Сады Бомарцо
Сады Бомарцо | |
---|---|
Священная роща | |
Священный лес | |
![]() орка рот | |
Расположение | Бомарцо , Италия |
Координаты | 42 ° 29'29,88 "с.ш. 12 ° 14'51,27" в.д. / 42,4916333 ° с.ш. 12,2475750 ° в.д. |
Созданный | 16 век |
Дизайнер | Пирро Лигорио |
Сакро Боско («Священная роща»), [ 1 ] в просторечии называемый Парком монстров ( Parco dei Mostri по-итальянски), также называемый Садом Бомарцо , представляет собой монументальный комплекс в стиле маньеризма, расположенный в Бомарцо , в провинции Витербо , на севере Лацио , Италия. [ 2 ]
Сад был создан в 16 веке. [ 3 ] Дизайн приписывают Пирро Лигорио , а скульптуры — Симоне Москино . Расположенный в лесистой долине под замком Орсини, он наполнен гротескными скульптурами и небольшими зданиями, расположенными среди естественной растительности.
История
[ редактировать ]Название парка происходит от множества огромных скульптур, некоторые из которых высечены в скале, которые населяют этот преимущественно бесплодный ландшафт. Он был заказан Пьером Франческо Орсини по прозвищу Вичино 16-го века , кондотьером и покровителем искусств, очень преданным своей жене Джулии Фарнезе (не путать с ее двоюродной бабушкой по материнской линии Джулией Фарнезе , любовницей Папы Александра VI). ). Когда жена Орсини умерла, он приказал построить сады, чтобы справиться со своим горем.
В течение 19-го века и в глубине 20-го века сад зарос и заброшен, но после того, как испанский художник Сальвадор Дали в 1950-х годах снял короткометражный фильм о парке и завершил картину, фактически основанную на парке, семья Беттини реализовала Программа реставрации, продолжавшаяся на протяжении 1970-х годов. Сегодня сад, остающийся частной собственностью, является главной туристической достопримечательностью.





Описание
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Парк Бомарцо был призван не радовать, а удивлять, и, как и многие маньеризма произведения искусства Ганнибала , его символика загадочна: примерами могут служить большая скульптура одного из боевых слонов , который калечит римского легионера , или статуя Церера, отдыхающая на голой земле, с вазой с зеленью на голове.
Множество чудовищных статуй, похоже, не связаны с каким-либо рациональным планом и, похоже, были разбросаны по территории почти хаотично, sol per sfogare il Core («просто чтобы освободить сердце»), как гласит одна надпись на обелисках.
аллюзивные стихи на итальянском языке Аннибала Каро (первый из них написан в 1564 году), Битусси и Кристофоро Мадруццо Рядом со скульптурами были начертаны , некоторые из которых сейчас стерты.
Причина планировки и дизайна сада во многом неизвестна; Лиана Лефевр считает, что это иллюстрации к любовному роману Hypnerotomachia Poliphili . [ 4 ] Возможно, они были задуманы как контраст идеальной симметрии и планировке великих садов эпохи Возрождения, расположенных неподалеку на вилле Фарнезе и вилле Ланте . Рядом с официальными выходными воротами находится наклоняющееся казино , похожее на сторожевую башню , так называемое Casa Pendente («Падающий дом»).
Скульптуры
[ редактировать ]- Фонтан под названием Пегас , крылатый конь.
- Две сирены , вероятно, Прозерпина , жена Плутона.
- Оркус с широко открытым ртом, на верхней губе которого написано «OGNI PENSIERO VOLA» («Все мысли летают»), что иллюстрируется тем фактом, что акустика рта означает, что любой шепот, произнесенный внутри, ясно слышен любому. стоя у подножия ступенек. Историк искусства Люк Морган описывает эту скульптуру как «Адскую пасть» и отмечает, что люди обедали в ней, создавая эффект одновременного еды и быть съеденным; эта двойственность характерна для «монстров» итальянских садов XVI века. Адская пасть также является лишь фрагментом целого тела и поэтому гротескна. [ 5 ]
- Кит
- Два медведя
- Дракон , атакованный львами
- Протей с оружием Орсини
- Ганнибала Слон ловит римского легионера
- Цербер
- Черепаха с крылатой женщиной на спине
- Маленький театр природы
- Великан , жестоко кромсающий персонажа
- Тритон в нише
- Две Цереры , сидящие и стоящие
- Спящая нимфа
- Афродита
- Гигантские плоды , шишки и тазики
Памятники
[ редактировать ]- Падающий дом : посвящен кардиналу Кристофоро Мадруццо , другу Вичино Орсини и его жены.
- Храм Вечности : мемориал Джулии Фарнезе, расположенный в верхней части сада, представляет собой восьмиугольное здание, сочетающее в себе классические, ренессансные и этрусские жанры. В настоящее время здесь находятся могилы Джованни Беттини и Тины Севери, владельцев, реставрировавших сад в двадцатом веке.
Наследие
[ редактировать ]- Сюрреалистическая природа Парка Мостри понравилась Жану Кокто и Сальвадору Дали , которые подробно обсуждали ее.
