Закон о гражданстве и въезде в Израиль
Часть серии о |
![]() |
---|
![]() |
Закон о гражданстве и въезде в Израиль (временный указ) 5763 — это израильский закон, впервые принятый 31 июля 2003 года. [ 1 ] Закон лишает жителей Западного берега реки Иордан и сектора Газа права на автоматическое предоставление израильского гражданства и вида на жительство, которые обычно предоставляются в результате брака с гражданином Израиля (т.е. воссоединения семьи ). Срок его действия истек 6 июля 2021 года, но был повторно разрешен 10 марта 2022 года.
История
[ редактировать ]Закон возник в результате постановления Кабинета министров от 2002 года, заморозившего вопрос о предоставлении гражданства на основании воссоединения семей между израильскими гражданами и жителями территорий, находящихся под управлением Палестинской национальной администрации . Действие закона было продлено в середине 2005 года, но его сфера действия ограничилась теми семьями, где муж младше 35 лет, а жена моложе 25 лет. Тем временем закон был проверен на соответствие Основным законам Израиля, которые действуют аналогично конституции, когда Ассоциация за гражданские права в Израиле в 2003 году подала петицию об отмене закона. [ 2 ] Комментируя закон, премьер-министр Ариэль Шарон заявил: «Нет необходимости прятаться за аргументами безопасности. Существует необходимость существования еврейского государства». Тогдашний министр финансов Биньямин Нетаньяху добавил: «Вместо того, чтобы облегчать палестинцам, которые хотят получить гражданство, мы должны значительно усложнить этот процесс, чтобы гарантировать безопасность Израиля и еврейское большинство в Израиле». [ 3 ]
Закон был поддержан решением Высокого суда, вынесенным в 2006 году раздельным голосованием 6 против 5, но в этом решении подвергся критике ряд аспектов закона. [ 4 ] [ 5 ] В частности, решение меньшинства, написанное председателем Верховного суда Аароном Бараком , подчеркнуло временный характер действия закона, утверждая, что «соответствующая цель повышения безопасности не оправдывает причинение серьезного вреда многим тысячам израильских граждан».
Законопроект о замене закона, а не о его повторном продлении после истечения срока его применения в январе 2007 года, был направлен на расширение территорий, на которые распространяется действие закона, за пределы территорий, контролируемых Палестинской автономией, и включение в него других регионов, с которыми Израиль находится в одном государстве. военного конфликта. [ 6 ]
Закон был вновь оспорен в 2007 году. Ряд правозащитных организаций и общественных деятелей обратились в Верховный суд, утверждая, что закон нарушает право на семейную жизнь и право на равенство палестинских граждан Израиля . В 2012 году суд вынес решение, отклонив ходатайства и подтвердив конституционность закона. [ 7 ] [ 8 ] Большинство судей постановило, что не было нарушения права на семейную жизнь или права на равенство. Они далее заявили, что в той степени, в которой эти права нарушаются, нарушение считается соразмерным и, следовательно, оправданным в соответствии со статьей 8 Основного закона: Человеческое достоинство и свобода. Судьи большинства объяснили, что палестинцы на Западном Берегу и в секторе Газа считаются «вражескими гражданами». Для большинства это считается важным различием, оправдывающим закон.
