Министерства Советского Союза
Политика Советского Союза |
---|
![]() |
![]() |

Министерства Советского Союза ( русский язык : Министерство СССР ) были правительственными министерствами Советского Союза .
После русской революции 1917 года прежний бюрократический аппарат буржуазных министров был заменен Народным комиссариатом ( русский язык : народных комиссариатов ; Нарком ), укомплектованным новыми сотрудниками, набранными из рабочих и крестьян. [ 1 ] 15 марта 1946 года наркоматы были преобразованы в министерства. Смена названия не имела никаких практических последствий, кроме восстановления названия, которое ранее считалось пережитком буржуазной эпохи. [ 2 ] Распад системы министерств был одной из главных причин распада Советского Союза . [ 3 ]
Государственные комитеты также подчинялись Совету Министров Советского Союза и имели аналогичные полномочия и права. [ 4 ]
История
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны наркоматы были реорганизованы для нужд реконструкции. Были ликвидированы комиссариаты танковой промышленности и минометного вооружения. Их штабы и объекты вошли в состав большого числа наркоматов, созданных в конце 1945 и 1946 годов. Деятельность новых наркоматов обозначалась названиями: Сельскохозяйственное машиностроение, Автомобильная промышленность, Строительные и дорожно-строительные машины, Строительство предприятий топливного хозяйства, Строительство предприятий тяжелой промышленности, тяжелого машиностроения, машин и приборов, транспортного машиностроения. [ 5 ]
Хрущев децентрализовал власть, упразднив десять министерств. Это были министерства, чьи заводы и строительные проекты могли бы лучше управляться ближе к месту происшествия со стороны регионального экономического совета. В их число вошли Министерство автомобильной промышленности, Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности и Министерство тяжелого машиностроения. [ 6 ]
Кроме того, пятнадцать министерств, ранее переведенных из Москвы в столицы республик в рамках предварительной попытки децентрализации, теперь были расформированы. Функции таких республиканских министерств, как министерства угольной промышленности, рыбной промышленности, нефтяной промышленности и строительства предприятий угольной промышленности, были переданы областным совнархозам. [ 6 ]
Все советские министерства, за исключением Министерства обороны и Министерства атомной энергии , были упразднены или переданы Российской Федерации 20 декабря 1991 года. [ 7 ] Министерство атомной энергии СССР было упразднено в январе 1992 года и заменено Министерством по атомной энергии Российской Федерации . [ 8 ] Министерство обороны СССР было расформировано 16 марта 1992 года. [ 9 ]
Система министерства
[ редактировать ]Министры были главными административными должностными лицами правительства. В то время как большинство министров управляли отраслями экономики, другие управляли государственными делами, такими как внешняя политика, оборона, юстиция и финансы. В отличие от парламентских систем, в которых министры являются членами парламента, советские министры не обязательно были членами Верховного Совета и не должны были избираться. Советские министры обычно поднимались внутри министерства; начав работу в одном министерстве, они могли, однако, быть назначены на аналогичную должность в другом. Таким образом, к моменту назначения партией чиновника на министерскую должность этот человек был полностью знаком с делами министерства и был хорошо обучен избегать конфликтов с партией. До конца 1980-х годов министры находились на своем посту в течение длительного времени, обычно занимая этот пост десятилетиями и часто умирая на своем посту. [ 10 ]
Министерства и государственные комитеты не только управляли экономикой, правительством и обществом, но также могли принимать законы. Большинство министерств и государственных комитетов издавали приказы и инструкции, обязательные только для их организаций. Однако некоторые министерства могли издавать приказы в пределах законодательно определенной зоны ответственности, обязательные для общества в целом. Эти приказы имели ту же силу закона, что и акты Верховного Совета. Например, Министерство финансов установило правила для любой формы обмена иностранной валюты. [ 10 ]
Министерства общесоюзных и союзных республик
[ редактировать ]Министерскую систему составляли два типа министерств: общесоюзные и союзно-республиканские. [ 10 ]
Общесоюзные министерства курировали определенную деятельность в масштабах всей страны и контролировались общесоюзным партийным аппаратом и правительством в Москве. Правительства республик не имели соответствующего министерства, хотя общесоюзные министерства имели филиалы в республиках. [ 10 ]
