Техническое обслуживание Международной космической станции

С момента начала строительства программе Международной космической станции пришлось столкнуться с рядом проблем с обслуживанием, неожиданными проблемами и сбоями. Эти инциденты повлияли на сроки сборки , привели к периодам снижения возможностей станции и в некоторых случаях могли бы вынудить экипаж покинуть космическую станцию по соображениям безопасности, если бы эти проблемы не были решены.
2003 г. – Накопление мусора после в Колумбии. катастрофы
[ редактировать ]Катастрофа «Колумбии» не затронула МКС, но повлияла на график строительства и обслуживания МКС.
космического корабля «Колумбия» Катастрофа 1 февраля 2003 года (во время миссии STS-107 , не относящейся к МКС) привела к приостановке на два с половиной года программы американских космических кораблей «Шаттл» . Еще одно годичное приостановление после запуска STS-114 (из-за продолжающегося выделения пены на внешний резервуар ) привело к некоторой неопределенности относительно будущего Международной космической станции. Все обмены экипажей в период с февраля 2003 г. по июль 2006 г. проводились с использованием российского космического корабля «Союз» ; Визит STS-114 в июле 2005 г. носил чисто логистический характер. Начиная с 7-й экспедиции , стартовали сменные экипажи всего из двух астронавтов, в отличие от ранее запускавшихся экипажей из трех человек. Поскольку космический челнок не посещал МКС более трех лет, накопилось больше отходов, чем ожидалось, что временно затруднило работу станции в 2004 году. Автоматизированные корабли «Прогресс» и миссия STS-114 смогли устранить это накопление отходов. [1]
2004 г. - Утечка воздуха и отказ кислородного генератора «Электрон».
[ редактировать ]2 января 2004 года на борту МКС была обнаружена незначительная утечка воздуха. [2] В какой-то момент в космос утекло пять фунтов воздуха в день, и внутреннее давление на МКС упало с номинальных 14,7 фунтов на квадратный дюйм до 14,0 фунтов на квадратный дюйм, хотя это не представляло непосредственной угрозы для Майкла Фоула и Александра Калери , двух астронавтов на борту. доска.
С помощью ультразвукового зонда (CTRL UL101) Фоул обнаружил утечку в воскресенье, 10 января, в шланге вакуумной перемычки, подключенном к многостворчатому окну в американском сегменте станции. Поиски утечки были затруднены из-за шума, издаваемого научным оборудованием на борту. Успешное выявление и устранение утечки едва предотвратило запланированное закрытие станции в попытке изолировать утечку, которая могла бы повлиять на работу станции. [2] Эксперты полагают, что утечка произошла из-за того, что астронавты использовали шланг в качестве опоры. [3]
В том же 2004 году блок «Электрон» остановился по (первоначально) неизвестным причинам. Две недели устранения неполадок привели к тому, что установка снова запустилась, а затем сразу же отключилась. В конечном итоге причина была связана с пузырьками газа в блоке, который оставался нефункциональным до миссии по пополнению запасов «Прогресса» в октябре 2004 года. [4] В 2005 году персонал МКС подключился к запасу кислорода недавно прибывшего корабля снабжения «Прогресс», когда вышел из строя блок «Электрон». [5]
2005 – Кислородный генератор «Электрон» снова выходит из строя.
[ редактировать ]Утром 1 января 2005 года отремонтированный в 2004 году генератор «Электрон» снова вышел из строя, и экипажу снова пришлось полагаться на бортовой кислород. Позже генератор электронов был отремонтирован. [6]
2006 – Выпуск газа
[ редактировать ]18 сентября 2006 года экипаж 13-й экспедиции активировал дымовую сигнализацию в российском сегменте Международной космической станции, когда дым от одного из трех кислородных генераторов «Электрон» вызвал кратковременное опасение возможного пожара. Первоначально экипаж сообщил о запахе в салоне. Позже выяснилось, что тревога была вызвана утечкой гидроксида калия из кислородного клапана. Соответствующее оборудование было отключено, и официальные лица заявили, что пожара не было и экипажу ничего не угрожало.
