Протоионийцы
Протоионийцы , — гипотетические самые ранние носители ионических диалектов древнегреческого языка главным образом в произведениях Жана Фокуно. Отношение ионического языка к другим греческим диалектам является предметом споров. В основном он сгруппирован с аркадо-кипрским, а не с дорическим , что отражает две волны миграции в Грецию после протогреческого периода, но иногда также и отдельно от аркадо-кипрского наравне с дорическим, что предполагает три отдельные волны миграции.
Позиция ионического греческого языка
[ редактировать ]Основная греческая лингвистика разделяет греческие диалекты на две большие генетические группы: одна включает дорический греческий язык , а другая включает как аркадокипрский , так и ионический греческий языки . Но альтернативные подходы, предлагающие три группы, не являются редкостью; Тамб и Кикерс (1932) предлагают три группы, классифицируя ионический язык как генетически столь же отдельный от аркадокипрского, как и от дорического. Как и некоторые другие лингвисты (Владимир Георгиев, К. Рюй, П. Левек и др.), двудольная классификация известна как «теория Риша-Чедвика», названная в честь двух ее известных сторонников, Эрнста Риша и Джона Чедвика . [1]
«Протоионийцы» впервые появляются в работе Эрнста Курция (1887), который считал, что аттико-ионическая диалектная группа возникла в результате «ионизации» Аттики в результате иммиграции из Ионии в исторические времена. Курций выдвинул гипотезу, что произошла «протоионийская» миграция с Балкан в западную Анатолию в тот же период, когда аркадский диалект (преемник микенского греческого этапа, еще не обнаруженный во времена Курция) пришел на материковую Грецию. [2] Гипотеза Курциуса была поддержана Джорджем Хемплом в 1920 году. [3] Хемпл предпочитал называть этих гипотетических ранних анатолийских греков «явонцами». Хемпл пытался защитить прочтение хеттской клинописи как греческой, несмотря на то, что Грозный в 1917 году выделил хеттский язык в отдельную ветвь индоевропейского языка.
Фокунау
[ редактировать ]Трехсторонняя теория была возрождена лингвистом-любителем Жаном Фокуно. По его мнению, первыми греческими поселенцами на их исторической территории были (пеласгические) «протоионийцы», которые отделились около 3000 г. до н. э. как от протодорийцев, так и протомикенцев от . Фоконо связывает эту трехволновую модель с аналогичными взглядами, выдвинутыми Паулем Кречмером в 1890-х и 1900-х годах ( т. е . до расшифровки линейного письма Б ), с модификацией: (протоионная) Первая волна пришла по морю, Протоионийцы» расселились сначала на Кикладских островах, затем на Эвбее и Аттике. Последние две волны — это общепринятое прибытие микенских греков (лингвистических предшественников аркадокиприотов) примерно в 1700 г. до н. э. и дорийское вторжение около 1100 г. до н. э.
Вслед за Георгиевым [4] [5] Фокуно приводит три аргумента в пользу протоионического языка. [6] Во-первых, это объяснение некоторых микенских форм как заимствований у протоионийцев, уже присутствовавших в Греции: он утверждает, что дигамма неожиданно отсутствует в некоторых микенских словах, [7] случайное разрешение индоевропейского вокала r на -or/ro- вместо -ar/ra- ; то-пе-за для τράπεζα, [8] и объяснение микенского слова pa-da-yeu как греческого παδαω/πδαω, [9] «весенний прыжок, связанный», который он интерпретирует как родственный и имеющий то же значение английскому веслу . [10]
Второй аргумент представляет собой усовершенствование давно устоявшегося аргумента в археоастрономии , развитого совсем недавно Майклом Овенденом: [11] которая рассматривает движение Северного полюса относительно неподвижных звезд из- прецессии равноденствий за . Овенден, исходя из наклона созвездий на современном небе и гипотезы о том, что Арат и Гиппарх (насколько его работы сохранились) правильно и полностью представляют древнюю традицию, заключил, что созвездия, которые мы сейчас используем, были изобретены, когда Полюс находился в Драко . около 2800 г. до н.э. Он также пришел к выводу, что изобретатели, вероятно, жили между 34°30' и 37°30' северной широты, к северу от большинства древних цивилизаций, и, следовательно, вероятно, были минойцами.