Министерства союзных республик имели центральное министерство в Москве, которое координировало работу министерств-партнеров в правительствах республик. Республиканские партийные организации также курировали работу министерств союзных республик в своей сфере. [ 10 ]
Конституция определила, к какой категории относятся те или иные министерства. Министерство иностранных дел было министерством союзной республики, отражающим конституционное право республик на зарубежное представительство. Хотя в республиках были министерства иностранных дел, центральное министерство иностранных дел в Москве фактически вело всю дипломатию в пользу Советского Союза. [ 10 ]
Общесоюзные министерства были более централизованы, что позволяло лучше контролировать жизненно важные функции. Министерства союзных республик, похоже, пользовались ограниченной автономией в не жизненно важных областях. На практике центральное правительство доминировало над министерствами союзных республик, хотя теоретически каждый уровень правительства обладал равными полномочиями в своих делах. [ 10 ]
Министерства союзных республик предлагали некоторые практические экономические преимущества. Представители республик в министерствах союзных республик стремились обеспечить учет интересов республик при формировании политики. Кроме того, эта договоренность позволяла центральному министерству устанавливать руководящие принципы, которые республики затем могли адаптировать к своим местным условиям. Центральное министерство в Москве также могло бы делегировать некоторые обязанности на республиканский уровень. [ 10 ]
Внутренние структуры как общесоюзных, так и союзно-республиканских министерств были высокоцентрализованы. Центральное министерство имело крупные функциональные отделы и специализированные управления. Главные управления выполняли наиболее важные специализированные функции в более крупных министерствах. Специализированные функции включали зарубежные контракты, планирование, финансы, строительство, персонал и кадровые услуги. Безопасность контролировал первый отдел любого министерства, укомплектованный сотрудниками Комитета государственной безопасности (КГБ). [ 10 ]
Государственные комитеты и государственные учреждения аналогично относились к общесоюзным и союзно-республиканским организациям. Государственные комитеты курировали технические вопросы, которые затрагивали многие аспекты государственного управления, такие как стандарты, изобретения и открытия, трудовые и социальные вопросы, спорт, цены и статистика. Другие агентства, такие как информационное агентство ТАСС и Академия наук, курировали дела, находящиеся в их ведении. [ 10 ]
Партийный контроль над министерским аппаратом
[ редактировать ]Министерства и госкомитеты действовали без видимого партийного контроля. Тем не менее, партия обеспечила свою власть над правительством посредством ряда механизмов, призванных сохранить свою ведущую роль в обществе. [ 10 ]
Значительное дублирование членского состава Совета министров и ведущих партийных органов способствовало как координации политики между двумя организациями, так и партийному контролю. Председатель Совета Министров обычно занимал место в Политбюро , что давало ему дополнительные полномочия по обеспечению выполнения своих решений. В 1989 году первый заместитель председателя Совета Министров Юрий Маслюков получил статус полноправного члена ЦК, и он, и заместитель председателя Александра Бирюкова были кандидатами в члены Политбюро. В начале 1989 года Виктор Чебриков членами Политбюро были также глава КГБ Эдуард Шеварднадзе и министр иностранных дел . Кроме того, большинство министров и председателей государственных комитетов были либо действительными, либо кандидатами в члены ЦК. Таким образом, нормы демократического централизма обязывали членов совета придерживаться партийной политики. [ 10 ]
В Совете министров и министерствах партия использовала свой номенклатурный авторитет, чтобы поставить своих людей на влиятельные позиции. Номенклатура относится как к должностям, которые имеет право занять аппарат ЦК партии, так и к списку людей, квалифицированных для их заполнения. Примерно треть административных должностей в советской бюрократии, включая наиболее важные, входила в номенклатурный список. Занимавшие эти должности хорошо понимали, что партия может их сместить, если они не будут следовать ее политике. [ 10 ]
