго-юго-восток к истокам Миссури, намереваясь определить местонахождение истока реки Йеллоустоун и исследовать ее до впадения в Миссури. [ 24 ] Группа Льюиса не посетила Тауэр-Рок. [ 23 ] [ д ] Основная группа под командованием Кларка следовала по реке Биттеррут на юг до Сулы, штат Монтана , где повернула на юг к перевалу Гиббонс и пересечению континентального водораздела . Пройдя через ряд ручьев и троп на юго-запад, группа Кларкса достигла реки Биг-Хоул , проследовала по ней до реки Джефферсон , а затем снова до Миссури. [ 23 ] В Три-Форксе (где реки Джефферсон, Галлатин и Мэдисон сливаются, образуя реку Миссури) 13 июля 1806 года Кларк приказал сержанту Джону Ордвею взять группу из девяти человек и отправиться вниз по Миссури в лагерь на острове Уайт-Беар. и там ждут Мериуэзер Льюис. [ 25 ] [ и ] Днем 17 июля отряд Ордвея подошел к Тауэр-Року. Но подул сильный ветер, вызвавший сильные волны, которые почти затопили каноэ. Группа Ордвея была вынуждена провести день и ночь возле Тауэр-Рок, а на следующий день проследовала мимо Хаф-Брид-Рапидс. [ 26 ] [ 27 ] Ордвей достиг острова Белого Медведя 19 июля. [ 25 ]
Железная дорога, населенные пункты и автомобильные дороги
[ редактировать ]Каньон реки Миссури между Хеленой и Каскейдом в течение следующих 65 лет в основном обходил стороной белые поселенцы. Частично это произошло потому, что более простые маршруты позволяли получить доступ к западным горам и долинам, но также и потому, что пиганские черноногие продолжали претендовать на эту территорию как на свою собственность и были заведомо враждебны к злоумышленникам. [ 28 ]
С 1859 по 1860 год Муллан-роуд была построена от форта Бентон , тогда входившего в состав территории Дакота , до форта Уолла-Уолла , территория Вашингтона . Муллан-роуд обходила Тауэр-Рок и его каньон: Муллан-роуд следовала только по реке Миссури, пока не достигла реки Дирборн . Вместо того, чтобы войти в каньон реки Миссури, он ударил вглубь суши и прошел на юг через широкую плоскую прерию примерно в 15 милях (24 км) к западу от реки. Это позволило дороге огибать бурное вулканическое поле гор Адель. [ ж ] Затем Муллан-роуд следовала по долине Литл-Пиркли-Крик обратно к реке Миссури недалеко от современного Вулф-Крик, штат Монтана . К северу от Хелены дорога выходила из Миссури и следовала по Тенмайл-Крик и Остин-Крик до перевала Муллан , где пересекала Континентальный водораздел. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] В 1866 году компания Little Prickly Pear Wagon Road получила лицензию на управление Муллан-роуд от Крейга до Хелены и внесла в нее значительные улучшения. [ 34 ]
В 1872 году инженер Томас Робертс обследовал долину для строительства Северо-Тихоокеанской железной дороги . Робертс рекомендовал железнодорожным компаниям доставлять товары через пароходом, каньон а не по железной дороге. План не был реализован. [ 35 ] Однако два года спустя железная дорога заключила контракт с Diamond R Freight Company на строительство дороги для вагонов от Хелены через каньон мимо Тауэр-Рок к новому торговому посту Кэрролла в истоках реки Масселшелл . «Тропа Кэрролла» была построена, но закрыта в 1876 году из-за враждебности со стороны коренных американцев и изменений в русле реки Миссури. [ 36 ] [ 37 ] В 1885 году железная дорога Сент-Пол, Миннеаполис и Манитоба (которая позже стала частью Великой Северной железной дороги ) решила соединить растущий горнодобывающий район вокруг Бьютта, штат Монтана , с Хеленой и зарождающимся городом Грейт-Фолс. Геодезисты и инженеры начали прокладывать маршрут между Хеленой и Грейт-Фолс через каньон реки Миссури зимой 1885–1886 годов, а к концу 1886 года обследовали маршрут от Хелены до Бьютта. [ 38 ] Строительство линии Великого Севера на запад началось в конце 1886 года. [ 39 ] Железнодорожная линия проходила между Тауэр-Роком и рекой, что заставило строительные бригады провести взрывные работы, чтобы освободить место на крайнем краю основания достопримечательности. [ 19 ] 16 октября 1887 года произошло сообщение между озером Дэвилс, Северная Дакота ; Форт Ассиннибойн (недалеко от современного города Гавр ); и Грейт-Фолс был завершен. [ 39 ] Служба из Грейт-Фолса в Хелену началась в ноябре 1887 года, а Бьютт последовал за ней 10 ноября 1888 года. [ 40 ] [ 41 ]
