Атомный век (дизайн)
По задумке , атомный век — это период, примерно соответствующий 1940–1963 годам, когда опасения по поводу ядерной войны доминировали в западном обществе во время холодной войны . Архитектура, промышленный дизайн, коммерческий дизайн (включая рекламу), дизайн интерьера и изобразительное искусство находились под влиянием тем атомной науки, а также космической эры , совпавшей с этим периодом. Дизайн атомного века стал популярным и мгновенно узнаваемым благодаря использованию атомных мотивов и символов космической эры.
Жизненные формы
[ редактировать ]Абстрактные органические формы были определены в качестве основного мотива на выставке дизайна атомного века 2001 года в Бруклинском художественном музее под названием «Жизненные формы: американское искусство и дизайн в атомный век, 1940–1960». [1] Атомная энергия была парадоксом той эпохи. Оно сулило большие надежды на технологические решения проблем, с которыми сталкивается все более усложняющийся мир; в то же время люди боялись ядерного Армагеддона после применения атомного оружия в конце Второй мировой войны. Люди всегда осознавали потенциальную пользу и скрытую угрозу технологий. Наука стала более заметной в массовой культуре благодаря дизайну атомного века.
Сами атомные частицы воспроизводились в визуальном дизайне, от архитектуры до узоров из коры . Геометрические атомные узоры, которые использовались в текстиле, промышленных материалах, меламиновых столешницах, посуде, обоях и многих других предметах, являются символами дизайна атомного века. Интересы публики к космической эпохе также начали проявляться в дизайне атомного века: мотивы звезд и галактик появились в атомной графике.
- Винтажные потолочные светильники в форме атомов и молекул.
- Футуристический телевизор Keraclonic .
- Потолочный светильник в форме атома.
- Зал ожидания Inside Encounter международного аэропорта Лос-Анджелеса в тематическом здании космической эпохи .
- 1950-х годов Скатерть из коры с геометрическим рисунком и ботаническим мотивом.
- Брюссельский Атомиум (1958 г.).
Биоморфные формы произвольной формы также являются постоянной темой дизайна Atomic Age. Британские дизайнеры Совета промышленного дизайна (CoID) в начале 1950-х годов производили ткани, на которых были изображены «скелетные формы растений, нарисованные в нежной паутинной графической форме», отражающие рентгеновскую технологию, которая становилась все более распространенной и знакомой в поп-культуре. Эти ботанические конструкции повлияли на более поздние модели атомного века, которые включали повторяющиеся органические формы, похожие на клетки и организмы, наблюдаемые через микроскоп. [2]
Есть сходство между многими дизайнами атомного века и современной тенденцией середины века того же времени. Элементы дизайна атомного века и космического века доминировали в дизайне движения Googie в коммерческих зданиях в Соединенных Штатах. Некоторые упрощенные промышленные образцы также отражали влияние футуризма , которое гораздо раньше наблюдалось в ар-деко . дизайне [ нужна ссылка ]
Дизайн космической эры
[ редактировать ]В то время как мотивы и структуры атомного века были ориентированы на такие области дизайна, как архитектура и промышленный дизайн, дизайн космической эры распространился на более широкий спектр потребительских товаров, включая мебель, модную одежду и даже стили анимации, как в популярном телешоу «Джетсоны ». Начиная с рассвета космической эры (обычно приписываемого запуску спутника в октябре 1957 года). [3] ), дизайн космической эры отражал оптимизм и веру в технологии, которые чувствовала большая часть общества в 1950-х и 1960-х годах, а также возможности дизайна, предоставляемые новыми доступными материалами, такими как стекловолокно , которые стали гораздо более широко доступными после Второй мировой войны. Дизайн космической эры также имел более народный характер, проявляясь в доступных формах, которые быстро стали знакомы основным потребителям. С конца 1970-х годов дизайн космической эры стал более тесно ассоциироваться с китчем и архитектурой Гуги для популярных коммерческих зданий, таких как закусочные, боулинг и магазины, хотя лучшие примеры такого рода остаются желанными и предметом коллекционирования. «Дизайн космической эры тесно связан с поп-движением [...] слиянием популярной культуры, искусства, дизайна и моды». [4]
