Реализм в балансе
« Реализм на весах » ( нем . Es geht um den Realismus ) — эссе Георга Лукача, написанное в 1938 году, когда он жил в Советской России , и впервые опубликованное в немецком литературном журнале. В нем он защищает «традиционный» реализм таких авторов, как Томас Манн, перед лицом растущих модернистских движений, таких как экспрессионизм , сюрреализм и натурализм . Практикующие этих движений, такие как Джеймс Джойс , делали акцент на отображении разногласий и разочарований современной жизни с помощью техник, подчеркивающих индивидуализм и индивидуальное сознание, таких как поток сознания . В своем эссе Лукач представляет сложный, детальный взгляд на эти движения и их связь с тем, что он считает «истинным» реализмом: с одной стороны, Лукач утверждает, что такие движения являются исторической необходимостью, но он также решительно выражает мнение, что этим новым художественным движениям не хватает того, что он считает революционной силой.
Темы
[ редактировать ]Новые движения в контексте
[ редактировать ]Лукач считал, что новые движения являются свидетельством того, что капитализм находится на пределе возможностей. Как он пишет:
Экономическая действительность как совокупность сама подвержена историческим изменениям... решающая роль буржуазии в истории состоит в развитии мирового рынка, благодаря чему экономика всего мира становится объективно единой целостностью. ... В результате объективной структуры экономической системы поверхность капитализма, кажется, «распадается» на ряд элементов, стремящихся к независимости. Очевидно, это должно отразиться в сознании людей, живущих в этом обществе, а значит, и в сознании поэтов и мыслителей. (1036)
Иными словами, акцент на индивидуальной изоляции в этих художественных движениях напрямую коррелирует с тотальной интеграцией капиталистической системы. Это формирует один из основных аргументов Лукача против революционного потенциала модернизма , а именно, что эти движения изображают индивидуальную жизнь как разобщенную в то время, когда капитализм гарантирует, что жизни людей на самом деле более переплетены, чем когда-либо.
Социальная целостность
[ редактировать ]Лукач твердо верил, что литература может оказать влияние на общество в целом. Действительно, «Реализм на весах» начинается с цитаты Георгия Димитрова о важности Дон Кихота для среднего класса в их борьбе с феодализмом . Лукач считал, что именно традиционный реализм может привести к марксистской революции.
Лукач придерживается марксистской позиции , согласно которой рабочий класс представляет собой беспокойную силу, полную потенциала, но лишенную направления. Таким образом, долг автора — разъяснить рабочему классу истинную природу общественных отношений. Таким образом, для Лукача борьба за природу «реализма» была не темной теоретической ссорой, а важной дискуссией, которая имела феноменальный потенциал изменить общество. Как он пишет:
Если литература есть особая форма отражения объективной реальности, то для нее решающее значение приобретает постижение этой реальности такой, какая она есть на самом деле, а не ограничиваться лишь воспроизведением того, что проявляется непосредственно и на поверхности. (1037)
«Все, что проявляется непосредственно и на поверхности» — здесь явный удар по техникам и перспективам модернистских школ.
Реализм и великая литература
[ редактировать ]Лукач считал, что авторы, желающие попытаться уловить эту социальную целостность, создают лучшие произведения как с эстетической , так и с революционной точки зрения, чем писатели модернистских школ. Умело проводя параллели с диалектическим развитием общества в целом, Лукач пишет, что «монотонность» модернистских произведений неумолимо проистекает из решения отказаться от любых попыток отразить объективную реальность... этот подход не допускает ни творческой композиции, ни взлетов и падений, ни роста из внутри, чтобы выйти из истинной природы предмета .
В частности, Лукач выражает поддержку немецкому писателю Томасу Манну . Ссылаясь на главного героя произведения Манна Тонио Крегера , Лукач пишет:
когда Томас Манн называет Тонио Крёгера «буржуем, сбившимся с пути», он не останавливается на этом: он показывает, как и почему он все еще остается буржуазией, несмотря на всю его враждебность к буржуазии, его бездомность в буржуазном обществе и его исключение из жизни буржуазии. Благодаря тому, что он делает все это, Манн возвышается как творческий художник и в своем понимании природы общества. (1039-1040)
Но Лукач ценил не только работу левых . Он чувствовал, что любому автору, независимо от политической принадлежности, было бы лучше показать «настоящую» природу социальной тотальности. Это объясняет поддержку Лукачем работ Бальзака , который, как роялист , был диаметрально против ленинистских убеждений Лукача.
