Сефер ха-Разим
Сефер ха-Разим ( иврит : ספר הרזים ; «Книга тайн») — еврейский магический текст, предположительно данный Ною ангелом Разиэлем и передаваемый на протяжении всей библейской истории , пока не оказался во владении Соломона , для которого он был великим источник его мудрости и предполагаемых магических сил. Это не то же самое произведение, что « Сефер Разиэль Ха-Малах» , которое было дано Адаму одним и тем же ангелом, хотя оба произведения происходят из одной и той же традиции, и большая часть «Сефер Разиэль ха-Малах» была включена в « Сефер Разиэль» под ее первоначальным названием.
Считается, что это справочник по еврейской магии , призывающий ангелов, а не Бога совершать сверхъестественные подвиги. [ 1 ]
Открытие
[ редактировать ]Текст был заново открыт в 20 веке Мордехаем Маргалиотом , еврейским учёным, посетившим Оксфорд в 1963 году, с использованием фрагментов, найденных в Каирской Генизе . [ 2 ] [ 3 ] Он предположил, что несколько фрагментов еврейской магической литературы имеют общий источник, и был уверен, что сможет реконструировать этот общий источник. Он добился этого в 1966 году, когда опубликовал «Сефер ха-Разим» . Первый английский перевод книги был осуществлен Майклом А. Морганом в 1983 году; по состоянию на лето 2007 года книга находится в печати. Новое научное издание основной сохранившейся рукописи, включающее еврейские и иудео-арабские фрагменты генизы, а также латинский перевод XIII века, было подготовлено Биллом Ребигером и Питером Шефером в 2009 году вместе с перевод и комментарии на немецком языке в отдельном томе.
Встречаться
[ редактировать ]Маргалиот относит дату оригинального текста к началу четвертого или концу третьего века нашей эры. Эта дата общепринята почти повсеместно; Заметным исключением является Итамар Грюнвальд, который датирует текст шестым или седьмым веком. Тем не менее, очевидно, что этот текст предшествует каббалистическим текстам, включая Зоар (тринадцатый век), Бахир (также тринадцатый век) и, возможно, протокаббалистическую Сефер Йецира (четвертый век). Есть определенные текстовые подсказки, указывающие на эту раннюю дату, в частности, ссылка на «римские индикты в 1:27-28, [которые] дают четкую конечную точку 297 г. н.э.» (Морган 8).
Структура и содержание
[ редактировать ]Книга разделена на семь разделов, не считая предисловия, в котором подробно описывается прием и передача книги. Каждый из первых шести разделов соответствует одному небу и содержит список ангелов и инструкции по совершению одного или нескольких магических обрядов. Только престол Божий и четыре айота находятся на седьмом небе. Существует непростое противоречие между ортодоксальной космогонией книги и неортодоксальной практикой, воплощенной в этих магических обрядах; Книга, очевидно, была отредактирована писцом-раввином, но «народная религия», содержащаяся в книге, более или менее нетронута. Некоторые из ритуалов призваны способствовать исцелению, пророчеству, нападению на врага и обретению удачи. Число семь, важность божественных имен и преобладание симпатической магии — все это имеет значение в литературе ближневосточной магии . Текст демонстрирует сильный синкретизм еврейской и греческой традиций; [ 4 ] примером может служить молитва богу Солнца Гелиосу с призывом к нему ночью:
Святой Гелиос, восходящий на востоке, добрый мореплаватель, надежный вождь солнечных лучей, надежный свидетель, издревле установивший могучее небесное колесо, святой порядок, правитель небесной оси, Господь, Блестящий Вождь, Царь , Солдат. Я, N, сын N, обращаюсь к тебе с мольбой, чтобы ты явился мне, не вызывая у меня страха, и ты открылся мне, не вызывая у меня ужаса, и ты ничего не утаил от меня, и рассказал мне правду все что я желаю. [ 5 ]
Молитве предшествует указание 21 раз призвать нескольких ангелов, а также имя Солнца. Читателю предлагается совершить ритуал в белых одеждах.
Мандейская « утра (ангел или хранитель) Птахил упоминается в Сефер ха-Разим» среди других ангелов, стоящих на девятой ступени второго небосклона. [ 6 ] : 211
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Г. Гейгер (1999). Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 106–. ISBN 978-0-19-513482-7 .
- ^ Дэвид Рэймонд Смит (13 апреля 2009 г.). «Отдайте этого человека сатане»: проклятие, исключение и спасение в 1 Коринфянам 5 . Издательство Блумсбери. стр. 107–. ISBN 978-0-567-26746-7 .
- ^ Клинтон Арнольд (1 декабря 2014 г.). Колоссийский синкретизм: взаимодействие между христианством и народной верой в Колоссах . Издатели Wipf & Stock. стр. 51–. ISBN 978-1-4982-1757-6 .
- ^ Эйткен, Джеймс К .; Карлтон Пэджет, Джеймс (2014). Еврейско-греческая традиция в древности и Византийской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН 978-1-107-00163-3 .
- ^ Майкл А. Морган Сефер Ха-Разим: Книга тайн. , Чико, Калифорния: Scholars Press, 1983., стр. 71
- ^ Винлат, Марек (январь 2012 г.). «Еврейские элементы в мандейской письменной магии» . Бирно, Д. – Блажек, Дж. – Веверкова, К. (ред.), «Шалом: дань уважения к 70-летию Бедржиха Носка» (Deus et Gentes, Том 37), Хомутов: Л. Марек, 2012. Isbn 978- 80-87127-56-8 . Проверено 10 февраля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Леви, Б. Барри. Сефер Ха-Разим , Неопубликованная рукопись и английский перевод, Университет Макгилла.
- Маргалиот, Мордехай. Сефер Ха-Разим. Иерусалим: Едиот Ахронот, 1966.
- Морган, Майкл А. Сефер Ха-Разим: Книга тайн. Чико, Калифорния: Scholars Press, 1983. Большая часть информации для этой статьи взята из этой книги.
- Рейгер, Билл; Шефер, Питер (ред.). Сефер ха-Разим I и II Книга Тайн , т. 1: Издание, т. 1. 2: Введение, перевод и комментарий. Тюбинген: Мор Зибек, 2009.