Наконец, в рамках так называемого двойного подчинения сотрудники каждого министерства должны были подчиняться приказам и указаниям своей первичной партийной организации (ППО), а также иерархии министерств. Члены партии в составе министерства были обязаны по нормам демократического централизма подчиняться приказам секретаря ППО, который представлял иерархию КПСС в министерстве. Секретарь ППО следил за тем, чтобы политика КПСС проводилась в повседневной деятельности министерств. [ 10 ]
Промышленные министерства
[ редактировать ]Оборонно-промышленные министерства
[ редактировать ]Основные организации советской военной науки и техники подчинялись оборонно-промышленным министерствам. В состав министерств, ответственных за исследования, проектирование и производство военной техники и вооружения или их компонентов, входили Министерство авиационной промышленности , Министерство промышленности средств связи , Министерство оборонной промышленности , Министерство электронной промышленности , Министерство общего машиностроения , Министерство станкостроения и инструментостроительной промышленности , Министерство среднего машиностроения , Министерство радиопромышленности , Министерство судостроительной промышленности . [ 11 ]
Эти девять министерств вошли в число восемнадцати министерств машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса (ММК), подконтрольных Совету обороны. В состав каждого из девяти министерств входили институты, занимающиеся прикладными исследованиями, и сеть бюро, отвечающих за проектирование и разработку новой военной техники и процессов. В 1989 году эти министерства руководили работой тысяч заводов по производству вооружения и его компонентов, не менее 450 военных научно-исследовательских организаций и примерно пятидесяти крупных конструкторских бюро. [ 11 ]
Другие промышленные министерства внесли свой вклад в военные исследования, разработки и производство. Например, часть военной техники производила Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения , а топливо и боевые отравляющие вещества производило Министерство химической промышленности . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Список министерств Советского Союза
- Библиография русской революции и гражданской войны § Правительство
- Библиография сталинизма и Советского Союза § Правительство
- Библиография постсталинского Советского Союза § Правительство
- Совет Народных Комиссаров , глава правительства с 1917 по 1946 год.
- Совет Министров , глава правительства с 1946 по 1991 год.
- Кабинет Министров , глава правительства с 1991 года.
- Государственный комитет Советского Союза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ким, депутат Парламента История СССР: Эпоха социализма . п. 78 . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Экономическая история ИИКА СССР . 1986. с. 294.
- ^ Шама, Авраам; Семенцов, Сергей (март 1992 г.). «Крах советских министерств: экономическая и правовая трансформация». Международный исполнительный директор . 34 (2): 131–150. дои : 10.1002/tie.5060340203 .
- ^ «Министерства экономики» . Энциклопедия.com . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Анналы Американской академии политических и социальных наук Советский Союз после Второй мировой войны, том 263 . Американская академия политических и социальных наук. 1949. с. 23 .
- ^ Jump up to: а б Левин, Ирвинг Р. (1959). Главная улица СССР . Doubleday & Company, Inc. с. 88 .
- ^ Паркс, Майкл (20 декабря 1991 г.). «Ельцин захватывает Кремль, распускает советские министерства : Содружество: Российский лидер смело движется к консолидации своей власти над иностранными делами и безопасностью. Его действия сравнивают с государственным переворотом» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ "Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 г. № 61" . Президент России (in Russian) . Retrieved 10 October 2018 .
- ^ "Министерство Обороны СССР" (in Russian). Энциклопедия Всемирная история . Retrieved 10 October 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Зикель, Раймонд Э. (1991). Советский Союз: страновое исследование; исследование завершено в мае 1989 г. (2-е изд., 1-е печатное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Печать правительства США. Выключенный. стр. 343-345 . ISBN 0844407275 .
- ^ Jump up to: а б с Зикель, Раймонд Э. (1991). Советский Союз: страновое исследование; исследование завершено в мае 1989 г. (2-е изд., 1-е печатное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Печать правительства США. Выключенный. стр. 646 . ISBN 0844407275 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с Законом СССР от 15.03.1946 о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров в Wikisource