Самоцветы Понятовского

Драгоценности Понятовских представляют собой коллекцию из более чем 2600 гравированных драгоценных камней, заказанную князем Станиславом Понятовским (1754–1833), богатым польским дворянином, и выдаваемую им за подлинные классические произведения. К моменту его смерти в 1833 году ученым стало ясно, что драгоценные камни были подделками в неоклассическом стиле начала XIX века . Драгоценные камни из коллекции Понятовского были проданы на аукционе как подлинный антиквариат в 1839 году, но аукцион провалился, а разногласия вокруг этого на долгие годы снизили интерес коллекционеров к гравированным драгоценным камням. Драгоценности были разбросаны, многие из них были потеряны или затеряны. Сегодня они ценятся как прекрасные образцы неоклассической резьбы по драгоценным камням.
История
[ редактировать ]Понятовский был «заядлым коллекционером произведений искусства... когда-то считавшимся самым богатым человеком в Европе». [ 2 ] Он унаследовал около 154 античных драгоценных камней от своего дяди, короля Станислава Августа Понятовского , который умер в 1798 году. Польши [ 3 ] Он пополнил эту коллекцию более чем 2600 [ 4 ] подделки современных резчиков, выполненные в витиеватом классическом стиле и в большинстве случаев подписанные древними именами; [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] публично заявляя, что эти произведения являются подлинными предметами старины. [ 5 ] На драгоценных камнях изображены сцены из мифологии, в том числе произведения Гомера , Вергилия и Овидия ; некоторые сцены исторических событий; и портреты самых разных древнегреческих и римских деятелей. [ 4 ] Понятовский опубликовал каталог этой работы ок. 1830 г. с дополнительной информацией в двух следующих томах (Понятовский ок. 1830 , 1832 , 1833 ).
Хотя Джованни Пихлер был предложен в качестве одного из резчиков, [ 3 ] дата смерти Пихлера в 1791 году делает это маловероятным. [ 6 ] Среди других резчиков - Джованни Каландрелли , около 300 из которых предварительные рисунки драгоценных камней находятся в коллекции Государственного музея Берлина. [ 7 ] - Джузеппе Джирометти , Никколо Сербара , Томмазо Кадес и Антонио Оделли . [ 8 ] Поскольку драгоценные камни не были подписаны или подписаны фальшивыми подписями, большинство из них не было приписано известному художнику и, вероятно, никогда не будет с уверенностью приписано. [ 4 ]
Уже к началу 1830-х годов ученые начали указывать на проблемные вопросы, связанные со стилем и происхождением этих произведений. [ 2 ] набор из 419 гипсовых оттисков своей коллекции Понятовский подарил королю Пруссии , которые сейчас составляют Дактилиотеку Понятовского в Берлине ; [ 5 ] Эрнст Генрих Телькен , директор берлинского Антиквариума Antikensammlung, объявил их подделками на том основании, что подписи древних художников самых разных времен были обнаружены на драгоценных камнях в слишком последовательном стиле, но с восхищением писал, что «впечатления действительно очень самое прекрасное, что можно ожидать увидеть в искусстве». [ 4 ]
После смерти Понятовского в 1833 году его коллекция была выставлена на аукционе Christie's в Лондоне в 1839 году ( Christie & Manson 1839 ). [ 5 ] Аукцион получился провальным: половина коллекции осталась непроданной. [ 2 ] а остальные произведения были проданы по цене гораздо ниже их оценок (и ниже стоимости неподделанного произведения Пихлера). [ 3 ] Фиаско привело к тому, что интерес коллекционеров к гравированным драгоценным камням, которые ранее были популярной сферой деятельности, в целом упал на многие годы. [ 2 ]
Джон Тиррелл, бывший личный секретарь сэра Джорджа Ньюджента [ 9 ] приобрел непроданные предметы в качестве инвестиций и в итоге получил 1140 драгоценных камней. [ 10 ] [ 4 ] [ 11 ] Тиррелл опубликовал свой собственный каталог ( Prendeville & Maginn, 1841 ), включающий «поэтические иллюстрации предметов». Тиррелл сделал гипсовые оттиски собранных драгоценных камней для продажи, и многие из них были сфотографированы и опубликованы (Prendeville & Maginn 1857 , 1859 ) в иллюстрированной версии оригинального каталога Тиррелла.