Некорпоративная деревня Харди была основана на северной границе Тауэр-Рока как разъезд Центральной железной дороги Монтаны в 1888 году. [ 42 ] Названное в честь владельца ранчо Руфуса Харди, который в 1866 году стал первым белым поселенцем на западном берегу реки в каньоне, поселение получило почтовое отделение в год своего основания. [ 43 ] Хотя в 1910-х годах в городе проживало 52 жителя, депрессия в сельскохозяйственном секторе в 1920-х годах и Великая депрессия сократили его население почти до нуля. К 1934 году Харди состоял только из железнодорожной станции и сарая для инструментов. [ 42 ]
До 1932 года мимо Тауэр-Рока не проходило ни одной дороги. Маршрут старой Муллан-роуд служил единственным автомобильным сообщением между Каскедом и Хеленой. В 1921 году штат Монтана и округа Каскейд и Льюис и Кларк совместно предложили построить дорогу на восточном берегу реки Миссури между городами Харди и Крейг. [ 44 ] [ г ] Маршрут обходил бы Тауэр-Рок. Но этот проект так и не был реализован. Начиная с 1928 года бизнесмены из Грейт-Фолс, Каскейда и Хелены начали обращаться к штату Монтана с просьбой построить шоссе штата от Каскейда до Вулф-Крик через реку Миссури. Этот проект, маршрут которого проходил по западному берегу Миссури и в основном проходил параллельно железнодорожным путям, [ 45 ] был одобрен. Эта территория все еще была малонаселенной, поэтому приходилось проводить небольшие взрывные работы и раскопки. [ 46 ] поскольку маршрут проходил вокруг Тауэр-Рок на западе, а не на востоке. [ 45 ] Контракты на проект были впервые заключены в 1929 году, хотя большая часть строительства велась в 1930 и 1931 годах. Дорога через каньон реки Миссури была завершена в 1932 году, а все шоссе 91 в Монтане открылось к 1935 году. [ 47 ] ( Мост Харди , расположенный в 0,5 мили (0,80 км) к югу от Тауэр-Рок, был построен в рамках этого проекта.) [ 48 ] С участка от Каскейда до Вулф-Крик открывался один из самых обширных видов на шоссе штата. [ 47 ]
В 1960-х годах рядом с Тауэр-Роком была построена межштатная автомагистраль 15 (I-15). Общий маршрут I-15 был установлен к 1957 году (через год после принятия Закона о федеральных шоссейных дорогах 1956 года , который установил финансирование системы автомагистралей между штатами), но было доступно 11 конкретных альтернативных маршрутов. Их число было сокращено до трех: выбранный маршрут следовал по шоссе 91 через каньон Миссури и мимо Тауэр-Рок. Этот маршрут позволил снизить затраты на строительство и техническое обслуживание, а также имел дополнительное преимущество, позволяя шоссе 91 выступать в качестве подъездной дороги . [ 49 ] Планировщики штата также предпочли построить четырехполосную автомагистраль между штатами, а не двухполосную, утверждая, что построить четырехполосную дорогу сейчас дешевле, чем расширять маршрут в будущем. [ 50 ] I-15 на разрушенных участках шоссе 91 и параллельно ему в других местах. [ 47 ] I-15 отклонилась от маршрута шоссе 91, миновав Тауэр-Рок на востоке. [ 45 ] Участок I-15 между Хеленой и Грейт-Фолс открылся в 1968 году. [ 51 ]
О парке
[ редактировать ]Юридическая история сайта