Система вентиляции станции была отключена, чтобы предотвратить возможность распространения дыма или загрязняющих веществ по остальной части комплекса. Был установлен угольный воздушный фильтр для очистки атмосферы от остатков гидроксида калия. Руководитель программы космической станции сообщил, что экипаж никогда не надевал противогазы, но в качестве меры предосторожности надел хирургические перчатки и маски, чтобы предотвратить контакт с любыми загрязняющими веществами. [7]
2 ноября 2006 года доставленная российским «Прогрессом М-58» полезная нагрузка позволила экипажу отремонтировать «Электрон» с использованием запасных частей. [ нужна ссылка ]
2007 – Компьютерный сбой
[ редактировать ]14 июня 2007 года, во время 15-й экспедиции и 7-го дня полета STS-117 к МКС, в 06:30 UTC из-за неисправности компьютера на российских сегментах станция осталась без двигателей, генераторов кислорода, скрубберов углекислого газа и других экологических устройств. системы управления, что приводит к повышению температуры на станции. Успешный перезапуск компьютеров привел к ложному срабатыванию пожарной сигнализации, разбудившему экипаж в 11:43 UTC. [8] [9]
К 15 июня основные российские компьютеры снова были подключены к сети и обменивались данными с американской стороной станции в обход сети, но вторичные системы оставались отключенными. [10] НАСА сообщило, что без компьютера, контролирующего уровень кислорода, на станции было доступно кислород на 56 дней. [11]
К полудню 16 июня руководитель программы МКС Майкл Суффредини подтвердил, что все шесть компьютеров, управляющих командно-навигационными системами российских сегментов станции, в том числе два, которые, как считается, вышли из строя, снова подключены к сети и будут проверены в течение нескольких дней. Система охлаждения была первой системой, восстановленной в рабочем состоянии. Устранение неисправности экипажем МКС выявило, что основной причиной был конденсат внутри электрических разъемов, который привел к короткому замыканию, которое вызвало команду отключения питания всех трех резервных процессоров. [12] Первоначально это вызывало беспокойство, поскольку Европейское космическое агентство использует одни и те же компьютерные системы, поставляемые EADS Astrium Space Transportation , для «Колумбус» лабораторного модуля и автоматического транспортного средства . [13] Как только причина неисправности была выяснена, были реализованы планы, позволяющие избежать этой проблемы в будущем.
2007 – Порванная солнечная панель
[ редактировать ]
30 октября 2007 года, во время 16-й экспедиции и 7-го дня полета STS-120 на МКС, после перемещения сегмента фермы P6, члены экипажа МКС и космического корабля " Дискавери " начали развертывание двух солнечных батарей на ферме. Первый массив развернулся без происшествий, а второй массив был развернут примерно на 80%, прежде чем астронавты заметили разрыв длиной 76 сантиметров (2,5 фута). Массивы были развернуты на более ранних этапах строительства космической станции, и сбор, необходимый для перемещения фермы в ее окончательное положение, прошел не так гладко, как планировалось. [14]
При дальнейшем осмотре был замечен второй, меньший разрыв, и выходы миссии в открытый космос были перепланированы, чтобы разработать ремонт. Обычно такие выходы в открытый космос планируются за несколько месяцев и решаются заблаговременно. 3 ноября выходец в открытый космос Скотт Паразински при помощи Дугласа Уилока починил порванные панели с помощью самодельных запонок и верхом на конце инспекционного рычага OBSS космического челнока . Паразински был первым выходцем в открытый космос, который использовал роботизированную руку таким образом. Выход в открытый космос считался значительно более опасным, чем большинство других, из-за возможности шока от солнечных батарей, генерирующих электричество, беспрецедентного использования OBSS, а также отсутствия планирования выхода в открытый космос и подготовки к импровизированной процедуре. Однако Паразински смог устранить повреждения, как и планировалось, и отремонтированный массив был полностью развернут. [15] Кроме того, OBSS останется на Международной космической станции из-за ее продемонстрированной универсальности и возможности оставаться на станции в течение более длительных периодов времени.
