Ханна Куленты
Ханна Куленты (род. 18 марта 1961, Белосток ) — польский композитор современной классической музыки . С 1992 года работала и жила как в Варшаве ( Польша ), так и в Арнеме ( Нидерланды ).
Музыкальное образование
[ редактировать ]После обучения игре на фортепиано в имени Кароля Шимановского Музыкальной школе в Варшаве с 1976 по 1980 год Куленты изучал композицию у Влодзимежа Котонского в Музыкальной академии имени Фредерика Шопена в Варшаве. С 1986 по 1988 год она изучала композицию у Луи Андриссена в Королевской консерватории в Гааге . В 1984 и 1988 годах она участвовала в Дармштадтских международных летних курсах новой музыки . В 1983 и 1990 годах она была участницей Международных курсов для молодых композиторов в Казимеже , организованных польской секцией ISCM , — где посещала лекции Янниса Ксенакиса , Витольда Лютославского , Томаса Кесслера и Франсуа-Бернара Маша .
Основная деятельность
[ редактировать ]С 1989 года Куленти работал композитором-фрилансером и получал множество заказов и стипендий. Она написала 2 оперы и 12 произведений для большого оркестра . Она написала множество произведений для сольных инструментов и камерных групп. С 2007 года она также занимается написанием музыки для телеспектаклей и кино.
В 1990 году она была приглашенным композитором в течение одного года в Немецкой службе академических обменов (DAAD) в Берлине . В 1998 году ее пригласили в качестве приглашенного лектора в три университета Лос-Анджелеса . В 1999/2000 году она работала композитором в оркестре Het Gelders Orkest в Нидерландах. организовал В ноябре 2000 года Deutschlandfunk в Кёльне портретный концерт (выпущен на компакт-диске Arcs & Circles). Она читала лекции на фестивале Other Minds 10 ( Сан-Франциско ) и на Soundstreams Canada 2005 в Торонто . В 2007 году она была приглашенным профессором Музыкальной академии ESMUC в Барселоне .
Была членом жюри на Мюнхенской биеннале в 1995 году, на Международной премии композиторов Gaudeamus 2002 в Амстердаме , на 9-м Международном конкурсе композиторов имени Казимира Сероцкого в Варшаве (2003), на Международном конкурсе новых камерных опер «Орфей- Лучано Берио, 2003–2003». 2004» в Сполето , а также в 2005 и 2007 годах во время Международного конкурса современной камерной музыки в Кракове .
Стиль и техника композиции.
[ редактировать ]«Музыка Ханны Куленти пронизана образами органической трансформации и роста. Интуитивное формирование развивающихся звуковых моделей, расширенных фраз и богато детализированных текстур в этих работах является результатом оригинальной композиционной техники Куленти, которую она называет «полифонией арок» или «дуг». Работы включают в себя множество слоев одновременных «арок», которые могут начинаться в разных точках своих траекторий и развиваться с разной скоростью.
Ее композиционный стиль изменился за годы, прошедшие после ее блестящего оркестрового дебюта Ad Unum , мощного, диссонансного, драматического и хорошо продуманного исследования сближения к музыкальному единству. После этой работы любимым средством творчества Куленти стал симфонический оркестр.
В 1990-е годы композитор разработал оригинальную версию «постминималистического» стиля, характеризующуюся уменьшением количества и плотности музыкальных слоев по сравнению с более ранним, насыщенным и драматичным стилем «полифонии арок». Она назвала этот стиль своей версией «европейской транс-музыки». В этот период Куленти редко использовал внезапные текстурные разрезы и сдвиги. Вместо этого она часто структурировала свои композиции как отдельные мощные арки, медленно развивающиеся во времени, постепенно увеличивая захватывающую интенсивность эмоций.
Ее склонность к музыкальному драматизму и накал эмоций нашли подходящее выражение в ее сценической музыке. «Интуитивный конструктивизм» в сочетании с повышенным эмоциональным накалом ее музыки хорошо подходит для освещения драматических ситуаций. Владение Куленти временем и ее способность структурировать свой музыкальный материал по слоям, неумолимо и неизбежно приближаясь к мощным кульминациям, придают симфоническое измерение другим ее театральным композициям.
Новейшая композиционная техника Куленти «полифония временных измерений» подчеркивает цикличность времени и одновременность временных событий, происходящих в разных временных планах». [ 1 ]
Награды
[ редактировать ]В 1985 году Куленти был удостоен второй премии Европейского конкурса молодых композиторов, организованного в Амстердаме, за композицию Ad Unum для оркестра (1985).
В 1987 году она была удостоена премии Станислава Выспянского (2-я степень).
В том же году она была удостоена второй премии конкурса молодых композиторов Союза польских композиторов с « Поездкой для 6 ударников» (1987).
Также она была удостоена премий на конкурсе композиторов Варшавского отделения Союза польских композиторов: Квинто для 2-х фортепиано (1986), первая премия; Дыхание для струнного оркестра (1987), первая премия; «Пушка» для скрипки и фортепиано (1988) – третья премия; ааа TRE для альта, виолончели и контрабаса (1988), вторая премия 1989.
