Гарриет Смитсон
![]() |
Гарриет Смитсон | |
---|---|
![]() Гарриет Смитсон, автор Dubufe , ок. 1828. Музей Маньен, Дижон. | |
Рожденный | Гарриет Констанс Смитсон 18 марта 1800 г. |
Умер | 3 марта 1854 г. Париж , Франция | ( 53 года
Занятие | Шекспировская актриса |
Годы активности | 1814–1837 |
Супруг |
Гектор Берлиоз
|
Гарриет Констанс Смитсон (18 марта 1800 – 3 марта 1854), которую также звали Генриетта Констанс Смитсон , [ 1 ] Гарриет Смитсон Берлиоз , [ 2 ] и мисс Х.К. Смитсон , [ 3 ] — англо-ирландская шекспировская актриса XIX века, наиболее известная как первая жена и муза Гектора Берлиоза .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гарриет Смитсон родилась 18 марта 1800 года в Эннисе , графство Клэр, Ирландия. Ее отец, Уильям Джозеф Смитсон, был актером и театральным менеджером из Глостершира , Англия, а мать — актрисой, полное имя которой неизвестно. [ 1 ] У нее также были брат Джозеф Смитсон и сестра, имя которой также неизвестно. [ 1 ] В октябре 1801 года Гарриет оставили на попечение преподобного Джеймса Барретта, священника Ирландской церкви , прихода Драмклифф. [ 2 ] Барретт стал ее опекуном и воспитывал ее, как будто она была его собственной дочерью. Он обучал ее «заветам религии» и скрывал от нее все, что связано со сценой. [ 4 ] После смерти Барретта 16 февраля 1808 года Смитсоны отправили Харриет в школу-интернат в Уотерфорде. [ 2 ]
Актерская карьера
[ редактировать ]ирландское начало
[ редактировать ]27 мая 1814 года Смитсон впервые появилась на сцене Королевского театра (Дублин) в роли Альбины Мандевилль в Фредерика Рейнольдса «Завещании» . [ 2 ] Ее выступление было хорошо встречено, и журнал Freeman's Journal дал ей положительный отзыв.
Она, конечно, очень интересная и многообещающая молодая актриса, и нет никаких сомнений в том, что она станет большим приобретением для Кроу-стрит в том направлении, к которому ее склоняют ее вкус, а также ее таланты. [ 2 ]
В 1815 году Смитсон заняла место своих родителей в компании Монтегю Тэлбота в Белфасте после того, как они вернулись в Дублин. [ 2 ] Сезон открылся 1 января 1816 года, когда она расширила свой диапазон ролей, снявшись в нескольких комедиях. [ 2 ] Затем она побывала в Ньюри, Лимерике, Дублине и Бирмингеме, где присоединилась к компании Роберта Эллистона. Следующие два месяца она провела, сыграв более сорока ролей в разных жанрах. [ 2 ]
Дебют в Лондоне
[ редактировать ]Четыре года спустя, 20 января 1818 года, Смитсон впервые появилась в Лондоне на Друри-Лейн в роли Летиции Харди в «Уловке красавицы» . [ 2 ] Ее первое выступление получило неоднозначные отзывы критиков, но она быстро завоевала расположение критиков и исполнителей, поскольку приобрела больше опыта. [ 2 ]
Позже в том же году она присоединилась к постоянной труппе Royal Coburg. Однако осенью 1820 года она снова присоединилась к компании «Друри-Лейн». 20 февраля 1821 года она взяла на себя главную женскую роль в « Терезе» Джона Ховарда Пейна, когда актерская актриса заболела. [ 2 ]
В целом лондонская публика запомнила ее, как писала «Таймс» , «лицо и черты лица, хорошо приспособленные к ее профессии; но [актриса] вряд ли сможет произвести большое впечатление на лондонскую публику или войти в число звезд первой величины». ." [ 5 ]
Успех в Париже
[ редактировать ]В 1827 году Смитсон дебютировала в Париже в роли Лидии Лангиш в спектакле «Соперники» в театре Одеон . ее высоко оценили за красоту и способности Хотя за эту роль она получила негативные отзывы, в последующем исполнении « Она наклоняется, чтобы победить» . [ 2 ]
11 сентября 1827 года ей дали небольшую роль Офелии рядом с Чарльзом Кемблом в шекспировском «Гамлете» , когда Гектор Берлиоз впервые увидел ее. [ 2 ] Она произвела неизгладимое впечатление на французов своей интерпретацией безумия Офелии, используя пантомиму и естественное представление.
