Jump to content

Чавдар (компания)

Чавдар
Родное имя
Рожь
Основан 1924  ( 1924 )
Несуществующий 1999  ( 1999 )
Штаб-квартира ,
Продукты автобусы , троллейбусы

Чавдар ( болгарский : Чавдар ) был болгарским производителем автобусов, в городе Ботевград расположенным Софийской области . Основанная Рачо Джамбовым в 1924 году компания, которая впоследствии стала «Чавдар», в период с 1927 по 1947 год выпустила около 200 автобусов на шасси Ford Motor Company , Mercedes-Benz и Dodge . В 1948 году предприятие было национализировано и получило название «Чавдар» в честь революционера Чавдарского Войводы . Компания производила автобусы на шасси Skoda 706 RTO, но позже перешла на лицензионное производство автобусов Setra и Steyr . Компания также разработала несколько моделей самостоятельно, имевших хороший коммерческий успех. Компания закрылась в 1999 году. [ 1 ]

Витрина Чавдарского автобусного завода в Историческом музее Ботевграда
Печати компании «Чавдар»

В 1924 году Рачо Валков Джамбов (1894–1983) открыл железную мастерскую в Ботевграде , Болгария . В 1927 году Рачо встретился с Иваном Вальковым, у которого был транспортный бизнес с использованием восстановленных машин скорой помощи. Он предоставил Рачо одну платформу от Fiat , на которой он мог построить свой первый автомобиль. После Второй мировой войны Болгарией управляло коммунистическое правительство, и мастерская Джамбова была национализирована. Новое предприятие получило название «Чавдар» и к 1948 году начало производить автобусы на базе Škoda RO. До 1956 года производство компании увеличилось на 150%.

В 1962 году компания начала выпуск моделей М65 и М66 на шасси Škoda 706 RTO , получивших большое распространение на городских и междугородних перевозках. В этом же году началось производство миди-автобусов на базе советского ГАЗ-51 (1962-1969 гг.).

В 1966 году появились новые модели М80 (городской автобус) и М81 (междугородний автобус), снова основанные на Škoda шасси . В 1968 году было произведено от 400 до 500 единиц. В том же году на заводе началась модернизация. Новые машины, новая стратегия работы и новые рабочие места были названы будущим успехом компании.

Важной частью истории «Чавдара» является контракт с немецким производителем автобусов Setra . В 1974 году компания начала производство моделей 11G5 (городской автобус) и 11М3 (пригородный автобус) на базе современных автобусов серии Setra S100. Хотя автомобили очень напоминали свои немецкие аналоги, они были разработаны для шасси Škoda 706 RTO , выпускавшего автобусы, не имеющие аналогов в модельном ряду Setra. Подобно Setra S150, Чавдар разработал междугородную модель 11М4, имевшую венгерский двигатель Rába D2156HM6U и завоевавшую несколько призов на международных выставках. Эти модели имели самый большой успех компании.

В конце 1970-х годов Кирилом Хаджиевым и Любомиром Тошевым был построен миди-автобус Чавдар 5С, а первые прототипы прошли испытания в 1979 году. Автобус имел двигатель Perkins и имел 16 мест. Он известен как первый в мире автобус серии 4x4. Эта модель широко использовалась в небольших городах и селах Болгарии в качестве общественного, школьного и рабочего автобуса.

В 1981 году город Афины (Греция) открыл тендер на поставку 200 новых городских автобусов. Специально для тендера «Чавдар» собственными силами разработал новую модель — Б13-20. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных западноевропейских производителей, «Чавдар» выиграл тендер и поставил в Афины 200 индивидуальных автобусов. В производство поступила также сочлененная версия того же автобуса «Чавдар Б14-20». Экспортировался в Башкортостан , СССР. Были разработаны два опытных образца троллейбуса на базе В13-20 и В14-20, но в серийное производство они не пошли. Тогда же в производство поступил новый миди-автобус на шасси «Авиа» под названием «Чавдар ЛК-51». Экспортировался в Чехословакию . Во второй половине 1980-х годов в нескольких болгарских городах открылись троллейбусные сети. Поскольку мощности по производству троллейбусов в СЭВ были недостаточными для покрытия растущего спроса, Чавдар в сотрудничестве с Rocar DAC разработал сочлененный троллейбус под названием DAC Chavdar 317 Etr. Для шести троллейбусных систем построено более 100 единиц.

В 1984 году компания «Чавдар» подписала контракт с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch на производство городских и пригородных автобусов по лицензии, производство которых началось в 1988 году. Модель 130 (одиночный городской автобус) строилась небольшой серией примерно в 15 единиц, тогда как 140 (сочлененный городской автобус) и 330 (одиночный пригородный автобус) были построены лишь единичные прототипы. На их основе Чавдар разработал модели 120 и 141 с двигателями MAN, не имевшие аналогов в модельном ряду Steyr. Также был построен прототип троллейбуса с кузовом «Чавдар 130». Прототип троллейбуса с парковым номером 2525 вошел в состав троллейбусного парка Софии в 1993 году и эксплуатировался до 2010 года, когда был списан. небольшие серии междугородних автобусов на базе модельного ряда Setra В это же время выпускались S200.

Из-за финансовой нестабильности и сложной экономической ситуации в стране после падения коммунистического режима в 1999 году Чавдар объявил о банкротстве. Завод в Ботевграде превратился в руины.

«Чавдар» экспортировал свою продукцию в СССР, Чехословакию, Грецию, Северную Корею, Афганистан и Никарагуа, среди других.

Транспортные средства

[ редактировать ]

Чавдар М65

Чавдар М66

Чавдар М80

Чавдар М81

Чавдар 5С

Чавдар ЛК-51

Чавдар 11Г5

Чавдар 11М3

Чавдар 11М4

Чавдар Б13-20

Чавдар Б14-20

Чавдар 120

Чавдар 130

Чавдар 141

  1. ^ «Ботевград: башни с часами и свежий болгарский горный воздух» . София, Болгария: Novinite.com. 13 марта 2009 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e66311c5c5cc8ef859424750614ba77f__1720687800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/7f/e66311c5c5cc8ef859424750614ba77f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chavdar (company) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)