Вращающийся танцор
Вращающаяся танцовщица , также известная как иллюзия силуэта , представляет собой кинетическую , бистабильную , анимированную оптическую иллюзию, первоначально распространяемую в виде GIF-анимации, показывающую силуэт танцовщицы, пируэт совершающей . Иллюзия, созданная в 2003 году японским веб-дизайнером Нобуюки Каяхара. [1] [2] включает видимое направление движения фигуры. Некоторые наблюдатели изначально видят, что фигура вращается по часовой стрелке (если смотреть сверху), а некоторые — против часовой стрелки. Кроме того, некоторые могут увидеть, как фигура внезапно вращается в противоположном направлении. [2]
Эффект
[ редактировать ]Иллюзия возникает из-за отсутствия визуальных признаков глубины. Например, когда руки танцовщицы движутся слева направо от зрителя, можно увидеть, как ее руки проходят между ее телом и зрителем (то есть на переднем плане изображения, и в этом случае она будет кружить против часовой стрелки справа от себя). ступню), а также можно рассматривать ее руки как проходящие позади тела танцовщицы (то есть на заднем плане изображения, и в этом случае она видна кружащейся по часовой стрелке на левой ноге).
Когда она смотрит влево или вправо, грудь и хвост четко определяют направление ее взгляда, хотя существует неясность, какая именно нога. Однако, когда она отходит от взгляда влево (или от взгляда вправо), можно увидеть, что танцовщица смотрит в одном из двух направлений. Сначала эти два направления находятся довольно близко друг к другу (скажем, оба влево, но одно обращено немного вперед, а другое немного назад), но они становятся все дальше друг от друга, пока не достигнут положения, в котором ее хвост и грудь находятся в на одной линии со зрителем (чтобы ни грудь, ни хвостик не были так отчетливо видны). В этом положении она может быть обращена либо от зрителя, либо к зрителю, так что два возможных положения находятся на расстоянии 180 градусов друг от друга.
Другой аспект этой иллюзии можно вызвать, поместив зеркало вертикально рядом с изображением. Естественно ожидать, что нормальное изображение и его отражение будут вращаться в противоположных направлениях. Это не обязательно происходит и создает парадоксальную ситуацию, когда кажется, что оба танцора вращаются в одном направлении.
Психология зрительного восприятия
[ редактировать ]Установлено, что силуэт чаще можно увидеть вращающимся по часовой стрелке, чем против. Согласно онлайн-опросу, в котором приняли участие более 1600 участников, примерно две трети наблюдателей изначально считали, что силуэт вращается по часовой стрелке. Кроме того, наблюдателям, которые первоначально воспринимали вращение по часовой стрелке, было труднее ощутить альтернативу. [3]
Эти результаты можно объяснить психологическим исследованием, подтверждающим предвзятость просмотра сверху, которая влияет на восприятие силуэта наблюдателями. [4] [5] Танцовщица Каяхары изображена с возвышением камеры немного выше горизонтальной плоскости. Следовательно, танцора также можно увидеть сверху или снизу, помимо того, что он вращается по часовой стрелке или против часовой стрелки и смотрит в сторону наблюдателя или от него. При осмотре можно заметить, что в оригинальной иллюзии Каяхары наблюдение за вращением танцора по часовой стрелке сочетается с постоянным удерживанием возвышенной точки обзора и наблюдением за танцором сверху.
Верно и обратное; наблюдатель, поддерживающий восприятие против часовой стрелки, занял точку зрения ниже танцора. Если наблюдатели сообщают, что первоначальный силуэт Каяхары вращается чаще по часовой стрелке, чем против часовой стрелки, есть две основные возможности. У них может быть предвзятость видеть, как она вращается по часовой стрелке, или они могут склоняться к тому, чтобы принять точку зрения сверху.
Чтобы разделить эти две возможности, исследователи создали свои собственные версии иллюзии силуэта Каяхары, воссоздав танцора и изменив высоту камеры. Это позволяло создавать пары «по часовой стрелке сверху» (как в оригинале Каяхары) и «по часовой стрелке снизу». Результаты показали, что смещения по часовой стрелке не было, а скорее было смещение просмотра сверху. Более того, это смещение зависело от угла наклона камеры. Другими словами, чем больше высота камеры, тем чаще наблюдатель видел танцора сверху.
