Демимонд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
Demi-monde — французский термин XIX века, обозначающий женщин, находящихся на задворках респектабельного общества, в частности, куртизанок, которых поддерживают богатые любовники. [1] Этот термин по-французски означает «полумира» и происходит от пьесы - 1855 года под названием « Александра Дюма сына Полумир» . [2] речь идет о том, что проституция в то время угрожала институту брака. Полусвет — это мир , населенный элитными мужчинами и женщинами, которые их развлекали и которых они содержали.
Демимонден стал синонимом куртизанки или проститутки, вращавшейся в этих кругах, или женщины с социальным положением, способной игнорировать условности и бросаться в гедонистическую ночную жизнь. Женщина, сделавшая такой выбор, вскоре обнаружила, что ее социальный статус потерян, поскольку она стала «деклассированной» .
Для мужчин светская жизнь полусвета была изолирована от потустороннего мира жен, семей и обязанностей (если они были). Это включало в себя злоупотребление алкоголем и другими наркотиками, азартные игры, посещение театра, балета и скачек, стремление к высокой моде во всех аспектах жизни и сексуальную распущенность. Щедрые расходы привели к задолженности; распущенность в худшем случае привела к болезни .
Исторически расцвет полусвета приходился на период, известный во Франции как «Прекрасная эпоха» (1871–1914), с конца франко-прусской войны до начала Первой мировой войны .
Двадцатый век принес с собой появление « Новой женщины» , изменение экономики и социальных структур, а также изменение моды и социальных нравов, особенно после Первой мировой войны. Проституция и содержание любовниц не исчезли, но ярлык « полусвет» стал устарело, поскольку «полумира» изменилось.
Женщины, которых называют полусветлыми
[ редактировать ]Внешне определяющими чертами полусвета был экстравагантный образ жизни с прекрасной едой и одеждой, часто превосходивший образ жизни других богатых женщин своего времени со стабильным доходом в виде денег и подарков от различных любовников. Внутренне их образ жизни представлял собой эклектичную смесь острой деловой хватки, социальных навыков и гедонизма . Умные полусвета, такие как бабушка вымышленной Джиджи , вложили бы свое богатство на тот день, когда их красота увяла. Другие остались без гроша и голодали, когда возраст сказался на их красоте, если только им не удалось пожениться.
Знаменитой красавицей была Вирджиния Олдоини, графиня ди Кастильоне , которая приехала в Париж в 1850-х годах с очень небольшими собственными деньгами и вскоре стала любовницей Наполеона III ; после того, как эти отношения закончились, она перешла к другим богатым мужчинам в правительстве, финансах и европейских королевских семьях. Она была одной из самых аристократичных и исключительных представителей полусвета: по слухам, она взяла с члена британской аристократии один миллион франков за 12 часов в своей компании.
Другой женщиной, которая, несомненно, повлияла на более поздние образы полусвета, была танцовщица и авантюристка Лола Монтес , хотя она умерла до того, как этот термин стал общеупотребительным.
Актриса Сара Бернар была внебрачным ребенком куртизанки; в ее время всех актрис вообще считали полусветом. Ее многочисленные любовники и экстравагантный образ жизни соответствовали этому типу, хотя ее подлинные успехи как художницы и новатора в конечном итоге принесли ей своего рода общественное уважение, которого большинство полусвета никогда не достигали.
Маргарита Штайнхейль из семьи Жапи, могущественной династии французских промышленников, вышла замуж в 1890 году за мелкого художника-академика Адольфа Штайнхейля. Некоторое время она выступала моделью у мужа, но стремилась к более насыщенному и обеспеченному существованию и открыла салон в их вилла по адресу 6 бис, Тупик Ронсен, недалеко от Монпарнаса , которую вскоре стал посещать весь Париж. Сочетая в себе амбиции и темперамент, ее статус архетипического полусвета рос, когда она вела дела с некоторыми из самых влиятельных и щедрых мужчин в стране. Маргарита, всегда заботившаяся о карьере мужа, получила для него художественные заказы от своих покровителей, что помогло Адольфу смириться с семейными неудачами.
Роман Маргариты с президентом республики Феликсом Фором принес Адольфу официальный заказ на монументальную картину, изображающую «Вручение президентом республики наград выжившим после катастрофы в форте де ла Редут Руине» (8 августа 1897 г.). ), которая была выставлена в Салоне художников 1898 года. Почетного легиона В том же году Адольф был награжден крестом . Утверждается, что Феликс Фор внезапно умер от инсульта во время получения сексуальных услуг от Маргариты в Елисейском дворце . Эта часть ее жизни была описана в сериале « Полиция Парижа 1900» .
Вымышленные полусвета
[ редактировать ]Описания полусвета можно найти в «Ярмарке тщеславия» (1848), романе, высмеивающем общество девятнадцатого века, написанном Уильямом Мейкписом Теккереем . Хотя в нем не упоминаются термины полусвет и полусвет (они были придуманы позже), эти термины позже использовались рецензентами и другими авторами по отношению к трем персонажам в нем. [ нужна ссылка ] Леди Кракенбери и миссис Вашингтон Уайт — персонажи- полусветы , которых в юности жаждет капитан Родон Кроули. Бекки Шарп воспринимается как полусвет, прежде чем она предстает перед судом, а затем становится таковой, когда путешествует по Европе после того, как муж бросает ее.
