Поправка к Закону об Институте национальной памяти
Поправка к Закону об Институте национальной памяти 2018 года представляет собой частично отмененный польский закон, который криминализирует публичные высказывания , возлагающие ответственность за Холокост на Польшу или польский народ; уголовные положения были снова отменены позже в том же году, после международных протестов. [ 1 ] [ 2 ] Статья 2а, касающаяся преступлений против «польских граждан» со стороны «украинских националистов», также вызвала споры. [ 3 ] Законопроект является частью исторической политики партии «Право и справедливость» , которая стремится представить этнических поляков исключительно как жертв и героев. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Закон был широко расценен как посягательство на свободу выражения мнений и академическую свободу , а также как барьер для открытого обсуждения польского коллаборационизма . [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] что привело к тому, что было описано как «крупнейший дипломатический кризис в новейшей истории [Польши]». [ 8 ]
Хотя в законе не упоминается спор о «польских лагерях смерти» (с участием концентрационных лагерей , построенных нацистской Германией во время Второй мировой войны на оккупированной немцами польской земле), основная цель закона заключалась в разрешении этого противоречия. [ 3 ] В 2019 году Конституционный трибунал Польши постановил, что статья 2а недействительна и не имеет обязательной силы. [ 9 ]
История
Поправка 2006 года, преследующая некоторые из тех же целей, статья 132a Уголовного кодекса Польши , была принята в 2006 году усилиями министра юстиции Збигнева Зибро, но была признана недействительной два года спустя по процедурным основаниям. [ 10 ] Поправка рассматривалась как направленная против работ историка Яна Т. Гросса , чья работа о погроме в Едвабне вызвала широкую общественную дискуссию в Польше; поправку часто называли Lex Gross ( лат . Закон Гросса ). [ 11 ] [ 12 ]
После периода лоббирования первая версия поправки 2018 года была разработана 17 февраля 2016 года министром юстиции Збигневом Зебро. 30 августа 2016 года Совет министров под председательством премьер-министра Беаты Шидло передал проект в Сейм . [ 13 ] В сентябре 2016 года Збигнев Зебро заявил, что термин «польский лагерь смерти» представляет собой посягательство на «доброе имя польской нации». [ 3 ] Предложенный закон подвергся критике на международном уровне как попытка подавить обсуждение преступлений, совершенных во время Холокоста польскими гражданами. [ 14 ] [ 15 ] Внесение в закон «запрета на пропаганду бандеровщины Кукиз » (статья 2а) было инициировано правым политическим движением « »15 . [ 16 ] «Кукиз'15» подал это дополнение 16 июля 2016 года, однако оно было заблокировано партиями «Гражданская платформа» и «Право и справедливость», сославшись на «пользу польско-украинских отношений». [ 17 ] В итоге статья 2а была добавлена в законопроект 25 января 2018 года во втором чтении. [ 18 ]
26 января 2018 года после третьего чтения законопроекта нижняя палата польского парламента – Сейм – одобрила законопроект. [ 19 ] : Искусство. 1 это будет распространяться как на поляков, так и на иностранцев. 1 февраля 2018 года верхняя палата Сената приняла законопроект без поправок. 6 февраля 2018 года президент Анджей Дуда подписал законопроект. [ 20 ] Согласно опросу общественного мнения, проведенному в феврале 2018 года, 51% поляков выступили против поправки 2018 года. [ 21 ] Некоторые части закона [ который? ] вступил в силу через 14 дней после его регистрации в Dziennik Ustaw (Реестре законов), а полная версия закона вступит в силу через 3 месяца. Закон был передан в Конституционный трибунал Польши для проверки его соответствия Конституции Польши . [ 22 ]
Законопроект вызвал волну осуждения польского правительства в США, Европе и Израиле. [ 7 ] Некоторые критики зашли так далеко, что обвинили польское правительство в отрицании Холокоста . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Центр Симона Визенталя выпустил рекомендацию для туристов , призывающую евреев ограничить посещения Польши из-за «кампании правительства Польши по изменению исторической правды путем отрицания соучастия поляков в нацистских зверствах». [ 7 ]
По состоянию на май 2018 года в польские суды было подано 70 различных обвинений по этому закону. Однако большинство из них были со стороны польских граждан, протестовавших против закона, подав признательные показания против самого себя. было предъявлено обвинение в непротесте Би-би-си за передачу о концентрационном лагере Освенцим , в которой использовался термин «польские еврейские гетто». [ 3 ]
Оригинал счета
Предлагаемый закон изменяет предыдущий закон, касающийся Института национальной памяти (а именно, Закон от 18 декабря 1998 года об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа). [ 26 ] ( Законодательный журнал 1998 г., № 155, поз. 1016)).