Тиррелл нанял ученого Натаниэля Огла, чтобы он исследовал драгоценные камни и написал вступительное эссе к своему каталогу 1841 года, но когда Огл пришел к выводу, что многие драгоценные камни были произведены недавно, Тиррелл отказался от эссе и вместо этого поручил обедневшему ученому-классику Джеймсу Прендевилю и писателю Уильяму. Магинн , чтобы написать эссе. [ 13 ] В 1842 году Огл анонимно опубликовал версию своего эссе в British and Foreign Review , на что Тиррелл ответил в гневном письме, что «маловероятно, чтобы дворянин с высоким характером и честью [Понятовского] утверждал бы то, что он не верил в правду». [ 14 ] [ 15 ] Вражда продолжалась, что привело к тому, что Тиррелл опубликовал 55-страничное эссе, защищающее происхождение драгоценных камней и критикующее мотивы Огла. [ 16 ]
Как драгоценности, проданные на аукционе Christie's, так и приобретенные Тирреллом, впоследствии были разбросаны, а многие из них были утеряны или затеряны. [ 2 ] [ 5 ] Оксфордского университета Исследовательский центр классического искусства , бывший Архив Бизли , собрал обширную онлайн-базу данных о происхождении и изображениях драгоценных камней из коллекции Понятовского. [ 4 ] Несколько работ в музеях, считавшиеся драгоценностями Понятовского, при ближайшем рассмотрении оказались точными копиями драгоценностей Понятовского: подделками подделок. [ 2 ]
На протяжении более века драгоценности Понятовского считались относительно бесполезными подделками, но в последние десятилетия они были по-новому интерпретированы и переоценены, и теперь они сами по себе являются желанными предметами коллекционирования; на аукционе отдельные драгоценные камни продаются за 1500–3000 фунтов стерлингов, а кольцо с камнем с изображением Геракла продается за 8125 фунтов стерлингов. [ 17 ]
Отдельные детали
[ редактировать ]В Музее Виктории и Альберта хранится несколько экспонатов из коллекции Понятовского, изображающих Сократа , Аполлона и Дафну , Венеру и Энея , Плутона и Пелея , Вакха и Ино , Тесея , Эрехтея , а также несколько сцен Троянской войны . [ 18 ]
В Метрополитен-музее хранится несколько произведений из коллекции Понятовского. [ 19 ] , как и Британский музей . [ 20 ]
Королевское общество купило на аукционе 1839 года 5 драгоценных камней, представляющих Евклида , Фалеса , Архимеда , Аристида и Приама , по цене от 1 10 фунтов стерлингов до 4 4 шиллингов каждый, и до сих пор хранит их. [ 11 ]

Кольцо с выгравированным аметистом, подписанным ΓΝΑΙΟϹ ( Gnaios ), с изображением Марка Антония в профиль, было опубликовано в 1968 году и высоко оценено экспертом по драгоценным камням Джоном Бордманом . [ 22 ] и впоследствии широко воспроизводился в книгах как древнеримский шедевр. Кольцо было приобретено в 2001 году музеем Дж. Пола Гетти , а в 2009 году выставлено как антиквариат. Когда археолог Гертруда Платц увидела его, только что написавшая книгу о гравере по драгоценным камням Понятовского Джованни Каландрелли , она узнала его по гипсовому оттиску XIX века, который она видела среди коллекции Понятовского. Платц нашел фотографии отпечатка и страницу в записной книжке Каландрелли, на которой был указан драгоценный камень, сделанный им из Марка Антония, подписанный Гнейосом . На самом деле кольцо «Гнейос» было драгоценным камнем Понятовского работы Каландрелли; Куратор Getty Кеннет Лапатин установил полное происхождение кольца. [ 21 ] [ 8 ]

В коллекцию Понятовского входил аметист с изображением Гиппарха со звездой и именем предмета, который был включен в аукцион Christie's 1939 года. [ 23 ] Астроном Уильям Генри Смит в 1842 году признал, что произвел впечатление «головы Гиппарха из драгоценного камня Понятовского, задуманного как виньетка для иллюстрации его работы». [ 24 ] В его книге 1844 года «Цикл небесных объектов » на титульном листе использовалась именно такая виньетка. [ 25 ] Это изображение впоследствии неоднократно копировалось и воспроизводилось, в том числе на греческой почтовой марке 1965 года, посвященной планетарию Евгенидиса в Афинах. [ 26 ]
В Национальном музее в Кракове хранятся два экспоната, которые кажутся копиями или подделками драгоценных камней Понятовского, а не самими оригинальными драгоценными камнями. Одна из них, выполненная из агата , изображает Гебу в виде молодой женщины в хитоне с волосами, собранными в пучок, наливающей вино или нектар из кувшина в чашу, которую держит Юпитер , в виде полураздетого старика, стоящего на фоне облаков. . Похоже, это грубая копия изделия из сардоникса , гипсовый слепок которого хранится в Оксфордском университете , на котором отсутствует фальшивая подпись («Хромиос») и некоторые детали резьбы. Другой экспонат в музее, также, вероятно, копия гемма Понятовского, представляет собой красную яшму, на которой вырезана змея с головой льва и надпись «vot sol cer», установленная в бронзовом кольце. [ 2 ]
Каталоги
[ редактировать ]
- Понятовский, Станислав (ок. 1830), Каталог старинных гравированных камней Его Высочества князя Станислава Понятовского , том. 1, Флоренция: Гийом Пьятти
- Понятовский, Станислав (1832), Каталог старинных гравированных камней Его Высочества князя Станислава Понятовского , том. 2, Флоренция: Гийом Пьятти
- Понятовский, Станислав (1833), Каталог старинных гравированных камней Его Высочества князя Станислава Понятовского , том. 3, Флоренция: Гийом Пьятти
- Кристи, Джордж Генри; Мэнсон, Уильям (1839 г.), Каталог очень знаменитой коллекции старинных драгоценностей покойного князя Понятовского: которая будет продана на аукционе господами Кристи и Мэнсоном в их Большой комнате, 8, Кинг-стрит, Сент-Луис. Джеймс-сквер, в понедельник, 29 апреля 1839 года и в последующие дни, ровно в час дня каждый день. , Лондон: У. Клоуз и сыновья.