[ редактировать ]На Тауэр-Рок претендовали коренные американцы, Великобритания , Испания и Франция, прежде чем он стал частью Соединенных Штатов в 1803 году в результате покупки Луизианы . Название и границы территории сильно изменились в течение следующих 60 лет. [ ч ] до тех пор, пока Тауэр-Рок не попал под юрисдикцию федерального правительства как часть территории Монтана , которая была организована 26 мая 1864 года. [ 52 ]
Тауэр-Рок охватывает два участка земли: Раздел 35, T17N, R2W («Раздел 35») и Раздел 36, T17N, R2W («Раздел 36»). Федеральное правительство предоставило право собственности на участок 35 Северо-Тихоокеанской железной дороги в мае 1870 года. Северная часть Тихого океана вернула свое право собственности штату в результате обмена землей в июле 1898 года и 160 акров (0,65 км 2 ) участка 35 (включая часть Тауэр-Рок) был куплен белым поселенцем Алленом Вудсом в августе 1898 года. Вудс выращивал на участке мясной и молочный скот, прежде чем вернуть право собственности штату в июле 1904 года. Четыре месяца спустя его брат Джордж Вудс купил участок площадью 160 акров. В 1898 году федеральное правительство выделило участок 36 под управление школы. [ я ] но государство передало 120 акров (0,49 км2). 2 ) Участка 36 (включая часть Тауэр-Рок) Руфусу Харди в 1904 году. Белое поселение Джеймс Остин приобрело 134 акра (0,54 км 2). 2 ) земли Харди (не включая Тауэр-Рок) в ноябре 1907 года. Право собственности на Тауэр-Рок в разделе 36 между 1902 и началом 1920-х годов неясно, но в начале 1920-х годов право собственности несколько раз возвращалось государству в качестве земли школьного фонда. [ 42 ]
Создание государственного парка
[ редактировать ]Частная часть Tower Rock была приобретена Министерством транспорта Монтаны (MDOT) в 1957 году в рамках приобретения земли под строительство I-15. Но поскольку автомагистраль между штатами проходила к востоку, а не к западу от Тауэр-Рока, новые земли штата так и не были застроены. Позже MDOT попыталось продать землю, но местные жители успешно подали прошение об отмене продажи. [ 54 ]
Тауэр-Рок был внесен в Национальный реестр исторических мест 18 марта 2002 года. [ 15 ] был внесен законопроект, В 2003 году в Законодательное собрание Монтаны запрещающий штату продавать Тауэр-Рок и прилегающие территории. Хотя законопроект не был принят, чиновники MDOT прислушались к общественному мнению и в феврале 2004 года передали право собственности на участок площадью 140 акров (0,57 км2). 2 ) участок, окружающий Тауэр-Рок и Департамент рыбы, дикой природы и парков Монтаны . [ 54 ]
О государственном парке
[ редактировать ]Государственный парк Тауэр-Рок расположен примерно в 30 милях (48 км) к югу от города Грейт-Фолс. [ 55 ] в округе Каскейд, штат Монтана. [ 56 ] Доступ к нему можно получить с развязки № 247 на межштатной автомагистрали 15. [ 57 ] Государственный парк расположен в устье каньона реки Миссури, каньона длиной 60 миль (97 км), который начинается у плотины Каньон-Ферри и заканчивается у Тауэр-Рок. [ 15 ]
Государственный парк Тауэр-Рок мало изменился с тех пор, как Льюис и Кларк впервые увидели его в 1805 году. [ 15 ] Это место не было улучшено, когда в 2004 году оно было объявлено государственным парком. [ 54 ] и оставался незавершенным в 2006 году. [ 58 ] Однако к 2016 году в северной части участка были добавлены парковка и поясняющие указатели. [ 59 ] Тропа длиной 0,25 мили (0,40 км) [ 55 ] вела от стоянки к седловине между двумя обнажениями. Использование государственного парка Тауэр-Рок разрешено только в светлое время суток. [ 59 ]
В 2016 году Tower Rock посетило 11 496 человек, что на 61 процент больше, чем в 2015 году, когда их было 7 128. [ 60 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Написание и заглавные буквы как в оригинале. «Сало». означает « слева » или слева от Льюиса.