2007 – Повреждено поворотное соединение Solar Alpha по правому борту.
[ редактировать ]Во время STS-120 была обнаружена проблема в поворотном шарнире Solar Alpha (SARJ) правого борта. Это соединение вместе с аналогичным устройством на левой стороне ферменной конструкции станции вращает большие солнечные батареи так, чтобы они были обращены к Солнцу. Были отмечены чрезмерная вибрация и скачки сильного тока в приводном двигателе группы, в результате чего было принято решение существенно ограничить движение правого борта SARJ до тех пор, пока не будет выяснена причина. Проверки во время выходов в открытый космос на STS-120 и STS-123 показали обширное загрязнение металлической стружкой и мусором большой ведущей шестерни и подтвердили повреждение большого металлического кольцевого кольца в центре шарнира. [16] [17] Станция имела достаточную рабочую мощность для выполнения своей краткосрочной программы с лишь незначительным воздействием на работу, поэтому, чтобы предотвратить дальнейшие повреждения, соединение было зафиксировано на месте. [16]
25 сентября 2008 года НАСА объявило о значительном прогрессе в диагностике источника проблемы с правым бортом SARJ и программе его ремонта на орбите. Программа ремонта началась с полета космического корабля « Индевор » на STS-126 . Экипаж провел обслуживание правого и левого SARJ, смазав оба шарнира и заменив 11 из 12 подшипников качения на правом SARJ. [18] [19] Была надежда, что это обслуживание обеспечит временное решение проблемы. Долгосрочным решением является план 10 выходов в открытый космос под названием «SARJ-XL», который предусматривает установку структурных опор между двумя сегментами SARJ и вставку между ними нового кольцевого кольца для полной замены вышедшего из строя соединения. [20] Однако после очистки и смазки соединения результаты, которые были отмечены до сих пор, были чрезвычайно обнадеживающими, вплоть до того, что теперь считается, что соединение можно обслуживать путем периодического обслуживания выходов в открытый космос местными бригадами станции. Тем не менее, для полного анализа данных SARJ потребуется некоторое время, прежде чем будет принято решение о будущем сустава. [21]
2009 — Чрезмерная вибрация при перезагрузке
[ редактировать ]14 января 2009 года из-за неправильной последовательности команд «Звезда» система управления ракетной двигательной установкой поддержания орбитальной высоты служебного модуля дала осечку во время маневра по набору высоты. Это привело к резонансным колебаниям конструкции станции, которые продолжались более двух минут. [22] Хотя о каких-либо повреждениях станции сразу не сообщалось, некоторые компоненты, возможно, подверглись нагрузке, выходящей за пределы расчетных пределов. Дальнейший анализ подтвердил, что станция вряд ли получила какие-либо структурные повреждения, и похоже, что «конструкции по-прежнему будут соответствовать своему нормальному сроку службы». В настоящее время проводятся дальнейшие оценки. [23]
2009 — Возможная утечка аммиака из радиатора S1 из-за повреждения панели.
[ редактировать ]
Радиатор С1-3 имеет поврежденную панель охлаждения, которая может потребовать ремонта или замены на орбите, поскольку повреждение может привести к возникновению утечки во внешней системе терморегулирования (ETCS) станции, что может привести к неприемлемой потере аммиачный теплоноситель. [24]
Таких радиаторов шесть: три на ферме правого борта и три на ферме левого борта, каждый из которых состоит из 8 панелей. Они выглядят как большие белые складчатые объекты, простирающиеся в кормовом направлении от ферм, между центральными обитаемыми модулями и большими массивами солнечных батарей на концах ферменной конструкции, и контролируют температуру МКС, сбрасывая избыточное тепло в космос. Панели двусторонние и излучают лучи с обеих сторон, при этом между верхней и нижней поверхностями циркулирует аммиак. [24]
Проблема была впервые замечена на снимках «Союза» в сентябре 2008 года, но не считалась серьезной. [25] Снимки показали, что поверхность одной субпанели отслоилась от нижележащей центральной структуры, возможно, из-за удара микрометеороида или обломков. Также известно, что в радиатор S1 попала крышка двигателя служебного модуля, сброшенная во время выхода в открытый космос в 2008 году, но ее последствия, если таковые имелись, не определены. Дальнейшие снимки во время облета с STS-119 вызвали опасения, что усталость конструкции из-за термоциклического напряжения может привести к развитию серьезной утечки в контуре охлаждения аммиака, хотя пока нет никаких свидетельств утечки или ухудшения состояния системы. тепловые характеристики панели. Рассматриваются различные варианты ремонта, включая замену всего радиатора S1 в будущем полете, возможно, с возвращением поврежденного блока на землю для детального изучения.