Возможно, самое известное изображение полусвета , хотя и созданное до того, как это слово было придумано, находится в Джузеппе Верди опере «Травиата» (1853). Опера, в свою очередь, была вдохновлена Александра Дюма сына - «Дамой с камелиями» ; Маргарита Готье, героиня книги и последующей пьесы, была основана на Мари Дюплесси , парижской куртизанке 1840-х годов и любовнице ряда выдающихся людей, включая Дюма. [3] Ее, как известно, изображала на сцене вышеупомянутая Сара Бернар .
При написании своей пьесы 1924 года «Легкое поведение » Ноэль Кауард заявил, что его целью было представить комедию в структуре трагедии, «чтобы сравнить деклассированную современную женщину с более ярким полусветом 1890-х годов».
В фильме Колетт « Джиджи» (1944) и его экранизации 1958 года также описываются полусвет и их образ жизни. Джиджи с детства учат быть содержанкой, подавлять свои чувства в обмен на спокойную жизнь. «В нашей семье никогда не вступают в брак», - говорит бабушка Джиджи. что она не соответствует полусвету Парижа « Но Джиджи обнаруживает , Веселых девяностых », поскольку она желает настоящей любви только с одним мужчиной.
В фильме «Маленькая ночная музыка» (1973, Стивен Сондхейм ) главная героиня Дезире Армфельдт — актриса, чья мать, мадам Леонора Армфельдт, поет песню «Связи» , в которой описываются материальные выгоды от того, чтобы быть женщиной, находящейся на серийном содержании. Например: «На вилле барона Де Синьяка, Где я провел несколько печально известный год, На вилле барона Де Синьяка — у меня были дамы — Подвески из огненного опала». И: «Во дворце герцога Феррарского, Преждевременно оглохшего, но родного, Во дворце герцога Феррарского — я приобрел какое-то положение — Плюс крохотный Тициан».
В «Семипроцентном решении» (1976) персонаж Лола Деверо назван полусветом персонажем Зигмундом Фрейдом .
Другие варианты использования этого термина в художественной литературе
[ редактировать ]В книге Генрика Сенкевича « Без догмы» (1891) термин «полусвет» относится к богатой, ищущей удовольствия части общества, не связанной моралью, религией или традициями, и во многом аналогичен « реактивному набору » современности.
В Марселя Пруста ( «Пути Свана» 1913) Одетта де Креси описывается как полусвет . [4]
Франсуаза Саган в своем романе «Bonjour Tristesse» (1954) использует термин «полусвет» для обозначения персонажа Эльзы, молодой, потрясающе привлекательной женщины, которая использует свою внешность для поддержки богатых мужчин, что позволяет ей войти в социальный мир высшего общества. занятия.
Мужчины из высшего общества в Питера Мэтью Хиллсмана Тейлора новелле «Старый лес » (из одноименного сборника рассказов, 1985) используют полусвет для обозначения группы «авантюрных» и умных молодых женщин в 1937 году в Мемфисе, штат Теннесси; В этой истории мужчины обычно продолжают ухаживать за такими «полумондамами» вплоть до того момента, пока они не женятся на женщинах из высшего общества.
Этот термин неоднократно появляется в » Джеймса Джойса «Улиссе .
В Кима Стэнли Робинсона « трилогии Марс » (1990-е) термин «полусвет» относится к полутолерантному, «вне сети» обществу торговли и образования.
В своей серии «Лондонские реки» автор Бен Ааронович неоднократно использует термин «полусвет» для обозначения преступного мира общества, где смешиваются сверхъестественные и волшебные народы.
Англоязычное название венгерского художественного фильма «Félvilág» — Demimonde .
Сериал Showtime « Ужасные Пенни» превращает полусвет в духовное измерение. Это также название четвертой серии первого сезона.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Полусвет, н.» Оксфордский словарь английского языка . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Форт, Элис Б.; Кейтс, Герберт С. «Полусвет, синопсис пьесы Александра Дюма (филс)» .
- ^ Уэббер, Кэролайн (19 июля 2013 г.). « Моя благосклонность стоит очень дорого»: «Девушка, которая любила камелии», Джули Кавана» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ Пруст, Марсель (1981). Путь Свана . Перевод Скотта Монкриффа, CK ; Килмартин, Теренс . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0394506448 . : 205
Источники
[ редактировать ]- Уильям Мейкпис Теккерей (1848), Ярмарка тщеславия .
- Колетт (1945), Зубы .
- Уильям Блатчфорд (редактор) (1983), Мемуары Коры Перл: Эротические воспоминания яркой куртизанки XIX века . Лондон ; Нью-Йорк : Гранада. ISBN 0-246-11915-2 .
- Кэти Хикман (2003), Куртизанки: деньги, секс и слава в девятнадцатом веке . Нью-Йорк: Морроу. ISBN 0-06-620955-2 .
- Джоанна Ричардсон (1967), Куртизанки: полусвет во Франции XIX века . Лондон: Вайденфельд и Николсон.