Доктор Кроммелин из FRAS оспаривает эту широту, утверждая, что создатели созвездий могли видеть только до 54 ° южной широты, но это совместимо с такими низкими широтами, как 31 ° северной широты Александрии ; звезды, которые огибают южный горизонт лишь на несколько градусов, практически не видны. станут Если предположить, что широта Греции находится, Канопус и Фомальгаут невидимыми. Кроммелин оценивает созвездия в 2460 г. до н. э.; Р. А. Проктор оценил 2170 г. до н.э. Э. У. Маундер 2700 г. до н.э. [12]
Дополнением к этому Фокуно является аргумент о том, что Крит также находится слишком далеко на юге, что названия созвездий (ионические) греческие, а не минойские, и, следовательно, создателями созвездий должны быть протоионийцы с Киклад . [13] Южное побережье Крита расположено на 35° северной широты; Сирос , который он называет центром протоионийской цивилизации. [14] находится на 37°20'. [15] На этом основании он отождествляет протоионийцев с археологической раннекикладской II культурой: ведь они делали круглые « сковородки », причем одна из них с врезанной спиралью, а Фестский диск круглый с врезанной спиралью. [16]
Его третий аргумент основан на несколько неясном использовании Геродотом слова «пеласги» для обозначения различных народов, говорящих по-гречески и не только, вокруг бассейна Эгейского моря. Фоконо утверждает, что слово, которое он своеобразно происходит от πελαγος, «море», [17] означает потомки протоионийцев. Некоторые из них потеряли свой язык, потому что поселились среди иностранцев; другие, например афиняне, сохранили свой язык — аттический, по-видимому, возникает из смеси протоионийского и других диалектов. Он не объясняет, почему Гомер говорит о Додоне , находящейся внутри страны, в северо-западной Греции, как о пеласге (Ил, 16,233); и почему ни одно место в исторической Ионии не называется Пеласгией.
К приведенным выше аргументам он дополняет археологические факты. Например, Алаксандуский договор между Вилусой и Хеттской империей носил греческое название в то время, когда в Трое не было микенской керамики. Фокоуно считает, что все эти аргументы являются косвенным подтверждением его собственного утверждения о расшифровке Фестского диска как протоионического.
«Протоионический дисковый язык» Фокуно имеет большинство свойств гомеровского греческого языка , включая утрату лабиовеляров и даже дигаммы (оба сохранились нетронутыми в микенской эпохе 14 века до н. э.). Дигамма в прочтении Фокунау Фестского диска в некоторых случаях перешла в y , звуковой сдвиг, не известный ни в одном другом греческом диалекте, но подозреваемый в ионическом (например, Ion. païs v/etym. paus). По мнению Фокунау, пеласги , троянцы , карийцы и филистимляне — все произошли от протоионийцев.
Работа Фокуно по этой теме получила две научные оценки. Поль Фор , как показано ниже, тепло пишет о многих частях протоионийской теории. Он отказывается заняться расшифровкой и опускает кельтов; он также датирует среднекикладскую культуру только 2700 г. до н.э., а не 2900 г. Ив Дюу выражает свое недоверие к расшифровке, но не упоминает более широкую теорию, за исключением отрицания того, что Диск пришел с Сироса. Статья Фокуно о статистической проблеме того, сколько символов может быть опущено в коротком тексте, никогда не цитировалась. Большая часть из них касается давно решенного случая, в котором символы одинаково вероятны.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Жан Фоконо, Дешифровка Фестского диска , Париж, 1999.
- ^ Жан Фоконо, Протоионийцы: история забытых людей , Париж, 2001. Esp. стр. ^ 33 и далее, ^ 35 и далее, ^ 37е, ^ с. 57, ^ с. 61, ^ с. 63 ^ 124.
- Обзор: Поль Фор, Обзор греческих исследований, том. 15 (2002), с. 424ф.
- Жан Фоконо, Народы моря и их история , Париж, 2003 г.
- Жан Фоконо, Греческое происхождение в бронзовом веке , Париж, 2005 г.
- ^ Владимир Георгиев, « Микены и Гомер: проблема дигаммы » в материалах Кембриджского коллоквиума по микенским исследованиям , Кембридж, 1966, стр. 104-124.
- ^ Владимир Георгиев, « Обработка индоевропейских гласных сонантов и проблема характера микенского языка » в Acta Mycenaea , Саламанка, 1972, с. 361-379.
- ^ Джонатан М. Халлм, Эллинизм: между этнической принадлежностью и культурой . Издательство Чикагского университета, 2002 г., ISBN 978-0-226-31329-0 , с. 39.
- ^ Джордж Хемпл, Доисторические странствия хеттских греков , в Средиземноморских исследованиях, Том III. Издательство Стэнфордского университета (1931), ISBN 978-0-8047-0838-8
- Пауль Кречмер, Введение в историю греческого языка (1896 г.).
- Пьер Левек , «Греческое приключение» , с. 16-29.
- ^ Майкл В. Овенден, Происхождение созвездий в Философском журнале 3 (1966), стр. 1-18.
- ^ ACD Кроммелин «Древние фигуры созвездий» в книге Хатчинсона «Великолепие небес», Лондон, 1923 Том. II стр. 640–669.
- Корнелис Дж. Руйдж, в «Эгейских цивилизациях» , Рене Трей и др. редактировать, (Париж, 1989), с. 401-423.
- Корнелис Дж. Руйдж, Sur la dilectale du Mycénien в трудах и мемуарах Второго международного конгресса микенологов (Рим, 1996), с. 115-124.
- А. Тамб, Э. Кикерс, Справочник греческих диалектов (1932).
- ^ Лидделл, Скотт, Джонс, Греко-английский лексикон , sv πηδάω.
- ^ Национальный географический атлас мира (изд. 1992 г.), стр. 66.