Мисс Смитсон разыграла сцену, в которой, лишенная здравомыслия, она надевает собственное покрывало, чтобы стать телом своего отца, с величайшим изяществом и правдивостью. Весь отрывок, казавшийся при чтении длинным, относительно незначительным и даже преувеличенным, оказал огромное влияние на сцену… Самая замечательная особенность ее игры — ее пантомима; она принимает фантастические позы; и она использует умирающее падение в своих интонациях, никогда не переставая быть естественной… [ 6 ]

Огромный успех « Гамлета» привел к успеху «Ромео и Джульетты» 15 сентября. Смитсон получила роль Джульетты , где она произвела революцию в роли женщин в театре, став такой же важной, как ее коллега-мужчина Ромео. [ 2 ] До этого момента женские роли в театре сильно сокращались и подвергались цензуре, чтобы уменьшить роль «ограниченного таланта» труппы. [ 2 ] И снова постановка была широко принята. [ 2 ]
Мисс Смитсон была поручена роль Джульетты, и она с ней справилась превосходно. Именно в сцене второго акта, где происходит ее ночная встреча с Ромео, ее игра стала привлекать внимание зрителей. Эта сцена чрезвычайно красива, хотя и написана с нарочитой изысканностью... Мисс Смитсон не могла быть более изящной на балконе; ее поза была полна правды, грации и любви... В сильные моменты она уже не женщина, а Ярость или что-то в этом роде... [ 7 ]
Шекспира 18 сентября «Отелло» стало третьей трагедией Шекспира, поставленной английским театром. Ее исполнение роли Дездемоны было менее эффективным, но постановка была достаточно популярной, чтобы ее можно было повторить через неделю. [ 2 ]
Английский театр заменил постановки трагедий комедиями, такими как «Уловка красавицы» , «Школа скандалов» » миссис Сентливр , «Чудо и «Флюгер» миссис Коули . Однако потребность прессы в новых трагедиях привела к созданию «Трагедии Джейн Шор» . [ 2 ] В этой знаменитой трагедии Смитсон получила роль Шор , роль, в которой она тронула зрителей до слез. Вскоре постановка стала самой исполняемой пьесой английского сезона. В конце своего пребывания во Франции она снялась в нескольких постановках с такими известными актерами, как Уильям Чарльз Макриди , Эдмунд Кин и Чарльз Кембл . [ 2 ]
Смитсон прославилась естественным представлением персонажей, яркой пантомимой и красотой. Она познакомила французов с естественными английскими театральными приемами, которые позволили ей стать своими персонажами, а не просто изображать их. [ 2 ] Новый актерский стиль, подчеркивающий драматизм и правду, который нравился французским романтикам, преобладал над традиционным представлением французских классиков о великой игре. [ 2 ] Вскоре ее методу стали подражать многие французские актрисы. [ 2 ]
Вернувшись в Лондон
[ редактировать ]Поскольку возможности продолжить работу в Париже уменьшились, Смитсон вернулась в Лондон, чтобы снова выступить с Джейн Шор . [ 2 ] Производство открылось в Ковент-Гардене 11 мая 1829 года при неблагоприятных обстоятельствах. Некоторые зрители, прочитавшие ее рецензии до ее отъезда в Париж, не захотели идти на шоу. Более того, лондонская пресса стремилась доказать, что их предыдущие обзоры ее средней игры были точными. Такие газеты, как Examiner, дали о первом представлении недовольную рецензию: [ 2 ]
Ее действия легки и изящны, хотя и несколько излишни. Ее декламация и продуманный выбор позиций показывают, что она была прилежной ученицей французской школы высокой трагедии. Ее голос из-за особенности интонации производит впечатление монотонности… [ 8 ]
Однако всего через семь дней после ее следующего выступления в роли Джульетты в шекспировском « Ромео и Джульетте» пресса, в том числе The Examiner , дала ей восторженные отзывы:
Игра мисс Смитсон Джульетты, если брать ее в целом, во многих отношениях лучшая, которую мы видели со времен мисс О'Нил… Она лучшая трагическая актриса сейчас в Лондоне. [ 9 ]
Она появилась в роли Бельвидеры в «Сохраненной Венеции» и в роли миссис Симпсон в «Симпсон и Ко» на трассе Линкольна в театре Питерборо с 27 июня по 2 июля 1831 года. [ 10 ] После закрытия Ковент-Гардена летом 1832 года Смитсон гастролировал по Англии, посещая второстепенные театры, выступая почти исключительно в трагедиях. [ 2 ] В июне 1832 года она присоединилась к Королевскому театру в Хеймаркете, где имела ограниченный успех и подвергалась критике по поводу своего веса. [ 2 ]
Конец карьеры
[ редактировать ]В 1830 году Смитсон вернулась в Париж, чтобы основать английский театр под своим собственным руководством. [ 2 ] Она получила разрешение выступать в Итальянском театре, где поставила несколько неудачных пьес. Год спустя она сломала ногу и была вынуждена приостановить карьеру до тех пор, пока нога не заживет. [ 2 ] Теперь она была в большом долгу, но ее мать и сестра все еще зависели от ее поддержки. [ 2 ] Своё последнее выступление в роли Офелии она дала 15 декабря 1836 года, прежде чем её здоровье ухудшилось.
