Jump to content

Теория фантастики

Секция #BookTok Barnes & Noble в Лос-Анджелесе (2022 г.).

Теория художественной литературы (также называемая теорией художественной литературы) — это дисциплина, которая применяет форму теории возможного мира к литературе. Опираясь на концепции, найденные в связанных теориях и психологических идеях, таких как парасоциальное взаимодействие (PSI) и фикционализм , теоретики художественной литературы изучают отношения между воспринимаемыми текстовыми мирами и реальностью вне текста. Таким образом, основной принцип теории художественной литературы заключается в том, что отношения между спекулятивной природой художественной литературы и реальным миром, в котором мы живем, сложны. Это также предполагает, что воспринимаемые истины, рожденные из вымышленных миров, развивают чувство связности, в которой они сохраняют ощущение реализма. [ 1 ] В результате эта теория предлагает альтернативные способы исследования и постановки вопросов об отношениях между вымышленным и реальным миром.

Основы теории фантастики

[ редактировать ]

Теория художественной литературы действует одновременно в обеих областях литературного анализа и психологии . Это говорит о том, что восприятие реального, например окружающего нас мира, формулируется на основе индивидуального понимания. Кроме того, теория художественной литературы расширяет это восприятие на нефактическое, при этом понимание вымысла может быть переведено на фактическое. [ 2 ] Именно по этой причине литературу можно понимать как текст, который сознательно является художественным и понятным, а не просто средство передачи информации, как газетная статья.

Теория художественной литературы обычно распознается через парасоциальные взаимодействия между читателями и вымышленными персонажами. Чаще всего эти связи формируются через самоидентификацию, при которой люди сопереживают и/или идентифицируют себя с объектом художественного произведения. [ 3 ] Часто эти связи проявляются в чувстве дружбы или романтическом влечении человека к вымышленному произведению. Это также может выглядеть как буквальная самоидентификация, при которой читатель чувствует, что персонаж отражает его черты. Этот аспект теории подвергся резкой критике, поскольку существуют разногласия относительно того, является ли эта самоидентификация заблуждением. Теория художественной литературы приобрела некоторую популярность, поскольку TikTok по-прежнему привлекает миллионы людей к движению #BookTok , которое часто подчеркивает отношения между реальным и вымышленным. [ 4 ]

Психология реального и вымышленного

[ редактировать ]

Фатхали М. Могаддам возглавляет дискуссию о художественном и психологическом взаимодействии, утверждая, что романы имеют отношение к психологическим дискуссиям и дискурсам, поэтому их следует включать в более широкие темы сознания. [ 5 ] При этом он разделяет это взаимодействие на три отдельных уровня, на которых эти дисциплины совпадают. [ 6 ]

  1. Данные внутри.
  2. Понимание текста (т.е. литературный анализ).
  3. Равенство, при котором они допускают равное взаимодействие между реальной и вымышленной вселенными.

Понимание теории художественной литературы лежит в рамках третьего принципа, который опирается на схему человека, мысленно концептуализирующего историю, которую он пытается понять. [ 1 ] Этот процесс подсознательно превращает реальность в вымысел, при этом осознание потребляемого контента становится чем-то не совсем вымышленным или фактически истинным. Более того, эта схема отвечает за предсказание развития сюжета и персонажей, поскольку наше понимание человеческого поведения определяет наше литературное понимание.

Модель сюжетного мира — широко используемый метод объяснения теории художественного вымысла. [ 1 ] Короче говоря, эта модель опирается на логику читателя, согласно которой определенные вещи могут оказаться несущественными или просто не существовать в истории, противоположной реальности. Например, наличие техники. Однако, несмотря на принятие некоторых нарративных истин, эта модель также опирается на рассуждение о том, что вымышленное (на каком-то уровне) функционирует так же, как и реальное. Теоретически выявление логики рассказа позволяет читателям двигаться быстрее и с более глубоким пониманием, что в противном случае затруднило бы литературное понимание. [ 1 ]

[ редактировать ]

Роман Якобсон и лингвистика

[ редактировать ]
Французский литературный критик Ролан Барт на фотографии в шведской ежедневной газете Dagens Nyheter (1969).
Якобсона Шесть функций языка , представленные визуально. Эта модель относится к речевой коммуникативной функции.