В феврале 2018 года были добавлены следующие статьи:
- Статья 53о: [ 27 ]
Защита репутации Республики Польша и польского народа регулируется положениями Закона о Гражданском кодексе от 23 апреля 1964 г. (Польский вестник законов от 2016 г., поз. 380, 585 и 1579) о защите личных прав. Иск в суд, направленный на защиту репутации Республики Польша или польского народа, может быть предъявлен неправительственной организацией в пределах ее уставной деятельности. Любая возникшая в результате этого компенсация или ущерб должны быть присуждены Государственной казне.
- Статья 53п: [ 27 ]
Судебный иск, направленный на защиту репутации Республики Польша или польского народа, может быть предъявлен также Институтом национальной памяти. В таких случаях Институт национальной памяти может быть стороной судебного разбирательства.
1. Тот, кто публично и вопреки фактам утверждает, что польский народ или Республика Польша несут ответственность или соответственность за нацистские преступления, совершенные Третьим рейхом, как указано в статье 6 Устава Международного военного трибунала, прилагаемом. к Международному соглашению о судебном преследовании и наказании главных военных преступников стран европейской оси, подписанному в Лондоне 8 августа 1945 года (Польский вестник законов 1947 года, ст. 367), или за другие тяжкие преступления, составляющие преступления против мира, преступления против преступления против человечества или военные преступления, а также лицо, которое иным образом грубо умаляет ответственность истинных исполнителей указанных преступлений, — подлежит штрафу или тюремному заключению на срок до трех лет. Приговор должен быть обнародован.
2. Если деяние, предусмотренное пунктом 1, совершено неумышленно, виновный подлежит штрафу или ограничению свободы.
3. Преступление не считается совершенным, если преступное деяние, предусмотренное пунктами 1 и 2, совершено лицом в процессе его творческой или академической деятельности».
Преступлениями украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничающих с Третьим германским рейхом, как они определены в Законе, являются действия, совершенные украинскими националистами в 1925–1950 годах, сопровождавшиеся применением насилия, террора или других форм посягательства на права человека. права против отдельных лиц или этнических групп. Одним из преступлений украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничающих с Третьим германским рейхом, является их причастность к истреблению еврейского населения и геноциду граждан Второй Польской Республики на Волыни и Восточной Малой Польше ».
Последующая поправка
Давление со стороны Государственного департамента США и угроза ухудшения отношений между США и Польшей сыграли важную роль в том, что польское правительство изменило курс. [ 29 ] В конце июня 2018 года польское правительство решило перестать ждать решения Конституционного суда, и в ходе поспешного процесса закон, принятый с рекордной скоростью, всего за восемь с половиной часов, внес изменения в закон. В результате пересмотра были удалены статьи 55a и 55b и, следовательно, возможность уголовного преследования, но тем самым также отменено освобождение от налога на ученость и искусство. Обвинения по-прежнему могут быть предъявлены в гражданском суде. [ 3 ] [ 30 ] [ 31 ]
После принятия поправки премьер-министры Польши и Израиля опубликовали совместную декларацию, осуждающую антисемитизм и отвергающую « антиполонизм ». [ 2 ] [ 3 ] Это заявление было осуждено Яд Вашем и его бывшим директором, пережившим Холокост Ицхаком Арадом , поскольку оно было воспринято как приравнивание этих двух явлений. [ 3 ]
Юридический анализ
Польское правительство мотивировало принятие закона тем, что он аналогичен законам против отрицания Холокоста во многих странах Западной Европы. Ученые-правоведы, однако, отвергли это сравнение, отметив, что польский закон, в отличие от законов об отрицании Холокоста, призван защитить национальную честь. Они заявляют, что закон более тесно связан со статьей 301 Турции , которая используется для преследования турецких граждан, признающих Геноцид армян . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Польские ученые-правоведы Александра Глищиньска-Грабиас, Гражина Барановска и Анна Войчик заявляют, что в пересмотренной версии закона «риск нарушения прав и свобод личности остается высоким». [ 35 ]
Польский ученый-правовед Патриция Гжебик пишет, что «Ученый, который хотел бы расследовать преступления, совершенные польскими гражданами, или масштабы польского сотрудничества, рискует потерять свое время, деньги и репутацию в длительных разбирательствах против нее / него, начатых кем-то, кто чувствует себя оскорбленным». Даже пересмотренная версия закона не соответствует международному праву и стандартам прав человека, поскольку она «непропорционально ограничивает свободу слова и научной деятельности и дает НПО право подавать иск от имени польского государства». или нация». [ 36 ] Владислав Белоусов пишет, что, несмотря на отмену уголовных санкций, «опасения, что Закон 2018 года может негативно повлиять на свободу слова об истории Польши, имеют прочные основания... Потенциально любой, кто выражает взгляды, противоречащие официальной версии истории, признанной Польское государство может попасть под его действие». [ 33 ]