Как муза
[ редактировать ]Подлинное изображение Смитсон своих персонажей привело к ее славе и неуловимости. До нее трагедия считалась прежде всего мужским царством. Ее отчетливо искренняя, почти гротескная интерпретация персонажей уступила место последующим актрисам трагедий. [ 2 ] Таким образом, она установила стандарт великолепной игры для всех актеров.
Превосходная игра Смитсон смешала восприятие ее личности с восприятием ее женских персонажей. На пике своей карьеры она стала лидером французского романтического движения. [ 2 ] Во многих произведениях искусства, пьесах, музыке и письменных произведениях французского романтизма, вдохновленных ею, она изображалась как Офелия, Джульетта и Харриет. Самым известным из этих произведений была » Гектора Берлиоза «Фантастическая симфония . После того, как Берлиоз увидел Смитсона в роли Офелии в 1827 году, он влюбился в нее, или, скорее, в «драматичный образ [женщины], придавший силу высочайшему искусству Шекспира и интенсивность благодаря очень эмоциональному событию и представлению». [ 2 ] Его одержимость побудила его сочинить Фантастическую симфонию, известную как первая великая романтическая симфония. [ 11 ]
Брак с Гектором Берлиозом
[ редактировать ]Берлиоз открыл Смитсон в театре «Одеон» в партиях Джульетты Капулетти и Офелии и сразу влюбился в нее. Он настойчиво отправлял ей письма, хотя никогда с ней не встречался. [ 2 ] Некоторое время он жил в квартире, откуда мог видеть, как она возвращается домой, и наблюдать за ней, пока она не заснет. [ 2 ] пригласил ее на исполнение « Лелио» , продолжения его «Фантастической симфонии Она игнорировала все его ухаживания до 1832 года, когда общий друг ». Она поняла, что симфония о ней, и отправила Берлиозу сообщение с поздравлением. [ 2 ] Берлиоз быстро получил разрешение на встречу с ней, и они стали любовниками. [ 2 ] Несмотря на ее тихое сопротивление и сопротивление со стороны семьи и друзей, они поженились в британском посольстве в Париже 3 октября 1833 года. Луи, единственный ребенок пары, родился 14 августа 1834 года. [ 2 ]
Вскоре Смитсон возмутился и завидовал Берлиозу, поскольку его музыкальный успех отдалил его от нее. [ 2 ] Когда она становилась все более собственнической и больной, Берлиоз завязал роман с Мари Ресио , певицей Парижской оперы , которая должна была стать второй женой Берлиоза. [ 2 ] В конце концов Смитсон переехал из супружеского дома на улице Сен-Винсент, Монмартр, на улицу Бланш в 1843 году, но Берлиоз по-прежнему поддерживал его финансово. [ 2 ]
Смерть
[ редактировать ]К концу жизни Смитсон страдала от паралича, из-за которого она едва могла двигаться и говорить. [ 2 ] Она умерла 3 марта 1854 года в своем доме на улице Сен-Винсент и была похоронена на кладбище Сен-Венсан . Позже Берлиоз перезахоронил ее тело на кладбище Монмартр, когда собор Сен-Винсента должен был быть перестроен. [ 2 ]
Театральные роли
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Драматург |
---|---|---|---|
1814 | Воля | Альбина Мандевилль | Фредерик Рейнольдс |
1816 | Школа скандала | Леди Тизл | Ричард Бринсли Шеридан |
1816 | Смейся, когда можешь | миссис Мортимер | Фредерик Рейнольдс |
1816 | Клятвы любовника | Амелия | Элизабет Инчбальд |
1816 | Альпинисты | Флоранте | Джордж Коулман |
1816 | Незнакомец | миссис Халлер | Август фон Коцебу |
1827 | Бен Назир, Сарацин | Батильда | Томас Колли Грэттан |
Искусство Харриет Смитсон
[ редактировать ]-
Гарриет Смитсон, Юджин Деверия , Музей Гектора-Берлиоза (место рождения) Ла Кот-Сен-Андре
-
Гарриет Смитсон в 1832 году. Художник неизвестен.