- Поэт Андре Пьер де Мандиарг написал эссе, посвященное Бомарцо.
- Ники де Сен-Фалль была вдохновлена Бомарцо для своего Сада Таро , Джардино деи Тарокки .
- История Бомарсо и жизнь Пьера Франческо Орсини являются предметом романа аргентинского писателя Мануэля Мухики Лайнеса « Бомарзо» (1962). Сам Мухика Лайнес написал либретто по мотивам своего романа, положенного на музыку Альберто Хинастера (1967). Премьера оперы «Бомарсо» состоялась в Вашингтоне в 1967 году, поскольку правительство Аргентины осудило ее как сексуально оскорбительную.
- Переосмысленная версия сада является центральным элементом романа «Зеленый и древний свет» Фредерика С. Дурбина .
- Некоторые сцены из Франкенштейна фильма 1985 года «Невеста» в главных ролях со Стингом и Дженнифер Билз были сняты среди скульптур в саду.
- Здесь происходит сцена боя в фильме 1985 года «Приключения Геракла» , а рот Орка служит входом в пещеру.
- Голландский художник Карел Виллинк использовал несколько групп статуй парка в своих картинах, например, «Равновесие сил» (1963), «Вечный крик» (1964), «В будущее» (1965) и «Пейзаж с ядерным реактором» (1982). [ 6 ]
- Реплика рта Оркуса появляется в качестве основной декорации в фильме 1997 года « Реликвия» .
- В киноверсии « Алисы в стране чудес » 1999 года грот в сцене с участием Джина Уайлдера в роли Якобы Черепахи состоит из скульптурных элементов, копирующих сад в Бомарцо.
- Рот Орка появляется в итальянском фильме ужасов 1964 года Il castello dei morti vivi (также известном как Замок живых мертвецов ).
- История и тайны садов представлены в настольной игре Стефано Кастелли «Бомарцо» 2015 года.
- Горгулья из сада изображена на обложке альбома Анны фон Хауссвольф 2020 года All Thoughts Fly . [ 7 ]
- Оркус изображен на обложке альбома Billy американского рэпера Ill Bill.
- Оркус показан в короткой сцене в фильме Терренса Малика 2011 года «Древо жизни» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маттео Верчеллони, Вирджилио Верчеллони Изобретая сад 2010 - страница 73 «Сакро Боско (Священный лес) Бомарцо в Лацио - это загадочный парк, полный диковин и монстров, расположенный в месте, которое, возможно, когда-то было ...»
- ^ Кэролайн Холмс Иконы садового дизайна: 2001 - стр. 38 «Сакро-Боско, или «священная роща», доводит страсть эпохи Возрождения к садовой символике до кульминации. Это причудливая коллекция статуй и архитектурных безумств в лесу недалеко от граница между Умбрией и Лацио».
- ^ (на французском языке) Энциклопедия Encarta Encarta.msn.com. Архивировано 17 июня 2009 г. на Wayback Machine. Проверено 27 июня 2009 г.
- ^ «Гипнеротомахия Полифили – объект Материальной Культуры» .
- ^ Морган, Люк (2016). Монстр в саду: гротеск и гигант в ландшафтном дизайне эпохи Возрождения . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. стр. 9, 62, 133. ISBN. 9780812247558 .
- ^ Колберген, Мишель (1984). Бомарзо ( Под чарами по-голландски). Амстердам: Ван Доббенбург. стр. 88–91. ISBN 90-6577-0097 .
- ^ Юрек, Том. «Анна фон Хаусвольф — Все мысли летят » . Вся музыка . Проверено 30 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Публикация на сайте Bomarzo
- (на итальянском языке) Публикация на сайте Bomarzo - Изображения
- (на французском языке) Хелла Хаазе, Сады Бомарцо , Сей, Париж, 2000 г.
- (Немецкий) Рихтсфельд, Бруно Дж.: «Священный лес» Бомарцо и его «Адская пасть». В: Метаморфозы. Работы Вернера Энгельмана и этнографические объекты в сравнении. Под редакцией Вернера Энгельмана и Бруно Дж. Рихтсфельда. Мюнхен, 1989, стр. 18–36.
- (на французском языке) Джесси Шилер, Сад Бомарцо - загадка эпохи Возрождения , Actes Sud, Арль, 2007 г.
- (на итальянском языке) Кальвеси М., Заклинания Бомарцо. Священный лес между искусством и литературой , Милан, Бомпиани, 2000 г.
- (на английском языке) Морган, Люк, Монстр в саду: гротеск и гиганты в ландшафтном дизайне эпохи Возрождения , University of Pennsylvania Press, 2016, Филадельфия
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Парк Монстров
- Фотогалерея и информация о Парке Монстров в Culture Discovery Vacations
- Великолепные гротески, Паула де ла Крус, GARDEN DESIGN, ноябрь/декабрь 2009 г.
- Фотоочерк о саду и его значении Ли ван Лаера, редактора поэзии журнала Parabola, 2013 г.
- информация для посещения Бомарцо
- Гипнеротомахия Полифили – объект Материальной Культуры