Американский юрист Александр Цесис утверждает, что закон, даже в его пересмотренной форме, «ограничивает приобретение, выражение и распространение знаний» и «его двусмысленность делает неясным, кто будет наказан и за какие сообщения», что оказывает сдерживающее воздействие на « сатира, политические комментарии, исторический анализ и свидетельства очевидцев». Он заключает, что «попытки Польши контролировать публичное распространение информации, скорее всего, приведут к вводящим в заблуждение выводам, которые преуменьшают страдания жертв и разжигают пропаганду ненависти». [ 37 ]
Польский ученый-правовед Томаш Тадеуш Концевич заявляет, что «новый закон политизирует историческую дискуссию и инструментализирует закон для достижения желаемого прочтения истории и прошлого». Закон «является последним доказательством того, что в Польше прошлое по-прежнему рассматривается как собрание неоспоримых истин, не допускающее различных интерпретаций и исторических дебатов». [ 38 ] [ 39 ] Исследователь конституционного права Войцех Садурский заявляет, что «[с] сдерживающий эффект таких уголовных и гражданских санкций на научные или журналистские дебаты о темных сторонах польской истории очевиден» и что закон «касается не столько констатации фактов, сколько мнение: мнение о (предполагаемой) ответственности, скажем, пассивных наблюдателей. Наказывать за мнение — это анафема для любой системы свободы выражения мнений». [ 40 ]
Совместимость с международным правом
По мнению польского исследователя конституционного права Петра Микули , поправка, похоже, противоречит положениям польской конституции, в том числе: «Статья 2, из которой может быть выведен так называемый принцип достойного законодательства, статья 42, пункт 1, выражающая правило nullum Crimen sine Lege и статья 54, пункт 1 о свободе выражения мнений». [ 41 ] не отвечает требованию необходимости в демократическом обществе Он также выразил мнение, что ограничение свободы слова в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции по правам человека . [ 41 ] Другие ученые-правоведы также подвергли сомнению совместимость закона с международными стандартами в области прав человека, особенно с Европейской конвенцией по правам человека. [ 35 ] [ 32 ] [ 36 ]
Реакция на статью 55а
Польша
29 января 2018 года президент Польши Анджей Дуда ответил на официальные возражения Израиля против польского законопроекта, заявив, что Польша стала жертвой нацистской Германии и не принимала участия в Холокосте. [ 42 ] «Я никогда не могу смириться с клеветой и клеветой на нас, поляков как нацию, или на Польшу как страну посредством искажения исторической правды и ложных обвинений». 31 января 2018 года, перед голосованием по законопроекту в Сенате Польши, заместитель премьер-министра Беата Шидло заявила: «Мы, поляки, были жертвами, как и евреи... Долг каждого поляка — защищать доброе имя Польши». [ 43 ]
В письме, подписанном многими видными деятелями в начале февраля, в том числе журналисткой Анной Эпплбаум и третьим президентом Польши Александром Квасьневским , говорилось: «Почему жертвы и свидетели Холокоста должны следить за тем, что они говорят, из-за страха быть арестованными и будут показания выжившего еврея, который «боялся, что поляки» станут наказуемым преступлением?». [ 44 ] По словам Барбары Киршенблатт-Гимблетт из музея POLIN, «эти попытки узаконить то, что можно и чего нельзя говорить, на самом деле разрушают доброе имя Польши». [ 45 ]
Станислав Краевский из Варшавского университета , сопредседатель Польского совета христиан и евреев, выразил опасения, что закон станет «грубым инструментом для паралича и наказания тех, кто вам не нравится», и что «правительство жесткое, пренебрежительная реакция» будет способствовать насилию против евреев. [ 46 ] Конференция польских епископов отметила рост антисемитизма после принятия поправки, заявив, что это явление «противоречит христианскому принципу любви к ближнему». [ 47 ] и Союз еврейских религиозных общин в Польше заявили, что этот закон привел к «растущей волне нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма», заставив многих членов опасаться за свою безопасность. [ 48 ] [ 49 ]
Согласно опросу, проведенному в феврале 2018 года, 40% поляков поддержали предусмотренное законом уголовное наказание, а 51% считали, что к этому вопросу следует подходить по-другому. [ 50 ]
