Мошенничества, мифы и тайны
![]() Обложка 10-го издания: Петроглифы в каньоне Сего, Томпсон.
Спрингс, Юта | |
Автор | Кеннет Л. Федер |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | Наука , Археология , Псевдоархеология , лженаука , скептицизм , шарлатанство |
Издатель | Издательство Оксфордского университета |
Дата публикации | 23 декабря 2019 г. (10-е издание) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( в мягкой обложке ) |
Страницы | 332 |
ISBN | 9780190096410 |
Текст | Мошенничества, мифы и загадки в Интернет-архиве |
Мошенничества, мифы и тайны: наука и лженаука в археологии — это книга Кеннета Л. Федера на тему псевдоархеологии . Федер — почетный профессор археологии Центрального государственного университета Коннектикута .
Книга «Мошенничество, мифы и тайны» смотрит скептически на многие ложные утверждения в области археологии и пропагандирует использование научного метода для оценки таких утверждений. Это следует традиции Мартина Гарднера « Причуды и заблуждения во имя науки» . Автор пытается заинтересовать читателя юмором и личными анекдотами. Книга предназначена как для общего пользования, так и в качестве учебника для курсов археологии. Первоначально он был опубликован в 1990 году, а в 2019 году вышло 10-е издание.
Содержание и краткий обзор 10-го издания.
[ редактировать ]Предисловие
[ редактировать ]В предисловии автор рассказывает о том, как появилось 10 изданий, перечисляет, что нового в этом издании, описывает особенности книги, делает признания и приводит информацию о фотографии на обложке.
Моя шпаргалка по лженауке
[ редактировать ]Федер представляет краткую скептическую основу, помогающую оценить археологические утверждения.
Глава 1. Наука и лженаука
[ редактировать ]Распространена вера в паранормальные и псевдонаучные идеи и теории заговора, имеется множество: призраки , затерянный континент Атлантида , инопланетные посетители в древнем прошлом , телекинез , снежный человек , теории заговора о высадке на Луну и т. д. Федер признается, что одно время он был склонен к считает, что некоторые из этих идей могут быть верными, и обсуждает, как его мышление развивалось посредством экспериментов и обнаружения серьезных ошибок в утверждениях, сделанных сторонниками. Что касается причины написания книги, он заявляет: «Я просто страстно интересуюсь древностью человечества, и мне мало что нравится так, как делиться этой страстью через мое обучение и публикации, включая эту книгу. Я нахожу искажение того, что мы на самом деле знаем. о том, что это прошлое действительно раздражает, и попытаемся на этих страницах ответить на некоторые из наиболее вопиющих примеров».
Глава 2. Эпистемология: откуда вы знаете то, что знаете
[ редактировать ]Научный метод — это то, как работает наука, и в этой главе это подчеркивается, обсуждая, как наука постоянно развивается, совершенствуется, а иногда и отменяет старые результаты. Федер обсуждает проблему предвзятости подтверждения — естественной тенденции видеть только доказательства, подтверждающие гипотезу, которую вы пытаетесь доказать, и при этом не принимать во внимание или игнорировать доказательства, которые ей противоречат. Он обсуждает проблему со старым правилом: «Отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия». Он подчеркивает решающую важность творчества и воображения как части научного процесса, позволяющего найти возможные объяснения вещам, которые в настоящее время непонятны. Новые гипотезы должны быть тщательно проверены и, если они окажутся неудачными, отвергнуты. Он подчеркивает, что скептицизм является неотъемлемой частью научного метода. Он приводит список книг, в которых скептицизм применяется к широко распространенным псевдонаучным идеям.
Глава 3, ГИГАНТЫ! Анатомия археологической мистификации
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что когда-то на земле жили гиганты, подобные библейскому Голиафу. Федер подробно описывает случай с « Кардиффским гигантом », мистификацией, в ходе которой в 1869 году «обнаружили» окаменевшего каменного гиганта. В течение некоторого времени мистификация имела прибыльный успех, пока не было доказано, что гигант был вырезан из камня. и похоронен там, где его позже «нашли».