- ↑ Льюис, вероятно, поднялся на южный мыс. [ 19 ]
- ^ 1783 года Парижский договор положил конец американской войне за независимость . Этот договор установил 50-ю параллель северной широты в качестве границы между Соединенными Штатами и Британской Канадой . Льюис хотел посмотреть, достигает ли река Мариас 50-й параллели. [ 23 ]
- ^ Группа Льюиса следовала по реке Биттеррут в нескольких милях к северу до реки Кларк-Форк , затем по Кларк-Форк в нескольких милях к востоку до реки Блэкфут . Они следовали по тропе Хидатса вдоль реки Блэкфут до точки примерно в 9 милях (14 км) к востоку от современного Линкольна, штат Монтана , где тропа шла на север вдоль Алис-Крик . Затем группа Льюиса последовала за Элис-Крик на север к Льюису и Кларк-Пасс . Там группа пересекла континентальный водораздел и последовала за Грин-Крик вниз, к Великим равнинам. Двигаясь на север вдоль фронта Скалистых гор , группа проехала примерно параллельно вторичному шоссе 434 Монтаны , пересекла реку Дирборн и достигла реки Сан . Группа Льюиса проследовала по Сан-Ривер обратно в Миссури и в лагерь на острове Уайт-Беар. [ 23 ]
- ↑ В партии Ордвея были Джон Коллинз, Джон Колтер , Пьер Крузатт, Томас Ховард, Жан Батист Лепаж, Джон Поттс, Питер М. Вайзер , Джозеф Уайтхаус и Александр Гамильтон Уиллард . [ 25 ]
- ↑ Маршрут 287 США в основном следует по дороге Муллана через эту прерию к ручью Литтл-Пиркли-Крик.
- ↑ Окружная дорога простиралась от Грейт-Фолс до Каскейда, но источники неясны, простиралась ли она до Харди. [ 42 ]
- ↑ Он стал частью округа Луизиана в 1804 году, территории Луизианы в 1805 году, территории Миссури в 1812 году, неорганизованной территории в 1821 году, территории Небраски в 1854 году и территории Дакоты в 1861 году.
- ↑ С 1787 года федеральный закон США определил одну шестнадцатую всей новой территории, которая должна находиться в доверительном управлении для поддержки школьных систем местного и государственного уровня. [ 53 ]
- Цитаты
- ^ Рыба, дикая природа и парки Монтаны (6 мая 2024 г.). «Ежегодный отчет о посещении парков штата Монтана за 2023 год» (PDF) . fwp.mt.gov . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 13 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Френч, Бретт (22 июля 2012 г.). «Государственный парк Тауэр-Рок предлагает виды и ссылки на историю» . Биллингс Газетт . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Департамент транспорта Монтаны (6 сентября 2006 г.). «Высокие и крутые скалы» - Вулканики горы Адель (PDF) (Отчет) . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Шериф и Гундерсон 1990 , с. 21.
- ^ Сирс 2007 , с. 157.
- ^ Гайндман и Альт 1987 , с. 763.
- ^ Лионс 1944 , с. 445.
- ^ Шмидт 1972 , с. 1.
- ^ Шериф и Гундерсон 1990 , с. 23.
- ^ Хирн 2004 , с. 474.
- ^ Merrill-Maker 2005 , с. 49.
- ^ Гундерсон и Шериф 1991 , с. 317.
- ^ Харлан и др. 1996 , с. 653.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Служба национальных парков 2002 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Диффендаль и Диффендаль 2003 , с. 98.