Исследования показали, что закон имел извращенный эффект : в девять раз увеличился поиск по всему миру английской фразы «польские лагеря смерти», одновременно увеличив проявления антисемитизма в польском общественном дискурсе и социальных сетях . [ 51 ]
Израиль
Еще до принятия закон нанес ущерб израильско-польским отношениям . Генеральный директор МИД Израиля Юваль Ротем сообщил, что сохранение памяти о Холокосте имеет приоритет над международными отношениями. Он сказал, что «сохранение памяти о Холокосте выходит за рамки двусторонних отношений между Израилем и Польшей. Это ключевой вопрос, затрагивающий сущность еврейского народа». [ 52 ] Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обвинил Польшу в отрицании Холокоста. [ 23 ] Яд Вашем осудил польский законопроект, заявив, что, хотя выражение «польские лагеря смерти» является историческим искажением, закон «способен размыть историческую правду о помощи, которую немцы получили от польского населения во время Холокоста». [ 53 ] [ 54 ]
Другие израильские официальные лица, такие как министр образования и по делам диаспоры Нафтали Беннетт , назвали это выражение «искажением фактов», хотя Беннетт сказал о предлагаемом законе: «Это позорное игнорирование правды. Это исторический факт, что многие поляки способствовали убийству». евреев, сдавали их, издевались над ними и даже убивали евреев во время и после Холокоста». [ 55 ] Президент Израиля Реувен Ривлин заявил в Освенциме, что историки должны иметь возможность изучать Холокост без ограничений. Он также заявил: «Нет сомнений в том, что многие поляки боролись против нацистского режима, но мы не можем отрицать тот факт, что Польша и поляки приложили руку к уничтожению». [ 56 ]
Официальный израильский мемориал жертвам Холокоста Яд высказал Вашем мнение: «Нет сомнений в том, что термин «польские лагеря смерти» представляет собой историческое искажение... Однако ограничения на заявления ученых и других лиц относительно польского народа прямое или косвенное соучастие в преступлениях, совершенных на их земле во время Холокоста, является серьезным искажением». [ 57 ] [ 58 ] Израильский политолог Шломо Авинери заявил, что молодые израильтяне непреднамеренно связывают Холокост с Польшей, иногда гораздо больше, чем с нацистской Германией. В своей статье в газете «Гаарец» он призвал к переоценке израильской политики образования в области Холокоста, чтобы еще больше подчеркнуть виновность Германии и сопротивление Польши во время « Марша живых» . [ 59 ]
Другие страны
В США госсекретарь Рекс Тиллерсон выразил «разочарование» законопроектом, добавив: «Принятие этого закона отрицательно влияет на свободу слова и научные исследования». [ 20 ]
Хотя Американский еврейский комитет (АЕК) заявил, что он «на протяжении десятилетий критиковал такие вредные термины, как «польские концентрационные лагеря» и «польские лагеря смерти», признавая, что эти объекты были построены и управлялись нацистской Германией во время ее оккупации Польша», АЕК также заявил, что «хотя мы помним храбрых поляков, которые спасали евреев, нельзя игнорировать роль некоторых поляков в убийстве евреев», и что АЕК «решительно выступает против законодательства, которое наказывало бы претензии Польши или польские граждане несут ответственность за любые преступления Холокоста». [ 60 ] [ 61 ]
Ученые и историки
В феврале 2018 года Американская историческая ассоциация опубликовала заявление, в котором назвала закон «угрозой как свободе слова историков, так и будущему исторической науки». Позже их заявление поддержали 50 научных ассоциаций. [ 62 ] Польский центр исследования Холокоста назвал закон «беспрецедентным (и неизвестным в демократической системе) вмешательством в дебаты о польской истории». [ 63 ]
Довид Кац написал, что закон был «чрезмерной реакцией на некоторые распространенные неправильные характеристики роли Польши в Холокосте», включая «миф о том, что Гитлер решил построить там концентрационные лагеря, потому что Польша была настолько антисемитской». Однако он счел, что другие восточноевропейские законы о памяти хуже, в том числе законы Венгрии, Литвы и Латвии, которые криминализируют несогласие с идеей о советском геноциде в этих странах с тюремным заключением, а также законы Эстонии и Украины, которые криминализируют негативные интерпретации. коллаборационистских националистических движений этих стран. Что он нашел по-настоящему возмутительным, так это молчание международного сообщества в отношении этих непольских «законодательных актов, криминализирующих раскрытие правды о Холокосте». [ 64 ]