Результат и обоснование этого решения Верховного суда подверглись критике из-за его негативных последствий для конституционных прав палестинских граждан Израиля. Большинство судей в этом решении отнеслись к правам палестинских граждан Израиля так, как если бы они были группой иммигрантов-неграждан, а не коренным меньшинством на родине. Суд также обсудил роль демографических соображений и продемонстрировал склонность согласиться с ограничением прав палестинских граждан, чтобы сохранить еврейское большинство среди населения Израиля. Утверждается, что аргументы и обоснования, использованные Верховным судом, составляют основу правовой базы, которая четко институционализирует отдельные иерархические категории гражданства. [ 9 ]
Срок действия закона истек 6 июля 2021 года, после того как новое коалиционное правительство во главе с Нафтали Беннетом не смогло набрать достаточно голосов для его продления; несмотря на то, что «Ямина» заключила соглашение с коалиционными партиями «Раам» , «Аводская партия» и «Мерец» о его принятии в обмен на сокращение периода продления до шести месяцев, выдачу визы А-5 1600 палестинским семьям и решение вопроса о том, чтобы 9700 палестинцев оставались в стране. в стране с разрешения ЦАХАЛа . Члены оппозиционных правых партий, таких как «Ликуд», проголосовали против продления, чтобы унизить правительство, в то время как « Объединенный арабский список» и повстанческий депутат Кнессета от «Ямины» Амихай Чикли также проголосовали против. [ 10 ]
После истечения срока действия закона количество заявлений на получение вида на жительство увеличилось, но министр внутренних дел Айелет Шакед дала указание Управлению по народонаселению, иммиграции и границам продолжать действовать так, как будто закон все еще действует. [ 11 ] 11 января 2022 года Верховный суд издал постановление, предписывающее правительству «действовать только в соответствии с действующим законодательством» и что «оно больше не уполномочено действовать на основании закона, чрезвычайных положений или постановлений, изданных в соответствии с ним в качестве пока этот закон не действует». [ 12 ]
Позже закон был повторно внесен в Кнессет и принят 10 марта 2022 года 45 голосами против 15 с помощью оппозиционных законодателей от «Ликуда» и Религиозной сионистской партии после того, как министр внутренних дел Айелет Шакед и депутат Кнессета от Религиозной сионистской партии Симха Ротман подготовили проект версии, которая будет быть приемлемым как для партий коалиционного правительства, так и для оппозиции. Против проголосовали члены коалиции «Мерец» и «Раам». Новая версия позволяет Министерству внутренних дел устанавливать квоты на разрешения, выдаваемые в «исключительных гуманитарных случаях», и отменять разрешения палестинцев на деятельность против государства, такую как шпионаж или терроризм. [ 13 ]
Дебаты
[ редактировать ]Сторонники закона, такие как Зеев Боим , говорят, что он направлен на предотвращение террористических атак и что «мы должны поддерживать демократическую природу государства, но также и его еврейскую природу». [ 4 ] В решении Верховного суда Израиля по этому вопросу заместитель председателя Верховного суда Мишаэль Чешин заявил, что «граждане Израиля [не имеют] конституционного права ввозить иностранного гражданина в Израиль… и это право – более того, это право обязанность государства, любого государства защищать своих жителей от тех, кто желает им причинить вред. И из этого вытекает, что государство имеет право предотвращать иммиграцию в него граждан противника, даже если они являются супругами граждан Израиля. в то время как оно ведет вооруженный конфликт с тем же врагом». [ 14 ]
Сторонники также ссылаются на демографические опасения по поводу процесса воссоединения семей. По словам демографа Арнона Софера , если бы этот процесс продолжался в прежнем темпе, 200 000 палестинцев получили бы израильское гражданство только за первое десятилетие, а число палестинцев в Израиле выросло бы в геометрической прогрессии из-за закона и быстрого роста населения. Через шестьдесят лет евреи станут меньшинством в Израиле (не включая Западный Берег и сектор Газа), что фактически разрушит еврейский характер государства. [ 15 ]
Критики утверждают, что закон является дискриминационным, поскольку он непропорционально затрагивает израильских арабов, поскольку у израильских арабов гораздо больше шансов иметь супругов с Западного берега и сектора Газа, чем у других граждан Израиля. [ 16 ] В число таких критиков входили Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, который единогласно одобрил резолюцию, в которой говорилось, что израильский закон нарушает международный договор по правам человека против расизма; [ 17 ] и Amnesty International, которая утверждает, что «[в] нынешнем виде закон является дискриминационным и нарушает фундаментальные принципы равенства, человеческого достоинства, личной свободы и неприкосновенности частной жизни, закрепленные в Основном законе: Человеческое достоинство и свобода, а также право детей жить с обоими родителями, а также другие основные права, закрепленные в международных договорах по правам человека, участником которых является Израиль и которые он обязан поддерживать». [ 18 ] Когда в июне 2008 года действие закона было продлено, издатель израильской ежедневной газеты «Гаарец» утверждал, что его существование превращает Израиль в государство апартеида . [ 19 ]
В январе 2012 года арабский член Кнессета Джамаль Захалка выразил обеспокоенность тем, что закон приведет к крупномасштабной эмиграции израильтян арабского происхождения из Израиля в районы Палестинской автономии, и заявил, что Израиль воспользовался решением Верховного суда, чтобы вызвать исход арабов. из Израиля. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Поправка № 28 к Закону о въезде в Израиль
- Закон о гражданстве Израиля
- Визовая политика Израиля
- Визовые требования для граждан Израиля
- Израильский паспорт
- Израильское удостоверение личности
- Кто такой еврей?