- Прендевиль, Джеймс; Магинн, Уильям (1841 г.), Историко-описательный отчет о знаменитой коллекции античных драгоценностей, принадлежавшей покойному князю Понятовскому. Сопровождается поэтическими иллюстрациями предметов от классических авторов, а также эссе о древних драгоценных камнях и гравюре на драгоценных камнях , Лондон: Генри Грейвс.
- Прендевиль, Джеймс; Магинн, Уильям (1857), Фотографические копии старинных драгоценностей, ранее принадлежавших покойному принцу Понятовскому , 1-я серия, Лондон: Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс.
- Прендевиль, Джеймс; Магинн, Уильям (1859), Фотографические копии старинных драгоценностей, ранее принадлежавших покойному принцу Понятовскому , 2-я серия, Лондон: Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс.
- Вагнер, Клаудия; и др., База данных драгоценных камней Понятовского , Центр исследования классического искусства, Оксфордский университет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ приписывается Каландрелли, Джованни ( ок. 1820 ), «Зевс и Капаней», подпись ΔΙΟϹΚΟΥΡΙΔΟΥ ( Диоскуриду ), гравировка сердолика , 3,4 × 3,9 × 0,3 см (1-5/16 × 1/16 × 1/8 дюйма) , Дж. Пол Музей Гетти нет. 83.AL.257.9 , CARC: T561
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Голызняк, Павел (декабрь 2016 г.), «Влияние драгоценных камней Понятовского на позднюю гравюру на драгоценных камнях», Исследования древнего искусства и цивилизации , 20 : 173–192, doi : 10.12797/saac.20.2016.20.11
- ^ Jump up to: а б с д Уитли, HB (декабрь 1884 г.), «Жемчужины Понятовского», The Antiquary , 10 : 279, ПроКвест 6686976
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вагнер, Клаудия (2007), «Античная книга с картинками: неоклассическая коллекция драгоценных камней принца Понятовского» , в Кастильо, Пепа; Книппшильд, Силке; Гарсиа Морсильо, Марта; Эррерос, Кармен (ред.), Imagines: La [ Antigüedad en las Artes Escénicas y Visuales Античность в исполнительском и изобразительном искусстве ], Международная конференция в Логроньо, 22–24 октября 2007 г., Университет Риохи, стр. 565–572
- ^ Jump up to: а б с д и Вагнер, Клаудия; и др., Коллекция драгоценных камней Понятовского: введение , Центр исследования классического искусства Оксфордского университета , получено 22 июля 2023 г.