Джеффри Копштейн из Университета Торонто и Джейсон Виттенберг из Калифорнийского университета в Беркли , авторы книги « Интимное насилие: антиеврейские погромы накануне Холокоста» , об антиеврейском насилии в оккупированной Польше после вторжения нацистов в Советский Союз полагает, что цель нового законопроекта «ясна: ограничить обсуждение польского соучастия». Они также предполагают, что «нынешнее правительство Польши, скорее всего, столкнется с неприятной перспективой применения неисполнимого закона и отрицания того, что основное научное сообщество все чаще подтверждает: некоторые поляки были соучастниками Холокоста». [ 65 ]
Американский юрист Александр Цесис раскритиковал закон за двусмысленность, ограничение распространения знаний и расплывчатость. [ 66 ]
Ответ на статью 2а
В 2019 году Конституционный трибунал Польши постановил, что статья 2а недействительна и не имеет обязательной силы. [ 9 ]
Статья 2а подверглась критике, поскольку в законе «украинцы» были выделены как единственная национальная группа, прямо заявленная как совершившая преступления, в то время как единственным действием, квалифицируемым как «геноцид», была массовая резня поляков на Волыни . Он также был сформулирован таким образом, чтобы криминализировать украинские нападения на польские военные объекты, которые не были незаконными по международному праву. [ 67 ] Клаус Бахманн заявляет, что «длившаяся уже несколько десятилетий дискуссия о том, совершили ли украинские коллаборационисты геноцид, военные преступления или преступления против человечности в последние годы войны на Волыни, теперь может быть прервана прокурором в любое время», поскольку любой кто не согласен с тем, что события были геноцидом, подлежит уголовному преследованию. [ 68 ]
Принятие поправки ухудшило польско-украинские отношения, которые уже были спорными по вопросам довоенной Организации украинских националистов военного и послевоенного времени , а также Украинской повстанческой армии . Степана Бандеру и Романа Шухевича считали украинскими национальными героями в Украине и военными преступниками в Польше. [ 69 ] [ 70 ] На Украине поправку назвали «Антибандеровским законом». [ 71 ] [ 72 ]
Польский закон сравнивают с украинским законом 2538-1 . [ 73 ] прошел в 2015 году. [ 74 ] [ 75 ]
Споры по поводу заявления о миссии
Статья 1 - формулировка миссии Института - была изменена и теперь включает «защиту репутации Республики Польша и польского народа». [ 76 ] Профессор Хави Дрейфус , руководитель Центра исследований Холокоста Яд Вашем в Польше, отметил, что: «После изменения закона изменилась фундаментальная роль IPN. Сегодня их официальная миссия – защищать репутацию Польши, и это в том свете, что они [ нужны разъяснения ] следует просмотреть». [ 77 ]
См. также
- Оккупированная немцами Европа
- Холокост в Польше
- Закон против реабилитации нацизма
- Польский закон против отрицания Холокоста
Ссылки
- ^ «Польский закон о Холокосте: правительство развернулось в ответ на угрозу тюрьмы» . Новости Би-би-си . 27 июня 2018 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Арен, Рафаэль. «Защищает ли израильско-польское соглашение о законе о Холокосте правду или предает историю?» . www.timesofisrael.com . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хакманн, Йорг (2018). «Защита «доброго имени» польской нации: историческая политика как поле битвы в Польше, 2015–18». Журнал исследований геноцида . 20 (4): 587–606. дои : 10.1080/14623528.2018.1528742 . S2CID 81922100 .
- ^ Конституционный распад Польши , Войцех Садурский , Oxford University Press, стр. 155
- ^ Сорока, Джордж; Кравацек, Феликс (2019). «Законы национализма, демократии и памяти» . Журнал демократии . 30 (2): 157–171. дои : 10.1353/jod.2019.0032 . ISSN 1086-3214 . S2CID 159294126 .
- ^ Ноак, Рик (2 февраля 2018 г.). «Сенат Польши принял законопроект о соучастии в Холокосте, несмотря на опасения США и Израиля» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэй, Ларри; Капральский, Славомир (2019). «Введение в специальный выпуск – спорная память о Холокосте в Польше» . Исследования Холокоста . 25 (3): 209–219. дои : 10.1080/17504902.2019.1567657 .
- ^ Червяцова, Алина (2020). «Память как поле битвы: европейские мемориальные законы и свобода слова». Международный журнал по правам человека . 25 (4): 675–694. дои : 10.1080/13642987.2020.1791826 . S2CID 225574752 .
- ^ Jump up to: а б "Эксперт: решение Конституционного трибунала о внесении изменений в Закон об Институте национальной памяти может открыть путь к дискуссии" (на польском языке). Польское Радио 24 . 17 января 2019 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Копосов, Николай (2017). Законы памяти, войны памяти: политика прошлого в Европе и России . Издательство Кембриджского университета. п. 162. ИСБН 9781108329538 .
- ↑ Новый взгляд на польский «Закон о Холокосте»: разрушительные последствия разжигания предрассудков , Марта Бухольц и Мацей Коморник, Культуры истории, 19 февраля 2019 г.
- ^ Рзепа, Джоанна. «Перевод, конфликт и политика памяти: история тайного государства Яна Карского». Переводоведение 11.3 (2018): 315-332.