- ^ Клоусон и Шандера 1998 , с. 13.
- ^ Альт и Гайндман 1986 , стр. 269–270, 277.
- ^ Jump up to: а б с Служба национальных парков 2002 , с. 5.
- ^ Таббс и Дженкинсон 2003 , с. 295.
- ^ Большой 2003 , с. 598.
- ^ Льюис и Кларк 1904 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б с д «Покидая отдых путешественников, 1806 год: исследование маршрутов Льюиса, Кларка и группы каноэ» . LewisAndClarkTrail.com . 28 декабря 2015 года . Проверено 23 ноября 2016 г.
- ^ Вуджер и Торопов 2004 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с Льюис и Кларк 2002 , с. 139.
- ^ Престон 2006 , с. 435.
- ^ Льюис и Ордвей 1916 , с. 378.
- ^ Служба национальных парков 2002 , с. 6.
- ^ Лисон 1885 , с. 58.
- ^ Стивенс 1860 , стр. 176–177.
- ^ Петерсен 2014 , стр. 44.
- ^ Аарстад и др. 2009 , стр. 156.
- ^ Лаванда 2003 , с. 168.
- ^ Экслайн 1996 , с. 123.
- ^ Ренц 1980 , с. 37.
- ^ Зиверт и Зиверт 1999 , с. 6.
- ^ Axline & Bradshaw 2008 , стр. 119–120.
- ^ Лок, Лок и Скотт 2004 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Хиди, Хиди и Скотт 2004 , стр. 57–60.
- ^ Лок, Лок и Скотт 2004 , с. 60.
- ^ «Сент-Пол Миннеаполис и Манитоба» . Железнодорожные новости . 30 ноября 1889 г. с. 966 . Проверено 23 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Служба национальных парков 2002 , с. 8.
- ^ Аарстад и др. 2009 , стр. 117.
- ^ Джонс, Л.Е. (март 1922 г.). «Монтана выталкивает дорогу к каньону реки Миссури» . Журнал «Шоссе» . стр. 7–8 . Проверено 25 ноября 2016 г .; «Монтанское дорожное строительство» . Тихоокеанский строитель и инженер . 28 октября 1921 г. с. 12 . Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Служба национальных парков 2002 , с. 9.
- ^ Экслайн 2015 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Экслайн 2005 , с. 96.
- ^ Экслайн 2005 , с. 95.
- ^ Axline 2015 , стр. 123–124.
- ^ Axline 2015 , стр. 125–126.
- ^ Экслайн 2015 , с. 127.
- ^ Мэлоун, Редер и Ланг 1991 , стр. 96.
- ^ Соудер и Фэрфакс 1996 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Макки, Дженнифер (13 февраля 2004 г.). «FWP приобретает рыболовные участки и добавляет государственный парк» . Миссулиан . Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Черри, Сара (18 апреля 2016 г.). «Государственный парк Тауэр-Рок: настоящее сокровище Монтаны» . Грейт-Фолс Трибьюн . Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ Аарстад и др. 2009 , стр. 266.
- ^ «Тауэр-Рок» . Служба национальных парков . 18 марта 2016 года . Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ Гейл 2006 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б «Государственный парк Тауэр-Рок» . Департамент рыбы, дикой природы и парков Монтаны . Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ Государственные парки Монтаны (2016). Годовой отчет о посещении за 2016 год (Отчет). Хелена, Монтана: Департамент рыбы, дикой природы и парков Монтаны. п. 4. Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 11 января 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аарстад, Рич; Аргимбау, Эллен; Порсилд, Шарлин Л.; Шоверс, Брайан (2009). Названия мест Монтаны от Альзады до Зортмана . Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны. ISBN 9780975919613 .
- Альт, Дэвид Д.; Гайндман, Дональд В. (1986). Придорожная геология Монтаны . Миссула, Монте: Издательство Mountain Press. ISBN 9780878422029 .