- ^ Пон, Лиза (март 2004 г.), «Удовольствия древности: Гертруда Зейдманн приветствует мастерский обзор Джонатана Скотта британских коллекционеров греческих и римских древностей» , Apollo , 159 (505)
- ^ Платц-Хорстер, Гертруда (2003), «Рисунки и драгоценные камни Джованни Калландрелли», в Виллерсе, Д.; Разелли-Нюдеггер, Л. (ред.), В великолепии богов и героев: шедевры древней глиптики от Фонда Лео Мерца (на немецком языке), Майнц, стр. 49–62.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) Платц-Хорстер, Гертруда (2005), L'antica maniera: рисунки и камеи Джованни Каландрелли в Antikensammlung Berlin (каталог выставки), Берлин: Дюмон L'antica maniera: Рисунки и камеи Джованни Каландрелли , Национальные музеи в Берлине, 2005 г., архивировано с оригинала 9 июня 2023 г. - ^ Jump up to: а б Лапатин, Кеннет (2022), «Гетти Гнейос: история любви», Журнал истории коллекций , 34 (1): 51–70, doi : 10.1093/jhc/fhaa049
- ^ Ньюджент, леди Мария; Райт, Филип (1966), Журнал леди Ньюджент о ее резиденции на Ямайке с 1801 по 1805 год , Институт Ямайки, стр. 281
- ^ Рамбах, Хадриен Дж. (2014), «Коллекция драгоценных камней принца Понятовского» (PDF) , Журнал Американского нумизматического общества , 13 (2): 34–49
- ^ Jump up to: а б
Роос, Анна Мари (2019), «Биографии объектов и междисциплинарность», Примечания и записи: Журнал Королевского общества истории науки , 73 (3): 279–283, doi : 10.1098/rsnr.2019.0016
«Глубокие печати», Королевское общество MOB/60 , «Пять овальных инталий из сердолика и халцедона в золотой оправе с резными античными профилями и надписями на греческом языке. Они представляют Евклида, Фалеса, Архимеда, Аристида и Приама. Вместе с коробкой на синей бархатной подкладке и коробка из 9 восковых оттисков печатей в круглых деревянных ящиках (некоторые ящики повреждены или неполные)»
- ^ Король, Чарльз Уильям (1885). Справочник по гравированным драгоценным камням (2-е изд.). Лондон: Джордж Белл и сыновья. стр. VIII.
- ^ Латане, Дэвид Э. (2016), Уильям Магинн и британская пресса: критическая биография , Routledge, стр. 292, ISBN 9781134767298
- ^ Томпсон, Эрин Л. (2016), Владение: любопытная история частных коллекционеров от древности до наших дней , Yale University Press, стр. 74–75, ISBN 9780300221008
- ^ «Каталог античных гравированных камней Его Святейшества князя Понятовского» , British and Foreign Review , 13 (25): 66–91, 1842 г. «Жемчужины Понятовского» , British and Foreign Review , 13 (26): 542–545, 1842 г.
- ^ Тиррелл, Джон (1842 г.), Замечания, разоблачающие недостойные мотивы и ошибочные мнения автора критических статей о коллекции драгоценных камней Понятовского, содержащихся в «The British and Foreign Review» и «The Spectator» , Х. Грейвс и Ко и Смит, Элдер и Ко
- ^ Аркелл, Роланд (12 марта 2022 г.), «98 способов восстановить репутацию Понятовского» , Antiques Trade Gazette , вып. 2533
- ^ Предметы из коллекции Музея Виктории и Альберта : Сцены Троянской войны: Боги и смертные:
- ^ Драгоценности Понятовского в коллекции Метрополитен-музея :
Предметы, указанные по происхождению, из коллекции Понятовского, но помеченные как «подделки... похожие по стилю» на драгоценные камни Понятовского:
- Призрак Креусы исчезает от Энея у горящей стены Трои.
- Тесей возвращает Елену братьям Кастору и Поллуксу
- Минерва бросает свою эгиду на Ахилла
- Джейсон усмиряет дракона
- Диана защищает Эригону от ярости Ореста
- Гермиона призывает Минерву
- Хрисеида со служанкой с подарками молится Менелаю вернуть ему дочь.
- ^ Предметы в коллекции Британского музея :
- ^ Jump up to: а б
Каландрелли, Джованни (ок. 1820 г.), «Аметистовая глубокая печать с изображением Марка Антония», подпись ΓΝΑΙΟϹ ( Гнейос ), Музей Дж. Пола Гетти, № 2001.28.1 , CARC: 1839-1772
Жаскол, Джули (лето 2021 г.), «Жемчужина тайны: куратор Кеннет Лапатин раскрывает правду о Гнейосе Гетти» , журнал Getty Magazine , стр. 20–23 ( журнал PDF )
- ^ Бордман, Джон (1968), Гравированные драгоценные камни. Коллекция Ионидов , Лондон: Thames & Hudson, стр. 19, 27–28 и 93–94, вып. 18, болен
- ^ «Голова Гиппарха», CARC: 1839-881 , описана в каталоге Понятовского (VIII.2.60, т. 1, стр. 105 , т. 2, стр. 52 ) и включена в аукцион Christie's 1839 г. (№ 881), местонахождение которого неизвестно.
Из Понятовского (1833) , с. 52: «...В поле этого камня мы видим звезду и красивыми буквами название предмета. Аметист ». [В поле этого камня мы видим звезду и красивыми буквами название предмета. Аметист .]
- ^ «Заявленное собрание, 12 сентября 1842 г.» , «Письма и сообщения», Бюллетень трудов Национального института содействия науке , 3 : 258, 1845 г.
- ^ Смит, Уильям Генри (1844), Цикл небесных объектов , том. 2, Джон В. Паркер
- ^ Уилсон, Робин (декабрь 1989 г.), «Уголок марок», The Mathematical Intelligencer , 11 (1): 72, doi : 10.1007/bf03023779