Роман Якобсон был одним из самых знаменитых лингвистов начала-середины двадцатого века, разработавшим систему структурной лингвистики . Кроме того, он разработал лингвистические системы, которые увековечили дискуссию об искусстве как способе коммуникации, который является намеренно эстетическим. Затем Якобсон применил лингвистику к анализу литературных текстов. В своей модели общения Якобсон делит коммуникативный акт между адресантом и адресатом на части, функционирующие независимо друг от друга: сообщение, код, контекст и контакт. [ 7 ] Согласно модели Якобсона, искусство создается тогда, когда подчеркивается само сообщение (несущее поэтическую функцию). Эта модель функционирует совместно с Роланом Бартом , который разработал систему пяти основных кодов (S/Z) , которые функционируют как инструменты для анализа повествовательных текстов способами, выходящими за рамки исследования сюжета и структуры. В результате текст превращается в полностью развернутое повествование, имеющее последствия, выходящие за рамки буквального. [ 8 ] Оба предлагают способ исследовать природу литературного произведения посредством применения семиотики, генерирующей ответы вне текста.

Структурализм

[ редактировать ]

Структурализм , основанный и впервые предложенный Фердинандом де Соссюром и Якобсоном, представляет собой систему семиотики, с помощью которой мы можем определить основное значение языковых практик. [ 9 ] [ 10 ] Самые ранние модели Соссюра основаны на «системных, реляционных, произвольных [и] социальных» принципах языка, в которых формальная цель призвана подчеркиваться в пользу более широкой цели, которой она служит. [ 9 ] Целью лингвистического структурализма было понять основные структуры, которые диктуют все формы языка, независимо от того, проявляются ли они в повествовании, прозе, сценарии или сценарии. Выявляя эти структуры, философы стремились выявить общие принципы, которые делают различные языковые формы связными и значимыми. [ 10 ] Таким образом, идея структурализма связана с теорией художественной литературы, предоставляя инструменты для анализа основных структур, формирующих повествования. Он смещает фокус с содержания на условности, создающие смысл, предлагая систематический и рациональный подход к пониманию того, как работает художественная литература.

Бахтин и диалогика

[ редактировать ]

Михаил Михайлович Бахтин известен своими теориями самости посредством диалога, утверждающими, что знания и опыт приобретаются посредством взаимодействия с окружающим миром. [ 2 ] [ 11 ] Бахтин в своей карьере подчеркивал влияние языковой среды (через литературу и актуальность) на восприятие личности. Он также отметил, что внутренний диалог и рефлексия являются частью этой системы и свидетельством самодостаточного мыслительного процесса, который создает языковое взаимодействие. [ 2 ]

Бахтин, как известно, критиковал Федора Достоевского за то, что он создавал в своих литературных произведениях персонажей, которым не хватало аутентичных взаимодействий, тем самым сохраняя «искусственные» творения. [ 12 ] Он объяснил это наплывом авторских междометий, из-за которых зрителям было трудно понять чтение, поскольку они не могли соприкоснуться с опытом и восприятием художественного произведения. [ 2 ]

Кермод Долезел это

[ редактировать ]

Фрэнк Кермод , автор книги «Чувство конца: исследования теории художественной литературы» , был одним из первых, кто утверждал важность литературных произведений в междисциплинарном смысле, а точнее, влияние, которое они оказывают на человеческое восприятие времени. [ 13 ] Кермод подчеркивает крайнюю интерпретацию существования как результат постоянного стремления людей к конечному концу, что, в свою очередь, на протяжении веков влияло на повествование. В своей книге он проводит различие между вымыслом и мифом, представляя последний как нечто эксплуататорское, в то время как вымысел призван осмысленно соединяться с реальностью. [ 13 ] Художественная литература состоит из историй, которые каждый человек создает о своей жизни, чтобы продолжать жить в мире, который дает мало гарантий и полон необъяснимых явлений. На этом основывается Любомир Долежель , автор книги «Гетерокосмика: вымысел и возможные миры», который обращается к теории возможного мира, утверждая, что художественные произведения являются одним из многих способов, с помощью которых люди могут рассматривать теоретический мир, который мог бы существовать. [ 14 ] Долежель объясняет внутреннюю логику художественного произведения, показывая мир и персонажей внутри. Затем он переходит к онтологическому и эпистемологическому подходу, в котором он соотносит эти художественные произведения с реальностью и выясняет, как рассказывание историй может еще больше повлиять на наше восприятие понимания повествования. [ 14 ]