- Экслин, Джон (1996). Еще из карьеров Ущелья Последнего Шанса . Хелена, Монте: Независимый отчет Хелены. ISBN 9781560370888 .
- Экслин, Джон (2005). Удобства, которые крайне необходимы: исторические шоссейные мосты Монтаны, 1860–1956 гг . Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны. ISBN 9780972152259 .
- Экслин, Джон (2015). Укрощение страны большого неба: история транспорта Монтаны с трасс на автомагистрали между штатами . Чарльстон, Южная Каролина: The History Press. ISBN 9781625853653 .
- Экслин, Джон; Брэдшоу, Гленда Клей (2008). Указатели исторических дорог Монтаны . Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны. ISBN 9780975919644 .
- Клоусон, Роджер; Шандера, Кэтрин А. (1998). Биллингс: Город и люди . Хелена, Монт.: Farcountry Press. ISBN 9781560370376 .
- Диффендаль, РФ младший; Диффендаль, Энн П. (декабрь 2003 г.). Льюис и Кларк и геология Великих равнин. Образовательный циркуляр № 17 (PDF) (Отчет). Линкольн, Небраска: Отдел охраны и исследования, Университет Небраски-Линкольн . Проверено 25 ноября 2016 г.
- Гейл, Кира (2006). Путешествие Льюиса и Кларка: исследование тропы через Америку . Омаха, Небраска: River Junction Press. ISBN 9780964931527 .
- Гандерсон, Джей А.; Шериф, Стивен Д. (10 января 1991 г.). «Новый палеомагнитный полюс позднего мела в горах Адель, западно-центральная часть Монтаны». Журнал геофизических исследований . 96 : 317–326. дои : 10.1029/90jb01963 .
- Харлан, Стивен С.; Гейссман, Джон В.; Сни, Лоуренс В.; Рейнольдс, Ричард Л. (июнь 1996 г.). «Позднемеловое перемагничивание протерозойских основных даек, Южные Хайлендские горы, юго-западная Монтана: палеомагнитное исследование и исследование 40Ar/39Ar». Бюллетень Геологического общества Америки . 108 (6): 653–668. doi : 10.1130/0016-7606(1996)108<0653:lcropm>2.3.co;2 .
- Хирн, Б. Картер-младший (2004). «Кимберлит Хомстед, Центральная Монтана, США: минералогия, ксенокристаллы и ксенолиты верхней мантии». В Стачеле, Т. (ред.). 8-я Международная кимберлитовая конференция: Том Дж. Барри Хоторна. Том. 2 . Мэриленд-Хайтс, Миссури: Gulf Professional Publishing. ISBN 9780444517753 .
- Хиди, Ральф В.; Хиди, Мюриэл Э.; Скотт, Рой В. (2004). Великая Северная железная дорога: история . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 9780816644292 .
- Гайндман, Дональд В.; Альт, Дэвид (ноябрь 1987 г.). «Радиальные дайки, лакколиты и желатиновые модели». Журнал геологии . 95 (6): 763–774. дои : 10.1086/629176 . S2CID 128562770 .
- Лардж, Арлен Дж. (2003). «Капитаны-чехарды». В Сайндоне, Роберт А. (ред.). Исследования мира Льюиса и Кларка: 194 эссе со страниц книги «Мы продолжили» . Грейт-Фолс, Монте: Фонд наследия Льюиса и Кларка Трейла. ISBN 9781582187624 .
- Лаванда, Дэвид (2003). Скалистые горы . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803280199 .
- Лисон, Майкл А. (1885). История Монтаны, 1739-1885 гг . Чикаго: Warner, Beers & Co.
- Льюис, Мериуэзер; Кларк, Уильям (2002). Моултон, Гэри Э. (ред.). Через Скалистые горы в Сент-Луис: Полные журналы Льюиса и Кларка. Том 8 . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803280151 .
- Льюис, Мериуэзер; Кларк, Уильям (1904). Туэйтс, Рубен Голд (ред.). Оригинальные журналы экспедиции Льюиса и Кларка, 1804–1806 гг. Том 2 . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания.