В 2003 году ее композиция «Концерт для трубы» (2002) завоевала первую премию на 50-й Международной трибуне композиторов , за что получила медаль Моцарта ЮНЕСКО от Международного музыкального совета .
Ее композиции «Прелюдия», «Постлюдия» и «Псалом » для виолончели и аккордеона (2007) и «Струнный квартет № 3 – Расскажи мне об этом» (2008) были выбраны соответственно среди десяти лучших голландских произведений 2007 и 2008 годов на конкурсе «Toonzetters» в Амстердам.
О выступлениях
[ редактировать ]Премьеры композиций Куленты состоялись на фестивалях по всему миру, таких как Хаддерсфилдский фестиваль современной музыки , Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль , Мюнхенская биеннале , Варшавская осень и Musica Polonica Nova . Ее многочисленные оркестровые произведения исполнялись симфоническими оркестрами Нидерландов ( Radio Filharmonisch Orkest ), Дании ( Датский национальный симфонический оркестр ), Польши и Германии ( Radio-Symphonie-Orchester Berlin ) под управлением таких дирижеров, как Дэвид Порселейн , Антони Вит , Питер Хирш , Петер Этвос , Инго Мецмахер , Ренато Риволта и Рональд Золлман . Ее произведения исполняли такие солисты, как Изабель ван Келен, Элизабет Хойначка , Кшиштоф Бонковски, Марко Блаау и Фрэнк Петерс, а также голландский ансамбль De Ereprijs, который несколько раз поручал ей писать произведения. В 2008 году квартет «Кронос» исполнил ее струнный квартет № 4. После успеха оперы «Мать чернокрылых снов» на Мюнхенской биеннале 1996 года она считается «одной из ведущих фигур на польской композиторской сцене». [ 2 ]
Композиции Куленты издаются издательством Donemus (часть Музыкального центра Нидерландов ) в Амстердаме и издательством PWM Edition в Кракове.
Список произведений (по жанрам)
[ редактировать ]Оперы и другие сценические произведения
[ редактировать ]- Гофманиана (2003) – опера в двух действиях
- Мать чернокрылых снов (1995) – опера в одном действии
- Притча о зерне (1985) – камерная опера/монодрама
- Остров (2006) – сценическое произведение для трубы соло, голоса, ансамбля и кассеты
- Lost & Found двадцать пять (2008) – музыкально-танцевальный театр для ансамбля и кассеты
Симфонический оркестр и камерный оркестр
[ редактировать ]- Одному (1985) – симфонический оркестр
- Дышите (1987) - камерный оркестр
- Цертус (1997) – камерный оркестр
- Часть первая (1998) – симфонический оркестр
- Пассакалья (1992) – камерный оркестр
- Фортепианный концерт № 2 (1991) – фортепиано, симфонический оркестр
- Фортепианный концерт № 3 (2003) – фортепиано, симфонический оркестр
- Кватро (1986) – камерный оркестр
- Тригон (1989) – камерный оркестр
- Sinequan Forte A (1994) - соло, усиленная виолончель с задержкой, симфонический оркестр
- Sinequan Forte B (1994) соло, усиленная виолончель с задержкой, камерный оркестр
- Симфония № 1 (1986) - симфонический оркестр
- Симфония № 2 (1987) – симфонический оркестр, смешанный хор.
- Симфония № 3 (2000) – симфонический оркестр
- Концерт для трубы (2002) – труба, симфонический оркестр
- Концерт для скрипки № 1 (1993) – скрипка, симфонический оркестр
- Концерт для скрипки № 2 (1996) – скрипка, симфонический оркестр
Большой ансамбль
[ редактировать ]- Несколько минут для Эрепрайса (1992) – ансамбль
- Воздух (1991) – ансамбль
- Эльфен (1997) – балетная музыка для ансамбля.
- Концерт для флейты №. 1 (2001) - флейта (усиление, задержка) и камерный оркестр
- Going Up 2 (1995) - ансамбль
- Меццо Танго (2004) – духовой оркестр
- Меццо Танго 2 (2005) - ансамбль
- Фортепианный концерт № 1 (1990) – фортепиано, ансамбль
- Вечный (1989) - ансамбль
- Открытка из Европы (2004) – ансамбль
- Концерт для скрипки № 1 (1992) – скрипка, ансамбль
Камерные группы
[ редактировать ]- Аркус (1988) - три перкуссиониста
- ааа TRE (1988) — альт, виолончель, контрабас
- Колыбельная песня (1993) — скрипка, виолончель, фортепиано
- Четвертый круг (1994) - скрипка (или альт/виолончель) и фортепиано
- Шестой круг (1995) — труба, фортепиано
- Asjaawaa (2001) - меццо-сопрано, флейта, арфа, фортепиано, перкуссия, электроника
- Блаттинус (1996) - квартет саксофонистов
- Духовые духовые № 2 (2005) – для валторны и трубы
- Кэннон (1988) – скрипка, фортепиано
- Crossing Lines (2001) — скрипка, кларнет, фортепиано
- Децимо (2000) – для хора, шесть голосов
- Going Up 1 (1995) — скрипка, контрабас
- Kisses & Crosses (2007) – для фортепиано и ударных
- Лисанксия (1994) – гамелан, кассета
- ММ-блюз (1999) – два фортепиано и две ударные.