Мода
[ редактировать ]Двумя наиболее известными модельерами, использовавшими темы космической эры в своих проектах, были Пьер Карден и Пако Рабанн . Пьер Карден заложил футуристическую тенденцию использования синтетических и промышленных материалов в моде, применив «дальновидные» инновации в своих работах начала 1960-х годов. Карден «популяризировал использование повседневных материалов для модных вещей, таких как виниловые и металлические кольца для платьев, столярные гвозди для брошей , а также обычные декоративные эффекты, такие как геометрические вырезы, аппликации , большие карманы, шлемы и большие пуговицы». [5] В 1964 году Карден запустил свою линию «космической эры», а Андре Курреж показал свою коллекцию «Moon Girl», представив белые ботинки гоу-гоу и другие иконы 1960-х годов. [6] Японский дизайнер Иссей Мияке из Хиросимы работал в Париже и Нью-Йорке с 1964 по 1970 год и использовал в своей работе множество форм атомного века и технологически произведенных материалов. В 1970 году он переехал в Токио, чтобы продолжить эти инновации. [7] Мияке вспоминает, что его первой встречей с дизайном было строительство двух мостов в его родном городе Хиросиме , в эпицентре атомной бомбардировки во время Второй мировой войны. [8]
Народная архитектура
[ редактировать ]Многоквартирный дом-дингбат, повсеместно встречающийся в районе Лос-Анджелеса, штат Калифорния, был построен между 1945 и 1960-ми годами и сочетал в себе пуристский стиль с влиянием гуги. Архитектор Фрэнсис Вентр придумал термин « Дингбат » для этих быстровозводимых простых построек из лепнины и каркаса. [9] Эти сооружения часто имели единственный внешний орнамент в виде звездообразования, бумеранга или узора из прямоугольников.
Архитектура
[ редактировать ]Дом «Хемосфера» , спроектированный Джоном Лотнером в 1960 году, стал символом дома атомного века. Дом восьмиугольной формы консольно расположен на крутом склоне Голливудских холмов, Калифорния. В то время Британская энциклопедия назвала его «самым современным домом, построенным в мире». [10]
Дизайнеры
[ редактировать ]Некоторые из ведущих дизайнеров, использовавших стиль атомного века в своих работах, включают:
- Чарльз Имс
- Рэй Имс
- Пьер Кениг
- Вирджил Экснер
- Ричард Нейтра
- Ээро Сааринен
- Фрэнк Ллойд Райт
- Ээро Аарнио
Мебель
[ редактировать ]Известные дизайнеры прошлого века создали мебель в стиле космической эры, которая популярна до сих пор. [11] Вот небольшой список самых знаковых произведений:
- Стул Panton от Вернера Пантона
- Стул Selene от Вико Маджистретти
- Стул Egg Ball от Ээро Аарнио
- Стул «Тюльпан» от Ээро Сааринен
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рапапорт, Брук Камин и Кевин Стейтон (2001). Жизненные формы: американское искусство и дизайн в атомный век, 1940–1960 . Бруклинский художественный музей совместно с Гарри Н. Абрамсом, 2001. ISBN 978-0-87273-145-5 .
- ^ Джексон, Лесли (2007). Дизайн узоров двадцатого века . Принстонская архитектурная пресса. п. 97. ИСБН 978-1-56898-712-5 .
- ^ Диксон, Пол (2009). Словарь космической эры . Джу Пресс. стр. 187 . ISBN 978-0-8018-9115-1 .
- ^ Старейшина, Алан (2005). Сделано в Канаде: ремесло и дизайн шестидесятых . МакГилл-Куинс. п. 33. ISBN 978-0-7735-2873-4 .
- ^ Стекер, Памела (1996). Руководство по дизайну одежды . Макмиллан Образовательный AU. п. 28. ISBN 978-0-7329-0716-7 .
- ^ Линда Велтерс, Эбби Лиллету, изд. (2011). Читатель моды: второе издание . Берг. п. 100. ИСБН 978-1-84788-590-6 .
- ^ Инглиш, Бонни (2013). Японские модельеры: работа и влияние Иссея Мияки, Ёдзи Ямамото и Рей Кавакубо . Берг. ISBN 9780857850546 .
- ^ Мияке, Иссей. «Концепции и творчество Иссея Мияке» . Иссей Мияке | 三宅一生 . Фонд Мияке Иссей . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Пирси, Клайв (2003). Довольно вакантно: наблюдение за дингбатом в Лос-Анджелесе . Сан-Франциско: Книги хроники. ISBN 0-8118-4024-7 . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Тимберг, Скотт (23 июля 2011 г.). «Знаменитые дома: химосфера Джона Лотнера» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Дизайн космической эры» . Клуб итальянского дизайна . 6 ноября 2023 г. Проверено 11 декабря 2023 г.