Исторический материализм
[ редактировать ]Лукач отказывается наделять новые школы модернизма каким-либо революционным потенциалом, но при этом вынужден спорным образом защищать свою диссертацию. Марксистская мысль утверждает, что каждое новое достижение в обществе лишь ускоряет возможную революцию. Но, безусловно, модернистские школы являются новым достижением, и поэтому они должны иметь некоторый революционный потенциал. Таким образом, Лукач вынужден либо заявить, что модернизм не является исторически необходимым, либо обсудить марксистскую концепцию неизбежности. Поскольку он уже включил развитие модернистских движений в свой тезис о социальной тотальности, он должен занять последнюю позицию. Как он пишет:
Для марксизма признание исторической необходимости не предполагает ни оправдания того, что действительно существует (даже в тот период, когда оно существует), ни выражает фаталистическую веру в необходимость исторических событий... Еще меньше это пришло бы в голову Марксист видит в этом фаталистическую необходимость развития от капитализма к социализму. (1047)
Краткое содержание
[ редактировать ]Первоначальная цель «Реализма на весах», заявленная в самом начале, — развенчание утверждений тех, кто защищает экспрессионизм как ценное литературное движение. Лукач обращается к разногласиям в сообществе критиков-модернистов, которых он считал неспособными решить, какие писатели были экспрессионистами, а какие нет, утверждая, что «возможно, не существует такого понятия, как писатель-экспрессионист».
Хотя его цель состоит в том, чтобы якобы раскритиковать то, что он воспринимал как переоценку модернистских школ письма на момент публикации статьи, Лукач использует эссе как возможность продвинуть свою формулировку желательной альтернативы этим школам. Он отвергает представление о том, что современное искусство обязательно должно проявляться как список последовательных движений, начиная с натурализма и проходя через импрессионизм и экспрессионизм, чтобы достичь кульминации в сюрреализме . Для Лукача важным вопросом был не конфликт, возникающий в результате развивающегося противостояния модернистов классическим формам, а скорее способность искусства противостоять объективной реальности, существующей в мире, способность, которую, как он обнаружил, почти полностью отсутствовала в модернизме. .
Лукач считал, что желаемая альтернатива такому модернизму должна принять форму реализма, и привлекал авторов-реалистов Максима Горького , Томаса и Генриха Манна , а также Ромена Роллана к защите своего дела . Чтобы сформулировать дискуссию, Лукач представляет аргументы критика Эрнста Блоха , защитника экспрессионизма и автора, которому Лукач в основном отвечал. Он утверждает, что модернисты, такие как Блох, слишком охотно игнорируют реалистическую традицию, невежество, которое, по его мнению, проистекает из модернистского неприятия важнейшего принципа марксистской теории, неприятия, которое, как он цитирует, выдвигает Блох. Этот принцип представляет собой веру в то, что система капитализма представляет собой «объективную совокупность социальных отношений», и он является фундаментальным для аргументов Лукача в пользу реализма.
Он объясняет, что распространенность капитализма, единство его экономической и идеологической теории и его глубокое влияние на социальные отношения составляют «замкнутую интеграцию» или «тотальность», объективное целое, которое функционирует независимо от человеческого сознания. Лукач цитирует Маркса, чтобы поддержать это историческое материалистическое мировоззрение: «Производственные отношения в каждом обществе образуют единое целое». Далее он полагается на Маркса, утверждая, что неустанное развитие буржуазией мировых рынков настолько далеко идущее, что создает единую целостность, и объясняет это, поскольку растущая автономия элементов капиталистической системы (таких как автономия валюты ) воспринимается обществом как «кризис», должно существовать некое базовое единство, которое связывает эти, казалось бы, автономные элементы капиталистической системы вместе, и делает их разделение видимым как кризис.
Возвращаясь к модернистским формам, Лукач утверждает, что такие теории игнорируют отношение литературы к объективной реальности в пользу изображения субъективного опыта и непосредственности, которые мало что делают для демонстрации лежащей в основе капиталистической тотальности существования. Ясно, что Лукач считает изображение действительности главной целью искусства — в этом он, возможно, не расходится с модернистами, — но он утверждает, что «если писатель стремится изобразить действительность такой, какая она есть на самом деле, т. е. если он подлинный реалист, то вопрос тотальности играет решающую роль». «Истинные реалисты» демонстрируют важность социального контекста, и поскольку разоблачение этой объективной целостности является решающим элементом марксистской идеологии Лукача, он отдает предпочтение их авторскому подходу.