Глава 4, Человек зари Доусона: Мистификация в Пилтдауне
[ редактировать ]В 1912 году произошло «открытие» предполагаемого недостающего звена в эволюции человека, известного как « Пилтдаунский человек» или «Человек зари Доусона». Что касается этой знаменитой мистификации, Федер отмечает, что она состояла из современного человеческого черепа и примитивной обезьяньей челюсти. Человеческие предки на самом деле были противоположными: у них был обезьяноподобный череп, расположенный на посткраниальном скелете существа, которое ходило прямо, как современные люди. Но фейк, похоже, соответствовал некоторым ошибочным представлениям о том, как развивались люди. Вопрос о том, кто создал подделку, остается открытым, хотя в центре истории находится Чарльз Доусон, в честь которого назван экземпляр.
Глава 5. Кто открыл Америку?
[ редактировать ]Христофор Колумб не «открыл» Америку. Он был открыт примерно 20–30 тысячами лет назад, и на момент его прибытия на нем проживали десятки миллионов человек. Федер обсуждает путешествия Колумба и его нежелание верить, что земли, в которые он прибыл, не были частью Азии. Общественное мнение в то время было искажено библейскими отрывками о сыновьях Ноя, населяющих землю, и об исчезнувших коленах Израиля . Федер обсуждает успешное предсказание сухопутного моста в Азию во время последнего ледникового периода и доказательства того, что американские индейцы на самом деле произошли от азиатов.
Глава 6. Кто следующий? После индейцев, до Колумба
[ редактировать ]Были различные ложные утверждения о ранних путешествиях в Америку, в том числе со стороны евреев, африканцев и ирландских монахов. Федер отмечает, что в некоторых случаях эти утверждения были подкреплены поддельными артефактами с надписями или другими характеристиками, характерными для соответствующей культуры. В других случаях ошибочно утверждалось, что подлинные артефакты отражают характеристики этой культуры. Затем он переходит к обсуждению одного доказанного утверждения: викинги совершали путешествия в Гренландию, а оттуда, в конце 10 века, в Винланд (ныне Ньюфаундленд, Канада). Есть также сомнительные утверждения о том, что викинги путешествовали дальше на юг, в некоторые части территории, которая сейчас является Соединенными Штатами.
Федер подчеркивает важность проверки утверждений путем поиска убедительных и обильных доказательств: таких артефактов, как кости, остатки жилищ, произведений искусства и инструментов. Он обсуждает важность проверки любого конкретного артефакта, который, по-видимому, убедительно указывает на присутствие определенной культуры в «археологическом контексте». Как говорит Федер: «материальные остатки, произведенные каждой культурой, узнаваемы и в то же время заметно отличаются от материальных остатков, произведенных любой другой культурой». Обычно на предполагаемом участке находится много материала, и он должен соответствовать конкретному артефакту. Отсутствие такого материала является убедительным показателем того, что предлагаемая культура не существовала на этом месте.
Глава 7. Миф о строителях курганов
[ редактировать ]Люди, известные как строители курганов, жили в Америке до прибытия Христофора Колумба. У них было развитое общество с впечатляющим искусством и сельским хозяйством, и они строили огромные земляные курганы, которые по размеру были сравнимы с некоторыми египетскими пирамидами . Федер называет их «одним из наиболее тщательно охраняемых секретов в американской истории». Ранние попытки археологов понять их были сильно затруднены ошибочным и расистским представлением о том, что строители курганов были слишком продвинутыми людьми, чтобы быть родственниками коренных американцев . Существовали также многочисленные «артефакты», которые использовались для продвижения идеи о том, что эти люди пришли сюда из Европы или Ближнего Востока за сотни лет до Колумба. Эти артефакты оказались подделками, и в конечном итоге было доказано, что строителями курганов на самом деле были коренные американцы.
Глава 8, Потерянный: Один континент — Награда
[ редактировать ]Классический миф об Атлантиде , начавшийся более 2000 лет назад в диалогах греческого философа Платона , описывал Атлантиду как великую и могущественную нацию, потерпевшую поражение в войне с гораздо более слабыми, но морально превосходящими Афинами. После этого Атлантида была полностью уничтожена в результате великого бедствия и бесследно исчезла. Федер перечисляет около дюжины гипотез о том, где находилась Атлантида, ни одна из которых не имеет реальных подтверждений. Федер приводит убедительный аргумент в пользу того, что история Платона была именно историей, которая использовалась как средство для проведения философских аргументов. Он обсуждает отсутствие каких-либо реальных доказательств существования этой предполагаемой исчезнувшей цивилизации и подробно останавливается на многих популярных идеях, выдвигавшихся на протяжении многих лет. К ним относятся утверждения о том, что Атлантида была первой настоящей цивилизацией, а все другие цивилизации во всем мире возникли в результате распространения из Атлантиды, утверждения о том, что жители Атлантиды обладали особыми психическими способностями, включая способность перемещать предметы на расстоянии, и утверждения о том, что многие люди обладают врожденными знаниями о Атлантида, потому что они жили там в прошлая жизнь .