В популярной психологии иллюзия была ошибочно представлена. [6] идентифицируется как личностный тест , который предположительно показывает, какое полушарие мозга является доминирующим у наблюдателя . В соответствии с этой неправильной интерпретацией его в народе называют «тестом правого и левого полушарий». [7] и был широко распространен в Интернете в конце 2007 - начале 2008 года. [2]
В статье 2014 года описывается активация мозга, связанная с переключением восприятия. С помощью фМРТ на добровольце, способном по своему желанию переключать направление вращения, было обнаружено, что за переключение отвечает часть правой теменной доли. Эту активацию мозга авторы связывают с описанными выше спонтанными колебаниями мозга. [8]
Бистабильное восприятие
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2018 г. ) |
Существуют и другие оптические иллюзии, которые зависят от того же или подобного вида зрительной двусмысленности, известной как мультистабильное, в данном случае бистабильное, восприятие . Одним из примеров является куб Неккера .
В зависимости от восприятия наблюдателя видимое направление вращения может меняться любое количество раз, что является типичной особенностью так называемых бистабильных объектов восприятия, таких как куб Неккера, который время от времени может восприниматься как вид сверху или снизу. Эти чередования являются спонтанными и могут происходить случайным образом без каких-либо изменений стимула или намерения наблюдателя. Однако некоторым наблюдателям может быть трудно вообще заметить изменение в движении.
Один из способов изменить воспринимаемое направление — использовать боковое зрение и мысленно искать руку, идущую сзади, а не впереди, а затем осторожно отводить глаза назад. Некоторые могут легче воспринимать изменение направления, сужая визуальный фокус до определенной области изображения, например, вращающейся ноги или тени под танцором, и постепенно глядя вверх. Можно также попытаться наклонить голову, чтобы почувствовать изменение направления. Другой способ — наблюдать за основной тенью стопы и воспринимать ее как пальцы, всегда направленные от себя, и это может помочь с изменением направления. Можно также закрыть глаза и попытаться представить, как танцор движется в определенном направлении, затем снова открыть их, и танцор должен изменить направление. Еще один способ — дождаться, пока ноги танцора пересекутся в проекции, а затем попытаться почувствовать изменение направления в дальнейшем. Можно также попробовать использовать периферийное зрение, чтобы отвлечь доминирующую часть мозга, медленно отвести взгляд от балерины и начать видеть, как она вращается в другом направлении.
Возможно, самый простой метод — быстро моргать (при необходимости слегка изменяя частоту), пока последовательные изображения не начнут двигаться в «новом» направлении. Тогда можно открыть глаза и новое направление вращения сохраняется. Можно даже увидеть иллюзию таким образом, что танцор вообще не вращается, а просто вращается вперед и назад на 180 градусов.
Были созданы слегка измененные версии анимации с дополнительной визуальной подсказкой, чтобы помочь зрителям, которым трудно увидеть то или иное направление вращения. К ногам добавлены метки и белые края, чтобы было понятно, какая нога проходит перед другой. Первый взгляд на одно из этих измененных изображений иногда может заставить исходное изображение танцора вращаться в соответствующем направлении.
Дальнейший анализ
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веб-сайт Нобуюки Каяхара.
- ^ Jump up to: а б с Паркер-Поуп, Тара (28 апреля 2008 г.). «Правда о вращающейся танцовщице» . Ну Блог . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 августа 2008 г.
- ^ «Повседневные пятницы: ТК-421, почему ты не можешь повернуть эту женщину наоборот?» . Когнитивный ежедневник . 10 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 г. Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Трое Н.Ф., МакАдам М (14 ноября 2010 г.). «Предвзятость просмотра сверху и иллюзия силуэта» (PDF) . я-Восприятие . 1 (3): 143–148. дои : 10.1068/i0408 . ПМЦ 3485768 . ПМИД 23145219 . Архивировано из оригинала (PDF) г. 30 апреля 2011 Проверено 14 ноября 2010 г.
- ^ Каттинакере, Рагу (3 февраля 2008 г.). «Прядильщица объяснила» . Проверено 3 февраля 2008 г.
- ^ Новелла, Стивен (11 октября 2007 г.). «Левое полушарие мозга – правое полушарие и прядильная девушка» . Блог НейроЛогики . Проверено 7 августа 2008 г.
- ^ «Тест правого полушария против левого полушария» . Перт сейчас . Санди Таймс. 26 сентября 2007 г. Проверено 7 августа 2008 г.
- ^ Бернал, Байрон; Гильен, Великий; Маркес, Джон Камило; Кучинскас, Лаймутис (2014). «Иллюзия вращающегося танцора и спонтанные колебания мозга: исследование фМРТ» . нейроказе 20 (6): 627–639. дои : 10.1080/13554794.2013.826692 . ISSN 1465-3656 . ПМИД 23984988 .