15 мая 2009 года аммиачная трубка поврежденной панели радиатора была механически отключена от системы ETCS путем закрытия клапана, управляемого компьютером. Сразу после этого тот же клапан был использован для стравливания аммиака из поврежденной панели. Это исключает возможность утечки аммиака из системы охлаждения через поврежденную панель. [24]
2010 – Авария в контуре охлаждения А.
[ редактировать ]Рано утром 1 августа 2010 года из-за отказа контура охлаждения А (правого борта), одного из двух внешних контуров охлаждения, станция осталась только с половиной своей нормальной охлаждающей мощности и с нулевым резервированием в некоторых системах. [26] [27] [28] Проблема оказалась в модуле аммиачного насоса, который циркулирует охлаждающую жидкость с аммиаком. Несколько подсистем, в том числе две из четырех CMG, были остановлены. Вышедший из строя насос аммиака был возвращен на Землю во время STS-135 для анализа первопричин отказа.
Запланированные операции на МКС были прерваны из-за серии выходов в открытый космос из-за проблемы с системой охлаждения. Первый выход в открытый космос в субботу, 7 августа 2010 г., для замены вышедшего из строя насосного модуля не был полностью завершен из-за утечки аммиака в одном из четырех быстроразъемных соединений. Второй выход в открытый космос в среду, 11 августа, успешно удалил вышедший из строя насосный модуль. [29] [30] Третий выход в открытый космос потребовался для восстановления нормального функционирования петли А. [31] [32]
2011 – Почти столкновение с космическим мусором.
[ редактировать ]28 июня 2011 года было предсказано, что неопознанный кусок космического мусора пройдет рядом с космической станцией с вероятностью столкновения 1 из 360. Объект пролетел с относительной скоростью 29 000 миль в час (47 000 км/ч) на расстоянии всего 1100 футов (340 м) от станции. Предупреждение о потенциальном столкновении поступило менее чем за 15 часов до максимального сближения, оставив недостаточно времени для планирования маневра уклонения, поэтому экипаж из шести человек поднялся на борт капсул «Союза» и закрыл люки на станции и «Союзе», чтобы подготовиться к расстыковке в случае столкновения. влияние. Через четыре минуты после момента максимального сближения диспетчеры миссии подали сигнал «отбой», означающий, что опасность миновала и экипаж может вернуться к работе. Это был второй раз, когда экипажу пришлось принять такие меры предосторожности на борту космической станции. [33]
2011–2012 гг. – Выход из строя коммутационного устройства главной шины №1 и замена ЭВА.
[ редактировать ]Четыре блока коммутации главной шины (MBSU, расположенные в ферме S0) контролируют передачу энергии от четырех крыльев солнечных батарей к остальной части МКС. В конце 2011 года MBSU-1, по-прежнему правильно распределяя питание, перестал отвечать на команды или отправлять данные, подтверждающие его работоспособность, и его планировалось заменить при следующем доступном выходе в открытый космос. В каждом MBSU два канала питания подают напряжение 160 В постоянного тока от массивов на два преобразователя постоянного тока в постоянный (DDCU), которые обеспечивают питание 124 В, используемое на станции. Запасной MBSU уже находился на борту, но 30 августа 2012 года выход в открытый космос не удалось завершить, когда затягиваемый болт для завершения установки запасного блока заклинило до того, как было обеспечено электрическое соединение. [34] Потеря МБСУ-1 ограничила мощность станции до 75% от ее нормальной мощности, что потребовало незначительных ограничений нормальной работы до тех пор, пока проблема не будет решена.