Глава 9, Доисторический инопланетянин: Фантазии древних астронавтов
[ редактировать ]Было высказано предположение, что пришельцы из космоса посетили Землю несколько тысяч лет назад и научили или помогли людям построить некоторые из величайших памятников древности, таких как египетские пирамиды. Инопланетяне также предположительно научили людей сельскому хозяйству, керамике, металлургии, письму и всему остальному, что имеет важное значение для цивилизации. Главный аргумент, похоже, заключается в том, что люди были слишком глупы, чтобы разобраться во всем этом самостоятельно. Федер обсуждает Эриха фон Деникена , написавшего длинную серию книг, начиная с 1970 года с « Колесницы богов? ». «Доказательства» фон Деникена включают его интерпретацию некоторых древних наскальных рисунков ( петроглифов ) как изображений инопланетян, астронавтов и космических кораблей. Федер отмечает, что существуют вполне разумные интерпретации, не связанные с инопланетянами. Фон Деникен также утверждает, что инопланетяне занимались сексом с человеческими женщинами, которые затем произвели на свет разумное потомство с инопланетными генами. Потом был многолетний сериал « Древние пришельцы ». » с Джорджио Цукалосом . Опять же, выдвигается множество утверждений, без каких-либо реальных доказательств, подтверждающих их.
Глава 10. Тайна древних цивилизаций: как люди стали такими умными?
[ редактировать ]Древние общества разрабатывали масштабные строительные проекты, на завершение которых уходили десятилетия, и на их завершение работали тысячи преданных своему делу работников. Построенные около 11 600 лет назад, массивные каменные колонны в Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции с замысловатой резьбой в виде животных являются одними из первых свидетельств монументальной архитектуры. Федер подчеркивает, что это свидетельство человеческого интеллекта и изобретательности, а не свидетельство помощи какой-то развитой цивилизации. Федер также обсуждает массивные каменные статуи Моаи на острове Пасхи , а также мезоамериканские и египетские пирамиды . Он обсуждает доказательства того, что эти культуры развивали свои строительные навыки на протяжении сотен лет и что во многих случаях современные археологи смогли продемонстрировать, как эти строительные задачи могут быть выполнены без современного оборудования.
Глава 11. Хорошие вибрации: экстрасенсы и археология
[ редактировать ]Некоторые люди утверждают, что обладают экстрасенсорными способностями, которые позволяют им совершать археологические открытия. Некоторые утверждают, что могут использовать лозоходные удочки для поиска зарытых артефактов. Другие утверждают, что просто знают, где искать, а некоторые утверждают, что могут общаться с давно умершими обитателями того или иного места или могут описать кого-то, кому когда-то принадлежал артефакт. Федер отмечает, что есть логичные места для поиска артефактов, потому что людям нравится жить рядом с источником воды, с доступной едой, жильем и т. д., и поэтому не требуется никаких экстрасенсорных способностей, чтобы найти подходящие места для раскопок. Далее он описывает свое личное общение с самопровозглашенными экстрасенсами и проверку их утверждений. Он также обсуждает существующие существующие технологии, которые могут помочь обнаружить археологические памятники и погребенные сооружения без фактических раскопок, например, Лидар , георадар и магнитометрия с использованием феррозондового градиентометра.
Глава 12. Религия старины, видения нью-эйджа и паранормальные предсказания
[ редактировать ]Креационизм – это утверждение, что библейские истории творения являются фактами, поэтому люди и животные были созданы в их нынешних формах всего несколько тысяч лет назад, а не развивались медленно в течение миллионов лет. Федер обсуждает, как возникла псевдонаука, называемая научным креационизмом (позже названная разумным замыслом ), в попытке предоставить альтернативу эволюции, которой можно было бы преподавать в школах. Федер также обсуждает Ноев ковчег, в частности многочисленные необоснованные утверждения о том, что он был найден, и предполагаемые доказательства Великого потопа. Он также указывает, что по законам науки ковчег не мог быть построен и не мог выполнить требуемую задачу.