Альтернативные взгляды

[ редактировать ]

Актуализм

[ редактировать ]
Американский философ и логик Сол Крипке.

Саул Крипке , ведущий философ-аналитик, представляет актуализм как нечто, что признает существование возможного, сохраняя при этом его автономию от существования реального мира. [ 15 ] Крипке использует теорию возможного слова, чтобы далее утверждать, что мы используем possibilia, возможные вещи, чтобы концептуализировать конкретное, но это не доказывает положение вымышленного внутри фактического. [ 15 ] Актуализм также утверждает, что выявление и суждение о вещах через призму возможного является «методологически» отправной частью всей человеческой концептуализации. [ 15 ] Актуализм в контексте Крипке — это прямой отказ от поссибилизма, который напоминает теорию вымысла в своем принятии неконкретного.

Питер Ф. Алвард , канадский профессор философии, критикует «антиреалистические» взгляды на художественную литературу, приписывая успех таких теорий вымышленному креационизму. [ 16 ] Вымышленный креационизм — это принцип, согласно которому объекты возможного следует рассматривать как реалистичные творения, поскольку они воздействуют на читателя или наблюдателя. [ 16 ] Алвард далее утверждает, что ссылку на нереальное или возможное не следует считать реальной или имеющей какое-либо отношение к реальности. Он описывает этот процесс как врожденное понимание того, что люди имеют в отношении различения того, что буквально имеется (и, следовательно, осязаемо) или какими качествами человек потенциально может обладать. [ 16 ]

Разделение целей

[ редактировать ]