Затем Лукач устанавливает диалектическую оппозицию между двумя элементами, которые, по его мнению, присущи человеческому опыту. Он утверждает, что это диалектическое отношение существует между «видимостью» событий как субъективного, ничем не ограниченного опыта и их «сущностью», вызванной объективной тотальностью капитализма. Лукач объясняет, что хорошие реалисты, такие как Томас Манн , создают контраст между сознаниями своих персонажей (внешность) и независимой от них реальностью (сущность). По словам Лукача, Манн добивается успеха, потому что он создает этот контраст. И наоборот, писатели-модернисты терпят неудачу, потому что они изображают реальность только такой, какой она кажется им самим и их персонажам — субъективно — и «не могут проникнуть на поверхность» этих непосредственных, субъективных переживаний, «чтобы обнаружить лежащую в их основе сущность, то есть реальные факторы, которые связывают их переживания». к скрытым социальным силам, которые их производят». По словам Лукача, подводные камни, связанные с использованием оперативности, многочисленны. Поскольку предрассудки, насаждаемые капиталистической системой, настолько коварны, от них невозможно избавиться, не отказавшись от субъективного опыта и непосредственности в литературной сфере. Их могут заменить только авторы-реалисты, которые «отказываются и выходят за пределы непосредственности, тщательно исследуя все субъективные переживания и сопоставляя их с социальной реальностью»; это непростая задача. Лукач полагается на Гегелевская диалектика, чтобы объяснить, как отношения между этой непосредственностью и абстракцией производят тонкую идеологическую обработку со стороны капиталистической тотальности. Он объясняет, что денежное обращение, как и другие элементы капитализма, полностью абстрагировано от своего места в более широкой капиталистической системе и поэтому предстает как субъективная непосредственность, которая ускользает от его положения как важнейшего элемента объективной целостности.
Хотя абстракция может привести к сокрытию объективной реальности, она необходима искусству, и Лукач считает, что авторы-реалисты могут успешно использовать ее, «чтобы проникнуть в законы, управляющие объективной реальностью, и раскрыть более глубокую, скрытую, опосредованную, не сразу уловимую реальность». отношения, которые составляют общество». Лукач утверждает, что после огромных интеллектуальных усилий успешный реалист может обнаружить эти объективные отношения и придать им художественную форму в форме субъективного опыта персонажа. Тогда, используя прием абстракции, автор может изобразить переживание персонажем объективной реальности как такой же субъективный, непосредственный опыт, который характеризует влияние тотальности на невымышленных личностей. Лучшие реалисты, утверждает он, «изображают жизненно важные, но не сразу очевидные силы, действующие в объективной реальности». Они делают это с такой глубиной и правдивостью, что продукты их воображения потенциально могут получить подтверждение в последующих исторических событиях. Настоящие шедевры реализма можно оценить как «целые», изображающие обширную и исчерпывающую объективную реальность, подобную той, которая существует в научно-популярном мире.
Выдвинув свою формулировку желательной литературной школы, реализма, изображающего объективную реальность, Лукач снова обращается к сторонникам модернизма. Цитируя Ницше , который утверждает, что «признаком каждой формы литературного упадка... является то, что жизнь больше не живет в тотальности», Лукач стремится развенчать модернистские изображения, утверждая, что они не отражают объективную реальность, а вместо этого переходят от субъективности к создать «самодельную модель современного мира». Абстракция (и непосредственность), присущая модернизму, изображает «сущности» капиталистического господства в отрыве от их контекста, таким образом, что каждая сущность рассматривается в «изолированности», а не принимается во внимание объективная целостность, которая является основой для всех из них. Лукач считает, что «социальная миссия литературы» состоит в том, чтобы прояснить опыт масс и, в свою очередь, показать этим массам, что на их опыт влияет объективная целостность капитализма, и его главная критика модернистских школ литературы заключается в том, что они терпят неудачу. жить ради этой цели, вместо этого неумолимо продвигаясь к более непосредственным, более субъективным и более абстрактным версиям вымышленной реальности, которые игнорируют объективную реальность капиталистической системы. Реализм, поскольку он создает явно субъективный опыт, демонстрирующий существенные социальные реальности, которые его провоцируют, является для Лукача единственной оправданной и ценной литературной школой начала двадцатого века.
Ссылки
[ редактировать ]- Лукач, Дьёрдь. «Реализм на волоске». Антология теории и критики Нортона. Ред: Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: Нортон, 2001. 1033–1058.