Второй выход в открытый космос для затяжки упорного болта, чтобы завершить установку сменного MBSU-1 в попытке восстановить полную мощность, был запланирован на среду, 5 сентября. [35] [36] Тем временем третье крыло солнечной батареи вышло из строя из-за какой-то неисправности в блоке коммутации постоянного тока (DCSU) или связанной с ней системе, что еще больше снизило мощность МКС до пяти из восьми крыльев солнечных батарей впервые за несколько лет. годы.
5 сентября 2012 года, за второй 6-часовой выход в открытый космос для замены MBSU-1, астронавты Суни Уильямс и Аки Хошиде успешно восстановили мощность МКС до 100%. [37]
2012 – Выход из строя первичного узла удаления углекислого газа (CDRA).
[ редактировать ]На МКС имеются два CDRA (узла удаления углекислого газа) размером со стойку для резервирования с основным лабораторным CDRA и CDRA узла 3 в качестве резервного при выключенном питании из-за проблем с заеданием клапанов в узле 3. При необходимости он может выступать в качестве резервного. но не является предпочтительным CDRA из-за проблем с залипанием клапанов переключения воздуха (ASV). Российский сегмент имеет собственные скрубберы углекислого газа, но их недостаточно для всей МКС. [38]
16 июня 2012 года лаборатория CDRA внезапно закрылась. Данная проблема была связана с выходом из строя второго из трех датчиков температуры (ранее вышел из строя первый) и его быстро восстановили. Однако вскоре, 20 июня, он снова отключился из-за ошибочных данных от единственного оставшегося датчика температуры. МКС решила перевести Lab CDRA в режим ожидания и вместо этого активировать CDRA узла 3, даже несмотря на проблемы с залипанием клапана.
2013 г. – снова утечка аммиака и проблемы CDRA.
[ редактировать ]конструкции станции 9 мая 2013 года около 10:30 по центральному поясному времени экипаж МКС сообщил, что видел маленькие белые хлопья, улетающие от ферменной . [39] Анализ отчетов экипажа и изображений, снятых внешними камерами, подтвердил утечку аммиачного теплоносителя. Двумя днями позже был предпринят выход в открытый космос с целью проверки и, возможно, замены блока контроллера насоса, подозреваемого в утечке. [40]
В начале сентября один из клапанов переключения воздуха в CDRA был снят и заменен, но проблемы с залипанием клапанов остались, и узел 3 пришлось перезапускать несколько раз. На МКС на тот момент не было новых ASV для установки, поэтому, если возникнут новые проблемы, ей придется полагаться на переустановку ранее использованных клапанов, которые они сохранили в качестве «резервных» резервных копий, которые находятся в ухудшенном состоянии. [41]
2018 – Утечка в орбитальном модуле «Союз».
[ редактировать ]29 августа 2018 года в 19:00 по восточному времени в российском сегменте МКС наблюдалась небольшая утечка давления. Экипажу разрешили поспать, поскольку диспетчеры миссии определили, что опасности для них нет, а расследование на следующий день выявило 2-миллиметровую дыру возле люка космического корабля «Союз». [42] Отверстие временно заклеили каптоновой лентой, а затем бортовым патчем. Ни того, ни другого было недостаточно, чтобы полностью устранить утечку. Позже был нанесен герметик, который окончательно стабилизировал давление на станции. [42] [43] отверстие было идентифицировано как отверстие, пробуренное «нетвердой рукой», возможно, во время производства или уже на орбите. Роскосмоса По словам главы Дмитрия Рогозина , [44] [45]
2019–2024 гг. – Утечка давления.