- Прелюдия, Постлюдия и Псалом (2007) – для виолончели и аккордеона
- Квинто (1986) – два фортепиано
- Радуга 3 (2003) — флейта, бас-кларнет, фортепиано [ 3 ]
- Рапидус (1998) - квартет саксофонистов
- Поездка (1987) - шесть перкуссионистов
- Беги (2004) – флейта и фортепиано
- Сьерра (1996) – скрипка, виолончель
- Стретто (1998) — флейта, кларнет, виолончель, гитара
- Струнный квартет нет. 1 (1984)
- Струнный квартет № 2 (1990)
- Струнный квартет № 3 – Расскажи мне об этом (2007)
- Струнный квартет № 4 (Колыбельная песня) (2007)
- Tap-Blow-Dance4* (2020) 2 бас-кларнета, виолончель, вибрафон [12'] [ 4 ] [ 5 ]
- Шугар-Фела Танго (2009) – для фортепиано и четырех инструментов
- Расскажи мне об этом 1 (2006) – для кларнета, виолончели, тромбона и фортепиано
- Расскажи мне об этом 2 (2006) - для бас-кларнета, виолончели, тромбона и контрабаса
- В ожидании… (1997) – голос, фортепиано
Сольные инструменты
[ редактировать ]- Арчи (1986) - соло на ударных
- Пятый круг (1994) – альтовая флейта с задержкой
- Третий круг (1996) – фортепиано соло
- Духовые духовые № 1 (2004) – соло на трубе
- Духовые духовые № 2 (2004) - валторна и труба
- Духовые духовые № 3 (2005) - соло на валторне или соло на трубе
- Духовые духовые № 4 (2007) – соло на тубе
- Каденция (1992) – соло скрипки с задержкой
- Drive Blues (2000) – соло на фортепиано
- E for E (1991) - соло на клавесине
- Гармониум (1999) - соло на фисгармонии
- Один за другим (1988) - соло маримбы
- Прелюдия и Псалм (2007) - соло на фисгармонии или другой клавишный инструмент
- Сесто (1985) – фортепиано соло
- Синекуан (1993) – соло на виолончели с дополнительной задержкой
- Синекуан (ред. 1993) - соло для виолончели с задержкой
- Натюрморт с виолончелью (1993) – соло на виолончели
- Натюрморт со скрипкой (1985) – скрипка соло
- Три минуты для контрабаса (1983) - соло на контрабасе
Электроакустическая музыка
[ редактировать ]- Запрос на Солнце (1984) - электроакустическая лента
- Сувенир из санатория (1988) – компьютерная музыка
См. также
[ редактировать ]- Польские композиторы
- Музыка Польши
- Список поляков
- Список композиторов-классиков 20 века по дате рождения
Примечания
[ редактировать ]- ^ Трохимчик, Майя. 2003. «Музыка Ханны Куленты». В книге Ханна Куленты — композиторская брошюра Donemus . Амстердам: MuziekGroep Нидерланды, 2004. ISBN 90-74560-52-0
- ^ Хлопецкий, Анджей. «Современная польская музыка» . Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ «Интернет-магазин Donemus — Радуга 3» . Интернет-магазин.donemus.com . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Ханна Куленты, Степа-Blow-Dance 4» . pwm.com.pl. Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ "Орех" . Попробуйте Тон . Проверено 9 августа 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хлопецкий, Анджей. 1997. «Куленты, Ханна». Музыкальная энциклопедия PWM (биографическая часть, под ред. Эльжбеты Дзенбовской), Краков: PWM. ISBN 83-224-3303-4
- Капушинский, Марек. 1987. «Ханна Куленты». Биографическая справка на обложке пластинки Ad Unum. Варшава: Arston Records, Польша.
- Томас, Адриан. 2001. «Куленты, Ханна». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-60800-3
- Трохимчик, Майя. «Польские композиторы: Ханна Куленты» . Расширенная биография Польского музыкального центра USC. Проверено 2 февраля 2009 г.
- Фон дер Вейд, Жан-Ноэль , Музыка ХХ века. и века , Париж, Файард, колл. Множественное число, 2010, с. 232–233.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1961 года рождения
- Живые люди
- Польские композиторы-классики
- Голландские женщины-композиторы-классики
- Голландские композиторы-классики
- Композиторы-классики XXI века
- Польские оперные композиторы
- Выпускники Музыкального университета имени Шопена
- Музыканты из Белостока
- Выпускники Королевской консерватории Гааги
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Женщины-оперные композиторы
- Женщины-композиторы XXI века
- Польские женщины-композиторы-классики