В этой главе Федер также обсуждает утверждения нового века об определенных археологических памятниках, излучающих магию и силу. Он также обсуждает хрустальные черепа , которые предположительно обладают магическими свойствами, но которые, по его словам, оказались подделками. Они были героями фильма об Индиане Джонсе , в котором предполагалось, что они имеют инопланетное происхождение.
Глава 13 Эпилог: Прошлое, которое мы заслуживаем
[ редактировать ]На примерах из прошлого и настоящего Федер показывает, как отношение людей к археологическим памятникам как к «жутким» пропагандируется книгами и фильмами, в которых основное внимание уделяется лженауке, в которую общественность уже склонна верить. Вымысел более интересен, чем факты.
Прием
[ редактировать ]Книга в целом получила положительные отзывы. В недавнем обзоре Джейкоб Дж. Зауэр из Университета Вандербильта говорит: «Нет другой книги, которую я бы больше рекомендовал коллегам — или всем, кто заинтересован в получении дополнительной информации об археологических мифах и загадках». [ 1 ] Многие рецензенты положительно оценили акцент в книге на использовании научного метода. В своей рецензии на второе издание Ф. Дональд Пейт говорит: «Я рекомендую эту книгу как профессиональным археологам, так и широкой публике. Она делает потрясающую работу по обучению общественности систематическому научному подходу к археологическим проблемам и предлагает альтернативные объяснения археологических проблем». ряд популярных мошенничеств и мифов, касающихся человеческого прошлого». [ 2 ] Первое издание книги не предназначалось специально в качестве учебника, но вскоре стало использоваться как таковое. Один рецензент первого издания заявил: «Книга должна представлять общий интерес и оказаться полезной в качестве дополнительного текста для вводных курсов археологии». [ 3 ] В результате в более поздние издания были добавлены новые функции, чтобы облегчить использование книги в качестве учебника. [ 4 ] Книга обязательна к прочтению на многих курсах археологии. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Беттина Арнольд, профессор антропологии в Университете Висконсин-Милуоки , пишет, что эта книга «оказала влияние на тысячи студентов, проходящих вводные курсы по всей стране (и, предположительно, за рубежом), что является значительным вкладом в непрекращающуюся борьбу за сохранение некоторого контроля над ситуацией. о том, как профессиональная археология воспринимается широкой публикой». [ 8 ] Один рецензент, который в остальном был весьма позитивен, нашел периодическое использование Федером сарказма несколько «отталкивающим», например, когда он заявляет в отношении утверждений о научно обоснованности Ноева ковчега: «Очевидно, что 30-тонный 40-футовый ковчег Высокому, 100-футовому Суперзавру было бы более чем тесно в его жилище». [ 4 ] Однако некоторые рецензенты считают юмор Федера плюсом. Например, Хизер Роквелл из Университета Вайоминга говорит: «Ярдическое остроумие Федера, забавные личные истории и строгое внимание к деталям делают эту книгу незаменимой для начинающего археолога». [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зауэр, Джейкоб Дж. (23 декабря 2019 г.). Недавний обзор «Мошенничества, мифов и тайн» . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-009641-0 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 г.
- ^ Пейт, Ф. Дональд (1995). «Рецензия на книгу Кеннета Л. Федера: Мошенничество, мифы и тайны: наука и лженаука в археологии (второе издание)» . Австралийская археология . 45 : 68–69. Архивировано из оригинала 29 июля 2008 г.
- ^ Хикс, Рональд (июль 1991 г.). «Обзор 1-го издания книги «Мошенничество, мифы и загадки»» . Археология . 44 (4): 70–76. JSTOR 41765993 . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ви, Стефани (2007). «Обзор 5-го издания «Мошенничества, мифов и тайн»» . Архивировано из оригинала 26 января 2023 г.
- ^ Грилло, Кейт (весна 2021 г.). «Программа курса затерянных племен и затонувших континентов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2021 г.
- ^ Джонсон, Сьюзен (весна 2018 г.). «Программа курса мифов и загадок археологии» . Архивировано из оригинала 6 октября 2022 г.
- ^ Симпкинс, Роберт (осень 2010 г.). «Программа курса по реконструкции утраченных цивилизаций» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2015 г.
- ^ Арнольд, Беттина (2005). «Обучение с намерением: археология гендера» (PDF) . Археологии . 1 (2): 83–93. дои : 10.1007/s11759-005-0023-5 . S2CID 20686614 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2021 г.
- ^ Роквелл, Хизер (23 декабря 2019 г.). Недавний обзор мошенничества, мифов и тайн . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-009641-0 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 г.