[ редактировать ]В сентябре 2019 года на станции была обнаружена более высокая, чем обычно, утечка воздуха. [46] В августе 2020 года, после того как утечка несколько увеличилась, экипаж МКС приступил к расследованию проблемы. 29 сентября 2020 года утечка была локализована в сервисном модуле «Звезда» . [47] Утечка была обнаружена 15 октября, и была предпринята попытка ее устранить. [48] [49] Еще одна утечка в том же отсеке привела к рассмотрению возможности герметизации пораженного участка с использованием запасов кислорода, но это повлияет на общую работу МКС. [49] Несмотря на многочисленные попытки расследования и ликвидации утечек на протяжении нескольких лет, по состоянию на июнь 2024 года они все еще присутствуют. Роскосмос ограничивает использование пострадавшей территории и принимает дополнительные меры во время грузовых операций на пристыкованных кораблях "Прогресс". Риски, связанные с утечкой, классифицируются как как с высокой вероятностью, так и с высокими последствиями. [50]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Крис (2008). Слишком далеко от дома . Винтаж. ISBN 978-0-09-951324-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Оберг, Джеймс (11 января 2004 г.). «Экипаж нашел «виновника» утечки на космической станции» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ Оберг, Джеймс (16 января 2004 г.). «Утечка на космической станции произошла по вине экипажа, говорят эксперты» . MSNBC. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Амит Асаравала (20 сентября 2004 г.). «Космический генератор O2 снова вышел из строя» . Проводные новости . Проверено 25 января 2010 г.
- ^ Тарик Малик (4 января 2005 г.). «На борту МКС снова вышел из строя отремонтированный генератор кислорода» . Space.com . Проверено 25 января 2010 г.
- ^ Малик, Тарик (4 января 2005 г.). «На борту МКС снова вышел из строя отремонтированный генератор кислорода» . Space.com .
- ^ Харвуд, Уильям (18 сентября 2006 г.). «Проблема с генератором кислорода вызывает тревогу на станции» . Новости CBS через «Космический полет сейчас» . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Центр управления полетами (14 июня 2007 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-117 №12» . НАСА . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Малик, Тарик (16 июня 2007 г.). «Больший прогресс в восстановлении компьютеров космической станции» . Space.com . Компания Имагинова . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-117 №15» . НАСА . 15 июня 2007 года . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Лосано, Хуан А. (14 июня 2007 г.). «Возвращение Атлантиды может быть отложено» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ Оберг, Джеймс (4 октября 2007 г.). «Космическая станция: внутренние отчеты НАСА объясняют причины июньского компьютерного кризиса» . IEEE-спектр. Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ Клотц, Ирен (18 июня 2007 г.). «Компьютерные проблемы МКС беспокоят Европу» . Новости Би-би-си . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ Остин Петерсон, Лиз (30 октября 2007 г.). «Астронавты заметили разрыв солнечной панели» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Штейн, Роб (4 ноября 2007 г.). «Поврежденная панель космической станции восстановлена» . Вашингтон Пост . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харвуд, Уильям (25 марта 2008 г.). «Начальник станции дает подробную информацию о совместной проблеме» . CBS News и SpaceflightNow.com . Проверено 5 ноября 2008 г.
- ^ Харик, Эллиотт П.; и др. (2010). «Совместное исследование вращающейся аномалии Международной космической станции «Солнечная альфа»» (PDF) . Материалы 40-го симпозиума по аэрокосмическим механизмам, Космический центр Кеннеди НАСА, 7–9 мая 2010 г. НАСА . Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ «Подготовка к расширению экипажа, ремонтный фокус SARJ STS-126» . НАСА. 30 октября 2008 года . Проверено 5 ноября 2008 г.
- ^ Харвуд, Уильям (18 ноября 2008 г.). «Астронавты готовятся к первому выходу в открытый космос шаттла» . Новости CBS и SpaceflightNow.com . Проверено 22 ноября 2008 г.
- ^ Бергин, Крис (6 августа 2008 г.). «MAF завершила ET-129 раньше графика - план SARJ XL на 10 выходов в открытый космос» . NASASpaceflight.com . Проверено 23 ноября 2008 г.
- ^ Бергин, Крис (28 ноября 2008 г.). «Индевор» отстыковывается от более здоровой МКС – переход к поздним инспекциям» . NASASpaceflight.com . Проверено 1 декабря 2008 г.