Томас Павел , литературный критик, утверждает, что вымышленный мир заслуживает того, чтобы его рассматривали с его точки зрения, а не как средство передвижения реального. Его диссертация в «Вымышленных мирах» представляет собой критику структурализма, настаивающего на идее, что нарративность ограничивает возможность имитации реальности. [ 17 ] Павел отличается от своих коллег-теоретиков художественной литературы тем, что он отделяет литературу от ее референциального отношения к реальному миру. Он утверждает, что вместо этого вымышленные миры требуют огромного уважения за их способность служить мощными инструментами познания для изучения литературных дисциплин. [ 17 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Философ Нельсон Гудман в своей статье «Пути создания миров» написал о том, как противодействовать проблемам поверхностной текстовой практики и построения мира. [ 18 ]
  • Ганс Вальхингер формулирует аналогичные идеи о выживании в книге «Философия как если бы: система теоретических, практических и религиозных вымыслов человечества», ссылаясь на вымышленные миры как на форму эскапизма . [ 19 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Буссель, Рик; Биланджич, Хелена (18 апреля 2008 г.). «Вымышленность и воспринимаемый реализм в переживании историй: модель понимания и вовлечения повествования» . Теория коммуникации . 18 (2): 255–280. дои : 10.1111/j.1468-2885.2008.00322.x . ISSN   1050-3293 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Миллс, Джон А. (10 октября 2010 г.). «Включение реалистической фантастики в диалогические теории личности». Теория и психология . 20 (5): 621–640. дои : 10.1177/0959354310364205 . ISSN   0959-3543 .
  3. ^ Кэрролл, Ноэль (2014). О некоторых эмоциональных отношениях между аудиторией и персонажами популярных художественных произведений . Издательство Оксфордского университета. стр. 162–184. ISBN  9780199539956 .
  4. ^ «TikTok штурмует книжную индустрию, и ритейлеры это замечают» . Новости Эн-Би-Си . 06.07.2021 . Проверено 2 мая 2024 г.
  5. ^ Могаддам, Фатали М. (сентябрь 2004 г.). «От «Психологии в литературе» к «Психология — это литература» » . Теория и психология . 14 (4): 505–525. дои : 10.1177/0959354304044922 . ISSN   0959-3543 .
  6. ^ Миллс, Джон А. (октябрь 2010 г.). «Включение реалистической фантастики в диалогические теории личности» . Теория и психология . 20 (5): 621–640. дои : 10.1177/0959354310364205 . ISSN   0959-3543 .
  7. ^ Себеок, Томас Альберт, изд. (1978). Стиль в языке . Серия MIT Press в мягкой обложке (7-е печатное издание). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-69010-2 .
  8. ^ Барт, Роланд; Миллер, Ричард (2000). С/З: эссе (27-е печатное изд.). Нью-Йорк: Хилл и Ван. ISBN  978-0-374-52167-7 .
  9. ^ Jump up to: а б Гроден, Майкл (2004). "Структурализм". Руководство Джона Хопкинса по теории литературы и критике . Издательство Университета Джонса Хопкинса. дои : 10.56021/9780801880100 . ISBN  978-0-8018-8010-0 .
  10. ^ Jump up to: а б Галан, ФРВ (март 1979 г.). «Литературная система и системные изменения: теория истории литературы Пражской школы, 1928–48» . Публикации Американской ассоциации современного языка . 94 (2): 275–285. дои : 10.2307/461891 . ISSN   0030-8129 . JSTOR   461891 .
  11. ^ Бахтин Михаил Михайлович; Холквист, Майкл; Эмерсон, Кэрил; Бахтин, Михаил Михайлович (2011). Диалогическое воображение: четыре очерка . Славянская серия издательства Техасского университета (18. Печатное издание в мягкой обложке). Остин, Техас: Univ. Техас Пресс. ISBN  978-0-292-71534-9 .
  12. ^ Бахтин, Михаил Михайлович (2011). Проблемы поэтики Достоевского . Теория и история литературы (12 печатное изд.). Миннеаполис, Миннесота: Univ. Миннесоты. ISBN  978-0-8166-1228-4 .
  13. ^ Jump up to: а б Кермод, Фрэнк (2000). Смысл финала: исследования по теории художественной литературы: с новым эпилогом (2-е изд.). Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513612-8 .
  14. ^ Jump up to: а б Долежель, Любомир (2009). Гетерокосмика: вымысел и возможные миры . Параллакс-пересмотр культуры и общества. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  978-0-8018-6738-5 .
  15. ^ Jump up to: а б с Леклерк, Андре (30 апреля 2016 г.). «Актуализм и вымышленные персонажи» . Principia: Международный журнал эпистемологии . 20 (1): 61. дои : 10.5007/1808-1711.2016в20н1п61 . ISSN   1808-1711 .
  16. ^ Jump up to: а б с Алвард, Питер (25 августа 2022 г.). «Вымышленная дорога не пройдена: слабая антиреалистическая теория художественной литературы» . Журнал эстетики и художественной критики . 80 (3): 333–344. дои : 10.1093/jaac/kpac016 . ISSN   0021-8529 .
  17. ^ Jump up to: а б Павел, Томас Г. (1986). Вымышленные миры (2-е печатное изд.). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Пр. ISBN  978-0-674-29966-5 .
  18. ^ Гудман, Нельсон (2013). Способы создания мира . Hackett Classic (11-е изд.). Индианаполис, Индиана: Хакетт. ISBN  978-0-915144-51-8 .
  19. ^ Вайхингер, Ганс (ноябрь 1924 г.). «Философия «как если бы»: система теоретических, практических и религиозных фикций человечества» . Рутледж . 114 (2872): 714. Бибкод : 1924Natur.114Q.714. . дои : 10.1038/114714a0 . ISSN   0028-0836 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3c92d856468b4c8a47b8810b1c96ae1__1718986320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/e1/e3c92d856468b4c8a47b8810b1c96ae1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fiction theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)