- ^ «Проект закона о внесении изменений в закон об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа и в закон об ответственности коллективных образований за действия, запрещенные под наказанием » . legiskcja.rcl.gov.pl (на польском языке). Правительственный законодательный центр. 1 марта 2016 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Польша одобрила законопроект, запрещающий фразу «польские лагеря смерти» » . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс . 16 августа 2016 г. Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ Ноак, Рик (17 августа 2016 г.). «Обама однажды упомянул «польский лагерь смерти». В Польше за это вскоре может грозить 3 года лишения свободы» . Вашингтон Пост . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «Сейм принял закон о наказании бандеровцев» . До Речи (на польском языке). 26 января 2018 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Кукиз обвиняет руководство ПиС в подчинении наследникам Бандеры» . До Речи (на польском языке). 11 июня 2017 г. Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Друк № 993-А» . sejm.gov.pl (на польском языке). Сейм Республики Польша. 26 января 2018 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон от 26 января 2018 года о внесении изменений в Закон об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа, Закон о военных могилах и кладбищах, Закон о музеях и Закон об ответственности коллективных образований за действия, запрещенные под наказанием» (PDF) . orka.sejm.gov.pl (на польском языке). Сейм Республики Польша. 29 января 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2019 г. Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ноак, Рик (6 февраля 2018 г.). «Президент Польши подписывает законопроект о Холокосте, вызвав редкий упрек со стороны США» . Вашингтон Пост . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Шведович, Агата (16 февраля 2018 г.). «CBOS: 40 процентов поляков выступают за поправку к Закону об Институте национальной памяти, 51 процент считают, что с дезинформацией нужно противодействовать по-другому » . dzia.pl (на польском языке). Музей польской истории . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Мастерс, Джеймс (8 февраля 2018 г.). «Президент Польши подписывает спорный законопроект о Холокосте» . CNN . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Эглаш, Рут; Сельк, Ави (28 января 2018 г.). «Израиль и Польша пытаются снизить напряженность после того, как польский закон о «лагерях смерти» вызвал возмущение Израиля» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Копосов, Николай (16 марта 2018 г.). «Является ли новый закон Польши о памяти примером отрицания Холокоста?» . пятнадцать восемьдесят четыре . Издательство Кембриджского университета . Проверено 3 января 2021 г.
Статут делает незаконными утверждения о том, что этнические поляки каким-либо образом были причастны к Холокосту. По словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, подобные заявления являются формой отрицания Холокоста. Но точнее сказать, что сам польский закон является проявлением отрицания Холокоста.
- ^ Ynet, Associated Press и (1 февраля 2018 г.). «Израильские политики, оставшиеся в живых, критикуют польский закон о Холокосте» . Инетньюс . Ynet и Associated Press . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Закон от 18 декабря 1998 г. об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа» (PDF) . Юридический журнал (на польском языке). Ага. 155. 19 декабря 1998 г. 1016 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Полный текст спорного польского законодательства о Холокосте» . 1 февраля 2018 года . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Гауба, Каника. «Переосмысление «законов памяти» со сравнительной точки зрения». Индийский ежегодник сравнительного правоведения, 2018. Спрингер, Сингапур, 2019. 233–249.
- ^ «Шклярский, Богдан и Петр Иловский. «В поисках твердой почвы в польско-американских отношениях во второй год правления администрации Трампа» (2019): 65-82» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2019 г. Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Ярачевский, Якуб (23 июля 2018 г.). «Быстрая память произвольного доступа (Законы) – Поправки к польскому «Закону о Холокосте» от июня 2018 г. » . Verfassungsblog . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Бухольц, Марта (2019). «Юбилейное законотворчество: рамки памяти об отступлении от демократии в Польше после 2015 года». Гаагский журнал о верховенстве права . 11 (1): 85–110. дои : 10.1007/s40803-018-0080-7 . S2CID 158265814 .
- ^ Jump up to: а б Цесис, Александр (2020). «Цензура геноцида и отрицание геноцида». В Гжебике, Патриция (ред.). Ответственность за отрицание международных преступлений . Варшава: Институт юстиции в Варшаве. п. 117. ИСБН 9788366344433 .
Однако гораздо более противоречивыми, чем законы об отрицании геноцида, были национальные усилия по цензуре доказательств соучастия в совершении геноцида, и это касается гражданского законодательства в Польше и уголовного законодательства в Турции... Принята новейшая версия закона. 6 июня 2019 г. продолжает иметь гражданский иск, который могут быть предъявлены частными лицами в соответствии с Законом об институте национальной памяти (ст. 53o и 53p). Таким образом, проблема не решена полностью, несмотря на изменения 2019 года, поскольку защита националистической чести продолжает функционировать как цензор речи. Закон об Институте национальной памяти, вероятно, будет иметь те же негативные последствия, что и турецкий закон о цензуре, защищающий национальную честь.
- ^ Jump up to: а б Беловусов, Владислав (12 декабря 2018 г.). «Появление законов о памяти в Польше: адекватный инструмент для противодействия исторической дезинформации?» . Безопасность и права человека . 29 (1–4): 36–54. дои : 10.1163/18750230-02901011 . ISSN 1875-0230 . S2CID 216759925 .
Аргумент польского правительства о том, что все западноевропейские страны одинаково юридически защищают память о Холокосте, в лучшем случае вводит в заблуждение. Ближайшим родственником Закона 2018 года не является стандартное положение уголовных кодексов континентальной Европы о мерах наказания против отрицателей Холокоста. Скорее, ближайшим аналогом Закона являются части уголовного кодекса Турции и России. То, как Закон формулирует защиту коллективного польского достоинства в историческом контексте, больше всего напоминает пресловутое положение Уголовного кодекса Турции (статья 301), которое криминализирует клевету на турецкую нацию и в частности используется для того, чтобы заставить замолчать людей, выступающих против массовые убийства армян и других меньшинств, совершенные Османской империей в 1915 году.
