Чавдар (компания)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2009 г. ) |
![]() Чавдар 141 | |
Родное имя | Рожь |
---|---|
Основан | 1924 |
Несуществующий | 1999 |
Штаб-квартира | , |
Продукты | автобусы , троллейбусы |
Чавдар ( болгарский : Чавдар ) был болгарским производителем автобусов, в городе Ботевград расположенным Софийской области . Основанная Рачо Джамбовым в 1924 году компания, которая впоследствии стала «Чавдар», в период с 1927 по 1947 год выпустила около 200 автобусов на шасси Ford Motor Company , Mercedes-Benz и Dodge . В 1948 году предприятие было национализировано и получило название «Чавдар» в честь революционера Чавдарского Войводы . Компания производила автобусы на шасси Skoda 706 RTO, но позже перешла на лицензионное производство автобусов Setra и Steyr . Компания также разработала несколько моделей самостоятельно, имевших хороший коммерческий успех. Компания закрылась в 1999 году. [ 1 ]
История
[ редактировать ]

В 1924 году Рачо Валков Джамбов (1894–1983) открыл железную мастерскую в Ботевграде , Болгария . В 1927 году Рачо встретился с Иваном Вальковым, у которого был транспортный бизнес с использованием восстановленных машин скорой помощи. Он предоставил Рачо одну платформу от Fiat , на которой он мог построить свой первый автомобиль. После Второй мировой войны Болгарией управляло коммунистическое правительство, и мастерская Джамбова была национализирована. Новое предприятие получило название «Чавдар» и к 1948 году начало производить автобусы на базе Škoda RO. До 1956 года производство компании увеличилось на 150%.
В 1962 году компания начала выпуск моделей М65 и М66 на шасси Škoda 706 RTO , получивших большое распространение на городских и междугородних перевозках. В этом же году началось производство миди-автобусов на базе советского ГАЗ-51 (1962-1969 гг.).
В 1966 году появились новые модели М80 (городской автобус) и М81 (междугородний автобус), снова основанные на Škoda шасси . В 1968 году было произведено от 400 до 500 единиц. В том же году на заводе началась модернизация. Новые машины, новая стратегия работы и новые рабочие места были названы будущим успехом компании.
Важной частью истории «Чавдара» является контракт с немецким производителем автобусов Setra . В 1974 году компания начала производство моделей 11G5 (городской автобус) и 11М3 (пригородный автобус) на базе современных автобусов серии Setra S100. Хотя автомобили очень напоминали свои немецкие аналоги, они были разработаны для шасси Škoda 706 RTO , выпускавшего автобусы, не имеющие аналогов в модельном ряду Setra. Подобно Setra S150, Чавдар разработал междугородную модель 11М4, имевшую венгерский двигатель Rába D2156HM6U и завоевавшую несколько призов на международных выставках. Эти модели имели самый большой успех компании.
В конце 1970-х годов Кирилом Хаджиевым и Любомиром Тошевым был построен миди-автобус Чавдар 5С, а первые прототипы прошли испытания в 1979 году. Автобус имел двигатель Perkins и имел 16 мест. Он известен как первый в мире автобус серии 4x4. Эта модель широко использовалась в небольших городах и селах Болгарии в качестве общественного, школьного и рабочего автобуса.
В 1981 году город Афины (Греция) открыл тендер на поставку 200 новых городских автобусов. Специально для тендера «Чавдар» собственными силами разработал новую модель — Б13-20. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных западноевропейских производителей, «Чавдар» выиграл тендер и поставил в Афины 200 индивидуальных автобусов. В производство поступила также сочлененная версия того же автобуса «Чавдар Б14-20». Экспортировался в Башкортостан , СССР. Были разработаны два опытных образца троллейбуса на базе В13-20 и В14-20, но в серийное производство они не пошли. Тогда же в производство поступил новый миди-автобус на шасси «Авиа» под названием «Чавдар ЛК-51». Экспортировался в Чехословакию . Во второй половине 1980-х годов в нескольких болгарских городах открылись троллейбусные сети. Поскольку мощности по производству троллейбусов в СЭВ были недостаточными для покрытия растущего спроса, Чавдар в сотрудничестве с Rocar DAC разработал сочлененный троллейбус под названием DAC Chavdar 317 Etr. Для шести троллейбусных систем построено более 100 единиц.
В 1984 году компания «Чавдар» подписала контракт с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch на производство городских и пригородных автобусов по лицензии, производство которых началось в 1988 году. Модель 130 (одиночный городской автобус) строилась небольшой серией примерно в 15 единиц, тогда как 140 (сочлененный городской автобус) и 330 (одиночный пригородный автобус) были построены лишь единичные прототипы. На их основе Чавдар разработал модели 120 и 141 с двигателями MAN, не имевшие аналогов в модельном ряду Steyr. Также был построен прототип троллейбуса с кузовом «Чавдар 130». Прототип троллейбуса с парковым номером 2525 вошел в состав троллейбусного парка Софии в 1993 году и эксплуатировался до 2010 года, когда был списан. небольшие серии междугородних автобусов на базе модельного ряда Setra В это же время выпускались S200.
Из-за финансовой нестабильности и сложной экономической ситуации в стране после падения коммунистического режима в 1999 году Чавдар объявил о банкротстве. Завод в Ботевграде превратился в руины.
«Чавдар» экспортировал свою продукцию в СССР, Чехословакию, Грецию, Северную Корею, Афганистан и Никарагуа, среди других.
Галерея
[ редактировать ]-
Чавдар 11Г5
-
Чавдар 11М3
-
Чавдар 11М4
-
ЦАП Чавдар 317 Этр
-
Чавдар Б13-20
-
Чавдар 120
-
Чавдар 130
-
Чавдар 141
Транспортные средства
[ редактировать ]Модели
[ редактировать ]Чавдар М65
Чавдар М66
Чавдар М80
Чавдар М81
Чавдар 5С
Чавдар ЛК-51
Чавдар 11Г5
Чавдар 11М3
Чавдар 11М4
Чавдар Б13-20
Чавдар Б14-20
Чавдар 120
Чавдар 130
Чавдар 141
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ботевград: башни с часами и свежий болгарский горный воздух» . София, Болгария: Novinite.com. 13 марта 2009 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница любителей Чавдара в Facebook (на болгарском языке)