-
Гарриет Смитсон Джорджа Клинта в роли мисс Дориллон в фильме «Жены, какими они были, и служанки, какими они есть»
-
Гарриет Смитсон, неизвестная художница
-
Гарриет Смитсон, Джордж Клинт
-
Гарриет Смитсон, Фрэнсис-Антуан Совесть
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с , Мерфи, Грохеган, 2015, стр. 196.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап Раби, Питер (1982). «Прекрасная Офелия»: жизнь Гарриет Смитсон Берлиоз . Великобритания в Университетском издательстве Кембриджа: Пресс-синдикат Кембриджского университета. ISBN 0-521-24421-8 .
- ^ Оксберри 1825, стр.195.
- ^ Оксберри стр.196. Также появляется в «Жизньх шекспировских актеров», 2009 г., стр. 4-17, цитируемых ниже.
- ^ Маршалл, Киши, Дэвис, Фриман, Раби, 2009, стр.19. напрямую публикует первоисточник «Таймс» от 21 января 1818 года. Британская библиотека, газетная библиотека Колиндейла.
- ^ Маршалл, Киши, Дэвис, Фриман, Раби, 2009, стр.53. непосредственно издает «Журнал Делеклюза» Этьена-Жана Делеклюза, 1824–1828 , изд. Р. Баше (Париж: Б. Грассе, [1948]), 454–65,467. Перевод Питера Рэби.
- ^ Маршалл, Киши, Дэвис, Фриман, Раби, 2009, стр.57. непосредственно издает «Журнал Делеклюза» Этьена-Жана Делеклюза, 1824–1828 , изд. Р. Баше (Париж: Б. Грассе, [1948]), стр. 454–65,467. Перевод Питера Рэби.
- ^ Маршалл, Киши, Дэвис, Фриман, Раби, 2009, стр.166. Публикует первоисточник, Examiner , 17 мая 1829 г., стр.308. Библиотека Кембриджского университета, полка NPR. С.40
- ^ Маршалл, Киши, Дэвис, Фриман, Раби, 2009, стр.167. Публикует первоисточник, Examiner , 24 мая 1829 г., стр.324-5. Библиотека Кембриджского университета, полка NPR. С.40
- ^ «Театр, Питерборо». Стэмфорд Меркьюри . 24 июня 1831 г. с. 3.
- ^ Келли, Томас (2000). Первые вечера, пять музыкальных премьер . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 182. ИСБН 0-300-07774-2 .
- Мерфи, Дэвид; Геогеган, Патрик. «Смитсон, Гарриет Констанс Берлиоз» . Словарь ирландской биографии. (ред.) . Джеймс Макгуайр, Джеймс Куинн. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета, 2009 г. Проверено 7 декабря 2015 г.
- Оксберри, Уильям (1825). Драматическая биография и театральные анекдоты . Лондон: Симпкин, Маршалл и Чаппеле.
- Маршалл, Гейл; Киши, Тецуо; Дэвис, Джим; Фриман, Лиза А.; Раби, Питер (2009). Жизни шекспировских актеров II, Эдмунда Кина, Сары Сиддонс и Гарриет Смитсон глазами их современников . Лондон: Пикеринг и Чатто. ISBN 9781851968527 .
- Келли, Томас (2000). Первые вечера, пять музыкальных премьер . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 182. ИСБН 0-300-07774-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Краткая биография: Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 273.
- Сборник первоисточников, связанных с Гарриет Смитсон и ее современниками: Маршалл, Гейл; Киши, Тецуо; Дэвис, Джим; Фриман, Лиза А.; Раби, Питер (2009). Жизни шекспировских актеров II, Эдмунда Кина, Сары Сиддонс и Гарриет Смитсон глазами их современников . Брукфилд, Вирджиния: Pickering & Chatto (Publishers) Ltd. ISBN 9781851968527 .
- Роман, основанный на жизни Гарриет Смитсон: Балинт, Кристина (2004). Веер Офелии . Нью-Йорк: Norton & Company, Inc. ISBN 0-393-05925-1 .
- Кратко упоминает Гарриет Смитсон : Элсон, Луи К. (1918). Женщина в музыке . Университетская серия музыкальных миниатюр. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Университетское общество, Inc., с. 37.