- ^ Червяцова, Алина (2020). «Память как поле битвы: европейские мемориальные законы и свобода слова». Международный журнал по правам человека . 25 (4): 675–694. дои : 10.1080/13642987.2020.1791826 . S2CID 225574752 .
Турецкий, российский, польский и украинский случаи не исчерпывают перечень исторических дискуссий, ограниченных мемориальными законами во славу прошлого, но, тем не менее, отражают опасную тенденцию к манипулятивному использованию истории, подъем национального популизма и стремительное упадок демократических ценностей.
- ^ Jump up to: а б Александра Глищиньска-Грабиас, Гражина Барановска, Анна Войчик (2019). «Законодательные повествования о прошлом в Польше в свете международных стандартов в области прав человека». Польский ежегодник международного права . дои : 10.24425/pyil.2019.129606 . S2CID 217067626 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Гжебик, Патриция (2018). «Поправки от января 2018 года к Закону об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа в свете международного права». Польский ежегодник международного права . 37 : 287–300. дои : 10.7420/pyil2017o .
- ^ Цесис, Александр (2020). «Цензура геноцида и отрицание геноцида». В Гжебике, Патриция (ред.). Ответственность за отрицание международных преступлений . Варшава: Институт юстиции в Варшаве. стр. 117–118. ISBN 9788366344433 .
- ^ Концевич, Томаш Тадеуш (2018). «О политике негодования, неправильной памяти и конституционной верности: крах польского дублирующего консенсуса?». Закон и память: на пути к правовому управлению историей . Издательство Кембриджского университета. стр. 263–290. ISBN 978-1-107-18875-4 .
- ^ Садурский 2019 с. 156
- ^ Садурский, Войцех (16 мая 2019 г.). Конституционный распад Польши . Издательство Оксфордского университета. п. 155. ИСБН 978-0-19-884050-3 .
- ^ Jump up to: а б Малецкий, Миколай; Микули, Петр (2018). «Новый польский «Закон о памяти»: краткий критический анализ» . ДПЦЕ онлайн . 34 (1). ISSN 2037-6677 .
- ^ «Президент говорит, что Польша не принимала участия в Холокосте» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс. 29 января 2018 г. Архивировано из оригинала 30 января 2018 г. Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Павляк, Юстина; Келли, Лидия (31 января 2018 г.). «Польские законодатели поддержали законопроект о Холокосте, вызвав возмущение Израиля и обеспокоенность США» . Рейтер Великобритания . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ «Польское законодательство отрицает реальность Холокоста» . Хранитель . 5 февраля 2018 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ « 'Польские лагеря смерти': Запрещенная фраза защитит доброе имя Польши, - говорит министр | CBC Radio» . ЦБК . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Люксмур, Джонатан (14 марта 2018 г.). «Польский архиепископ отвечает критикам закона о Холокосте» . Планшет . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ «Католические и еврейские лидеры в Польше стремятся снизить напряженность» . Вашингтон Пост . 15 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2018 г.
- ^ Мастерс, Джеймс; Мортенсен, Антония (20 февраля 2018 г.). «Еврейские организации Польши заявляют, что евреи чувствуют себя в опасности после принятия нового закона о Холокосте» . CNN . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Открытое заявление польских еврейских организаций к общественному мнению» . Jewish.org.pl (на польском языке) . Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ Поправка к закону об Институте национальной памяти Центр изучения общественного мнения
- ^ «Анализ последствий поправки к Закону об Институте национальной памяти: усиление антисемитизма в общественных дебатах» . Омбудсмен (на польском языке). 13 июня 2018 г. Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Халон, Эйтан (3 марта 2018 г.). «Аргентинская газета стала первой мишенью спорного польского закона о Холокосте» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Яд Вашем: Закон Польши о Холокосте рискует «серьезно исказить» польское соучастие» . Таймс Израиля . 27 января 2018 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Израиль критикует Польшу за законопроект о Холокосте» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 27 января 2018 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Израиль критикует польский закон о Холокосте» . Новости Би-би-си . 28 января 2018 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Адерет, Офер (12 апреля 2018 г.). «Президент Израиля польскому коллеге: мы не можем отрицать участие Польши и поляков в Холокосте» . Гаарец . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Ярость в Израиле, поскольку Польша предлагает запретить называть нацистские лагеря смерти «польскими» » . «Дейли телеграф» . 28 января 2018 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ «Ответ Яд Вашем на принятый вчера в Польше закон» . Яд Вашем . 27 января 2018 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Авинери, Шломо (5 марта 2018 г.). «Мнение: поездки израильской молодежи в Польшу, посвящённые Холокосту, должны начинаться в Германии» . Гаарец . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ «AJC выступает против попыток Польши криминализировать заявления об ответственности за Холокост» . Американский еврейский комитет . 27 января 2018 года . Проверено 11 ноября 2018 г. - через PRNewswire.