- ^ Джеймс Олберг (3 февраля 2009 г.). «Тряска на космической станции раздражает НАСА» . Новости Эн-Би-Си. Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Крис Бергин (10 февраля 2009 г.). «Прогресс М-66 стартует, направляется к Международной космической станции» . NASASpaceflight.com . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Крис Бергин (1 апреля 2009 г.). «Обеспокоенность МКС по поводу радиатора S1 - может потребоваться замена в рамках миссии шаттла» . NASASpaceflight.com . Проверено 3 апреля 2009 г.
- ^ Крис Бергин (9 сентября 2008 г.). «Радиатор поврежден на МКС – нештатные новости расследования «Союза»» . NASASpaceflight.com . Проверено 3 апреля 2009 г.
- ^ «Космический полет сейчас | Последние новости | Выход в открытый космос приказал решить проблему с охлаждением станции» . spaceflightnow.com .
- ^ «Состояние НАСА МКС на орбите 1 августа 2010 г. (раннее издание)» . www.spaceref.com .
- ^ «Боинг: Международная космическая станция» . www.boeing.com .
- ^ Spaceflight Now «Выход в открытый космос в среду для удаления вышедшего из строя насоса охлаждающей жидкости»
- ^ Космический полет НАСА, 11 августа «Большой успех во втором выходе в открытый космос, поскольку неисправный насосный модуль удален»
- ↑ Spaceflight Now, 12 августа «Плохой насос станции удален; впереди новые выходы в открытый космос»
- ^ Spaceflight Now, 18 августа. Конфигурация охлаждения МКС возвращается в нормальное состояние, что подтверждает успех ETCS PM.
- ^ [1] Космическая станция чуть не столкнулась с обломками, New York Times
- ^ Хардинг, Пит (30 августа 2012 г.). «Дуэт астронавтов завершил первый сложный выход в открытый космос США после Шаттла на МКС» . NASASpaceFlight.com . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Харвуд, Уильям (2 сентября 2012 г.). «В среду выходцы в открытый космос снова попробуют энергетический ремонт» . spaceflightnow.com . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Хардинг, Пит (1 сентября 2012 г.). «Программа МКС одобрила новый выход в открытый космос после отказа при установке МБСУ-1» . NASASpaceFlight.com . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Буше, Марк (5 сентября 2012 г.). «Выход в открытый космос критической космической станции увенчался успехом» . spaceref.com . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Пит Хардинг (24 июня 2012 г.). «СС: Декстр и RRM завершают второй раунд совместных операций – CDRA восстановлена» . nasaspaceflight.com.
- ^ «НАСА — Утечка аммиака за пределами станции; Экипаж вне опасности» . www.nasa.gov .
- ^ «НАСА - Астронавты завершили выход в открытый космос для устранения утечки аммиака, команда смены станции» . www.nasa.gov .
- ^ Пит Хардинг и Крис Бергин, nasaspaceflight.com (7 октября 2013 г.). «Проблемы с оборудованием МКС, из которых следует извлечь уроки для миссий BEO» .
- ^ Перейти обратно: а б «Статус Международной космической станции – Космическая станция» . НАСА.gov . 30 августа 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Райан, Джексон. «Астронавты нашли дыру на Международной космической станции и заткнули ее большим пальцем» . CNET .
- ^ «Россия утверждает, что утечка воздуха на космической станции произошла из-за просверленной скважины» . Вашингтон Пост . 4 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2018 г. Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «МКС: дыра в космическом корабле могла быть «намеренной» » . Новости Би-би-си. 5 сентября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ «Экипаж проводит выходные в российском сегменте станции» . НАСА.gov .
- ^ «Экипаж продолжает поиск и устранение неисправностей, поскольку тесты изолируют небольшую утечку» . НАСА.gov .
- ^ Бартельс, Меган (16 октября 2020 г.). «Космонавты устранили небольшую утечку воздуха на Международной космической станции: отчеты» . Space.com . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Российские космонавты МКС пытаются найти утечку воздуха» . dw.com .
- ^ Бергер, Эрик (7 июня 2024 г.). «Поскольку утечки информации на космической станции усиливаются, четкого плана борьбы с ними не существует» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 21 июня 2024 года . Проверено 26 июня 2024 г.