- Льюис, Мериуэзер; Кларк, Уильям (1905). Туэйтс, Рубен Голд (ред.). Оригинальные журналы экспедиции Льюиса и Кларка, 1804–1806 гг. Том 5 . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания.
- Льюис, Мериуэзер; Ордуэй, Джон (1916). Куайф, Майло М. (ред.). Журналы капитана Мериуэзер Льюис и сержанта Джона Ордвея, хранившиеся во время экспедиции по исследованию Запада, 1803–1806 гг . Мэдисон, Висконсин: Государственное историческое общество Висконсина.
- Лайонс, JB (апрель 1944 г.). «Магматические породы Северного хребта Большого пояса, Монтана». Бюллетень Геологического общества Америки . 55 (4): 445–472. дои : 10.1130/gsab-55-445 .
- Мэлоун, Майкл П.; Редер, Ричард Б.; Ланг, Уильям Л. (1991). Монтана: история двух столетий . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295971209 .
- Меррилл-Мейкер, Андреа (2005). Альманах Монтаны . Гилфорд, Коннектикут: Globe Pequot. ISBN 9780762736553 .
- Служба национальных парков (18 марта 2002 г.). Тауэр Рок. Форма регистрации Национального реестра исторических мест. Форма NFS 10-900 (редакция, октябрь 1990 г.) (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство внутренних дел США . Проверено 22 ноября 2016 г.
- Петерсен, Кейт (2014). Джон Маллан: Бурная жизнь западного дорожного строителя . Пуллман, Вашингтон: Издательство Университета штата Вашингтон. ISBN 9780874223217 .
- Престон, Вернон (2006). Льюис и Кларк: Данные о погоде и климате из журналов экспедиции . Бостон: Американское метеорологическое общество. ISBN 9780933876996 .
- Ренц, Луи Т. (1980). История Северо-Тихоокеанской железной дороги . Фэрфилд, Вашингтон: Ye Galleon Press. ISBN 9780877702344 .
- Шмидт, Роберт Джордж (1972). Геологическая карта четырехугольника горы Коберн, округа Льюис и Кларк и Каскад, штат Монтана. Четырехугольная карта GQ-975 (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Геологическая служба США . Проверено 22 ноября 2016 г.
- Сирс, Джеймс В. (2007). «Бассейн Бельт-Перселл: краеугольный камень складчато-надвигового пояса Скалистых гор, США и Канада». В «Сирс», Джеймс В.; Хармс, Текла А.; Эвенчик, Калифорния (ред.). Откуда горы?: Исследования эволюции орогенных систем: Том в честь Раймонда А. Прайса . Боулдер, Колорадо: Геологическое общество Америки. ISBN 9780813724331 .
- Шериф, Стивен Д.; Гундерсон, Джей А. (декабрь 1990 г.). «Возраст вулканического поля горы Адель, западно-центральная Монтана» (PDF) . Изохрон/Запад: Бюллетень изотопной геохронологии : 21–23. Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Зиверт, Эллен; Зиверт, Кен (1999). Путеводитель по историческому Льюистауну . Хелена, Монтана: Издательство Исторического общества Монтаны. ISBN 9780917298592 .
- Соудер, Джон; Фэрфакс, Салли К. (1996). Земли государственного управления: история, управление и устойчивое использование . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 9780700607310 .
- Стивенс, Исаак И. (1860). Отчеты об исследованиях и изысканиях для определения наиболее практичного и экономичного маршрута железной дороги от реки Миссисипи до Тихого океана. Том 12. Книга I. Вашингтон, округ Колумбия: Томас Форд, принтер.
- Таббс, Стефани Эмброуз; Дженкинсон, Клей Штраус (2003). Компаньон Льюиса и Кларка: энциклопедический путеводитель по путешествию открытий . Нью-Йорк: Холт. ISBN 9780805067255 .
- Вуджер, Элин; Торопов, Брэндон (2004). Энциклопедия экспедиции Льюиса и Кларка . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 9781438110233 .