- Отношения между еврейскими религиозными движениями
- Закон о возвращении
- Йом ХаАлия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Израильский законодатель ссылается на закон национального государства, пытаясь заблокировать объединение палестинских семей» . Гаарец . 2 июня 2020 г. Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Бен Линфилд. «Закон о браке разделяет израильские арабские семьи» . Христианский научный монитор .
- ^ Шакир, Омар (27 апреля 2021 г.). «Порог перейден» . Хьюман Райтс Вотч .
Комментируя обновление закона в 2005 году, тогдашний премьер-министр Ариэль Шарон сказал: «Нет необходимости прятаться за аргументами безопасности. Существует необходимость существования еврейского государства». Биньямин Нетаньяху, который тогда был министром финансов, заявил в ходе дискуссий в то время: «Вместо того, чтобы облегчать палестинцам, которые хотят получить гражданство, мы должны значительно усложнить этот процесс, чтобы гарантировать безопасность Израиля и еврейское большинство». в Израиле».
- ^ Jump up to: а б Бен Линфилд (15 мая 2006 г.). «Арабским супругам в Израиле грозит правовая чистка» . Эдинбург: Шотландец . Архивировано из оригинала 18 июня 2006 года.
- ^ Йоав Пелед, «Предано гражданство: новый режим иммиграции и гражданства в Израиле», Теоретические исследования в области права, 8:2, 2007, стр. 333-358.
- ^ Илан Шахар. «Правительство стремится расширить порядок, который может сдержать воссоединение арабских семей» . Гаарец . Архивировано из оригинала 25 января 2007 г.
- ^ HCJ 466/07 Гальон против министра внутренних дел» http://elyon2.court.gov.il/files/07/660/004/O30/07004660.O30.htm
- ^ Йоав Пелед, Вызов этнической демократии: государство и группы меньшинств в Израиле, Польше и Северной Ирландии (Routledge, 2014), стр. 142.
- ^ Мазен Масри, «Любовь приостановлена: демография, сравнительное правоведение и палестинские пары в Верховном суде Израиля», Социальные и юридические исследования (2013) 22 (3) 309–334. Доступно на сайте SSRN: http://ssrn.com/abstract=2330291 .
- ^ «Потрясли клятвы вынести отмененный закон об объединении палестинских семей на новое голосование» . Евроньюс . 7 июля 2021 г. Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Ноа Шпигель (9 января 2022 г.). «После прошлого покраснения правительство Израиля вынесет на голосование законопроект об объединении палестинских семей» . Гаарец .
- ^ Пелег, Бар; Маанит, Чен (11 января 2022 г.). «Израиль не может продолжать отрицать объединение палестинских семей, заявил Верховный суд» . Гаарец .
- ^ Аарон Боксерман (10 марта 2022 г.). «После битвы коалиции Кнессет вновь санкционирует запрет на объединение палестинских семей» . Таймс Израиля . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Демографический демон» Израиля в суде» . Интернет-отчет о Ближнем Востоке. 1 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2006 г. Проверено 31 мая 2009 г.
- ^ Цион, Илан (26 марта 2003 г.). «Опасный приговор: Верховный суд забыл о нашем характере?» . нрг Маарив (на иврите) . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ «Израильский закон о браке блокирует гражданство палестинцев» . Хроники Сан-Франциско . 01 августа 2003 г.
- ^ «ООН раскритиковала израильский закон о браке» . Новости Би-би-си . 15 августа 2003 г.
- ^ «Брифинг для Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин» . Международная амнистия . Июнь 2005 года.
- ^ Джонатан Лис, Израильские законодатели продлевают чрезвычайное правило, ограничивающее воссоединение палестинских семей , Гаарец, 14 июня 2016 г.
- ^ «Депутат Кнессета обеспокоен переездом арабов в районы Пенсильвании» .