- ^ Тибон, Амир (27 января 2018 г.). «Поскольку новый закон о Холокосте в Польше вызывает бурю, США призывают никогда больше не отмечать День памяти Холокоста» . Гаарец . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Информационные заметки: AHA осуждает польский закон, криминализирующий публичное обсуждение причастности Польши к нацистским военным преступлениям | Перспективы истории | AHA» . www.историки.орг . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Историки опасаются «цензуры» в соответствии с польским законом о Холокосте» . Высшее образование Times (THE) . 21 февраля 2018 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Кац, Довид (25 апреля 2018 г.). «Новый закон Польши о Холокосте плох, но не самый худший» . Еврейские течения . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Виттенберг, Джейсон; Копштейн, Джеффри (2 февраля 2018 г.). «Да, некоторые поляки были пособниками нацистов. Польский парламент пытается законодательно отменить это» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 г. Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Цесис 2020, стр. 117–118.
- ^ Гжебик, Патриция (2018). «Поправки от января 2018 года к Закону об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа в свете международного права». Польский ежегодник международного права . 37 : 287–300. дои : 10.7420/pyil2017o .
В результате поправок украинцы стали единственной национальной группой, прямо упомянутой в законе как виновники преступлений, причем в законе не упоминаются даже немцы или русские, а вместо этого предпочитают говорить о преступлениях «Третьего рейха» или «коммунистов». ." Неудивительно, что украинцы почувствовали себя оскорбленными этим «различием».
- ^ Клаус Бахманн Гражданское право и поправки к немецкому и польскому законам о памяти с. 177 [1]
- ^ Баран, Виолетта, изд. (6 февраля 2018 г.). «Бывший министр обороны Украины предупреждает: за дубинки могут взяться более миллиона украинцев». WP News (на польском языке). Виртуальная Польша . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Козинская, Анна, изд. (1 февраля 2018 г.). «Польско-израильский спор. Украина присоединилась к группе комментаторов» . WP News (на польском языке). Виртуальная Польша . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Баран, Виолетта, изд. (6 февраля 2018 г.). "Украинские СМИ о заявлении президента Дуды: слово Украина даже не было упомянуто" . WP News (на польском языке). Виртуальная Польша . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ " . Польские депутаты ночью приняли закон о запрете "бандеровской идеологии"" Джеркало Тыжния (в Украину). 1 марта 2018 . Retrieved 2019-05-16 .
- ^ "Проект Закона о правовом статусе и чествования памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке" . w1.c1.rada.gov.ua (in Russian). Verkhovna Rada . Retrieved 2018-02-10 .
- ^ Лифшиз, Кнаан (6 февраля 2018 г.). «Польша – не единственная страна, которая пытается контролировать то, что можно сказать о Холокосте» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ Радлинг, Андерс; Гилли, Кристофер (29 апреля 2015 г.). «Законы 2558 и 2538-1: О критическом расследовании, Холокосте и академической свободе в Украине» . ukraine.politiccritique.org . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ «Полный текст спорного польского законодательства о Холокосте» . Времена Израиля . 01.02.2018 . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Бенджакоб, Омер (3 октября 2019 г.). «Фальшивый нацистский лагерь смерти: раскрыта самая длинная мистификация Википедии» . Гаарец . Проверено 4 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Дэвис, Кристиан (10 февраля 2018 г.). «Польские евреи опасаются будущего в соответствии с новым законом о Холокосте» . Хранитель .
- Роуч, Мэдлин; Ваксман, Оливия Б. (08 мая 2020 г.). «Вторая мировая война в Европе закончилась 75 лет назад, но мир все еще борется за то, кто скажет, что произошло» . Время .
Внешние ссылки
- Закон об Институте национальной памяти , действующая редакция
- Закон об Институте национальной памяти. Архивировано 24 января 2018 г. в Wayback Machine , версия от 18 декабря 1998 г.
- Поправка к Закону от 29 апреля 2016 г.
- Отслеживание проекта поправки, 2016 г.
- Отслеживание проекта поправки, 2016–2018 гг.
- Текст поправки от 26 января 2018 года, переданный Сеймом в Сенат
- Текст поправки , переведенный на английский язык 31 января 2018 г., перевод Министерства иностранных дел Израиля.
- 1998 г. по юриспруденции
- 2016 в Польше
- Споры 2018 года
- 2018 в Польше
- Споры в Польше
- Закон о свободе выражения мнений
- Историография Польши
- Израильско-польские отношения
- Закон Польши
- Холокост в Польше
- Польша-Украина отношения
- Законы памяти
- Институт национальной памяти
- Правовая история Польши
- Историография Холокоста